Феодора жена юстиниана

Феодо́ра (480-548, Константинополь), жена (с 523) императора Юстиниана I (527-565). Дочь смотрителя циркового зверинца, в молодости была актрисой. Ради ее союза с Юстинианом был отменен закон, запрещавший браки между сенаторами и актрисами. Феодора, обладавшая, помимо красоты, сильной волей и государственным умом, более 20 лет разделяла с императором бремя власти. Влияние этой «великой честолюбицы» и «верной императрицы» не всегда было благотворным, но все правление Юстиниана отмечено им. Ей воздавались официальные почести наравне с императором, подданные приводились к личной присяге обоим царственным супругам. Появление в Кодексе Юстиниана статей, определяющих права женщин, например при разводе, объясняются ее участием в законотворческой деятельности. Особенно заметно проявлялось ее влияние в религиозной политике. В отличие от Юстиниана она покровительствовала монофиситам. Пользуясь своим положением, Феодора укрывала преследуемых монофиситских епископов, ею же было инициировано смещение папы Сильверия и поставление Вигилия (537). Тем не менее религиозная политика Юстиниана в целом оставалась неизменной, и это ограничивало границы ее влияния.

Глава 1. Св. Юстиниан и св. Феодора

Вступивший на царский трон св. Юстиниан был уже зрелым мужем и опытным государственным деятелем. Родившись ориентировочно в 483 г., в том же селении, что и его царственный дядя, св. Юстиниан был в юности затребован Юстином в столицу. Несколько слов о его детстве: родители императора Савватий и Виглениза были людьми самого простого звания и ревностными христианами. В кругу семьи будущий святой царь получил первоначальное представление о Православии и остался ему верным до конца своих дней. Вызванный дядей из деревни в столицу, когда ему было уже за 20 лет, он, неграмотный и простой юноша, под его чутким и отзывчивым опекунством получил прекрасное и разностороннее образование, в том числе богословское. После того как дядя усыновил его, юноша из чувства благодарности к нему сменил своё имя Петр Савватий на Юстиниан. Доброе отношение к нему дяди привело св. Юстиниана в число первых лиц Империи. Он последовательно становился комитом, патрицием, консулом, главнокомандующим войсками столичного гарнизона. Несколько лет св. Юстиниан провёл в качестве заложника (или дипломатического агента) при дворе Остготского короля Теодориха Великого. Помимо непосредственного знания варварских устоев и дипломатического опыта, он близко познакомился с жизнью Италии и глубоко проникся римскими идеями; самыми серьёзными его увлечениями, которым он сохранил верность всю жизнь, стало богословие и римское право.

Своим православием он нравился Риму, а благочестием — епископам и монахам. По одному преданию, за свою приверженность Православию они с дядей едва не пострадали: по наветам врагов Юстина, ненавидевших его за приверженность к Халкидону, велением царя Анастасия I он и племянник были брошены в темницу и собирались принять мученический венец. По счастью, до казни дело не дошло, и Анастасий через какое-то время освободил их. На момент воцарения Юстиниану исполнилось 45 лет, он был высокообразованным и разносторонне развитым человеком. Достаточно сказать, что его педагогом был известный богослов св. Леонтий Византийский, а философии царя обучал св. Феофил.

Это был человек среднего роста, розовощёкий и несколько плотноватый, как многие крестьянские дети, но не толстый, простодушно круглолицый, с прямым носом и светлыми, вьющимися волосами. Среди пышного императорского двора с его сложнейшим этикетом царь демонстрировал неподдельную простоту обхождения: был доступен, милостив, незлобен и нетщеславен. Император отличался широкой благотворительностью и состраданием к несчастным, был щедр и незлопамятен к своим врагам, благодарен к старым слугам. В самых сложных обстоятельствах св. Юстиниан не терял хладнокровия и спокойствия духа, не позволял себе повышать голос и не опускался до личных оскорблений.

Несмотря на внешнюю пышность царского двора, св. Юстиниан вёл жизнь удивительной простоты. Император никогда не пил вина и был непритязателен к еде, ограничиваясь обычно малой порцией варёных овощей. Ревностный христианин, он строго постился и поэтому иногда по нескольку дней оставался вообще без еды или, как минимум, без твёрдой пищи. Царь не случайно получил прозвище «неусыпный»: он спал очень мало — не более 3–4 часов в сутки. Ложился спать глубокой ночью и вставал с рассветом, чтобы тут же начать работать. Он был военным стратегом, но не стал полевым полководцем и не испытывал желания водить войска в сражения. В некотором роде, это был типичный «кабинетный» учёный в сане царя.

Его трудолюбие не знало границ: зачастую он в ущерб ночного сна вообще не ложился отдыхать, изучая текущие дела Римской империи, жалобы лиц, записавшихся к нему на аудиенцию, и ведя богословские диспуты с епископами. О св. Юстиниане говорили, что он «император, который никогда не спит». Царь охотно собственноручно писал документы, и ему нельзя отказать в удивительной способности к труду, в чрезвычайной любви к порядку и во внимательной заботливости о регулярном ходе правления.

Об этом он открыто говорит в одной из своих новелл: «Случается, что целые дни и ночи мы проводим без сна в заботах о том, чтобы доставить полезное нашим подданным и вместе с тем угодное Богу. И не напрасно это бодрствование, ибо оно ведёт к планам дать счастливую жизнь, свободную от всяких попечений, нашим подданным и принять на себя заботу обо всех». Благороднейший мотив, замечательные слова!

Более того, его дворец был открыт всем посетителям — от высшей знати до рядового гражданина, и все имели возможность выказать императору свои просьбы или просить удовлетворения. Даже самые записные недоброжелатели св. Юстиниана Великого не могли сказать, что царь эгоистичен или злопамятен. Его скромность и даже аскетизм отмечали все современники. Нельзя не заметить, что «кабинетный» стиль своего правления св. Юстиниан компенсировал редким умением удачно подбирать назначенцев на самые ответственные должности. Причём ревностный христианин, император тем не менее доверял высшие государственные посты умеренным язычникам, например Иоанну Капподакийцу.

Но, как и любой смертный, император имел свои недостатки, вполне, впрочем, извинительные. В частности, он был недоверчив и стремился взять под личный контроль самые сложные и разнообразные дела, одновременно вынося судебные приговоры, выполняя работу архитектора, устанавливая налоги и описывая своим полководцам детальные планы кампаний. Однажды он писал своему вельможе такие строки: «Если какой-либо вопрос покажется сомнительным, пусть о нём доложат императору, дабы он разрешил таковой своей самодержавной властью, которой одной лишь принадлежит право истолкования закона». Поскольку же таких «сомнительных» дел накапливалось очень много, св. Юстиниан дни и ночи выполнял функции высшей судебной и законодательной власти.

На фоне такой централизации управления самые верные сановники и самые преданные военачальники опасались выглядеть чрезмерно самостоятельными, и никто никогда не имел гарантии, что избежит ложного обвинения в своеволии. Впрочем, для такого поведения императора были веские причины, и сам он едва ли мог быть уверен в том, что кто-то не пытается его обмануть или свергнуть с престола. По крайней мере, три раскрытых заговора против него не способствовали чрезмерному доверию к сановникам и столичной аристократии. Как ни странно, но при этом св. Юстиниан нередко был чрезвычайно доверчив к лицам из ближнего окружения, и слова, будто многие его добрые начинания не были реализованы вследствие бойкота высшего света или искажения велений царя, не кажутся преувеличением.

Брезгливо относясь к всевозможным случайным половым связям, презирая эту страсть, св. Юстиниан не был ловеласом и, прожив до зрелого возраста, так и не нашёл спутницу жизни. И вот тогда, когда ему исполнилось почти 40 лет, в жизни этого человека произошла удивительная встреча: он встретил свою единственную любовь — св. Феодору.

Будущая императрица родилась около 500 г. Вопрос о её родине до сих пор остаётся открытым: некоторые называют местом рождения св. Феодоры о. Кипр, другие — Сирию. Простое человеческое чувство нетерпимости к скабрезностям не позволяет удовольствоваться грязными пасквилями Прокопия Кесарийского в его «Тайной истории», где императрице уделено немало места, и обязывает нас воспользоваться более выдержанными в оценках источниками, не пытаясь ни облагородить её облик (а святая императрица в этом вовсе не нуждается), ни осквернить его. Почти достоверно известно, что она происходила из простой семьи, и её отец, дрессировщик медведей в цирке, погиб, когда св. Феодора и её сёстры были совсем девочками. Мать и дочки оказались в крайне бедственном положении. Хотя их глава семьи относился к ипподромной партии «зеленых», помощи от них женщины не дождались; помогли, как ни странно, их извечные враги «синие», давшие им приют и небольшое содержание.

Святая Феодора рано приобщилась к жизни простого народа и узнала далеко не лучшую её сторону — театральные подмостки. Но, с другой стороны, это знание дурных наклонностей и человеческих страстей помогло ей воспитать свой характер, привило стойкость и мужественность, глубокую неприязнь к человеческой непристойности. Едва ли могут возникнуть сомнения в чистоте её нравственных качеств и безосновательности возводимых на неё обвинений. Примечательно, что никто из современников, даже из числа тех, кто упрекал её в ереси, ни словом не упоминали каких-либо «увлечений молодости» святой царицы. Между тем очевидно, что будь слова Прокопия истинными, недоброжелатели не преминули бы упрекнуть её в безнравственности.

Сам св. Юстиниан не раз говорил о своей супруге, что она «является женщиной в высшей степени благочестивой». А суровость его законов в отношении прелюбодеяний, по-видимому, напрямую опровергает любые сплетни современных ей недоброжелателей о юности царицы — такая женщина, какой иногда рисуют императрицу, никогда не могла бы стать рядом с царём в качестве его законной супруги.

Подросши, она стала прелестной молодой женщиной, небольшого роста, но чрезвычайно грациозной. На её красивом, слегка матовом лице особенно выделялись большие, полные жизни глаза. Святая Феодора относилась к первым красавицам Константинополя, но отличалась и другими способностями.

Царица была очень умна, смышлёна и обучаема. Весёлый, игривый характер делал св. Феодору очень коммуникабельной, но женщина также умела ответить на оскорбление дерзкой насмешкой, остроумие которой умножалось её актёрским талантом. Будущая царица не ждала милости от судьбы и считала, что сама обязана добиться успеха. Совсем юной девушкой волею случая она оставила столицу и много путешествовала по Востоку. Некоторое время она жила в Александрии, где встречалась со многими отшельниками, святыми подвижниками Православия и одновременно с вождями монофизитства. Говорят, влияние на неё патриархов Тимофея и Севера было огромно, да и самой св. Феодоре, наверное, был более предпочтителен образный и идеалистичный взгляд монофизитов на тайну Боговоплощения, чем ортодоксальный Халкидонский догмат. Не известно достоверно, насколько в действительности она прониклась монофизитством, но, во всяком случае, почти бесспорно то, что она лично знала многих его идеологов и те доверяли этой женщине.

Вернувшись в Константинополь, св. Феодора представляла собой уже не озорную девчонку, а уверенную в себе и умудрённую опытом жизни женщину. Ей было за 20 лет — возраст для византийской женщины почти предельный, если она хотела устроить личное счастье. Но наша героиня даже и не пыталась использовать последние шансы. По преданию, в столице она поселилась в маленьком домике на окраине города, где случайно встретилась с будущим императором св. Юстинианом. Позже, после замужества, императрица поставит на месте старого домика великолепный храм в честь св. Пантелеймона.

Встреча со св. Феодорой перевернула всю душу внешне спокойного и сдержанного св. Юстиниана Великого. Он быстро и окончательно сделал свой выбор и реализовал его с присущей ему последовательностью и осторожностью. Поскольку его тётка, жена императора Юстина, Евфимия, была категорически против этого брака, он, не переча её воле, терпеливо дождался, когда та умрёт, и лишь после этого предпринял следующие шаги. Сам император, выросший в простой среде, не стал возражать против такого союза, и по настоянию племянника отменил закон, который запрещал браки высокопоставленных лиц с актрисами, танцовщицами и вообще с особами из низших социальных групп.

Святой Юстиниан настолько дорожил своей будущей супругой, что ещё до женитьбы решил обеспечить её финансовую независимость. Он передал ей довольно крупную сумму денег, но затем предпочёл, чтобы его избранница имела более надёжный и постоянный источник дохода — недвижимость и землю. Безусловно, женитьба преемника императора не могла оставить равнодушной ни высший свет, ни Церковь, ни армию. Поэтому св. Юстиниан очень осторожно выяснил мнение всех трёх общественных групп на этот счёт, и лишь после того, когда понял, что они расположены к св. Феодоре, он решил узаконить с ней отношения. В 523 г. состоялась наконец свадьба — св. Феодора к тому времени по просьбе св. Юстиниана получила титул патрицианки.

Редко история общества знает такие любящие, удачливые и гармоничные семьи, как св. Юстиниана и св. Феодоры. В какие-то моменты времени они являлись полными противоположностями друг друга, восполняя недостатки своей второй половины. Святая Феодора очень быстро освоилась с ролью императрицы и всецело поддержала желание мужа максимально возвысить престиж императорской власти. Потеряв маленькую дочь — плод их брака с императором, св. Феодора всецело отдалась делам государства и Церкви.

Императрица была прирождённым политиком и прекрасно понимала проблемы государственного управления. Все летописцы единогласно утверждают, что в государственных делах св. Феодора была первым соработником и товарищем императора и пользовалась авторитетом едва ли не большим, чем он сам. Императрица обладала великим даром эффективного организатора, и её двор стал фактически «интеллектуальным ведомством». Святая Феодора знала всё или почти всё, что происходило в государстве, и нет полной уверенности в том, что все свои тайны она делила с мужем. Она сама говорила, что император ничего не решает без совета с ней, и сам св. Юстиниан Великий писал, что «посоветовавшись в этом случае ещё раз с нашей преосвященнейшей и благочестивейшей супругой, которую Бог нам даровал, мы решили.» и далее по тексту.

Её приказания исполнялись немедленно, и если так случалось, что веление императора шло вразрез с мнением императрицы, нередко побеждала воля женщины. Она лично принимала послов, и многие желали попасть на приём вначале к ней, а затем уже представиться императору. При аудиенции гость также падал ниц перед ней и целовал туфлю. Она без всяких оговорок считалась фигурой, равной императору. Ей, как и св. Юстиниану, присягали, как и василевсу, ей ставили статуи. Чиновники и патриции, полководцы и солдаты клялись «Всемогущим Богом, Его Единородным Сыном, Господом нашим Иисусом Христом, и Святым Духом, святою славною Богородицей и Приснодевой Марией, четырьмя Евангелиями, святыми архангелами Михаилом и Гавриилом, что будут хорошо служить благочестивейшим и святейшим государям Юстиниану и Феодоре, супруге её императорского величества, и нелицемерно трудиться ради преуспеяния их самодержавия и правления».

Императрица вела во многом самостоятельную политику, подвергая опале высших сановников и поднимая талантливых, верных исполнителей её воли. Многие решения царицы делают честь женскому уму и поражают своей оригинальностью и свежестью. При этом она оставалась особой памятливой, и многие сановники, решившиеся обойти её и подорвать авторитет государыни, поплатились за это. Начальник гвардии (комит экскувитов) Приск за интриги был по приказу императрицы сослан в Кизик и пострижен в духовный сан, а военачальник Буза за попытку провести альтернативного императора в дни болезни св. Юстиниана отсидел в тюрьме почти 3 года по её приказу. В числе её жертв числится даже всемогущий Иоанн Капподакиец, руководящий финансами страны.

Приёмы у императрицы были редки, но чрезвычайно многолюдны. Царица была педантом в одежде и всегда изысканно одевалась. Любила много спать и обожала морские ванны. Императрица стала настоящим «женским лидером», если можно так выразиться, и любая женщина могла обратиться к ней с жалобой на своего мужа или с просьбой о помощи. Когда она путешествовала, её сопровождала огромная свита, куда входили высшие сановники Империи и провинций, которые она посещала. Она занималась большой благотворительной деятельностью и выделяла громадные личные средства на больницы, монастыри и храмы.

Своим тонким умом она быстро поняла опасность той прямолинейной борьбы с монофизитством, что велась до последнего времени. Многократно бывая на Востоке и глубоко зная его менталитет, она стремилась смягчить политику супруга и вернуть Сирию и Палестину, где уже процветал религиозный сепаратизм, в лоно Империи. Именно ей Египет и Сирия обязаны терпимым отношением верховной власти к их религии вплоть до смерти императрицы. Она приютила у себя во дворце патриарха Анфимия и многих монофизитских монахов, гонимых в Сирии и Азии, и монофизиты не уставали называть её «императрицей, любящей Бога, императрицей, любящей Христа, правоверной императрицей». Она сумела возвести на патриаршие кафедры своих выдвиженцев: Севера — в Антиохии, Тимофея — в Александрии, Анфимия — в Константинополе. Впрочем, много доводов за то, чтобы признать её действия результатом единой политики святых императора и императрицы, так сказать, распределением ролей. Не имея возможности открыто демонстрировать своё желание уладить дела миром, василевс прибегал к помощи императрицы как авторитетной и полноправной фигуры. В подтверждение этих слов можно привести тот факт, что во время публичных мероприятий царица всегда приветствовала партию венетов, «синих», традиционных сторонников Халкидона, а не прасинов, «зелёных», придерживавшихся монофизитства.

Правда, рассказывают, что когда она, страстно желая подарить императору сына, просила св. Савву помолиться об этом, тот грубо отказал, сославшись на то, что императрица способна рожать лишь врагов Церкви. Но этот эпизод в той же степени может быть правдоподобен, как и пасквили Прокопия Кесарийского. По другой версии, св. Савва лишь уклонился от прямого ответа, произнеся: «Бог славы да сохранит ваше царство в благочестии и победе». Откровенно говоря, эта версия представляется гораздо более близкой к истине.

К сожалению, супругам ненадолго выпало счастье быть рядом друг с другом. 29 июля 548 г. св. Феодора умерла от рака после продолжительной болезни, и св. Юстиниан долго оплакивал потерю, для него непоправимую. В память о царице он оставил на службе всех её бывших слуг, и когда хотел дать наиболее торжественную клятву, обыкновенно клялся её именем. Характеризуя св. Феодору, можно с полным основанием повторить слова одного автора: «Её пороки принадлежали её происхождению, её царские достоинства принадлежали ей самой».

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Глава III ЦАРСТВОВАНИЕ ФЕОДОРА БОРИСОВИЧА ГОДУНОВА. Г. 1605

Глава III ЦАРСТВОВАНИЕ ФЕОДОРА БОРИСОВИЧА ГОДУНОВА. Г. 1605 Присяга Феодору. Достоинства юного Царя. Избрание Басманова в Военачальники. Присяга войска. Измена Басманова. Самозванец усиливается. Измена Голицыных и Салтыкова. Измена войска. Поход к Москве. Оцепенение умов в

Глава III Царствование Феодора Борисовича Годунова. 1605 г.

Глава III Царствование Феодора Борисовича Годунова. 1605 г. Присяга Феодору. Достоинства юного Царя. Избрание Басманова в Военачальники. Присяга войска. Измена Басманова. Самозванец усиливается. Измена Голицыных и Салтыкова. Измена войска. Поход к Москве. Оцепенение умов в

Глава I Царствование Феодора Иоанновича. 1584—1587 г.

Глава I Царствование Феодора Иоанновича. 1584—1587 г. Свойства Феодоровы. Члены Верховной Думы. Волнение народа. Собрание Великой Думы земской. Царевич Димитрий и мать его отправляются в Углич. Мятеж в Москве. Власть и свойства Годунова. Царское венчание Феодорово. Разные

Глава I Характеристика периода. Юстиниан и Феодора. Историк Прокопий

Глава I Характеристика периода. Юстиниан и Феодора. Историк Прокопий Со смертью Анастасия в 518 г. начинает подготовляться радикальная перемена во внутренних и внешних делах империи. Появляются новые люди на исторической сцене, выдвигаются новые задачи, которые могут быть

Глава 3 Юстиниан Великий и его ближайшие преемники (518–610)

Глава 3 Юстиниан Великий и его ближайшие преемники (518–610) Царствование Юстиниана и Феодоры. Войны с вандалами, остготами и вестготами; их результаты. Персия. Славяне. Значение внешней политики Юстиниана. Законодательная деятельность Юстиниана. Трибониан. Церковная

Глава IV Царствование Феодора Борисовича. 1605

Глава IV Царствование Феодора Борисовича. 1605 Басманов главный вождь. Измена войска. Верность Немцев. Мятеж в Красном селе. Бунт в столице. Заточение царского семейства и всего рода Годуновых. Бедствие врачей иноземных. Самозванец в Серпухове. Убиение Феодора и матери его.16

Глава 3 Юстиниан Великий и его ближайшие преемники (518–610) Царствование Юстиниана и Феодоры. Войны с вандалами, остготами и вестготами; их результаты. Персия. Славяне. Значение внешней политики Юстиниана. Законодательная деятельность Юстиниана. Трибониан. Церковная

Глава XVI Царица Феодора. Восстановление православия. Михаил III

Глава XVI Царица Феодора. Восстановление православия. Михаил III Смерть Феофила не была полной неожиданностью и не застала правительство в неготовности. Можно думать, что регентство за малолетством наследника престола Михаила III назначено было самим императором. Оно

Глава I Характеристика периода. Юстиниан и Феодора. Историк Прокопий Со смертью Анастасия в 518 г. начинает подготовляться радикальная перемена во внутренних и внешних делах империи. Появляются новые люди на исторической сцене, выдвигаются новые задачи, которые могут

Глава 4. «ГОЛУБЫЕ», «ЗЕЛЕНЫЕ» И ИМПЕРАТОР ЮСТИНИАН

Глава 4. «ГОЛУБЫЕ», «ЗЕЛЕНЫЕ» И ИМПЕРАТОР ЮСТИНИАН Византийский император Юстиниан с 527 по 565 год руководил Восточной Римской империей. Благодаря помощи своего дяди, императора Юстина (в прошлом неграмотного иллирийского крестьянина, возвысившегося на военной службе), он

ГЛАВА ВТОРАЯ ЦАРСТВОВАНИЕ ФЕОДОРА ИОАННОВИЧА

ГЛАВА ВТОРАЯ ЦАРСТВОВАНИЕ ФЕОДОРА ИОАННОВИЧА Положение царского дома. – Будущие династии. – Смуты при утверждении Феодора на престоле. – Царское венчание Феодора. – Смерть боярина Никиты Романовича; Годунов и его борьба с Шуйскими. – Образ царя и правителя.Иоанн

Юстиниан и Феодора (524–548) Опозоренный пурпур

Юстиниан и Феодора (524–548) Опозоренный пурпур «Теперь я считаю необходимым вкратце рассказать о содеянном ею и ее мужем, ибо они в своей совместной жизни ничего не совершали друг без друга». Прокопий Кесарийский В сказках принцы часто женятся на пастушках. Но никто не

Глава 6 ЮСТИНИАН — СПАСИТЕЛЬ И ДЕМОН

Глава 6 ЮСТИНИАН — СПАСИТЕЛЬ И ДЕМОН Спустя четырнадцать лет правления в Священном дворце Юстиниан начал понимать, что хотя ему и удавалось успешно вести войну за границей, но как правитель империи он не состоялся.Настенная карта в зале, где собирались конференции

Глава I Царствование Феодора Иоанновича. г. 1584-1587

Глава I Царствование Феодора Иоанновича. г. 1584-1587 Свойства Феодоровы. Члены Верховной Думы. Волнение народа. Собрание Великой Думы земской. Царевич Димитрий и мать его отправляются в Углич. Мятеж в Москве. Власть и свойства Годунова. Царское венчание Феодорово. Разные

ГЛАВА ВТОРАЯ ЦАРСТВОВАНИЕ ФЕОДОРА АЛЕКСЕЕВИЧА

ГЛАВА ВТОРАЯ ЦАРСТВОВАНИЕ ФЕОДОРА АЛЕКСЕЕВИЧА Различие в преобразовательной деятельности преемников царя Алексея Михайловича. – Дети царя Алексея от обоих браков. – Польское и немецкое влияние. – Известия о вступлении на престол Феодора. – Ссылка Матвеева. –


Юстиниан и Феодора: святой император и раскаявшаяся грешница.

История поздней Римской (Византийской) империи изобилует примерами головокружительных взлетов — нередко у вершины власти оказывались вчерашние солдаты, крестьяне, конюхи…Симбиоз аристократического и военно-демократического общества породил к жизни уникальную систему государственности, которая существовала более тысячи лет и подарила миру уникальную историю союза императора Юстиниана и Феодоры.

Святая Феодора на древней мозаике. / Фото: m.epochtimes.ru

Юстиниан был сыном иллирийского крестьянина. Его дядя, Юстин, начал карьеру простым солдатом и добился при императоре Анастасии значительных карьерных высот и личного доверия императора. После смерти Анастасия ему удалось занять императорский престол. Так как наследников у Юстина не было, он вызывает своего племянника из провинции. В возрасте 25 лет Юстиниан прибывает в Константинополь и начинает изучать римское право, богословие, философию и риторику. Постепенно дядя начинает привлекать его к делам государственного управления, подготавливая Юстиниана в качестве наследника.

Император Юстиниан на древней мозаике. / Фото: vizkov.org

Феодора родилась на Кипре в простой семье — ее отец (по другим данным отчим) был сторожем в цирке или зверинце. С ранних лет она вращалась в актерской среде и с 12 лет сама играет на сцене. В 15 лет она расцветает и становится эталоном женской красоты — «…пышные белокурые волосы вились локонами, рот с сочными пурпурными губами на матовом лице казался пламенной магнолией, а большие глаза цвета морской волны манили к себе точно волшебное пение сирены». Ее красота привлекает множество мужчин и она становится гетерой. Судя по отзывам современников, она была не слишком разборчива в связях и число ее любовных связей исчислялись сотнями.

Святая чета на древней мозаике. / Фото: cryptohistory.info

Ходили легенды о ее любовной ненасытности. Успех мужчин приводит ее в постель к префекту провинции, который вскоре изгоняет Феодору. Она оказывается в Александрии египетской, где зарабатывает на жизнь проституцией. Именно там она знакомится с учением монофизитов (христианское течение), которое изменяет ее мировоззрение. Она кается в своих грехах и возвращается в Константинополь в возрасте 24 лет, где ведет скромный образ жизни, стараясь своим благочестием искупить грехи бурной молодости.

Древняя мозаика./фото: tamada-tost.ru

Где и как познакомились Юстиниан и Феодора неизвестно. Однозначно то, что она произвела на будущего императора неизгладимое впечатление. Несмотря на ее бурное прошлое и дурную славу, Юстиниан собирается жениться на ней. Он сумел преодолеть все преграды на этом пути: добиться согласия своей консервативной матери, изменить существующее законодательство, по которому запрещались браки аристократии и актрис, заставить смириться общественное мнение столицы и признать этот брак. Перед своей смертью Юстин возложил на супругов титул «августейших», объявив их официальными наследниками. Таким образом в527 году н.э. во главе одного из величайших государств той эпохи становятся сын крестьянина и бывшая блудница.

1 Фоллис (бронза) Римская империя 337г.-340г. / Фото: coinshome.net

Юстиниан обладал огромными амбициями. В его планы входило восстановление Римской империи в прежних границах. Во всех начинаниях он старался достичь и превзойти великих деятелей прошлого. Он проводит активную внешнюю политику — укрепил на Востоке границы империи после удачной войны с персидским царством, завоевывает Северную Африку и часть Испании у вандалов, восстанавливает императорскую власть в Италии. Во время его правления ведется активное строительство портов, городов, крепостей. Для ведения войн и строительства Юстиниан увеличивает налоговое бремя, что приводит в 532 году к народному бунту, известному как «Ника».

София константинопольская. / Фото: pobedpix.com

Константинополь охватил хаос, огромное количество народа вышли на улицы города с требованием смены власти. Юстиниан был растерян, подавлен и хотел бежать из города, но Феодора удерживает его. «Лучший саван — императорский пурпур!»,- этими словами она смогла призвать императора к решительным действиям. Восстание было жестоко подавлено верными войсками, власть над городом восстановлена. Во время восстания был разрушен собор Святой Софии, который был перестроен. Спустя 5 лет, в 537 году, он был открыт. Собор, по замыслу Юстиниана, должен был олицетворять собой величие империи. Его богатство и великолепие поражают и сегодня. По легенде, когда Юстиниан впервые вошел в собор, он воскликнул: «Соломон — я превзошел тебя!!!»

Юстиниан, Феодора, Велизарий и Мунд. / Фото: http://strategwar.ru

Юстиниан никогда не скрывал, а иногда даже подчеркивал, что все его решения он согласовывает со своей супругой. Феодора является официальной соправительницей. Она ведет активную дипломатическую переписку, является участницей государственных советов, кадровые назначения на ответственные должности не принимаются без ее согласия. Благодаря ее заступничеству и покровительству Велизарий — лучший полководец Юстиниана, несмотря на зависть и доносы недоброжелателей, остается на свободе. При составлении знаменитого «юстинианова кодекса», она добилась многих прав и свобод для женщин, пытаясь законодательно защитить их от мужского произвола. При ее поддержке строится женский монастырь для бывших куртизанок.

Дела давно минувших дней. / Фото: cointalk.com

Феодора вмешивается в религиозную политику, поддерживая монофизитство, которое официально было признано еретическим течением. В своем образе жизни они резко отличались друг от друга. Император предпочитал аскетичный образ жизни — часто постился, много работал, проводил жизнь в постоянном движении и заботах. Феодора любила роскошь и пышные церемонии, предпочитала ночной образ жизни, поздние застолья и дневной сон, но всегда следила за своей красотой и при помощи благовоний и мазей сохранила ее до самой смерти. Императрица была злопамятным и жестоким врагом — многие ее недоброжелатели и свидетели прошлой жизни скончались в застенках темниц или погибли от рук наемных убийц.

Феодора (Маргарита Терехова) в фильме «Русь изначальная»./фото: xsp.ru

При всей полярности характеров они сохранили свои чувства до конца своих дней и хранили друг другу верность. Феодора умерла в 548 году, предположительно от рака. Юстиниан пережил ее на 17 лет, но повторно так и не женился. До конца своих дней он сохранил любовь к ней, посвятив ее имени названия храмов, городов, провинций. Детей они не имели. Оба супруга были канонизированы православной церковью.

Феодора в компьютерных играх(Civ5)./фото: ru.civilopedia.wikia.com


И ещё одна замечательная история любви покровителей влюбленных святых Петра и Февронии, которых многие считают славянской альтернативой Дню святого Валентина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *