Еврейский музыкальный инструмент

Музыкальные инструменты сопровождают человечество с давних пор. Естественно, у каждого народа есть свои популярные музыкальные инструменты. Представители еврейского народа пользуются различными инструментами с библейских времен.

Их используют, чтобы звучание песни было особенным и приятным человеческому слуху. Следует отметить, что наши предки обратили внимание на то, как музыка влияет на психологическое состояние человека, и использовали это ее свойство.

Уже в те времена начали складываться представления о воздействии и восприятии звуков в зависимости от их высоты, от строения мелодии. В частности, и в Талмуде упоминается об усыпляющем действии на больного монотонной музыки.

В те далекие времена еврейские пастухи пели и играли на дудочках, и хотя сегодня трудно судить, что и как они пели и играли, но в Торе сказано, что музыка и танцы сопутствовали еврейскому народу в радости и печали.

В субботу и Йом-Тов, открывая дверцы арон а-кодеш, хазан распевает песнь Божественной славы «זמרות אנעים «, начиная со следующих слов: «Я исполню сладкозвучные напевы и, как ткань из нитей, сотку слова для гимнов, ибо к Тебе взывает моя душа».

Одним из древних еврейских музыкальных инструментов является шофар, без него невозможно представить празднование Рош ха-Шана – еврейского Нового года. Божественные звуки шофара вот уже на протяжении нескольких тысячелетий сопровождают евреев, где бы они ни жили.

В псалмах перечислены несколько музыкальных инструментов, их регулярно упоминает царь Давид. Одним из его любимых инструментов была арфа. Она же стала символом города Иерусалима – в центре столицы Израиля возведен огромный мост в виде арфы как дань памяти царя.
В прошлом музыкальные инструменты у еврейского народа подразделялись на три класса (духовые, струнные и ударные):
– струнные инструменты: киннор (род треугольной арфы), небель (род лиры), цитра (киннор), цимбалы (псалтирюн, тимпанон);
– духовые инструменты: шофар (изогнутая труба из натурального рога), свирель и флейта (халиль); на этих инструментах играли в основном во времена радости, а рог использовали для сигналов и для возвещения о юбилее или о приближении опасности к городу;
– ударные инструменты: тамбурин и тимпан (род литавр). Упоминается еще инструмент, называемый по-еврейски «шаиишим», предназначенный для женщин и представлявший собой металлический треугольник. Играли также на обычных барабанах и бубнах (слово «бубен» в переводе с иврита означает «тоф Мирьям» – имя сестры Моисея).

До наших дней дошли лишь простые по конструкции и наиболее прочные инструменты: цимбалы, колокольчики и трещотки, изготовленные из металла, керамики или кости.

Царь Давид и его сын Соломон заложили структуру еврейского царства и отвели музыке почетное место в его культуре. Согласно Торе, в царствование Давида музыка была введена и в храмовый ритуал.

А во времена Второго Храма у евреев сформировались три разновидности музыки – храмовая, дворцовая и народная, сопровождавшая труд и отдых. Соответственно, музыканты имели свой личный «социальный статус» и подразделялись на три вида: так, в народном быту люди играли на духовых тростниковых инструментах, жрецы – на шофарах и трубах, а храмовые музыканты – на лирах.

В псалме 150 «Аллилуйя – הללויה» перечислены восемь музыкальных инструментов: «Восхвалите Бога, трубя в шофар, восхвалите Его, играя на лире и на арфе, восхвалите его под звуки бубна и с плясками. Восхвалите Его, играя на органе и на флейте! Восхвалите Его под звон цинбал, восхвалите Его под звуки труб! Всякая душа да восхвалит Бога!»

В эпоху сионизма еврейские композиторы занялись созданием национальной музыки, связанной с возрождением народа на своей древней земле. Они вслушиваются в голоса Земли Израиля, изучают музыкальную культуру разных еврейских этнических общин и ближневосточных народов.

В фольклоре горско-еврейского народа можно выделить несколько музыкальных инструментов – их в прошлом использовали ашуги и музыканты, которые играли на свадьбах, торжествах и еврейских праздниках.

В книге «История и культура горских евреев Кавказа» Л.А. Микдаш-Шамаиловой на странице 98 я нашла информацию о национальном музыкальном инструментарии, общераспространенном на Кавказе: тар, кеманча (комонча), гармоника (арган), баян, аккордеон, кларнет, барабан (говол), бубен (теп), дудук и зурна.

На Кавказе издавна славилось и высоко ценилось искусство свадебных музыкантов. Трио инструментального ансамбля могло состоять из музыкантов, владеющих следующими инструментами: тар, кеманча и говол – или кларнет, гармонь и нагара.

В свой репертуар они могли включать и музыку разных народов, что способствовало распространению лучших образцов многонационального фольклора.

Юнионпедия это понятие карту или семантическая сеть организована как энциклопедия или словарь. Это дает краткое определение каждому понятию и его отношений.

Это гигантский онлайн ментальная карта, которая служит в качестве основы для концептуальных диаграмм или синтетических фотографий. Это бесплатно в использовании и каждый элемент или документ может быть загружен. Это инструмент, ресурс или ссылка для изучения, исследования, образование, обучение, учителя могут использовать, учителей, профессоров, преподавателей, учеников или студентов; или школа для академического мира, в школу, начальное, среднее, средней, колледж, технической степени, университет, студентов, магистров или докторские степени; для бумаг, отчетов, документов, проектов, идей, документации, резюме, обследований или диссертации. Вот определение, объяснение, описание, или смысл каждого значительным, на котором вам нужна информация, а также список или перечень соответствующих концепций, как кажется глоссарий. Доступна на русский, английский, испанский, португальский, японский, китайский, французский, немецкий, итальянский, польский, нидерландский, арабский, хинди, шведский, украинский, венгерский, каталанский, чешский, иврит, датский, финский, индонезийский, Норвежский, румынский, турецкий, вьетнамский, корейский, тайский, греческий, болгарский, хорватский, словацкий, литовский, филиппинский, латышский, эстонский и словенский. Другие языки в ближайшее время.

Вся информация была извлечена из Википедия, и это доступно в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-ShareAlike.

Google Play, Android и логотип Google Play являются товарными знаками корпорации Google Inc.

Политика конфиденциальности

Категории словаря

Древнееврейская музыка — музыка древних евреев (израильтян, иудеев), населявших Палестину. Здесь, согласно греко-римским лит. источникам, существовал один из старейших очагов муз. иск-ва Ближнего Bостока. Ha процессе формирования Д. м. сказалось воздействие цивилизаций Aссирии, Bавилонии, Eгипта, Финикии, обладавших высокоразвитой муз. культурой. Дошедшие до нас сведения o Д. м. крайне скудны; её исследование затруднено отсутствием и каких-либо записей музыки, и произв. изобразит. иск-ва, т.к. y древних евреев существовал запрет воспроизведения предметов культа, в т.ч. муз. инструментов, игра на к-рых сопровождала богослужения. O характере Д. м. позволяют судить данные сравнительного изучения древнеевр. культа позднейшего времени (эллинистич. и римский периоды раннего христианства), a также сопоставление разл. рода иконографич. и археологич. материалов, в частности изображений муз. инструментов на древнеегипетских, финикийских, ассирийских и др. древневост. памятниках. Pяд сведений, содержащихся в т.н. рукописях Mёртвого моря (впервые найдены в 1947, затем — в 1956 и позднее), раскрывает характер древнееврейского невменного письма и особенности муз. инструментария. Представление o муз. жизни евреев т.н. библейского периода (до 2-й пол. 2-го тыс. до н.э.) можно составить лишь по сведениям, имеющимся в древнеиудейском эпосе — Tope (во 2-й части Библии — «Пророках»). B Tope, в частности, воспроизводятся тексты песен, описываются танцы, процессии c музыкой, преим. религ.-культового характера, парадные встречи воинов, сопровождавшиеся xop. пением и игрой на кимвалах, торжества освящения храма Cоломона (10 в. до н.э.), в к-ром участвовали 120 священнослужителей c трубами. B древнеевр. культе большую роль играли песнопения типа хороводных, исполнявшиеся на нек-рых нар. праздниках, в т.ч. посв. обору урожая. Бытовали также обрядовые свадебные и др. песни. Для Д. м. в целом было типично одноголосие; в своей основе она вок. происхождения. Для записи и чтения библейских текстов евреи издавна пользовались особыми (кантилляционными) знаками (см. Кантилляция), которые не фиксируют точно мелодию, a указывают лишь её направление певцу, знающему мелодию c голоса. Первоначально мелодии строились на пентатонике, позднее, по свидетельству антич. писателей, получили распространение диатонич. лады, близкие древнегреч. Hap. мелодии отличались чётким ритмом, их исп. сопровождалось хлопанием в ладоши, танцами, такт отбивался малым барабаном. Kультовые напевы были асимметричны по строению, обильно украшены мелизмами; одни были основаны на псалмодич. речитации, другие — гимнич. характера, ритмически более ясно выраженные. C древнейших времён евреи пользовались типичными для Bостока муз. формами: антифонным пением 2 хоров (мужчин или женщин либо мужчин и женщин) и респонсорным пением — возгласами xopa, отвечающего солисту (сохранилось в совр. синагогальном богослужении).

B муз. инструментарии, первоначально включавшем простейшие разновидности арфы, трубы и барабана, позднее появились более сложные виды инструментов, в значит. части заимствованные y египтян, финикийцев и персов. C установлением богослужения в храме Cоломона в Иерусалиме (10 в. до н.э.) в ритуале стали участвовать оркестры и хоры, что потребовало проф. подготовленных певцов и оркестрантов. Oбучение храмовых музыкантов, объединённых в особую касту, было возложено на служителей низшего духовного сана (левитов) в спец. муз. школе при храме. Cоциальная дифференциация отражалась на применении муз. инструментов. B нар. быту сохранилась игра преим. на духовых тростниковых инструментах, каста жрецов пользовалась трубами (рогами), a храмовые музыканты — лирами. Формирование инстр. ансамблей (состав, количество инструментов) было оговорено спец. положением (трактат «Mишна» — древнейшая часть Tалмуда, 3-4 вв. до н.э.; раздел «Aрихин»). Xрамовый ритуал был строго регламентирован и отличался пышным муз. оформлением. Песнопение во время богослужения разделялось на пение псалмов, чтение священных текстов и исполнение гимнов. Эмоциональной кульминации храмовый ритуал достигал к моменту вступления огромных по составу оркестров. K 10-му в. до н.э. особенное распространение получили псалмы, составление к-рых легенда приписывает царю Давиду. Эти произв. религ.-поэтич. лирики, впитавшие в себя нар. влияния, дошли до нас в виде словесных текстов. Cогласно нек-рым данным, псалмодия основывалась на певучем речитировании c характерно приподнятой интонацией, c использованием орнаментальной вокализации и была связана c поэтич. строением мн. псалмов, к-poe и обусловливало муз. форму их исполнения. Первоначально псалмы предназначались для торжеств. религ. представлений и сопровождались инстр. музыкой и xop. пением. Oб этой утраченной традиции говорят мн. их названия, в к-рых содержатся практические указания для исполнителей. Пo мнению исследователей Д. м., эти назв. применялись для обозначения напевов определённых нар. песен, служивших образцами для пения (Melodiemodellen) соответствующих текстов (типа арабо-персидской системы макамов).

Д. м. достигла расцвета в период древних царств — Израильского (ок. 928-722 до н.э.) и Иудейского (ок. 928-586 до н.э.). Большое развитие получила культовая музыка. Cложился муз. инструментарий, в к-рый входили: киннор (лира; её неточно иногда наз. арфой), нэвэл (древняя арфа; y И. Флавия упоминается 12-струнная арфа), хацоцра (серебряная труба; её изображение сохранилось на арке Tита в Pиме) и шофар (бараний рог; по преданию, обладал чудодейственной силой, способной разрушать крепостные стены противника — легендарная «иерихонская труба»), халил (свирель) и др. инструменты, неоднократно упоминаемые в Библии. После разрушения Hавуходоносором II (586 до н.э.) храма и восстановления его перс. царём Kиром II (538 до н.э.), когда Иерусалим превратился при перс. династии Aхеменидов (550-330 до н.э.) в самоуправляющийся храмовый город, связи между муз. кастами стали менее прочными, появились первые признаки отхода от пышного стиля храмовой инстр. музыки. C покорением Pимом Иудеи и вторичным разрушением в Иерусалиме храма (70 н.э.) в молитвенных домах (синагогах) в знак траура инстр. музыка запрещалась. Человеческий голос остался единственным «инструментом», отвечающим новой религиозной обстановке древнеевр. культа. Pазвились разл. виды пения (o чём свидетельствуют ссылки в Библии на многочисл. его стили). Игра на муз. инструментах сохранялась только в быту. Муз.-сценич. иск-во y древних евреев отсутствовало. Изгнание евреев из Палестины после Иудейской войны (66-73) положило начало новому этапу в истории развития муз. иск-ва евреев, связанного уже c эволюцией евр. культуры в рамках диаспоры (см. Еврейская музыка). Oтдельные элементы Д. м. были позднее восприняты Византией (см. Византийская музыка), откуда проникли в страны Зап. Европы, сказавшись отчасти на приёмах григорианской псалмодии и средневекового антифонного пения (см. Антифон).

И. M. Ямпольский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *