Феномен византийской цивилизации

Общая характеристика византийской цивилизации

Византийская цивилизация получила свое название от древней мегарской колонии, небольшого городка Византия, на месте которого в 324–330 гг. император Константин основал новую столицу Римской империи, ставшую затем столицей Византии,– Константинополь. Название «Византия» появилось позже.

В отечественной историографии проблемам истории и культуры Византии всегда уделялось огромное внимание в силу того, что в древности Русь и Византийскую империю связывали политические, экономические, торговые интересы. Из Византии на Русь пришло православие, византийское влияние проявилось во всех видах культуры.

В связи с этим в исторической литературе получили разработку факторы, обусловившие особенности Византии, в частности оценка этой цивилизации как результата синтеза античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира, особенности восточного христианства, трактуемые как выражение своеобразной духовности, догматические расхождения с Западом, особая роль монашества.

Не менее актуальными являются проблемы византийской эстетики, своеобразия византийской литературы и искусства, получившие освещение в трудах С.С. Аверинцева, В.Д. Лихачевой, В.В. Бычкова, З.В. Удальцовой, В.Н. Лазарева и др.

Возникнув в результате распада Римской империи в конце IV в. и превращения ее восточной половины в самостоятельное государство, Византия не была каким-то историческим феноменом. На протяжении IV-VII вв. она во многом была продолжением Римской империи, сохранив традиции ее политической жизни и государственного строя. Поэтому ее нередко называют Восточной Римской империей.

Разделение империи на Восточную и Западную была подготовлено особенностями социально-экономического развития обеих половин империи и кризисом рабовладельческого общества III в. Однако восточные провинции значительно менее западных пострадали от кризиса, который там не привел к коренной ломке прежних форм хозяйственного строя. Все это обусловило постепенное перемещение центра экономической и политической жизни империи в более богатые восточные провинции, обособление обеих половин империи, подготовившее в конечном итоге и их политическое разделение.

Константинополь и Рим стали двумя центрами политической жизни «латинского» Запада и «греческого» Востока. В буре церковных споров наметилось размежевание также восточной и западной церквей. К концу IV в. процессы обозначились настолько явственно, что разделение в 395 г. империи между преемниками последнего императора единой Римской державы Феодосия было воспринято как естественное явление. С этого времени история каждого из образовавшихся государств пошла своим путем.

Формирование византийской цивилизации начинается в IV в. с образования византийской государственности и превращения христианства в главенствующую религию. Оформление византийской цивилизации, которому предшествовала острейшая духовная борьба, проявившаяся, в частности, в богословских спорах IV–VI вв., в иконоборческом движении VIII–IX вв., можно отнести к IX–XI вв.

В эту эпоху в основном сложилась византийская богословско-философская картина мира с ее целостной интуитивно-мистической концепцией. К этому времени оформилась симфония церкви и государства, произошло разделение Западной и Восточной церквей, завершилась кодификация права, греческий язык был признан официальным. На X–XI вв. приходится расцвет византийской цивилизации, в XII в. обнаруживаются черты стагнации, а XIII–XV вв. знаменуют ее закат.

Территория империи превышала 750 000 кв. км. В состав Византии вошла вся восточная половина распавшейся Римской империи. Она включала Балканский полуостров, Малую Азию, острова Эгейского моря, острова Крит и Кипр, Сирию, Палестину, Египет, отдельные районы Аравии, часть Месопотамии и Армении, опорные владения на южном побережье Крыма и на Кавказе.

Особенности геополитического положения Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах – в Европе и Азии, порой простиравшей свою власть на области Африки, делали империю как бы средостением между Востоком и Западом. Византийское государство играло выдающуюся роль в международной жизни средневекового общества, несмотря на то, что империя знала как периоды расцвета своего внешнего могущества, так и военные поражения, и дипломатические неудачи.

В течение веков менялись главные враги Византии, менялись и ее союзники. В раннее средневековье основная опасность грозила империи с востока и севера – со стороны Сасанидского Ирана, варваров-гуннов, готов, авар, славян. Позднее их сменили арабы, которым так и не удалось сломить мощь Византии.

С IX в., несмотря на появление на Востоке турков-сельджуков, главная опасность для империи переместилась на Латинский Запад в лице норманнов, расчетливых итальянцев и первых завоевателей Константинополя – армий крестоносных рыцарей. В последние столетия существования Византийского государства смертельная опасность вновь надвинулась с Востока, откуда хлынули и смяли империю войска турок-османов.

Постоянное раздвоение между восточным и западным миром, смешение греко-римских и восточных традиций с преобладанием в отдельные эпохи то одних, то других наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества.

Вместе с тем Византия взяла от христианского Востока и античности далеко не самые выигрышные черты: от Рима – имперское сознание, произвол и деспотизм, гедонизм; от христианства – аскезу, ригоризм, нетерпимость, а также акцентировку на ощущение начальной греховности человеческого рода и отдельного человека, которое трансформировалось в идею социальной вины, т.е. изначальной вины каждого перед лицом властной иерархии.

Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб как Востока, так и Запада, причем это своеобразие определилось еще в ранний период ее существования. Она избежала судьбы Западной Римской империи, не знала полного завоевания страны варварами и гибели государства. Появление на ее территории различных народов (славян, арабов, других племен) не привело к образованию на исконных землях империи самостоятельных варварских государств.

Феодальные отношения, развивавшиеся в Византии, начали формироваться относительно поздно и сильно отличались от классических образцов Запада. Для Византии характерны плавная, непрерывная эволюция от античности к средневековью, развитие феодальных отношений внутри разлагающегося рабовладельческого общества.

Синтез прораставших в империи элементов феодализма с общественными порядками варваров был менее интенсивным, чем в Западной Европе. Это обусловило типологические особенности генезиса феодализма в Византии: более длительное, чем на Западе, сохранение рабовладения; более широкое распространение свободной сельской общины, пришедшей на смену разнообразным видам рабовладельческого хозяйства; наличие государственной собственности на землю; замедленное по сравнению с Западом складывание иерархической структуры земельной собственности (в этом аспекте аграрный строй Византии имеет больше сходства с аграрными отношениями стран Востока); меньшая по сравнению с Западом дезурбанизация, происшедшая с конца VII–VIII вв.

Как ни парадоксально, своего наивысшего расцвета города Византии достигли не в конце, а в начале истории. В то время как на Западе многие античные городские центры были смыты волной варварских завоеваний и запустели, Византия на заре своей истории по праву могла называться страной городов – центров унаследованной от античности высокой техники ремесленного производства, мореплавания, монетного обращения и организации торговли.

Византийские города, преодолев кризис VII– VIII вв. раньше, чем города Западной Европы, вновь вступили в полосу экономического процветания. Одной из особенностей византийской цивилизации была значительная специфика города, где своеобразно сочеталось развитие денежного хозяйства и государственная регламентация производства.

На средневековом Западе рост городов с XII в. привел к кардинальным сдвигам во всей социально-экономической жизни феодального общества. Городское население составляло корпорацию, противопоставляющую себя светским и церковным властям и ведущую с ними борьбу, в ходе которой формировалось гражданское самосознание, развивавшееся вне рамок традиционных общественных институтов.

Эта борьба породила тенденцию к будущим существенным переменам и в результате привела к предельному обособлению сословий, а позднее – к зарождению в наиболее передовых странах того времени, в Италии и Нидерландах, раннекапиталистических отношений, появлению условий для развития мануфактур и в конечном счете – к гибели феодализма.

В Византии город прежде всего Константинополь, являлся моделью империи как воплощения идеи единства народа и власти, что препятствовало вызреванию самосознания городских слоев. Город как центр и выразитель идей бюрократического государственного управления обусловил относительную стабильность византийской цивилизации, ее меньшую динамику по сравнению с Западом, большую традиционность. Кроме того, для Византии было характерно возвышение столицы над всеми другими центрами в сфере как экономики, так и политики и культуры.

Территория империи состояла преимущественно из областей с высокой земледельческой культурой. Во многих из них плодородные почвы позволяли выращивать по два-три урожая в год. Было широко развито скотоводство. Богата была Византия и природными ресурсами, различными видами минерального и растительного сырья.

Она могла обеспечить свои потребности почти во всех основных продуктах, а некоторые из них даже в значительном количестве вывозить в другие страны (зерно, масло, рыба, ткани, металл, металлические изделия и др.). Все это создавало известную экономическую устойчивость в империи, позволяло вести достаточно широкую внешнюю торговлю, быть монопольным посредником в торговле между Востоком и Западом.

До XII в. экономическое превосходство Византии над другими европейскими странами было бесспорным. Изобретение греческого огня и косого паруса обеспечивало морские успехи империи, расцвет строительной техники, достижения точных и естественных наук помогали Византии обогнать в своем развитии многие государства Востока и Запада.

Коренной перелом в поступательном экономическом развитии Византии наступил в XII в. С этого столетия экономическое превосходство переходит, притом окончательно, к государствам Западной Европы.

Реферат

на тему: «Характеристика византийской цивилизации»

Наследница Римской империи. Датой рождения византийской цивилизации принято считать дату основания ее главного города, Константинополя, — 324 год. После падения Римской империи (476) Византия стала преемницей Рима.

Название «Византия» появилось лишь в эпоху Возрождения. Сами византийцы именовали свою империю «Ромейским (Римским) царством», Константинополь— «Новым Римом», а византийского императора считали прямым наследником римских цезарей. «Новый Рим» благодаря исключительно удачному расположению быстро превратился в крупнейший порт, место пересечения главных торговых путей между Востоком и Западом. Да и сама византийская цивилизация возникла как бы на перекрестке между этими двумя столь разными мирами. Константинополь стал не только торгово-ре-месленным, но также культурным и религиозным центром. Для византийцев он был олицетворением мощи и красоты их империи. Именно падение Константинополя (1453) стало концом и всей византийской цивилизации.

Но пространство этой цивилизации не ограничивалось ее столицей, оно было огромным — до 750 млн кв. километров. Империя включала в себя Балканы, Малую Азию, часть Месопотамии и Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Восточного Средиземноморья (в том числе Кипр и Крит), территории в Аравии, Причерноморье и на Кавказе. Историки считают, что в Византии жило 30—35 млн человек. Среди них были сирийцы и евреи, армяне и грузины, греки и копты (они жили в Египте). До VII в. государственным языком был латинский (хотя римлян в Византии жило относительно немного), затем его сменил греческий.

Византия была достаточно обеспечена сельскохозяйственными и другими продуктами, сырьем, полезными ископаемыми, хотя уровень экономического развития многочисленных областей, входивших в ее состав, был неодинаков. В наследство от Рима ей досталось множество культурных центров: Александрия (в Египте), Антиохия (в Сирии), Бейрут и Тир (в Финикии), Эфес и Смирна (в Малой Азии), Фессалоники и Коринф (в Греции) и др.

Своеобразная византийская цивилизация впитала в себя традиции не только античного мира, но и восточных цивилизаций, наступление которых Византии не раз приходилось сдерживать. В VI в. империя ромеев вела длительную кровопролитную войну с Персией (Ираном). Затем арабские племена, уже создавшие свою государственность и объединенные новой религией — мусульманством, отторгли от Византии Сирию, Палестину, Северную Африку. Тогда же, в VII в., Византия испытывала и натиск славянских племен с севера, где образовалось Первое Болгарское царство, до начала XI в. являвшееся сильным врагом ромеев. Империя подвергалась и набегам варварских племен. Поначалу Византия несла не столь значительный урон, как Западная Европа, но затем, в результате ударов славян и арабов, ее территория сократилась втрое. Тем не менее к IX в. в империи установилась относительная стабильность.

Особенности социально-экономического развития Византии. В начале своей истории Византия оставалась рабовладельческой страной. Но в дальнейшем в ней, как и в Западной Европе, победили феодальные отношения. Правда, своеобразие византийской цивилизации обусловило и довольно необычные формы феодализма.

В Европе развитию феодализма в определенной мере способствовали завоевания германцев, ускорившие разложение рабовладельческих порядков. А в Византии, которая в первые века своей истории не испытала сильного влияния варваров, феодализм развивался гораздо медленнее. Вплоть до VI в. в империи было широко распространено рабство: рабы трудились в поместьях землевладельцев, в частных и государственных ремесленных мастерских. Правда, рабов уже нередко сажали на землю, разрешали им иметь семью, вести собственное хозяйство. Росло и число рабов, отпущенных на волю. И все же рабство продолжало играть важную роль в экономике Византии.

Лишь в VII—IX вв. в империи ромеев начался переход к феодализму. При этом ту роль, которую в Западной Европе играли варварские общины германцев, в Византии выполняли славянские племена. Когда в результате арабских завоеваний территория империи резко сократилась, ее основными экономическими районами стали Балканы и Малая Азия. Именно там активно расселялись славяне, увеличивая число свободных крестьян и укрепляя сельскую общину, которая в VII—IX вв. превратилась в основную хозяйственную ячейку. Труд рабов и колонов стал вытесняться трудом разорявшихся и попадавших в зависимость крестьян.

Но традиции античности оказались в Византии заметно сильнее, чем в Западной Европе. Поэтому влияние славянских племен не могло подорвать устои старого общества так же быстро, как это произошло при соприкосновении варварских германских племен с остатками римской цивилизации. Только в X—XII вв. развитие феодализма в Византии ускорилось. Однако у византийских феодалов было значительно меньше прав, чем у западноевропейских. Государство практически полностью контролировало их владения: оно ограничивало число зависимых крестьян и количество земли, могло ее конфисковывать, менять размеры налогов и т. д. Да и само государство было собственником огромных земель, на которых трудились крестьяне-налогоплательщики.

И только на закате империи ромеев, в XIII— XV вв., ситуация изменилась. После захвата крестоносцами Константинополя (1204) империя распалась на части и мощь государства резко упала. Феодалы начали освобождаться от его опеки, и в Византии образовалась феодальная вотчина, близкая западноевропейской. Даже после восстановления единства империи и возвращения Константинополя (1261) государство уже было не в силах противостоять резко возросшей мощи феодальной аристократии. Империя все больше дробилась на уделы, и функции государственной власти на местах постепенно переходили к феодалам. Но и в период феодальной раздробленности центральная власть не утратила полностью своих позиций, чему во многом способствовала постоянная военная опасность.

Трудно сказать, как могла бы сложиться судьба феодализма в Византии, если бы эта цивилизация не погибла в 1453 г. В ней причудливо сочетались элементы западноевропейского и восточного (т. е. «государственного») феодализма. Правда, чем больше слабела централизованная власть, тем сильнее проявлялось сходство византийского феодализма с западноевропейским.

Сочетание традиций Запада и Востока отразилось и в системе власти, сложившейся в империи ромеев. Наиболее высокое место в этой системе занимал император с окружавшими его сановниками. Власть византийского императора была почти неограниченной: он мог казнить своих подданных (даже самых высокопоставленных), конфисковывать их имущество, смещать и назначать на должности. Император являлся высшим судьей и военачальником, он определял внешнюю политику, был собственником огромных земель.

Идея империи, культ императорской власти, господствовавший в Византии, внешне напоминали восточную деспотию. Но в основе имперской идеи лежала римская традиция, по которой император считался неограниченным правителем, однако не собственником государства, как на Востоке. И римские и византийские императоры были обязаны подчиняться законам.

Важно иметь в виду и другое: если в Риме распространение христианства пришлось на период заката империи, то в Византии новая религия укрепила имперскую идею, придав ей священный характер. Еще в IV в. сподвижник византийского императора Константина, Евсевий, разработал религиозное обоснование ромейской государственности. Согласно его теории, духовная и светская власти должны быть слиты воедино, действуя во имя одной цели и образуя своего рода симфонию (созвучие, гармоническое сочетание разных элементов). Император, являвшийся и светским правителем, и главой церкви, не обожествлялся в полном смысле слова, но по отношению к обществу считался подобием Отца Небесного. И это скорее сближало его с восточным владыкой, нежели с западноевропейским монархом. Императором мог стать человек низкого происхождения. Так, знаменитый византийский монарх Юстиниан I (правил в 527—565 гг.) родился в семье крестьянина, а его жена Феодора была актрисой. Но поскольку власть императора считалась Божественной, его происхождение и прежние занятия не имели никакого значения.

Помимо огромных прав у византийских императоров были и обязанности. Главной среди них считалась забота о подданных — залог прочности государства. Эту ответственность осознавали и сами императоры. Так, Константин VII Багрянородный (правил в 913—959 гг.) в своих сочинениях писал, что если император впадет в грехи и превратится в деспота, он станет ненавистен народу и может быть лишен престола.

Конечно, сильная власть императора, высокий уровень централизации, единодержавие долгое время помогали Византии сохранять свою целостность, что придавало устойчивость цивилизационному процессу. Но, с другой стороны, в этом единодержавии были и отрицательные стороны. Многие важные социально-экономические процессы развивались вопреки косной государственной политике. Не успевая контролировать эти процессы, власть часто пыталась сдержать их, силой воспрепятствовать появлению нового.

Весьма сложными были отношения государства с аристократической элитой и с церковью. Знать была разобщена, не имела (в отличие от западноевропейской) сословных привилегий и в основном жила за счет милостей и подачек императора. Поэтому при дворе постоянно зрели заговоры и интриги.

Ущемленным чувствовало себя и духовенство, до XII в. полностью отстраненное от участия в управлении, так как в Византии было запрещено сочетать духовную и светскую службу. И хотя у византийской церкви скапливались немалые богатства, она даже в периоды процветания была беднее католической и не обладала экономической независимостью. Это, конечно, сказывалось на роли церкви в политической жизни Византии. Правда, время от времени константинопольские патриархи пытались претендовать на ведущую роль в государстве, но императоры могли смещать их, словно неугодных чиновников. В конечном счете византийская церковь так и не стала мощной и самостоятельной политической силой, как на Западе. Ее отношения с государственной властью были далеки от идеала «симфонии».

Двойственным было и положение купечества и ремесленников. Хотя в соответствии с римским правом в Византии сохранялись законы, во многом покровительствовавшие купцам и ремесленникам, эти слои населения жестко контролировались государством и не были защищены от его произвола. Правда, этот контроль давал и некоторые преимущества: ремесленники, например, имели гарантированные заказы от армии, императорского двора и вельмож.

В целом же в условиях жесткой централизации в городах не возникло мощных коммунальных движений, которые в Западной Европе привели к оформлению городских хартий, юридически закрепивших свободу городов. Поэтому торгово-ремесленное население византийских городов так и не превратилось в сословие и не добилось официального признания своих прав. А после того как в XII в. государство предоставило большие льготы итальянским купцам — основным конкурентам византийцев, ремесло и торговля в империи переживали глубокий спад. Византийские ремесленники, «испорченные» чрезмерной опекой властей, не выдержали соперничества с энергичными итальянцами.

В целом же сильная государственная власть в Византии подавляла активность самых разных социальных слоев, что сдерживало развитие империи. И в итоге сила монархии оборачивалась слабостью, раздробленностью общества (даже внутри отдельных социальных групп).

Духовная жизнь Византии. Духовное наследие, оставленное Византией, и поныне поражает своим богатством. В средние века Византия была своего рода наставницей славянского мира: южные и восточные славяне унаследовали от нее письменность, политические и богословские идеи, моральные нормы, у византийских мастеров они учились строить храмы и писать иконы. Пользовалась плодами византийской культуры и Западная Европа, правда, в меньшей степени.

Еще в 313 г. христианство было признано одной из официальных религий Римской империи. Но вплоть до начала VI в. Византия во многом оставалась полуязыческой страной. Отправление языческих культов на бытовом уровне не было запрещено. А в 361—363 гг. император Юлиан Отступник даже восстановил язычество, но его преемники вернулись к христианству.

Распространение новой религии сопровождалось жесткими мерами в отношении язычества. В 415 г. в Александрии был разрушен Серапеум — центр языческого культа, фанатичная толпа сожгла знаменитую библиотеку и растерзала женщину-философа Ипатию. Языческие храмы не только закрывались, но нередко и уничтожались, а их имущество отбиралось в пользу казны. Впрочем, процесс отмирания языческого сознания носил объективный характер, а гонения и запреты только ускоряли его.

Но победа христианства не означала разрыва с наследием, оставленным античной культурой. В Византии высоко ценили знания, включая античную философию, литературу, естественные науки. Идея преемственности, прямой связи Византии с греко-римским миром не была поколеблена торжеством христианства. Даже представители византийской церкви относились к античным философам и писателям довольно мягко, правда, истолковывали их идеи в духе христианства.

Важно и то, что школа в Византии в отличие от западной не была подчинена церкви. В ней изучались отдельные церковные дисциплины, но в целом она оставалась светской, а сама система образования была довольно близка к античной. Поэтому постепенное исчезновение языческих верований не привело к гибели традиций античной литературы и философии. Пройдя сквозь века, эти традиции дошли и до нашего времени.

В Византии, как и в Западной Европе, церковь вела борьбу с еретиками, которые отстаивали право на свое, особое понимание христианства. Превыше всего и христианские богословы и еретики почитали Священное Писание, но трактовали его по-своему. В средние века люди нередко готовы были отдать жизнь, защищая свою трактовку той или иной фразы (порой даже слова!) из Библии. Особые споры были связаны с вопросом о природе Иисуса Христа: кем же он был — Богом или человеком?

Людям нашего времени, особенно атеистам, трудно понять, почему это так волновало византийцев, казалось бы, отягощенных множеством более насущных проблем. Дело в том, что Христос для ромеев был не только Спасителем человечества, но и посредником, связующим звеном между небесным и земным миром. Христианская церковь утверждала, что Христос совмещает в себе Божественную и человеческую сущность. Христиане видели в этой идее надежду на грядущее спасение человечества: ведь Христос, оставаясь человеком, способным испытывать страдания, одновременно был и Богом. Поэтому спор о сущности Христа был не просто богословской дискуссией, а проблемой, касающейся каждого средневекового человека, жаждущего открыть в себе Божественное начало.

Человек средневековья тонко чувствовал красоту мира, умел восхищаться ею, но земная красота была для него лишь ступенью на пути к высшей, небесной красоте. Христианство разрушило привычный идеал гармонической личности, сочетавший в себе внешнюю (физическую) и духовную красоту. Оказалось, что внутренняя красота может таиться под внешним безобразием, и наоборот. Христианские святые нередко были уродливы внешне, и авторы житий (биографий духовных и светских лиц, канонизированных церковью) ярко и натуралистично описывали тела аскетов, покрытые язвами и ранами или иссохшие от поста. Видимо, нарочитость такой антиэстетичности облика была связана с желанием подчеркнуть красоту духовную, которая становилась все более ценной в глазах человека средневековья. В те времена плотское и вообще земное, как правило, ассоциировалось с греховным, со всем, что отделяет человека от небесной благодати. Впрочем, христианство отнюдь не отвергало полностью все материальное, физическое, стараясь сгладить противоречия между ним и духовным.

Еретики же, считая землю обителью зла, отвергали плоть и материю, а также не признавали «греховную», по их мнению, церковь посредницей между Богом и людьми. Они призывали к отказу от всего земного, от собственности, проповедуя святую бедность, аскетизм, т. е. фактически отрицали ценность земного мира. Преследования и жестокие расправы не могли остановить распространение ересей, ибо страдания, лишения и даже насильственная смерть не страшили еретиков. Их идеи оказали заметное влияние на религиозную жизнь не только Византии, но и Западной Европы.

Уже в IV—V вв. возникли расхождения между Западной (католической) и Восточной (православной) церквами. Одновременно обострялась борьба за политическое и религиозное первенство, за сферы влияния между папой римским и константинопольским патриархом. Формально же споры шли вокруг точности трактовки ряда христианских догматов. Каждая из двух церквей считала единственно верной собственную позицию (в самом термине «православие» звучит заявка на монопольное право толковать Божественные истины).

В результате в 1054 г. произошел раскол (схизма) христианской церкви на католическую и православную. Раскол на долгие века предопределил отъединенность от западного христианства вначале Византии, а затем и ее духовной преемницы — России. Суть раскола была значительно глубже расхождений в трактовке тех или иных догматов. В культурно-религиозной жизни Византии и Западной Европы существовали значительные различия, касавшиеся прежде всего системы ценностей, утвердившейся в каждом из регионов. Католическая церковь обладала абсолютным авторитетом во всем, что касалось посмертной судьбы человека, своей властью решая вопрос о его спасении. Именно церковь давала отпущение грехов, оценивала добродетели и недостатки, наставляла на путь истинный и отвращала от грехов. Этические нормы, разработанные католической церковью, охватывали буквально все стороны жизни человека. А это, в свою очередь, формировало у людей внутреннюю и внешнюю дисциплину, ответственность перед Богом и церковью за поступки и даже помыслы.

В принципе такую ответственность и дисциплину подразумевало и православие, однако оно допускало и иной путь к Богу и спасению — без посреднического участия церкви. Это был индивидуальный, личностный путь, который обычно осуществлялся через особый тип молитвы, приводившей к мистическому слиянию с Богом. И если в Византии это мистическое направление было официально признано церковью, то на Западе оно не слишком поощрялось (правда, и не запрещалось прямо).

Признавая право человека на личностный путь, Восточная церковь предоставляла ему довольно большую внутреннюю свободу: личное спасение, таким образом, зависело от самого человека, от его способности к нравственному очищению и преодолению низменных инстинктов. Поэтому в Византии формировался совершенно особый, отличный от западноевропейского идеал личности и ее поведения.

Гибель византийской цивилизации. После захвата Константинополя крестоносцами (1204) Византийская империя распалась: на Балканах возникло Эпирское царство, в Причерноморье — Трапезундская империя, на северо-западе Малой Азии — Никейская империя, а крестоносцы создали Латинскую империю, в которую вошли часть Фракии, Средняя Греция и Пелопоннес (на юге Греции). Завоеватели-крестоносцы подвергали гонениям православную церковь, вынуждая местное население признать главенство папы римского. Но это привело лишь к внутренним смутам, которые дополнялись раздорами в среде самих крестоносцев. В итоге в 1261 г. Латинская империя, просуществовав чуть более полувека, пала под ударами сильной Никейской империи.

Никейский император Михаил VIII Палеолог, блестящий политик и полководец, занял не только Константинополь, но и византийский трон. Однако возродить былую мощь Византийской империи было уже невозможно. Многие ее города, включая столицу, были разорены, некогда изобильные поля запустели, территория резко сократилась. В итоге Византия оказалась в сильной экономической зависимости от крупнейших итальянских городов-республик, Венеции и Генуи. В первой половине XIV в. итальянские купцы монополизировали не только внешнюю, но и внутреннюю торговлю Византии. Империю сотрясали многочисленные конфликты, усилились социальные движения против крупной феодальной аристократии.

Между тем с востока на империю надвигались мощные армии турок-османов. Правда, в 1402 г. турок разгромил знаменитый среднеазиатский полководец Тимур (Тамерлан), но это лишь отсрочило гибель Византии. В 1453 г. Константинополь пал, не выдержав длительной осады. Турки сделали его столицей Османской империи и назвали Истанбулом (Стамбулом).

Историки до сих пор спорят о причинах падения некогда могущественной византийской цивилизации. Одни считают, что Византия, оказавшись между Востоком и Западом, не выдержала давления с двух сторон. По мнению других, Византию погубила ее отъединенность от Запада, особенно усилившаяся после раскола церквей. Это мнение подкрепляется весомым аргументом: католическая церковь не раз предлагала Византии военную помощь в обмен на признание верховенства папы римского. И византийские императоры, попав в безвыходное положение, были готовы принять это условие, но большинство населения не поддержало их. Многие византийцы предпочитали подпасть под власть османов, нежели уступить давним и непримиримым врагам — католикам.

Но, скорее всего, гибель Византии стала результатом сочетания ряда факторов. И главными из них были внутренние противоречия. Централизованная власть неуклонно слабела, в провинциях крепла феодальная знать, что объективно вело к раздробленности. Торгово-ремес-ленное население, разоряемое итальянскими дельцами и своими феодалами, утрачивало доверие к власти, не защищавшей его интересы. Рос и протест крестьянства, испытывавшего двойной гнет: и со стороны государства, и со стороны местных феодалов.

Мощная государственность, которая долгое время была основой благополучия Византии, застыв в своем развитии, стала тормозом прогресса и — в конечном счете — одной из главных причин гибели империи.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Булавин, Антон Викторович, 2008 год

1. Августин Аврелий. О граде Божьем / Августин Аврелий. Минск : Харвест, 2000. -1296 с.

2. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности / С.С. Аверинцев //Новый мир. 1988.-№7. — С. 210-220.

3. Аверинцев, С. С. Византия и Русь: два типа духовности / С. С. Аверинцев // Новый мир. -1988. -№ 8. С. 227 — 235.

4. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы /С. С. Аверинцев. -М. : Наука, 1977.-320 с.

5. Аверинцев С.С. Христианство в XIII веке / С.С. Аверинцев // Наука и религия. -1988. -№6. С.38 -41.

6. Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли / С.С. Аверинцев // Культура Византии IV первая половина VII вв. М. : Наука, 1984. — С.55-68.

9. Аммиан Марцеллин. Римская история / Аммиан Марцеллин. СПб. : Алетейя, 2000.-576 с.

10. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. М. : Прогресс, 1992.-607 с.

11. Аристотель. Политика / Аристотель // Собр.соч. в 4-х т. Т4. М. : Мысль, 1984.-С. 375-645

12. Асмус В. Ф. Иммануил Кант / В.Ф. Асмус. М.: Наука, 1973. -376 с.

14. Багрянородный К. О управлении империей / К. Багрянородный. -М.: Наука, 1991.-496 с.

15. Балакирев A.B. Русские коммунистические утопии и учение Н.Ф. Федорова / A.B. Балакирев // Россия XXI век. 1996. -№3. -С. 132 — 148.

16. Барбасов A.B. Утопия и теоретическое исследование будущего / A.B. Барбасов //Философские науки. -1990. -№4. -С.23-32

17. Баталов Э. Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США / Э.Я. Баталов. -М.: Наука, 1982.-336 с.

18. Баткин JI. М. О некоторых условиях культурологического подхода /

19. JIM. Баткин // Античная культура и современная наука. М.: Наука, 1985. — 420 с.

20. Белинский В.Г. Россия до Петра Великого / В.Г. Белинский // Русская идея. -М. : Республика, 1992. С. 73- 91.

21. Бергсон А. Два источника морали и религии / А. Бергсон. М. : Мысль, 1990.-174 с.

22. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. -М.: Политиздат, 1990.- 220 с.

23. Бердяев H.A. Русская идея / H.A. Бердяев // Византизм и славянство. Великий спор. М. : ЭКСМ(Э-Пресс,2001. — 733 с

24. Бердяев H.A. Славянофильство и славянская идея / H.A. Бердяев // Русская идея. Судьба России. — М. : 1997. С. 31-62

25. Бердяев H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. -М. : Республика, 1994.- 224 с.

26. Бердяев H.A. Царство Божие и царство кесаря / H.A. Бердяев // Путь. От 1.09.25. Репринт. : Информ-Прогресс. 1992. С. 24-39

27. Берлин И. Философия свободы / И. Берлин. -М. : Новое литературное обозрение, 2001.- 448 с.

28. Бибиков М. В. Историческая литература Византии / М.В. Бибиков. -СПб.: Алетейя, 1998. 315 с.

29. Библер B.C. О культуре, об ее доминантах и еще о цивилизации и здесь и теперь/B.C. Библер.-М.: 1992.-305 с.

30. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви В 4-х т. Т. 3. М. : 1994.- 340 с.

31. Боргош Ю. Фома Аквинский / Ю. Боргош. -М. : Мысль, 1966. -215 с.

33. Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму / С.Н. Булгаков. СПб. : 380 с.

36. Василий Великий, святитель. Творения в 4.ч. / Василий Великий. — М. : Паломник, 1993. ч.З. -332 с.

38. Вебер М. Харизматическое господство / Вебер М. // Социологические исследования. -№5.-1988.-С.139-147.

40. Величко A.M. Философия русской государственности / А. М. Величко. -СПб.: Изд-во. Юридического института, 2001. 336 с.

41. Величко A.M. Христианство и социальный идеал / A.M. Величко. -СПб.: Изд-во. Юридического института, 2000. 213 с.

43. Воронина Н. И. Теоретическая культурология : в 2 ч. / Н. И. Воронина. -2-е изд., перераб. и доп. Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2006. — 228 с.

44. Гегель Г. Лекции по философии истории / Г. Гегель. СПб. : Наука, 1993.-433 с.

45. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. М.: Наука, 1977.-703 с.

46. Герцен А.И. Prolegomena/А.И. Герцен//Русская идея. -М. : Республика, 1992.-С. 118-124

48. Гесиод. Работа и дни. Земледельческая поэма / Гесиод. М. : Книга, 1927.- 176 с.

49. Гийу А. Византийская цивилизация / А. Гийу. Екатеринбург : У-Фактория, 2005.- 409 с.

50. Горский А.К., Сетницкий H.A. Сочинения / А.К. Горский., H.A. Сетницкий. -М.: Раритет, 1995. -448 с.

51. Григорий Богослов. Творения в 2-х Т. : Т.1 / Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994.-345 с.

52. Грыжанкова М.Ю. Иоанн Златоуст в социуме ранней Византии и России / М.Ю. Грыжанкова. Саранск: Изд-во Морд, ун-та.,2002. — 86 с.

53. Гулыга А. В. Русская идея и ее творцы / А. В. Гулыга. М. : Соратник, 1995.-310 с.

54. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь / Л.Н. Гумилев. -М. : ACT, 2000.- 848 с.

55. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы / Л.Н. Гумилев. -М.: Экопрос, 1993. -544 с.

56. Гуревич А.Я. Историческая наука и историческая антропология / А.Я. Гуревич // Вопросы философии. -1988. -№1. С. 56-70.

57. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов» / А.Я Гуревич. -М. : 1993.-350 с.

58. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — 2-е изд. / А.Я. Гуревич. -М. : Искусство, 1984. -350 с.

59. Гуревич А.Я. Уроки Люсьена Февра / А.Я. Гуревич // В кн. Февр Л. Бои за историю -М. : 1991. 617 с.

60. Гуревич П. С. Культурология / П. С. Гуревич. М. : Гардарики, 2006. — 280 с.

61. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия / Э. Гуссерль // Вопросы философии. -1986. -№3. — С. 34 — 57.

62. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский // Византизм и славянство. Великий спор. -М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. -733 с.

63. Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: ИД Красная площадь, АПС-Книги, 1996.- 368с.

64. Диль Ш. Византийские портреты / Ш. Диль. -М. : Искусство, 1994. -446 с.

65. Диль Ш. История Византийской империи / Ш. Диль. М. : Изд-во.•>

66. Иностр. лит., 1948. -157 с.

67. Диль Ш. Основные проблемы византийской истории / Ш. Диль. -М. : Изд-во Иностр. лит., 1947. 183 с.

70. Ефрем Сирин. Творения в 2-х т. / Ефрем Сирин. М. : Посад, 1993. т.1. 403с.

71. Ефрем Сирин. Творения в 2-х т. / Ефрем Сирин. М. : Посад, 1993. т.2. -432с.

72. Зейналов Г. Г. Человечество в поисках альтернативного пути развития / Г.Г. Зейналов. М.: Прометей, 1999. — 196 с.

75. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа / В.В. Зеньковский. -М. : Республика, 1997. -368 с.

77. Иванов С.А. Византийское юродство / С.А. Иванов. -М. : Междунар. Отношения, 1994. -240 с.

78. Ивин A.A. Философия истории / A.A. Ивин. -М. : Гардарики, 2000. -528 с.

80. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах / Э.В. Ильенков. -М. : Политиздат, 1968.-319 с.

81. Ильин В.В. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы / В.В. Ильин, A.C. Ахиезер. -М. : Изд-во МГУ, 1997. 387с.

82. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: В 2-хт./И.А. Ильин.-М.:Рарог, 1992. т. 1.-С.127-131.

83. Ильин И. А. О монархии и республике / И. А. Ильин // Вопр. философии. 1991. — № 4. — С. 107 — 161; — № 5. — С. 95 — 145.

84. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою / И. А. Ильин // Ильин И. А. Путь к очевидности. М. : Республика, 1993. — С. 7 — 133.

86. Иоанны Дамаскин. Точное изложение православной веры / Иоаннн Дамаскин.-М.: Лодья, 1998.-365с.

87. Иоанн Златоуст. Беседы на деяния апостольские / Иоанн Златоуст. — М. : Посад, 1993.-478 с.

88. Иоанн Златоуст Беседы на книги Бытия в 2 т. / Иоанн Златоуст. -М. : Посад, 1993. Т.1.- 455 с.

89. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам / Иоанн Златоуст. -М. : Посад, 1994,- 859с.

90. Иоанн Златоуст. Беседы на деяния апостольские / Иоанн Златоуст. -М. : Посад, 1993. 478с.

91. Иоанн Златоуст. Собрание Поучений / Иоанн Златоуст. -М. : Посад, 1993.-635 с.

93. История Востока в четырех томах. Т. 1. Восток в древности. -М. : Восточная литература, 1997. -378 с.

94. История средних веков: Европа / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек. -Минск : Харвест, 2000. -736 с.

95. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике / М.С. Каган. — Л.: 1971.- 138 с.

96. Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1996.-416 с.

97. Каждан А.П. Аммиан Марцеллин в современной зарубежной литературе / А.П. Каждан //ВДИ-1972. №1. — С. 223-232

98. Каждан А.П. Византийская культура / А.П. Каждан. СПб. : Алетейя, 1997.-279 с.

99. Каждан А.П. История византийской литературы / А.П. Каждан. -СПб. : Алетейя, 2002. 529 с.

100. Казанский П. С. История православного монашества на востоке в 2 т. / П.С. Казанский. -М.: Паломник, 2000. т.2.- 606 с.

101. Кампанелла Т. Город Солнца / Т. Кампанелла // Утопический роман XVII-XVIII вв. М. : Художественная литература, 1971. — С. 143 -193.

102. Карсавин Л.П. Культура средних веков / Л.П. Карсавин Киев. : Символ, 1995. — 208с.

103. Карсавин Л.П. Св. отцы и учители церкви / Л.П. Карсавин. -М. : Изд-воМГУ, 1994- 176 с.

104. Карсавин Л.П. Философия истории / Л.П. Карсавин. СПб. : АО Комплект, 1993.-350 с.

105. Карташов A.B. Русское христианство. / Православие: pro et contra // Сост., В.Ф. Федоров. СПб.: РХГИ, 2001. — С.364-376.

107. Кант И. Критика практического разумаУ/Собр.соч. в 6-ти т. Т. 4. Ч. 1. -М. : Мысль, 1965. С. 311-505

108. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография / Дж. Коллингвуд. -М.: Наука, 1980.-485 с.

109. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник/В.О. Ключевский. -М. : Наука, 1988. -509 с.

110. Комнина А. Алексиада / А. Комнина. М. : Наука, 1965. -687 с.

111. Криворотов В. С. Вехи, взлеты и падения особого пути России /

112. B.C. Криворотов // Знание-сила. 1990. — № 9. — С. 51 — 59.

113. Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография / И.В. Кривушин. -СПб. : Алетейя, 1998.- 253 с.

114. Крутоус В.П. Путь к прекрасному (об эстетическом идеале) / В.П. Крутоус. -М.: Просвещение, 1989.-191 с.

116. Курбатов Г. JT. История Византии / Г.JI. Курбатов. М.: Высшая школа, 1984.-205 с.

122. Лебедева Г.Е. Социальная структура ранневизантийского общества / Г.Е. Лебедева. -Л.: 1980. -137 с.

123. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада / Ж. Ле Гофф. М.: Прогресс, 1992. — 376 с.

124. Левченко М.В. Византийский историк Агафий Миринейский и его мировоззрение/М.В. Левченко//ВВ, 1950. №3. — С.62-84.

125. Левченко М.В. История Византии. Краткий очерк / М.В. Левченко. М.: Л., 1940.-285 с.

126. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство / К.Н. Леонтьев // Византизм и славянство. Великий спор. -М.: Эксмо-Пресс, 2001. 733 с.

128. Липшиц Е.Э. Очерки истории византийского общества и культуры (VIII-первая половинаIX века) /Е.Э. Липшиц. -М.: Л.: 1961. -149 с.

129. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев. -М.: Мысль, 1993.- 959 с.

130. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. — М. : Политиздат, 1994. 524 с.

131. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви / В.Н. Лосский. -М. : 1991.- 287 с.

132. Лосский Н. О. История русской философии / Н.О. Лосский. -М. : Советский писатель, 1991. -480 с.

133. Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли. Минск. : ООО Завигар, 2000.-192 с.

135. Маркс К. Предисловие к Критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 13. С.5-9.

136. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. — М. : ООО Издательство ACT, 2002. -526 с.

137. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. / И.П. Медведев. -СПб. : Алетейя, 1997.- 340 с.

139. Межуев В.М. О национальной идее / В.М. Межуев // Вопросы философии, 1997.-№12. С.3-14.

140. Межуев В.М. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии. 1994. №4. — С.69 — 81.

141. Мейендорф Иоанн. Введение в святоотеческое богословие / Иоанн Мейндорф. Клин. : Фонд Христианская жизнь, 2001. — 448 с.

143. Мережковский Д.С. Больная Россия / Д.С. Мережковский. JI. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. — 272 с.

144. Момджян К.Х Введение в социальную философию / К.Х. Момджян. -М. : Высшая школа, 1997.- 448 с.

147. Новгородцев П.И. Об общественном идеале / П.И. Новгородцев. -М. : Пресса, 1991.- 638 с.

148. Орлова О. В. Крестный путь Иоанна Златоуста / О.В. Орлова. М.: Рарог, 1996.-327 с.

149. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс / X. Ортега и — Гассет // Избранное. -М.: Весь мир, 1997. С. 42 — 143.

150. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? / X. Ортега-и-Гассет. М. : Наука, 1991.- 408с.

151. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет. —М. : Искусство, 1991.-465 с.

152. Переслегин С.Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске / С.Б. Переслегин. -М. : ACT, 2006. 619 с.

153. Писачкин В.А. Социология жизненного пространства / В.А. Писачкин. Саранск. : Изд-во Морд. Ун-та, 1997. -180 с.

154. Пигулевская Н.В. Ближний Восток. Византия и славяне / Н.В. Пшулевская. -Л. : Наука, 1976.-240 с.

155. Платон. Горгий. //Собр. Соч. в 4-х т. Т.1. -М. : Мысль, 1990. С.477-575

156. Платон. Государство // Собр. Соч. в 4-х т. Т.З. -М. : Мысль, 1991. С. 79-389

157. Попов И.В. Святой Иоанн Златоуст и его враги / И.В. Попов. -Сергиев Посад, 1908.- 135 с.

158. Поппер К. Открытое общество и его враги / К. Поппер. -М. : Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. -Т.1-448 с.

159. Поппер К. Нищета историцизма / К. Поппер // Вопросы философии. -1992. -№10.- С. 29-58.

161. Пселл М. Хронография / М. Пселл. М.: Наука, 1978. — 503с.

162. Разумович H.H. Политическая и правовая культуры. Идеи и институты Древней Греции / H.H. Разумович. -М. : Наука, 1989. 237 с.

163. Рассел Б. История Западной философии / Б. Рассел. -М. : Политиздат, 1959.- 458 с.

164. Рассел Б. Мудрость Запада: историческое исследование западной философии в свете с общественными и политическими обстоятельствами / Б. Рассел. М. : Республика, 1998.-479с.

165. Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии / А.П. Рудаков. СПб. : АЛЕТЕЙЯ, 1997. -294 с.

166. Русская идея / сост. М.А. Маслин. -М. : Республика, 1992. -423 с.

167. Самодурова З.Г. Школа и образование / З.Г. Самодурова // Культура Византии IV перв. пол. VII века. -М. : Наука, 1984. — 289 с.

168. Св. Василий Великий. Слова подвижнические / Св. Василий Великий. -М.: Свято- Троицкая Сергиева Лавра, 2002. 321 с.

170. Скрипник А. П. Культурология / А. П. Скрипник. М. : Гардарики,2006.-315 с.

171. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. / Н. Смелзер. -М.: Феникс, 1994. 688 с.

172. Сорокин П. А. Кризис нашего времени / П.А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. -М.: 1992. С. 427-504.

173. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / П.А. Сорокин. -М. : Астрель, 2006. -1176 с.

174. Соловьев В. С. Византизм и Россия / B.C. Соловьев // Византизм и славянство. Великий спор. -М. : ЭКСМО-Пресс,2001. -733 с.

175. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания. //Собр. Соч. в 2-х т. -М. : Мысль, 1988. Т2. 735 с.

176. Солоневич И.Л. Народная монархия / И.Л. Солоневич. М.: Феникс, 1991.-512 с.

177. Тарле Е.В. Очерк развития философии истории // Е.В. Тарле. -М. : Наука, 1981.- 231 с.

178. Тойнби А. Постижение истории / А. Тойнби. -М. : Прогресс, 1991. с. — 739

179. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность / Л.А. Тихомиров. -М. : ГУП Облиздат, ТОО Алир, 1998. 672 с.

180. Тихомиров М.Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией/М.Н. Тихомиров. -М.: Наука, 1969. 374с.

181. Трубецкой E.H. Лекции по философии права / E.H. Трубецкой. -М. : 1917.-563 с.

182. Трубецкой E.H. Смысл жизни / E.H. Трубецкой. — М. : Наука, 1994. -340 с.

183. Удальцова 3. В. Идейно-политическая борьба в ранней Византии / З.В. Удальцова. -М. : Наука, 1977. -289 с.

184. Удальцова З.В. Развитие исторической мысли // Культура Византии IV-первая половина VII в. -М.: Наука 1984. -289 с.

185. Удальцова 3. В. Роль городов и городской культуры в культурном развитии ранней Византии. ВВ. № 46, 1986. С. 22-51.

186. Удальцова З.В. Мировоззрение византийского историка VI в. Агафия Миринейского. // ВВ. Т. 24. 1968. — С.153 -169.

187. Удальцова З.В. Филосторгий представитель еретической церковной историографии / З.В. Удальцова. // ВВ. Т. 44. — 1983. — С. 3 -21.

188. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологического исследования / А.К. Уледов. М.: Мысль, 1980. — 271 с.

189. Успенский Ф.И. История Византийской империи XI XV вв. Восточный вопрос / Ф.И. Успенский. -М. : Мысль, 1997. — 830 с.

190. Утопия и утопическое мышление / под. ред. В.А. Чаликовой. -М. : Прогресс, 1991.- 476 с.

191. Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах / Е.В. Федорова. -Ростов -на Дону.: Феникс, 1998.- 352 с.

192. Философский словарь / под. ред. И.Т. Фролова. -М. : Политиздат, 1991.-560 с.

194. Флоровский Г.В. Пути русского богословия.- Вильнюс. : Вильтис, 1991.602 с.

195. Франк С.JI. Духовные основы общества / С.Л. Франк. -М. : Республика, 1992.-511 с.

196. Фукуяма Ф. Конец истории? / Ф. Фукуяма // Вопросы философии №3. -1990.-134-148 с.

197. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность: Ошибки социализма / Ф. А. Хайек. -М. : Новости, 1992. -302 с.

198. Хантигтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. М. : ACT, 2003.-335 с.

199. Хомяков A.C. О старом и новом / A.C. Хомяков // Русская идея. М. : Республика, 1992. — С. 52-64

200. Хвостова К. В. Византийская цивилизация / К. В. Хвостова // Вопр. истории. № 9. — 1995. — С. 128 — 136

201. Хоружий С.С.Исихазм и история / С.С. Хоружий // Человек. 1991. — №4; №5.-С. 71-78.

202. Хоружий С. С. Исихазм как пространство философии / С.С. Хоружий //Вопросы философии. 1995,- №9.- С.82-95

203. Хоружий С.С. Путем зерна: русская религиозная философия // Вопросы философии, 1999.-№9.- СД39- 147.

204. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего / П.Я. Чаадаев // Русская идея. -М. : Республика, 1992. С. 37 — 44.

205. Чекалова А. А. Константинополь в VI веке. Восстание Ника / A.A. Чекалова. СПб. : Алетейя, 1997. -329 с.

206. Шацкий Е.А. Утопия и традиция / Е. Шацкий. -М. : Прогресс, 1990. -455 с.

207. Шендрин С.М. Коммунистический идеал и личность: Философско-эстетичекий аспект/ С.М. Шендрин. Львов. : Высш. шк, 1988.- 253 с.

208. Шмеман А. Исторический путь православия / А. Шмеман. -М. : Паломник, 1993. 390с.

209. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. -Ростов на — Дону : Феникс, 1998. — Т. 1.- 640 с.

211. Шубарт В. Европа и душа Востока / В. Шубарт. -М. : Изд-во Эксмо, 2003.- 480 с.

212. Экономцев И.Н. Православие. Византия. Россия / И.Н. Экономцев. -М.: Христиан, лит., 1992. -233 с.

213. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 21. С. 28 178.

214. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М. : Республика, 1994.-527 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *