Евхаристическое общение, что это?

Москва. 2 ноября. INTERFAX.RU — Русская православная церковь прекратит евхаристическое общение с главой Элладской церкви уже в это воскресенье, 3 ноября.

Как сообщил глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24», РПЦ ранее предупреждала, если архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним II официально признает украинский раскол, тогда его имя будет вычеркнуто из диптихов Русской православной церкви.

29 октября стало известно, что архиепископ Афинский направил мирную грамоту главе неканонической церкви Украины (ПЦУ) Епифанию Думенко, в которой заявил об официальном признании этой структуры.

«Это означает, что, когда патриарх (Московский и Всея Руси) будет совершать богослужения, он не будет поминать Афинского архиепископа, как он уже не поминает Константинопольского патриарха. Я думаю, что уже в ближайшее воскресенье, когда патриарх будет служить, этого поминовения не будет. Это означает, что мы прекращаем евхаристическое общение с Афинским архиепископом», — заявил митрополит Иларион.

В то же время, добавил он, это не означает, что РПЦ прекращает общение со всей Элладской церковью. «Мы по-прежнему будем сохранять общение со всеми теми архиереями, которые не признают украинский раскол, а такие в Элладской церкви есть», — отметил митрополит.

Более того, сказал митрополит, паломнические службы Русской церкви будут рекомендовать не посещать ее паломникам епархии тех архиереев Элладской церкви, которые признают «украинский раскол».

Евхаристическое общение (Полное сопричастие, Интеркоммунион) — возможность совместного служения литургии двумя епископами или священниками. То есть два епископа, которые могут согласно канонам и догматам служить вместе, находятся в евхаристическом общении. В разных христианских доктринах этот термин употребляется в разных значениях.

Православие

В православной экклезиологии этот термин обычно употребляется для обозначения принципа единства между автокефальными православными церквями в единой Вселенской православной церкви. Поскольку автокефальные церкви (а также автономные и с другими типами самоуправления) являются административно, экономически, юридически независимыми, то единственным явным признаком единства православных церквей является наличие евхаристического общения между ними. То же касается единства между епархиями и, на ещё более низком уровне, между приходами. Евхаристическое общение также свидетельствует о реальных пределах Православной церкви как единого сообщества, достаточно чётко отделяя от церкви общины и организации, находящиеся вне её.

В светских источниках таким термином часто обозначают «признание» одной церковью другой. Такое название не совсем корректно, поскольку одна церковь может не признавать другую (её организацию, иерархию или иное) и при этом находиться с ней в евхаристическом общении, признавая её как часть Вселенской церкви. Например, Константинопольский патриархат не признает автокефальную Православную церковь в Америке (собственно, не признает её автокефалии), но при этом находится с ней в евхаристическом общении; Московский патриархат не признаёт автономную Эстонскую апостольскую православную церковь (ЭАПЦ) в юрисдикции Константинопольского патриархата, но находится в общении с последним, и, через него, с ЭАПЦ.

Церкви, не имеющие евхаристического общения со всем Вселенским православием (или хотя бы с несколькими поместными церквями) с точки зрения Православия считаются неправославными или канонически изолированными, находящимися за пределами Вселенской Православной Церкви. Подобные организации часто образуют параллельные Вселенскому православию объединения, за что часто называются «альтернативным православием». Эти сообщества обычно объединяются в группы, имеющие евхаристическое общение между собой, признают друг друга, или более или менее тесно сотрудничают. Выделяют, в частности: Украинская православная церковь Киевского патриархата, Черногорская Православная Церковь, Болгарский альтернативный синод, Итальянская православная церковь, часть греческих старостильников взаимно признают друг друга и находятся между собой в евхаристическом общении.

Наиболее значительными среди таких организаций является Киевский патриархат, Македонская православная церковь, некоторые старообрядческие юрисдикции. Все эти организации с точки зрения канонов Вселенской Церкви считаются расколами.

Католицизм

Римско-католическая церковь различает полное и частичное евхаристическое общение.

В полном евхаристическом общении Римско-католическая церковь находится с автономными католическими церквями александрийского обряда (Коптская католическая церковь и Эфиопская католическая церковь), антиохийского обряда (Маронитская католическая церковь, Сирийская католическая церковь, Сиро-маланкарская католическая церковь), с Армянской католической церковью, с католическими церквями византийского обряда (Албанская католическая церковь, Греческая католическая церковь, Итало-албанская католическая церковь, прочие грекокатолические церкви), с католическими церквями восточно-сирийского обряда (Халдейской, Сиро-Малабарской).

Что касается остальных христианских церквей, включая православные, то с ними Римско-католическая церковь находится в частичном евхаристическом общении. В Катехизисе католической церкви сказано:»С теми, кто крещен и носит прекрасное имя христиан, но не исповедует веру в её целости или не хранит единства общения с преемником Петра, Церковь осознает себя связанной по многим причинам». «Те, кто верует во Христа и принял действительное крещение, находятся в некоем, хотя и неполном, общении с Католической Церковью». С Православными Церквами это общение так глубоко, «что малого недостает, чтобы оно достигло полноты, которая позволит совместное совершение Евхаристии Господней».

Примечания

  1. Катехизис Католической Церкви Архивная копия от 3 декабря 2012 на Wayback Machine

Ссылки

  • Евхаристическое общение
  • Филоненко А. С. Богословие общения и евхаристическая антропология // Богослов.ру, 14.06.2010 г.

Фото Владимира Ештокина / patriarchia.ru

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 3 ноября в храме Христа Спасителя вручил архиепископу Дубнинскому Иоанну (Реннето) патриаршую и синодальную грамоту о восстановлении единства Архиепископии западноевропейских православных приходов русской традиции с Русской православной церковью. Также Иоанн (Реннето) был удостоен сана митрополита за «стояние в канонической истине» и «пастырские труды, приведшие к восстановлению церковного единства».

Во время торжественного богослужения глава Русской православной церкви в перечислении предстоятелей поместных церквей помимо Вселенского (Константинопольского) патриарха Варфоломея, евхаристическое общение с которым Московским патриархатом было разорвано еще в конце 2018 года из-за создания Православной церкви Украины (ПЦУ), в этот раз не назвал и имени главы Элладской православной церкви архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима II. Еще 29 октября стало известно, что греческий иерарх направил мирную грамоту главе ПЦУ митрополиту Епифанию (Думенко), таким образом официально признав эту структуру. Ранее Синод Московского патриархата предупредил, что прервет общение с теми иерархами Греции, которые признают «неканонические раскольничьи сообщества» Украины.

«Когда мы знаем, что пресекается общение между церквами из-за грубого нарушения канонов, в это время некоего канонического помрачения в сознании многих, просветляется каноническое сознание Русской православной церкви, нашедшей в себе силы преодолеть последнее разделение, порожденное гражданским нестроением в России начала века XX. И в этом мы видим руку Божию. Несомненно, Господь с нами. В это трудное время, когда не только мы должны оплакивать вновь разделение, но когда радость воссоединения помогает нам сознавать, что путь наш, исторический путь церкви в руках Божьих. И то, что сегодня по неведению, по забвению, по окаменелому нечувствию приходит в разделение, верим, что наступит момент, и как сегодня, мы сможем прославить Господа мудрым своим путем, ведущим к церкви к достижению полного единства», — подчеркнул патриарх Кирилл после литургии.

В ответном слове митрополит Иоанн (Реннето) заявил, что благодаря главе РПЦ у архиепископии появилась «возможность выжить, продолжить осуществлять свое миссионерское призвание во Франции и в Западной Европе» и пообещал, «что русские приходы Европы продолжат свою миссию, уважая местные христианские общины — наследницы других богословских и духовных традиций».

Отсутствие в церковном диптихе главы Элладской церкви заметили и члены делегации архиепископии, которые в начале ноября приехали в Москву вместе с Реннето. «Это боль для всех нас. Думаю, даже для патриарха Кирилла. Единственный выход из сложившейся ситуации я вижу в собрании всех поместных церквей и решении украинского вопроса», — сказал в разговоре с корреспондентом «НГ» секретарь совета архиепископии Николай Лопухин. «Я, например, за то, чтобы в Украине была своя автокефальная церковь, но я не поддерживаю те методы, которыми она была образована. И в этом большая вина патриарха Варфоломея и митрополита Эммануила Адамакиса. Последний разрушил нашу архиепископию, разрушил церковную стабильность в Украине при том, что его собственная митрополия находится в очень плачевном состоянии», — добавил он. Именно это, по мнению Николая Лопухина, и предопределило выбор юрисдикции Русской церкви, даже несмотря на то, у многих, перешедших под омофор Московского патриарха, до сих пор есть «настороженность» по отношению к Москве. «Многие не захотели пойти вслед за владыкой Иоанном только потому, что считали, что Русская церковь сегодня очень подвержена влиянию со стороны государства. Мы, конечно, не считаем, что Московский патриархат находится под властью Владимира Путина, однако не стоит забывать что когда-то мы страдали и от Путина, и от Российской Федерации, и от Русской церкви. У нас были суды, в ходе которых мы потеряли наш храм в Ницце и собор в Биаррице, были проблемы в Италии и в Англии. Это правда, и это не может просто так исчезнуть из нашей памяти. Поэтому пока мы очень осторожны, но другого выхода у нас не было. У нас были переговоры и с Русской зарубежной церковью, и с Православной церковью Америки, с Румынской церковью и сербами. И по их итогу мы поняли, что наш единственный путь — с Русской православной церковью. Все другие очень боялись Фанара и не хотели ссориться с Константинополем. А Русская церковь была в том положении, когда уже не опасалась какого-либо наказания от неподчинения патриарху Варфоломею».

Напомним, что вместе с главой архиепископии в Москву на торжества в честь присоединения к Московскому патриархату из разных стран Западной Европы прибыло более 120 человек. Среди них — потомки тех, кто после революции 1917 года вынуждены были покинуть Россию и нашли убежище в странах Западной Европы, создав там в начале 1920-х архиепископию. Позже она была преобразована в так называемый «русский экзархат» и с 1999 года находилась в канонической юрисдикции Константинопольской церкви. В ноябре прошлого года патриарх Варфоломей ликвидировал экзархат, и перед его клириками и мирянами встал непростой вопрос: как быть дальше.
Князь Александр Трубецкой — прямой потомок древнейших русских родов Трубецких и Голицыных, бежавших из революционной России. В разговоре с «НГ» нынешний день он назвал «большим православным праздником». «Для меня, как потомка русской эмиграции, архиепископия всегда имела огромное значение. Я был крещен в этой епархии и, несмотря на то, что позже я перешел в Корсунскую епархию Московского патриархата, наша эмигрантская жизнь всегда была связана с архиепископией и Русской православной церковью за рубежом. И то, что в 2007 году к Русской церкви вернулась Русская зарубежная церковь, а сегодня — архиепископия, которая во многих странах Западной Европы имеет огромное влияние — это историческое событие и большой праздник». Согласно утверждениям митрополита Иоанна (Реннето), под под омофор московского предстоятеля перешло более 60 приходов.

Доктор богословия и профессор из Нидерландов Йост ван Россум, также член делегации от архиепископии, не является потомком белых эмигрантов. Однако с детства он воспитывался в русле русской культуре и духовности и потому ни дня не колебался, какую юрисдикцию ему выбрать. Об этом он рассказал «НГ». «Благодаря русскому священнику в Нидерландах я в юности узнал о русской литературе, полюбил Достоевского, узнал русскую православную духовность. Совсем ребенком я ходил в протестантскую церковь, но никогда не чувствовал себя ее членом. Ни в одной другой церкви я не чувствовал себя так, как церквах русской традиции. В Париже, когда я преподавал в богословском Свято-Сергиевском институте, я понял, что именно эта литургическая традиция мне наиболее близка. Поэтому, конечно, сегодня для меня, как и для многих, уникальный момент».

15 ноября 2018 года Собор епископов Польской Православной Церкви обсудил ситуацию, сложившуюся в связи с последними событиями в церковной жизни на Украине.

Как сообщалось ранее, 11 октября Синод Константинопольского Патриархата принял решение о «восстановлении в архиерейском или иерейском чине» лидеров украинского раскола и их последователей и «возвращении их верующих в церковное общение»; было также подтверждено намерение «предоставить автокефалию Украинской Церкви». Кроме того, вопреки каноническим нормам, в соответствии с которыми живет Православная Церковь, Константинопольский Патриархат заявил об открытии своей «ставропигии» в Киеве, на территории другой Церкви, и «отмене» документа более чем 300-летней давности о передаче Киевской митрополии в состав Московского Патриархата. В связи с этим 15 октября Священный Синод Русской Православной Церкви признал невозможным продолжение евхаристического общения с Константинополем. А в принятом 13 ноября Постановлении Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви говорится: «Считаем недопустимым незаконное вмешательство Константинопольского Патриархата во внутренние дела другой Поместной Церкви и попытки решать украинский церковный вопрос с участием государственной власти и раскольников, игнорируя голос канонической Украинской Православной Церкви».

Принимая во внимание общую обеспокоенность Поместных Церквей в связи с нестабильностью церковной ситуации в Украине, разрушительно влияющей на жизнь всего Православия, Собор епископов Польской Православной Церкви вновь выступил с призывом созвать Собрание Предстоятелей Православных Церквей, «чтобы они вместе в духе евангельской любви, в смирении и единомыслии, сохраняя догматическое и каноническое учение, во взаимном уважении достигли мирного решения вопроса о разделенном Православии на украинской земле».

Собор констатировал, что лица, лишенные епископского и священнического сана, не могут быть лидерами в деле урегулирования церковной ситуации на Украине. «Их действия вызывают еще большую путаницу и раздоры», — подчеркивается в опубликованном коммюнике.

Решением Архиерейского Собора священникам Польской Православной Церкви «запрещается вступать в литургическое и молитвенное общение с «духовенством» так называемого Киевского патриархата и так называемой Автокефальной православной церкви, которые в прошлом совершили много зла».

Как известно, 7 ноября позицию по ситуации в связи с действиями Константинопольского Патриархата на Украине также выразил Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви. В опубликованном документе подчеркивается, что Собор не признает лидеров раскольнических группировок Филарета Денисенко и Макария Малетича, а также их последователей за православных епископов и клириков и, «следовательно, не принимает литургического и канонического общения с ними и их сторонниками».

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *