2015 г. — празднование юбилея выдающегося церковно-государственного деятеля, великого подвижника и богослова святителя Феофана, Затворника Вышенского.
Отец Феофана затворника, Василий Тимофеевич Говоров, был священником и отличался истинным благочестием. Как выдающийся среди духовенства, он был назначен на ответственную должность благочинного и нес ее в течение 30 лет, заслужив одобрение начальства, а также любовь и уважение подчиненных. Отец Василий был человеком прямого и открытого характера, добросердечный и гостеприимный.
В прощальных словах владимирского духовенства звучала надежда на то, что Феофан Затворник, как и его великие предшественники, покинув многозаботливую святительскую кафедру, послужит Церкви своими писаниями и духовными трудами: «…как в древности св. Исаак Сирианин, а в недавнее время св. Тихон Задонский, – оба пребывая на безмолвии после трудов святительских, услаждали церковь Христову драгоценными для нее навеки писаниями и сими трудами своими обессмертили в христианстве свою святую память, которую прославил Сам дивный во святых Своих Бог, – так да процветет в летописях дней св. церкви и возлюбленное имя отшельника – иерарха нашего, дондеже облечется вечным бессмертием небесным от Отца Светов. Да сотворит Господь и да исполнит по сим желаниям нашим искренним, молитвами прославившихся зде угодников Своих, к которым благоговейно и всегда притекал с усердными мольбами о заступлении преосвященный Феофан Затворник» .
От отца же святитель Феофан затворник унаследовал сильный и глубокий ум. Отец-священник часто брал с собою сына в храм Божий, где он становился на клиросе или прислуживал в алтаре. При этом развивался в отроке дух церковности.
Так под мудрым руководством отца и нежной, любовной попечительностью матери при благочестивой настроенности всего семейства протекали первые годы детства: у родителей кроме Георгия было еще три дочери и три сына.
Содержание
Учеба Святителя Феофана Затворника в училище и семинарии
Надо сказать, что первоначальное образование отрок Георгий получил в родительском доме: на седьмом году его начали учить грамоте. Отец Василий руководил обучением и прослушивал заданные уроки, а учила детей мать. «Еще в детстве Георгий обнаруживал ум весьма светлый, пытливый, доискивающийся первопричины явлений, быстроту соображения, живую наблюдательность и другие качества, приводившие нередко в удивление окружающих. Еще более возвысился, дисциплинировался и укрепился ум его школьным образованием», – пишет один из биографов святителя Феофана затворника И. Н. Корсунский.
Давая наставления о чтении духовной литературы, Феофан Затворник уточнял у своих адресатов, есть ли в их библиотеке творения святителя Тихона: «Читать для знания – одно дело, а читать для назидания – другое. При первом много читается, а при втором не надо много читать, а как только из читаемого что-либо падет на сердце, останавливайтесь и думайте, стараясь и разъяснить, а более углубить в сердце сию мысль. Это то же, что превратить сие в предмет богомыслия. Так питать будете душу и растить, а не насыпать ее, как мешок. … Св. Тихона читаете? – Добре? Никакая книга не может сравниться с его книгами» . А о. архимандрита просил в письме: «Поклонитесь св. мощам свт. Тихона, и приложитесь к ним, и скажите, что это за меня, чтоб помогал мне святитель Божий» .
Святитель Феофан Затворник участвовал в торжествах прославления святителя Тихона, которые прошли в 1861 году. В это время святитель Феофан Затворник находился на Тамбовской кафедре и его участие в торжестве открытия мощей новоявленного чудотворца-святителя «послужило как бы особым благодатным освящением его собственного святительского служения» .
Паломнические поездки.
Cвято-Успенский Вышенский монастырь принимает паломников из разных концов России, а также из дальнего и ближнего зарубежья.
Главное меню.
Краткая историческая справка
В состав Вышинского сельского поселения входят: русское село Выша , мордовский поселок Удево, поселок Известь и поселок станция Свеженькая
Село Выша – русское, расположено в 4 км от реки Выша (название – гидроним), 60 км от районного центра Зубова Поляна. В «Списке населенных мест Тамбовской губернии» (1866) Выша – деревня казенная из 54 дворов (331 чел.) Спасского уезда. В 1882г. В селе было 79 дворов (528 чел.). Современная Выша – крупный лесохозяйственный центр республики Мордовия (ООО Вышинский «ДОК» и ГКУ Вышинское территориальное лесничество).
3 Общие сведения о поселении
Вышинское сельское поселение расположено в юго-западной части Зубово-Полянского района, на расстоянии 60 км от районного центра Зубова Поляна.
Вышинское сельское поселение граничит на севере с Рязанской обл, на юге с Пензенской областью, на юго-востоке с Старобадиковским сельским поселением, на западе с Рязанской областью, на востоке со Старобадиковским сельским поселением, на северо-востоке с Жуковским сельским поселением. На его территории расположено два населенных пункта, в которых проживает 701 человек.
Экономика поселения имеет лесохозяйственную направленность. В настоящее время общая земельная площадь составляет 45519,68 га,
В поселении имеются необходимые условия для дальнейшего развития экономики и социальной сферы.
Панорама Вышенского монастыря. Фото нач. 2000-х гг.
Вышенская пустынь, женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в с. Выше Скопинской епархии
Вышенская пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы была основана в XVI-XVII веках, в 25 километрах от города Шацка при впадении в реку Цну реки Выши. Первое известное письменное свидетельство о Вышенском монастыре относится к 1625 году. Расположенный в глухих местах монастырь был форпостом в деле распространения христианской веры среди местных язычников – мордвы. Постепенно Вышенская обитель стала центром духовного просвещения местного населения.
В 1724 году обитель была приписана к Чернеевскому Никольскому монастырю. Предположительно, через два года она вновь была открыта. При секуляризационной реформе в 1764 году пустынь избежала упразднения. Тогда это был мужской монастырь, малочисленный и бедный. С начала XIX века, когда монастырь перешёл в ведение Тамбовской епархии, начался период возрождения Вышенской пустыни. Приглашенный владыкой Тамбовским Феофилом из Саровской обители старец Тихон отстроил Вышенский монастырь почти заново. За время его долгого настоятельства были возведены восемь каменных корпусов для братских келий; каменная четырехъярусная колокольня, на втором этаже которой в 1818 году был освящен храм во имя Святой Живоначальной Троицы; каменная ограда с башнями и кельями вместо ветхой деревянной. Кроме того, были куплены новые колокола.
Вышенская пустынь. Фото кон. XIX-нач. XX в.
В 1827 году монахиня Миропия (Данкова) подарила пустыни чудотворный Казанский образ Божией Матери. Каменный летний храм того же посвящения был освящен летом 1844 года, через несколько дней после смерти старца Тихона, и чтимый образ поместили туда. Когда от этой иконы были явлены чудесные знамения, известность обители стала возрастать, особенно после многочисленных чудес и исцелений во время холеры, свирепствовавшей в Тамбовском крае во второй половине XIX века. Тогда были устроены крестные ходы с иконой по городам и селениям Тамбовской губернии. В 1861 году в обители был построен Успенский храм, освященный в 1862 году.
В 1866 году в обитель удалился святитель . Он провел в обители оставшиеся годы своей земной жизни, ежедневно совершая Божественную литургию в специально устроенной келейной церкви в честь Богоявления и неустанно пребывая в духовно-литературных трудах. Благодаря его подвижнической деятельности, ко времени его кончины в 1894 году, Вышенская обитель приобрела известность на всю Россию. В эти годы, во второй половине XIX века, при архимандрите Аркадии был построен двухэтажный каменный братский корпус с аптекой и богадельня. В 1874-1890 годах был сооружен собор в честь Рождества Христова. В 1896 году были построены две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор.
Разоренный Рождественский собор Вышенского монастыря. Фото 1970-х гг.
После революции 1917 года в монастыре разместили «Детский городок III Интернационала», для того, чтобы вытеснить оттуда монашескую общину и занять храмы обители под свои нужды. В 1920-х годах Вышенский монастырь был закрыт, здания и имущество национализированы, монахи выселены. Лишь в Христорождественском соборе богослужения продолжались до 1938 года. После закрытия монастыря в обители размещались поочередно: детский сад, лесхоз, свиносовхоз, психиатрическая «колония», а с 1938 года — областная психиатрическая больница. Храмы и монастырские здания были доведены до полного запустения.
После канонизации святителя Феофана Затворника в 1988 году его мощи перенесли в единственную тогда близлежащую действующую церковь в селе Эммануиловка. 29 апреля 1990 года последовало решение Совета по делам религий при Совете Министров СССР о передаче Рязанскому епархиальному управлению некоторых зданий бывшей Успенской Вышенской пустыни для устройства женской обители. Несмотря на то, что Церкви были отданы Успенский, Казанский и Христорождественский храмы и небольшой бывший братский корпус, сразу приступить к их реставрации не было возможности, т. к. психиатрическая больница не покидала многих помещений. Насельницы поселились в 5 километрах от Выши, в бывшем имении обер-камергера Е. Д. Нарышкина «Быкова Гора». 29 июня 2002 года состоялось торжественное возглавленное патриархом Московским и всея Руси Алексием II перенесение мощей святителя Феофана обратно в Вышенскую обитель. Открылось монастырское подворье в посёлке Быкова Гора, где были заведены подсобное хозяйство, гостиница и трапезная. На конец 2000-х годов монастырь активно возрождался, велось восстановление здания, где пребывал в затворе святитель Феофан. При этом значительную территорию монастыря продолжает занимать психиатрическая больница.
Статистика
- кон. 2000-х — 25 насельниц
Настоятели, настоятельницы
Храмы
Казанский собор
Успенский Вышенский женский монастырь, 2014 г. Фото: Ю.Булкин
Каменный летний храм в честь Казанской иконы Божией Матери был заложен в 1831 году и освящен летом 1844 года. Пятиглавый храм имел три престола: главный — в честь Казанской иконы Божией Матери, правый — в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый — в честь Рождества святого Иоанна Крестителя. Три портала храма были украшены портиками и колоннами. В 1875 году были расписаны стены храма, устроен резной иконостас в котором были и иконы, написанные святителем Феофаном Затворником.
После многих лет запустения, 14 марта 2009 года архиепископ Рязанский Павел совершил малое освящение Казанского собора и в этот же день туда были перенесены мощи святителя Феофана Затворника.
Рождественский собор
Каменный теплый соборный храм в честь Рождества Христова был воздвигнут в 1874-1890 годах. Пятиглавый, он был с трех сторон украшен портиками и колоннами ионического ордера. Главный престол — в честь Рождества Христова, правый — во имя мучеников Адриана и Наталии, в левом приделе — ризница. В соборе хранилась особо почитаемая святыня — икона Девяти мучеников Кизических. 15 марта 2009 года было совершено освящение новых крестов на купола собора.
Успенский храм
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1861 году и освящен в 1862 году. В нем было два придела: правый во имя святителя Николая Чудотворца, левый во имя преподобного Сергия Радонежского.
Святыни
- Мощи святителя Феофана Затворника
- Вышенская Казанская икона Божией Матери
Использованные материалы
- Страница официального сайта Рязанской епархии:
- Страницы официального сайта Вышенского монастыря:
Монастырь основан как мужской в лесах у слияния Цны и Выши, на современное место переведён в 1625. Долгое время небогат и малолюден, начал развиваться в нач. XIX в. попечением строителя иером. Тихона, перешедшего сюда из Саровской пустыни. Большая часть построек, в т. ч. кельи и ограда выстроены в XIX в. Получил особую известность по жившему здесь в 1866-1894 в затворе еп. Феофану (Говорову), известному духовному писателю. Закрыт в 1920-х, занят лесхозом. С 1938 занят областной психбольницей. Восстановлен в 1990 на части территории как женский, но до кон. 1990-х сёстры жили вне монастыря. В настоящее время идет постепенный вывод больницы в новые корпуса.
ВЫШЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Успенский Вышенский (Вышинский) монастырь — женский (ранее мужской) монастырь Русской православной церкви, ныне Рязанской епархии (ранее Тамбовской). Восстановлен как женский монастырь в 1990 году.
Находится при впадении в реку Цну её притока Выши. Расположен на расстоянии 25 километров от города Шацка.
Основан предположительно в XVI-XVII веках (в письменных источниках впервые упомянут в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича — Марфы). Со дня основания до революции монастырь был мужским. Судя по всему, изначально обитель не была именитой и богатой, поэтому уже в 1724 году она была приписана к Чернеевскому Никольскому монастырю. С 1764 года монастырь вновь обретает самостоятельность.
Новая страница в жизни Вышенского монастыря связана с переходом в XIX веке в ведение Тамбовской епархии, которой в то время управлял епископ Феофил. Благодаря ему из Саровского монастыря был приглашен старец Тихон, под руководством которого Вышинский монастырь был отстроен практически заново. При игумене Тихоне (игументво в 1800-1844 годах) возведены каменная четырёхярусная колокольня с Троицким храмом (освящён в 1818), каменные кельи и каменная ограда с башнями.
Главная святыня монастыря — список чудотворной Казанской иконы Божией Матери — была отдана обители 7 марта 1827 года по завещанию монахини Вознесенского Тамбовского монастыря Миропии.
В 1831 году заложен летний каменный летний храм во имя этой иконы. Он стал последним сооружением, возведённым при жизни игумена Тихона: освящение достроенного собора состоялось летом 1844 года — через несколько дней после его смерти. Это пятиглавый храм с тремя престолами: центральных из них освящён в честь Казанской иконы Божией Матери; левый посвящён Рождеству Иоанна Предтечи, а правый — Владимирской иконе Божией Матери. Росписи храма были и резной иконостас выполнены в 1875 году.
В числе прочих, в этом соборе были и иконы, написанные св. Феофаном Затворником. Он жил в монастыре в 1866-1894 годах. С 1872 года он проводил своё время в полном уединении, собственноручно устроив для молитв небольшой домовый храм Богоявления Господня.
Немного ранее, занимая должность епископа Тамбовской епархии, св. Феофан назначил на должность игумена бывшего эконома архиерейского дома Аркадия, при котором было построено немало новый строений монастыря.
В 1861 году построен Успенский храм (освящен в 1862) с двумя приделами — Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.
При игумене Аркадии построены двухэтажный каменный братский корпус с аптекой, богадельня, две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор.
В 1874-1890 годах выстроен тёплый каменный пятиглавый Христорождественский собор, украшенный с трёх сторон колоннами и портиками ионического ордера. Главный престол храма освящён в честь Рождества Христова, правый — в честь мучеников Адриана и Наталии, а в левом расположилась ризница. В этом соборе хранилась почитаемая икона Девяти мучеников Кизических.
В 1920-х годах монастырь был закрыт, здания и все имущество бывшей обители национализированы, а монахи выселены. Единственным собором, где некоторое время (до 1938 года) продолжались богослужения, оставался Христорождественский. Территория обители использовалась как лесное хозяйство, совхоз по свиноводству, детский городок, а с 1938 года в строениях монастыря обосновалась областная психиатрическая больница. В 60-х годах была взорвана монастырская колокольня.
В 1988 году состоялась канонизация Феофана Затворника, которая привлекла внимание общественности к заброшенной Вышенской обители.
Новое возрождение монастыря началось в 1990 году, когда часть зданий была передана церкви для организации женского монастыря. 29 июня 2002 года при участии Патриарха Алексия Второго состоялось торжественное перенесение мощей свт. Феофана в Вышенскую обитель.
СВЯТО-БОГОЛЮБСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В С. БОГОЛЮБОВО
В 2007 году исполнилось 850 лет одной из старейших обителей России — Свято-Боголюбского монастыря, находящегося на территории древней Владимирской земли. Этот юбилей — особо значимое для нас событие, ибо будущая слава Владимира, как столицы древнерусского государства началась именно отсюда — из Боголюбова града, Боголюбова монастыря.
В 1155 году князь Андрей Боголюбский, повинуясь откровению свыше, выехал из Киева на северо-восток Руси. Проехав через небольшой, «мизинный» как его называли в те времена, город Владимир, князь вскоре был вынужден остановиться. В 7 верстах от города, на крутом берегу реки Клязьмы, лошади, которые везли возок с чудотворной иконой Божией Матери, внезапно встали и не могли двигаться дальше. Повелев сделать привал, князь всю ночь провел в молитве перед иконой. В полночь ему явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела чудотворную икону Свою поставить во Владимире, а на этом месте выстроить храм и основать монастырь. Князь в точности выполнил повеление Богоматери — в 1157 году началось строительство монастыря. Чудотворная икона была названа в честь города — Владимирскою и с того времени до сего дня является главной святыней и символом Святой Руси. Кроме того, по повелению князя, была написана икона Богоматери в память о ночном видении, названная Боголюбивой или Боголюбской.
Эта икона — первая писанная на Руси, ибо до той поры все иконы привозились из Византии. В течение веков от иконы происходило множество чудес, главным из которых было спасение осенью 1771 года жителей г. Владимира от моровой язвы, в память о чем с 1772 года был установлен ежегодный крестный ход с Боголюбивой иконой, совершаемый в настоящее время 1 июля.
Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский был первым после св. равноапостольного великого князя Владимира созидателем и устроителем Русской земли. От своего знаменитого деда Владимира Мономаха князь Андрей унаследовал многие черты характера: мужество, благородство, великодушие к врагам, цельность натуры и упорство в достижении поставленной цели. За свое дивное благочестие князь Андрей получил прозвище Боголюбский. Он знал наизусть весь церковный Богослужебный круг (святцы), был очевидцем явления Пресвятой Богородицы и даровал Руси две чудотворные Её иконы, выстроил свыше 30-ти храмов и монастырей. Князь обладал и полководческим даром — он совершил несколько военных походов на Волжскую Булгарию, которая делала опустошительные набеги на Владимиро-Суздальскую землю. Господь чудом помог князю одержать победу, и в честь этого было установлено празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 (14 по н.ст.) августа. Кроме того, в память о старшем сыне Изяславе, погибшем в бою, князь Андрей выстроил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на месте слияния двух рек — Нерли и Клязьмы. Он сам установил празднование Покрову Богоматери 1 (14 по н.ст.) октября в ознаменование того, что Божия Матерь принимает землю Русскую под Свой омофор, Свою защиту. (Позднее при храме был устроен женский монастырь, просуществовавший до 1764 года, а затем там находился скит от Боголюбского мужского монастыря.)
Летом 1174 года князь был убит руками заговорщиков — врагов земли Русской — за деятельность, направленную на объединение раздробленных русских княжеств в единодержавное государство. Место мученической кончины святого князя (в лестничной башне Боголюбского замка) сохранилось до наших дней.
После кончины князя устроенная им обитель несколько раз претерпевала разорение и разграбление, но продолжала существовать. Обитель часто посещали цари, князья, а также другие именитые государственные и духовные лица. Здесь нередко бывал и молился святой князь Александр Невский, а в 1263 году после его внезапной кончины на обратном пути из орды, сюда было привезено и его честное тело. Святитель московский митрополит Петр, будучи ещё на Владимирской кафедре, совершал здесь богослужения. А в 1360 г. здесь был и московский святитель митрополит Алексий. С 1364 по 1373 гг. тут подвизался Суздальский епископ Иоанн, причисленный позднее к лику святых. В 1552 г. сюда приезжал царь Иоанн IV. Сюда приезжали на богомолье патриархи московские и всея Руси Иосиф и Никон. Князь Димитрий Пожарский и легендарный генералиссимус Александр Суворов также значатся в числе почетных богомольцев монастыря. Великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев, расписывая Успенский собор во Владимире, часто бывал и в Боголюбово. По пути во Флорищеву пустынь в 1680 г. в монастыре останавливался царь Феодор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой драгоценный наперсный крест. В 1690 году обитель посещал царь Петр I. Здесь были также Павел I, Александр I, Александр II и многочисленные великие князья. По церковному преданию в Боголюбском монастыре была совершена дьяконская хиротония прп. Серафима Саровского. Знаменательно то, что в конце июля 1991 года во время перенесения мощей прп. Серафима Саровского в Дивеево, крестный ход заходил в обитель. Мощи были поставлены на паперти собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери, и сам Патриарх Алексий II служил перед ним молебен в благословение новоустрояющейся обители. Позднее в память этого события, в цокольном помещении собора был освящен первый на Владимирской земле храм в честь прп. Серафима Саровского.
13 мая 1913 года Боголюбскую обитель почтил своим посещением последний русский император Николай II с августейшим семейством. Император прикладывался к чудотворной иконе, заходил в великокняжеские палаты, с благоговением созерцал нишу под лестницей, где темными пятнами на века впиталась в известковые камни пола кровь великого русского князя. В 1918 году 17 июля в день памяти св.блгв. князя Андрея Боголюбского царь Николай и его близкие будут также злодейски убиты, как и сам князь Андрей.
В XIX веке в обители, как и во всей России, был духовный расцвет: увеличилось число насельников, строились новые корпуса, в 1842 году была построена новая монастырская колокольня (высотой 58 метров), а за 11 лет (1855-1866 гг.) был выстроен новый пятикупольный соборный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери с приделами в честь свв. Симеона Богоприимца и пророчицы Анны и свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Это один из самых больших храмов в Центральной России — вмещает около 5 тысяч молящихся. Он был сооружен на средства московской купчихи Анны Герасимовны Алексеевой с сыновьями по проекту губернского архитектора Я. М. Никифорова, взявшего за основу образцовые разработки К. А. Тона. Освящал храм в 1866 году святитель Феофан (Затворник), который тогда являлся правящим архиереем Владимирской епархии. В 70-х гг. XIX века собор был расписан внутри масляной живописью в академическом стиле артелью потомственного иконописца И. И. Шорохова с братьями.
В 1891 году Свято-Боголюбский монастырь был возведен в I класс. К началу XX века братии в обители было около 75 человек. Последним настоятелем монастыря вплоть до его закрытия в 1923 году был святитель Афанасий Сахаров, причисленный ныне к лику святых (прославление состоялось 29 октября 2000 года).
После революции наступили годы запустения, были разорены храмы, сброшены колокола, осквернены святыни. Монашествующих разогнали, многие из них приняли от рук безбожников мученическую кончину. В монастырских корпусах разместились школа, больница, почта, отделение милиции, консервный завод, а в храмах — хранилища и склады.
По промыслу Божию, накануне зимней памяти прп. Серафима Саровского, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, 14 января 1997 года в Боголюбскую обитель были переведены 60 сестер и архимандрит Петр (Кучер) из Задонского Преображенского женского монастыря, которые и приступили к восстановлению святыни.
В настоящее время в монастыре подвизается более 120 насельниц, обязанности настоятельницы исполняет монахиня Георгия (Курчевская), духовником обители и настоятелем монастырских храмов является архимандрит Петр (Кучер). При монастыре также проживают дети, которые получают здесь необходимое в наше время духовное воспитание и проходят обучение в общеобразовательной монастырской школе.
Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершается строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. По преданию там тонул во время купания царь Иоанн Грозный, возвращавшийся после взятия Казани в Москву. Он был чудесным образом спасен, и выстроил по обету храм в честь Преображения Господня.
За пять лет, начиная с 2001 г., по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведен монастырь с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас заканчивается восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.
Для восстановления и устройства Суздальского Ризоположенского женского монастыря и его скита в с. Санино Суздальского района были направлены сестры из Боголюбской обители, и приложены немалые труды и средства.
Благодаря мудрому духовному руководству архимандрита Петра, детально вникающему во все строительные, архитектурные, реставрационные работы, Свято-Боголюбский монастырь восстал из руин и сегодня является одним из духовных центров Русской земли. Обитель, входящую в состав «Золотого кольца» России, посещают многочисленные экскурсионные группы, а также тысячи паломников приезжают сюда на поклонение древним святыням.
Сайт: http://sv-bogolubov.ru
Выша (Рязанская область.)
Выша — село в Шацком районе Рязанской области. Расположена в месте впадения реки Выша в реку Цна.
На Выше расположен Свято-Успенский Вышенский (Вышинский) женский монастырь. В царское время монастырь был мужским. Известен тем, что на территории в конце XIX века проживал Феофан Затворник, в 1988 году причисленный к лику святых.
Феофановская церковь — Церковь Феофана Затворника в Быковой Горе, Николаевка (Быкова Гора)
Домовая церковь на подворье Вышенского монастыря, официально открытом ок. 2004. Устроена в 1990-х в кирпичном одноэтажном здании кон. XIX в., внешне выделена главкой.
Троицкая церковь — Церковь Троицы Живоначальной в Успенской Вышенской пустыни, Выша
Церковь во втором ярусе надвратной колокольни, освящённая в 1818. Четырёхъярусная колокольня в стиле классицизма сооружена в 1810-х строителем иером. Тихоном (Сергеевым). В 1976 колокольня сломана. В наши дни на её месте поставлен памятный крест.