Еврейская аобл время сейчас

8 марта 1914 года в Минске родился Яков Зельдович (8 марта 1914 — 2 декабря 1987) — Самый засекреченный академик СССР! Один из создателей атомной бомбы (1949 года) и водородной бомбы (1953) в СССР. Трижды Герой Социалистического Труда (1949, 1954, 1956). Лауреат Ленинской (1956) и четырёх сталинских премий (1943, 1949, 1951, 1953). Парадокс, но факт, гениальный физик никогда не имел диплома о высшем образовании! Но стал Академиком АН СССР (1958).

Лев Ландау отмечал: «Ни один физик, исключая Ферми, не обладал таким, богатством новых идей, как Зельдович». Курчатов восклицал: «А всё-таки Яшка гений!»

Когда началась Вторая мировая война, Физико-технический институт Иоффе был эвакуирован в Казань. Здесь перед Яковом Зельдовичем была поставлена задача создания нового оружия — ракетного. И он его сделал так быстро, что удивил многих. Он рассчитал внутреннюю баллистику реактивного снаряда <<Катюша>>. И уже осенью 1941 года под Оршей батарея залпового огня впервые вышла на боевые позиции и нанесла поразивший противника удар. До конца войны гитлеровцам так и не удалось разгадать тайну снаряда, придуманного Зельдовичем. После этого лабораторию Якова Зельдовича перевели в Москву, где создавался коллектив молодых физиков во главе с Игорем Курчатовым. Он вспоминал позже, что «большая новая техника создавалась в лучших традициях большой науки». Это сказано о городе Сарове — сверхсекретном «Арзамасе-16». Там работали над термоядерным оружием. Зельдович рассчитывал ударные волны, их структуру и оптические свойства. Все это было окружено железобетонным бункером секретности.

Между тем жизнь в «Арзамасе-16» била ключом. Яков Зельдович носился по секретному городу на мотоцикле, чтобы ветер бил в лицо. Несмотря на то, что у него была своя «Победа» (подарок товарища Сталина) и «Волга» (подарок советского правительства). Он всегда был молодым. Увлекался женщинами, ибо как никто ценил женскую красоту и обаяние. Несмотря на то, что у него в Москве была семья, он вдруг влюбился в машинистку, которая напечатала ему эротический рассказ Алексея Толстого. Потом у него начался роман с расконвоированной заключенной, которая сидела за «длинный язык». Это была московская художница и архитектор Шурочка Ширяева. Она расписывала в «Арзамасе-16» театр, стены и потолки в домах чекистских надсмотрщиков. И Яков забрал ее к себе в «членохранилище» — так назывались коттеджи, в которых жили действительные члены и члены-корреспонденты Академии наук. Но чекисты арестовали Ширяеву и выдворили ее на вечное поселение в Магадан, где она в квартире, на полу которой был лёд, родила ему дочь…

От разных женщин у Зельдовича было пятеро детей. И всех их он содержал и мечтал о том, чтобы собрать их вместе. Об этом написал в своих мемуарах Андрей Дмитриевич Сахаров.

На одном из собраний Зельдовича попросили высказаться на философскую тему «О форме и содержании». Зельдович ограничился одной фразой: «Формы должны быть такими, чтобы их хотелось взять на содержание»

Когда Якова Зельдовича избрали академиком, в Арзамасе-16 на банкете по случаю этого события ему подарили чёрную академическую шапочку (носили такие до 1960-х гг.) и плавки. На шапочке была надпись «Академия Наук СССР», а на плавках — «Действительный член».

Виталий Лазаревич Гинзбург шутливо вспоминал, как некий партийный чиновник с досадой говорил: «Среди великих советских физиков одни евреи: Иоффе, Ландау, Зельдович, Харитон, Лифшиц, Кикоин, Франк, Бронштейн, Альтшуллер, Мигдал, Гинзбург…Хорошо, что есть ХОТЬ ОДИН русский — Халатников! На что ему ответили: «Да, только Исаак Маркович и остался».

20 лет Зельдович отдал работе на военную ракетную и ядерную технику. Это были годы сверхнапряжения, колоссальной ответственности, радикальных ограничений в образе жизни. Позже он говорил о своей «усталости от долгой работы в задаваемом извне, а не определяемым им самим ритме: «Надо было иногда за одну ночь принимать решение, что делать завтра. Вариант должен был быть один, и он должен был быть реальным, простым, надежным и наиболее экономичным. Ошибиться было невозможно».

Зельдович непрерывно, начиная с 1958 г. обращался с просьбами освободить его от этой работы. И только в 1963-м Ю.Б. Харитон пошел к высшему начальству и добился этого «освобождения”. Решающее значение имело слово Е.П. Славского, министра среднего машиностроения. Наверняка Славскому было нелегко лишиться Зельдовича, исключительно высоко им ценимого. Однажды Славский высказался так: «Зельдович — это же сверх талант!… Какой величайший человек!». Зельдовича отпустили…

Он покинул объект в 1963 году и вплотную занялся астрофизикой. Директор космических программ Европейского космического агентства Роже Бонне назвал Зельдовича гигантом современной астрофизики. Наиболее крупным его достижением в астрофизике считается разработанная им теория крупномасштабной структуры Вселенной или теория образования галактик.

Зельдович первым выдвинул и обосновал теорию взаимодействия электромагнитных и гравитационных волн с вращающейся черной дырой. Основываясь на модели Зельдовича, английский астрофизик Хокинг математически рассчитал процесс «испарения» черной дыры вплоть до ее исчезновения.

Хокинг впервые встретился с Зельдовичем на семинаре в Государственном Астрономическом Интституте им. П.К. Штернберга в 1973.

«До того, как я встретил вас здесь, — сказал он, — я считал, что вы «коллективный автор», как Бурбаки.»

Зельдович избран иностранным членом Лондонского королевского общества, Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина» (ГДР), Американской академии наук и искусств, Национальной академии наук США, Венгерской академии наук, почетным членом ряда физических обществ и университетов.

Награжден почетными медалями: Н.Мансона (1972) и им. Б. Льюиса (1984) за работы по газодинамике взрывов и ударным волнам; медалью им. И.В. Курчатова за открытия в ядерной физике (1977), Катарины Брюс за достижения в области астрономии (1983), медалью Международного центра теоретической физики им. П.Дирака (1985).

Он никогда (из-за сверх-секретного статуса) не ездил за границу, но владел несколькими европейскими языками.

Прекрасный документальный фильм о Зельдовиче

Календарный раскол между западными и восточными христианами (верующие стали праздновать главные праздники в разное время) произошел в XVI веке, когда Папа Римский Григорий XIII предпринял очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Одержимым идеей мировой революции и интернационализма большевикам, конечно, не было дела до Папы Римского и его календаря. Как сказано в декрете, переход на западный, григорианский стиль был сделан «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени»…». На одном из первых заседаний молодого советского правительства в начале 1918 года рассматривали два проекта реформы времени. Первый предполагал постепенный переход к григорианскому календарю, каждый год отбрасывая по 24 часа. На это потребовалось бы 13 лет. Второй предусматривал сделать это одним махом. Именно он понравился вождю мирового пролетариата Владимиру Ильичу Ленину, превзошедшему нынешнего идеолога мультикультуризма Ангелу Меркель в глобалистских проектах.

Компетентно

Историк религии Алексей Юдин — о том, как христианские церкви празднуют Рождество:

— Во-первых, сразу внесем ясность: говорить, что кто-то празднует 25 декабря, а кто-то 7 января — некорректно. Все отмечают Рождество 25-го, но по разным календарям. В ближайшие сто лет, с моей точки зрения, никакого объединения празднования Рождества ждать не приходится.

Старый юлианский календарь, принятый при Юлии Цезаре, отставал от астрономического времени. Реформа папы Григория XIII, которую с самого начала назвали папистской, была крайне негативно воспринята в Европе, особенно в протестантских странах, где уже прочно утвердилась реформация. Протестанты были против прежде всего потому, что «это задумано в Риме». А этот город в XVI веке уже не был центром христианской Европы.

Реформу календаря при желании, конечно, можно назвать расколом, имея в виду, что христианский мир уже раскололся не только по принципу «восток-запад», но и внутри запада.

Поэтому григорианский календарь был воспринят как римский, папистский, а значит, непригодный. Постепенно, правда, протестантские страны его приняли, но процесс перехода занял века. Так обстояли дела на западе. Восток на реформу папы Григория XIII не обратил внимания.

Советская республика перешла на новый стиль, но это, к сожалению, было связано с революционными событиями в России, ни о каком папе Григории XIII большевики, естественно, не думали, просто считали новый стиль наиболее адекватным своему мировоззрению. А у Русской православной церкви появилась дополнительная травма.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание православных церквей, на котором приняли решение об исправлении юлианского календаря.

Представители Русской православной церкви, понятно, не смогли выехать за рубеж. Но патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на «новоюлианский» календарь. Впрочем, это вызвало протесты среди верующих, и постановление быстро отменили.

Вы видите, что было несколько этапов поиска совпадения на календарной почве. Но к окончательному результату это не привело. Пока в серьезной церковной дискуссии этот вопрос вообще отсутствует.

Опасается ли Церковь очередного раскола? Безусловно, какие-то ультраконсервативные группы внутри Церкви будут говорить: «Предали священное время». Любая Церковь — очень консервативный институт, особенно что касается обихода и богослужебных практик. А они упираются в календарь. И церковно-административный ресурс в таких вопросах неэффективен.

Каждое Рождество Христово всплывает тема перехода на григорианский календарь. Но это политика, выгодная медийная подача, пиар, что хотите. Сама Церковь в этом не участвует и неохотно эти вопросы комментирует.

Позиция

Почему Русская православная церковь пользуется юлианским календарем?

Отец Владимир (Вигилянский), настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ:

— Православные церкви можно условно разделить на три категории: те, что служат все церковные праздники по новому (григорианскому) календарю, те, что служат только по старому (юлианскому) календарю, и те, которые смешивают стили: к примеру, в Греции Пасха отмечается по старому календарю, а все остальные праздники — по-новому. Наши церкви (Русская, Грузинская, Иерусалимская, Сербская и афонские монастыри) никогда не меняли церковный календарь и не смешивали его с григорианским, чтобы не было никакой путаницы в праздниках. У нас единая календарная система, которая привязана к Пасхе. Если перейти на празднование, скажем, Рождества по григорианскому календарю, то «съедаются» две недели (помните, как в 1918 году после 31 января настало 14 февраля), каждый день которых несет для православного человека особую смысловую значимость.

Церковь живет по своему порядку, и в нем многие значимые вещи могут и не совпадать со светскими приоритетами. К примеру, в церковной жизни есть четкая система поступательности времени, которая привязана к Евангелию. Каждый день читаются отрывки из этой книги, в чем есть логика, связанная с евангельской историей и земной жизнью Иисуса Христа. Это все закладывает определенный духовный ритм жизни православного человека. И те, кто пользуется этим календарем, не хочет и не будет его нарушать.

У верующего человека весьма аскетическая жизнь. Мир может меняться, мы видим, как на наших глазах у сограждан появляется масса возможностей, к примеру, для отдыха во время светских новогодних каникул. Но Церковь, как пел один наш рок-исполнитель, «не будет прогибаться под изменчивый мир». Ставить в зависимость от горнолыжного курорта нашу церковную жизнь мы не будем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *