Фейербах философ

ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме — см. в статье Людвиг Фейербах – учение и идеи

Весьма влиятельный в XIX столетии немецкий философ Людвиг Фейербах (1804 – 1872) был талантливым, остроумным писателем, а по характеру – человеком страстным и пылким. Сам определяя эволюцию своих неоднократно менявшихся философских взглядов, Фейербах отмечал: «Бог был моею первой мыслью, разум – второй, человек – третьей и последней». В юности он собирался стать теологом, затем стал увлекаться гегелевской метафизикой, а от нее перешёл – к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии. Таким образом, Фейербах, по меткой характеристике историка материализма Ланге, последовал через те самые три фазиса философской мысли, которые основатель позитивистской доктрины Огюст Конт усматривал в истории всего человечества (теологический, метафизический и позитивный).

Людвиг Фейербах

Учение Фейербаха о познании – кратко

Согласно одному из основных положений, подтверждающих материализм Людвига Фейербаха, «истина, действительность и чувства тождественны между собой… Очевидно только чувственное… Только там, где начинается чувственность, исчезает всякое сомнение и всякий спор». Поэтому чувства – главные органы не только нашего восприятия, но и познания вообще. Бывший поначалу главным авторитетом для Фейербаха Гегель доказывал, что одни чувства не могут дать человеку общего знания, что все чувственное текуче и единично, и, следовательно, не содержит в себе никаких абстрактных категорий. Но Фейербах, подобно сенсуалистам XVIII столетия, утверждал, что чувственность – единственный источник истинного знания. Он доходил даже до отрицания существования общих понятий и признавал истинным лишь единичное, конкретное.

Другой важной чертой теории познания Людвига Фейербаха является то, что Ланге называет «туизмом» (от латинского «tu» – ты). Достоверность бытия, считает Фейербах, определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. Я познаю тебя раньше пробуждения собственного моего самосознания. Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают передо мною истинное, реальное бытие. Таким образом, в гносеологии Фейербаха большую роль играет не только «чисто воспринимающее» ощущение, но и любовно-эмоциональная сторона чувственности.

Этика Фейербаха – кратко

Наибольшее внимание философия Людвига Фейербаха уделяет этике и религии. В первой трети XIX века в Германии преобладал взгляд, что Кант неопровержимо доказал невозможность общеобязательной этики, основанной на стремлении к индивидуальному счастью (эвдемонизм). Фейербах и получил широкую известность тем, что, вопреки господствующим тогда системам, провёл эвдемонистическую мораль последовательно и даже радикально. По его взгляду, предмет этики – область человеческой воли, но сама эта воля определяется прежде всего стремлением к счастью. «Нравственность без блаженства, – говорит Людвиг Фейербах, – это слово без смысла». По вопросу о том, как сочетать тягу к личному счастью с противоречащим ей на первый взгляд стремлением к самоограничению и служению на благо других, проповедник «туизма» Фейербах разъясняет: так как «я» неотделимо от «ты», то и истинная этика должна быть основана не на одиночном удовлетворении, а на таком, которое учитывало бы и чужие устремления. Взаимозависимость людей неотделима от самой их природы. Её явным выражением служит различие полов. В половой любви «стремление к счастью можно удовлетворить не иначе, как удовлетворив вместе с тем, хочешь ты того, или нет, стремление к счастью другого лица». Мысль о том, что личное стремление к счастью должно быть неотъемлемо от такой же тяги других, мы усваиваем с самого детства – в процессе человеческого общения. Согласно этической философии Фейербаха, конфликт между эгоизмом и долгом возникать может, но он отнюдь не является неизбежным и непреодолимым. В нашей жизни, мы постоянно учимся сочетать исполнение долга с личными склонностями. В итоге, само следование долгу мало-помалу начинает сопровождаться с ощущением удовлетворения и счастья, даже если поначалу оно и выполняется против воли. Даже жертва собственной жизнью во имя счастья другого может принести человеку высокое этическое наслаждение.

Философия религии Фейербаха – кратко

Больше всего Людвиг Фейербах прославился своей теорией о происхождении религии. Она, в сущности, довольно незатейлива, но среди его современников признавалась очень оригинальной. По философии Фейербаха, человек на протяжении всей своей жизни имеет дело только с данными чувств. Ничего сверхчувственного нет и быть не может. К сверхчувственному, «потустороннему» Фейербах относит и главные религиозные понятия: идеи Бога, свобода воли и бессмертия души, противопоставляя этим «несуществующим вещам» положение: «довольствуйся данным миром».

Однако его философия кардинально расходится с атеистами XVIII столетия в трактовке вопроса об истоках религиозных верований. Большинство «просветителей» XVIII века полагало, что религия возникает из человеческого невежества и суеверия, а также из сознательного обмана в целях установления господства меньшинства над большинством. Фейербах же считает, что тяга измышлять себе богов коренится в неотъемлемом от людского духа стремлении уподоблять внешний мир собственному идеализированному образу. Всякий человек ограничен в своей физической и психической индивидуальности и не может воплощать в себе все возможные людские совершенства и добродетели. Но в каждом индивиде существует желание обрести такой собирательный идеальный образ, реализовать все доступные человеку как виду возможности. Это устремление и ложится в основу религиозных представления о богах. Люди издревле склонны олицетворять лучшие стороны своей натуры в неких вымышленных, несуществующих на деле реальностях. К этому человека толкает всегдашняя резкая противоположность между тем, что есть, и тем, чем он должен быть. Религиозное творчество стремится устранить эту противоположность. Не Бог творит человека «по образу и подобию своему», а наоборот, человек подобным способом творит богов. Кратко этот взгляд формулируется в знаменитом изречении Людвига Фейербаха «человек человеку – бог».

Историческую важность религии философия Фейербаха ничуть не отрицает, говоря даже, что прежде вера в богов воплощала в себе лучшие идеи и чувства человечества. Но в настоящее время нужда в ней отпала. Фейербах убеждён, что его философия и современная ему наука распознала метафизическую иллюзию, лежащую в основе религиозного творчества. Боги тем самым теряют смысл своего существования. Прогрессивное развитие техники, искусств и общественных форм даёт человечеству возможность удовлетворить всё больше самых разнообразных потребностей. Между тем, религия возникала и на почве их неудовлетворённости – теперь устранённой. Ремесленник и поэт ныне уже не нуждаются в покровительстве Гефеста или Аполлона. Человечество научится в будущем искусству быть счастливым и нравственным без содействия религии.

В своём атеизме Фейербах далеко не оригинален. Он имел многих более выдающихся предшественников в XVIII и более ранних веках. Однако его психологическое объяснение процесса возникновения религии создавало впечатление нового слова в философии. «Религиозные» теории Людвига Фейербаха нашли развитие в этнографических исследованиях по первобытной религии Леббока, Тэйлора, Спенсера и других учёных, а также в психологии.

Работы Фейербаха – кратко

Первой значительной философской работой Людвига Фейербаха была «История новой философии от Бэкона до Спинозы» (первый том, 1833). Здесь ещё ясно чувствуется влияние гегельянства, однако уже зарождается главный для Фейербаха вопрос – об отношении философии к религии. Первый том «Истории новой философии» позже был дополнен двумя другими, посвящёнными Лейбницу (1837) и Пьеру Бейлю (1838). Учение традиционной теологии о бессмертии здесь уже отвергается, как и в ранней анонимной работе Фейербаха «Мысли о смерти и бессмертии» (1830). Когда имя её автора стало известным, Фейербах навсегда потерял возможность быть профессором. В томе, посвящённом Бейлю, Фейербах открыто склоняется к атеизму и начинает формулировать главные основы своей психологической трактовки религии. Он подробно излагает её в двух своих последующих известных работах: «Философия и христианство» (1839) и «Сущность христианства» (1841). В сочинениях более позднего периода: «Необходимость реформы философии», «Основы философии будущего» (1843), «Сущность религии» (1845) и «Чтения о сущности религии» (1851) Людвиг Фейербах еще более радикально развивает сенсуализм, натурализм и антропологизм. Он уже склоняется к материализму (его известное изречение «человек есть то, что он ест»), к которому вместе с ним и независимо от него склонились и многие другие представители левого гегельянства.

Философские и религиозные идеи, изложенные в работах Фейербаха, оказали сильное влияние на Маркса, Энгельса и других духовных вождей немецкой социал-демократии (подробнее — см. в статье Маркс и Фейербах). Выдающийся русский философ С. Булгаков писал, что если в Марксе германский материалистический социализм имеет своего политэконома, то Фейербах является его богословом и философом.

Людвиг Фейербах занимает особое место в немецкой классической философии: с одной стороны, его творчество – неотъемлемая ее часть, с другой стороны – он порывает с традициями, созданными Кантом, Шеллингом, Фихте, Гегелем. Он не смог увидеть великих достижений этих философов, не понял сути немецкой классической философии, которая заключается, прежде всего, в том, что главное в человеке – это разум, а в мире и его познании – развитие. Фейербах рассматривает мир в другом ракурсе, его философия, безусловно, содержит рациональные моменты, которые достойны понимания. Его философское учение завершает этап немецкой классической философии.

Основные сочинения Фейербаха:

  • «К критике философии Гегеля» (1839)
  • «Сущность христианства» (1841)
  • «Лекции о сущности религии» (1851)
  • «Эвдемонизм» (1869)

Фейербах о единстве идеализма и религии

Концепция Фейербаха в рамках немецкой классической философии предстает как антипод идеализму в его понимании. Перелом в его воззрениях, переход от приверженности философии Гегеля к его всесторонней критике происходит в статье «К критике философии Гегеля». Причем, он приходит к полному разрыву с идеализмом во всех его формах и проявлениях и считает атеизм главным содержанием своего учения.

Фейербах показывает, что стремление идеалистов логически вывести существование внешнего мира, природы из мышления, сознания вытекает из признания ими сверхприродного начала. По его мнению, признание идеалистами примата идеального закрывает путь к истине. Если философ – идеалист, то истина ложна, а ложность истины объединяет идеализм и религию. Он приходит к выводу, что, если признавать абсолютный разум как основу всего существующего, – значит, излагать религиозные представления о боге и сотворении им мира. Хотя философия и религия являются разными видами миропонимания, но идеализм и религия тесно взаимосвязаны. Фейербах пишет об идеалистической философии: «само собой разумеется, что философия или религия вообще, то есть независимо от их специфического различия, тождественны». По его мнению, идеалистическая философия представляет собой «рационализированную теологию».

Будучи атеистом, Фейербах критику религии считал важнейшим делом своей жизни. Прежде всего, он отмечает, что у человека нет врожденного религиозного чувства, а возникновение религии есть закономерный исторический процесс – «ее содержание даже внешним образом связано с особым периодом истории, с особым местом и именем».

Исследуя различные современные формы религии, философ наибольшее внимание уделяет христианству, которое его предшественники считали высшей формой религии. Для Фейербаха христианство так же, как и другие ее формы, является исторически преходящим. Исследуя сущность и происхождение религии, Фейербах скорее отрицает Бога, чем религию вообще. Он не призывает упразднить религию, а пытается усовершенствовать ее. Считая, что религиозное чувство непреодолимо, философ предлагает новый принцип: «Человек человеку – Бог».

Происхождение и сущность религии

В своих трудах Фейербах подробно исследует проблему происхождения религии и дает ей свое истолкование. Реальная причина религии коренится в «природе человека» и условиях его жизни. Ее возникновение он связывает с той ранней ступенью человеческой истории, когда у человека еще не могло быть правильного представления о явлениях природы, об окружающем его мире. Фейербах считает, что человек обожествляет все то, от чего он зависит (реально или в своем воображении), и приходит к выводу: «Основу религии составляет чувство зависимости человека».

Прежде всего, религиозное чувство порождается страхами перед стихийными силами природы, но философ считает, что не только страх и страдания, но и стремления, надежды, идеалы человека получают свое отражение в религии. Бог есть то, чем человек хочет быть. Религия есть продукт переживаний человека. Философ пишет: «Человек верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувство, но также и потому, что у него есть стремление быть счастливым. Он верит в совершенное существо потому, что сам хочет быть совершенным; он верит в бессмертное существо потому, что он сам не желает умереть». В христианской религии выражается отношение человека к самому себе, к своей сущности, «которую он рассматривает как нечто постороннее». Фейербах отмечает: «В религии человек раздваивается в самом себе: он противопоставляет себе бога как нечто противоположное ему». Это раздвоение Фейербах понимает как отчуждение человека от самого себя: вынесенная вовне сущность отчуждается от человека, объективируется и ей приписывается самостоятельное существование. Теперь Бог воспринимается как самостоятельная независимая сила, которая превращается из творения человека в его творца и первопричину всего существующего. Таким образом, человек как бы удваивается и в лице Бога созерцает свою собственную сущность. «Сущность и сознание религии исчерпывается тем, что заключается в сущности человека, его сознании и самосознании. У религии нет собственного, особого содержания», – пишет Фейербах. Таким образом, религия в его понимании утрачивает свой смысл как часть культуры, а предстает лишь человеческим заблуждением.

Поставив во главу угла своей философии свое истолкование реального человека и сущности религии, исходя из человеческой сущности, философ делает вывод о том, что основой теологии является антропология. Фейербах утверждает, что «теология давно сделалась антропологией», под которой он понимает такое учение, когда реальный природный человек является как его исходным пунктом, так и конечной целью.

Человек как предмет философии

Подвергнув критике идеализм в различных его формах, Фейербах приходит к возможности создания новой философии. Не мысли о действительности, не абстрактные сущности, а сама реальная действительность должна стать, по его мнению, предметом философии. Но как понимает действительность Фейербах? Прежде всего, это объективно существующая природа и человек как ее порождение. Определяя предмет новой философии, Фейербах пишет: «Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии…».

В связи с этим встает вопрос о сущности человека, его подлинной природе. В своих работах философ подробно исследует саму сущность человека и дает ее различные определения, которые часто не отличаются четкостью. Подчеркивая материалистический характер своей философии, Фейербах, прежде всего, говорит о человеке как природном существе; по его мнению, личность «нераздельна с плотью и кровью», «тело в полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущность». Далее в «Сущности христианства» он размышляет над признаками истинно человеческого в человеке и приходит к выводу, что сущность человека, осознаваемая им, – это разум, воля и сердце. Именно в «воле, мышлении и чувстве заключается высшая абсолютная сущность человека, как такового, и цель его существования». Значит, человек есть единство материи, тела и сознания, чувств; человек есть материальный объект и одновременно мыслящий субъект.

Фейербах обращается к конкретизации человеческой природы, подчеркивая, что все люди не могут быть одинаковыми в силу возраста, пола, национальности и т.д., поэтому он выдвигает тезис о том, что сущность человека заключена в его индивидуальности: «сущность человека – одна, общая сущность сама есть сущность индивидуальная». При этом он подчеркивает, что сущность человека раскрывается лишь в единстве, в общности человека с человеком: «Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе… Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком». Здесь философ доходит до понимания того, что сущность человека имеет не только биологическую и психофизическую природу, но и носит общественный характер.

Рассматривая природу человека, Фейербах не забывает и о родовой сущности человечества, сущности человеческого рода, под которыми он понимает способности к ощущению и мышлению, совокупность страстей и желаний: любовь, страх, радость, несчастье и счастье. Так, Фейербах вводит в философию антропологический принцип, в основе которого лежит понимание сущности человека как природного существа, наделенного сознанием, волей и чувствами, способного раскрываться и развиваться только в общении с другими людьми.

Таким образом, Фейербах ставит вопрос о практической значимости философии, которая, по его мнению, заключается в том, чтобы решать проблемы конкретного человеческого существования, чтобы сделать человека счастливым.

Этика Фейербаха

Основу этики Фейербаха составляет эвдемонизм – учение, согласно которому нравственность неразрывно связана со стремлением к счастью. Свое понимание морали Фейербах раскрывает в теории счастья. «Стремление к счастью – это стремление стремлений», «это основное, первоначальное стремление всего того, что живет и любит, что существует и хочет существовать». Обращаясь к проблеме счастья в работе «Эвдемонизм», Фейербах ведет полемику с Кантом и отстаивает позицию, что основой нравственного поведения, основным принципом и условием морали должно быть счастье человека. Признавая, что нет счастья без добродетели, философ подчеркивает, что «нет также добродетели без счастья». Человек должен быть, по крайней мере, счастлив в удовлетворении своих первейших потребностей в питании и обеспечении жизненных условий. Если этого нет, то от человека невозможно требовать нравственных поступков. Он пишет: «Но там, где начинается настоящая нужда и бедность, где стремление к счастью опускается настолько, что ограничивается только удовлетворением потребностей питания, только утолением голода, там умолкает и Дельфийский оракул, и категорический императив». Каждый человек имеет право на счастье и стремится к нему, но его всеобщего понимания не существует, у каждого индивида свое представление о счастье. Философ пишет: «Какова страна, каков народ и человек, таково и его счастье».

Само стремление каждого индивида к счастью – это принцип жизни, «основа», «фундамент», «предпосылка» морали, но еще не мораль. Это эгоистическое стремление может стать нравственным, разумным лишь при условии любви не только к себе, но и к другим людям. Однако Фейербах не говорит о любви ко всему человечеству, а переносит проблематику нравственности в сферу межличностных отношений, межперсонального общения. Он утверждает, что стремление к собственному счастью недостижимо без человеческого единения и общения. Поэтому учение о нравственности Фейербаха строится на единстве и взаимосвязи индивидов – «Я» и «Ты». По его мнению, «Я» не может быть счастливым и вообще не может существовать без «Ты». Люди нуждаются друг в друге, и их стремление друг к другу происходит, прежде всего, по велению чувственности, которая может проявляться в разных формах: любовь к жизни, любовь друг к другу, стремление к счастью и удовольствиям в самом широком смысле этого слова. Фейербах пишет: «мораль, конечно, не знает никакого собственного счастья без счастья чужого, не знает и не хочет знать никакого изолированного счастья, обособленного и независимого от счастья других людей, …она знает только общее счастье».

Высшим проявлением счастья, по Фейербаху, является любовь, прежде всего, любовь к другому человеку, основанная на взаимоотношении полов. Фейербах особенно подчеркивает чувственную и эмоциональную сферы общения между людьми, которые дают полноту жизненного опыта. Только через личные чувства между людьми раскрывается сущность человека и познается личность другого; вообще, любовь есть «познание личности». Именно в любви проявляются лучшие человеческие качества, индивид получает такое удовольствие, которое включает в себя удовольствие и счастье другого. Любовь делает жизнь лучше, совершеннее, так как каждый любящий человек стремится творить добро. Философ считает: «Добро – то, что соответствует человеческому стремлению к счастью; зло – то, что ему заведомо противоречит».

Фейербах, продолжая традицию немецкой классической философии, рассматривает этику как практическую философию. Согласно такому подходу, нравственность представляет собой совокупность правил, принципов поведения человека, а долг любого разумного существа состоит в том, чтобы выполнять их при любых обстоятельствах. Фейербах, наряду с Кантом, формулирует свой принцип поведения для всех людей: «Мое моральное требование к людям ограничивается единственно тем, чтобы они не делали ничего злого». При этом он понимает, что это идеал, к которому надо стремиться, но люди еще очень далеки от его достижения.

Значение философии Людвига Фейербаха

Оценивая вклад Фейербаха в историю философской мысли, следует отметить, несомненно, гуманистическую направленность его философии. Он ставит реального человеческого индивида в центр своей «новой» философии, стремится рассматривать человека в его целостности, при этом, отдавая предпочтение его биологической природе. С позиций атеизма он критикует религию и рассматривает ее происхождение. При этом философ как бы отступает от уже достигнутого его предшественниками: он не увидел сущности человека в его разуме, не смог осмыслить диалектику, сохранив в своем учении лишь отдельные ее моменты.

Фейербах представил собственную концепцию человека и человеческих отношений, в которых на первом плане – идея достижения счастья. И эта концепция достойна понимания, она по-прежнему занимает свое место в истории философии. Однако он не оценил по заслугам всего богатства уже существовавших идей относительно всегда остававшейся главной философской проблемы человека, не понял смысла идей Канта, Фихте и Гегеля, прежде всего. Тем самым, он обеднил собственные идеи, показав своим примером те философские просчеты, когда предается забвению следование философской традиции.

1804–1872. В отличии от всех он был материалистом. Важное место в своем творчестве отводил критике реалистичной философии религии. Он ставил между ними знак равенства. Религия возникла из-за страха людей перед природой.

Бог по Фейербаху есть персонификация желаний (мечты), которые человек не может реализовать или достигнуть в реальной жизни. Согласно ему придет время, когда религии исчезнут, а вместо них появится новая религия – религия любви.

Фейербах – один, кто утверждал, что главное есть существование души и тела.

Он – сексуалист (чувства) – человек, который источником знаний считает половые

ИЗ УМК

Обратите внимание на сущность критики Л. Фейербахом идеализма и религии с позиции антропологического материализма.

Согласно Людвигу Фейербаху (1804-1872), ни теизм, ни идеализм нельзя считать приемлемыми. Идеализм – это ничто иное, как рационализированная религия. В основе религии лежит вера в догматы. Религия возникает из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Человек – не творение бога, а часть – и притом наиболее совершенная – вечной природы. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело – две стороны той реальности, которая называется организмом. Первый объект познания для всякого человека – это другой человек, «Ты». Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, его родовая сущность

Становление и основные черты неклассической философии.

ИЗ ШПОРЫ

Ницше, Шопенгауэр, К’ергкегор

Главным отличием философии 20 вв является переориентация ее с рационального начала на иррациональное. Наличие большого количества разнообразных философских направлений, школ и авторских проектов. Философию 20 в условно можно поделить на супентизм и антисупентизм.. Суентизм – это те школы, которые ориентируются на науку. Антисупентизм – философия жизни, существования.

Из УМК

. Проанализируйте причины возникновения неклассической философии.

События 18-19 ст. обнажили бессилие человеческого разума в объяснении и предотвращении дисгармонии и хаоса, которые стали содержанием общественной жизни:

С одной стороны, крах наполеоновской Франции в начале 19 ст. поставил под сомнение идеалы эпохи Просвещения, связывающие с прогрессом разума общественный прогресс. Резкое обострение классовой борьбы в Германии и Франции в 30-40-е годы, обозначившее непримиримые позиции в обществе, что вылилось в попытку коренного переустройства самих основ экономической и общественной жизни (Парижская Коммуна в 1871 г.). Франко- Прусская война 1870- 1871г. г. также дискредитировала духовные ценности эпохи разума.

Но с другой стороны, триумф химии, создание теории сохранения энергии, открытие Фарадеем электро-магнитной индукции, Ампером — теории магнетизма, открытие радиоактивности, рентгеновских лучей и др. И все это на фоне активного применения знаний для модернизации производства и технических новаций. Мир менялся на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка, затем — телефон, радиосвязь и многое другое. Наука и техника стали более ценной «философией», ибо их использование обещало новые блага.

4.2. Примите к сведению принцип классификации рассматриваемых направлений и школ неклассической философии.

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 124.51:141

Южанинова Екатерина Рафаэлевна

Yuzhaninova Ekaterina Rafaelevna

кандидат философских наук,

доцент кафедры философии и культурологии

Оренбургского государственного университета

PhD in Philosophy, Assistant Professor, Philosophy and Cultural Science Department, Orenburg State University

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ЦЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ЛЮДВИГА ФЕЙЕРБАХА

FUNDAMENTAL VALUES OF LUDWIG FEUERBACH’S PHILOSOPHY

Аннотация:

В статье рассматривается аксиологическая составляющая творчества мыслителя XIX в. Л. Фейербаха, сформировавшаяся в контексте его антропологического материализма, отмечаются наиболее важные идеи мыслителя о сущности религии, любви, общения, отраженные в его ключевых трудах и определившие гуманистическую направленность его философии.

Ключевые слова:

философия, ценности, Л. Фейербах, религия, любовь, общение, сосуществование, свобода.

philosophy, values, Feuerbach, religion, love, communication, co-existence, freedom.

Начало третьего тысячелетия ознаменовано как процессами глобализации, так и нарастанием отчуждения и разобщенности между индивидами и группами, ростом потребительских интенций человека, когда он становится в один ряд с потребляемыми товарами и услугами. В данной ситуации актуальное значение приобретают идеи Л. Фейербаха о ценности человека как родового, природного существа, о ценности общения, любви и «естественной религии». В данной статье мы рассмотрим идеи мыслителя, отраженные в его ключевых трудах и определившие гуманистическую сущность его философии.

Согласно антропологическому материализму Л. Фейербаха, человек как психофизическое единство души и тела есть совершенная часть бесконечной во времени и пространстве природы. Мыслитель писал: «Человек — это высшее существо природы» , безусловно, наделенное страстями, которые влияют на его ценностные ориентиры, обеспечивают защитную реакцию, действуют как с эгоистическими целями, так и достигая наивысших целей. Термин «эгоизм» в современном понимании нагружен негативными коннотациями, но следует заметить, что в контексте работ Л. Фейербаха он имеет несколько иной смысл. Философ отмечал, что эгоизм может разным: он может быть как добрым, участливым, так и бесчеловечным, злым и корыстным. Мыслитель утверждал, что «индивидуальность — это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я, индивидуальное существо» . Но индивидуализм, или, как сказал бы Л. Фейербах, «эгоизм по отношению к себе», обретает ценностную завершенность только тогда, когда, являясь самоотречением, долг Я диктуется наличествующим Ты.

Сущность человека являет себя благодаря «тайне» Бога и религии. Л. Фейербах открыл абсолютно иную форму религии, ядром которой стала ценность человека, человеческих отношений. Обожествление социальной связи в модусе Я-Ты фундаментальным образом являет себя в сущности отдельного человека: «сущность человека… составляет не только основу, но и предмет религии» . Кем же является фейербаховский Бог? Бог есть сущность человека. До того, как явить свою сущность в себе, человек проявляет ее вне себя. Бог есть всего лишь слово, «смысл которого составляет человек» .

Религия всегда отражала ценностные ориентиры рода человеческого, и не удивительно то, что мыслитель, элиминировав традиционное религиозное содержание, предложил считать «религию» высшей ценностью человечества. Так что же есть эта «истинная религия»? Высшей ценностью, истинной религией, по мнению Л. Фейербаха, должны стать философия, этика, образование и политика — то есть то, что направляет человека к гармоничному, нравственному и ценностному сосуществованию с модусом Ты и обществом.

Религия испокон веков определяла ценностное отношение к себе благодаря наличию идеи загробной жизни. Л. Фейербах был согласен с тем, что главной религиогенной эмоцией является страх, который, переставляя ценностные ориентиры, внушает людям истину биологической конечности, некую значимость смерти. Утверждение конечности жизни — утверждение ее ценности. Принятие смертности человека ни в коем случае не дестабилизирует нравственные, ценностные ориентиры

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 21)

человеческого рода, а даже наоборот, должно способствовать конструированию истинно ценностной парадигмы. Люди осознают очевидное, поймут, что только они, только здесь и сейчас обязаны строить верную жизнь, так как «смерть — только условие абсолютного совершенства» . Так же, как и единственный Бог — человек, так же и единственный дьявол есть существо человеческое. «…Грубый, суеверный, своекорыстный, злой» , он существует только в диалоге Ты-Я, поэтому не следует редуцировать зло к трансцендентному бесконечному началу.

Индивидуализм и обращенность к миру есть начальный этап антропологического миросозерцания в целом. Самоценность человека как совершенного существа заключается в «разуме, воле и сердце» , в сознании, свободе и любви.

Высшей ценностью мыслитель считал любовь. «Истинность жизни и истинность индивидуальности опирается только на истинность чувств. Жизнь жизни — это любовь» . Любовь есть сострадание, она отличает бытие от не бытия, она есть страсть, «и только страсть есть признак бытия» . Действительно, разве только мышлением человек узаконивает себя в предметном мире? Ценность человеческих взаимоотношений остро обнаруживает себя в XX в., или, как именовал его А. Камю, в «веке страха». У Л. Фейербаха любовь выступает как принцип человеческого бытия. Единение мужского и женского есть условие человеческого сообщества, которое Л. Фейербах именует родом. Так что же такое любовь? Любовь это — «единство мышления и бытия. Бытие — это женщина, мышление — мужчина» .

Л. Фейербах отмечал, что гармоничное ценностное бытие человека в мире являет себя только в процессе жизнедеятельности, в любви, в коммуникации, в сосуществовании. Человек как родовое существо синтезирует в себе онтологические, гносеологические и аксиологические составляющие именно благодаря общению. «Истина и совершенство заключаются лишь в связи, в единстве равноправных существ» . Коммуникация снимает обособленность отдельного человека, тем самым обеспечивая ему надприродную перспективу. Модусом бесконечного сосуществования, утверждал мыслитель, выступает чувственность, примат чувств над мышлением являет существо человеческого общения. Если вне моего Я существует другое Ты, то только тогда существует нормальное стремление к общечеловеческому счастью. В.А. Васильев в своей работе, посвященной Л. Фейербаху, проницательно подмечает данный аспект: «Я есть только посредством тебя и с тобою» , Я открывается самому себе благодаря единению с Ты.

Философ, который «постоянно мыслил свободно и ясно», особую роль отводил свободе. Когда человек один — он ограничен, только в направлении Я-Ты раскрывается ценность независимости, так как «чувство общения есть чувство свободы» . Истина, любовь, совесть, образование, счастье, философия тесно переплетены с ценностным содержанием свободы. В то время как несвобода есть синоним страха, теологии, веры в сверхъестественное, религия является одним из источников заточения человеческой сущности. Свободным является лишь тот, кто заключает свою цель и свой объект в себе, лишь тот, кто «свободен также от религиозных предрассудков» . Таким образом, свободомыслие тесно связано с освобождением человеческой сущности от власти религии.

Коммуникативная ценность любви посредством взаимопереплетения чувственности и разумности, в диалоге Я — Ты, Мужчина — Женщина, Человек — Человек через призму не отчужденной до трансцендентальных пределов человеческой сущности является, пожалуй, аксиологической доминантой творчества Л. Фейербаха.

Таким образом, в творчестве Л. Фейербаха любовь к другому человеку вкупе с разумным эгоизмом, основанная на диалоге и взаимопонимании, становится не только сущностью его новой религии, но и, в совокупности с ценностями истины, счастья, свободы и философии, образует ценностный фундамент наследия немецкого мыслителя. Эти ценности детерминируют стремление человека третьего тысячелетия к гармоничному, нравственному и ценностному сосуществованию с Ты и обществом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ссылки:

1. Фейербах Л. Сочинения : в 2 т. Т. 1, 2. М., 1955.

2. Фейербах Л. Избранные философские произведения : в 2 т. Т. 1, 2. М., 1955.

3. Там же.

4. Фейербах Л. Сочинения : в 2 т.

5. Фейербах Л. Избранные философские произведения.

6. Там же.

7. Там же.

8. Там же.

9. Там же.

10. Фейербах Л. Сочинения : в 2 т.

11. Фейербах Л. Избранные философские произведения.

12. Васильев В.А. Л. Фейербах о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 2. С. 173-188.

13. Фейербах Л. Сочинения : в 2 т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *