Евангелисты христиане баптисты

Вопросы

Мой вопрос:

  1. произойдёт ли объединение регистрированных и не регистрированных христиан?
  2. почему произошёл раскол среди баптистов?
  3. почему среди братьев и сестёр родственники пресвитера занимают привилегированное положение?

Александр.

Ещё один вопрос по этой же теме.

Здравствуйте! У нас в небольшом городе есть две церкви баптистов, одна называется СЦ ехб, вторая просто ехб, чем они отличаются друг от друга. И может разделение идёт только из-за амбиций руководителей? Как и в других конфессиях.
Олег.

Ответ

Мир Вам, брат Александр. Мир Вам, брат Олег.

1. Думаю, что, отвечая на первый вопрос, необходимо внести некоторую ясность.

Видимо Вы имеете в виду регистрированные и не регистрированные церкви. Ситуация, подобная той, которую описывает Олег. Дело в том, что христиане не имеют нужды в регистрации. Необходимость регистрации встаёт перед каждой отдельной общиной, и каждая община решает вопрос регистрации исходя из своих представлений, планов развития, и намерений, приобретая недвижимость, обеспечивая законность финансовой деятельности. Закон не требует от церкви регистрации, позволяя существовать в качестве религиозной группы. Например, в Российском Союзе ЕХБ есть не менее половины церквей не зарегистрированных. И это совершенно не препятствует братским отношениям и благословенной жизни в единстве. Очевидно, Вы имеете в виду церкви объединённые Советом Церквей, которые не регистрируются из боязни лишиться святости. Я могу сказать, что сегодня не стоит вопрос об объединении названных Вами двух Баптистских союзов. На данный момент такой необходимости нет. Ведь баптисты исповедуют принцип автономии церкви. Даже объединённые в Союз церкви, остаются автономными и всю свою духовную жизнь организуют самостоятельно. Церкви самостоятельно избирают служителей, распоряжаются финансами, занимаются благовестием, и в союзе с братскими церквами на основе добровольности участвуют в миссионерской деятельности, образовании и иных духовных мероприятиях. В России в настоящее время существует несколько союзов и объединений с догматикой ЕХБ, множество автономных церквей, которые имеют открытые братские отношения. Существует Общественный Совет, в рамках которого все церкви и Объединений ЕХБ контактируют между собой.

Церкви, входящие в Совет церквей, как ВЫ назвали их, не регистрированные, не участвуют в общебаптистских мероприятиях. Они очень святы, (так они думают о себе), они не могут общаться с церквами, которые зарегистрированы, и, кроме того, они не признают никаких других возможных форм существования церкви, кроме Совета Церквей. Считаю, что в настоящее время актуальным является не объединение, но восстановление христианских отношений. Признание друг друга, уважение друг друга, отказ от обвинений, часто надуманных. Это большой духовный труд, но этот труд возложен на спасённых Господом. Блаженны миротворцы. Будьте в мире со всеми. Не судите. Не мстите. Прощайте. Любите. «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны» (Кол.3:15). «Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил.4:7). Я думаю, что в словах Олега есть большая доля правды.

2. Сложно ответить на вопрос, почему произошёл раскол среди баптистов. Что я могу сказать об этой трагической странице истории евангельского братства в Советском Союзе.

Всесоюзный Совет Евангельских Христиан баптистов, был вызван к жизни буквально из лагерей. Время Отечественной войны, необходимость открытия второго фронта, требования Союзников дать свободу для верующих, способствовали тому, что Сталин дал добро на служение Православной церкви и Баптистской. Но, уступив обстоятельствам, Сталин не изменил себе и не изменил себя. ВСЕХБ имел мало прав, вернее прав не имел вовсе. Это по большей части было компромиссное, если не сказать лукавое прикрытие перед мировым сообществом, дабы показать миру, что религиозная свобода в стране советов наличествует. Немногим церквам в ту пору дали право на жизнь, зарегистрировав и разрешив, таким образом, легальное существование. Большая часть церквей так и не получила регистрации. ВСЕХБ не дерзнул вести пасторскую заботу о тех, кому не дали права на жизнь. Таким образом была заложена основа для разделения.

Но политика власти предполагала полное искоренение религии. И естественно всё своё давление власть оказывала на ВСЕХБ, ущемляя и без того бесправные церкви. Надо помнить, что одной из главных задач построения коммунистического общества в СССР, было искоренение религии. Активный рост евангельского движения, их независимость от государственной идеологии, например дети баптистов не вступали в пионеры и в комсомол, вызвали ярость у тех, кто взял на себя власть быть «умом и честью и совестью эпохи». Принудив ВСЕХБ написать «инструктивное письмо» и «положение о Старших пресвитерах», власть спровоцировала баптистов на протест. Инициативная группа служителей, адресовала ВСЕХБ своё неприятие их постановлений и потребовала созыва съезда. Конфликт развивался как в боевике, в результате чего, из инициативной группы сформировался Оргкомитет, а затем и Совет церквей, со своим уставом, канцелярией, издательством, системой благовестников, по подобию системы Старших пресвитеров ВСЕХБ. Движение захватило практически все церкви, и разделения церквей, и даже семей, стали главным событием той эпохи. В свою очередь ВСЕХБ, желая погасить пожар разделения, стала проявлять активность в отстаивании прав верующих, было получено разрешение на проведение съезда. ВСЕХБ организовал комиссию по примирению, пригласило на съезд представителей СЦ. На Съезде было принесено публичное покаяние за издание документов, антиевангельского духа, были отменены «Положение» и «Инструктивное письмо». Но СЦ съезд не признал, покаяние не принял, и продолжил свою деятельность с одной стороны по развитию жизни в церквах, с другой стороны по дискредитации ВСЕХБ. Власть стала оказывать давление на СЦ, подвергая преследованиям служителей церквей, подвергать их тюремному заключению, ещё больше способствуя разделению. Страдания и гонения, служили свидетельством святости, неподкупности, и напротив, свобода в исповедании веры свидетельствовала о связи с богоборческой властью, продажности служителей, и отсутствия святости. Так интерпретировали положение вещей последователи СЦ. К сожалению, главный пафос протеста против государственного атеизма и притеснения верующих, сменился обвинением ВСЕХБ во всех тяжких, что продолжается и до сих пор, несмотря на кончину Советского Союза. ВСЕХБ прекратил своё существование чуть раньше, изменив Устав, и структуру управления. С развалом Советского Союза, в каждой республике были созданы Союзы Евангельских христиан баптистов, которые сохраняют братские отношения между собой в рамках Евразийской Федерации Союзов ЕХБ. Совет церквей сохранил жесткую систему управления, с неограниченной властью центра, который распространил своё влияние и на церкви в эмиграции, что отразилось в названии. В настоящее время это Международный Совет Церквей. Такова история раскола. Вы спрашиваете, ПОЧЕМУ произошёл раскол? Как видно, есть три очевидных причины.

  1. Власть искала и использовала любые возможности для уничтожения верующих. Древний принцип «разделяй и властвуй» им был известен.
  2. Духовные лидеры ВСЕХБ, из желания сохранить легальную жизнь церквей, шли на компромиссы, очевидно недопустимые.
  3. Восставшие лидеры баптистов не сумели вовремя увидеть, что всю мощь праведного гнева, они обрушили на своих собратьев, сделав разделение необратимым.

Таким образом, я лично вижу в обеих группах баптистов чистые намерения, которыми они руководствовались, в силу своего представления о правде Божьей, и своей ответственности.

Обе группы, полагались на свой разум и волю. В большей степени это было проявлено в группе СЦ, которые взяли на себя право судить власть и мирскую и духовную. Последствия такого плотского служения до сего дня провоцируют осуждение своих собратьев, расколы, и изоляционизм. Свидетельством сему служит тот факт, что двадцать лет назад ВСЕХБ сошёл с арены, но на устах лидеров СЦ не изменяемая речь обвинения в адрес давно умерших людей. Ваша ситуация, брат Олег, как раз подтверждает это заключение.

3. Почему же родственники пресвитера занимают привилегированное положение?

Я думаю, что это нонсенс. Такого не может быть в евангельской церкви. Ведь одним из серьёзных аргументов сторонников реформирования русской православной церкви, было как раз деление церкви на клир и мир. И евангельское движение, духоборов, молокан и наконец баптистов всегда делали упор на пример Иисуса Христа, который как начальник и совершитель веры, говорит: «так как Сын Человеческий не пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матф.20:28). И это Он сказал, прежде давая Своим ученикам наказ: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Матф. 20: 25-27). Примером можно привести славного полковника гвардейца Пашкова, который все свои богатейшие имения предоставил для служения делу благовестия. В Его залах собирались вместе для изучения Писания и общения, и знать, и простолюдины, дворяне и кучера, салонные дамы и швейки и кухарки. Подобное же мы можем видеть в служении Мазаева, богатейшего человека начала двадцатого века. Будучи Председателем Союза баптистов. Он был слугой братства.

Это было потрясением, для тогдашнего русского общества, общества с ярким разделением на панов и холопов, попов и прихожан. Однако больший из вас тот, кто всем слуга, таков порядок данный Спасителем и Господом. Писание учит нас: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1Тим.5:17). Но и этот совет, не говорит о привилегиях.

Не зная деталей того, что Вы имеете в виду, я добавлю, что тем более родственники, не могут иметь никакого преимущества в церкви, разве лишь только в том, чтобы быть примером благочестия, примером смирения, и образцом в добродетели.

Претензии на почести и особое место в церкви должны быть исключены. Это мирской дух, противный духу Евангелия. Единственный превознесённый в Церкви – Иисус Христос. Ему и слава во веки веков.

С уважением, Ю. Сипко

Мы веруем, что Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов канонические, является Словом Божиим, написанным по вдохновению Духа Святого и состоит из 39 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. Ин. 17:17; Рим. 3:22.

О Боге

Мы веруем в единого, живого, истинного Бога. Втор. 4:35; Ис. 44:6; 45:5-6; Пс. 89:3; Иер. 10:10; Дан. 6:26; Мр. 12:29,32; Иоан. 17:3.

Мы веруем, что Бог совершен, праведен и свят. Мф. 5:48; 1 Пет. 1:15-16; Втор. 32:4; Ис. 57:15.

Бог милосерд, справедлив и сострадателен. Лук. 6:36; Пс. 118:37; Пс. 98:9; Иак. 5:11; Пс. 85:5; 114:5; Лук. 10:30-37; Мф. 9:36; 14:14; Лук. 7:13; Евр. 4:15.

О триединстве Бога

Бог Сын – Иисус Христос. Иоан. 6:27; Рим. 9:5; 1-е Тим. 3:16; Иоан. 1:1; Иоан. 10:30;Флп. 2:6; Мф 28:19; 2 Кор. 13:13. Бог Дух Святой Деян. 5:3-4; 1 Кор. 3:16.

Мы веруем, что каждый рожденный свыше человек имеет в себе Отца, Сына и Духа Святого. 2 Иоан 9; 1 Иоан. 2:23; 1 Кор. 3:16; Рим. 8:9.

Об Иисусе Христе – Сыне Божием

Мы веруем, что Бог от вечности предопределил Своего единородного Сына Иисуса Христа как жертву умилостивления для искупления и спасения рода человеческого Рим. 8,3; 1 Пет. 1:18,20; Ис. 53:5; 1 Пет. 2:24; 3:18.

Мы веруем, что Иисус Христос есть единый посредник между Богом и человеком.1 Тим. 2:5; Кол. 1:20. Мы веруем, что «Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию” 1 Кор. 15:3-4.

Он смертью лишил «силы имеющего державу смерти, то есть диавола” Евр. 2:14-15; 1 Иоан. 3:8; Лук. 4:33-36:41; 2 Тим. 1:10; Отк. 20:2-3:14.

О Духе Святом

Мы веруем, что Дух Святой обладает всеми божественными свойствами Деян. 5:3-4, а именно:

  1. всемогуществом Рим. 15:19;
  2. всеведением 1 Кор.2:10;
  3. вездесущностью Пс. 138:7;
  4. святостью Еф. 4:30.

Дух Святой от вечности совершает деяния Божии. Иов. 33:4, Пс. 103:30.

Дух Святой вдохновлял пророков и апостолов. 2 Пет. 1:21.

Дух Святой дарует детям Божии способность приносить плод Гал. 5:22-23; Еф. 5:9.

Дух Святой подкрепляет нас в немощах наших и ходатайствует о нас Рим. 8:26.

Мы веруем, что Дух Святой наделяет верующих благодатными дарами для служения в Церкви: даром проповеди Евангелия, духовного воспитания, вспоможения, единства во Христе и другими. 1 Кор. 12:7-11:28.

О человеке

Грехопадение человека. Человек нарушил повеления Бога и впал в грех. Через грехопадение Адама все человечество унаследовало грех и смерть. Рим. 5:12; Ис. 59:2.

Вера ведет человека к покаянию, обращению от мертвых дел и спасению во Христе Иисусе. Деян. 26:18; Деян. 11:21; Еф. 2:8.

Покаяние, обращение, возрождение и оправдание

Освящение

Мы веруем, что без святости никто не может увидеть Господа. Евр. 12:14; 1 Фес. 4:3-7.

Молитва

Молитва есть средство общения человека с Богом. Иоан. 16:23; Флп. 4:6; Иер. 33:3; Лук. 18:1; Рим. 8:15; Гал. 4:6; Мф. 26:41.

Церковь Христова

Принадлежность к Вселенской Церкви не освобождает от необходимости вступления в поместную церковь Деян. 2:41.

Поместная церковь есть собрание возрожденных душ, соединенных одной верою (одним исповеданием), одной любовью и надеждою, добровольно объединившихся для совместного служения Господу и удовлетворения своих духовных нужд. Деян. 2:42; Мф. 18:17; Деян. 14:23; 1 Кор. 12:13; Рим. 8:9-14.

Задачами поместной церкви являются:

  1. проповедь Евангелия Мф. 28:19; Мар. 16:15,20; Деян. 20:24;
  2. воспитание верующих для достижения святости, христианского благочестия и соблюдения в жизни повелений Христа Мф. 28:20; Еф. 3:18-19;
  3. умножение христианской любви и укрепление единства верующих согласно Первосвященнической молитве Господа Иоан. 17:21-23.

О членстве в поместной церкви

Условием для вступления в члены поместной церкви является вера, покаяние и возрождение. Об этом человек свидетельствует пред Богом и церковью через устное исповедание, личную жизнь и водное крещение. Рим. 10:9-10. 1 Тим. 6:12; Деян. 19:2-5.

Верующий человек становится членом поместной церкви после принятия крещения по вере. Деян. 2:4

Для сохранения церковного благочиния имеются меры церковного воздействия:

  1. увещание Тит. 2:15; 1 Тим. 1:5,
  2. замечание 2 Фес. 3:14,
  3. и отлучение 1 Кор. 5:12-13.

Отлучение от поместной церкви может быть в случае:

  1. отпадения от веры в Бога Евр. 10:38; 1 Кор. 16:22;
  2. уклонения в ересь Тит. 3:10;
  3. грехопадения Мф. 18:15-18; 1 Кор. 5:11-13; 2 Фес. 3:6.

Устройство поместной церкви

О рукоположении служителей церкви

Служители наравне с другими членами церкви подлежат церковному взысканию, однако с участием вышестоящих служителей 1 Тим. 5:19.

Обязанности членов церкви

О водном крещении

Мы веруем, что водное крещение по вере есть исполнении заповеди Иисуса Христа о Церкви, свидетельство веры и послушания Господу; оно является торжественным обещанием Богу доброй совести Мар. 16:15-16; Деян. 2:38,41; 22:16. 1 Пет. 3:21.

Крещение совершается служителями через единократное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мф. 28:19.

Крещение уверовавшего символизирует его смерть, погребение и воскресение со Христом. Рим. 6:3-5; Гал. 3:26-27; Кол. 2:11-12.

При совершении крещения служитель задает вопросы крещаемому: «Веришь ли, что Иисус Христос есть Сын Божий? Обещаешь ли служить Богу в доброй совести?” Деян. 8:37; 1 Пет. 3:21. После утвердительного ответа крещаемого он говорит: «По вере твоей крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа”. Слово «Аминь” крещаемый произносит вместе со служителем. После крещения служители совершают молитву над крещеными и хлебопреломление.

О Вечере Господней

Вечеря Господня (Хлебопреломление) выражает наше единение со Христом и друг с другом. 1 Кор. 10:16-17. Хлеб и вино указывают на Тело и Кровь Иисуса Христа. Мф. 26:26-28.

Вечеря Господня будет совершаться в Церкви «доколе Он придет” 1 Кор. 11:26. В Хлебопреломлении участвуют члены церкви, находящиеся в мире с Господом и церковью. 1 Кор. 11:27-29; Мф. 5:23-24.

О воскресном дне

Мы веруем, что первый день недели был днем, в который Иисус Христос воскрес для оправдания нашего Мф. 28:14; Мар. 16:9; Рим. 4:25.

Этот день, будучи днем воскресения Христа из мертвых, возвещает о славном торжестве нашего Искупителя и является великим праздником для христиан 1 Кор. 5:7-8.

Первое и второе общения воскресшего Христа с учениками произошло в первый день недели Иоан. 20:19-26.

Сошествие Духа Святого также совершилось в первый день недели Деян. 2:1.

В день воскресный апостол Иоанн был в духе и получил от Бога откровение Отк. 1:10.

Первый день недели связан с Церковью и небом. Он является чудесным доказательством вечного принятия Церкви Богом и указывает на то, что Он сделал для нас Еф. 2:11-16.

Воскресный день как день Господний должен быть днем святого труда для Господа, днем, посвященным изучению Слова Божия, пребыванию в молитве, участию в богослужениях и проявлению христианской любви в делах милосердия Деян. 2:42; 1 Кор. 16:1-2; Иак. 1:26; 2 Пет. 1:5-9.

О браке и семье

Мы веруем, что брак установлен Богом — Быт 2:18:24.

Брак есть союз между мужчиной и женщиной для взаимной помощи и поддержки, для продолжения рода человеческого и для совместного прохождения жизненного пути в любви и согласии, доколе смерть не разлучит их Быт. 2:18; 1 Кор. 7:38; 1 Пет. 3:1-7; Еф. 5:22-33.

На основании священного Писания мужчина может иметь только одну жену, а женщина — одного мужа Мф. 19:4-6; 1 Кор. 6:16; 7:2.

В случае смерти одного из супругов Слово Божие не запрещает оставшемуся в живых вступить в брак, но только в Господе 1 Кор. 7:39.

Мы признаем, что развод не позволителен Мф. 19:6-9.

Однако в случае прелюбодеяния или злоумышленного оставления семьи одним из супругов развод и вступление в брак невинной стороны может допускаться согласно Слову Божию. 1 Кор. 7:15. Брак, будучи Божиим установлением и гражданским актом, оформляется по законам страны, а в церкви получает благословение через наставление в Слове Божием и молитву Кол. 3:17; 1 Пет. 2:13.

О втором пришествии Иисуса Христа и о суде

Мы веруем во второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа в силе и славе. Деян. 1:1; Мф. 25:31; 26:64; 1 Фес. 1:10; 2 Фес. 1:7; Отк. 1:7.

Второму пришествию Иисуса Христа должно предшествовать воскресение умерших во Христе и изменение верных, оставшихся в живых, невидимое для мира восхищение Церкви и встреча ее со Христом в облаках. 1 Фес. 4:16-17; 1 Кор. 15:51-67; Флп. 3:21; 1 Иоан. 3:2.

После суда Великого белого престола наступит вечность; для одних она будет блаженной со Христом, для других вечными мучениями. Иоан. 5:29; Дан. 12:2; Отк. 22:20.

Отношение к государству

Мы призваны молиться о правительстве, чтобы употребление вверенной ему власти сохранило мир и правосудие Иер. 29:7; 1 Тим. 2:1-2.

Мы веруем, что Церковь Христова не от мира сего Иоан.18:36. Церковь, признавая своим Главой Христа, по своему существу не может находиться под владычеством светской власти; тем более она не может сама иметь светскую власть и не может действовать в ее духе и ее методами Мф. 20:25-28; Лук. 12:13-14.

Отделение церкви от государства отвечает принципам Евангелия. Мы считаем недопустимым какое-либо человеческое вмешательство в каноническое исполнение обязанностей нашей христианской веры, в наше отношение к Богу. Церковь в своей канонической деятельности по отношению к государству руководствуется словами Христа: Мф. 22:21.

Вероучение было принято на 43 съезде ЕХБ в 1985 году в качестве вспомогательного материала для духовного воспитания верующих. Опубликовано в журнале «Братский Вестник” N2, 1992 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *