Еврей об исламе

Современные отношения между евреями и мусульманами, как известно, далеки от дружественных или даже мало-мальски терпимых. Вот уже много лет взаимную враждебность во многом определяют два «исторических» мифа, намертво закрепившихся в сознании масс. Первый относится к средневековой истории – о так называемом «золотом веке» еврейско-мусульманских отношений. Второй – современный: о том, что исламский антисемитизм закреплен в основании этой религии, что мусульманин по вере своей должен ненавидеть евреев. Как первый, так и второй миф далеки от истины, о чем доказательно заявляют сегодня многие специалисты. Проблема лишь в том, что, однажды появившись, миф начинает жить собственной жизнью и искоренить его оказывается невероятно трудно, если не невозможно в принципе.

Взаимная ненависть, царящая между израильтянами и арабами на Ближнем Востоке, как известно – явление исторически сравнительно молодое. Причины ее кроются как в политических, так и в религиозных взаимоотношениях двух народов, которые, кстати, являются родственными – об этом не стоит забывать. Любой психолог скажет, что худшие раздоры чаще всего случаются меж родственниками – вполне возможно, что это правило можно применить и в отношении родственных кланов или народов. Были и иные времена, когда напряжение между мусульманами и иудеями было минимальным – увы, они остались в далеком прошлом, оставив по себе лишь красивую легенду о «золотом веке» евреев в исламских странах. Во времена правления калифов их подданные иудейского вероисповедания находились под особой защитой исламских владык, – утверждает миф, – защитой, какая и не снилась евреям в христианских странах Европы. Его апологеты обвиняют в уничтожении этой гармонии сионистское движение и евреев в целом. Увы, но эта «межрелигиозная утопия» содержит лишь искаженную картину действительности того времени – что, к сожалению, не было опровергнуто истинными сведениями, а послужило лишь рождению, так сказать, «противомифа» – о врожденном антисемитизме мусульман. Этот миф утверждает, что с самого появления ислама мусульмане преследуют иудеев и ненависть к евреям является, если можно так выразиться, «несущей деталью» этой религии.

Историческая правда, как обычно, лежит где-то посередине между этими двумя полярными мифами. Чтобы докопаться до нее, следовало бы в первую очередь отрешиться от пропаганды и взаимных обвинений – однако, увы, известно, что «довлеет дневи злоба его» и каждый новый день делает поиск правды все более сложным, практически невозможным. Начать с того факта, что «равноправия» евреев и мусульман в странах исламского Средневековья никогда не существовало. В лучшем случае, евреи были подданными второго сорта – так же, впрочем, как и последователи любых других религий, включая христиан. Любые религиозные меньшинства всегда были для мусульман «неверными» и этот взгляд не изменился в умме и по сей день. Права этих меньшинств были серьезно урезаны: нельзя было возводить молитвенные дома, существовало предписание носить определенную одежду и селиться в определенных местах, было запрещено наделять неверных исламскими титулами и почестями. Тех, кто исповедует иные религии, нельзя было слишком уж отдалять от остального общества, но иерархическое превосходство мусульман над немусульманами было закреплено в социальной структуре общества. Однако обратной стороной этой дискриминации был тот факт, что мусульмане считали «своих» иноверцев (как иудеев, так и христиан) «подзащитными пред лицом Аллаха» («Алла аль-дхимма» или, во множественном числе, «дхимми»). Их жизнь и собственность внутри исламского общества не подвергались опасности, они имели право отправлять свою религию, не будучи принуждаемы к принятию ислама (скорее, некоторых из них к этому подталкивали карьерные соображения, подобно тому, как в СССР любой «выдвиженец» должен был, как правило, иметь в кармане партийный билет КПСС). Их общины управлялись со своими внутренними делами автономно и они пользовались равными с мусульманами правами торговли. Несмотря на представления о собственной религиозной исключительности и враждебности к иным религиям, ислам обладает определенной плюралистической основой, которая давала иудеям большую безопасность, чем в христианской Европе.

Несмотря на то что в раннем Средневековье евреи обладали более или менее устойчивым местом в социальной иерархии европейских стран, а также имели довольно серьезные экономические права, до конца XV века большинство западноевропейских евреев были изгнаны из мест проживания. Причин было множество: потеря плюралистической основы общества, отмечающая германское, «варварское» Средневековье, принятие христианства массами с начала XI века, законодательное вытеснение евреев в «низкие» общественные занятия вроде ростовщичества. Кроме того, свою роль сыграла позднейшая, извращенная трактовка так называемой «доктрины блаженного Августина» (на сегодняшний день официально отмененная католической церковью): она утверждала, что евреям должно быть дано место в жизни христианского общества, как свидетелям триумфа христианства: позднейшие клерикалы сделали из нее собственный вывод: «хочешь свидетельствовать триумф христианства – крестись». В противном случае – либо изгнание, либо смерть. Не последнюю роль сыграло также нивелирование, приведение к своеобразному общему знаменателю европейских наций – в особенности, англичан, испанцев и французов – которое сделало из иудеев еще больших отверженных, чем ранее.

Ислам и иудаизм имели (да и имеют по сей день) гораздо больше общего, чем ислам и христианство. Это и строжайший монотеизм, подвигавший мусульман к большей терпимости по отношению к иудеям, нежели к христианам, чье понятие о Святой Троице всегда вызывало у последователей ислама подозрение в политеизме – величайшем грехе для мусульман. Это и многие схожие ритуалы – к примеру, практика иудейского кашрута, из которой, по сути, выросла практика исламского халяля. Также и поэтому полемические выпады средневековых исламских богословов в сторону иудаизма были гораздо более мягкими, чем критика католических богословов.

Тем не менее, периодически в исламских странах происходили вспышки насилия по отношению к иноверцам. Однако, как правило, погромы были направлены на всех «дхимми», а не на иудеев либо христиан по отдельности. В христианских обществах, соответственно, насилие имело целью одну-единственную нехристианскую группу, объявленную «злом» – на евреев. Именно это насилие проложило путь к возникновению примерно с XII века антисемитизма, как такового: религиозно обоснованного комплекса иррациональных, мифических и стереотипных взглядов о дьявольских, подлых и всесильных иудеях. Позднее из этого антисемитизма вырос антисемитизм секулярный, светский: комплекс расистских взглядов, направленных в отдельности на евреев, а также теория всемирного еврейского заговора. Светского антисемитизма в средневековых исламских странах не существовало, как такового – он был принесен на Ближний Восток определенной частью европейских христианских миссионеров только в XIX веке.

Колониальный раскол мусульманского общества, возникшие и укрепившиеся в этой связи националистические представления, убеждения арабов о том, что сионизм является ничем иным, как «рукой колониальной Европы», протянутой к их владениям, а также опасения евреев, что ненависть арабов по отношению к ним может вылиться в новый Холокост, самым драматическим образом ухудшили отношения между евреями и мусульманами. Именно это и проявляется в новейшем исламском антисемитизме, который, однако, ведет свое происхождение из Европы. Большинство арабов, как и большинство евреев, уже ничего не хотят знать о старой дружбе, связывавшей эти народы в «старых странах». Увы, сегодня все благополучно забыли о том, что до самого начала XX века (а в некоторых случаях – и до начала сороковых годов) многие представители говорящего по-арабски еврейского среднего класса были неразрывно связаны с арабским обществом и с арабской культурой – так же, как их средневековые предки, всем сердцем принявшие прогрессивную на то время культуру исламских стран: философию, медицину, поэзию. Эти предки не жили в «межрелигиозной утопии», однако пережили времена такого мирного сосуществования, которое нам, сегодняшним – иудеям ли, христианам, мусульманам либо представителям любых других религий и народов – кажутся невероятными.

Фото Ильи Иткина

Печальный день для евреев Европы, печальный день для религиозной свободы в Европе.

В начале сентября в бельгийской Валлонии вступил в силу закон о запрете религиозного забоя скота. В соседней Фландрии аналогичный закон был принят еще в январе этого года.

Несмотря на уверения европейских политиков и защитников прав животных в отсутствии политической подоплеки в этих запретах, позиция представителей еврейской и мусульманской общин здесь однозначна – новые законы носят исключительно антимиграционный характер и не имеют ничего общего с защитой прав животных. Они направлены в первую очередь против мусульман Бельгии. Мы, евреи, несем сопутствующий ущерб – но от этого совсем не легче.

Соблюдение кашрута – это фундаментальные предписания иудаизма, важнейшие заповеди Торы. Запрет шхиты делает производство халяльного и кошерного мяса незаконным, соответственно делает невозможным ведение полноценного религиозного образа жизни.

Европейские деятели, как и сторонники и инициаторы нового закона, говорят нам: здесь нет политики, исключительно защита прав животных и гуманное к ним отношение. Однако история циклична. Давайте вспомним, что в 1895 году в Швейцарии приняли закон, запретивший ритуальный забой животных, и причина была очень проста – остановить поток приезжающих религиозных евреев из Российской империи. Давайте вернемся в 1933 год, когда Гитлер пришел к власти в Германии, и один из первых законов против евреев, который принимается, – это запрет на ритуальный забой животных по еврейским обычаям. О «гуманизме» Гитлера рассуждать не будем. Этот закон был принят, чтобы «помочь» евреям уехать из Германии. В обоих упомянутых случаях законы носили антимиграционный характер и не имели отношения к защите прав животных.

Кстати, несмотря на активную пропаганду теории жестокого обращения с животными со стороны европейских защитников прав животных, большинство экспертов высказали бы противоположное мнение. Дело в том, что при тщательном изучении вопроса становится понятно: именно кошерный способ забоя скота уделяет особое внимание безболезненности процесса. При соблюдении всех правил шхиты после надреза животное моментально теряет сознание и ничего не чувствует. Более того, кошерный метод забоя гарантирует, что при гибели животного выполняется принцип «цаар баалей хаим» – запрет причинения страданий животным.

Что ж, действующее законодательство ЕС в самом деле предписывает оглушать животных перед забоем, однако для религиозных общин предоставлялись исключения. И это – существование этих исключений – доказывало силу европейской конвенции и того, что религиозная свобода является одним из фундаментальных признаков европейской демократии. Бельгийские же нововведения вызвали серьезные споры по поводу того, не нарушает ли запрет религиозного забоя скота и бельгийскую Конституцию, которая гарантирует «свободу вероисповедания» и «ее публичную практику».

Религиозные лидеры объединились в своем мнении: происходящее в Бельгии не кампания по защите животных, а укрепление правых националистов в политике страны и ограничительные шаги правительства против 900-тысячной мусульманской общины Бельгии, а также, как следствие, и против одной из самых старинных еврейских общин Европы, которая насчитывает около 30 тыс. человек. Критики закона говорят о том, что, прикрываясь правами животных, европейское правительство использует запрет шхиты для ведения антимиграционной политики против мусульман, не рискуя быть обвиненными в расизме и ксенофобии.

Волнуются не только в Бельгии – дело вызвало резонанс еврейских и мусульманских общин и за пределами страны. Религиозные меньшинства опасаются, что аналогичные законы могут быть приняты и в их странах, а также и того, что те же политические силы будут лоббировать и другие запреты традиций мусульман и евреев – например, ритуал обрезания мальчиков. Эти опасения вполне реальны и оправданны.

С большой грустью мы можем констатировать тот факт, что запрет на религиозный забой скота в Валлонии – это продолжение тенденций антирелигиозных настроений в Европе, которые усугубляются также и увеличением количества антисемитских нападений и тревожной риторикой, исходящей от политических сторон – крайней левой и крайней правой.

Европейские лидеры должны признать, что их действия говорят громче слов. Уверения в том, что евреям рады в Европе, и одновременно с этим ограничение нашей религиозной свободы вызывают серьезные вопросы о будущем европейского еврейства.

Несмотря на то что мы преуспели в оспаривании законодательных попыток ограничить нашу религиозную практику во многих европейских странах, мы до сих пор находимся в состоянии войны и призываем международное сообщество мобилизоваться – ни еврейская, ни мусульманская общины не намерены сдаваться. Более того, именно сейчас представители обеих религий видят особую необходимость совместной работы ради защиты своих прав и свобод.

Мусульмане именуют иудеев yahud (евреи) и banu Isra’il (сыны Израиля). Причем, yahud временами может носить пренебрежительный и несколько негативный смысл, в то время как banu Isra’il, Isra’ili имеет характер официального, нейтрального и вежливого именования. В средневековье высокопоставленные евреи в мусульманских землях часто носили прибавку к своему имени Isra’ili.

История мусульманско-иудейской полемики началась вместе с возникновением ислама. Активность иудейских общин в ареале зарождения и формирования ислама была весьма высокой. В Аравии VI–VII вв. иудаизм имел прозелитический характер, и иудейские общины в Хиджазе и Йемене включали в себя этнических арабов, обратившихся в иудаизм. После 622 г. в Медине на первых порах мусульманская и иудейская общины (Кайнука, Надир, Курайза) были слиты в единое целое – в единую общину верующих-муслимуна. Мухаммад надеялся и впредь на объединение христиан, иудеев и своих последователей в единой общине. Однако вскоре в Медине вызрели противоречия между Мухаммадом и иудейскими учителями, которые отрицали и подвергали насмешкам данное ему Откровение на том основании, что оно противоречит Торе. Таким образом, изначально конфликт с иудеями носил как догматический, так и личностный характер. Положение усугубилось последовавшей политической нелояльностью иудейских общин в Медине, которая привела к разрыву общины Мухаммада с мединскими иудеями и изгнанию последних. Дистанцирование Мухаммада от иудаизма получило отражение в Коране. Причем, если именование yahud встречается чаще в негативном контексте, то banu Isra’il – чаще в позитивном.

Догматические противоречия с иудаизмом носят менее принципиальный характер в сравнении с мусульманско-христианскими противоречиями. Главные противоречия с иудаизмом сводятся к следующему: 1) разночтения в священной истории; 2) расхождения в обычаях (суббота, религиозные праздники); 3) непризнание иудеями пророческой миссии Мухаммада и богооткровенности Корана; 4) признание мусульманами в отличие от иудеев христианской новозаветной традиции и приятие христианского универсализма; 5) непризнание мусульманами богоизбранности иудеев; 6) критика антропоморфизма в иудейском образе Бога. Центральным пунктом мусульманского толкования иудаизма был принцип отмены (насх) прежнего Откровения последующим Откровением. Согласно этому принципу, Откровение Иисуса отменяло Тору в противоречащих Новому Завету частях, а Коран отменял противоречащие ему части как Торы, так и Нового Завета.

В общем корпусе мусульманской полемистики иудаизм занимает весьма скромное место в отличие от христианства, опровержению которого посвящена значительная мусульманская литература. С иудеями практически не спорили. Анти-иудейские тексты весьма немногочисленны, маргинальны (т.е. не имели сколько-нибудь широкого распространения) и по подробности не идут ни в какое сравнение с анти-иудейской христианской литературой. Самые значительные тексты – «Рисала фи ал-радд ‘ала Ибн Нагрела» Ибн Хазма (XI в.– направлен против визира-еврея Ибн Нагрела в Гранаде и инспирирован скорее возмущением творимыми им несправедливостями), его же Ибн Хазма полемический трактат «Китаб ал-фисал», и полемический трактат Самавала ал-Магриби (иудей, перешедший в ислам) в XII в.

Иудаизм сыграл для мусульманства ту же роль, что и для христианства – именно через иудаизм мусульманство очерчивало границы себя. Только разрыв с иудеями подтолкнул мусульман к полному осознанию собственной инаковости. Как для христианства, так и для мусульманства иудаизм – это тот Другой, который инициирует самоосознание.

2. Иудеи как ахл ал-зимма

Установления мусульманского законодательства по отношению к иудеям ничем особенным не отличаются от относящихся к христианам. Статус ахл ал-зимма был общим для всех «людей книги». Эти установления восходят к византийскому гражданскому и каноническому законодательству в отношении иудеев.

Следует подчеркнуть, несмотря на острые догматические и политические противоречия и окончательную ссору с иудеями в Медине, Коран и последующая традиция отнюдь не демонизируют иудеев. Поэтому и не было в мусульманской среде в классическую эпоху и специфического «антисемитизма», присущего христианской культуре вообще и, в особенности, ее западной ветви.

Еврейские общины на мусульманских землях были весьма многочисленны – практически во всех городах мусульманского мира, а также и в сельской местности. Как и в Византийской империи, на мусульманских территориях иудейские общины возглавлялись раввинами, которые сочетали в себе административные, религиозные и судебные функции. Евреи занимались ремесленными профессиями, особенно много было среди них врачей, а также и сельским хозяйством в деревнях. Некоторые из иудеев достигали высоких постов в административной иерархии мусульманских государств.

Возмущение мусульман высокопоставленными чиновниками-евреями на мусульманской службе – случалось не раз. Это возмущение иногда приводило к насилию и еврейским погромам. Однако случалось это редко, для средневековья мы знаем лишь несколько таких случаев. Можно вспомнить, к примеру, судьбу ильханидского визира и великого персидского историка Рашид ал-Дина Табиба (1247–1318). Рашид ал-Дин родился в еврейской семье в Хамадане; его отец был врачом, и сам Рашид ал-Дин получил дома первоклассное медицинское образование. В качестве врача он получил место при монгольском дворе в Тебризе. В возрасте около 30 лет он перешел в мусульманство, но его еврейское происхождение не было забыто современниками. Когда он был уже в ранге великого визира (с 1298) его еврейское происхождение играло на руку его политическим противникам. В 1318 г. он проиграл в дворцовых интригах визиру Тадж ал-Дину ‘Али Шаху и был казнен, а выстроенный на его пожертвования квартал Раб‘и Рашиди в Тебризе разграблен.

В XVII в. в сефевидском Иране случилась серия гонений на евреев и погромов, которые повлекли за собой исход частичный евреев за пределы Ирана. Настоящие мотивы этих гонений до сих пор остаются не проясненными.

В итоге, классическое мусульманское богословие и классическая мусульманская культура в наименьшей степени подвержены антисемитизму. Мусульманская социальная практика по отношению к евреям близка к византийской модели, но в еще большей степени либеральна. В мусульманстве никогда не делалось попыток насильственной исламизации евреев, в мусульманской администрации был возможен карьерный рост для иудеев, что не представимо для Византии.

Турецкий писатель-мусульманин Октар Однан, известный апологет креационизма, написавший множество книг и статей под псевдонимом Харун Яхъя, когда-то считал, что Холокоста не было. Он даже написал книгу под названием «Обман Холокоста», где утверждал, что на самом деле речь шла о не столь многочисленных евреях, умерших от тифа и от голода, вызванных войной.

Впоследствии он раскаялся, возлюбил Израиль, особенно его религиозную часть, и стал по мере возможностей способствовать развитию хороших отношений между Израилем и Турцией. Занимался он этим и все последние годы. Написал книгу isdom and Sound Advice from the Torah о влиянии Торы на Коран и ислам.

Октар Однан работает также на турецком телевидении, он неоднократно приглашал для бесед израильских религиозных деятелей, включая главного раввина Меиру Лау и активиста поселенческого движения Иегуду Глика.

Многие публикации Однана посвящены неверному взгляду мусульман на евреев и неверным толкованиям Корана – истинный, правоверный мусульманин, считает Однан, должен почитать евреев как набожных верующих.

Нет нужды говорить о том, что все мы хотим мира во всем мире. Любой вклад каждого человека в становление мира на планете в нынешней, крайне накалившейся, ситуации чрезвычайно важен. В этой связи считаю своим долгом прояснить распространенные заблуждения о том, как подлинные мусульмане, соблюдающие заповеди Корана, относятся к иудеям.

К сожалению, на протяжении нескольких десятилетий исламские религиозные авторитеты разных стран мира, но более всего в мусульманских районах Израиля, руководствуясь ошибочными взглядами, основанными на традициях, суевериях и недостоверных хадисах (изречениях пророка Магомета), создали образ мусульман, крайне враждебно относящихся к иудеям.

Очень важно, чтобы все — мусульмане и немусульмане — пришли к пониманию того, что враждебность тех или иных мусульман к иудеям не имеет никакого отношения к тому, к чему призывает Коран.

Пророк Моисей – один из самых почитаемых и более всех иных пророков упоминаемых в Коране. Тора, героический путь пророка Моисея и крепость веры иудеев восхваляются во многих аятах священной книги Ислама.

В трех аятах Корана, которыми радикалы от ислама часто манипулируют — намеренно или ввиду низкого религиозного образования, — Бог осуждает грешников из еврейских общин, которые бросили вызов законам Господа. В этих аятах грешники, которые принесли много скорби праведным евреям, осуждаются в метафорических выражениях, Господь сравнивает их со свиньями и обезьянами.

Стоит отметить, что мусульмане, нарушающие закон Божий, также осуждаются подобным образом в Коране. И потому попытки вырвать эти аяты из контекста и использовать их против целой национальной группы людей или конфессии, которых Бог в Коране призывает любить и защищать, является искажением слова Бога и вопиющим проявлением расизма, категорически осуждаемого исламом.

Давайте остановимся на этих аятах поподробнее, чтобы понять, почему данный подход непозволителен.

Что Коран говорит об иудеях

Прежде всего, необходимо отметить, что мусульмане любят и свято почитают всех пророков Всевышнего. Пророк Моисей является досточтимым посланником Бога и к мусульманам. Мусульмане принимают как слово и закон Бога те части Торы, которые соответствуют смыслу Корану. Попробуем понять, почему радикально настроенные люди глубоко ошибаются в своих интерпретациях некоторых аятов священной книги.

«Сообщить ли вам о тех, кто получит еще худшее воздаяние от Аллаха? Это — те, кого Аллах проклял, на кого Он разгневался, кого Он превратил в обезьян и свиней и кто поклонялся тагуту. Они займут еще более скверное место и еще больше сбились с прямого пути». (Коран, 5:60)

Смыслы Корана не требуют объяснений, они предельно ясны, но повеления Корана относятся к тем или иным историческим событиям и связаны между собой смыслом повествования.

Для того чтобы понять смыл Господних повелений в некоторых случаях нужно прочитать всю суру, а не одно предложение. Слова, вырванные из контекста, могут привести человека, не знающего исторических реалий, к ошибочному заключению. Именно это и происходит со аятами священной книги, которые мы рассматриваем.

Из аятов, предшествующих тем, что мы процитировали выше, мы понимаем, что 60-й аят метафорично повествует о грешниках среди христиан и иудеев. Указав на ошибки грешников, Господь дает нам понимание ясного различия между праведниками и грешниками в этих общинах и восхваляет тех из них, кто хранит свое благочестие:

«Воистину, верующие, а также иудеи, сабии и христиане, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и поступали праведно, не познают страха и не будут опечалены». (Коран, 5:69)

Во втором аяте, который радикалы часто пытаются использовать в своих злонамеренных целях, Господь Бог говорит нам:
«Когда они преступили пределы того, что им было запрещено, Мы сказали им: «Станьте обезьянами презренными!» (Коран, 7:166).

Совершенно очевидно, что слова осуждения адресованы тем, кто преступает закон Бога. Однако этому аяту предшествует и другой, который проводит различие между праведниками и грешниками. В 164-м аяте Бог говорит об иудеях, которые многократно взывали к нарушившим законы Бога, и призывали их покаяться и встать на путь истины.

В 159-м аяте Господь Бог говорит о выдающихся людях среди иудеев: «Среди народа Моисея есть люди, которые истинно указывают путь и устанавливают справедливость». (Коран, стих 7:159)

Последний аят, используемый радикалами, говорит о грешниках, которые ослушались закона Божьего. В 62-м аяте Суры «Аль-Бакара» Господь Бог, превознося праведных верующих среди иудеев и христиан, в 65-м аяте осуждает иудеев, нарушивших субботу.

«Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и поступали праведно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены». (Коран, 2:62)

«Вы знали тех из вас, которые нарушили субботу. Мы сказали им: «Станьте обезьянами презренными!» (Коран, 2:65)

Слова осуждения адресуются только к тем из людей, кто не слышит Бога и сознательно преступает Его закон, но ни в коем случае не адресованы против народа или конфессии в целом. Читая Коран от начала и до конца, мы видим, что в Откровении Бога нет ни одного слова, принижающего иудеев или формирующего враждебный образ народа.

Наоборот, Господь прославляет праведных иудеев во многих аятах, и говорит о том, что они получат великое воздаяние от Бога. Пророк Магомет примером всей своей жизни являл подлинно дружественное отношение к иудеям. Вспомним, что именно он составил и подписал первую в истории мира Конституцию, Мединское Соглашение, которое гарантировало свободу вероисповедания, совершения религиозных поклонений и защиту прав иудеев, и текст соглашения называет иудеев братьями мусульман.

Мы надеемся, что мусульмане во всем мире вспомнят этот важнейший исторический прецедент, созданный пророком Магометом, и осознают ошибочность и греховность враждебного отношения к иудеям, не позволят радикальным и невежественным силам манипулировать своим сознанием.

Наш Господь Бог хочет, чтобы мы почитали, любили и защищали наших братьев — людей Писания. Мусульманин не может позволить себе поддаться чувству гнева и ненависти, ибо это противоречит заповедям Корана. Мусульмане должны четко понимать, что ошибки и преступления, совершаемые некоторыми из людей, не могут вызывать ненависти и враждебности ко всему народу, не могут служить оправданием ненависти, ибо это противоречит закону Бога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *