Феодосий печерский житие

Благочестивые родители святого Феодосия жили в городе Васильеве. Когда у них родился сын, на восьмой день ему дали имя, на сороковой — окрестили. Потом родители блаженного переехали в город Курск.

Мальчик рос, каждый день ходил в церковь, избегал детских игр, а одежда его была ветхой и в заплатах. Феодосия, по его просьбе, отдали учителю. Отрок учился божественным книгам и достиг в этом больших успехов.

Феодосию было тринадцать лет, когда умер его отец. Отрок в это время стал ещё усерднее к труду и вместе со своими рабами трудился в поле. Матери такое поведение представлялось позором, и она нередко била сына. Мать хотела, чтобы Феодосий одевался почище и играл со сверстниками.

Продолжение после рекламы:

Услышав о святых местах, Феодосий молился Богу о том, чтобы посетить их. В его город пришли странники, направлявшиеся на Святую землю. Они пообещали взять юношу с собой. Ночью Феодосии тайком вышел из дому и пошёл вслед за странниками. Но Бог не хотел, чтобы Феодосии покинул свою страну.

Спустя три дня мать Феодосия узнала, что сын ушёл с паломниками. Она отправилась в погоню. Нагнав сына, мать избила его, связала, осыпала странников упрёками и повела юношу домой. Через два дня она развязала Феодосия, но велела носить оковы. Когда сын пообещал матери, что больше не убежит, она разрешила снять оковы.

Феодосий снова стал ежедневно ходить в церковь. Часто не было в церкви литургии, потому что никто не пёк просфор. Тогда юноша сам взялся за это дело. Сверстники смеялись над ним, а мать уговаривала прекратить печение просфор. Феодосий так разумно отвечал ей о важности этого дела, что мать на целый год оставила его в покое. А потом вновь стала убеждать сына, то ласкою, то побоями. В отчаянии юноша ушёл в другой город и поселился у священника. Мать же снова нашла его и с побоями привела домой.

Властелин города полюбил Феодосия и подарил ему светлую одежду. Но Феодосий отдал её нищим, а сам оделся в лохмотья. Властелин подарил другую одежду, а юноша снова её отдал, и так повторялось несколько раз.

Брифли существует благодаря рекламе:

Феодосий начал носить вериги — опоясал себя железной цепью. Когда он переодевался к празднику, чтобы среди других юношей прислуживать на пиру вельможам, мать заметила эту цепь. Она с гневом и побоями сорвала вериги. А отрок смиренно пошёл прислуживать на пиру.

Юноша стал помышлять о том, как бы постричься в монахи и скрыться от матери. Когда мать Феодосия уехала в село, он отправился в Киев. Той же дорогой шли купцы, и Феодосий тайком следовал за ними. Через три недели юноша прибыл в Киев. Он обошёл все монастыри, но нигде его не принимали, видя бедную одежду.

Тогда Феодосий услышал о блаженном Антонии, живущем в пещере, и поспешил к нему. Антоний, испытывая Феодосия, выразил сомнение в том, что юноша сможет вынести все лишения. Хотя сам Антоний прозорливо видел, что именно Феодосий в будущем устроит здесь славный монастырь. Феодосий обещал во всём повиноваться Антонию. Тот разрешил юноше остаться. Священник Никон, который тоже жил в этой пещере, постриг Феодосия и облёк его в монашескую одежду.

Посвятив себя Богу, Феодосий проводил дни в трудах, а ночи в молитвах. Антоний и Никон дивились его смирению и твёрдости духа. А мать тем временем искала Феодосия и в своём городе, и в соседних. Она объявила, что каждый, кто принесёт ей сведения о Феодосии, получит награду. Люди, видевшие Феодосия в Киеве, рассказали матери о том, как юноша искал монастырь. Женщина пошла в Киев и обошла все монастыри. Она пришла к пещере Антония. Когда старец Антоний вышел к женщине, она повела с ним пространную беседу, а в конце её упомянула о своём сыне. Антоний велел ей прийти на следующий день, чтобы повидаться с сыном. Но Феодосий, несмотря на уговоры Антония, не хотел видеть мать. Женщина же пришла и стала в гневе кричать на Антония: «Похитил ты сына моего…» Тогда наконец Феодосий вышел к матери. Она обняла сына, заплакала и стала уговаривать вернуться домой, ибо она не могла жить без него. А Феодосий убеждал мать постричься в женском монастыре: тогда он будет видеться с ней каждый день.

Продолжение после рекламы:

Мать сначала не хотела и слышать об этом, но в конце концов поддалась уговорам сына. Она постриглась в женском монастыре святого Николы, прожила много лет в покаянии и скончалась. Она сама рассказала одному из иноков о жизни Феодосия с детских лет до той поры, когда он пришёл в пещеру.

Сначала в пещере было три инока: Антоний, Никон и Феодосий. К ним часто приходил знатный отрок, сын первого из княжеских бояр, Иоанна. Юноша хотел стать монахом и тоже поселиться в пещере. Однажды он надел богатую одежду, сел на коня и поехал к старцу Антонию. Перед пещерой он сложил одежду, поставил коня в богатом убранстве и отрёкся от богатства. Юноша умолял, чтобы Антоний постриг его. Старец же предупредил юношу об отцовском гневе. Но все же постриг его и назвал Варлаамом.

Потом с тою же просьбою пришёл к пещере скопец, любимый княжеский слуга. Его постригли и нарекли Ефремом. А князь Изяслав разгневался на то, что без его разрешения постригли в монахи скопца и юношу. Князь повелел, чтобы Никон убедил новых монахов идти по домам, угрожая в противном случае засыпать пещеру и заточить иноков.

Тогда черноризцы собрались уходить в другую землю. А жена Изяслава стала говорить мужу, что уход монахов грозит земле бедой. И князь простил иноков, разрешив им вернуться в пещеру.

Брифли существует благодаря рекламе:

Но боярин Иоанн, отец постригшегося отрока, пылая гневом, ворвался в пещеру, сорвал с сына монашескую одежду, одел в боярское платье. И поскольку юноша Варлаам сопротивлялся, отец велел связать ему руки и вести через город. Сын же по дороге сорвал с себя богатую одежду.

Дома Варлаам не желал вкушать еду. Жена пыталась прельстить его, но он лишь молился и неподвижно сидел на своём месте три дня. Тогда отец сжалился над сыном и разрешил ему вернуться к монашеской жизни.

С той поры многие приходили к святым отцам Антонию и Феодосию, многие становились чернецами. А Никон ушёл из пещеры и поселился на острове Тмутороканском. Ефрем-скопец стал жить в одном из монастырей Константинополя, а другой монах, в прошлом боярин, — на острове, который потом назвали Бояров.

Феодосий стал священником. В то время было уже пятнадцать человек братии, игуменом же был Варлаам. Антоний, любя уединение, выкопал пещеру на другом холме и жил в ней, никуда не выходя. Когда Варлаама перевели игуменом в монастырь св. Дмитрия, новым игуменом стал Феодосий. Число братии увеличивалось, им не хватало места в пещере. Тогда Феодосий недалеко от пещеры построил церковь во имя Богородицы, множество келий и обнёс это место стеной.

Реклама:

Феодосий послал одного инока в Константинополь, к Ефрему-скопцу. Тот переписал для него устав Студийского монастыря, и Феодосий в своём монастыре всё устроил по этому образцу.

Во время Великого поста Феодосий затворялся в своей пещере. Здесь много раз ему вредили бесы, но святой прогонял их молитвой. Ещё злые духи пакостили в доме, где братия пекла хлебы. Феодосий отправился в пекарню и в молитве провёл там целую ночь. После этого бесы не смели там появляться. По вечерам Феодосий обходил все монашеские кельи: не занят ли кто пустой беседой? А наутро наставлял провинившихся.

Князья и бояре часто приходили в монастырь, исповедовались святому. Они приносили богатые дары. Но особенно любил святого Феодосия князь Изяслав. Однажды князь приехал в монастырь в полуденные часы, когда было велено никого не пускать. Привратник не пустил князя, но пошёл доложить игумену. Изяслав же дожидался у ворот. Тогда вышел сам игумен и принял его.

Варлаам отправился в Иерусалим. На обратном пути он заболел и скончался. Тело его было погребено в монастыре Феодосия. А игуменом монастыря св. Дмитрия стал другой монах из обители Феодосия — Исайя. Никон же вернулся в монастырь к Феодосию. Игумен почитал его как отца.

Реклама:

Феодосий не гнушался никакой работой: сам помогал месить тесто, выпекать хлебы. Он носил воду и колол дрова. На работу и в церковь он приходил раньше других и уходил позже других. Спал он сидя и носил убогую власяницу.

Однажды Феодосий пришёл к князю Изяславу и задержался допоздна. Князь приказал отвезти Феодосия обратно в телеге, чтобы он по дороге поспал. Возница, глядя на одежду Феодосия, подумал, что это бедный монах. Он попросил Феодосия, чтобы тот сел на лошадь, а сам лёг в телегу и заснул. На рассвете игумен разбудил его. Возница, проснувшись, с ужасом увидел, что перед Феодосием все кланяются. Приехав в монастырь, игумен повелел накормить возницу. Об этом случае рассказал братии сам возница.

Феодосий учил всех монахов смирению и борьбе со злыми духами. Одному из иноков, Илариону, каждую ночь не давали покоя бесы. Он хотел перейти в другую келью, но святой Феодосий не разрешал. Когда Иларион изнемог, Феодосий перекрестил его и пообещал, что бесы больше не появятся. Так и случилось.

В один из вечеров к Феодосию вошёл эконом и сказал, что еды для братии купить не на что. Но Феодосий посоветовал ему не заботиться о завтрашнем дне. Эконом через некоторое время вновь зашёл и заговорил о том же, а игумен отвечал так же. Когда эконом вышел, перед святым Феодосием появился некий отрок и дал золота. Тогда игумен позвал эконома, велел ему купить всё нужное. А вратарь позднее говорил, что той ночью в обитель вообще никто не заходил.

Реклама:

Ночами Феодосий молился, но перед другими притворялся, что спит. В монастыре был монах Дамиан, который во всём подражал Феодосию и прославился святой жизнью. На смертном одре он молился, чтобы Бог и на том свете не разлучил его с Феодосием. Тогда ему явился ангел в образе игумена Феодосия и сказал, что просьба Дамиана услышана.

Братии стало больше, и святой Феодосий расширял монастырь. Когда во время строительства была сломана ограда, в обитель пришли разбойники. Они хотели ограбить церковь. Была тёмная ночь. Разбойники подошли к храму и услышали пение. Они думали, что ещё не кончилась служба, а на самом деле в церкви пели ангелы. На протяжении ночи разбойники подходили к церкви несколько раз, но всякий раз видели свет и слышали пение. Тогда злодеи решили напасть на братию во время утренних молитв, перебить всех монахов и захватить церковное богатство.

Но когда они подбежали, храм вознёсся в воздух со всеми бывшими в нём, которые даже ничего не почувствовали. Разбойники, увидев чудо, ужаснулись и вернулись домой. Потом атаман с тремя разбойниками приходили к Феодосию каяться.

Один из бояр князя Изяслава видел такое же чудо: вознёсшуюся церковь, которая у него на глазах опустилась на землю.

Реклама:

Другой боярин, готовясь к сражению, пообещал, что в случае победы он пожертвует в монастырь золото и оклад на икону Богородицы. Потом он забыл об этом обещании, но голос, раздавшийся от иконы Богородицы, напомнил ему. Он же принёс в дар монастырю святое Евангелие, и прозорливый Феодосий узнал об этом раньше, чем боярин показал Евангелие.

Князь Изяслав, обедая в монастыре, удивлялся: отчего монастырская еда гораздо вкуснее, чем дорогие блюда за княжеским столом? Феодосий объяснил, что в монастыре трапеза готовится с молитвой, с благословением, а княжеские слуги делают всё, «ссорясь и подсмеиваясь».

Если игумен находил в монастырских кельях что-либо не положенное по уставу, то бросал это в печь. Иные, не выдерживая строгости устава, уходили из монастыря. Феодосий скорбел и молился о них, пока они не возвращались обратно. Один монах, который часто уходил из монастыря, пришёл и положил перед Феодосием деньги, которые приобрёл своим трудом в миру. Игумен велел всё бросить в огонь. Монах так и сделал и остаток своих дней провёл в монастыре.

Когда были пойманы разбойники, грабившие одно из монастырских сёл, Феодосий приказал развязать и накормить их, а затем, наставив их, отпустил с миром. С тех пор эти злодеи больше не бесчинствовали.

Реклама:

Десятую часть от монастырского имущества Феодосий отдавал нищим. Однажды в обитель пришёл священник из города и попросил вина для литургии. Святой повелел пономарю отдать священнику всё вино, ничего себе не оставив. Тот повиновался не сразу, неохотно, но тем же вечером в монастырь пришли три воза, в которых были корчаги с вином.

Один раз игумен приказал подать к столу принесённые кем-то белые хлебцы. Келарь же отложил их на другой день. Узнав об этом, Феодосий приказал хлебцы бросить в воду, а на келаря наложить епитимью. Так он поступал, когда что-то делалось без благословения. Уже после смерти Феодосия, при игумене Никоне, случилось следующее. Келарь солгал, что у него нет муки для приготовления особых белых хлебцев с мёдом. На самом деле он отложил муку на потом. И когда собрался печь из неё хлеб, то, залив тесто водой, обнаружил осквернившую воду жабу. Пришлось тесто выбросить.

На праздник Успения в монастыре не хватило деревянного масла для лампад. Эконом предложил воспользоваться льняным маслом. Но в сосуде оказалась мёртвая мышь, и масло вылили. Феодосий возложил надежду на Бога, и в тот же день некий человек принёс в обитель корчагу деревянного масла.

Когда в обитель приехал князь Изяслав, игумен приказал готовить ужин для князя. Келарь же сказал, что мёду нет. Феодосий велел посмотреть ему ещё раз. Келарь послушался и нашёл сосуд с мёдом полным.

Реклама:

Однажды Феодосий изгнал бесов из хлева в соседнем селе, как прежде из пекарни. А потом произошло ещё одно чудо с мукою. Старший пекарь сказал, что не осталось муки, но по молитвам святого Феодосия нашёл сусек полным.

Одному человеку было в видении показано то место, куда впоследствии переселилась братия монастыря. Огненная дуга упёрлась одним концом в то место, а другим — в существовавший монастырь. Другие видели ночью крестный ход, шедший к месту будущего монастыря. На самом деле в крестном ходе шли не люди, а ангелы.

Феодосий часто спорил о Христе с евреями, желая обратить их в православие. Молитва игумена защищала монастырские владения от всякого вреда.

В то время два князя пошли войной на Изяслава и изгнали его. Киевским князем стал Святослав. Придя в город, он приглашал Феодосия на пир, но он отказался, а вместо того стал обличать князя в его неправедном поступке с братом, Изяславом. Феодосий написал Святославу обличительное письмо. Тот, прочитав, пришёл в ярость. Многие опасались, что князь заточит Феодосия, и умоляли святого прекратить обличения, но тот не соглашался. Однако князь, хотя и гневался, не посмел причинить зла игумену Феодосию. А тот, видя, что обличением ничего не достиг, оставил Святослава в покое. Узнав, что гнев Феодосия утих, князь приехал к нему в монастырь. Святой поучал князя о братолюбии. А тот возлагал всю вину на брата и не хотел мириться. Но Феодосия он слушалс вниманием. Игумен тоже стал навещать князя. Святослав из уважения к святому прекращал мирскую музыку при появлении Феодосия. Князь всякий раз радовался приходу игумена, но возвратить престол брату не хотел. А в монастыре братия молилась за Изяслава как за князя киевского.

Реклама:

Феодосий задумал переселиться на новое место и создать большую каменную церковь во имя Богородицы. Сам князь Святослав первым начал копать землю для постройки. Святой Феодосий не закончил этого дела при жизни, церковь была завершена при игумене Стефане.

Многие насмехались над ветхой одеждой Феодосия. Многие, увидя его, принимали не за игумена, а за повара. Сам Феодосий иногда смиренно скрывал от приходящих своё имя и в то же время всем помогал: один раз помог женщине, обиженной судьёй.

Святой Феодосий заранее узнал день своей кончины. Он созвал иноков, наставлял их, а потом отпустил и стал молиться. После трёх дней тяжкой болезни он вновь собрал братию и повелел ей избрать нового игумена. Монахи опечалились. Они избрали игуменом церковного регента Стефана, Феодосий благословил его и поставил игуменом. Он назвал день своей кончины — суббота.

Когда же настала суббота, преподобный Феодосий попрощался с плачущей братией. Он повелел, чтобы никто, кроме самих иноков, не хоронил его. Потом святой отпустил всех и с молитвой на устах скончался.

В это время князь Святослав увидел огненный столб над монастырём и догадался, что умер Феодосий. Но больше никто этого не видел. Однако множество людей пришли к монастырю, словно каким-то чудесным образом узнали о смерти святого. Братия за перла ворота и ждала, чтобы народ разошёлся. Пошёл дождь, люди разбежались, и тотчас засияло солнце. Монахи похоронили тело Феодосия в пещере.

Умер же Феодосий в 1074 г., 3 мая.

Житие Феодосия Печерского

Житие Феодосия Печерского

Авторы

Нестор Летописец

Язык оригинала

древнерусский язык

Тема

Феодосий Печерский

Жанр

житие

Оригинал

неизвестен

Феодосий Печерский
(житийная икона, XVII век)

Житие Феодосия Печерского — памятник древнерусской литературы, написанный преподобным Нестором Летописцем. Существуют различные датировки написания Жития: 1080-е годы (исходя из описания ряда событий произведение было написано не позднее 1088 года) или начало XII века. Памятник рассказывает о жизни игумена Киево-Печерского монастыря преподобного Феодосия, начиная от его рождения, прихода в монастырь до игуменства и смерти.

По мнению филолога-медиевиста Творогова О. В.:

«Житие Феодосия Печерского» — типичное монашеское житие, рассказ о благочестивом, кротком, трудолюбивом праведнике, вся жизнь которого — непрерывный подвиг. В нём множество бытовых коллизий: сцен общения святого с иноками, мирянами, князьями, грешниками; кроме того, в житиях этого типа обязательным компонентом являются чудеса, которые творит святой…

Ряд сюжетных мотивов «Жития» заимствованы Нестором из переводных агиографических памятников (патерики, Жития Евфимия Великого и Жития Саввы Освященного), но отмечают лишь сходство ситуаций, так как повествование Нестора не является агиографически шаблонным. Написанное им «Житие» имеет динамичный сюжет и лишено традиционных для данного жанра риторических рассуждений. Мать Феодосия у Нестора выступает как орудие дьявола. Летописец приводит рассказ, как она сопротивлялась аскетизму и благочестию сына: избивает его, сажает на цепь, срывает с него вериги, объявляет награду за его розыск, когда Феодосий уходит в монастырь. Образ Феодосия характеризуют любовь и милостивость к ближним. Он тихий, ласковый, смиренный, раздаёт все, что у него ни попросят. Феодосий впервые упорядочил монашескую жизнь. При нём монастырь стал очень богатым, так как «всё, что ни отдаёт Феодосий, возвращается сторицей» (то есть в стократном размере). Феодосий забрасывает Святослава обличительными грамотами, но потом переходит к уговорам, и князь сам едет в монастырь мириться с Феодосием.

Житие описывает также быт раннего периода существования Киево-Печерского монастыря, при этом монахи показаны вполне земными людьми: им порой трудно жить с суровым монастырским уставом, некоторые уступают своему игумену в трудолюбии, смирении и благочестии.

Житие вошло в Киево-Печерский патерик и получило начиная с XV века в его составе широкое распространение в древнерусской книжности. Отдельных списков Жития сохранилось немного, древнейший находится в составе Успенского сборника XII—XIII веков (хранится в собрании Государственного исторического музея).

Примечания

  1. Ужанков А.Н. О времени написания «Жития Феодосия Печерского». Проверено 20 декабря 2009. Архивировано 13 апреля 2012 года.
  2. 1 2 Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Проверено 3 мая 2013. Архивировано 11 мая 2013 года.
  3. Творогов О.В. Литература Древней Руси. Проверено 20 декабря 2009. Архивировано 3 апреля 2012 года.
  4. Житие Феодосия Печерского. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Проверено 20 декабря 2009. Архивировано 13 апреля 2012 года.

Ссылки

  • Житие преподобнааго отьца нашего Феодосия, игумена Печерьскаго (текст в дореволюционной орфографии и по списку в составе Успенского сборника XII века, изданному в 1899 году А. А. Шахматовым и П. А. Лавровым)
  • Житие Феодосия Печерского. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Проверено 20 декабря 2009. Архивировано 13 апреля 2012 года.
  • Творогов О. В. Литература Древней Руси. Проверено 20 декабря 2009. Архивировано 3 апреля 2012 года.
Это заготовка статьи о литературе. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и, став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием. В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келлии и ввел студийский общежительный устав, списанный, по его поручению, в Константинополе. В сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его. Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: «Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу». Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре. Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров. Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. К лику святых преподобный Феодосий был причислен в 1108 году. Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан. Житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем, учеником великого аввы, через 30 с небольшим лет после его преставления и всегда было одним из любимейших чтений русского народа. Память преподобного Феодосия совершается также 14 и 28 августа, 2 сентября.

_ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ_

Русская литература

DOI 10.24411/2499-9679-2018-10034 УДК 271+361.722

Н. Н. Бедина

Эсхатологический хронотоп жития преп. Феодосия Печерского

В средневековой русской культуре, где словесное творчество осмысливается как вариант молитвенного монашеского подвига, а молитвенный подвиг определен текстовой «средой обитания» (И. М. Грицевская) молящегося, именно в книжности наиболее откровенно проявляет себя общая направленность религиозной культуры. В статье исследованы особенности хронотопа Жития преп. Феодосия Печерского в контексте церковной культуры Древней Руси, живущей «эсхатологической мечтой о Граде Божием» (А. В. Карташев). Концептуальный анализ текста, а также выявление литургического кода произведения позволил сделать вывод об эсхатологической направленности пространственно-временных примет в тексте Жития. Концепт «смерть» реализован в тексте жития в несколько раз чаще, чем концепт «жизнь». В основе «пристального внимания к смерти» (Е. В. Душечкина) лежит идея ее преодоления, воспринятая из Евангелия. Она определяет весь хронотоп текста Жития преп. Феодосия. Большинство из определяющих, ключевых событий Жития совершаются ночью. В христианской традиции ночное время тесно связано с представлением о смерти: «В сию нощь душу твою изьму» (Лк. 12: 20). Богослужебный суточный круг начинается с вечера: покаянно—просительные интонации вечерних и ночных молитвословий сменяются радостно-прославляющим звучанием утрени. Подобно литургической традиции, в повествовании Нестора тьма смертная преодолевается утренним светом: смерть преп. Феодосия совпадает с восходом солнца. То есть время в Житии — это ночь, преодолевшая свою тьму смертную и обратившаяся в утро. То же содержание имеет динамика пространственных примет текста: пространство Жития — это «место» (пещера, монастырь), преодолевшее тесноту могилы и ставшее «горним местом». «Упражнения в смерти» (Еваргий) преп. Феодосия, в согласии со святоотеческой традицией есть средство не отрицания, но восстановления жизни.

Ключевые слова: хронотоп, эсхатология, агиография, литургический код, топос, преп. Феодосий Печерский, монашество.

_LITERARY CRITICISM_

Russian literature

N. N. Bedina

The Es^atological Chronotope in the Life of Saint Theodosius of the Kyiv Caves

Keywords: chronotope, eschatology, hagiography, liturgical code, topos, Saint Theodosius of the Kyiv Caves, monachism.

© Бедина Н. Н., 2018

«Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского», один из самых ранних памятников древнерусской книжности, составлено монахом Киево-Печерского монастыря Нестором . Хронотоп, как «неотъемлемый компонент построения индивидуально-авторской картины мира» , вполне определен автором уже во

вступлении: монах Нестор, «оградивъся вЬрою»,

ведет повествование в «странЬ сей» в монастыре

«святыя ВладычицЬ нашея БогородицЬ», где главный храм освящен во имя Ее Успения, в последние времена, когда «въ послЬдьниимь родЬ»

такой муж явился, «его же и день усъпение нынЬ праздьнующе память творим» . Мотивы успения (смерти, «сна в жизнь вечную»), последних времен, ограды и сей страны (сего места) составляют систему пространственно-временных примет, которая определяет ценностно-смысловые параметры всего последующего текста.

Мотив «последнего рода» вырастает в тексте вступления из двух следующих друг за другом евангельских цитат: «Яко мнози приидуть отъ въсток и западъ и възлягуть съ Авраамъмь и съ

Исакъмь и Ияковъмь въ Царствии НебесьнЬмь»

(Мф. 8: 11) и «Мнози будуть послЬдьнии пръвии» (Мф. 19: 30). Оппозиция первые / последние имеет несколько смысловых уровней. Во-первых, это нравственная проповедь смирения. Во-вторых, «последние», так же как и те, кто придут от Востока и Запада, могут быть истолкованы как принявшие крещение язычники в противоположность иудеям («первым») . Вместе с тем, выражения «слабу быти послЬдьнюму роду», «в послЬдьниим родЬ семь», «сии

послЬдьнии» (о преп. Феодосии) имеют, безусловно, эсхатологический смысл, восходящий к традиции евангельских притч, большинство из которых толкуются в святоотеческой книжности как символическое повествование об индивидуальной смерти, о конце времен и грядущем Суде. Ориентация всего текста к смерти (точнее — успению и упокоению: «правьдьныимъ бо съмьрьть покой есть») определена как жанровой природой агиографического текста, так и евангельским контекстом: «ПридЬте къ МънЬ вьси тружающеися

и обременении, и Азъ покою вы. ВъзьмЬте ярьмъ Мой на ся и научитеся от Мене, яко крътъкъ есмь

и съмЬренъ сьрдьцьмь, и обрящете покой душамъ вашимъ» (Мф. 11: 28-29).

Концепт «смерть» реализован в тексте жития в несколько раз чаще, чем концепт «жизнь». Слова и выражения со значением «смерть», «умирать», «мертвый», «по смерти» наиболее часто встречаются не только в последней части Жития, повествующей об успении преп. Феодосия, но и в тех частях, где он выступает как наставник и устроитель монастыря. Е. В. Душечкина отмечает, что «пристальное внимание к смерти в высшей степени характерно для ранних памятников древнерусской письменности» , в свою очередь, отсылая к наблюдению Д. С. Лихачева над текстом Повести временных лет. Справедливо утверждая, что «в таком отношении к смерти нашли свое отражение общехристианские воззрения летописца», Д. С. Лихачев, по известным причинам, не уточняет, каковы именно эти «воззрения» . Нам представляется, что в основе «пристального» внимания к смерти лежит идея ее преодоления, воспринятая из Евангелия. Она определяет весь хронотоп текста Жития преп. Феодосия. Прежде чем обосновать это положение, необходимо сделать еще несколько вводных замечаний.

Цитаты из Евангелия и Псалтири, безусловно, выполняют в тексте Жития роль семантических ключей, то есть служат наиболее точному раскрытию основной мысли автора, что характерно для большинства средневековых сочинений . Однако обращает на себя внимание некоторая избирательность цитирования Св. Писания монахом Нестором: автор Жития обращается, прежде всего (а во вступлении — исключительно), к Евангелию от Матфея. Внимание к тексту Евангелия от Матфея может быть объяснено тем, что Чтение из него включено в заупокойную службу «Над черноризцем» . Как уже было сказано выше, во вступлении к Житию одной из временных примет является указание Нестора на день памяти преп. Феодосия: «его же и день усъпение

нынЬ праздьнующе память творим». В Остромировом Евангелии 1056-1057 гг. «Чьтение над чьр-норизьцемъ» — это те же стихи из 10-й главы Евангелия от Матфея, которые Нестор дважды неточно цитирует, когда приводит слова, окончательно подвигшие юного Феодосия бежать в Киев, чтобы постричься в одном из тамошних монастырей, и когда вспоминает наставления преп. Феодосия, ставшего уже игуменом: «Аще кто не

оставить отьца или матере и въ слЬдъ Мене не

идеть, то нЬсть Мене достоинъ» (Мф. 10: 37-38).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом Евангельские чтения и псалмы, повторяемые из года в год, оставаясь в памяти иноков, формируют текстовый фон для создания ими собственных сочинений. Евангелие от Матфея входит в контекст Жития преп. Феодосия и составляет его литургический код. Чтения из глав Евангелия от Матфея входят в субботние и воскресные службы в период с Пятидесятницы до Новолетия, в службы на апостольские праздники, на освящение церкви, на память мучеников, а также в праздники Рождества и Преображения Господня, в мясопустную и сыропустную недели и, конечно, вместе с остальными Евангелиями на Страстной неделе и на Пасху . Мотивы апостольского служения и утверждения церкви, великопостные мотивы и, наконец, мотивы праздников Рождества, Преображения и Воскресения вписывают событийный ряд Жития преп. Феодосия в эсхатологический христианский хронотоп.

Традиция праздничного богослужения тесно связана с временными характеристиками событий, происходящих в Житии. В. Н. Топоров, характеризуя временную структуру Жития, справедливо отмечает, что «основным квантом времени при описании исторического микро-плана выступает день» . Из всех временных характеристик концепт «день» является наиболее частотным в тексте Жития. Между тем в композиционных частях текста, где повествуется о молитвенных подвигах преп. Феодосия и совершенных по его молитве чудесах, над концептом «день», безусловно, преобладает концепт «ночь». Подобно Евангельской истории, большинство из определяющих, ключевых событий Жития совершаются ночью: ночью юный Феодосий бежит от матери, ночью он, уже монах, борется с бесовским наваждением и совершает молитвенные подвиги, ночью он ходит на прения с киевскими иудеями и обходит монастырь, заботясь о благочестии своей братии, ночью происходят чудесные видения и, наконец, ночью преп. Феодосий готовится к смерти. Летописный рассказ о преставлении преп. Феодосия, не во всем совпадающий с текстом Жития, уточняет, что он завещал братии, просидевшей у него всю ту ночь, похоронить его тело также ночью: «В нощи похраните тЬло мое», якоже и створиша» . Ночью же происходит, казалось бы, рядовой эпизод с юным возницей, но в логике повествования он, безусловно, важен, поскольку здесь особенно зримо проявляются природа подвига и главные качества преп. Феодосия -кротость и теплота в отношении к людям, к миру.

Евангельские ночи Рождества, Преображения и Воскресения, подобно «мраку горы Синайской», в котором явился Бог Моисею, указывают на «радикальную непостижимость Божественной сущности» и событий, ее являющих. Та же непостижимость Божественного замысла о преп. Феодосии скрыта в образе ночного мрака в Житии. Рождественские мотивы слышны в приведенной выше характеристике Печерского игумена: «О

утаения тайно! Яко отнюдуже не бЬ начаятися, оттудуже въсия намъ деньница пресветла…» . Тайная природа святости и являющих ее чудес (а также, конечно, нравственная чистота и кротость преп. Феодосия) подчеркивается молчанием святого: «Феодосий никогда не рассказывает о явившихся ему видениях, о чудесах, свершившихся его молитвой, о своем благочестивом поведении, — как замечает Е. В. Душечкина. — Свой подвиг во славу Христа он творит втайне» . Имея в виду эту тайну, Нестор обосновывает необходимость самого написания Жития цитатой из той же 10 главы Евангелия от Матфея:

«Еже глаголю вамъ въ тьмЬ, повЬдите на свЬтЬ…» (Мф. 10:27; ср. Лк 12:3).

Вместе с тем ночное время тесно связано с представлением о смерти: «в сию нощь душу твою изьму, а яже събра — кому будуть?» (Лк. 12: 20) — цитирует Нестор Евангелие от Луки, приводя проповедь нестяжательства преп. Феодосия. Ночная безжизненность подобна могиле (Ср. в Великом покаянном каноне свт. Андрея Критского: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конецъ приближается, и имаши смутитися: вос-

пряни убо, да пощадит тя Христос Бог, вездЬ сый и вся исполняяй»). Исповедание совершенных за день грехов перед сном (подобием смерти) определяет настрой вечернего и ночного Богослужения . В тексте Жития с пения 24-го псалма, входящего и в современной церковной практике в состав Великого Повечерья, начинает свое монашеское служение преп. Феодосий: «Вижь съмерение мое и трудъ мой и остави вься грЪхы моя» (Пс. 24: 18).

Богослужебный суточный круг начинается с вечера: покаянно-просительные интонации вечерних и ночных молитвосовий сменяются радостно-прославляющим звучанием утрени . Подобно литургической традиции, в повествовании Нестора тьма смертная преодолевается

утренним светом, «деньница пресвЬтла» святости преп. Феодосия побеждает тьму бесовскую: «Кто бо не почюдиться убо блаженууму сему, еже въ

такой тьмьиЪ пещерЪ пребывая единъ, мьножь-

ства пълковъ невидимыхъ бЪсовь не убояся, нъ

крепко стоя, яко храбъръ сильнъ, Бога моляаше и Господа Исус Христа на помощь себе призываю-ща» .

Использование воинской терминологии в описании монашеской жизни, восходящее к традиции свт. Василия Великого , получает обоснование в текстах, которые не цитируются Нестором напрямую, но, безусловно, составляют контекст Жития. Во-первых, это Евангельские слова «Мните ли, яко мир приидохъ дати на землю? Ни, глаголю вам, но разделение» (Лк. 12: 51), которые толкуются в святоотеческой традиции как слова о необходимости постоянной внутренней борьбы с грехом и готовности предстать на Суд Божий. Нестор дважды цитирует эту главу Евангелия от Луки, но другие ее стихи. Во-вторых, это Слово самого преп. Феодосия «О терпении и милостыне», где он, подобно свт. Василию Великому, использует в поучении инокам образ воинской чести . Концепты «воин», «победа» реализованы в тех же частях текста Жития, где «ночь» преобладает над «днем» — в повествовании о молитвенном подвиге преп. Феодосия в пещере и о чудесах. Исключение составляет рассказ Нестора о первых насельниках монастыря, где победа иноков совершается не ночью.

Развернутый житийный топос молитвы и бдения «по вся нощи» — это одновременно индивидуальная характеристика преп. Феодосия, который таит свои ночные молитвы от братии, и прообраз победы над смертью: «Яко же Божьствьное писание глаголеть: «Правьдьникъ, аще умьреть, живъ будеть въ векы, яко не прикоснеться ему съмьрьть, и от Господа мьзда его и надежа его от Вышьняаго»» (Прем. 3:1; 4:7; 5:15; Ин. 6:51). Эта составная цитата, по сути открывающая заключительное повествование о посмертных чудесах преп. Феодосия, становится семантическим ключом не только к этой части Жития, но и ко всему тексту. «Упражнения в смерти» в течение жизни преп. Феодосия, в согласии со святоотеческой традицией, есть средство не отрицания, но восстановления жизни и преодоления смерти.

Смерть преп. Феодосия совпадает с восходом

солнца: «УмрЪть же отьць нашь Феодосий въ лЪто

свет восьмиконечной Рождественской звезды («Повесть временных лет» подчеркивает, что умирает преп. Феодосий на восьмой день болезни так же, как и на восьмой день дано ему имя Феодосий («посвященный Богу»). Число восемь в христианской нумерологии символизиует спасение и жизнь в вечности ), и Фаворский свет Преображения, и рассвет Пасхального утра.

Символическое значение образов светильников в характеристике основателей и иноков монастыря, а также чудес с видением огненного столпа подробно рассмотрено А. М. Ранчиным . Ориентация текста на евангельскую и литургическую традицию определена не только традиционной топикой жития как жанра, но и индивидуальностью преп. Феодосия, его сознательным подражанием идеалу Иисуса Христа . В какой-то мере предсмертная молитва преп. Феодосия может быть соотнесена с молитвой Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Растянувшаяся на три дня и прерываемая наставлениями братии, она начинается словами: «Воля

Божия да будеть, и якоже изволися Ему о мънЪ, тако да сьтворить! Нь обаче молю Ти ся, Владыко мой, милостивь буди души моей», а заканчивается: «Благословлень Богь, аще тако есть то: уже не

боюся, нь паче радуяся отхожю свЪта сего!» .

Таким образом, в согласии со словами ап. Павла: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2 Кор. 4:10), время в Житии — это ночь, преодолевшая свою тьму смертную и обратившаяся в утро. То же содержание имеет динамика пространственных примет в хронотопе Жития.

Как справедливо замечает В. Н. Топоров, пространственная структура текста Жития ведет героя «от «места» к «месту», пока не приводит к «главному» месту» — к монастырю. Концепт «место» в тексте Жития сопоставим по частотности с концептом «день». Использование лексемы «место» для обозначения Руси, Киева, Печерского монастыря и Святой Земли подтверждает отмеченную выше внутреннюю связь жизни преп. Феодосия и Евангельских событий. Наиболее откровенно эта связь проявляется в образе пещеры — месте «рождения» Феодосия-инока и месте его погребения. Пространство пещеры в тексте Жития, так же как и время, включает в себя Рождественские и Пасхальные мотивы, отсылающие к Евангелиям от Матфея и от Луки, к которым постоянно обращается Нестор.

В то время как преп. Антоний благословляет отрока Феодосия на иноческое служение в пещере: «Се место — буди в нем», — мать Феодосия, не найдя его в окрестностях своего города, «плака-

ашеся по нем лютЬ, биюще въ пьрси своя яко и по мрьтвЪмь» . То же сочетание интонации плача и радости спасения звучит в рассказе об одном из первых насельников монастыря — Варлаа-ме: «Бы же тъгда вещь пречюдьна и плачь великъ,

же и донынЬ чьстьное тЬло его лежить» . Уже после основания наземного общежительного монастыря в свою пещеру уходит и преп. Феодосий на время Великого поста, возвращаясь на Страстной неделе, в нее же просит положить тело свое после смерти.

Значение «могила» становится одной из составляющих семантического поля концепта «пещера» (шире — «монастырь»), устойчивой характеристикой пещеры и монастыря в тексте Жития является теснота пространства: «Видиши ли пещеру сию, скьрбьно суще мЬсто и тЬснЬйше паче

инЬхъ мЬстъ» , — говорит преп. Антоний, испытывая еще юного Феодосия; «А еже испьрва

житие ихъ въ пещерЬ, и елико скърби и печали

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

прияша, тЬсноты ради мЬста того, Богу единому

съвЬдущю, а устомъ человЬчьскомъ не мощьно

исповЬдати» , — характеризует Нестор жизнь монастыря в первые годы основания.

В академическом переводе текста Жития на современный русский язык лексема «тЬсьнота» переводится как «невзгоды», «нужда», «неприглядность» и пр. И. И. Срезневский фиксирует эти значения в языке, однако прямое значение указывает все-таки как «теснота» . Думается, используя это слово, Нестор не исключает его прямого значения: «…мЬсто скьрбьно суще и тесно и еще же и скудно при всЬмь, и братии мъножащися, цьркви же малЬ сущи на съвъкупление имъ» . Именно теснота заставляет преп. Феодосия выходить за пределы привычного пространства: сначала теснота духовная (она связана и с физическим стеснением -мать связывает отрока Феодосия и накладывает на его ноги оковы, опасаясь, что он убежит из дома), затем теснота физическая — преп. Феодосий трижды расширяет пространство монастыря, посте-

пенно не вмещающего в себя возрастающую братию: «възгради цьрькъвь на мЬстЬ томь въ имя святыя и преславьныя Богородица и приснодЬви-

ца Мария, и оградивъ и постави келиЬ многы» .

Расширение монастыря неразрывно связано с ограждением нового «места» и основанием Успенской церкви. Монастырь собирает вокруг себя «киевское» пространство и одновременно «возрастает», поднимается над ним («Киев и Печерский монастырь в древнерусском культурном сознании были противопоставлены как горное место равнине» ), храм собирает вокруг себя пространство монастыря и одновременно возвышается над ним (ср. чудо вознесения церкви в небо: «се вънезаапу чюдо бысть страшьно: отъ земля бо възятъся цьркы и съ су-

щиими въ ней възиде на въздусЬ» ). Примечательно, что посмертная судьба преп. Феодосия мистически связывается им с возрастанием монастыря: «Обаче о семь разумейте дьрьзно-вение мое, еже къ Богу: егда видите вься благая

умножающаяся въ манастыри семь, вЬдите, яко близь Владыкы Небесьнааго ми сущю. Егда ли

видите скудЬние суще и вьсЬмь умаляющеся,

тъгда разумейте, яко далече ми Бога быти и не имуща дьрьзновения молитися къ Нему» . Заключительная часть Жития, повествующая о процветании монастыря преп. Феодосия и его посмертных чудесах, свидетельствует об обретении им «нового места» — «близь Владыкы Небесьнааго». В целом движение от периферии к центру и снизу вверх совпадает в пространственных координатах текста с движением за пределы тесного, ограниченного (огороженного) пространства. То есть если время в Житии — это ночь, преодолевшая свою тьму смертную и обратившаяся в утро, то пространство — это место, преодолевшее тесноту могилы и ставшее «горним местом».

Библиографический список

1. Василий Великий, свт. Предначерташе подвижничества // Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, арх1епископа Кесарш Кап-

падокшсшя. — Ч. V: О подвижничествЬ. Свято -Троицкая Сергиева лавра. — 1901. — С. 32-36.

6. Кириллин, М. В. Символика чисел в литературе Древней Руси (XI-XVI века) / М. В. Кириллин. — СПб. : Алетейя, 2000. — 314 с.

8. Кузьмина, М. К. Канон преподобнического жития сквозь призму библейских цитат / М. К. Кузьмина. — М. : Водолей, 2017. — 400 с.

9. Лихачев, Д. С. Человек в литературе Древней Руси / Д. С. Лихачев. — М. : Наука, 1970. -180 с.

12. Остромирово Евангелие 1056-1057 года по изданию А. Х. Востокова . — М. : Языки славянских культур, 2007. — 968 с.

17. Срезневский, И. И. Матерiалы для Словаря древне-русскаго языка по письменнымъ памятникамъ :

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т. 3. / И. И. Срезневский. — СПб. : Тип. Императорской Академии наукъ, 1912. — 1684 стб., 272 стб., 13 с.

18. Творения аввы Еваргия. Аскетические и богословские трактаты / пер., вступ. ст. и комм. А. И. Сидорова. — М. : Мартис, 1994. — 362 с.

21. Успенский сборник ХП-ХШ вв. . — М. : Наука, 1971. — 770 с.

22. Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Святое Евангелие . — М. : Изд-во Летопись, 2015. — 744 с.

Bibliograficheskij spisok

Kappadokijskija. — Ch. V: O podvizhnichestvt. Svjato-Troickaja Sergieva lavra. — 1901. — S. 32-36.

6. Kirillin, M. V. Simvolika chisel v literature Drevnej Rusi (XI-XVI veka) / M. V Kiril-lin. — SPb. : Aletejja, 2000. — 314 s.

8. Kuz’mina, M. K. Kanon prepodobnicheskogo zhiti-ja skvoz’ prizmu biblejskih citat / M. K. Kuz’mina. — M. : Vodolej, 2017. — 400 s.

9. Lihachev, D. S. Chelovek v literature Drevnej Rusi / D. S. Lihachev. — M. : Nauka, 1970. — 180 s.

10. Losskij, V N. Po obrazu i podobiju / per. s fr. mon. Magdaliny V A. Reshhikovoj / V N. Losskij. — M. :

Izdanie Svjato-Vladimirskogo Brat-stva, 1995. — 204 s.

12. Ostromirovo Evangelie 1056-1057 goda po izdaniju A. H. Vostokova . — M. : Jazyki slavjan-skih kul’tur, 2007. — 968 s.

21. Uspenskij sbornik XII-XIII vv. . — M. : Nauka, 1971. — 770 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Feofilakt Bolgarskij, blazhennyj. Tolkovanie na Svjatoe Evangelie . — M. : Izd-vo Letopis’, 2015. -744 s.

Reference List

Academy of Sciences of the USSR Publishing House, 1947. — Page 159-184.

8. Kuzmina M. K. Canon of blessed life through a prism of bible quotes / M. K. Kuzmina. — M. : Vodoley, 2017. — 400 pages.

9. Likhachev D. S. Man in literature of Ancient Russia / D. S. Likhachev. — M. : Nauka, 1970. — 180 pages.

12. The Ostromir Gospels of 1056-1057 according to A. H. Vostokov’s edition. — M. : Yazyki Slavyanskoy Kul-tury, 2007. — 968 pages.

Н. Н. EeduHa

The first century of Christianity in Russia. — M. : Gnozis; Languages of the Russian Culture School, 1995. — 875 pages.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *