Еврейская молитва на деньги

Молитва о ниспослании удачи и здоровья

(Составил Хида — раби Хаим Йосэф Давид Азулай)

Да будет воля Твоя, Г-сподь, наш Б-г и Б-г наших отцов, чтобы Ты исполнился к нам милосердием. И сделай это ради наших святых праотцев — Авраама, мужа благоволения, Ицхака, препоясанного могуществом, Яакова, венца великолепия: отмени все тяжкие и суровые приговоры, вынесенные нам, и укрой нас в тени Своих крыльев. И да будем мы крепки во всех своих членах и сухожилиях, и охрани нас от всех бедствий, от всех страхов и от всех болезней, и избавь нас от всех видов колдовства и от путаницы в мыслях. Не стесняй наши сердца и не помрачай наши глаза.

Транслитерация:

Йеи рацон милефанэха Адойной Элоэйну вэЭлоэй авотэйну, шетитмале рахамим алейну, вэтаасэ лемаан авотэйну акдошим: Авраам иш ахэсед, Ицхак нээзар бигвура, Яаков клиль тифэрэт, утэватэль мэалейну коль гзерот кашот вэраот, увэцель кнафэха тастирэну, вэнийе бриим бэхоль эварэйну вэгидэйну, вэтишмэрэну миколь цара умиколь пахад умиколь холи, вэтацилейну миколь минэй хишуф умибилбуль адаат. Вэаль йидва либэну, вэаль яхшеху эйнэйну.

Вэнийе мэюшавим бэдаатэну. Вэтэн бану коах увриют леаводатха улеиратэха. Вэтаарих ямэйну батов ушнотэйну банэимим, увэхоль ашер нифнэ наскиль, увэхоль ашер наасэ нацлиах, амэн кен йеи рацон: Йеи хасдэха Адойной алейну, каашер ихалну лах: Арэну Адойной хасдэха, вэйешаха титэн лану: Ваани бэхасдэха ватахти ягель либи бишуатэха ашира лаАдойной, ки гамаль алай: Инэ Эйль йешуати эвтах вэло эфхад, ки ози вэзимрат Йа Адойной вайеи ли лишуа.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Древний еврейский секрет — как стать богатым?

26.07.2009 98120 (36) Древний еврейский секрет — как стать богатым?

Сегодня мы поговорим о самой насущной для любого человека теме — о заработке, и я покажу вам в конце нашей беседы секрет как зарабатывать достаточно без чрезмерных усилий, без разбивания головы о кирпичную стену.

В Торе, в главе «Бешалах» книги «Шмот», Всевышний открывает нам этот секрет достойного заработка без язвы, нервов, без инфаркта. И не убиваться на работе, не работать по 10-15 часов от восхода до захода и зарабатывать без тех усилий, которыми озабочен весь мир. Всевышний дал этот секрет нам, своему первенцу, еврейскому народу, а мы им практически не пользуемся.

Весь мир слушает различных финансовых «гуру» и старается им подражать, но не зарабатывает и тысячной доли того, что зарабатывают эти «гуру». Профессора экономики, ученые из Гарварда предлагают нам различные секреты, как быстро разбогатеть, но все они не изучают Тору и поэтому не знают тех секретов, которые передал нам Сам Хозяин Вселенной, ее Творец, Создатель, Отец еврейского народа.

А Он нам не может посоветовать ничего из того, что могло бы нам навредить, Его задача как Отца, передать все лучшее, самое правильное и мудрое. А затем наслаждаться самому, видя, как его дети процветают.

Всевышний дал нам свободу выбора как зарабатывать. Кто-то может за три часа заработать столько, сколько другой не заработает и за двенадцать часов. Нужна настоящая вера во Всевышнего, иначе, если мы мыслим и верим только в рамках физического, материального мира, этого мира всеобщей конкуренции и нестабильности, мира, где каждый готов на все ради денег, то мы загоняем и себя в эти же рамки и даже не пытаемся соединиться с бесконечным, мы не пытаемся подняться над чистой материальностью.

Этот материальный мир всеобщего недоверия друг к другу. Нас обманывают партнеры, пытаясь скрыть от нас прибыль, клиенты пытаются получить товар без уплаты денег, банки обманывают нас, зарабатывая на наших деньгах и прокручивая их без нашего ведома и разрешения. Нас обманывают дети, приходя из школы и рассказывая всякие небылицы, супруги обманывают друг друга…

Все эти люди считают, что мир существует сам по себе, нет порядка, нет справедливости, нет правил, а значит нет проступка, нет нарушений, нет совести, которая мучает, нет души, которая болит, нет и наказания, а посему можно творить, все, что хочешь.

Человек, который верит во Всевышнего по-настоящему, в бесконечное и неограниченное могущество Хозяина Вселенной, верит и в справедливость и в совесть и в душу, которая и является продолжением Самого Всевышнего. Такой человек может поверить, в то, что все его существование, его жизнь, его счастье, все его материальные блага, весь его достаток и заработок не могут не быть связанными с благословениями сверху.

А теперь внимание, вопрос — как получить благословения? Как сделать или как жить так, чтобы поток благословений сверху проливался на Вашу семью, на Ваш бизнес, на все то, чем Вы занимаетесь? Как найти тот самый золотой ключик, который откроет заветную дверь и Ваша жизнь круто изменится к лучшему, уйдут Ваши проблемы, в том числе финансовые, вы начнете по-другому смотреть на весь мир, на Ваше окружение, на свою жизнь?

А представьте себе в пустыне, под палящим солнцем, температурой плюс 45°, у Вас нет продуктов, нет воды, но есть жена, дети, родители и плюс к этому безграничная вера в Того, Кто привел вас в пустыню и пообещал позаботиться о пропитании всей Вашей семьи и еще трех миллионов человек, которых Он вывел из Египта, тех кто поверил в него без сомнений.

Представьте как бы вы волновались и сомневались — а стоит ли поддаваться на эту «авантюру» в Ваших глазах и покидать насиженное место в Египте, ту тюремную баланду, которую мы получали как рабы из рук могущественного фараона. И вдруг на Ваших глазах развернулось такое представление в десяти актах, называемых казнями египетскими, что не только тогдашний могучий Египет, но и весь мир и наконец, весь еврейский народ увидел — кто есть Хозяин в этом мире, его безграничную силу и власть с одной стороны и так же безграничную любовь к еврейскому народу, как к первенцу, как к любимому из всех детей, с другой стороны.

Где, кто и когда видел что бы божество пришло само и взяло себе целый народ? Другие религии и народы начинались по-другому, с видений у одного человека или группы людей, затем с поклонения всего народа этим создателям «новой» религии, людям, телесным созданиям из мяса и костей, либо поклонения сотворенными людьми куколкам и идолам, либо, поклонению тому, кого создал Хозяин — солнцу, луне, ветру, различным животным и т.д.

И только совсем немногие поклоняются непосредственно Хозяину Вселенной, хотя Он это требует от всех евреев в первых десяти речениях, выбитых на скрижалях, и от всего остального мира. Он требует того же в семи законах Ноаха. Другое дело как мы к этому относимся, обычный стандартный подход — сугубо материалистический — по принципу — живу в свое удовольствие, никого не трогаю и вы меня не троньте. Я забочусь о своей семье, я в целом человек хороший, зла никому не делаю………

В главе «Бешалах» Всевышний объявляет Моисею, что отныне Он Сам будет заботиться о нашем пропитании на протяжение всего 40-летнего периода.

Мы спросим — как, как можно прокормить такое количество людей каждый день, в течение 40 лет? Разве это кажется вероятным? А разве мы не видели 10 казней египетских, разве они казались нам вероятными? Разве мы не видели как расступилось Красное море, разве это было возможно? Почему мы не верим, что Хозяин Вселенной может все, без ограничений? Ограничения накладывает наш собственный ум, отсюда все сомнения и недоверие, но с этим можно справиться самостоятельно, не нужно только с ходу отбрасывать все услышанное.

Можно подвергнуть полученную информацию критике, анализу, даже поспорить, но не отрицать, не попробовав понимать о чем идет речь. Не уподобляться страусу и не прятать голову в песок; а в жарких спорах, дискуссиях со знающими людьми и придет понимание и желание узнать больше о судьбе собственного народа, о его назначении и вы начнете гордиться, что вам крупно повезло и вы-таки да, родились евреем.

Почему другие народы гордятся своим происхождением? Спросите малочисленные кавказские народы, спросите многочисленных китайцев и индусов — все гордятся своим происхождением и своей национальностью. А мы? А мы подчас прячемся и стесняемся того, что мы евреи, мы даже слово «еврей» произнести стесняемся…

А если попробовать поверить в Хозяина, поверить в то, что ОН дал нам свою неограниченную мудрость в Торе, а мы — ограниченные и пока еще многое в ней не понимаем. Он хочет, чтобы мы уделяли больше времени изучению Торы, изучению правил жизни, которые Он дал нам, своему первенцу. А мы можем возразить — а где же взять время для изучения, где взять тот самый час-полтора, когда весь день для нас, сегодняшних превратился в сплошной бег по кругу — подъем-умывание-детей-в-садик-школу-пробки-опоздание-работа-перерыв-окончание-пробки-детей-домой-магазин-ужин-телевизор-хоккей-кино-душ-кровать.

Где взять время чтобы детей увидеть, с женой поговорить? И вот тут Хозяин и обещает нам достойный заработок за меньшее время, если мы начнем принимать Его правила игры. И Он сам посвящает нас в Свой секрет большего заработка за меньшее время…. Как? Скоро узнаем….

Он хочет, чтобы мы прекратили этот «бег на месте», а подумали о душе, о вечном, остановились и спросили себя — «а зачем это все, все эти деньги, шикарные машины, дорогая одежда, украшения, нужно ли всего этого столько? Куда мы это заберем?»

Большие праведники недавнего времени — Баал-Шем-Тов, ребе Элимелех из Лезенска настолько доверяли Всевышнему, что отдавали весь свой дневной хлеб нищим, зная, что завтра будет новая порция и им хватит и накормить свою семью и опять поделиться, они буквально не могли заснуть, если дома оставались продукты, а нищие были не накормлены. Праведники старались помочь максимальному количеству людей и считали это нормальным. В этом месте Вы поднимаете брови и говорите — ну-ну…

В наше время в западном обществе, в котором мы живем, каждый человек рассчитывает только на свои собственные силы, на свой ум, находчивость, талант и считает, что все, что он заработал — только благодаря себе. На самом же деле мы зависим от любого мельчайшего микроба, вируса, который может нас свалить в любую секунду. Мы как тот осел, который привык полагаться только на крепость своей спины и возить грузы, но на то он и осел….

Я как-то разговаривал с таксистом — он начинает работу в 7 утра и заканчивает в 9 вечера. Он уходит на работу, еще не видя своих детей и приходит с работы, когда они уже спят, и так изо дня в день. Я спросил его — а зачем нужно так работать? Он ответил — чтобы жить… Я говорю — это разве жизнь, 14-15 часов за рулем, это же рабство, а не жизнь.

Без веры во Всевышнего человек и работает, как осел, а почему? А потому что Всевышний не создал нас для работы по 14-15 часов….Мы должны уделять время нашим детям — их воспитанию, развитию, образованию, мы должны уделять должное внимание жене. Мы должны заботиться и развивать свою душу.

Всевышний передал нам обязательство изучать Тору — его законы и заповеди, а Он не может противоречить Сам себе — с одной стороны ожидать, что мы будем уделять время своей учебе, семье и детям, а с другой стороны поставить нас в ситуацию, в которой мы должны работать по 14-15 часов — Он просто не может этого допустить, это же нонсенс. Это не есть Его план — заставить нас работать по 14-15 часов, Он даже не хочет чтобы мы работали по 8-10 часов. Поскольку Его обязанность — обеспечить нам пропитание и работу, а наша работа — выполнять Его заповеди, работать над своей душой (для этого она и пришла в этот мир) и исправлять свои допущенные ошибки.

Мудрецы говорят, что наши ошибки повреждают, засоряют тот канал, по которому к нам спускается благословение сверху. А признание и корректировка ошибок, искреннее раскаяние исправляет и очищает эти каналы и благословение приходят к нам в виде средств к существованию, нормального достойного заработку, достаточного времени для семьи и детей, для настоящего наслаждения жизнью, при истинной вере во Всевышнего.

Мы доверяем доктору, к которому идем на прием, мы доверяем финансовому советнику, который подсказывает как нам распорядиться накоплениями, мы доверяем адвокату и его советам при необходимости, мы доверяем профессионалу, если мы имеем достаточно положительных отзывов о нем. И это не имело бы смысла — идти к профессионалу за получением совета, а затем не следовать его совету.

А тем более как можно не верить Всевышнему, Хозяину и Создателю Вселенной, у которого каждая буква, каждое слово Его Торы несет в себе вечную истину, в которой и мы и все человечество много раз могли убедиться. Доверие Всевышнему означает, что мы делаем все, что Он нам советует, мы претворяем Его советы и заповеди в своей повседневной жизни. Например, соблюдение Шабата, кошерная пища в доме, справедливое отношение к другим людям. А мы хотим работать в Шабат, дабы заработать дополнительные деньги для семьи, и мы думаем, что это правильно. А потом выясняется, что эти деньги пошли на починку машины, на штрафы, на доктора, на адвоката, наверняка каждый может вспомнить такие случаи из своей жизни.

Как-то разговаривал с другим таксистом, он поведал мне свою короткую историю, и сказал, что он несоблюдающий еврей, но в Шабат он не работает. В ответ на мое удивление и похвалу, он пояснил: «Я все анализирую, однажды в пятницу я взял богатого туриста из аэропорта, желающего посмотреть Израиль, поехать поближе к северной границе, дабы посмотреть последствия последней Ливанской войны. Я заработал 1300 шекелей за один вечер — небывалый заработок. А в воскресенье я пробил два колеса и получил штраф от полиции за превышение. Когда я все посчитал — я не только потерял всю эту сумму, я еще потратил полдня на покупку колес, я потратил время и нервы с этим штрафом и я все понял, что я потерял благословение, работая в Шабат. Я давно не проводил выходной день со своими детьми, не проводил время с женой».

«Теперь, — сказал он, — я не работал уже двенадцать Шабатов подряд и я почувствовал себя другим человеком — мы садимся в пятницу вечером за стол, вся семья, мы никуда не спешим, мы не снимаем трубку телефона и мы наслаждаемся все вместе. Мы идем вместе гулять в парк, на море, мы стали видеть друг друга, а до этого никогда же не было времени на семью. А заработок нисколько не стал меньше — я не трачу деньги на ремонты, на бензин, на колеса, на двигатель, я не трачу нервы на пассажиров, на пробки, я сам стал спокойнее, семья стала дружнее, что еще надо?»

Любой бизнес или человек, который прекратил работу в Шабат — расскажет вам нечто подобное. Наши мудрецы говорят — если человек или семья отметили три Шабата подряд как положено, они уже не могут от этого удовольствия отказаться.

У Вас в доме появляется праздник каждую неделю, вы зажигаете свечи, одеваете праздничную одежду, муж покупает жене цветы, все в доме меняется — на столе праздничная скатерть и праздничная пища, всякие вкусности и деликатесы, неспешные разговоры за столом — все это очень сближает семью, семья уже начинает жить ожиданием Шабата. Когда мы сами превращаем Шабат в обыденный день, когда мы мотаемся по магазинам, стираем белье, смотрим телевизор, или болтаем по телефону, а дети в это время гуляют сами по себе, то такой Шабат мы не ждем и приходу его не очень-то и рады. Он ничем не отличается от остальных дней недели. Другое дело — Шабат по всем правилам, его ждешь и сожалеешь, когда он заканчивается.

Получается, что человек не верящий во Всевышнего и работающий по 14-15 часов — не только не имеет достаточно денег, но и не изучает Тору. Когда я говорю об этом людям, они скептически переспрашивают — а когда же я буду работать и зарабатывать, а я говорю, что Вы может работать меньше, а изучать Тору больше, и зарабатывать будете не меньше прежнего, но для этого нужно поверить Всевышнему. Можно работать 6 часов и 6 часов изучать Тору и Вы не потеряете свой заработок.

Несколько недель назад я был на свадьбе, все шло прекрасно, бешеные танцы, жонглеры с ножами и факелами, различные развлечения, шикарные столы, вдруг меня кто-то взял за локоть — отец невесты с озабоченным лицом и морщинами на лбу спросил, — а что теперь будет с моей дочерью — жених хочет продолжить учебу в йешиве, на что они жить-то будут? Я говорю, молодец, правильно решил, нельзя бросать учебу, а насчет пропитания — посмотрите на его женатых одноклассников — как они радуются, смеются, вы видите печаль на их лицах? Никто не выглядит худым и голодным, никто не печалится и не грустит и Вам не надо беспокоится.

Мы должны выделить время в течение дня для изучения Торы и Всевышний пошлет нам достойный заработок без перенапряжения. Я был знаком с двумя бизнесменами — один биржевой брокер из Нью-Йорка, другой — торговал фьючерсными контрактами в Чикаго. Оба — знатоки Торы, работали по 1,5-2 часа, остальное время уделяли учебе и семье. Первый помогал родным, друзьям и другим людям правильно вкладывать свои деньги, второй сидел на телефоне и в Интернете и покупал-продавал пшеницу, ячмень, рожь будущих урожаев. Оба зарабатывали сумасшедшие деньги, изучая Тору весь день.

Вдруг в какой-то момент оба почувствовали вкус денег и решили уделить больше времени заработку. Постепенно изучение Торы стало занимать у них все меньше времени, а работа — все больше. В итоге один неправильно вложил деньги в нефть на Ближнем Востоке, второй потерял деньги на резком падение рынка, в итоге не стало ни денег, ни Торы, обе семьи в кризисе.

Вспомним как наши предки в пустыне — учили Тору целый день от Моисея и Арона и получали ежедневную порцию манны на каждого члена семьи, не работая вообще, но целиком полагаясь на Всевышнего. Работа на зарплату — это самый большой тест на веру Всевышнему. Некоторые люди говорят — я верю Всевышнему от всей души, искренне, а сами работают по 15 часов. Если человек действительно верит Всевышнему — то он верит, что получит от Него средства для достойного существования. Это и есть часть плана Всевышнего — помочь нам проявить нашу веру в Его милосердие и заботу. Не можем же мы всецело полагаться на хозяина компании, где мы работаем. Сегодня он нас нанимает на работу и мы получаем заработок с его руки, а завтра он, наш хозяин из такой же плоти и крови увольняет нас безо всякого сожаления и беспокойства о нашем завтрашнем дне.

Разве можем мы все наше существование и благополучие всей семьи поставить в полную зависимость от каприза или настроения одного человека? Если ваш босс понимает, что деньги в его компанию приходят сверху и он является посредником между Вами и Всевышним, который через босса посылает Ваш заработок — то он хороший бизнесмен и правильно ведет дело.

А если он — самодур и эгоист, думающий что все и все зависят целиком от него, то он перекрывает и себе и Вам канал сверху и Вам обеспечены проблемы на работе.

Король Давид в псалме 145 говорит: «Все глаза к Тебе устремлены, и Ты даешь им пищу их своевременно. Открываешь руку Твою и насыщаешь все живое по его желанию». Все, что мы должны делать — улыбаться, верить Всевышнему, что все будет хорошо и псалом подтверждает, что пища дается от Всевышнего. И мы читаем этот псалом в молитвах — два раза в утренней молитве «Шахарит» и один раз в послеполуденной — «Минха». Это дает нам веру во Всевышнего и подтверждает ее.

А Давид никогда не терял веру и никогда не сомневался во Всевышнем, он не ходил на войну без Торы. А войско он подбирал по законам Торы, а именно: перед очередным боем выходил военачальник короля и восклицал: все, кто в этом году женился — выйти из строя и они покидали строй, идя домой. Дальше — кто в этом году построил дом — выйти из строя и эти покидали войско. Дальше — кто посадил виноградник в этом году — выйти из строя. Наконец — кто боится идти в бой — выйти из строя. С теми, кто оставался, Давид шел на сражение. Придя на поле боя, он делил все войско на две части — одни шли в окопы, другие садились учить Тору, на следующий день они менялись местами. И если мы почитаем историю — Давид не проигрывал сражения.

Из истории с манной небесной мы выучиваем, что Всевышний дает каждому столько, сколько ему нужно и тогда, когда ему нужно, опять же при условии веры в Него. Вы скажете — читай псалом 145 три раза в день и будешь иметь легкий заработок? Во-первых секрет мы еще до конца не раскрыли, а во-вторых, все проблемы, которые мы встречаем на своем пути сигнализируют нам о недостатке нашей веры. Цель творения — приобрести настоящую веру во Всевышнего, как же нам узнать, что мы ее еще не достигли в полной мере? Вот нам Всевышний и посылает сообщение в виде проблем и трудностей и мы понимаем, что еще нужно двигаться дальше и работать над собой больше.

Наша молитва есть ни что иное, как доказательство нашей веры, и если в молитве мы просим Его о своих нуждах, то мы верим в Его милосердие и доброту и ждем ответа. Мы заявляем в молитве, что полностью полагаемся на Всевышнего и ожидаем от Него достойного заработка, при этом не работая по 14 часов в день. Тогда мы спокойно открываем Тору и начинаем учить больше, а работать меньше.

Нет в Торе такой заповеди — волноваться за свой заработок. Но есть заповедь — учить Тору и она повторяется несколько раз. Вот это мы и должны выполнять — это наша обязанность. А Всевышний должен позаботиться о нашем пропитании. — это Его обязанность. Так чего мы волнуемся — это не наша работа, наша работа — Тора и заповеди, а работа Всевышнего — волноваться за наше существование.

Многие люди делают с точностью до наоборот — они берут на себя все волнения за заработок и пропитание, а Всевышнему оставляют учить Тору и выполнять заповеди. Поэтому люди страдают от стрессов, язвы, психических отклонений, они начинают работать на докторов и на аптеки. Наше тело не рассчитано и не создано для стрессов, ударов, волнений, депрессии — это явный сигнал для нас, как на приборной доске машины сигнальная мигающая лампочка. Любое наше волнение — это недостаток веры.

Как только мы начинаем волноваться — мы сразу отстаем от поезда, мы уже не выполняем задачу, которую возложил Всевышний на нашу душу. Есть вера — есть легкий заработок, нет веры — работа по 14 часов, до 7-го пота, как тот осел. Наши мудрецы говорят: «Если человек принимает на себя ярмо Торы — с него снимается ярмо труда, если он принимает на себя ярмо труда — с него снимается ярмо Торы» — не может человек иметь два ярма.

Давид сказал: «Мы рождены, чтобы работать», так что каждый может выбирать занятие по вкусу сам — или работать на фабрике или в офисе, полном головной боли, или же работать над Торой, Талмудом, заповедями.

Для тех, кто выбирает путь заработка, предложенный Всевышним — откройте Тору, главу «Бешалах», 16 (4-36) история о манне. В течении 40 лет Всевышний открывал для нас небеса каждый день и кормил нас манной буквально с ложечки «сам, как мама кормит грудного младенца». Чтение этого отрывка занимает 4-5 минут, многие люди читают этот отрывок каждый день, а почему — потому что его чтение приносит благословение сверху и приносит заработок.

Дорогие друзья, читайте, изучайте, богатейте и наслаждайтесь полноценной жизнью!!!

Авртор: Неизвестен

Есть некоторые особенности молитвы в синагоге, которые могут показаться христианам примечательными.

Одно из первых впечатлений постороннего посетителя может оказаться таким, что служба и особенно литургия в синагоге менее организованы, чем в церкви.

Ему может показаться, что молящиеся не так внимательны к ведущему службу, как это принято у христиан.

Иногда кто-то из молящихся молится вслух как бы сам по себе.

Затем, как будто внезапно, все присутствующие объеди­няются в общей молитве или в общих песнопениях, затем опять каждый молится отдельно.

После этого может наступить тишина, прерываемая лишь отдельными людьми, громко произносящими слова молитвы, а затем все начинают вновь молиться и петь вместе, причем всегда знают, когда это надо делать.

Посетителю трудно это понять и трудно следить за ходом молитвы.

Даже у тех, кто изучал иврит и еврейский молитвенник, возможно, займет немало времени, пока они смогут следить за ходом молитвы к синагоге.

Поэтому мы попытаемся обьяснить некоторые особенности еврейской молитвы, которые в какой-то мере прольют свет на службу в синагоге.

Сидур

Порядок службы в синагоге определяется молитвенником (на иврите сидур, что значит «упорядочение»).

Молитвенник содержит общие молитвы и молитвы для одного человека, порядок службы, многочисленные от­рывки из Танаха, а также отрывки из Талмуда.

Некоторые более расширенные молитвенники содержат даже весь Псалтирь, а также песнопения для субботы и праздников.

Хотя сидур не существовал в письменной форме до IX века и не был доступен для каждого молящегося в си­нагоге до изобретения книгопечатания в XV веке, боль­шая часть составляющих его текстов относится к значи­тельно более раннему времени, вплоть до периода Ново­го Завета и даже до него.

Молитвы и их порядок в основ­ных чертах были установлены до рассеяния евреев в 70 г. н.э., когда был разрушен Иерусалим.

Это рассеяние еще увеличилось после подавления восстания Бар-Кохбы римлянами в 135 г. н.э.

Вследствие своей давности, сидур и служба в синагоге открывают окно в мир еврей­ской веры и молитвы, в тот мир, в котором возникло христианство.

Между ашкеназским и сефардским молитвенниками имеются некоторые различия.

Однако они незначительны, и евреи могут без каких-либо трудностей принимать участие в службе в любой синагоге в любом месте в мире.

По сравнению с различиями в христианском мире это всемирное единство поразительно.

Кавана

Многие христиане не очень одобрительно относятся к записанным молитвам.

Они предпочитают свободные молитвы, «льющиеся из сердца».

В иудаизме принцип свободной молитвы также считается очень важным, о чем можно прочесть и трактате Мишны «Наставления отцов» (Пирке Авот) 2:13:

«Рабби Шим’он говорил: Будь внимателен при чтении Шма и в молитве; когда мо­лишься, не считай молитву повинностью, а просьбой о милости и милосердии пред Богом Благословенным, как сказано [Иоиль 2:13|: Ибо Он благ и милосерд, долго­терпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии».

Еврейская традиция относится к свободной молитве как к «помышлению сердца» и считает ее желательной в лю­бое время, днем и ночью.

«Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, Твердыня моя и Избавитель мой» (Псалм 19:15).
При этом не следует забывать, что Иисус сам учил своих учеников установленной молитве, до сего дня христиане молятся этими словами.

Молитва Господа, в сущности, — типичная еврейская молитва.

По всей вероят­ности, Иешуа в синагоге читал многие из тех молитв, которые можно увидеть в сидуре сегодня.

Один еврейский ученый нашел, что молитву Господа можно составить из еврейских молитв; таким образом, он показал, что Иешуа молился так же, как молились в синагоге в его время. Каждое слово в приведенной ниже молитве взято из традиционных еврейских молитв:

Отец наш, который на небесах,

Да святится великое Имя Твое

В мире, который Ты сотворил по воле Твоей.

Да придет царство Твое и царская власть Твоя вскоре,

И да признают Тебя все народы земли.

Да будет превознесено Имя Твое во веки веков,

Да исполнится воля Твоя на небе и на земле.

Пошли мир и успокоение всем боящимся Тебя.

И делай с нами все, что Ты полагаешь благом для нас.

И дай нам насытиться хлебом,

Что Ты посылаешь нам каждый день.

Прости нас, Отец наш, ибо мы грешили.

Прости и тех, кто причинил нам зло,

Как и мы прощаем их. И не введи нас в соблазн,

Но сохрани нас от всякого зла.

Ибо Твое величие, и власть, и слава,

И победа, и великолепие,

И все на небе и на земле,

Вся земля Твоя,

И Ты Господь всего сущего вовеки!

Аминь.

Еще одна особенность еврейской молитвы, которая может составить проблему для христиан — это частое повторение одних и тех же молитв.

Но следует помнить, что Матфей 6:7 предостерегает не против повторения молитв как таковых, но против суетного многословия, подобно тому как в Первом послании к Тимофею 6:10 Павел называет «корнем всех зол» не деньги, а сребро­любие.

Так же и в отношении цицит и тефиллин в Евангелии от Матфея 23:5 осуждается не ношение этих предметов, но злоупотребление ими.

Таким же злоупо­треблением было бы повторение молитв всуе.

Пустое повторение молитв не может считаться исполнением заповедей.

Во многих синагогах можно увидеть на стене надпись: «Помни, перед Кем ты стоишь» (Талмуд, Берахот 28-6).

Есть в иврите понятие, подчеркивающее важнейшее свойство молитвы: кавана.

Слово это означает «намере­ние», в данном случае имеется в виду намерение, вклады­ваемое в молитву и в другие религиозные обряды.

Не­обходимо направить душу к Богу, подобно тому, как на­страивают радио на определенную волну.

Когда человек произносит молитву, он не должен читать ее как обыч­ный текст, он должен чувствовать, что стоит перед Богом.

Молящийся должен настроить свое сердце так, чтобы оно было обращено к Богу.

Чтобы это сделать, следует заранее подготовиться к молитве.

Необходимо также во время молитвы держаться уважительно.

Нельзя сидеть или стоять в развязной ма­нере перед царем или высоко почитаемым человеком. Поэтому евреи часто встают во время молитвы.

Еще один способ достичь нужного настроя — это со­вершать определенные телодвижения, используемые ис­ключительно во время молитвы.

Часто можно видеть, как мужчины во время молитвы или учебы раскачиваются взад и вперед.

Эта традиционная практика помогает со­средоточиться на молитве и расширить ее за пределы слов посредством участия в ней тела, как сказано в Псал­ме 34:10:

«Все кости мои скажут: Господи! кто подо­бен Тебе…».

Это раскачивание во время молитвы имеет такую давнюю традицию, что для многих евреев оно стало почти автоматическим.

Смиренная молитва

Молитва — это большая привилегия.

Ведь мы при­ближаемся к Господу Пресвятому, к Царю царей, к все­могущему Богу.

Часть ежедневной утренней молитвы очень четко выражает эту мысль.

Евреи начинают свой день с подобной молитвы:

«Властелин всех миров и Владыка владык!

Не на праведность свою полагаемся мы, обращая к Тебе наши мольбы, а на милосердие великое Твое.

Что есть мы, что наша жизнь, что на­ши добрые дела, что наша праведность, что наше спасение, что наша сила, что наша сме­лость;

что мы можем сказать Тебе, Господь, Бог наш и Бог отцов наших!

Ведь всякий сильный — ничто пред Тобою;

и прославленные мужи словно и не существовали никогда, и мудрецы подобны лишенным знания, и ра­зумные подобны лишенным разума;

все мно­жество дел их кажется несущественным, и дни их жизни ничтожны, и нет преимущества у человека перед животным, ибо все суета…

…Однако мы народ Твой, сыновья Завета Твоего, потомки любимого Тобой Аврагама, ко­торому дал Ты Свою клятву на горе Мориа;

потомство Исаака, единственного его сына, который был связан и возложен на жерт­венник; мы община Иакова, которого по любви Своей к нему назвал Ты Израилем.

Поэтому мы обязаны благодарить, и восхва­лять, и славить Тебя, и освящать Имя Твое, и возносить хвалу и благодарение.

Счастливы мы!

Как хороша наша доля, как отрадна судь­ба наша и как прекрасно наше наследие!

Сча­стливы мы, ибо с утра и до вечера в синагогах и домах учения провозглашаем единство Име­ни Твоего, и каждый день дважды произносим с любовью:

«Слушай, Израиль, Господь — Бог наш, Господь един!»

Бог Сам говорил с нами и явил Себя в откровении нам.

Он желает общаться с нами.

Так что когда мы молимся, мы, в сущности, отвечаем на Его призыв.

Молиться зна­чит, прежде всего отвечать!

Из этой молитвы видно, насколько евреи считают себя незначительными и какой ничтожной свою праведность перед Богом.

Здесь поднимается проблема, общая для всех молитв: как мы, сознавая свою незначительность, можем обращаться к Богу и ожидать, что Он услышит нас?

Ведь мы лишь прах.

Мы грешны.

И все же мы стоим перед лицом Бога, обращаемся к Нему и надеемся, что Он услышит нас.

Как же мы осмеливаемся обращаться к Ца­рю вселенной?!

Ответ заключается в том, что мы можем приблизиться к Нему, только через Кровь Мессии, т.к. только Кровь Иешуа Массии омывает наши души, уничтожая грехи, и мы очищенные и омытые имеем право придти к престолу благодати.

«Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоанн 3:35,36).

Индивидуальная и общая молитва

Характерная особенность еврейской молитвы в том, что это прежде всего общая молитва, то есть молитва от имени всего народа Израиля.

Поэтому она почти всегда во множественном числе («мы», «нас» и т.д.), как и в молитве «Отче наш».

Так избранный народ Бога обра­щается к Богу завета.

Основная молитва в синагоге — молитва от имени всего народа Израиля.

При этом служба в синагоге включает и индивидуальную молитву.

Отдельный человек считает себя частью народа Израиля, и так он и молится.

Поэтому общая молитва занимает большую часть службы.

Народ Израиля, который был избран Богом быть «царством священников и народом святым», стоит перед своим Господом.

Еврейская коллективная молитва, содержащая благословения, восхваления и личные просьбы, очень важна для укрепления веры и для поддержания общности евреев.

Молитва общины считается особенно важной и действенной в свете таких стихов, как «Во множестве народа — величие царя» (Притчи 14:28).

Одна нить веревки может быть прочной, но ее прочность возрастает многократно, когда она сплетается с другими нитями и образует веревку, как сказано в Экклесиасте 4:12: «…нитка, втрое скрученная, не скоро порвется».

Три ежедневные молитвы

Соблюдающий заповеди еврей молится три раза в день, как делал пророк Даниил: «Даниил же, узнав, что подпи­сан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его, как это делал он и прежде того» (Даниил 6:10).

Две из трех ежедневных молитв соответствуют еже­дневным жертвоприношениям, происходившим в Храме. Это утренняя (шахарит) и послеполуденная (минха) молитвы.

Таким образом, после разрушения 2 Храма (70г.) иудаизм стал религией без жертвоприношений и без искупления кровью.

Раввины не захотели принять и понять значение жертвы Мессии Иешуа (Иисуса Христа) на Голгофе.

Иудаизм Священных Писаний был заменен талмудическим иудаизмом, уходящим корнями в религию фарисеев, небольшой группы евреев, строго соблюдающих ритуалы и отвергающих Иешуа из Назарета, отрицающих Его воскресение.

Вечерняя молитва (аравит или маарив) не име­ет прямого соответствия в храмовой службе. Некоторые считают, что она связана с сожжением остатков ежедне­вных жертв, не сгоревших на алтаре. Есть предание, что три ежедневные молитвы были установлены тремя пат­риархами: Аврагамом, Исааком и Иаковом.

На протяжении многих столетий синагога была духов­ным, культурным и общественным центром для евреев.

Трудно представить, как евреи смогли бы пережить выпавшие на их долю страшные катастрофы без такой ду­ховной крепости, как синагога.

Когда Иерусалим пере­стал быть физическим центром еврейскою народа, сина­гога как бы перенесла Иерусалим в страны рассеяния и сохранила живую память о Иерусалимском Храме.

Синагога не только стала духовным центром еврейского народа, но явилась и исходным образцом, как для церкви, так и для мечети.

Поэтому можно сказать, что ни один другой институт человеческого общества не имеет такой долгой непрерывной истории. Синагога сыграла большую роль в сохранении еврейского народа, его культуры, традиции.

Хотя первые христиане – евреи, принявшие Иешуа из Назарета Своим Мессией, были изгнаны из синагог после разрушения Храма и по сегодняшний день.

В Явне (70г. н.э.) приняты первые постановления против евреев верующих в Иешуа из Назарета. Был издан «такканот» (официальный указ раввината), где были сформулированы постановления против христиан и других еретиков.

Это означало, что когда иудеи собирались вместе для ежедневных молитв, которые отныне заменяли ежедневные жертвоприношения, проклятие против еврейских верующих в Иешуа добавлялось к особой молитве «Шмона Эсрей» («Восемнадцать благословений»).

Оно гласило:

«Да не будет надежды у отступников, покуда не вернутся они к Твоей Торе, и да исчезнут в миг назареи и миним. Да сотрутся они из книги жизни и не будут записаны вместе с праведниками.» (фрагмент из Генизы-1925).

Аминь

Еврейское слово аминь (на иврите амен), которое часто можно услышать при службе в синагоге как ответ молящихся на произносимую ведущим молитву благословения Господа, выражает одобрение только что услы­шанных слов.

В книге Второзаконие 27:15-16 читаем: «И весь народ скажет: амэн» — как ответ на произносимые священником проклятия, нарушающим Божественные за­поведи.

Слово это означает «истина».

Его также можно истол­ковать как акроним, составленный из начальных букв трех слов:

алеф — первая буква слова Эль (Бог),

мем -первая буква слова мелех (царь)

нун — первая буква слова неэман (верный, истинный, надежный).

Таким образом, получается фраза: Бог — истинный царь.

Так что амен — это признание вечного истинного Царя, Которого мы должны почитать и к Которому направлены наши молитвы.

Я уверен, что у этого вопроса будет много ответов, поскольку все больше людей добавляют больше деталей. Хотя в школах строго не преподают, я полагаю, что вы могли бы заполнить целый семестр колледжа, чтобы ответить только на этот вопрос.

Начать. Официальные молитвы в иудаизме являются заменой жертвенных служб, совершаемых на Храмовой горе в Иерусалиме. Когда храм был разрушен, жертвоприношения уже не могли приноситься, и необходимо было напомнить об этом. Однако, говоря об этом, говорят, что молитвы существовали со времен Авраама, Иссака и Иакова. Даже когда храм стоял, люди, которые не могли совершить паломничество, произносили молитвы во время жертвоприношений, чтобы быть в состоянии быть там.

Все евреи молятся перед Храмовой горой в Иерусеме. Вот где стоял старый храм и алтарь. Однако, если вы находитесь в сингагге и присутствует свиток Торы, тогда нужно молиться лицом к лицу со Свитком Торы. Чтобы облегчить путаницу, большинство свитков Торы расположены напротив Иерусема (но иногда это невозможно)

Текст молитвенных различий от сообщества к сообществу, и в Википедии есть статья об этом здесь: http://en.wikipedia.org/wiki/Nusach

Различия между нусачами обычно очень незначительны. Несколько грамматических исправлений здесь, несколько лишних или меньших слов там. В общем, еврей, посещающий любую точку мира, может следовать за любым молебном. Тем не менее, есть немного еврейских групп, которые внесли незначительные изменения в свои молитвы. Некоторые из них принимаются как нормально, некоторые нет.

Существует два основных типа молитв, известных как Шема (Слушай, Израиль) и Амида / Шемона Эсрей (Постоянная молитва, или 18 благословений). Говорят, что Шама сидит и имеет два благословения перед Шемой, и 2 благословения впоследствии, а сама Шема состоит из 3 абзацев. Подробнее об этом можно прочитать здесь: http://en.wikipedia.org/wiki/Amidah и здесь: http://en.wikipedia.org/wiki/Shema_Yisrael

Существуют и другие разделы молитвы, в зависимости от того, в каком служении вы находитесь. Один из таких разделов известен как Псукей Дзимра (отрывки песни), которые обычно состоят из различных пслам из Танаха (ивритское писание). Другой распространенной молитвой является Ашрей ( http: / /en.wikipedia.org/wiki/Ashrei ) Также есть раздел молитвы, который представляет собой перевод «кедуша» на арамейский. http://en.wikipedia.org/wiki/Kedushah

Наконец, есть молитва, которая используется для разделения разделов молитв, известных как Каддиш. http://en.wikipedia.org/wiki/Kaddish

Хорошо, не в последнюю очередь .. есть также молитва, которая используется, чтобы закончить службы под названием Aleinu ( http://en.wikipedia.org/wiki/Aleinu ) и песня дня, которая также идет от Псалмов.

Еврейская молитвенная служба имеет много разных частей, где человек должен стоять, некоторые части, где человек должен сидеть, и некоторые части, которые могут быть выполнены любым способом. В общем, молитвы, которые являются «более важными», или где мы свидетельствуем о наших убеждениях, мы стоим. Также во время Амиды нужно стоять, и когда Тора выведена. Различные сообщества имеют разные обычаи в этой области.

Еще один момент, касающийся молитвы, заключается в том, что официальная еврейская молитва обычно подразделяется на одну из трех категорий. Спасибо, хвала или просьба. Все, что не входит в эти категории, не является «официальной» молитвой.

Я знаю, что я что-то пропускаю, поэтому я добавлю больше, если есть дополнительные вопросы.

Материал предназначен для работы со старшеклассниками, студентами и взрослой аудиторией.
Цели занятия:
1. Обеспечить преемственность содержания занятий по теме «Молитва».
2. Закрепить знания, полученные в процессе изучения темы «Молитва».
2. Сообщить дополнительные сведения об истории молитвы и еврейского молитвенника; структуре молитвы; идеях, положенных в основу молитв.
3. Помочь учащимся установить связь между классическими еврейскими текстами и их отражением в повседневной еврейской жизни.
Материалы для занятия:
Несколько листов ватмана, маркеры (фломастеры).

Ход занятия
1. «Общая формула молитвенника» — постановка задачи
В основе еврейской молитвы – каждой отдельно, и еврейского молитвенника в целом положен целый мир религиозно-философских представлений евреев о Всевышнем, о созданном Им мире, законах этого мира и месте человека в этом мире.
Давайте попробуем суммировать имеющиеся у нас знания и, возможно, систематизируем их, при помощи вывода «общей формулы молитвенника». В каком-то смысле, давайте попробуем составить молитвенник, положив в его основу традиционные представления еврейской религиозной мысли.
2. «Общая формула молитвенника»

Вопрос 1. Сколько раз в день должен молиться правоверный еврей?

Комментарий для учителя:

Попросите учащихся назвать только число обязательных ежедневных молитв.
Если возникнет вопрос: а для чего, собственно, нужно молиться, желательно не углубляться в дискуссию по этому поводу.
Можно представить участникам занятия несколько вариантов ответа на этот вопрос и предложить выбрать для самих себя наиболее приемлемый. Или сформулировать свой собственный (но уже в рамках другого занятия).
Возможные ответы на вопрос: а для чего, собственно, нужно молиться?
1. Молитва – это спонтанное выражение чувств человека в конкретной ситуации:
— чувства благодарности,
— чувства страха (обращение за помощью),
— чувства раскаяния,
— выражение желаний и просьб
и т.п.
2. Молитва — часть нашего служения Всевышнему, так же как и другие заповеди.
Как сказано: Служи Господу, Богу твоему, всем сердцем твоим…» (Шмот 23:25), а «служение сердцем» — это молитва (см. Маймонид, Законы молитвы 1:1).
3. Молитва – это один из способов «заявить себя» как религиозного человека; исполняя данный ритуал мы тем самым демонстрируем свое отличие от светских людей (и/или от людей, принадлежащих к другой конфессии).
4. Молитва – ритуал, принятый в моей общине. Я ему следую, чтобы не выделяться от окружающих.
5. Молитва – это способ общения с Богом …
Объясните ученикам, что эти ответы могут пересекаться между собой, и человек, обращающийся ко Всевышнему, может исходить из всех этих обоснований необходимости молитвы (и еще добавить аргументы), но постарайтесь не затевать по этому поводу длинную дискуссию.

Итак, у нас есть несколько вариантов ответов. Давайте теперь вспомним: какой из них принят в еврейской традиции и почему?
Еврейское религиозное законодательство (галаха) устанавливает три обязательные ежедневные молитвы:

  • утреннюю – Шахарит (от слова שחר – рассвет, заря),
  • дневную – Минха (от слова מנחה – приношение, дар; жертва),
  • вечернюю – Маарив или Аравит (от корня ע.ר.ב. – вечер, смеркаться и т.п.).

Обратите внимание учеников на слово «обязательные».
Возможно, кто-нибудь из них вспомнит, что в некоторые дни года читается больше молитв; или вообще скажет, что нельзя ограничивать человека в желании молиться.
Объясните, что в данный момент речь идет об обязательном минимальном количестве молитв буднего дня, которых достаточно для исполнения заповеди.

Ежедневные молитвы были установлены в соответствие с порядком Храмовой службы — утренними и послеполуденными жертвоприношениями и вечерним сжиганием остатков жертв.

О времени чтения молитв сообщает нам Талмуд:

Сказал р. Йошуа бен Леви: Обязательные молитвы были установлены в соответствии с обязательными жертвоприношениями… Почему утреннюю молитву (Шахарит) надо прочесть до полудня? Потому что обязательное утренее жертвоприношение должно было быть пренесено до полудня… Почему дневную молитву надо произнести до вечера? Потому, что дневное жетвоприношение должно быть совершено до вечера… А почему вечернюю молитву (Аравит) можно читать всю ночь? Потому, что остатки жертвенных животных и жир, которые оставались на жертвеннике, можно было убирать в течении всей ночи (Брахот 26-б).
Есть другое объяснение этого закона:

Мудрецы Торы сообщают предание, что эти три молитвы – «Шахарит», «Минха» и «Маарив» (или «Арвит») – установлены еще праотцами еврейского народа. На это есть намек в Торе: «И встал Аврагам рано утром, и поспешил к тому месту, где стоял пред Б-гом» (Брейшит, 19) – то есть Аврагам установил утреннюю молитву, «Шахарит»; «И вышел Ицхак под вечер помолиться в поле» (Брейшит, 24) – потому что он установил молитву «Минха»; «И остановился Яаков в одном месте… потому что солнце зашло» (Брейшит, 27) – Яаков остановился, чтобы прочитать вечернюю молитву, «Маарив» (И.-М.Лау, «Практика иудаизма»).

Эту легенду можно объяснить таким образом: праотцами было установлено время произнесения молитвы. Тексты молитв праотцев Тора не приводит.
Согласно традиции, тексты молитв были созданы позже, примерно в 4 веке до н.э. так называемыми мужами Великого Собрания.
Через пятьсот лет, уже после разрушения Второго Храма, было признано, что при отсутствии возможности принести жертвы молитва заменяет собой жертвоприношения, как это было предсказано пророком Ошеа (14:3): «Восполним тельцов молениями уст наших».
Память о жертвоприношениях осталась в литургии – в утренней молитве. Это, во-первых, описание храмовой службы*, а во-вторых, в завершающей части молитвы**.

* Описание храмовой службы читается между утренними благословениями и «Псукей де-зимра» (см.ниже).
** «Песнь дня» — псалмы, соответствующие дню недели; в память о пении хора левитов, сопровождавшем каждое жертвоприношение в Храме.

Таким образом, уже на протяжении почти 1500 лет религиозные евреи обязаны три раза в день обращаться к Всевышнему.

Основные элементы молитвы одинаковы для всех еврейских общин. Однако с течением времени в молитвенной практике различных общин появились разногласия относительно тех или иных «технических деталей», например, в формулировках различных благословений, необходимости произнесения тех или иных псалмов и т.п.

Точный порядок, принятый в той или иной общине получил название «нусах».

Комментарий для учителя:

Основные нусахи следующие:

1. «Ашкеназ» — нусах евреев-выходцев из Германии, Литвы, Белоруссии и из нехасидских общин Польши, Украины и России. Сегодня этот нусах распространен в основном в ашкеназских нехасидских общинах США и других англоязычных странах, а также в большинстве ашкеназских иешив в Израиле.
2. «Сфарди», он же «нусах эдот мизрах», т. е. «вариант молитвы восточных общин» — распространен в Израиле среди сефардских евреев (т. е. выходцев из мусульманских стран). Этот нусах имеет разные модификации: нусах бухарских евреев, нусах йеменских евреев, нусах марокканских евреев и т. д.
3. «Сфарад» — нусах, принятый сегодня большинством хасидских общин. Важно отметить, что это нусах ашкеназских, а не сефардских евреев (сами сефардские евреи называют его «нусах хасидим»). Название этого нусаха связано с тем, что он разработан на основе идей Аризаля (рабби Ицхака Лурия, главы каббалистов города Цфат в 16 веке), а Аризаль молился по сефардскому нусаху. «Сфарад» является сегодня распространенным нусахом в синагогах ашкеназских евреев в Израиле, а также в ашкеназских хасидских общинах США и других стран.
3-а. «Ари» — нусах, составленный на основе идей Аризаля основателем хасидского движения Хабад рабби Шнеур-Залманом из Ляды (начало 19 века). Принят только у хасидов Хабада. Этот нусах является вариантом нусаха «Сфарад».
Есть еще несколько различных нусахов (грузинских евреев, итальянских евреев и некоторые другие), но они относительно мало распространены.

Как мы уже сказали, общий порядок и основные моменты молитвы во всех нусахах одинаковы.

Давайте вспомним, из каких основных частей состоят будничные молитвы?

На листе ватмана нарисуйте таблицу из трех столбцов:

Шахарит Минха Маарив

Или можно взять три листа ватмана – отдельно для каждой из молитв.
Еще один лист ватмана понадобится для дополнительных записей.

Попросите учащихся назвать составные части молитв:

  • Шма
  • Амида (Шмонэ Эсре)
  • различные дополнительные благословения
  • псалмы
  • дополнительные молитвы (Кадиш, Алейну лешабеах и др.)

Можно записывать ответы участников занятия на доске или на дополнительном листе ватмана, не занося их в основную таблицу.

Следующий вопрос: Какая из перечисленных вами молитв считается главной?

Выслушайте ответы участников. Можно записать «итоги голосования» относительно каждой из составных частей молитвы.

А теперь внимание – правильный ответ!
На протяжении еврейской истории именно «Шма» была одной из важнейших еврейских молитв. Подчеркивая значевние этой молитвы, еврейская традиция говорит, что слова: «Слушай, Израиль» должны быть первыми словами, которым мать должна научить ребенка, и последними словами, с которыми он оставляет этот мир.

«Шма» считается одной из важнейших молитв. Хотя, если быть совсем точными, — «Шма» не является молитвой в строгом понимании этого слова. «Шма» — это скорее монолог, декларация, обращенный к самим евреям:
СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ, БОГ — ВСЕСИЛЬНЫЙ НАШ, БОГ ОДИН
(Израиль – это одно из названий еврейского народа.)

Поэтому не случайно в галахе существуют две разные заповеди: заповедь молиться и заповедь читать «Шма». К примеру, вот что пишет р. Исраэль Меир Кахан («Хафец Хаим») в своей «Краткой книге заповедей» — книге, в которой он перечисляет все заповеди, которые актуальны в наше время:

7. Заповедь, повелевающая молиться Богу каждый день.
11. Заповедь, повелевающая читать Шма Исраэль утром и вечером.
Хафец Хаим «Краткая книга заповедей»
Однако поскольку «Шма» является частью ежедневной молитвы, мы для удобства будем называть ее молитвой.

Еще раз обратите внимание на заповель чтения «Шма», как ее приводит Хафец Хаим.
Верующие евреи читают «Шма» в утренней молитве и в вечерней молитве. По мнению еврейской традиции, чтение «Шма, Исраэль» утром и вечером есть непосредственное выполнение заповеди Торы, как сказано в самом тексте «Шма»: «И говори слова эти… ложась и вставая» (Дварим 6:8). При этом галаха понимает слова «ложась и вставая» следующим образом: «ложась» — «когда обычно (при нормальной жизни) люди ложатся», а «вставая» — время, «когда обычно люди встают». В соответствии с этим вечером «Шма» надо читать после выхода звезд и до полуночи, в крайнем случае до рассвета, а утром — от рассвета и до четверти, по другим мнениям — до трети светового дня.

Впишите «Шма» в соответствующие графы таблицы (в столбцах «Шахарит» и «Маарив»), или на соответствующих листах ватмана.
Постарайтесь оставить несколько свободных рядов между заголовком таблицы и тем рядом, в который вы впишите «Шма». Либо оставьте свободное место на листах ватмана (впишите «Шма» примерно посередине листа).
Можно напомнить ученикам, что текст «Шма» состоит из трех отрывков из Торы (два – из книги «Дварим» и одно – из книги «Бемидбар»), и что текст «Шма» находится «в обрамлении» специальных благословений, на которых мы сейчас не будем останавливаться подробно.

Итак, мы объявили «городу и миру» декларацию еврейской веры. Но достаточно ли этого для того, чтобы мы не просто выполнили заповедь молиться? И достаточно ли произнесения «Шма» для того, чтобы выразить свои собственные мысли и чувства, просьбы, переживания…?
Кроме того, не забудте, что «Шма» мы читаем два раза в день, а ежедневных обязательных молитв у евреев — три.
Каким образом еврейская традиция решает эту проблему?

Обратите внимание учеников на список составных частей молитвы, составленный ими ранее.
Попросите высказать предположения, какая из них помогает нам разрешить эту проблему.
Попросите учащихся назвать основные, по их мнению, составляющие молитвы.

Такой молитвой, которая, с одной стороны, стала инструментом исполнения заповеди, а с другой стороны, позволила бы молящемуся изложить свои чувства, просьбы, пожелания (и тому подобное) стала молитва «Амида» (или «Шмонэ Эсре» — «Восемнадцать «).

Согласно галахе, молитва «Амида» является обязательной ежедневной молитвой для каждого еврея.

В древнейшую эпоху (от праотцев до конца эпохи Первого Храма) каждый еврей мог обращаться к Всевышнему по-своему (и, как мы уже говорили, нам почти не известны тексты древнейших молитв). Наиболее привычным способом обращения к Богу было жертвоприношение.

Однако после разрушения Первого Храма мудрецы увидели, что с каждым поколением евреям все труднее обращаться к Всевышнему, чтобы выразить свои чувства. И поэтому члены Великого Собрания составили текст молитвы, которая помогла бы человеку выполнить заповедь и выразить свои личные переживания.

Текст молитвы состоял из трех разделов:

  • в первом молящийся как бы объясняет, почему он обращается к Всевышнему (3 благословения восхваления; в них, можно сказать, содержится объяснение, почему вообще имеет смысл обращаться к Богу с молитвой);
  • во втором – включает в себя просьбы – личные, общественные и общенациональные, обращенные к Богу;
  • в третьем содержится благодарность Всевышнему и выражается надежда на его милосердие (последние три благословения).

Первоначально благословения, входящие во второй раздел молитвы, не были жестко зафиксированы, так что каждый мог изменять их текст в своей молитве, увеличивая или сокращая его.

Позже содержание этих благословений тоже было закреплено.

Выбор цифры «18» как общего числа благословений имеет символический и мистический смысл (буквы «йуд» и «хет», которыми записывается в ивритском обозначении число «18», образуют слово «хай», т.е. «жизнь»); и хотя впоследствии к серединным благословениям-просьбам было добавлено еще одно, так что общее количество благословений стало теперь девятнадцать, название «Шмоне Эсре» — «Восемнадцать » — сохранилось.
Агада (Пиркей де-рабби Элиэзер) связывает завершающие формулировки благословений «Амиды» с различными событиями в истории еврейского народа. Согласно ей, например, завершение первого благословения («Благословен Ты, Господь, защитник Авраама») произнесли ангелы, когда Бог обещал Аврааму защиту после его победы над армиями четырех царей (см. Берешит 15:1). Слова «Благословен Ты, Господь, оживляющий мертвых» — были произнесены ангелами, когда Ицхак был снят с жертвенника после Акеды (Берешит, гл. 22); освящение Яаковом Божественного Имени в Бейт-Эле (Берешит 18:26) привело к благословению «Бог Святой». и т. д. — все девятнадцать формулировок, завершающие благословения «Амиды», имеют своим источником еврейскую историю. Агада эта проясняет связь молитвы с текстом Танаха, а также указывает на то, что мудрецы Великого Собрания включили в «Амиду» благословения, которые частично существовали уже до них.

В эту же эпоху (или немного позже, во времена Талмуда, 3-5 вв. ) появились вставки на Рош ходеш, Пурим, Хануку. Во время Гаонов (7-9 вв. ) ввели вставки на Десять дней раскаяния. Некоторые вариации появлялись и позже.

Другое название молитвы «Шмонэ Эсре» – «Амида» — указывает на то, каким образом читается эта молитва – стоя (от глагола לעמוד — стоять).
Молитва «Амида» («Шмонэ Эсре») читается три раза в день. В утренней и вечерней молитве ее произностя после «Шма», а в полуденной молитве «Амида», собственно, составляет главную часть молитвы.

Впишите молитву «Амида» в соответствующие графы таблицы или на соответствующих листах ватмана.

Итак, мы прочитали «Шма» (если это требуется) и «Амиду». Теперь возникает вопрос: ограничивается ли этим содержание молитвы?

Попробуйте вспомнить, какие еще тексты входят в традиционный еврейский молитвенник.

Выслушайте ответы участников. Воспользуйтесь списком составных частей молитвы, составленный ими ранее.
Задайте участникам занятия «наводящие» вопросы:

  1. Как мы уже говорили, по мнению еврейской традиции, чтение «Шма, Исраэль» утром и вечером есть непосредственное выполнение заповеди Торы, как сказано в самом тексте «Шма»: «И говори слова эти… ложась и вставая» (Дварим 6:8). При этом галаха понимает слова «ложась и вставая» следующим образом: «ложась» — «когда обычно (при нормальной жизни) люди ложатся», а «вставая» — время, «когда обычно люди встают». Означает ли это, что религиозный еврей сразу после того, как он открыл глаза и поднялся с постели, читает «Шма»?
  2. Как вы думаете, о чем должен (стараться) думать человек во время молитвы?
  3. Каким образом лучше всего «плавно перейти» от молитвы к будничным делам?
  4. Должны ли части «большой» молитвы каким-то образом быть отделены одна от другой, или все тексты нужно читать «на одном дыхании»?
  5. Есть ли в будничной молитве какие-либо элементы, которые читаются только в определенные дни?

Зафиксируйте мнение участников занятия на дополнительном листе ватмана.
При ответе на данные вопросы можно обращаться к ответам, предложенным участниками, дополняя, расширяя и/или исправляя их.

Начнем с первого вопроса, но по еврейской традиции утро начнем с вечера. Спящий человек «выключается» из личной, семейной, общественной и национальной жизни. В Талмуде об этом сказано: «сон – это она шестидесятая часть смерти» (Брахот 57-б). Соответственно, просыпаясь, человек возвращается к жизни во всех ее проявлениях. Поэтому мудрецы составили целый ряд благословений, при помощи которых можно поблагодарить Всевышнего за возможность продолжать жить.
Например, в благословении «Ашер яцар» (благословение после посещения туалета) мы благодарим Бога за то, что наш организм продолжает функционировать; благословение на изучение Торы – за то, что можем вести еврейский образ жизни; в благословении «Мальбиш арумим» («одевающий нагих») — за то, что у нас есть минимальные условия для нашего существования.
Кроме того, в утренние благословения мудрецы включили несколько талмудических текстов, напоминающих о важнейших еврейских и общечеловеческих ценностях – благотворительность, почитание отца и матери, помощь ближнему.
Эти благословения вошли в утреннюю литургию под общим названием «Биркот а-шахар» («Утренние благословения»).

Впишите «Утренние благословения» в соответствующую графу таблицы (в раздел «Шахарит» — первая строчка) или на соответствующем листе ватмана.

Но даже одевшись, помывшись и побрившись, обычный человек, скорее всего, не способен сразу начать думать о высоких материях – монотеизме, Боге и т.п.

Для того, чтобы помочь еврею сосредоточится и направить его мысли в нужном направлении, мудрецы включили в утреннюю молитву несколько псалмов, восхваляющих Всевышнего, а так же несколько других библейских текстов, описывающих важнейшие события еврейской религиозной истории – завет между Авраамом и Богом, переход через Красное море и т.д. (Кстати, один такой текст есть и в утренних благословениях – это отрывок из книги Берешит о жертвоприношении Ицхака.)
Эта часть утренней молитвы получила название «Псукей де-зимра» (Песнопения).

В послеполуденной молитве перед «Амидой» читается 145 псалом, начинающийся словами «Ашрей йошевей бейтеха» («Счастливы пребывающие в Храме Твоем»). Так как Минха читается в рабочее время, из «Псукей де-зимра» оставили один псалом, напоминающий нам, что именно Господь «раскрывает ладонь Свою и щедро насыщает все живое» (центральный стих 145 псалма).

В вечерней молитве «Псукей де-зимра» отсутствуют, поскольку мудрецы понимали, что человеку уставшему после работы трудно сосредоточенно молиться слишком долго – любое удлинение молитвы скорее утомит, чем поможет молящемуся сосредоточиться.

Впишите «Песнопения» в соответствующую графу таблицы (в раздел «Шахарит» — первая строчка) или на соответствующем листе ватмана.

Как мы уже говорили, главными элементами молитвы являются «Шма» и «Амида». Однако мудрецы не хотели, чтобы сразу после «Амиды» человек немедленно «все бросил» и побежал по своим делам. Поэтому в молитвы были добавлены несколько дополнительных текстов (Псалмы, отрывки из Библии и Талмуда), которые обеспечили бы более плавный переход от святости молитвы к суматохе повседневных дел.
Кроме того, поскольку в общине могут быть люди, опоздавшие в синагогу к началу службы, то в завершающие молитвы были включены также некоторые элементы из предыдущих моментов богослужения, чтобы опоздавшие могли восполнить пропущенное.
В утренней молитве такая дополнительная вставка состоит из нескольких разделов.
А в послеполуденной и вечерней – только из одного.
Важнейшим элементом завершающей части молитвы является молитва «Алейну лешабеах» («На нас возложено восхвалять»), общая для всех еврейских молитв.
Молитва «Алейну» состоит из двух частей:

  • Первая часть молитвы содержит хвалу и славословие Всевышнему за то, что «не сделал Он нас подобными народам мира» и «не дал нам быть похожими на племена земные», а так же за Его величие и вознесенность в деле Творения.
  • Во второй части молитвы выражается надежда, что Всевышний «сметет истуканов с лица земли и уничтожит идолов», что «признают и поймут все жители земли, что пред Тобою следует преклонять колени…» и «воздадут почести слвному Имени Твоему». И самое главное – «и все они подчиняться Твоей Царской власти, и Ты вскоре воцаришься над ними… Ибо Тебе принадлежит царская власть и будешь Ты царствовать во славе во веки веков».

Впишите «Алейну» в соответствующие графы таблицы или на соответствующих листа ватмана.
Между строкой, в которой указана молитва «Амида», и строкой, в которую вписывается молитва «Алейну» нужно оставить свободное место (в таблице – две строки).

Как мы видим, тексты обязательных молитв состоят из нескольких разделов. Мудрецы решили отделить один раздел от другого специальной молитвой, прославляющий Бога, — Кадиш (буквально «Освящение»).
Эта молитва написана на разговорном языке Талмуда – арамейском. В повседневной литургии используются 4 вида Кадиша:

  • Кадиш шалем (Полный Кадиш),
  • Хаци кадиш (половинный Кадиш),
  • Кадиш де-рабанан – (его произносят после изучения отрывка Устной Торы),
  • Кадиш ятом (Кадиш сироты или Кадиш скорбящего).

Первые три читает ведущий молитву. Последний – скорбящий, то есть человек, у которого недавно умер близкий родственник (если такового в синагоге нет, тогда эта молитва не произносится). Кадиш ятом читается в течение года после смерти близкого родственника, а также в годовщину его смерти по еврейскому клендарю.
Кадиш читается только в миньяне (молитвенном кворуме из 10 мужчин старше 13 лет).
Хаци кадиш читается после «Псукей де-Зимра» (в Шахарит) и «Ашрей» (в Минхе); Кадиш шалем произносится перед чтением «Алейну».

Впишите «Хаци Кадиш» в соответствующую графу таблицы (в раздел «Шахарит» — в строке, где уже вписаны «Псукей де-Зимра»; в разделе «Минха» — полсе «Ашрей») или на соответствующем листе ватмана.
Кадиш Шалем впишите в раздел «Завершающие молитвы» всех трех обязательных молитв.

И последний вопрос: Есть ли в будничной молитве какие-либо элементы, которые читаются только в определенные дни?
Таких элементов в будничной молитве два – «Таханун» и Чтение Торы.
«Таханун» («Моление») – несколько текстов, в которых человек исповедуется в своих грехах и просит Бога о милосердии.
«Таханун» не читается в праздничные и полупраздничные дни (например, в Субботу, Новомесячье, Хануку), а также в присутствии человека, у которого было семейное торжество (например, жениха, отца ребенка, которому в этот день делают обрезание).
«Таханун» читается во время утренней и послеполуденной молитвы после «Амиды».

Впишите «Таханун» в соответствующую графу (в раздел «Шахарит» и «Минха») или на соответствующем листе ватмана.

Чтение Торы. Как вы знаете, мудрецы разделили текст Торы на недельные главы (парашат п-шавуа).
В Субботу недельная глава читается целиком, неприменно по Свитку Торы. Кроме того, мудрецы постановили, чтобы небольшой отрывок из недельной главы читался так же в будние дни – понедельник и четверг. Эти дни были выбраны из-за того, что в древней Палестине они были рыночными. Поэтому много евреев собиралось в городах, где были синагоги, в которых хранились Свитки Торы.
В будние дни Тору читают в утренней молитве после «Амиды».

Впишите «Чтение Торы» в соответствующую графу (в раздел «Шахарит») или на соответствующем листе ватмана.

Итог урока

«Основная формула молитвенника»

Шахарит

Минха

Маарив

Утренние благословения

Псукей де-зимра Хаци кадиш

Ашрей
Хаци кадиш

Шма с благословениями (два до «Шма» и одно после)

Шма с благословениями (два до «Шма» и два после)

Амида

Амида

Амида

Таханун
(не во все дни)

Таханун
(не во все дни)

Чтение Торы
(не во все дни)

Завершающие молитвы

Псалмы и отрывки из Библии и Талмуда; Кадиш шалем
Алейну лешабеах

Кадиш шалем
Алейну лешабеах

Кадиш шалем
Алейну лешабеах

На этом уроке мы говорили о будничных молитвах. В Субботу, Новомесячье и Праздники между утренней и дневной молитвами читается дополнительная молитва – «Мусаф» (дословно – «Дополнение»). В Йом-Киппур читается молитва «Неила». В Новомесячье, Хануку и часть Праздников читают дополнительную подборку псламов – «Галлель» («Восхваление»).

Кроме того, в молитве «Амида» для Субботних, Праздничных и Дополнительных (Мусаф) молитв было постановлено, что три первые (Прославления) и три последние (Благодарения) благословения остаются на месте, а серединные «просьбы» заменяются на «Освящение дня», — одно особое благословение, посвященное данному праздничному дню.

Но об этих молитвах лучше говорить отдельно. А в целом общая схема молитвы сохраняется.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *