Фанатеешь

Религиозный фанатизм – это болезнь, несущая огорчение и бедствие не только для адепта той или иной секты, но и для его семьи. Такие люди склонны к заблуждению, помешательству и неспособности слышать и понимать других. Как человек становится религиозным фанатиком, можно ли его вылечить, и куда нужно обращаться? На эти вопросы ответил психолог Бауыржан Ахметов. Он работает сотрудником Центра консультации и реабилитации при Управлении общественного развития города Алматы и много лет изучает психологию поведения деструктивно настроенных людей, помогая им и их родным выйти из сложной ситуации.

Слепая вера

– Бауыржан, давайте ответим на вопрос: кто такие религиозные фанатики?

– Религиозные фанатики – это адепты определённых течений, которые во что-то слепо верят. А именно: человек убеждён только в своей правоте либо правоте лидера, который его на этот путь наставляет. Потому что ни одна деструктивная организация не обходится без лидера. В первую очередь фанатика определяет то, что он лишён критического мышления, так как он не осознаёт, не размышляет, не относится критически к полученной информации, а полностью впитывает её в себя, видя истину только в одном. Все остальные, кто думает иначе, для него враги. «Они не знают истину, невежественны», – думает он. Иногда доходит до крайности, что от людей, пытающихся его вразумить, фанатик просто избавляется или держит их подальше от себя.

Бауыржан Ахметов / Фото из личного архива

– Какие люди подвержены религиозному фанатизму?

– Мы не можем утверждать, что религиозной фанатичности подвержена лишь какая-то определённая группа, которая не обладает современными знаниями, отстаёт от прогресса, какие-то люди, «выросшие в лесу». Это не так, среди данной группы мы видим людей, которые иногда получили не одно, а два высших образования, встречаются материально обеспеченные люди. Можно сказать, с точки зрения психологии, что у таких людей есть предрасположенность к акцентуации своего характера. Им необходимо демонстрировать то, в чём они убеждены. Делают это они посредством своей религиозной атрибутики, внешности. Они видят в этом своё умиротворение, они этим живут. Если мы говорим о фанатизме, то можно сказать, что у каждого человека есть свои кумиры и человек всегда пытается кому-то подражать, например, в манере одеваться или причёске, то есть демонстрировать свою приверженность чему-то.

Также бывает тип замкнутых людей, которые всё переживают внутри себя. Доходит иногда до того, что не общаясь с другими людьми, не высказывая свою точку зрения, они начинают развиваться внутри себя. У них появляются какие-то собственные убеждения. Это приводит к тому, что они ограничиваются только тем, как они сами думают. Бывают люди, которые отличаются жестокостью. Мы можем видеть религиозных фанатиков, которые крайне жестоки. Получают удовлетворение, когда приносят какую-то жертву или даже сами себя приносят в жертву. Фанатизм можно связать с психопатией. Кажется, что человек самодостаточен: есть машина, бизнес, – но что творится у него в голове, мы знать не можем.

Проповедь на улице как метод вербовки в деструктивные культы. Как защититься?

– Как становятся религиозными фанатиками?

– Нельзя сказать однозначно, что это люди, которые испытывают комплексы, обижены на жизнь. Потому что бывают разные категории людей, которые ищут свою истину, предназначение в этой жизни, но не могут найти. И определённые люди предлагают им взамен свою интерпретацию, часто будущие адепты попадают под влияние таких людей. Если говорить о внешнем влиянии, то человек всегда зависит от общества, и мнение другого человека для него очень важно. Например, его не понимают окружающие или он получал психологические травмы в детстве, но вдруг он встретил людей, которые его понимают с полуслова (замечу, что лидеры таких организаций очень хорошие психологи, они используют разные методы, будь-то разные техники эмпатии или нейролингвистическое программирование). Лидер всеми своими действиями показывает, что он сопереживает такому человеку, что именно он нужен ему. Появляется чувство, что ты кому-то не безразличен, что живёшь ради какой-то идеи, человек видит для себя какую-то миссию. Но они не понимают, что являются просто пушечным мясом для чьей-либо политической и экономической деятельности.

Виды фанатизма:

  1. Расовый.
  2. Националистический (шовинизм).
  3. Политический (фашизм, тоталитаризм).
  4. Религиозный (религиозная нетерпимость).
  5. Обрядовый – приверженность, доходящая до суеверия, внешней форме богослужения и обычаям.
  6. Пуританство – строгость нравов и правил в повседневной жизни, превращённая в самоцель.
  7. Прозелитизм – привлечение к религии навязчивыми, вкрадчивыми и лукавыми способами.
  8. Религиозная экспансия – стремление к всемирному господству какой-нибудь религии с применением коварных и насильственных средств.

Мы видим, что фанатики не оставляют своё имущество детям, а переписывают на организации, которым слепо верили. Вспомните слова Рона Хаббарда, основателя саентологии: «Если хочешь разбогатеть – придумай свою религию». Отмечу, что в нашем обществе и по нашему законодательству мы не можем обвинить или прямо назвать человека сектантом, так как оскорбим его взгляды. Поэтому где находится эта граница, самая крайняя точка, сказать сложно. Это работа теолога-психолога. Создаются специальные центры по вопросам консультации и реабилитации в каждом городе. На данный момент людей, которые поддаются влиянию, в Казахстане немало.

– Быть может, вы можете назвать цифры?

– Цифрами оперировать сейчас я не буду, это больше вопрос к Центру мониторинга и анализа, но скажу вам из своей практики, что из десяти человек, которых я принимаю в день, один, как правило, является ярым последователем какого-то деструктивного религиозного течения.

Операция «Жусан»

– Что сделать, чтобы спасти такого человека, и нужно ли его спасать?

– Конечно, спасать такого человека нужно, иначе государство не ставило бы себе задачу реабилитировать таких людей и давать им консультации. Мы помним последние события, когда наши сограждане выезжали в зону боевых действий к террористам, и в конце концов, когда сталкивались с реальностью, многие из них очнулись от мифов, которые им рассказывали, все заоблачные сказки исчезли сами по себе. Они увидели там реальность, из которой уже не было пути назад. Многие там и погибли. Хорошо, что задачей нашего государства было вернуть этих людей назад, вспомним хотя бы операцию «Жусан» (возвращение казахстанцев из Сирии. – Авт.) Вспомним двухтысячные годы в России, когда говорили, что грядёт конец света, тогда определённая группа староверов в тайге вошла в пещеру и очень длительное время там пребывала, многие из них там же и умерли.

Теракты и религиозный экстремизм. Какую цену платит общество?

– Что нужно сделать, чтобы спасти такого человека? К примеру, мой родственник стал замкнутым, ходит на какие-то встречи к адептам. Какой алгоритм моих действий?

– В первую очередь ключевую роль играет семья. Люди, вступившие в религиозные секты, почти всегда ищут там поддержку, взаимопонимание, потому что не получали всего этого в семье. Эта проблема идёт с самого детства, поэтому нужно больше разговаривать со своими детьми на разные темы. Если вы уже увидели, что ваш родственник вовлечён, то нужно в первую очередь привлечь специалиста – теолога, психолога. Они помогут раскрыть все вопросы, которые у адепта возникали. И самое главное, он сам сможет анализировать ситуацию. Цель – чтобы фанатик включил свой мозг, только тогда начнётся процесс, когда он начинает критически воспринимать всё происходящее. Вторая цель – это разорвать пагубное влияние на человека религиозной секты.

Фанатики зачастую становятся жертвами тех, кто их «понимает» / Фото .com

– Каким образом разорвать? Физически запретить ему туда ходить?

– Физически, конечно, запретить вы не сможете. В 21 цифровом веке каждый может сидеть дома, и общаться хоть с кем на расстоянии. Здесь важно доверие близких и родных. Он должен чувствовать это, что ему желают добра. Если мы скажем: «Ты религиозный фанатик! Мы возьмём тебя и пойдём переубеждать!», – то, естественно, он включит защитную реакцию. Только доверие близких, доверие к специалисту может иметь благоприятный результат.

– Являются ли созависимыми от религиозного фанатика его родственники?

– Да, бывает такое, что адепты своим поведением и убеждениями затягивают и своих родственников. Поэтому ответ всему – это религиозная грамотность. Если её не иметь, то подлог истины можно сделать какой угодно. Для чего сейчас в казахстанских школах вводят религиоведение? Для того чтобы у людей с самого детства была правильная информация, правильный источник, так как подлог может быть всегда.

– Можете назвать виды религиозного фанатизма среди подростков, молодёжи?

– Сейчас мы можем наблюдать в разных социальных сетях интерес к вопросам эзотерики, сатанизма. У молодёжи к этому большой интерес, это популяризирует эстрадная культура и неформальная культура среди подростков. Хочу отметить, что фанатизм будет присутствовать всегда. Самое главное – это наше общество, что мы будем делать, будем ли давать этому фанатизму расти.

– Как отдельные личности могут культивировать религиозный фанатизм с целью заработать? Построено ли это как бизнес в Казахстане? Вы с таким сталкивались?

– Сейчас мы видим большое количество псевдорелигиозных лекторов, блогеров, которые являются популярными в своих кругах, в том числе и в Казахстане. Оборот денег там такой же, как в наркоторговле и торговле оружием. К слову, иногда для пущего убеждения деятели сект вводят своих адептов в определённый религиозный экстаз, для этого используется приём наркотических средств.

– Каждый ли человек может стать религиозным фанатиком?

– Религиозным фанатиком никогда не станет человек, который самокритичен. Не каждый человек будет вестись на то, что ему проповедуют. Не каждый будет адептом и слепо во что-то верить, иначе мы бы сейчас наблюдали шквал таких фанатиков.

O.K. ТОКТОМАТОВ

аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: ormon86@mail.ru

ФАНАТИЧНЫЙ ТИП СОЗНАНИЯ КАК ПРЕПЯТСТВИЕ К ТОЛЕРАНТНОСТИ*

Рассматривается фанатичный тип сознания, являющийся деформацией в структуре рациональной установки на жизнь. Исследуются причины возникновения фанатизма. Обращается внимание на взаимосвязи фанатизма с нетерпимым отношением к другим. Выявляются причины, препятствующие толерантности.

Ключевые слова: фанатизм; рациональность; деформация сознания; национализм; толерантность; эгоцентризм.

УДК 165.63 ББК 87.6

O.K. TOKTOMATOV

post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: ormon86@mail.ru

FANATIC TYPE OF CONSCIOUSNESS AS AN OBSTACLE TO TOLERANCE

Keywords: fanaticism; rationality; deformation of consciousness; nationalism; tolerance; self-centeredness.

В последнее время в российском обществе отмечается тенденция все более частого возникновения конфликтов на национальной и религиозной почве. Такие вспышки нетерпимости к представителям другой нации или конфессии для нашей страны — явление не редкое и не новое, но по-прежнему не имеющее решения, а потому актуальное.

Фанатичный тип сознания, присущий большей части современного общества, все чаще проявляет себя в таких формах, как терроризм и национализм. Перемены, произошедшие в российском обществе за последние 20 лет, дали о себе знать в виде изменения отношения человека ко всему, что его окружает. Данное изменение, прежде всего, проявляет себя в массовой рационализации общественного сознания: рационализм

утвердился в производстве, в науке, в политике, в частной жизни и культуре . Следуя данной логике, можно также утверждать, что рационализм постепенно проникает и в религию. Теперь индивид, приверженный рациональности, старается исключить из своей жизни любое проявление случайности, подводя веские основания под все, что он делает и о чем думает. Для него все предметы становятся одинаково священными или, наоборот, одинаково мирскими — так что снимаются любые ограничения на выбор методов и средств, определяемых предписаниями или запретами сакрального характера . Любой выбор делается из соображений пользы и эффективности. Именно поэтому, на наш взгляд, рациональность сознания является главной причиной

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ «Междисциплинарное исследование социокультурных механизмов преемственности ценностей» (проект № 11-33-00111а2).

© О.К. Токтоматов, 2012

все большего распространения фанатичного типа поведения в современном обществе. Однако здесь необходимо отметить, что многие русские философы выступали как раз против всеобщего распространения рационализма. Так, убежденным борцом с рационализмом был Л.И. Шестов. В частности, он отмечал, что «люди покорились разуму и живут в мире необходимости, сила которой принудительная, безличная и безграничная. Необходимость основана на рационализме, она дарует людям уверенность в завтрашнем дне, но за это получает право калечить, уродовать, унижать человека» . Эти слова свидетельствуют о пагубности увлечения рационализмом.

Индивид с рациональным сознанием как мировоззренческой установкой пытается втиснуться в те сферы человеческого бытия, которые нельзя понять, не обладая верой. Разве можно понять, что такое духовный опыт или патриотизм, не пережив это внутренне? Фанатик как человек с деформированным сознанием и со своими корыстными целями стремится любым способом поработить все, что его окружает (в том числе и религию), т.е. использовать все в своих корыстных интересах. Так, например, Н.А. Бердяев утверждает, что рациональная теология устанавливает ложное учение о Промысле Божьем в мире . Фанатики видят в инквизиции, в пытках, в войнах Волю Бога — так снимается ответственность с исполнителей убийств. Кроме того, рациональность препятствует установлению данным человеком адекватных отношений с другим, вследствие чего у него формируется совершенно искаженное представление об окружающей действительности. Это легко понять на примере, когда субъект пытается постичь такие высокие ценности, как любовь к Родине, и, конечно же, когда хочет понять и полюбить Бога, по определению находящегося вне сферы рационального. Все окружающее рационалист «воспринимает как механизм достижения каких-то локальных целей и совсем минимально речь идет, допустим, о каких-то духовных человеческих измерениях, ценностных мировоззренческих позициях и перспективах их развития» . Может быть и такое, что даже другой человек будет восприниматься им как средство для достижения своих целей.

Итак, хорошо развитый интеллект рационалиста может находиться во власти эгоизма и характеризоваться корыстными целями, достижимыми посредством эксплуатации других. Именно эгоизм, по мнению Н.А. Бердяева, является причиной развития фанатичного сознания и уже в своем развитии опирается на эгоцентризм. Эгоцентризм как крайняя форма эгоизма разрушает личность . Личность должна выходить из себя к Другому и другим, а без этого она начинает задыхаться как из-за отсутствия воздуха, которым для нее является живое общение в мире эк-зистенциональном. Эгоцентрик не любит живых конкретных людей, а предпочитает абстракции . Объективация сознания, которую описывал Н.А. Бердяев, служит благодатной почвой для того, чтобы произошла деформация сознания в виде фанатизма. Такое сознание ориентировано на удовлетворение потребностей, которые могут возникнуть в потребительском обществе; в этом случае другие люди рассматриваются как объекты, отсутствует личностное отношение, и именно рациональные отношения помогают в достижении поставленных целей. В свое время К. Ясперс описывал схожие признаки отклонения, происходящие в общественном сознании. Так, например, он заметил, что «просвещенный человек отдалился от истины. Он мог маскироваться притязаниями на истину, тогда как на деле боролся за свои интересы наличного бытия и мог в качестве беспомощного невротика безумствовать, патетически провозглашая истину» . Такое отклонение он называл «фанатизмом истины», в последующем становящимся неистинным. Человек с таким сознанием обладает таким повышенным энтузиазмом, что готов ради истины на любую опасность. Но данный энтузиазм чаще всего находит подпитку в нечистых мотивах, поэтому лучше всего называть его «ложным энтузиазмом»: такая характеристика будет более правильной по отношению к фанатизму. Далее у фанатика возникает чувство превосходства над теми, кто лишен «света истины». К этому чувству присоединяется чувство власти, двигаемое волей к истине, «вскоре возникает стремление к борьбе, разрушению, мучительству» . Стремление к истине становится

прикрытием ненависти, происходит эксплуатация истины. Такой индивид не может быть толерантным, но для достижения намеченных целей он будет «претерпевать» то, что ему не нравится.

Из-за происшедшей деформации сознания для фанатика веротерпимость перестает быть имманентным свойством религии, что опять же есть следствие его эгоизма, от которого он, вступая на путь обретения духовности, должен был отказаться в начале пути.

По мнению Н.А. Бердяева, нетерпимость обыкновенно связывали с сильными религиозными верованиями и вытекающими из нее национальной или революционно-социальной нетерпимостью . Терпимыми считались люди, лишенные страсти, «тепло-прохладные», что на самом деле есть поверхностное суждение. Произошла своего рода дискредитация верующих людей: частные случаи отклонений с признаками фанатизма начали применять ко всем представителям религии, к которой относился фанатик. Причины фанатизма начали искать в религии (крестовые походы, «исламский терроризм», «сектантство»), что верно только с формальной точки зрения, ведь именно представители тех или иных конфессий совершают социально негативные действия. Существует устоявшееся мнение, что вера является основанием фанатизма, но, на наш взгляд, данное мнение не совсем верно. Фанатизм появляется в среде людей, придерживающихся какой-либо идеологии, однако фанатик — не верующий, он не понимает или не хочет правильно понимать суть своей религии, принимая лишь форму. Рациональность сознания мешает человеку познавать реальность симпатическим проникновением, начинается утверждение себя самого через враждебность реальности . Так, человек с рациональным сознанием при соприкосновении с другой религией не видит и не хочет видеть внутреннего смысла, внутренней закономерности и собственной формы, которой она обладает. С таким настроением отгороженности и отторжения он изучает собственную религию или идеологию . Нечистый мотив, как это становится ясно в дальнейшем, служит развитию фанатичного типа сознания.

Деформированный тип сознания порождает национализм, понимаемый не как проявление патриотических чувств, а как проявление симпатий и антипатий, порождаемых сентиментальной привязанностью. Фанатики разделяют людей на «своих» и «чужих». Это деление связано с тем, что человеку близки и понятны «свои» достижения и неудачи, сильные и слабые стороны национального менталитета. Характерно, что фанатик начинает одобрять негативные действия представителей своей нации. Фанатику не хватает беспристрастности, чтобы правильно оценить свои или чужие поступки. Ему приходится быть объективным, тогда «нам и свое начинает казаться таким же противным, как чужое» . Из этого следует: необходимо откинуть объективацию и начать относиться к «чужим» по-человечески, так же как и к «своим». Чаще всего при фанатизме националистического характера причиной отклонения служит страх. Как правило, фанатик может ощущать свою неполноценность по сравнению с представителями другой национальности или несоответствие их культурно-ценностного уровня своему, и чтобы как-то скрыть свой страх и тревогу, он начинает искать в них недостатки, критиковать их. Националистический фанатизм возникает как результат деформации на социокультурном уровне. Стоит заметить, что в данной статье национализм рассматривается не как орудие государства, а только как деформация сознания на уровне личности. Явными признаками фанатичного типа сознания в национализме являются нетерпимость, рационализм, экстремизм, терроризм и идеология как цель. Как только националисты объединяются в группы, необходимо создать идеологию, которая удовлетворяла бы представителей националистической группировки. Так, фанатизм чаще всего становится питательной почвой для развития идей о расовом и национальном превосходстве.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, фанатик в своем мировоззренческом отношении чаще всего рационалист, пытающийся эксплуатировать религию или идею в своих личных интересах. Отсюда и возникает нетерпимость к другим людям, мешающим фанатику на его пути. Во-вторых, национализм как явление появился и стал развиваться как раз в

силу рационалистической установки людей, желающих жить по высоким принципам, но не понимающих, что для этого им в первую очередь необходимо отказаться от своих страстей, обид, эгоцентризма. Отметим

также, что рассмотрение рационализма как основания для возникновения и развития фанатизма является новым подходом в изучении этого сложного и многогранного явления (см.: ).

Список использованной литературы

1. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. М., 2010.

2. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. М., 1999.

3. Геллнер Э. Разум и культура. Историческая роль рациональности и рационализма. М., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Омельчук Р.К. Онтология веры как новый подход к пониманию фанатизма // Вопросы философии. 2012. № 4. С. 25-33.

5. Омельчук Р.К. Рациональность фанатизма в контексте исследования веры как механизма преемственности ценностей // Философские науки. 2012. № 4. С. 40-55.

7. Флоренский П.А. Сочинение: в 4 т. М., 1996. Т. 2.

8. Шестов Л. Сочинения: в 2 т. М., 1993. Т. 1.

9. Щеглов Б.С. Фактор рациональности в постнеклассическом дискурсе. Ростов н/Д, 2004.

10. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

1. Berdyaev N.A. O rabstve i svobode cheloveka. M., 2010.

2. Berdyaev N.A. O cheloveke, ego svobode i dukhovnosti: Izbrannye trudy. M., 1999.

3. Gellner E. Razum i kul’tura. Istoricheskaya rol’ ratsional’nosti i ratsionalizma. M., 2002.

4. Omel’chuk R.K. Ontologiya very kak novyi podkhod k ponimaniyu fanatizma // Voprosy filosofii. 2012. № 4. S. 25-33.

Несомненно, одним из самых важных вопросов в жизни человека есть вопрос о вере в Бога. Человечество давало разные ответы. Кто-то, поверив в Бога, шел на смерть и терпел страшные мучения. Другие, назвав себя неверующими, мучили и убивали верующих. Правды ради нужно сказать, что и «верующие» не всегда могли терпеть несогласных с их убеждениями. Достаточно вспомнить пылавшие по всей Европе костры инквизиции и религиозные войны, продолжающиеся, по сути дела, и теперь.

Оценивая эти кровавые явления, порожденные спорами о вере и безверии, «правильной вере» невольно возникает ряд вопросов. Как, казалось бы, такое святое и безобидное явление, как вера в Бога, могло вызвать в людях такое ожесточение и даже ненависть друг к другу? Почему человечество отошло от светлого идеала смиренной веры, проповеданной Христом в Евангелии? Когда и почему верующий христианин превращается в фанатика?

Двухтысячелетний опыт истиной христианской духовности ясно говорит о том, что фанатизм начинается там, где иссякает любовь к Богу и человеку. Если верующий принимает мучения за свои убеждения со злобой, то он не может считаться мучеником. Невольно вспоминаются слова апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я—медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,—то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, то нет мне в том никакой пользы». (1 Кор. 13, 1-3)

Именно потеря христианином любви могла и может привести к ужасающим по своей жестокости поступкам. Человек превращается в духовного урода. Он готов идти за свои убеждения даже на самую ужасную смерть или, в более благоприятных для него условиях, обрекать на это же других, неизменно вдохновляясь чувством выполнения великой миссии.

Говоря о таком уродливо искаженном проявлении веры, как фанатизм, необходимо обратить внимание еще на один весьма важный момент.

Помните, в чем Великий Инквизитор, образ «самого страшного времени инквизиции, когда во славу Божию в стране ежедневно горели костры и в великих автодафе сжигали злых еретиков», обвинял Христа?

«А видишь ли сии камни в этой нагой раскаленной пустыне? Обрати их в хлебы, и за Тобой побежит человечество как стадо, благодарное и послушное, хотя и вечно трепещущее, что Ты отымешь руку свою и прекратятся им хлебы Твои. Но Ты не захотел лишить человека свободы и отверг предложение, ибо какая же свобода, рассудил Ты, если послушание куплено хлебом».

Фанатизм посягает на христианскую свободу, приобретенную страданиями и Жертвой Христовой. Поэтому, понятие свободы человека в христианстве имеет исключительно важное значение. На ней зиждутся все взаимоотношения между Богом и человеком. Но как это не удивительно, у многих бытует ошибочное мнение, что христианство ограничивает свободу человека, заставляет его принять какую-либо доктрину, и в этом смысле все верующие в некоторой степени «фанаты».

Напротив, мы можем явить человеку, во что мы верим, явить реальность веры в нашей жизни, но мы никого не можем заставить верить и, следовательно, никого не можем заставить верить правильно. Высший акт веры призван стать свободным волеизъявлением человека. На этом основан общепринятый ныне принцип веротерпимости, и потому мы не можем применять авторитарный метод христианской проповеди.

Это не означает, что мы отвергаем авторитеты. Весомая часть нашей веры основана, конечно же, на доверии к авторитету—к авторитету святых, Церкви, Священного Писания. Но это доверие—результат свободного выбора и никому не может быть навязано. Авторитарность в области веры недопустима. Мы не можем внушать кому-либо: «Вы должны верить так-то и так-то, потому что так говорю я, или потому что так сказано в катехизисе, или потому, что так написано в Библии…» Мы можем и призваны говорить: «Я верю…», «Церковь учит.. «, «в Евангелии написано…» Наше христианское свидетельство должно основываться на точном знании, что любой человек может уверовать лишь благодаря собственному свободному выбору.

«Вера без дел любви,—говорил святитель Игнатий Брянчанинов,—образ без жизни. Доброта, верность, любовь и постоянство вот—богоугодные качества истинного христианина». Думается, каждый христианин всегда должен помнить об этом.

Рой Юрий,
студент I курса МинДА

Просмотрено: 0 раз.

Тест по обществознанию Религия и религиозные организации 10 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей (в части 1 — 15 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 1 задание).

Часть 1

1. Самой древней мировой религией является

1) буддизм
2) христианство
3) ислам
4) иудаизм

2. К монотеистическим религиям относится

1) индуизм
2) ислам
3) буддизм
4) язычество

3. Мировой религией является

1) буддизм
2) индуизм
3) синтоизм
4) иудаизм

4. Национальной религией является

1) буддизм
2) христианство
3) ислам
4) иудаизм

5. Спокойно, терпеливо относиться ко злу, не борясь с ним, а лишь уклоняясь от участия в нем, должен последователь

1) христианства
2) буддизма
3) ислама
4) иудаизма

6. К группе библейских религий не относится

1) христианство
2) иудаизм
3) синтоизм
4) ислам

7. Крайняя форма религиозной нетерпимости

1) экуменизм
2) атеизм
3) фанатизм
4) деизм

8. Философское учение, которое признает существование Бога в качестве безличной первопричины мира и считает, что, сотворив мир, Бог перестал вмешиваться в земные дела

1) экуменизм
2) атеизм
3) фанатизм
4) деизм

9. Движение за объединение всех христианских церквей называется

1) экуменизм
2) атеизм
3) фанатизм
4) деизм

10. Православие стало государственной религией Древнерусcкого государства в

1) 882 г.
2) 988 г.
3) 1058 г.
4) 1380 г.

11. Священной книгой мусульман является

1) Коран
2) Библия
3) Талмуд
4) Трипитака

12. Выберите верное высказывание

1) государственной религией России является православие
2) государственными религиями России являются православие и ислам
3) государственными религиями России являются православие, ислам и иудаизм
4) в России нет государственной религии

13. Систематизация вероучения данной религии называется

1) теологией
2) теодицеей
3) теогонией
4) деизмом

14. Обычное название религиозно-философских трактатов, ставящих целью оправдать противоречие между верой во всемогущего и благого Бога и существованием в мире зла и несправедливости, называется

1) теологией
2) теодицеей
3) теогонией
4) деизмом

15. Точка зрения, предполагающая, что вера существует без опоры на разум, называется

1) фидеизмом
2) теодицеей
3) теогонией
4) деизмом

Часть 2

1. Установите соответствие между термином и его значением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Термин

А) фетишизм
Б) магия
В) анимизм

Значение

1) вера в духов и потусторонние существа и одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей
2) вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами
3) вера в сверхъестественные силы и стремление любыми способами воздействовать на эти силы

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «религия».

Вера, ислам, одержимость, социальный регулятор, нормы.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) верование
2) мировоззрение
3) общение
4) ценность
5) культура
6) убежденность
7) одиночество

Запишите под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Часть 3

Темы для эссе

1. «Когда человек религиозен, он во что-нибудь верит, но еще вопрос, всегда ли и всякий ли верующий религиозен» (Л.П. Карсавин).

2. Вера есть обращение к таинственному, сокровенному духовному миру, который открывается свободе и закрыт для необходимости» (Н.А. Бердяев).

3. «Первоначальная религия человечества порождается главным образом тревожным страхом за будущее» (Д. Юм).

4. «Вера — это радужный мост между небом и землей, всем на отраду, но из странников каждый видит его по-разному, в зависимости от того места, где находится» (И. Гете).

5. «Не в силе Бог, а в правде» (Князь Александр Невский).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *