Фарисейская закваска

Ст. 5-12 Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского

Переправившись на другую сторону, на другой берег моря Галилейского, ученики Его забыли взять хлебов. Господь со скорбью видел, что они уже забыли о недавних чудесах умножения хлебов, и, не обличая их прямо, обращает их мысль на более важное, на ту опасность, которая грозит им от фарисейского учения, от лукавства и лицемерия.

Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской, закваски этих двух самых опасных сект, Мне столь враждебных. Но ученики не поняли этого предостережения: они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли, – вот, и Он упрекает нас, что не позаботились запастись хлебами у людей благочестивых в Галилее, а купить хлеб у фарисеев или саддукеев будет все равно, что купить его у нечистых Самарян или Гадарян… Так мало понятливы были в духовном рассуждении эти рыбари, – будущие столпы Церкви Христовой! «Они заботились еще об иудейских очищениях, – говорит святитель Златоуст, – они наблюдали фарисейскую разборчивость в пище и даже чудесами Господа мало вразумлялись. Потому Господь строго укоряет их в маловерии»: уразумев то, что они помышляют, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? «Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите?» (Мк. 8:17–18). «Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – сильное негодование? Ибо нигде ранее не видно, чтобы Он так укорял их. Для чего же делает это? Для того, чтобы опять отвергнуть их предрассудок относительно пищи. Ибо и кротость не везде уместна. Смотрите же, как Он был строг и вместе с тем снисходителен, ибо едва не извиняется перед ними за то, что укорил их с такой силой, когда говорит: еще ли не понимаете, неужели вы еще не разумеете, и не помните, неужели забыли о пяти хлебах, предложенных на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах, предложенных на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? Где же вера ваша в Мое о вас отеческое попечение? Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам (не хлебной закваски нужно беречься): берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? С благоговейным страхом выслушали ученики эти строгие упреки Господа и не посмели спросить Его, что Он разумел под закваской. Но это и без объяснений стало для них понятно: тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского. Ложь в учении, лицемерный образ жизни, лукавство, страшная гордость и самомнение, мелочная забота о соблюдении всяких, вовсе не нужных старческих преданий, вроде омовений, разборчивости в пище, и в то же время развращенность сердца, – вот та закваска, от которой Господь предостерегал Своих учеников.

«Смотрите, – говорит святитель Златоуст, – сколько доброго произвела укоризна. Так и мы не должны всегда давать поблажки подчиненным, равно не должны искать того, чтобы начальники наши давали нам поблажки, потому что для души человеческой необходимы оба эти врачевства – и строгость, и снисходительность. Для того-то и Бог в целой вселенной так распоряжается, что иногда употребляет строгость, а иногда снисходительность».

Троицкие листки. №801-1050.

Мк.8:11-21 «Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.
12 И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.
13 И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.
14 При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.
15 А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.
16 И, рассуждая между собою, говорили: , что хлебов нет у нас.
17 Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?
18 Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?
19 Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч , сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.
20 А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков. Сказали: семь.
21 И сказал им: как же не разумеете?»
Как важно для нас с вами, дорогие друзья, слышать, понимать и разуметь, что нам говорит Господь через Священное Писание. Иисуса огорчало, что Его ученики часто не понимали Его слов. Не оказаться бы и нам в подобной ситуации.
Итак, в 15-м стихе написано: «А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой». О закваске фарисейской в Писании говорится неоднократно, а о закваске Иродовой – только в этом месте. Что же это за закваска такая, и имеет ли предостережение Иисуса об этой закваске какое-либо отношение к нам с вами, или это все – дела давно минувших дней?
Прежде всего разберемся с тем, какой смысл вкладывает Писание в слово «закваска». Для этого прочитаем две цитаты.
Мф.13:33 «Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё»
Здесь слово «закваска» употреблено в положительном смысле, применительно к Царству Небесному.
1Кор.5:6-8 «…Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? 7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. 8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины»
В этом месте слово «закваска» имеет негативный смысл. «Закваска порока и лукавства» противопоставляется здесь «опреснокам чистоты и истины».
Интересно, что именно эти два места послужили основанием для различных подходов к причастию в католичестве и православии. Католики причащаются пресным хлебом, поскольку считают, что опресноки являются символом чистоты, а квасное – символом порока и греха. Православные причащаются дрожжевым хлебом, ссылаясь на слова Христа о том, что Царство Небесное подобно закваске, видя в этих словах символ духовного роста.
Мы не будем обсуждать, какой подход более правильный, поскольку это, скорее, дань традиции, чем важный догматический момент. Для нас важно то, что при любом подходе закваска указывает на скорость и неизбежность распространения определенных идей, взглядов, образа жизни и т.п. Если закваска попала в тесто, то она «не успокоится», пока не вскиснет все. Может быть, для нас с вами более подходящим был бы образ не закваски, а вируса, который проникает в компьютер и очень быстро поражает все, что в нем хранится. Определенное учение, те или иные идеи, проникая в сознание человека, подчиняют себе все его мышление, а затем распространяются и на окружающих. Через некоторое время от этой «закваски» может «вскиснуть» вся поместная церковь.
Так что же это такое, закваска Иродова?
Здесь есть несколько важных моментов.
Мк.3:6 «Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его»
Мк.12:13 «И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове»
Мы видим, что фарисеи очень часто для достижения своих целей объединялись с иродианами. Иродиане – это, говоря современными словами, «политическая партия» сторонников Ирода. Сам Ирод был идумеем, т.е. потомком Исава. Римлянам было выгодно иметь такого царя, который был бы чужим для иудейского народа, чтобы вокруг него народ не объединился и не восстал против власти Рима. Ирод Первый, или Великий, был идеальным кандидатом, поскольку он зависел от Рима и боялся иудеев.
В Новом завете мы встречаемся с несколькими Иродами. Ирод Великий избил младенцев в Вифлееме; его сын, Ирод Антипа, казнил Иоанна Крестителя; племянник Ирода Антипы, Ирод Агриппа, который путем доноса сместил своего дядю и занял его место, казнил апостола Иакова и арестовал Петра; и, наконец, Ирод Агриппа Второй, которому вместе с его женой Вереникой Павел проповедовал Христа. Все они очень любили власть, роскошь, интересовались религией, но лишь настолько, насколько она позволяла им добиваться своих политических целей и не мешала жить в свое удовольствие.
Мк.6:14-20 «Царь Ирод, услышав , — ибо имя Его стало гласно, — говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.
16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.
17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.
20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его»
Ирод Антипа был по своему религиозным человеком. Он любил побеседовать с Иоанном Крестителем, и даже кое-что выполнял, что тот ему говорил. Но у него были сферы жизни, закрытые для благовестия. Одна из таких сфер – сластолюбие, стремление к чувственным, плотским наслаждениям. Понравилась жена брата – и нет никаких препятствий, если очень хочется.
Евангелист Матфей немного по-другому описывает эту историю.
Мф.14:1-5 «В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе
2 и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
3 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,
4 потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.
5 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка»
Матфей пишет, что Ирод тоже хотел убить Иоанна Крестителя. Вот такое внутреннее противоречие: нравится слушать проповеди, но не нравится обличение. С одной стороны – берег его, а с другой – хотел убить его. Вначале не убивал Иоанна, потому что боялся мнения людей, а потом велел казнить его, потому что боялся мнения людей. Пообещал перед всеми дочери Иродиады, что даст ей все, чего она ни попросит, и попался в собственную ловушку.
Итак, мы с вами можем увидеть три сферы проявления закваски Иродовой: вопросы власти и политики; вопросы наслаждения мирскими ценностями; вопросы зависимости от мнения людей. Каждая из этих сфер может иметь множество проявлений в наше время.
Возьмем сферу власти и политики. К сожалению, политические вопросы проникают и в Церковь. В Украине, в России даже среди христиан есть трения и конфликты по политическим мотивам. Дети Божьи забывают, гражданами какого Царства они являются, и тянут политику в Дом Молитвы. Некоторые служители начинают агитировать за того или иного кандидата, что недопустимо. Другие служители желают баллотироваться в депутаты, полагая, что они как-то смогут повлиять на ситуацию в стране. Некоторые из них даже говорят: мне сказал Бог идти на выборы. Один проповедник сказал по этому поводу: «Не представляю, как бы я смотрел в глаза своим прихожанам, не набрав на выборах и полпроцента голосов». Если Бог сказал Моисею: «выведи Мой народ их Египта» — то он вывел! Если Бог сказал Давиду: «Я даю тебе власть над Своим народом» — то Давид стал царем! А какой Бог сказал служителю, чтобы он пошел на выборы и проиграл?
Если мы берем пример с Иисуса, то должны помнить, что он не пытался стать членом Синедриона, чтобы иметь возможность донести свои идеи до религиозных лидеров. Те лидеры, которые хотели, сами к нему приходили (как Никодим). Когда Его сторонники захотели «нечаянно взять Его и сделать царем» (Ин.6:15), Он удалился от них. Когда Его ученики спорили, кто из них сядет по правую сторону от Царя, а кто по левую – Он обличал их.
Проблема власти может быть очень острой и во внутрицерковных отношениях. Вопросы власти часто ведут к церковным разделениям. Бывают также служители, которые стараются избавиться от конкурентов, устраивают травлю тех, кто как-то сумел себя в церкви проявить. Они поступают точно так же, как Саул, который любил Давида до тех пор, пока не услышал, что люди его хвалят больше, чем самого Саула. После этого Давид впал в немилость и подвергся преследованиям.
Все это – проявления закваски Ирода.
Возьмем теперь вопросы наслаждения мирскими ценностями. Когда нам говорят, что Бог хочет, чтобы каждое Его дитя материально преуспевало, а потому для христианина быть бедным значит не соответствовать Божьему замыслу, смириться с победой сатаны – это явное проявление Иродовой закваски. Когда в ход идет выдергивание цитат из контекста Библии, передергивание и перекручивание смысла Слова Божия в угоду плотским желаниям – все это вещи одного порядка. Просто некоторым очень хочется дух мира сего внести в Церковь Христову. Сторонники так называемого «Евангелия процветания» традиционное христианское учение изображают так, будто бы мы думаем, что любое преуспевание греховно, а потому Бог предпочитает, чтобы мы жили в бедности. Это явное передергивание. «Если Бог проявляет Себя защитником бедных — а именно так и происходит на протяжении всего Писания, — это еще не значит, что Он благословляет бедность. Скорее, Он проявляет милосердие и справедливость к тем, кого богатые постоянно угнетают, чтобы заполучить или преумножить свое богатство» (Гордон Д. Фи «Болезнь «Евангелия» процветания»). Евангелие нас учит, что нормой жизни является достаток, а не избыток. А если у нас появился избыток, то следует присмотреться – кто вокруг нас сегодня в нужде, чтобы оказать ему посильную помощь. Если же мы желаем все больше и больше материально процветать только для себя и своей семьи – значит, мы заражены закваской Ирода. Ироду тоже нравилось послушать Иоанна Крестителя, но он выбирал из его слов только то, что ему нравилось, а за обличение он хотел от него избавиться.
Ну, и наконец, третий важный момент. Кого мы предпочитаем слушать в жизни – Бога или окружающих людей? Что нами движет – страх Божий или страх перед людьми? Можем ли мы поступить вопреки мнению окружающих, если это мнение противоречит воле Божьей? Есть множество людей вокруг нас, которые строят свою жизнь на основании мнения большинства, начиная с моды на прическу, одежду, стиль поведения и заканчивая вопросами веры. Президент Беларуси однажды сказал о себе, что он –православный атеист. Это выражение – кредо многих современных людей. Для них вера – это дань традиции, дань господствующей культуре, определенный маркер, который позволяет отличить своих от чужих. Но на личную жизнь все это не влияет. Человек не ищет личных взаимоотношений с Богом, в церкви бывает редко (если вообще бывает), но очень любит праздновать христианские праздники таким образом, что Бог при этом вообще не упоминается.
Но закваской Ирода могут быть поражены и церковные лидеры, для которых мнение людей важнее мнения Бога. Главное, чтобы людям нравилось, можно превратить служение в шоу, можно говорить с кафедры только приятные вещи, которые ласкают слух и убаюкивают, а на обличение наложить строгое табу. Но вот что говорит Павел:
Гал.1:10 «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым»
Оказывается, бывают ситуации, когда приходится сделать выбор – быть рабом Христовым или «человеческим угодником». Ласкательством вкрадываться в доверие детей Божьих или проповедовать им истинное, неповрежденное Слово Божье.
2Тим.4:1-4 «Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:
2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням»
Может быть, это время уже настало, когда те, кто рассказывает басни, собирают полные залы, а церкви, в которых проповедуется неповрежденное Слово Божье, стоят полупустые.
Итак, подведем итоги. Иисус своих учеников предупреждал о том, чтобы они береглись закваски фарисейской и закваски Иродовой. Это, можно сказать, две крайности, два искажения учения Христова. Фарисеи – углубляли и усложняли религиозную жизнь, делая упор не на милости Божьей, а на своих делах и заслугах; иродиане – смешивали религию с политикой, мирскими ценностями. Фарисеи старались максимально ограничить свободу человека, иродиане старались максимально расширить ее. Но и те, и другие уклоняются от истинного христианства. Как сказал Лютер о подобной ситуации – они «падают с одной и той же лошади – только с разных сторон». В притче о блудном сыне мы видим проявление обоих заквасок: старший сын был под воздействием закваски фарисейской, он не мог принять своего покаявшегося брата; младший сын был поражен иродовой закваской, когда потребовал у отца дать ему сейчас, немедленно то, что будет ему принадлежать только после смерти отца.
Мы рассмотрели с вами сегодня три примера того, в чем проявляется закваска Иродова: 1) увлечение властью и политикой; 2) наслаждение мирскими ценностями больше, чем духовными; 3) зависимость от мнения людей больше, чем от воли Божьей. Все это можно определить как влияние мира на христиан, их «обмирщение». Всякий раз, когда мы вместо того, чтобы следовать словам Иисуса «ищите прежде Царства Божия и правды Его, а все остальное приложится вам», мы ищем «всего остального», думая, что Царство Божье приложится нам, в нас проявляется закваска Иродова. Всякий раз, когда мы вместо того, чтобы отдавать «кесарево кесарю, а Божие Богу», смешиваем сферы Бога и кесаря, мы находимся под влиянием закваски Иродовой. И это очень опасное состояние. Интересно, что единственным человеком в Новом завете, с которым Христос не захотел общаться и не ответил ни на один из его вопросов, был Ирод.
Лк.23:8-9 «Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, 9 и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему»
Будем бдительны, друзья, чтобы и нам не оказаться в подобной ситуации. Будем внимательны к словам Иисуса: «смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой». И пусть всех нас Господь благословит.

«… Смотрите, берегитесь закваски фарисейской исаддукейской». (От Матфея 16:6).

В каком контексте Господь Иисус говорил эти слова? В священном писании говорится следующее: «И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: «Вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно;и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете.Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел». И, оставив их, отошел. Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: «смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской». Они же помышляли в себе и говорили: , что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: «Что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч , и сколько коробов вы набрали?ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?» Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского» (От Матфея 16:1-12).

Из этого отрывка Библии мы ясно можем видеть, что Господь Иисус учил Своих учеников остерегаться учения фарисеев и саддукеев. Фарисеи и саддукеи, как мы знаем, были на то время крайне важными людьми в церкви, но почему же Иисус учит сторониться их? Давайте перенесемся во времена жизни Иисуса Христа и посмотрим, что сделали фарисеи и саддукеи.

Прочтите страничку о Путь в Царство Небесное или нажмите на тексты по данной теме

Когда Господь Иисус был среди людей Он, стремился, чтобы люди лучше узнали Его и приняли дар искупления, сотворил множество чудес: слепые видели, хромые начинали ходить, Он изгонял демонов и даже воскрешал из мертвых. Поэтому, многие евреи следовали за ним и слушали Его проповедь, видя Его благословения, славу и чудеса. Фарисеи же и саддукеи, замечая, что все больше людей следует за Иисусом, хотели сохранить свое положение и власть. Поэтому они распространяли ложные слухи об Иисусе, клеветали и обвиняли Его. А глупый еврейский народ не был тверд в истине и поддавался этим слухам. Люди последовали за фарисеями и саддукеями, отвергнув и осудив Христа. В итоге все иудеи осудили Господа Иисуса на крестную смерть. Именно в этом контексте Иисус Христос сказал Своим ученикам: «… смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (От Матфея 16:6).

Ученики Иисуса, видя Его дела и слыша Его слова, узнали в Нем Мессию, которому надлежало прийти; они верили, что Его сила исцелять больных и изгонять злых духов исходит от Бога. Несмотря на ложь и сплетни фарисеев и саддукеев они стойко шли за Христом. В то же время еврейский народ, который был, обманут слухами фарисеев и Саддукеев, последовал за ними, чтобы пригвоздить Господа Иисуса ко кресту, став теми, кто сопротивлялся и осуждал Бога. В конце концов, пострадал весь народ.

В Библии уже предсказано: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.А вне—псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откровение 22:12-15). Из этих стихов видно, что такие злые дела, как, например, ложь, все еще будут иметь место, когда Господь Иисус Христос явится в последние дни. Тогда как же сильно нам нужно избегать учения фарисейского и саддукейского, чтобы не пойти по следам еврейского народа! Это та истина, которую должны понять каждый брат или сестра, ожидающие пришествия Господня.

Лиу Чжи

Прочтите страничку о Путь в Царство Небесное или нажмите на тексты по данной теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *