Евангельский синопсис

Как правильно читать Евангелие дома? 24 Марта 2018

Евангелие является главной священной книгой для всех христиан, так как это живое слово Самого Господа Иисуса Христа. Именно в Евангелии описывается земная жизнь и служение Спасителя, Его проповеди и наставления людям, чудеса, страсти, искупительная смерть за все человечество и последующее чудесное Воскресение из мертвых. Всего существует четыре Евангелия, написанных апостолами Христа – Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Все вместе, как единое целое, они входят в состав второй крупной части Священного Писания (Библии) – Новый Завет.

Традиционно Евангелие читается в храмах за богослужениями, а также во время совершения таинств. Однако храм – не единственное место, где можно и нужно читать эту книгу, к ней также жизненно важно обращаться христианам и в своей частной, домашней религиозной жизни. В связи с этим, особенно у новоначальных верующих, часто возникает вопрос — как читать Святое Евангелие дома правильно?

Купить Святое Евангелие для чтения

Содержание

Как читать правильно?

В ответе на этот вопрос можно выделить несколько определяющих моментов, на которые указывают и святые подвижники Божии, и известные современные священнослужители.

Во-первых, чтение Евангелие дома должно быть серьезным и осознанным с определенной подготовкой и настроем. Важно понимать, что в руках находится священная книга, само Откровение Божие, а потому к каждому слову в нем необходимо относиться со всей степенью внимательности.

Второй момент, особенно в ответе на вопрос — как правильно читать Евангелие дома начинающему? – это, конечно же, вера в прочитанное. На самом деле, эту книгу читали и читают не только христиане и даже не всегда вообще верующие люди. При этом каждый читающий Евангелие ищет в нем что-то важное именно для себя лично. Однако христиане должны читать Слово Божие с полной верой в то, о чем в нем рассказывается, иначе, по слову апостола Павла: «и проповедь наша тщетна, тщетна и вера…» (1Кор. 15:14). Это касается и описания чудес, и других различных событий из жизни Христа, а особенно Его славного Воскресения из мертвых. И, конечно, такое чтение важно подкреплять обращением к толкованиям святых отцов. В таком случае, станет легче понять многие евангельские эпизоды.

Еще один важный момент – чтение Евангелия должно быть регулярным, систематическим. Конечно, хорошо обращаться к Слову Божию в каких-либо нуждах, тяжелых или радостных событиях в жизни, но христиане призваны обращаться к нему постоянно. Именно поэтому открывать Святое Евангелие нужно стараться как можно чаще, желательно ежедневно.

Как правильно читать Евангелие каждый день?

Отвечая на вопрос — как правильно читать Евангелие каждый день дома? – стоит отметить, что такое чтение должно быть логически выстроено. Пускай, Вы будете читать понемногу, но эти небольшие части должны логически начинаться и заканчиваться. Один из самых распространенных видов чтения Евангелия – это с первого (от Матфея) и до четвертого (от Иоанна), хотя бы по одной главе в день. А может быть и другой вариант, например, по одной главе утром, днем (если есть возможность) и на ночь. По завершении прочтения всего Евангелия надо снова возвращаться к его началу – таким образом, у человека формируется и закрепляется целостное восприятие прочитанного.

Кроме того, есть и конкретные святоотеческие советы по чтению этой священной книги. Так, по словам святых, верующим необходимо включать чтение Евангелия и других книг Нового Завета в свое домашнее молитвенное правило. Например, две главы из Деяний и одну главу Евангелия в день. Но в целом, как было отмечено выше, здесь возможны разные вариации, исходя из возможностей и внутренних потребностей каждого конкретного человека.

Еще один часто задаваемый вопрос — как читать Евангелие в Великий пост дома? В данном случае помимо основных рекомендаций можно отметить еще несколько моментов. Во-первых, Великим постом чтение Слова Божия нужно усилить, то есть читать больше обычного. Во-вторых, можно уделить больше внимания описанию последних дней земной жизни Христа – Его проповедям, судам над Ним, страстям, смерти на кресте, Воскресению. Особенно такое чтение уместно на Страстной седмице.

Также имеет значение и то, как православный человек читает Святое Евангелие дома – стоя или сидя. В данном случае, опять же, есть разные советы. Конечно, в идеале читать священную книгу нужно стоя. Так, например, протоиерей Серафим Слободской в своей книге «Закон Божий» рекомендовал читать Слово Божие стоя, перекрестившись один раз до и три раза после чтения. Однако даже если человек читает Евангелие сидя, что в целом не возбраняется, то делать это необходимо с благоговением (без закидывания ноги на ногу и т.п.), серьезно и осознанно, не отвлекаясь на посторонние темы. В целом по данной теме можно привести известные слова святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».

Молитва перед чтением Евангелие дома

«Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Молитва после чтения Евангелие дома (к ней также можно обращаться и до чтения)

«Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Издания Евангелия по каталогу интернет-магазина

Поделиться статьей в социальных сетях:

Комментарии читателей Рейтинг читателей 0 / 5 5 5 1 На основе 1 оценок читателей 0% 0% 0% 0% 0% Вопросы и комментарии Прокомментировать Ваш вопрос или комментарий Замечательная статья! Комментарий* Представьтесь Нажимая кнопку «Отправить», я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности. Для продолжения вы должны принять условия Пользовательского соглашения Я согласен на обработку персональных данных Для продолжения вы должны принять соглашение на обработку персональных данных Отправить отзыв Сортировать по: Дате Рейтингу Полезности Показать только отзывы с оценкой:

Последовательность Евангельских событий по четырем евангелистам Евангельское повествование Главы и стихи евангелистов Матфея Марка Луки Иоанна 1 Пролог 1:1 1:1-3 1:1-4 1:1-18 2 Родословие Иисуса Христа 1:1-17 3:23-38 3 Благовестие Захарии о рождении Иоанна Предтечи 1:5-25 4 Благовещение Пресвятой Богородицы 1:26-38 Дева Мария в доме Елисаветы 1:39-56 5 Рождение Иоанна Предтечи 1:57-80 6 Откровение Иосифу Праведному о Боговоплощении 1:18-25 7 Рождество Иисуса 2:1 2:1-7 8 Поклонение пастырей 2:8-20 9 Обрезание и наречение имени Иисус 1:25 2:21 10 Сретение Господа в храме 2:22-38 11 Поклонение волхвов 2:1-12 12 Бегство в Египет 2:13-15 13 Избиение младенцев в Вифлееме 2:16-18 14 Возвращение из Египта, поселение в Назарете; отрок Иисус в храме 2:19-23 2:39-52 15 Проповедь Иоанна Предтечи в пустыне; свидетельство об Иисусе Христе 3:1-12 1:1-8 3:1-18 1:19-28 16 Крещение Господне 3:13-17 1:9-11 3:21-22 17 Искушение Иисуса Христа в пустыне 4:1-11 1:12-13 4:1-13 Дела Господа Иисуса Христа в Иудее после искушения Его в пустыне до первой (трипредпоследней) Пасхи 18 Последующие свидетельства Иоанна Предтечи об Иисусе Христе Первые ученики Господа 1:16-20 1:19-36 1:37-51 Дела Господа Иисуса Христа в Галилее по возвращении из Иудеи 19 Чудо в Кане галилейской 2:1-11 20 Посещение Капернаума 2:12 СЛУЖЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА ОТ ПЕРВОЙ ПАСХИ ДО ВТОРОЙ (ОТ ТРИПРЕДПОСЛЕДНЕЙ ПАСХИ ДО ДВУПРЕДПОСЛЕДНЕЙ) События в Иудее 21 Изгнание торгующих из храма Свидетельство Иисуса Христа о Своём Богосыновстве 2:13-25 2:16-17 22 Беседа Иисуса Христа с Никодимом 3:1-21 23 Иисус с учениками в Иудее 3:22

Последнее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе пред учениками 24 Заключение Иоанна Предтечи в темницу 14:3-5 6:17-20 3:19-20 События по пути из Иудеи в Галилею 25 Возвращение в Галилею 4:12-17 Беседа с самарянкой — — — Служение Иисуса Христа в Галилее Приход Иисуса Христа в Кану 26 галилейскую; исцеление сына капернаумского царедворца 27 Начало Евангельской проповеди 1:14-15 4:14-15 28 Проповедь Иисуса Христа в назаретской синагоге 4:16-30 29 Поселение и проповедь в Капернауме 4:13-16 1:21 4:31-32 30 Призвание к апостольству Петра, Андрея, Иакова и Иоанна 4:18-22 1:16-20 5:1-11 31 Исцеление бесноватого в капернаумской синагоге 1:21-28 4:31-37 3:23-36 4:1-3 4:4-42 4:43-54 32 Исцеление тёщи Симона 8:14-15 1:29-31 4:38-39 33 Исцеление многих больных 8:16-17 1:32-34 4:40-41 34 Благовестие в Галилее 4:23-25 1:35-39 4:42-44 35 Исцеление прокажённого 8:2-4 1:40-45 5:12-16 36 Исцеление расслабленного в Капернауме 9:1-8 2:1-12 5:17-26 37 Призвание Левия-Матфея к апостольству 9:9-13 2:13-17 5:27-32 38 Ответ ученикам Иоанна о посте 9:14-17 2:18-22 5:33-39 СЛУЖЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА ОТ ВТОРОЙ ПАСХИ ДО ТРЕТЬЕЙ (ОТ ДВУПРЕДПОСЛЕДНЕЙ ПАСХИ ДО ПРЕДПОСЛЕДНЕЙ) События в Иудее Иисус Христос в Иерусалиме на 39 двупредпоследней (второй) Пасхе. Исцеление расслабленного при Овчей 5:1-17 купели 40 Откровение Иисуса Христа о Своём Богосыновстве 5:17-47 Проповедь и чудеса Иисуса Христа в Галилее 41 О значении субботы; срывание колосьев 12:1-8 2:23-28 6:1-5 42 Исцеление сухорукого 12:9-13 3:1-5 6:6-11 43 Злоба фарисеев и стремление народа к Иисусу 12:14-21 3:6-12 6:11.17-19 44 Избрание 12 апостолов 10:1-4 3:13-19 6:12-16 45 Нагорная проповедь 5:1-7:29 6:17-49 46 Исцеление слуги капернаумского сотника 8:5-13 7:1-10 47 Воскрешение сына вдовы в Наине 7:11-17 48 Свидетельство Иисуса о Себе и об Иоанне Крестителе пред Иоанновыми учениками 11:1-19 7:18-35 49 Призыв труждающихся и обремененных 11:27-30

50 Прощение грешницы в доме фарисея Симона 7:36-50 51 Исцеление бесноватого глухонемого слепца 12:22-23 11:14 52 Изобличение хулы на Духа Святого 12:24-37 3:20-30 11:15-26 53 О требовании знамения 12:38-45 8:10-13 11:16. 29-32 54 О внутреннем свете 11:33-36 55 Похвала слушающим слово Божие 12:46-50 3:31-35 8:19-21 11:27-28 56 Изобличение внешней праведности 11:37-54 57 12:1-59 Учение при море притчами о Царствии 13:1-58 4:1-34 8:4-18 Божием 13:18-21 58 О последовании Иисусу 8:18-22 59 Укрощение бури на пути через Геннисаретское озеро в Гадаринскую 8:23-27 4:35-41 8:22-25 страну 60 Исцеление бесноватых в Гадаринской стране 8:28-34 5:1-20 8:26-39 61 Исцеление кровоточивой больной, воскрешение дочери Иаира 9:18-9:26 5:22-43 8:40-56 62 Исцеление двух слепцов 9:27-31 63 Исцеление бесноватого немого 9:32-34 64 Проповедь в назаретской синагоге 13:54-58 6:1-6 65 Проповедь в окрестных городах и селениях 9:35-38 6:6 66 Наставления 12 при послании их на проповедь 10:1-42 6:7-13 9:1-6 67 Смерть Иоанна Крестителя 14:6-12 6:17-29 68 Молва об Иисусе Христе, смятение Ирода 14:1-2 6:14-16 9:7-9 69 Возвращение 12 с проповеди 6:30 9:10 70 Насыщение 5000 народа пятью хлебами и двумя рыбами 14:13-21 6:31-44 9:11-17 6:1-14 71 Шествие Иисуса Христа к ученикам по воде 14:22-34 6:45-53 6:15-21 72 Исцеление больных в Геннисаретской стране 14:35-36 6:54-56 73 Беседа Иисуса Христа о небесном хлебе 6:22-71 СОБЫТИЯ ОТ ТРЕТЬЕЙ ПАСХИ ДО ЧЕТВЁРТОЙ — ПАСХИ СТРАДАНИЙ (ОТ ПРЕДПОСЛЕДНЕЙ ПАСХИ ДО ПОСЛЕДНЕЙ ПАСХИ) События в Иудее 74 Обличение иудеев в лицемерном исполнении заповедей 7:1-23 75 Путешествие Иисуса Христа в пределы Тира и Сидона, исцеление дочери 15:21-28 7:24-30 хананеянки 76 Исцеление глухонемого 7:31-37

77 Исцеление множества народа у Геннисаретского озера 15:29-31 78 Насыщение 4000 семью хлебами и несколькими рыбами 15:32-38 8:1-9 79 Прибытие в страну Магдалинскую. Ответ фарисеям, просившим знамения с 15:39-16:4 8:10-13 неба 80 Предостережение ученикам от закваски фарисейской 15:1-12 8:14-21 81 Исцеление слепого в Вифсаиде 8:22-26 82 Исповедание Петра у Кесарии Филипповой 16:13-20 8:27-30 9:18-21 Первое предсказание Иисуса Христа о 83 крестных страданиях; наставление о 16:21-28 8:31-9:1 9:22-27 несении креста 84 Преображение Господне 17:1-13 9:1-9 9:28-36 85 Второе предсказание Иисуса Христа о крестных страданиях 9:10-13 86 Исцеление бесноватого лунатика 17:14-21 9:14-29 9:37-43 87 Третье предсказание Иисуса Христа о крестных страданиях 17:22-23 9:30-32 9:43-45 88 Последнее пребывание Господа Иисуса Христа в Капернауме; ответ Иисуса Христа 17:24-27 о подати на храм 89 Наставление о смирении 18:1-6 9:33-37 9:46-50 90 Речь о спасении погибающих, притча о пропавшей овце 18:7-17 91 Учение о прощении грехов ближнего 18:18-22 18:23-35 Господь Иисус Христос в Галилее пред праздником Кущей 92 Отказ Иисуса Христа идти на праздник в Иерусалим 93 Путешествие Иисуса Христа в Иерусалим 19:1 10:1 9:51 94 Неприязненное отношение к Иисусу Христу самарийцев 9:52-56 95 Ответ Господа Иисуса Христа пожелавшим следовать за Ним 9:57-62 96 Послание 70 на проповедь; укор городам, не принявшим проповеди 11:20-24 10:1-24 97 Призыв труждающихся и обремененных 11:27-30 Вопрос законника о вечной жизни и о 98 ближнем и притча о милосердном 10:25-37 самарянине 99 Иисус Христос в доме Марфы и Марии 10:38-42 100 Учение Иисуса Христа о молитве 11:1-13 Иисус на обеде у фарисея, обличение 101 законников 11:37-54 Наставления о правилах жизни Христовым 102 последователям 12:1-59 Иисус Христос в Иерусалиме на празднике Кущей 7:2-9

103 Спор в народе о Христе 7:10-53 104 О женщине, взятой в прелюбодеянии 8:1-11 Обличение иудеев при сокровищнице 105 храма 8:12-59 106 Исцеление слепорожденного 9:1-41 107 «Пастырь добрый» 10:1-21 Известие об избитых Пилатом галилеянах, 108 наставление о покаянии 13:1-5 109 Притча о бесплодной смоковнице 13:6-9 Исцеление в синагоге в субботу женщины, 110 согбенной 18 лет 13:10-17 Учение Иисуса Христа о Царствии Божием 111 в притчах 13:18-21 Беседа Иисуса Христа в праздник 112 Обновления в притворе Соломоновом 10:22-39 Удаление Господа Иисуса Христа из 113 Иерусалима в заиорданскую страну Перею 10:40-42 Учение Господа Иисуса Христа на обратном пути из заиорданской страны в Иерусалим 114 Речь Иисуса Христа о числе спасающихся 18:22-30 115 Предсказание о страданиях в Иерусалиме 13:31-35 Иисус Христос на обеде у фарисея; 116 исцеление больного водянкой; притча о 14:1-24 званых на вечерю 117 Самоотвержение последователей Христа 14:25-35 Притча о погибшей овце 118 Притча о потерянной драхме Притча о блудном сыне 15:1-7 15:8-10 15:10-32 119 О неверном домоправителе 16:1-13 Обличение фарисеев 16:14-18 120 Притча о богаче и Лазаре 16:19-31 121 Наставление ученикам о исполнении долга 17:1-10 122 Исцеление десяти прокажённых 17:11-19 123 Ответ о втором пришествии 17:20-37 124 Притча о несправедливом судье 18:1-8 125 Притча о мытаре и фарисее 18:9-14 126 Учение о браке 19:1-12 10:1-12 16:18 127 Благословение детей 19:13-15 10:13-16 18:15-17 128 Ответ богатому юноше 19:16-26 10:17-27 18:18-27 Вопрос Петра о награде последователям 129 Иисуса Христа 19:27-30 10:28-31 18:28-30 Притча о нанятых в виноградник 130 работниках 20:1-16 131 Воскрешение Лазаря 11:1-46 Заговор начальников иудейских против 132 Иисуса Христа 11:47-57 Предсказание Иисуса Христа о крестных 133 страданиях на пути к Иерусалиму 20:17-19 10:32-34 18:31-34

«… и в субботу остались в покое по заповеди.» 23:56 ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА Утро Воскресения По прошествии же субботы, на рассвете 159 первого дня недели, Мария Магдалина с 28:1 другой Марией пришли посмотреть гроб Мария Магдалина и другие женщины 160 покупают ароматы, чтобы утром помазать 16:1 Иисуса Землетрясение; ангел отваливает камень от 161 пещеры 28:2-4 Мария Магдалина спешит ко гробу. 162 Увидев, что он пуст, она возвращается к 20:1-3 Петру и Иоанну Приход ко гробу до восхода солнца 163 группы галилейских жен-мироносиц; 24:1-9 явление им ангелов Пётр и Иоанн с Марией Магдалиной 164 прибегают к пустому гробу 20:4-10 Явление Воскресшего Христа Марии 165 Магдалине 20:11-18 Приход на гроб при восходе солнца 166 другой группы жен-мироносиц; явление им 28:5-8 16:1-8 ангела Уход мироносиц от гроба; явление им 167 Воскресшего Христа 28:9-10 Извещение жёнами-мироносицами 168 учеников о Воскресении Господа 16:8 24:9-12 Извещение Марией Магдалиной учеников 169 о Воскресении Господа 16:9-11 Явление Иисуса Христа Эммаусским 170 путникам 16:12-13 24:13-35 Явление Иисуса Христа в первый день 171 недели ученикам без Фомы 16:14 24:36-49 20:19-25 По прошествии восьми дней (девятый день) Явление Иисуса Христа по прошествии 172 восьми дней (явление апостолу Фоме, 20:26-29 «Уверение Фомы») Явление Иисуса Христа при море 173 Тивериадском 21:1-25 174 Явление Иисуса Христа на горе 28:16-20 16:15-18 175 Вознесение Господа 16:19-20 24:50-53

  • Текст Библии, Евангелие
  • Толкование Евангелия блаж. Феофилакт
  • Толкование Евангелия под. ред. Лопухина
  • Из Бесед на Евангелие от Матфея свт. Афанасий Великий
  • Из толкования на Евангелие от Луки свт. Афанасий Великий
  • Толкование на Евангелие по Матфею блаж. Иероним Стридонский
  • Евангелие от Матфея с толкованием святых Отцов (Троицкие листки)
  • Толкование Евангелия от Матфея Евфимий Зигабен
  • Толкование Евангелия от Иоанна Евфимий Зигабен
  • Толкование на Евангелие от Иоанна свт. Кирилл Александрийский
  • О чтении Евангелия свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • Толкование книг Св. Писания (раздел библиотеки)
  • Фотоальбом: «Евангелие»
  • Евангелие в аудиоформате
  • Евангелие в видеоразделе
  • Купить книгу Евангелие

***

Слово Ева́нгелие (от греч. εὐαγγέλιον — благая весть, благовестие) —

1) Благовестие Христово (апостольское, христианское (1Кор.15:1)) о наступлении Царства Божия, о спасении человеческого рода от греха и смерти; 2) Книга (всего таких Книг — четыре), излагающая эту весть в форме повествования о воплощении, земной жизни, учении, обетованиях, спасительных страданиях, крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа.

Первоначально, в греческом языке классического периода, слово евангелие имело значение «воздаяние (награда) за радостную весть», «благодарственная жертва за радостную весть». Далее так стала называться сама радостная весть. Позднее слово евангелие приобрело религиозный смысл. В Новом Завете оно стало употребляться в специфическом смысле. В нескольких местах евангелие обозначает проповедь самого Иисуса Христа (Мф.4:23; Мк.1:14-15), но чаще всего евангелие – это христианское провозвестие, весть о спасении во Христе и проповедь об этой вести.

Евангелие – книги Нового Завета, в которых присутствует описание жизни, учения, смерти и воскресения Иисуса Христа. Евангелие – это четыре книги, названные по именам авторов-составителей – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В числе 27 книг Нового Завета Евангелия считаются законоположительными.

Состав канонических книг Библии определяется совокупностью правил в Православной церкви: 85 Апостольское правило (IV век), 60 правило Лаодикийского собора (364 год), 39-ое послание Афанасия Великого о праздниках (IV век), Стихи святого Григория Богослова (IV век), Стихи святого Амфилохия Иконийского (IV век), 33 правило Карфагенского собора. Однако структура из четырёх Евангелий была признана христианами уже к концу II века. В дальнейшем Святые Отцы и Учители Церкви написали толкования на Евангелия. Среди толковников Евангелия можно отметить, например, святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке, а также блаженного Феофилакта Болгарского, жившего в XI веке.

Вынос Евангелия и его чтение — один из самых торжественных моментов православного богослужения, согласно заповеди Иисуса Христа «проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15), оно читается во время утрени, всенощного бдения, Божественной Литургии, молебнов на некоторых церковных Таинствах и требах. Для этой цели используется специальное богослужебное (напрестольное или требное) Евангелие. Богослужебное Евангелие разделено на фрагменты (зачала). В Евангелии по Матфею церковных зачал 116, по Марку – 71, по Луке – 114, по Иоанну – 67.

***

Всё ли разрешено, что не запрещено в Евангелии?

Ответ на вопрос, что можно делать, а чего нельзя, нередко волнует верующих. Что касается связанных с ним искажений и злоупотреблений, чаще обычного они проявляются не в Православной, а в протестантской среде. Особенно ярко превратное отношение к этой тематике обнаруживается в связи с пересмотром в этой среде фундаментальных христианских ценностей (обусловленных, в частности, изменением отношения к браку, взаимоотношениям полов, практикой неоправданно грубого вмешательства в семейные дела, участившимися случаями компромиссов в сфере вероучения).

Действительно, Евангелие не даёт нам абсолютно раскрытого (вплоть до мельчайших деталей, подсказок на всевозможные затруднения) учения о христианской нравственности (Ин.21:25).

Данное учение представлено там в весьма сжатом виде (ещё более сжато оно было сформулировано Христом в виде двух заповедей: о любви к Богу и о любви к ближнему, как к самому себе (Лк.10:27)). Но это не значит, будто Божий закон не совершенен, будто всё то, что не запрещается текстом Евангелия (если запрет не означен в чеканных, развёрнутых формулировках), разрешено.

Скажем, многое из того, что не раскрыто в Евангелии, раскрыто в других Книгах Священного Писания Нового Завета.

Вместе с тем множество нравственных положений дано и раскрыто в канонических и неканонических Книгах Ветхого Завета (несмотря на отмену обрядовых норм ветхозаветного закона Моисея, нравственные нормы, преподанные в проповеди пророков, не утратили актуальности для христиан).

Более пространно и обстоятельно закон Божий представлен в Священном Священном Предании Церкви (напомним, Предание включает в себя и ту часть апостольской проповеди, что вошла в состав Книг Священного Канона, и ту, которая была передана Церкви устно; кроме того оно включает множество памятников святоотеческой письменности, Соборные правила и постановления; древние Уставы и много другого).

Протестанты, отвергая авторитет Священного Предания, сами лишают себя столь драгоценной сокровищницы знаний (см. подробнее: Церковь без Предания — Церковь?).

Наряду с Богооткровенным учением о нравственности, существует естественный нравственный закон. В той или иной мере этот закон известен каждому человеку: он проявляется в голосе совести. Чем выше уровень духовного совершенства человека, тем яснее воспринимает он этот голос.

Как правило, всего перечисленного бывает достаточно для ориентирования в различных жизненных ситуациях. В наиболее затруднительных случаях христианин имеет возможность обратиться за помощью к добродетельному, духовно мудрому наставнику (например, священнику, старцу), и уже тот, с высоты своего духовного опыта (при помощи Божьей) поможет найти нужный ответ, принять верное решение, сделать взвешенный выбор.

Наконец, помимо церковных законов христианина могут ограничивать гражданские и уголовные законы (не противоречащие воле Божьей). Это согласно со словами Спасителя: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21).

Чем отличается Библия от Евангелия?

Люди, только начавшие изучать христианство, часто задаются вопросом «Чем отличается Библия от Евангелия?». Библия (от греч. βιβλία – книги) — это собрание книг Ветхого и Нового Завета. Евангелие же является частью Нового Завета и, соответственно, частью Библии.

Кто является автором Евангелия?

Нередко приходится слышать: «Автор Евангелия Матфей» или «автор Евангелия Марк» и т. д. Однако говорить так не совсем корректно. Священное Писание – результат синергийного (совместного) действия Бога и человека, в случае Евангелия — Бога и апостолов Матфея, Марка, Луки, Иоанна. При составлении Книг Священного Писания человек не являлся пассивным орудием Бога (обезличенным инструментом, действуя наподобии медиума), но был сотрудником, соучастником всеблагого Божественного действия. Вдохновляя священнописателей, Бог не нарушал их свободы, не блокировал разум, не насиловал волю, не лишал их рассудка. Возводя их в вышеестественное благодатное состояния, Он открывал им те истины, те требования Своей святой воли, которые считал нужным открыть, а они осознанно и свободно облекали их в ту или иную литературную форму.

Евангелие переводится как «благая весть». А в чем, собственно, заключается эта благая весть?

Благодатью Святого Духа в мире открылась новая весть-истина: для спасения человечества на Землю пришел Бог, и «Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал богом», как сказал в IV веке святитель Афанасий Александрийский. Господь примирился с человеком, Он вновь исцелил его и открыл ему дорогу в Царствие Небесное. «И сказал (Христос) им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15).

Что такое синоптические Евангелия?

Несмотря на целый ряд отличительных черт, Евангелия по Матфею, Марку и Луке в науке получили название «синоптических», то есть таких, которые обозревают один и тот же предмет под примерно одинаковым углом (греческое слово σύνοψις можно перевести как «обзор»). И действительно, вполне достаточно прочитать одно из первых трех Евангелий, чтобы узнать о ключевых моментах проповеди Спасителя. Евангелисты-синоптики дополняют друг друга, но канва повествования у них остается неизменной.

Если уже существовали синоптические Евангелия, зачем понадобилось еще одно?

Евангелие по Иоанну существенно отличается от синоптических как по композиции, так и по содержанию. Оно было написано на несколько десятков лет позже книг других евангелистов с целью дополнить их. Текст Иоанна Богослова представляет теологическое описание Иисуса Христа как вечного Слова и уникального Спасителя человечества.

К какому времени относятся наиболее древние рукописи текстов Евангелия?

Наиболее древние известные сохранившиеся рукописи текстов Евангелия датируются 150−250 годами. В 2015 году опубликовано сообщение об обнаружении в составе склеенной из папируса египетской погребальной маски небольшого фрагмента Евангелия от Марка с датировкой до 90 года. Наиболее древний полный список канонического четвероевангелия (в Синайском кодексе) датируется IV веком.

Когда и кем впервые упоминается Евангелие как книга?

Наиболее ранним источником, упоминающим четыре канонических Евангелия, является сочинение Иринея Лионского (II век) «Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)». В этом сочинении по именам авторов называются четыре Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Насколько Евангелия подлинны? Ведь их писали люди, которые могли что-то исказить — как не желая того, так и сознательно?

Действительно, в Новом Завете встречаются разночтения, но парадоксальным образом именно они и являются доказательством подлинности писаний. Ведь если бы личность Христа и Его слова являлись чьей-то фантазией, то авторы, которые занимались бы подобной мистификацией, стремились бы передать все подробности без малейших изменений.

Евангелисты эту цель не преследуют. Наоборот, они стараются сказать о Спасителе как можно больше и передать максимально возможное количество деталей. Они иногда противоречат друг другу, но при этом раскрывают Его как живого и настоящего. Простота апостольских строк – свидетельство того, что евангельский Христос действительно Тот, о Ком уже две тысячи лет говорит Церковь. И не только говорит, но и ведет – к Нему же.

На иконах Евангелисты нередко сопоставляются с животными. Не является ли это язычеством и принижением значения самого Евангелия?

Наоборот. С конца II века н. э. для указания на то, что различия между Евангелиями не нарушают единства христианского вероучения, священномученик Ириней Лионский говорит о них как о едином Евангелии, данном христианам в четырёх видах. Евангелие от Иоанна сопоставляется с орлом, так как он особой возвышенностью своих мыслей высоко парит в небе подобно орлу, Евангелие от Луки — с тельцом, поскольку оно означает «священнодейственное и священническое достоинство» Христа Слова, Евангелие от Матфея — с человеком, так как оно «изображает Его явление как человека», а Евангелие от Марка — со львом, символизирующим «действенность, господство и царскую власть» Христа Сына Божия, то есть по аналогии с тетраморфом Иезекииля.

Как относиться к апокрифическим Евангелиям?

Почему Евангелий всего четыре? Ведь известны так называемые «Евангелия» Иакова, Марии, Петра и даже Иуды. Проблема апокрифов (книг, не вошедших в канон Нового Завета) ставит перед нами вопрос критерия, по которому отбиралось то или иное писание.

Евангелий всего четыре, прежде всего, потому, что именно в них Церковь увидела ту подлинную словесную икону Христа, которая до мельчайших подробностей передает самое главное – образ Живого Любящего Бога, ставшего человеком и принесшего Себя в жертву ради спасения мира. В апокрифах этого нет. Даже те писания, которые признаются бесспорными продуктами ранней христианской мысли, не содержат в себе чего-либо принципиально нового, чего нет в канонических Евангелиях. Апокрифы слишком зациклены либо на «чудесах» и «тайнах», либо на «бытовых сценах». Их главная задача – удивить, шокировать и заинтриговать читателя.

Почему иногда приходится слышать «Евангелие по …», а не «Евангелие от …»?

Что касается названий, то правильнее эти очень древние названия с греческого нужно перевести так: «Евангелие по Матфею» (κατὰ Ματθαῖον), «Евангелие по Марку» (κατὰ Μᾶρκον) и т. д. Этим Церковь хотела сказать, что во всех Евангелиях заключается единое христианское благовествование о Христе Спасителе, но по изображениям разных писателей: одно изображение принадлежит Матфею, другое – Марку и т.д.

Как часто нужно читать Евангелие?

Господь открыл нам дорогу в Царствие Небесное. Читая Евангелие, мы встаем на эту небесную вертикальную дорогу и идем по ней к Нему. Вот что такое Евангелие. Поэтому очень важно читать Новый Завет каждый день. По совету святых отцов нам следует включать чтение Святого Евангелия и «Апостола» в свое келейное (домашнее) молитвенное правило. Обычно рекомендуется следующая последовательность: одна или две главы «Апостола» и одна глава Евангелия в день. По возможности следует не забывать и о чтении Ветхого Завета. Конечно, если есть возможность и желание, не возбраняется чтение и большего количества глав Евангелия, главное, чтобы это ревностное чувство не сменилось апатией.

В каком порядке следует читать Евангелие?

Удобно читать Евангелие по порядку, т. е. с первых глав и до последних, а потом возвращаться. Тогда у человека сформируется целостная картина евангельского повествования, ощущение и понимание его непрерывности, причинно-следственных связей.

Можно читать Евангелие и руководствуясь порядком чтения его в храме. Для этого следует открыть православный календарь и найти евангельское чтение на данный день (утр. — читается на утрене; лит. — читается на Литургии).

Существуют ли молитвы на чтение Евангелия?

Святые отцы советуют перед началом чтения Священного Писания просить у Господа помощи. Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Когда садишься читать или слушать читающего, помолись прежде Богу, говоря: «Господи, отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне словеса Твои и исполнить волю Твою” (Пс.118:18). «Уповаю, Боже мой, что Ты просветишь сердце мое” – всегда так моли Бога, чтобы просветился ум твой и открыл тебе силу слов Своих. Многие, понадеявшись на свое разумение, впали в заблуждение и, «называя себя мудрыми, обезумели” (Рим.1:22)». Также и преподобный Исаак Сирин наставляет: «К словесам таинств, заключенных в Божественном Писании, не приступай без молитвы и испрошения помощи у Бога, но говори: «Дай мне, Господи, приять ощущение заключающейся в них силы”. Молитву почитай ключом к истинному смыслу сказанного в Божественных Писаниях».

Имеется молитва святителя Иоанна Златоуста пред слушанием или чтением Священного Писания: «Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестнея и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь».

Можно читать молитву, которая помещена в конце 11-й кафизмы: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Ее тайно читает священник во время Божественной литургии перед чтением святого Евангелия.

Также известна молитва, составленная святителем Игнатием (Брянчаниновым): «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

По окончании чтения Евангелия читается молитва: «Слава Тебе, Господи Царю, Сыне Бога живаго, сподобивый мя недостойнаго Божественная Твоя словеса и глас Святаго Евангелия Твоего слышати; сим убо владычним Твоим гласом, укрепи мя в покаянии настоящия сея жизни прейти нощь, от всякаго избавляя мя навета и злобы видимых и невидимых враг: Ты бо еси един сильный, и царствуяй во веки. Аминь».

В каких объемах будет душеполезно ежедневное чтение Евангелия?

Такое чтение может быть разным. Одни люди читают по главе в день, другие по зачалам – отрывкам, которые звучат в этот день за Божественной литургией, следуя тем самым за чтениями церковного года. Есть и другая распространенная практика: читать в день три главы Нового Завета – по одной главе Евангелия и по две из Апостола (книги Деяний и посланий апостольских).

Когда я читаю Евангелие, как мне понять, какое отношение прочитанный фрагмент имеет лично ко мне? Ведь там речь идет о людях, которые жили 2000 лет назад.

Евангелие изучается жизнью по Евангелию, то есть нужно стараться жить по Евангелию, связывать его с той жизнью, которой мы все живем. Когда мы прочитали какой-то эпизод из Евангелия – посмотрите в него как в зеркало и задайте себе вопросы. А у меня в жизни так или иначе? Господь говорит то-то и то-то, а находят ли Его слова хоть какое-то отражение в моей жизни? Меняет ли Евангелие мою жизнь? Хорошо, если мы, читая Евангелие, сможем узнать себя в первом из сыновей, которых отец поочередно просил поработать в винограднике (Мф.21:28-31), если мы, совершая противные Евангелию поступки, попирая свою христианскую совесть, каждый раз, обличаемые ей, тем не менее, раскаиваемся и возвращаемся к Отцу. По сути, мы все, прибегающие к покаянию и старающиеся хотя бы что-то изменить в себе к лучшему, таковы. Когда мы читаем Евангелие, мы слышим голос Христа, обращенный именно к нам.

Можно ли слушать Евангелие, например, в наушниках или колонках?

Слушание Евангелия не является грехом. Достаточно вспомнить, что и в храме во время богослужения мы именно слушаем Евангелие. Важно помнить о том, что Евангелие — это слово Божие, поэтому и внимать ему следует с благоговением.

***

Святые отцы безоговорочно признают чтение Евангелия мощнейшим фактором духовного возрастания личности, причём, на начальных ступенях воцерковления – именно Евангелия, а не Библии в целом.

«Евангелие (Мк.1:1 и др.) – слово греческое, значащее: благовестие, т.е. добрую, радостную весть… Называются сии книги Евангелием потому, что для человека не может быть лучшей и более радостной вести, как весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении. Потому-то и чтение Евангелия в церкви каждый раз сопровождается радостным воскликновением: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»
Библейская энциклопедия архим. Никифора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *