Феодор санаксарский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

У многих христиан его имя сразу ассоциируется с исцелением, и есть немало свидетельств об этом. Молитва преподобному Феодору Санаксарскому способна помочь даже в самых сложных жизненных ситуациях.

Житие преподобного Феодора

В мирской жизни о нем известно как о дворянине Ушакове Иване Игнатьевиче. Он появился на свет в Ярославской провинции в 1718 году. Изначально родители определили его на военную службу в Санкт-Петербург, где базировался гвардейский Преображенский полк. Возможно он бы и стал великим главнокомандующим, но в житие Феодора Санаксарского вмешался случай.

Однажды во время гуляния его друг упал замертво. Именно данный факт показал ему насколько не прочно счастье в этом мире. В возрасте 20 лет он бросает все и становиться отшельником. Сначала пребывал в чаще леса на береге Двины, а после в келии Площанской пустыни. Из-за отсутствия документов был схвачен и доправилен в Петербург.

Эти шесть лет значительно изменили его внешний вид. Особым дивом была для всех смиренность в нем. Императрица простила ему побег и вернула все прежние чины, но он попросил разрешения стать монахом. После некоторого времени в Александро-Невской Лавре и случилось сие событие. У него всегда было желание отправиться в Саровскую обитель. В 1757 году с некоторыми своими последователями он отправился туда.

Девушки были пристроены в Никольском монастыре, а мужчины поселились в Саровской пустыне. Проведя там два года он отправился в Санаксарскую обитель с целью ее восстановления. Помогали ему в этом благотворители. В 1762 году его рукоположили в иеромонаха. Все отмечали его строгость и твердость.

Дни почитания

В 1774 году из-за доноса его сослали в Соловецкий монастырь. Только чрез 9 лет он смог вернуться назад. Скончался он в 1791 году.
Дни памяти выпадают на:

  • 4 марта;
  • 4 мая;
  • 5 июня.

В чем помогает Феодор Санаксарский

Ни для кого не будет секретом, что все мы в определенные периоды жизни обращаемся за помощью к святым. Запомните, что большую роль в этом процессе играет наша вера. Чем она сильнее, тем больше есть вероятность получения положительного результата. Помыслы Ваши должны быть чисты, а сердце искренним.

Самые распространенные прошения к его святому лику:

  • об исцелении от душевных и телесных недугов;
  • о принятии правильного решения;
  • о разрешении сложной жизненной ситуации;
  • об укреплении веры;
  • о даровании чуда;
  • о материальном благосостоянии;
  • о прощении грехов и прочее.

Молитва у иконы святого Феодора

Достаточно часто верующие покупают изображения святых для домашнего иконостаса. Найти в церкви настенную икону Феодора Санаксарского не просто. Есть упоминание о том, что она находится в храме Покрова Пресвятой Богородицы в городе Хабаровске. А вот в качестве домашних вариантов они продаются в свечных лавках.

Произношение заветных слов перед ней поможет Вам сосредоточиться на происходящем и не отвлекаться на прочие вещи. Если есть желание преклонится к мощам, то сделать это можно в месте его последнего пристанища. Чаще всего используется молитва. Вот как она выглядит.

«О, радосте наша! Пастырю наш, преподобне отче Феодоре! Воздыхаем из глубины сердца нашего и со слезами вопием ти: видиши наше неможение, во мраце страстей пребывание, сил душевных разслабление, своеволием обдержание, плотоугодием пленение и всякия добродетели обнищание! Виждь плач и недоумение наше! Вразуми ны и настави на спасения стези, испроси нам у великодаровитаго Бога нищеты нашея познание, слезное покаяние, нелицемерное смирение и в молитве непрестанное терпение, да сими благость Его к себе приклоним ко прощению грехов и сподобимся с тобою вечно пребывати во Царствии Небеснем, поюще и благословяще Всесвятую Троицу: Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

На службах часто можно услышать и тропарь Феодору Санаксарскому.

«Ревностию Крестителю уподобляяся, /
от юности Богови угодив, /
старец благодатный
множеству ученик явился еси, /
с ними же ликуеши на Небесех. /
Феодоре преподобне отче наш, /
моли Христа Бога //
спастися душам нашим.»

Наиболее чтят память о нем на его родине и в обители, которую он отстроил. Есть также некоторые сооружения, которые названы на его честь. Так, например, церковь Феодора Санаксарского в городе Саранск. Ее поместили на территории заброшенного кирпичного здания банно-прачечного комбината. Передали общине храм в 2001 году и тогда же началась его перестройка. Периодически производятся реконструкционные работы. Те, кто желают его посетить, могут найти всю информацию на официальном сайте.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о преподобном Феодоре:

Прп. Феодор Санаксарский

Феодор (Ушаков), Санаксарский (1718 — 1791), иеромонах, преподобный

Память 19 февраля, 21 апреля (обрет. мощей), в Соборах Брянских, Ростово-Ярославских и Тамбовских святых

В миру Иван Игнатьевич Ушаков, родился в 1718 г. и принадлежал к потомственному дворянскому роду Ушаковых. В молодости Иван Игнатьевич служил в Преображенском полку в Петербурге, но один случай заставил молодого сержанта сменить гвардейский мундир на убогую монашескую рясу. Однажды, когда Иоанн находился в веселой компании, один из товарищей неожиданно упал на пол и тотчас умер. Смерть юноши так сильно повлияла на Иоанна, что он тайно бежал из Петербурга.

Три года он прожил на берегах Двины, потом, когда перешел в Площанскую пустынь Орловской губернии, был найден сыскной командой. В Петербурге на вопрос императрицы Елизаветы Петровны о причинах своего побега Иван Игнатьевич откровенно ответил, что спасение души предпочитает всем сокровищам мира сего. По его просьбе, он был уволен в монашеское звание. После трехлетнего пребывания в Александро-Невской Лавре, в 1747 г. был пострижен с именем Феодор.

В Лавре Феодор подвизался около десяти лет, был отмечен как истинный монах будущим Императором Петром III. Нашлось, однако, много завистников его славе, и в 1757 г. Феодор отправился давно желанную Санаксарскую пустынь Темниковского уезда Тамбовской губернии.

В то время Санаксарская обитель была бедной и полупустой. Феодор энергично взялся за благоустройство монастыря. В 1762 г. Тамбовский епископ Пахомий (Симанский), зная о. Феодора, призвал его к себе, убеждая принять священство и стать настоятелем. По своему смирению старец долго отказывался, но все же был убежден епископом и рукоположен в иеромонахи с поручением нести обязанности настоятеля Санаксарской пустыни.

По уставу, положенному Феодором, богослужения в обители совершались по 10-12 часов. Каждый брат был обязан немедленно исповедовать любой помысел своему духовнику. На общей трапезе присутствовали все монахи, за исключением тяжело больных. Пища была простой и умеренной, без пирогов и белого хлеба, который не полагалось вкушать даже на Пасху. В кельях не полагалось иметь никаких запоров. Каждому брату для назидания выдавались из библиотеки одна-две книги. На общие монастырские труды — на покосы, ловлю рыбы — обязаны были ходить все. С братией выходил на работы и сам настоятель.

Для духовно-нравственного просвещения Феодор постоянно говорил общие поучения для братии — в храме, трапезе и в кельях, научая отсекать свою волю, внимать советам старцев и подвизаться тесным, скорбным путем. Не оставлял о. Феодор без наставлений и мирян, обращавшихся за утешением и вразумлением. Богатым советовал не прилепляться к богатству, уделяя из него бедным, бедняков призывал к неленостному труду и честному исполнению своих обязанностей.

Сама жизнь настоятеля была поучительной — старца отличали смиренномудрие, кротость, незлобие, прямодушие и одинаковая по отношению ко всем ласковость.

При такой благочестивой жизни Феодора имя его становилось все более известным, и к нему стремились многие люди. В 1765 г. по указу Императрицы Санаксарская пустынь стала именоваться Богородицким монастырем. С этого времени увеличилось число братии, и трудами о. Феодора на пожертвования благотворителей, в том числе Екатерины II, вместо деревянной церкви была выстроена каменная двухэтажная.

Когда Феодор оставил Александро-Невскую Лавру, за ним вместе отправились многие его ученики и ученицы из Петербурга. Учениц Феодор разместил в Николаевском женском монастыре в Арзамасе, затем они были переведены в Алексеевский девичий монастырь. Хотя община управлялась настоятельницей, благочестивые труженицы всегда обращались за советами к отцу Феодору.

Со временем о. Феодору пришлось пережить тяжелое испытание. По доносу Темниковского воеводы, основанному на ложных обвинениях, старец в 1774 г. был сослан в Соловецкий монастырь. Для допросов о. Феодор был вызываем в Воронеж, а оттуда заезжал в Задонский монастырь к пребывающему там на покое святителю Тихону. Он принял о. Феодора с великой любовью. Ученики святителя говорили, что никому другому он не был так рад, как о. Феодору; три дня продолжалась между ними духовная беседа. При отъезде святитель Тихон провожал о. Феодора через весь монастырь, очень низко кланяясь напоследок. В Соловецком монастыре старцу пришлось прожить девять лет в строгом заключении, нуждаясь в самом необходимом и испытывая страдания от холода и сильного угара. Не раз о. Феодор был близок к смерти, и его едва живого выносили из кельи и оттирали снегом.

Но и в этом месте заключения братия Санаксарской обители и сестры Алексеевской общины не оставляли своего любимого наставника, оказывая материальную поддержку и испрашивая молитв к прохождению трудных путей монашества.

Наконец, по ходатайству митрополита Санкт-Петербургского Гавриила и Высочайшему повелению Екатерины II о. Феодор получил полную свободу и возвратился в родную Санаксарскую обитель. С великой радостью монахи и монахини встречали своего любимого духовного отца, плача от радости, целуя ему руки и кланяясь до земли в ноги. Преподав пастырское благословение, он благодарил всех за память и любовь.

Водворившись в своей любимой обители, старец продолжал усердно работать Господу. После непродолжительной болезни о. Феодор скончался в ночь на 19 февраля 1791 г. Он был погребен в обители, могила ограждена чугунной решеткой, а на могиле положена плита с надписью о времени кончины подвижника и восстановителя Санаксарской обители.

Святые мощи прп. Феодора были обретены 4 мая 1999 года.

10-11 июля 1999 года в Санаксарском Рождество-Богородичном монастыре торжественно прославлен в лике местночтимых святых Саранской епархии.

6 октября 2004 года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви был причислен к лику общецерковных святых.

Тропарь, глас 4.

От юности твоея сынове Христа возлюбил еси, и токмо Господеви служити восхотев, благую часть избрал еси, яже не исхищается смертию. Единому на потребу себе предав и Жизни Подателю, от Него же сподобился еси даров божественного учительства и духовного разсуждения, окормляя всех прибегающих к тебе и ищущих души спасение, богомудре старче Санаксарский Феодоре.

Литература

  • Жизнеописание и наставления старца иеромонаха Феодора (Ушакова), восстановителя и настоятеля Санаксарской обители. Темников, 1992.

19 февраля/3 марта — день преставления преподобного Феодора Санаксарского, оставившего гвардейскую службу и блестящую карьеру ради монашеского подвига. Преподобный Феодор — один из носителей традиции старчества, из числа его учеников вышло несколько настоятелей, вдохнувших новую иноческую жизнь в известные русские обители. Племянник преподобного — святой адмирал Феодор Ушаков — был погребен рядом со старцем.

Преподобный Феодор Санаксарский родился в 1718 году в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии, в родовом имении благочестивых дворян Игнатия и Ирины Ушаковых, и при святом крещении был наречен Иоанном. Когда Иоанну было шесть лет, у него умерла мать. Вскоре отец женился второй раз. Его новая супруга Параскева воспитала отрока Иоанна в вере и благочестии.

Когда Иоанн достиг совершеннолетия, его родители, как люди состоятельные, определили юношу на воинскую службу в гвардейский Преображенский полк в Санкт-Петербурге, где за особое усердие Иоанна вскоре произвели в сержанты. Живя в столице, среди раздольного быта и увеселений, обычных тогда в гвардии, молодой Иоанн Ушаков легко мог бы со временем потерять свои природные благочестивые наклонности, ибо, по слову Апостола, «худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33), но Господь сподобил его прийти к покаянию.

В самый разгар шумного собрания один из товарищей Иоанна, здоровый и веселый юноша, внезапно упал замертво. Увидев умершего без покаяния товарища, Иоанн внезапно осознал всю непрочность того, что люди называют счастьем. Тотчас же решился юноша оставить все – воинский чин, друзей, родителей – и тайно бежать в пустыню, желая послужить Богу. Наскоро собравшись, он покинул столицу.

За городом Ушаков отпустил слугу и карету, а сам переоделся в нищенскую одежду и отправился пешком в поморские леса, решив провести остаток жизни в тишине и уединении. После нескольких дней пути привыкший к роскошной жизни юноша устал. Мысли о родном доме не давали покоя. В это время мимо пронеслась роскошная карета. Кучер огрел Иоанна кнутом, приняв его за нерасторопного нищего, не успевшего вовремя отскочить. Юноша узнал герб на дверке. Это была карета его дяди. Горькие и страшные минуты пережил вчерашний дворянин. Его мучило унижение, которое довелось пережить. Какой-то кучер посмел ударить грязным кнутом его – офицера и дворянина! Но, помолившись Господу, Иоанн сказал себе так: » Не для того одел ты нищенские лохмотья, чтобы вспоминать о своей родовитости. Сам Господь позволил мучителям Себя бичевать, хотя был чист и безгрешен. Неужели же тебя, грешного, не за что было ударить? Успокойся, и ступай далее с миром».

Неуклонно преодолевая борения и соблазны, Иоанн, едва переступивший порог двадцатилетия, достиг лесов на берегах Двины. Углубившись в лесные дебри, молодой подвижник нашел в чаще опустевшую келию и жил в ней один более трех лет, одному лишь Богу работая в сокрушении сердца, подвизаясь в посте, молитве и терпении скорбей. Пищу, самую скудную, и все немногое, необходимое для жизни, ему приносили боголюбивые жители окрестных селений.

Вскоре местное начальство начало притеснять Иоанна, подозревая в нем раскольника; он же терпеливо сносил все оскорбления и даже побои. Спасаясь от расправы, Иоанн вынужден был спешно перейти из своей уединенной келии в Площанскую пустынь Орловской губернии. Спустя некоторое время посланная по Высочайшему повелению сыскная команда взяла Иоанна, как не имеющего документов, и после допроса он был доставлен в Санкт-Петербург к Императрице Елизавете Петровне.

По Петербургу быстро пронеслась весть, что сержант Ушаков сыскан. За прошедшие шесть лет Иоанн сильно изменился, и трудно было в этом изможденном постом человеке узнать блестящего гвардейца. Но особенно поражала всех лежащая на преподобном печать глубокого смирения и послушания воле Божией. После доклада Иоанна провели к Императрице. В беседе с ней Иоанн отклонил предложение вновь поступить на службу и проявил такую решимость быть монахом, что Императрица оставила его для принятия монашеского пострига в Александро-Невском монастыре Санкт-Петербурга и в дальнейшем, интересуясь его жизнью, была к нему по-матерински милостива и внимательна.

13 августа 1748 года, в присутствии Императрицы, тридцатилетний Иоанн Ушаков был пострижен в монахи с именем Феодор. Совершил постриг начальствовавший тогда в обители Высокопреосвященнейший Феодосий. Внимая своему спасению, Феодор неисходно подвизался в обители, любя безмолвие, неустанно упражняясь в посте и молитве. Жители Петербурга, посещая его в обители, удивлялись, видя настоящее его строгое монашеское житие, и склоняли свои души к покаянию, а со временем стали обращаться к нему за советом.

Преподобный, сокрушая себя прилежной молитвой и прося у Бога просветить его разум, поучал всех, приходящих к нему в различных духовных недугах, наставлениями врачуя и утешая. Но случилось так, что жившие в обители ученые монахи из зависти, а затем и ненависти, начали жаловаться Высокопреосвященнейшему, что простой монах привлекает к себе народ, беспокоит обитель и производит соблазн; настолько возросла зависть к отцу Феодору за собранное им духовное братство, что уже и к смерти он готовился, но, не желая мстить, все терпел великодушно, молясь за своих обидчиков.

Претерпев таким образом девять лет и видя себя источником гнева, сильной злобы и соблазна, преподобный Феодор решился уехать из обители и поселился с учениками в Саровской пустыни. Прожив там два года, отец Феодор, видя растущее число своих учеников, счел неудобным руководить ими, так как и сам был лишь послушник саровский. Наученный горьким опытом и из благоразумной осторожности, старец просил отцов саровских дать ему обедневшую Санаксарскую обитель, находящуюся в трех верстах от уездного города Темникова, на левом берегу реки Мокши. Получив согласие и благословение от своего старца, строителя Саровского, благосердого отца Ефрема, преподобный в 1759 году переселился в Санаксарскую пустынь со всеми учениками своими, положив начало доброму подвигу о Господе.

13 декабря 1762 года отец Феодор, много трудившийся ради восстановления обители, был рукоположен в иеромонаха и стал в Санаксаре настоятелем. Настоятельство его было твердым и строгим. В церкви он требовал раздельного неспешного чтения — так, чтобы и простым людям было понятно. В общем на богослужения посвящалось в пустыни в сутки часов девять, а в воскресные и полиелейные дни — десять и более того; при всенощном же бдении до двенадцати, но при внятном чтении молящиеся чувствовали в себе особую силу и усердие и не скучали от долготы службы.

Старец завел в обители самую первую и прочную основу иночества: личное руководительство братии и полное откровение помыслов. На монастырские послушания — покос, рыбную ловлю — выходили все, во главе с настоятелем. Никому из братий старец не давал предпочтения перед другими: был ли кто его постриженник или пришлый — все встречали в нем одинаковую к себе заботу, и из числа учеников старца впоследствии вышло несколько настоятелей, вдохнувших новую иноческую жизнь в упадавшие монастыри. Избегая поводов тщеславия, он не постился более, чем было установлено, и, присутствуя всегда при братской трапезе, питался наравне со всеми, только беря всего понемногу.

В 1764 году, когда по случаю учреждения монастырских штатов Санаксарская обитель подлежала упразднению, ходатайством отца Феодора перед бывшими сослуживцами фаворитами императрицы братьями Орловыми она была оставлена в числе действующих; 10 августа 1764 года преподобный стал ее начальником, а 7 марта 1765 года Высочайшим указом велено было Санаксару именоваться монастырем.

К такому настоятелю и мудрому учителю стремились жаждущие спасения и доброй подвижнической жизни. Среди них и темниковский воевода Неелов пожелал иметь старца Феодора своим духовным отцом. Воевода обещал старцу полное послушание и в течение трех лет действительно исполнял свое обещание, но потом стал нарушать посты, делать притеснения городским жителям и крестьянам. Народ умолял преподобного о заступничестве. Старец отправился к воеводе и обличил его. Неелов не только не раскаялся, но еще и оклеветал настоятеля Санаксарской пустыни и представил обвинительный протокол губернатору в Воронеж.

Допрашивали преподобного в Воронеже, по пути туда он смог встретиться в Задонском монастыре со святителем Тихоном, пребывавшем на покое. Три дня шла их теплая беседа, после чего святитель с любовью провожал отца Феодора через весь двор монастыря, благословляя его в нелегкий путь.

Спустя некоторое время преподобный был лишен настоятельского и иеромонашеского звания и отправлен простым монахом в Соловецкий монастырь под неустанное наблюдение. Девять лет прожил отец Феодор в заключении Соловецкого монастыря, испытывая тяжелейшие телесные испытания голодом и холодом. Большую поддержку оказывала его братия из Санаксарской обители и все его ученики, непрестанно молясь за него и ожидая его молитвенной помощи.

В конце концов, благодаря заступничеству одного из своих учеников отца Феофана Соколова, по прошению митрополита Санкт-Петербургского Гавриила и указанию Екатерины II отца Феодора освободили, и он смог вернуться в любимую Санаксарскую обитель, где продолжил свои подвиги во имя Господа.

19 февраля 1791 г. отец Феодор по-христиански тихо отошел ко Господу после недолгой болезни. Его тело находилось в келье, в тепле, но не издавало никакого неприятного запаха до самого погребения.

На его могиле была установлена каменная плита со словами: «Здесь погребен 73-летний старец иеромонах Феодор, по фамилии Ушаков, возобновитель Санаксарского монастыря, который пострижен в Александро-Невской Лавре, продолжал монашеское житие 45 лет; со всеми видами истинного христианина и доброго монаха 19 февраля 1791 года скончался».

Адмирал Федор Ушаков, любимый племянник отца Феодора, после выхода в отставку, также принял решение о проживании вблизи Санаксарской обители и позже был захоронен по соседству со своим родственником. Оба они ныне прославлены в лике святых Русской Православной Церкви.

4 марта (3 марта в високосные годы), в день кончины, празднуется память преподобного Феодора Санаксарского. Также 4 мая празднуется день обретения его святых мощей.

Преподобне отче Феодоре, моли Бога о нас!

Из «Записок о. Феофана, архимандрита Кирилло — Новоезерского монастыря»

«Скажу вам, каким мы делали свое начало (т.е. первые опыты в монашеской жизни): мы искали, где бы жестокая жизнь была, подольше службу выбирали — в Саровой пустыни; нет, еще слабо! пошли к о. Феодору в Санаксар.

Оби­тель без ограды, забором огорожена, церковь маленькая, волоковые окошки, внутри и стены не отесаны, и свечей то не было; с лучиной читали в церкви. И платье-то какое носили! балахоны! Один смурый кафтан был для одного, который для покупок выезжал. Начало-то недостаточное и трудное! В лаптях ходили; одни были мелко плетены, а другие — крупно; так и лежали: одна кучка маленькие, другие — крупные. Ноги обвертывали онучами из самых толстых изгребней, а босиком не ходили.

Придут к о. Феодору: «что, благословите взять ступни»,—и велит самому вы­брать из маленьких, и выберут; отец Феодор позовет. «поди-ка сюда», и возьмет у него. Случилось это и с о. Игнатием: и у него отбирал частые ступни и бранивал за то, что на лапти прельстился; а Игнатий был из придворных. Начнут (братья) говорить: «живи, живи, а и в этом-то утешенья не сделают! В каких-нибудь ступнях!» Услышит это о. Феодор, призовет: «что вы там?»—»Да вот, батюшка, какое смущение, и в этом-то утешения не сделаете». Начнет представлять: «что вы из эдакой безделицы теряете спасение!»

Да, мы жили у старцев духовных. Я с Макарием в одной келье жил; ему больше всех искушения было от о. Феодора. О. Феодор нарочно искушал братий, и тем, которые любили разбирать платье, давал балахоны худо сшитые, с долгою спиною, или и заплатами. Один из таких балахонов о. Феодор и дает о. Макарию,—тот смущается, придет к о.Феодору, показывает, как на нем сидит балахон, какая спина несоразмерная. О. Феодор начнет увещевать: «зачем пришел в монастырь? да есть ли разум? Что вы, чем занимаетесь? Лишаетесь милости Божией! Что вы, занимаетесь чем?—тряпками! А надобно заниматься, душу-то свою очистить, чтобы ни к чему временному не пристра­ститься!» А после и привыкли. А чтобы при себе что-нибудь иметь — ничего уж не было! Огня в келье никогда не бывало. А послушание было такое, что я сам и полы мыл, и щепки собирал, и ложки мыл, и пищу варил; сами караулили по ночам, походим, да поклонов не­сколько земных и положим—помолимся. А всенощная про­должалась в Санаксаре 7 часов. Когда закладывали в Санаксаре церковь, где алтарю-то надобно быть, вдруг прилетел рой пчел; о. Феодор велел о. Герасиму огрести в улей, и с того времени все пчелы в монастыре.

Смущались некоторые, что о. Феодор двумя монастырями управлял: своим и женским Алексеевским, который он завел. Ходили к знаменитому схимнику Досифею в Киев, говорили, что о. Феодор два монастыря—мужской и женский—имеет под своим управлением. «Вы слабости какие в нем заметили?»—»Нет, он строгой жизни». — «Недостатки что ли какие есть?»—»Нет, никаких».—»За кого вы его почитаете?» — «За святого». —»Что, он грамоте знает? «—»Ученый» . — «Что вы сомневаетесь! не сомневайтесь! Умная голова не только два стада, и десять может пасти!» Так и успокоились.

А отец-то Игнатий раза два к преосвященному при мне уже бегал, и когда был поставлен иеродиаконом, то с вечера примочил волосы, заплел да после и расчесал, надел парчовой стихарь, а в лаптях! Как сталь на амвон, о. Феодор его подозвал; «ты, говорит, павлин, хвост-то распустил, посмотри на ноги-то; поди, сними-ка стихарь-то!» Тот оскорбился и убежал ночью в преосвя­щенному Иерониму жаловаться, что пристыдил, посрамил меня, а преосвященный и прислал его к о. Феодору, чтобы на поклоны поставить.

О. Феодор никого из братий не удерживал в мона­стыре силою, и говорил: «у меня ворота отворены для всех, кто хочет выходите»; а уж не терпел слева «не хочу», и слышать не мог. Однажды о. Феодор, по окончании трапезы, остановил всю брагою, и сказал: «ну, отбирайтесь: кто хочет в пустыню—на одну сторону, кто со мною—на другую!» Поотобрались; кто пожелал в пустыню, со всеми последовал худой конец, потому что оставили послушание, а были все такие молитвенники, пост­ники!

Краткое житие преподобного Феодора Санаксарского

Пре­по­доб­ный Фе­о­дор Са­нак­сар­ский (в ми­ру дво­ря­нин Иван Иг­на­тье­вич Уша­ков) ро­дил­ся в 1718 го­ду в сель­це Бур­на­ко­во Ро­ма­нов­ско­го уез­да Яро­слав­ской про­вин­ции. Ро­ди­те­ли опре­де­ли­ли юно­шу на во­ин­скую служ­бу в гвар­дей­ский Пре­об­ра­жен­ский полк в Санкт-Пе­тер­бур­ге, где вско­ре он был про­из­ве­ден в сер­жан­ты. Во вре­мя обыч­но­го шум­но­го со­бра­ния гвар­дей­цев, в са­мый раз­гар ве­се­лья, один из юно­шей вне­зап­но упал за­мерт­во. Уви­дев умер­ше­го без по­ка­я­ния то­ва­ри­ща, Иоанн осо­знал непроч­ность мир­ско­го сча­стья. По­сле это­го, бу­дучи два­дца­ти лет от­ро­ду, Иван Уша­ков оста­вил бле­стя­щую сто­лич­ную жизнь гвар­дей­ско­го офи­це­ра и из­брал сте­зю от­шель­ни­ка. Бо­лее трех лет он в оди­но­че­стве под­ви­зал­ся в лес­ной ча­ще на бе­ре­гах Дви­ны, а за­тем в Пло­щан­ской пу­сты­ни Ор­лов­ской гу­бер­нии, в от­да­лен­ной лес­ной ке­лии. Как не име­ю­щий пас­пор­та, Иоанн был взят сыск­ной ко­ман­дой и до­став­лен в Санкт-Пе­тер­бург. Шесть лет тяж­ких ис­пы­та­ний, ли­ше­ний и скор­бей из­ме­ни­ли его неузна­ва­е­мо. Он был сух и бле­ден ли­цом, одет во вла­ся­ни­цу, под­по­я­сан про­стым рем­нем. Но осо­бен­но по­ра­жа­ла всех ле­жа­щая на нем пе­чать глу­бо­ко­го сми­ре­ния. «Не вме­няю те­бе по­бе­га в про­сту­пок и жа­лую преж­ним чи­ном», – ска­за­ла Им­пе­ра­три­ца Ели­за­ве­та Пет­ров­на. На это он от­ве­тил сми­рен­ной прось­бой — дать уме­реть мо­на­хом. По­сле трех­лет­не­го по­слуш­ни­че­ско­го ис­ку­са в Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ре, 13 ав­гу­ста 1748 го­да трид­ца­ти­лет­ний Иоанн Уша­ков был по­стри­жен в мо­на­хи с име­нем Фе­о­дор.

Пре­по­доб­ный все­гда же­лал под­ви­зать­ся в Са­ров­ской оби­те­ли, и в 1757 го­ду вы­ехал из Санкт-Пе­тер­бур­га. С ним вы­еха­ли неко­то­рые уче­ни­ки и уче­ни­цы. Ста­рец по­ме­стил уче­ниц в Ар­за­мас­ском де­ви­чьем Ни­коль­ском мо­на­сты­ре, а сам с уче­ни­ка­ми по­се­лил­ся в Са­ров­ской пу­сты­ни. Вско­ре уче­ни­цы пре­по­доб­но­го пе­ре­ве­де­ны бы­ли в Алек­се­ев­скую об­щи­ну, где жи­ли в стро­гом сле­до­ва­нии уста­ву, дан­но­му стар­цем.

Про­жив в Са­ров­ской пу­сты­ни два го­да, отец Фе­о­дор возы­мел на­ме­ре­ние воз­об­но­вить обед­нев­шую Са­нак­сар­скую оби­тель, на­хо­дя­щу­ю­ся в трех вер­стах от уезд­но­го го­ро­да Тем­ни­ко­ва, на ле­вом бе­ре­гу ре­ки Мок­ши. К при­ез­ду от­ца Фе­о­до­ра един­ствен­ная цер­ковь оби­те­ли бы­ла вет­ха и бед­на, де­ре­вян­ные ке­льи и огра­да по­чти раз­ва­ли­лись, кров­ли сгни­ли. В стро­и­тель­стве от­цу Фе­о­до­ру по­мо­га­ли сред­ства­ми бла­го­тво­ри­те­ли, по­чи­тав­шие его за доб­ро­де­тель­ную жизнь в Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ре. Прео­свя­щен­ный Па­хо­мий, Епи­скоп Там­бов­ский, при­звал к се­бе пре­по­доб­но­го и умо­лял его быть в Са­нак­са­ре на­сто­я­те­лем, при­няв свя­щен­ство. Ста­рец по сми­ре­нию от­ка­зы­вал­ся от хи­ро­то­нии, но, убеж­ден­ный епи­ско­пом, 13 де­каб­ря 1762 го­да был ру­ко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха. На­сто­я­те­лем пре­по­доб­ный Фе­о­дор был твер­дым и стро­гим. На бо­го­слу­же­ния по­свя­ща­лось в сут­ки ча­сов де­вять, а в вос­крес­ные и по­ли­е­лей­ные дни — де­сять и бо­лее то­го; при все­нощ­ном бде­нии до две­на­дца­ти. В церк­ви он тре­бо­вал раз­дель­но­го неспеш­но­го чте­ния. Ста­рец за­вел в оби­те­ли лич­ное ру­ко­во­ди­тель­ство бра­тии и пол­ное от­кро­ве­ние по­мыс­лов. Днем или но­чью вся­кий мог ид­ти к на­сто­я­те­лю. При вы­хо­де от стар­ца чув­ство­ва­лась на ду­ше сво­бо­да и ти­ши­на.

Пи­ща в оби­те­ли бы­ла са­мая гру­бая. На мо­на­стыр­ские по­слу­ша­ния вы­хо­ди­ли все, во гла­ве с на­сто­я­те­лем. Из­бе­гая по­во­дов тще­сла­вия, он не по­стил­ся бо­лее, чем бы­ло уста­нов­ле­но, и на брат­ской тра­пе­зе пи­тал­ся на­равне со все­ми, бе­ря все­го по­не­мно­гу.

Ко­гда бы­ли вы­ры­ты рвы в ос­но­ва­нии ка­мен­ной двух­этаж­ной церк­ви, во вре­мя мо­леб­на при­ле­тел рой пчел и сел на гор­нем ме­сте бу­ду­ще­го ал­та­ря, про­об­ра­зуя обиль­ную бла­го­дать в оби­те­ли и мно­же­ство мо­на­хов в ней. С тех пор, от при­ле­тев­ше­го роя, в оби­те­ли по­ве­лись пче­лы.

Но стар­ца вновь жда­ло тя­же­лое ис­пы­та­ние. По лож­но­му до­но­су Тем­ни­ков­ско­го во­е­во­ды Нее­ло­ва ста­рец в 1774 го­ду был со­слан в Со­ло­вец­кий мо­на­стырь. Для до­про­сов отец Фе­о­дор был вы­зван в Во­ро­неж, а от­ту­да за­ехал в За­дон­ский мо­на­стырь к пре­бы­ва­ю­ще­му там на по­кое Свя­ти­те­лю Ти­хо­ну. Он при­нял от­ца Фе­о­до­ра с ве­ли­кой лю­бо­вью; три дня про­дол­жа­лась меж­ду ни­ми ду­хов­ная бе­се­да. При отъ­ез­де свя­ти­тель Ти­хон про­во­жал от­ца Фе­о­до­ра через весь мо­на­стырь, низ­ко кла­ня­ясь на­по­сле­док. В Со­ло­вец­ком мо­на­сты­ре ста­рец про­жил де­вять лет в стро­гом за­клю­че­нии, нуж­да­ясь в са­мом необ­хо­ди­мом и ис­пы­ты­вая стра­да­ния от хо­ло­да и силь­но­го уга­ра. Не раз его ед­ва жи­во­го вы­но­си­ли из ке­льи и от­ти­ра­ли сне­гом. Но и в ме­сте за­клю­че­ния бра­тия Са­нак­сар­ской оби­те­ли и сест­ры Алек­се­ев­ской об­щи­ны не остав­ля­ли сво­е­го лю­би­мо­го на­став­ни­ка, ока­зы­вая ма­те­ри­аль­ную под­держ­ку и ис­пра­ши­вая его мо­литв.

На­ко­нец, по хо­да­тай­ству мит­ро­по­ли­та Санкт-Пе­тер­бург­ско­го Гав­ри­и­ла и Вы­со­чай­ше­му по­ве­ле­нию Ека­те­ри­ны II отец Фе­о­дор по­лу­чил пол­ную сво­бо­ду и воз­вра­тил­ся в Са­нак­сар­скую оби­тель. В лю­би­мой оби­те­ли ста­рец про­дол­жал усерд­но ра­бо­тать Гос­по­ду. По­сле непро­дол­жи­тель­ной бо­лез­ни отец Фе­о­дор скон­чал­ся в ночь на 19 фев­ра­ля 1791 г. Те­ло его, хо­тя и ле­жав­шее в теп­лой ке­лье до по­гре­бе­ния, не из­да­ва­ло за­па­ха тле­ния. На мо­ги­ле пре­по­доб­но­го бы­ла по­ло­же­на ас­пид­но­го кам­ня пли­та с над­пи­сью: «Здесь по­гре­бен 73-лет­ний ста­рец иеро­мо­нах Фе­о­дор, по фа­ми­лии Уша­ков, воз­об­но­ви­тель Са­нак­сар­ско­го мо­на­сты­ря, ко­то­рый по­стри­жен в Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ре, про­дол­жал мо­на­ше­ское жи­тие 45 лет; со все­ми ви­да­ми ис­тин­но­го хри­сти­а­ни­на и доб­ро­го мо­на­ха 19 фев­ра­ля 1791 го­да скон­чал­ся».

Пле­мян­ник пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра Са­нак­сар­ско­го — бле­стя­щий фло­то­во­дец адми­рал Фе­дор Уша­ков, вый­дя в от­став­ку, так­же жил воз­ле Са­нак­сар­ско­го мо­на­сты­ря, скон­чал­ся в 1817 го­ду и был по­хо­ро­нен воз­ле сво­е­го дя­ди. Вме­сте со сво­им пре­по­доб­ным срод­ни­ком он про­слав­лен в ли­ке свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Па­мять пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра Са­нак­сар­ско­го празд­ну­ет­ся в день его кон­чи­ны – 19 фев­ра­ля (по ста­ро­му сти­лю) (4 мар­та, а в ви­со­кос­ный год 3 мар­та по но­во­му сти­лю), а так­же в день об­ре­те­ния его мно­го­це­леб­ных мо­щей – 21 ап­ре­ля (4 мая н. ст.).

Тропарь преподобному Феодору Санаксарскому

глас 4

От юности твоея сынове Христа возлюбил еси, и токмо Господеви служити восхотев, благую часть избрал еси, яже не исхищается смертию. Единому на потребу себе предав и Жизни Подателю, от Него же сподобился еси даров божественного учительства и духовного разсуждения, окормляя всех прибегающих к тебе и ищущих души спасение, богомудре старче Санаксарский Феодоре.

преподобного Феодора Санаксарского

Вопрос. Как могу разуметь, что есть добродетель и что есть грех?

Ответ. Добродетель есть исполнение заповедей Божиих, а грех есть нарушение их.

Вопрос. Каковы плоды добродетели?

Ответ. Первый плод добродетели есть презрение вещей земных, радость же о небесных, по слову Апостола: «их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9); а чтобы все сие получить, нужны плоды добродетели, указанные в словах Господа о блаженствах: «Блажени нищие духом», то есть сознающие свою нищету и лишение добродетелей; «блажени плачущии», то есть о том, чтобы ради нищеты не лишиться милости Господней. И еще: «Блажени милостивии, блажени чистии сердцем, блажени миротворцы, блажени изгнани правды ради…» (Мф. 5:3–10).

К этому и святой апостол Павел присово-купляет, говоря: «плод духовный есть: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…. А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5:22–24), и этим выражает добровольное распятие, особенно для монашествующих.

Вопрос. Каковы плоды греха?

Ответ. Плоды греха суть: сладострастное и миролюбное житие непеременяемое , о котором святой апостол Иаков ясно говорит: «прелюбодеи и прелюбодейцы, не весте ли, яко любы мира сего вражда Богу есть; иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает» (Иак. 4:4). Миром апостол называет сладострастную постоянную человеческую любовь: или к богатству, или к человеческой славе, или к роскоши, и ко всякому прохладному, покойному и плотоугодному житию. И опять святой апостол Павел эту сластолюбивую человеческую жизнь называет плотским мудрованием: «мудрование плотское вражда на Бога: закону бо Божию не покаряется, ниже бо может» (Рим. 8:7), – доколе человек закосневает в такой сластолюбивой жизни. Страсть есть постоянная преступная любовь к какому-либо предмету; миролюбцы погрязают в трех первых душегубительных страстях: в славолюбии, сребролюбии и сластолюбии; а от этих трех страстей, как из неиссякаемых источников, разливаются и прочие многие греховные источники, например: обида ближнего, зависть, ненависть, злопамятство, гнев, гордость, ложь, клевета, укоризна, насмешки, обманы, воровство, скупость, немилосердие, лицемерное человекоугодие, содружество , пиршества с бесчинными веселостями, пьянство, блуд, сквернословие, кощунство и всякая греховная нечистота. Христос Спаситель говорит: «всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный» (Мф. 12:36). И еще: «горе вам смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете» (Лк. 6:25). И опять: «внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством, и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день судный» (Лк. 21:34). Святой апостол Павел говорит: «слово гнило да не исходит из уст ваших… И не оскорбляйте Духа Святаго Божия, им же знаменастеся в день избавления» (Еф. 4:29–30). Слово гнилое – то же, что и праздное, то есть кощунное, смехотворное. И опять тот же святой апостол говорит: «умертвите убо уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение, их же ради грядет гнев Божий на сыны противления» (Кол. 3:5–6).

А для исполнения заповедей Божиих и побеждения диавола и душегубительных его страстей необходимо нам иметь всегдашнюю память о Боге и молитву, чтобы получать помощь Господню, с которой бы возмогли мы стоять против всех козней диавольских.

ЧТО УГОДНО БОГУ И ЧТО ПРОТИВНО ЕМУ?

Хотящему получить милость Божию, надобно сохранить заповеди Господни; а заповеди Божии повелевают отступить от злых дел, творить же добродетель.

Чтобы отступить от злых дел, надобно не обижать друг друга, не красть чужое или не захватывать как-либо обманом, не лгать, не иметь брани между собою, не гневаться, не злопамятствовать, не быть блудником, ни пьяницею, ни смехотворцем, сквернословцем и празднословцем, не быть скоморохом и плясуном, не быть делателем волшебства и прочих еретических дел, и в болезнях от таковых не пользоваться. Сие все противно Богу.

Чтобы благоугодить Богу, необходимо молиться Ему сокрушенным сердцем, да отпустит нам согрешения наша, да милостивно устроит жизнь нашу, и благодарить за все Его к нам милости. В праздники Господни ходить в церковь Божию, во всем слушать, что повелевает святая Церковь, а прочие дни трудиться без лености, кто какое дело имеет, и от своих трудов давать милостыню убогим и в церковь Божию приношения; друг другу помогать в нуждах; кто с кем имел вражду, прощать без гнева; всякие безвинно случающиеся беды, напасти или другие какие нужды терпеть без печали, с благодарением Богу. Всегда иметь страх Божий в своей памяти, дабы не мучиться вечно, и просить всегда Бога, чтоб учинил нас быть во Царствии Небесном. Сие все угодно Богу.

О ПОСЛУШАНИИ

Ученик. Что есть послушание?

Старец. Послушание есть отвержение своей воли и повиновение, во всем законном и невредном для нас, как настоятелю, так и всей во Христе братии: что повелено будет от кого, если оно не душевредное, то и исполнять.

О СМИРЕНИИ

Ученик. Что есть смирение?

Старец. Смирение состоит в том, чтобы не думать о себе ничего великого и высокого как пред Богом, так и пред людьми: пред Богом потому, что всегда ты грешник, хотя бы что и сделал доброе, но должен знать, что сделал это не сам собою, а единственно при помощи Господней, по слову апостола: «не яко довольни есмы от себе помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога» (2 Кор. 3:5). Поэтому отнюдь не думай о себе что-либо великое, а более всего помни слово пророческое о себе: «аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей» (Пс. 21:7). Пред людьми почитай себя последним и, живя в братстве, все последнее избирай: люби последнее между ними место, упреждай поклоном братию, одежды люби самые простые, и всякие трудные дела исправляй безропотно, и молчание храни: если что и скажешь необходимое, то и говори степенно, кротко и со смирением. Будучи укоряем и терпя досаду от других, не гневайся, а только думай, что ты самый последний и раб всем: вот в чем совершенное смирение.

О ТЕРПЕНИИ

Ученик. Что есть терпение?

Старец. Терпение в том состоит, чтобы во всех прискорбных и трудных обстоятельствах не унывать и не печалиться, как в телесных трудах, так и в душевных помыслах, но мужественно и благодушно претерпевать все злострадания даже до смерти, в надежде на милосердие Божие, по слову Господню: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28).

И еще: «претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф. 10:22).

О ВОЗДЕРЖАНИИ

Ученик. Что есть воздержание?

Старец. Воздержание есть умеренность во всем, кроме необходимого, и удержание излишних похотений, по слову апостола: «плоти угодия не творите в похоти» (Рим. 13:14). Воздержание необходимо в разных отношениях: в отношении к чреву, к языку, зрению, слуху и ко всякой мысленной похоти плоти и духа. Воздержание чрева состоит в удержании его от излишества сладких брашен и безвременного ядения; если явится похоть к сластопитанию, то не удовлетворять этой похоти, а всячески воздерживаться от сего. Язык охотно движется на празднословие, кощунство и на многое иное неподобное, необходимо удерживать его от этого всячески. Глаза хотят видеть различные недозволенные дела и соблазнительные увеселения, не должно допускать их до того и всячески сдерживать. Слух желает слышать празднословные и смехотворные беседы или бесовские песни; не должно допускать их до ушей и всячески отвращаться от того. И всякое излишнее пожелание, кроме необходимого, не допускать до исполнения на деле. Вот в чем воздержание.

О МОЛИТВЕ

Ученик. Что еще необходимо для восполнения вышесказанных добродетелей?

Старец. Для восполнения вышесказанных добродетелей потребна молитва к Богу, при содействии которой возможно было бы исполнять их, по слову Господню: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5). Поэтому всякий человек, а наипаче монах, должен пребывать в непрестанной молитве, по слову апостола: «непрестанно молитеся (1 Сол. 5:17). «Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, некий кого поглотити» (1 Пет. 5:8). Сего ради сказал Господь: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть» (Мк. 14:38). Заповедуя иметь всегдашнюю молитву, святой апостол разумеет молитву умную, а не одну словесную, ибо молитва двоякая: одна словесная, а другая умная; словесная молитва временная, то есть сколько, кто и в какое время хочет – и молится, а молитва умная всегда может быть совершаема, по слову Апостола: «аще убо ясте, аще ли пиете, аще ино что творите, вся во славу Божию творите» (1 Кор. 10:31); то есть во всякое время Господа Бога своего помните. Молитва умная в чем состоит? В том, чтобы всякий человек, а наипаче монах, всегда возводил ум свой к Богу, прося Его Божественной помощи на побеждение супостата нашего диавола и душевредных страстей его; добродетелей же исполнение.

ПРИСВАИВАЙТЕ СЕБЕ ДУХА СВЯТОГО

Хочу сказать вам слово Христово: «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего» (Мф. 7:21). Пусть не подумает кто из вас: мы ходим в церковь Божию, молимся, творя многие поклоны, за это и получим Царствие Небесное. Нет, получит его тот, кто заповеди Божии соблюдает. Первая – чтоб любить Бога всем сердцем, всею душою и всем помышлением; и вторая – ближнего любить, аки самого себя, жить не себе точию, а и ближнему послужить. И ничего земного не любить, то есть не иметь мирского пристрастия. Если бы жили вы так, в исполнении заповедей Божиих, то присвоили бы себе Духа Божия; а если вы так не живете, то присваиваете себе духа вражия.

СЛОВО В ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Празднуют праздник Христова Рождества, а каково духовное знаменование этого празднования, полагаю, редко кто разумеет. Всякий праздник Божий должно рассматривать с духовной его стороны. Какое величие, неприступное и непостижимое для ума нашего, в Христовом Рождестве: Господь воспринял на Себя человеческое наше естество, и не что другое, как любовь к падшему человеку, преклонила Его милосердие к восприятию на Себя бренной плоти. Будучи обложен плотию, Он понес на Себе все немощи человеческие для того, чтобы человек не отговаривался трудностию исполнения заповедей Господних и не сказал бы: «вот Ты, Господи, наложил на нас то, чего мы понести не можем». Так Христос Сам принял нашу плоть и показал Собою образ, как подобает жить нам, не отговариваясь невозможностью. Господь отверз нам райские двери, заключенные грехопадением праотца. Вот с каким духовным разумением надлежит нам праздновать и благодарить благость Божию за все Его щедроты к нам. А люди вместо духовного празднования выдумывают себе идольское, обращая любовь свою к миру и его страстям: богатству, роскоши, сластолюбию. Бедные миролюбцы и не видят в том своей погибели.

О РАЗЛИЧИИ ОСУЖДЕНИЯ И РАССУЖДЕНИЯ

Осуждение бывает троякое: 1) аще какой грех узнаешь тайный и всем расскажешь; 2) аще человека столь уничижать станешь за грехи, что и говорить с ним не захочешь; 3) осудишь грешника на совершенную погибель, якоже тот старец осудил, а ему ангел Божий душу осужденного грешника принес и вопросил: куда повелит поместить сию душу – в рай или в муку? От сего пришел в чувство. Но когда, видя дурной поступок, станешь рассуждать, что худо делают, сие не вменится в осуждение, но в рассуждение, и сим, конечно, не погрешишь.

ПОМНИ О СМЕРТИ

Есть картина, изображающая сидящего человека и размышляющего: время идет, летя как на крыльях; три печали обдержат меня: первая – что предстоит мне умереть, вторая – не знаю, когда именно настанет час смертный, третья – по смерти не знаю, где буду находиться . Всякому человеку необходимо иметь пред очами картину сию.

БЛАГОЕ ПРИПИСЫВАЙТЕ БОГУ

«Да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя» (Мф. 6:3). Если творишь какую добродетель, то не присоединяй к ней какого-либо вражия коварства: молитву или милостыню творишь, то да не будут они с тщеславием, или человекоугодием; при пощении и молитве как бы не впасть тебе в высокоумие. Но и всякую творя добродетель, не воструби пред собою: то есть не подумай, что творишь что-либо великое, не себе приписывай, но Божией помощи; если что доброе делаешь, то не своею силою, но Бог тебе помогает; а сам ты и помыслить без Бога не можешь ничего благого: благое приписывай Богу, а себе одно злое.

ОБЕРЕГАЙТЕСЬ ОТ КРАЙНОСТЕЙ

«Мечи обоюду остры в руках их» (Пс. 149:6). «Слово Божие острейше паче всякаго меча обоюду остра» (Евр. 4:12). Слово Божие проходит внутрь человека; многие убивают себя Писанием, как мечом – именно: если не так, как должно, поймут смысл его, растолкуют по своему соображению, от чего может произойти ересь. Или кто сверх силы и меры станет исполнять заповеди Писания, но не может исполнить, – такой до отчаяния дойдет. Надобно оберегаться от таких крайностей, чтоб вместо спасения не погибнуть от меча Слова Божия.

БДИТЕ И МОЛИТЕСЬ

Господь Иисус Христос сказал апостолам: «бдите и молитеся, да не внидете в напасть» (Мф. 26:41). Сими словами возбуждает Господь всех к молитве, чтоб избежать чрез нее вражиих искушений; ибо без молитвы и призывания помощи Божией невозможно избавиться от нападений врага. Еще после присовокупил: «дух убо бодр, плоть же немощна… спите прочее и почивайте» (Мф. 26, 41, 45). Это к тому, что апостолы, хотя духом из любви ко Христу и хотели бы бодрствовать с Ним, быть неотлучно при Нем, но немощная плоть их поборола. Поэтому Господь и заповедует всякому молиться и призывать Божию помощь, чтобы покорить плоть духу, при содействии благодати Божией.

Ушаков Иван Игнатьевич родился в 1718 году в селе Бурнаково Ярославской провинции в дворянской семье. По решению родителей в юношестве он был отдан на воинское служение в гвардейский полк Санкт-Петербурга. Будучи сержантом, на одной из встреч гвардейцев, Иван стал свидетелем того, как один из сослуживцев неожиданно упал и умер. Впечатление от увиденного было столь глубоко, что будущий преподобный серьезно задумался о временности земного жития, и в возрасте двадцати лет сменил блистательную военную карьеру на отшельничество. Очевидно, что случилось это по промыслу Божию, так как столичная жизнь могла рано или поздно испортить благочестивый нрав молодого человека. Он решил тайно покинуть полк, ибо боялся, что императрица не одобрит его намерения, посчитав это несерьезной прихотью молодости.

В полном одиночестве Иван подвизался среди леса у реки Двины около трех лет, потом решил перейти в Площанскую пустынь, но игумен долго не соглашался его принять из-за отсутствия вида на жительство. Однако, поддавшись уговорам, принял его на церковную службу читать псалмы. Услышав его чтение, старец игумен решил, что Иван не простой церковнослужитель, коим представился, а дворянин или человек господский. Опасаясь проблем, которые могут возникнуть из-за отсутствия у юного подвижника документов, он отправил его в уединенную келью лесной чащи. Преподобный со смирением принял это решение, и удалился в лес для сосредоточенной молитвы.

Но недолгим оказался покой и сугубые подвиги юноши. По особому распоряжению была выслана сыскная команда, которая доставила его в Санкт-Петербург к императрице. Елисавета Петровна, выслушав признание Ивана в том, что он тайно покинул гвардейский полк для отшельничества, простила ему побег и жаловала прежнее звание, если он вернется к военному служению. На что Иван ответил, что не для этого он оставил гвардию, и теперь для него лишь спасение души имеет смысл. За годы отшельничества внешность юноши сильно изменилась — он изрядно похудел от постов и телесных подвигов, был одет просто, вид его был таким покорным и отчужденным, что даже знавшие его люди должны были признать серьезность произошедших в нем изменений. Елисавета Петровна позволила решительному молодому человеку принять монашеский постриг, коего он так желал, но приказала остаться в Александро-Невском монастыре столицы.

Александро-Невская Лавра

13 августа 1748 года Иван Ушаков, при императрице Елисавете Петровне, был пострижен в монашество с присвоением имени Феодор, в память святого благоверного князя Феодора, чудотворца Ярославского.

Изнуряющим постом и непрестанной молитвой молодой подвижник преодолевал множественные телесные и духовные искушения. Другие монахи и приезжие уважали и почитали его за особое смирение, скромность и добродетельную жизнь.

Вскоре у него появились ученики, в том числе среди бывших сослуживцев. Боясь учительствовать и наставлять других людей, преподобный отказывался вначале от общения, но после долгих уговоров, молясь Богу о вразумлении, беседовал с посетителями, руководствуясь трудами Иоанна Златоуста. Увеличивающееся количество желающих увидеться с ним не могло не смутить других монахов, и они начали жаловаться настоятелю и строить различные козни против смиренного отца Феодора. Это очень огорчало преподобного, но он безропотно терпел козни ненавистников и зложелателей в течение девяти лет. Он мог бы сообщить о своих бедах императрице, которая имела к нему расположение и всегда готова была помочь, но не стал пользоваться этой привилегией.

Позже он всё же принял решение просить настоятеля отпустить его в Саровскую обитель, где он давно хотел подвизаться. К нескрываемой радости врагов, настоятель не стал препятствовать его отъезду. Вместе с отцом Феодором уехали и многие его ученики.

Саровский монастырь

Около двух лет отец Феодор прожил в Саровской обители, невольно собирая вокруг себя множество новых учеников. Прежний опыт напоминал ему о том, что такое умножение внимания вокруг обычного послушника может вызвать недовольства и потому подал прошение о переводе в пустынь Санаксарскую, находящуюся под ведением Саровской обители, для её восстановления. В 1759 году отец Феодор отбыл в Санаксарскую пустынь вместе со всеми своими многочисленными учениками.

В то время единственная церковь Санаксара полностью обветшала, деревянные кельи были практически разрушены, кровли и ограда прогнили. Состояние обители было бедственным. Благотворители, знавшие отца Феодора по Александро-Невской Лавре, помогали ему средствами на строительство. Преосвященный Пахомий, Епископ Тамбовский, желал его рукоположения и возведения в должность настоятеля обители Санаксарской. Преподобный не смел принять хиротонию по своему недостоинству, но 13 декабря 1762 года, после длительных уговоров епископа, стал иеромонахом и принял пост настоятеля Санаксарской пустыни. Преподобный Феодор был требовательным и строжайшим настоятелем. Девять часов каждых суток уделялось богослужению, и более десяти часов — по воскресеньям и праздникам. Во время службы он призывал к осмысленному, неторопливому чтению. В любое время братия могла обратиться к настоятелю за советом, после беседы каждый ощущал тепло и покой на душе.

Еда в обители была крайне скудной, но к еще более строгому посту преподобный не прибегал, чтобы не впасть в тщеславие. Послушания исполнялись всей братией, с настоятелем во главе.

Когда были окончены работы по выкапыванию рвов для основания новой каменной церкви, случилось настоящее чудо — во время молебна появился целый рой пчел и устроился на будущем горнем месте алтаря. Это было воспринято как добрый знак умножения и трудолюбия братии. Пчелы с тех пор не покидали обитель.

Соловецкий монастырь

Но враг человеческий не дремлет, и отца Феодора ожидало новое испытание. По причине ложного доноса его сослали в Соловецкий монастырь. Допрашивали преподобного в Воронеже, по пути туда он смог встретиться в Задонском монастыре со святителем Тихоном, пребывавшем на покое. Три дня шла их теплая беседа, после чего святитель с любовью провожал отца Феодора через весь двор монастыря, благословляя его в нелегкий путь.

Девять лет прожил отец Феодор в заключении Соловецкого монастыря, испытывая тяжелейшие телесные испытания голодом и холодом. Большую поддержку оказывала его братия из Санаксарской обители и все его ученики, непрестанно молясь за него и ожидая его молитвенной помощи. В конце концов, по прошению митрополита Санкт-Петербургского Гавриила и указанию Екатерины II отца Феодора освободили, и он смог вернуться в любимую Санаксарскую обитель, где продолжил свои подвиги во имя Господа.

19 февраля 1791 г. отец Феодор по-христиански тихо отошел ко Господу после недолгой болезни. Его тело находилось в келье, в тепле, но не издавало никакого неприятного запаха до самого погребения. На его могиле была установлена каменная плита со словами: «Здесь погребен 73-летний старец иеромонах Феодор, по фамилии Ушаков, возобновитель Санаксарского монастыря, который пострижен в Александро-Невской Лавре, продолжал монашеское житие 45 лет; со всеми видами истинного христианина и доброго монаха 19 февраля 1791 года скончался».

Санаксарский монастырь

Адмирал Федор Ушаков, племянник отца Феодора, после выхода в отставку, также принял решение о проживании вблизи обители и позже был захоронен по соседству со своим родственником. Оба они ныне прославлены в лике святых Русской Православной Церкви.

4 марта (3 марта в високосные годы), в день кончины, празднуется память преподобного Феодора Санаксарского. Также 4 мая празднуется день обретения его святых мощей.

(Р)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *