Феофан затворник

Святитель Феофан Затворник

Феофан Затворник Вышенский (1815-1894), епископ, затворник, святитель

Память 6 января, 10 января, 16 июня (перенесение мощей), в Соборах Воронежских, Киевских, Липецких, Рязанских, Санкт-Петербургских и Тамбовских святых

В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавске Елецкого уезда Орловской губернии. Его отец, Василий Тимофеевич Говоров, был священником Владимирской церкви этого села. Мать будущего святителя, Татьяна Ивановна, происходила из священнической семьи. В семье отца Василия было три дочери и четыре сына.

Отец часто брал Георгия с собой в храм, где тот становился на клиросе или прислуживал в алтаре. Первоначальное образование Георгий получил в родительском доме, где ему привили любовь к святой православной вере и к храму.

Содержание

Духовное образование

В 1823 году поступил в Ливенское духовное училище и закончил его через шесть лет в числе лучших учеников.

В 1829 году был переведен в Орловскую духовную семинарию.

Именно здесь у него появилось все более возрастающее благоговение к святителю Тихону Задонскому. Вместе с родными юноша совершил паломничество в Задонский монастырь, где почивали мощи святителя Тихона Задонского, в то время еще не прославленного.

В семинарии Говоров учился так же успешно, как и в училище. Будучи в числе лучших учеников, он сам пожелал остаться на повторный курс в философском классе. Благочестие и добрая религиозная нравственность, заложенные в душе Георгия в детские годы, не только не угасли во время учебы, но продолжали возрастать. Характерной чертой его была любовь к уединению.

По личному распоряжению епархиального архиерея — епископа Орловского Никодима — Георгий был направлен в Киевскую духовную академию.

По свидетельству современников, студент Георгий Говоров именно здесь, в Киевской академии, развил в себе способность к писательству. Благодатное влияние оказали на Георгия Киево-Печерская Лавра и киевские церковно-исторические памятники. Впечатления от посещения Лавры были настолько глубоки и сильны, что Святитель до конца жизни с восторгом вспоминал о них. «Киевская Лавра — говорил впоследствии епископ Феофан, — неземная обитель. Как пройдешь брешь, бывало, так и чуешь, что зашел в другой мир».

При отличных успехах в науках студент Говоров обращал на себя внимание своим поведением. В профессорских ведомостях он аттестуется как студент, обладающий весьма хорошими способностями, отличающийся усердием и проявляющим успехи в науке. Любимыми предметами будущего архипастыря были предметы богословские и в особенности Священное Писание и церковное красноречие.

Постриг и рукоположение

1 октября 1840 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, студент Георгий Говоров подал академическому начальству прошение о пострижении в монашество. С разрешения академического и высшего духовного начальства 15 февраля 1841 года он принял постриг с именем в честь преподобного Феофана Исповедника.

6 апреля 1841 года был рукоположен в иеродиакона ректором Иеремией, епископом Чигиринским, викарием Киевского митрополита, в большом Успенском соборе Киево-Печерской Лавры, а 1 июля — в иеромонаха.

Иеромонах Феофан продолжал учебу в академии и писал курсовое сочинение на тему: «Обозрение подзаконной религии». Он успешно сдал выпускные экзамены, а курсовое сочинение в числе лучших было отослано в Святейший Синод на рассмотрение. В 1841 году иеромонах Феофан в числе первых закончил академию со степенью магистра.

Учебно-воспитательная деятельность в Киеве, Новгороде, Санкт-Петербурге

27 августа 1841 года был назначен ректором Киево-Софийского духовного училища, бывшего под непосредственным наблюдением киевского митрополита Филарета. Ему было поручено преподавание латинского языка в высшем отделении этого училища. Под руководством опытных старцев и ученых, своих духовных руководителей, иеромонах Феофан занялся изучением творений святых отцов. С этого времени практическое и научное изучение аскетической письменности стало делом всей его жизни.

В конце 1842 года он был перемещен в Новгородскую духовную семинарию на должность инспектора с поручением вести курс психологии и логики.

В конце 1844 года был переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию на должность бакалавра по кафедре Нравственного и пастырского богословия. Молодой педагог опирался в своих лекциях на опыт аскетический и психологический. Однако он не полагался на свои силы и показал свои лекции знатоку аскетических творений, архимандриту Сергиевой пустыни близ Петербурга Игнатию (Брянчанинову), который одобрил их. Лекции эти оказывали огромное влияние на слушателей, воспринимавших их как жизненные уроки .

В 1845 году назначен помощником инспектора Санкт-Петербургской духовной академии и членом комитета для рассмотрения конспектов наук семинарского образования. В то же время иеромонах Феофан исполнял обязанности инспектора академии. В этом же году он был второй раз удостоен благословения Святейшего Синода, а затем звания соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры.

Вся его педагогическая система основывается на идее нравственно воспитывающего обучения. Он признавал плодотворным лишь то образование, которое не только ум развивает, но и главным образом облагораживает сердце. Будущий святитель был глубоко предан делу доброго христианского воспитания, но дух его стремился в более родную ему область молитвенного общения с Богом и иноческого жития.

Служение в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

В августе 1847 года, по его собственному желанию, он был назначен членом создаваемой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

14 октября 1847 года Миссия отбыла в Палестину. Путь лежал через Киев, Одессу и Константинополь. 17 февраля 1848 года Миссия благополучно прибыла в Иерусалим и была радушно принята блаженнейшим патриархом Иерусалимским Кириллом. Члены Миссии посетили многие святые места Палестины, Египта и Сирии. В 1850 году они посещают Александрию, Каир и местные монастыри, беседуют с патриархами Александрийским и Коптским.

В Иерусалиме он выучился иконописи и снабжал бедные церкви иконами и даже целыми иконостасами, он прекрасно изучил греческий язык, основательно французский, занимался еврейским и арабским языками. Определением Святейшего Синода 14 февраля 1852 года утвержден в звании корреспондента конференции Киевской духовной академии.

Отцу Феофану не довелось посетить Афон, но он вел переписку с афонскими старцами.

В Иерусалиме отец Феофан досконально ознакомился с лютеранством, католичеством, армяно-григорианством и другими инославными вероисповеданиями.

В 1853 году началась Крымская война. Русская духовная миссия была отозвана и возвращалась на родину через Европу. По пути в Россию иеромонах Феофан осматривал храмы, библиотеки, музеи и другие достопримечательности, посетил некоторые учебные заведения.

Учебно-воспитательная деятельность в России

4 апреля 1855 года был возведен в сан архимандрита и 12 апреля назначен в Петербургскую духовную академию бакалавром по кафедре канонического права, а через полгода — на должность ректора Олонецкой духовной семинарии.

Олонецкая духовная семинария в это время была еще совершенно не устроена, даже не имела своего здания. Архимандрит Феофан занимается организацией строительства здания для семинарии. Однако главной заботой отца Феофана, было воспитание учащихся Олонецкой семинарии.

Помимо семинарии на архимандрита Феофана были возложены многие дела по епархии из-за отсутствия Олонецкого архиепископа Аркадия, который был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 17 октября 1855 года отец Феофан определен членом Олонецкой Духовной консистории. Архимандрит Феофан заботился об улучшении проповеднической деятельности приходского духовенства и выработал целый ряд мер борьбы с расколом, который утвердился в тех краях в форме даниловщины, филипповщины, аристовщины и странничества.

Настоятель Константинопольского посольского храма

В 1856 году был назначен на должность настоятеля посольской церкви в Константинополе, что было обусловлено тем, что он был хорошо знаком с православным Востоком и вполне подготовлен к этой должности. Константинопольская Православная Церковь в это время переживала большие трудности в связи с распрей греков с болгарами. Русское правительство и Святейший Синод, заинтересованные в скорейшем ее прекращении, поручили архимандриту Феофану собрать сведения, касающиеся греко-болгарской распри. 9 марта 1857 года отец Феофан представил отчет, который имел большое значение при обсуждении этого вопроса Святейшим Синодом Русской Православной Церкви. Своей симпатией к болгарскому народу, сочувствием к его законным требованиям, своим искренним желанием помочь отец Феофан снискал себе большую любовь среди болгар. Озабоченный сложной ситуацией в Болгарской Церкви, архимандрит Феофан не забывал и о благе Константинопольской Церкви. Он близко познакомился с внутренней жизнью константинопольского патриархата, с состоянием синода, положением патриарха, епископов, священников, содержанием церквей и духовенства, и ему открылась бедственная картина. Обо всем этом отец Феофан писал в своем отчете, взывая о помощи к «великодушной» России, которой «не следует оставлять своей матери по вере в этом беспомощном состоянии».

Во время своего пребывания в Константинополе архимандрит Феофан заботился и о русских, которые здесь жили, и предложил русскому правительству устроить в Константинополе госпиталь для русских матросов и паломников и просил также устроить «братство с церковью».

Во время пребывания за границей отец Феофан еще более укрепил знание греческого языка, которое он применил в последующих трудах. На православном Востоке он собрал много драгоценных жемчужин святоотеческой, главным образом аскетической литературы.

Ректор Санкт-Петербургской духовной академии

13 июня 1857 года назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, которую возглавлял два года.

Как ректор посещал лекции профессоров, присутствовал на экзаменах, следил за всем ходом учебного дела в академии. Особое внимание он обращал на воспитательную работу. Усиленно занимался также редакторской и богословской работой. Свои сочинения он публиковал главным образом в академическом журнале «Христианское чтение», который выходил тогда под его наблюдением. Время ректорства архимандрита Феофана совпало с празднованием 50-летия открытия Петербургской духовной академии. Юбилейное празднование состоялось 17 февраля 1859 года.

Епископ Тамбовский

29 мая 1859 года был наречен, а 1 июня — хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской Лавры возглавил митрополит Григорий (Постников).

За четыре года своего служения на Тамбовской кафедре он успел снискать всеобщую и самую искреннюю любовь необыкновенной кротостью своего характера, редкой деликатностью и участливым вниманием к нуждам пасомых.

Проявил себя ревностным проповедником. Почти каждое богослужение он сопровождал проповедью, и слово его, шедшее от сердца и дышавшее глубоким убеждением, привлекало многочисленных слушателей. Плодом его ревностного проповедания явился выпуск двух томов его слов к тамбовской пастве (всего 109 слов).

Святитель Феофан заботился и о внешнем благоустройстве духовно-учебных заведений, побудил начальство Тамбовской семинарии произвести капитальный ремонт семинарского храма. В целях подъема народного образования при содействии преосвященного Феофана было открыто много церковно-приходских училищ, воскресных школ и частных школ грамотности, а также открыто шестилетнее женское епархиальное училище.

Епископ Феофан в то же время заботился о повышении образования и самого духовенства. По его ходатайству перед Святейшим Синодом с 1 июля 1861 года стали выходить «Тамбовские епархиальные ведомости».

При своих многочисленных и разнообразных делах и заботах по управлению Тамбовской епархией святитель Феофан находил время и для учено-литературной деятельности. К этому времени относится его богословский труд «Письма о христианской жизни», который заключает в себе целую систему христианского нравственного учения.

Во время одной из поездок с целью обозрения храмов и монастырей своей епархии святитель Феофан посетил Вышенскую пустынь, которая понравилась ему строгим иноческим уставом и красотой местности. Назначая туда настоятелем эконома архиерейского дома игумена Аркадия, владыка на прощание сказал ему пророчески: «Поезжайте, отец игумен, туда, а там, Бог даст, и я к вам приду».

В 1861 году он принимал участие в торжестве открытия мощей святителя Тихона Задонского.

Епископ Владимирский

22 июля 1863 года был перемещен на Владимирскую кафедру.

Непродолжительно было служение епископа Феофана и во Владимире, но и здесь он проявил себя ревностным архипастырем и успел заслужить всеобщее уважение и любовь. Он предпринимал поездки в раскольнические центры епархии, где произнес целый ряд проповедей, а в конце 1865 года открыл в селе Мстере Вязниковского уезда Богоявленское православное братство.

Однако предметом самых усердных забот епископа Феофана явились церковно-приходские школы и духовно-учебные заведения епархии. Он закончил начатую его предшественником постройку общежития для учеников Владимирской духовной семинарии, открыл училище для девиц духовного звания. С начала 1865 года по ходатайству святителя Феофана стали выходить «Владимирские епархиальные ведомости».

Увольнение на покой

После двадцатипятилетнего служения Церкви на различных поприщах, преосвященный Феофан нашел благовременным осуществить свое всегдашнее стремление. Посоветовавшись со своим давним духовным руководителем митрополитом Исидором, он подал прошение в Святейший Синод об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Ходатайство владыки было удовлетворено, 17 июля 1866 года он был освобожден от управления епархией и назначен настоятелем Вышенской пустыни.

«Я ищу покоя, — писал епископ Феофан митрополиту Исидору, — чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, и полезный и нужный для Церкви Божией».

Суетная должность настоятеля нарушала внутренний покой владыки Феофана, и он скоро подает новое прошение об освобождении его от этой должности. Святейший Синод удовлетворил его просьбу. Об этом времени святитель говорил: «Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, если бы его восстановили у нас и меня назначили бы на него… Вышу можно променять только на Царство Небесное».

В первые шесть лет своего пребывания в Вышенской пустыни преосвященный Феофан не уединялся окончательно. Вместе с иноками обители он ходил ко всем церковным службам, а в воскресные и праздничные дни сам совершал литургию в сослужении братии. Он охотно принимал посетителей — родных и почитателей, искавших его духовных советов, вразумлений и наставлений, выходил из кельи на прогулку. Святитель Феофан в начале своего пребывания в Вышенской пустыни испытывал борьбу с помыслами, которые внушали ему сожаление о раннем оставлении кафедры.

В 1872 году духовное начальство предлагало ему снова принять управление епархией, даже Московской, а потом в этом же году предлагало ему заседать в судном отделении Святейшего Синода.

В 1879 году святителя Феофана через Святейший Синод приглашал в Японию отец Николай (Касаткин), будущий равноапостольный просветитель Японии. Но епископ Феофан отказался от этих приглашений.

Затвор

Святитель Феофан Затворник Вышенский

После пасхальных дней 1872 года он начал вести затворническую жизнь. Он прекратил всякие сношения с людьми, перестал ходить в монастырский храм на богослужение и затворился в отдельном флигеле. С этого времени он принимал только настоятеля пустыни, духовника игумена Тихона и келейника отца Евлампия. К этому времени епископ Феофан устроил в своих келиях малую церковь во имя Крещения Господня, в которой служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а в последние 11 лет ежедневно.

В свободное от духовных подвигов время он занимался учено-литературными богословскими трудами, писал множество писем к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбами о помощи и наставлениях. Уйдя из мира и почти не встречаясь с людьми, епископ-затворник интересовался жизнью Церкви и своей родины. Он выписывал много журналов. В кабинете у него была огромная библиотека. При написании своих произведений святитель использовал обширную литературу на русском и иностранных языках.

Он говорит в одном из своих писем: «Писать — это служба Церкви нужная». Весьма разнообразны предметы и содержание творений Вышенского затворника. Главной темой всех его многочисленных произведений является спасение во Христе. Среди творений епископа Феофана почти не встречается трудов специально догматического характера, но поскольку нравственное учение Христианства стоит в неразрывной связи с догматами, то в разных местах его трудов можно увидеть раскрытие и догматического учения. Среди трудов святителя важно место занимают и толкования слова Божия.

В тесной связи со всеми трудами епископа Феофана в области богословия стоит его переводческая деятельность. Важнейшей из переводных работ святителя является «Добротолюбие», главный предмет которого составляют писания о духовной жизни основателей и великих учителей христианского аскетизма.

Особый вид литературных трудов преосвященного Феофана представляют его многочисленные письма, которыми он обменивался со всеми, кто просил его советов, поддержки и одобрения, начиная с сановников и кончая простолюдинами. Искренность и любовь к людям святитель сохранил до своей блаженной кончины. Все духовные академии в России избрали святителя Феофана своим почетным членом, а Санкт-Петербургская присвоила ему в 1890 году звание доктора богословия за богословские сочинения.

Мирно скончался 6 января 1894 года, около четырех часов дня. Отпевание почившего епископа-затворника было совершено 11 января епископом Тамбовским Иеронимом (Экземплярским) при огромном стечении духовенства и народа. Погребение состоялось в Казанском соборе Вышенской пустыни во Владимирском приделе.

На Поместном соборе Русской Православной Церкви 6—8 июня 1988 года епископ Феофан Затворник был канонизирован как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышенский подвижниче, святителю Феофане богомудре, писаниями твоими Слово Всякие изъяснил еси и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, учениями твоими многая люди просветил еси, со ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, моли непрестанно о всех нас.

Награды

  • золотой наперсный крест (5 мая 1851)
  • орден святого князя Владимира III степени (1859)
  • орден святой Анны II степени (17 апреля 1857 года)
  • орден святой Анны I степени (19 апреля 1864 года)

Труды

  • Краткое учение о Богопочитании, 1845
  • Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения, 1847
  • Письма о христианской жизни, 1858-1860
  • Слова С. Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана, 1859
  • Сборник слов «Внутренняя жизнь», 1860
  • Сборник Девять слов по случаю пожаров в Тамбове и губернии Тамбовской, 1860
  • Слова во святую Четыредесятницу и приготовительные к ней недели, 1864
  • Сборник проповедей «Небесный покров над нами», 1865
  • Сборник слов Феофана Затворника посвященных Богоугодной жизни вообще, 1859-1866
  • Сборник слов на разные случаи, 1866
  • Сборник слов и проповедей о нашем отношении к храмам, 1866
  • Душа и ангел – не тело, а дух. Полемическое исследование, 1867
  • Сборник проповедей «Слова о покаянии, причащении святых Христовых Таин и исправлении жизни», изд. в 1868
  • Сборник слов и проповедей о Православии с предостережениями от погрешений против него, 1859-1869
  • Путь ко спасению. Краткий очерк об аскетике. Начертание христианского нравоучения,1868-1869
  • Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, 1870
  • Мысли на каждый день года. По церковным чтениям из Слова Божия, 1871
  • Письма о духовной жизни, изд. в 1872
  • Истолкование Псалма Давида 118-го, 1874
  • Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться, 1878
  • Начертание христианского нравоучения, изд. в 1880
  • Сборник «Святые Отцы о молитве и трезвении» (Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или о внимании в сердце к Богу), изд. в 1881
  • Толкования Посланий апостола Павла, 1873 — 1882
  • Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни, изд. в 1883
  • Толкование на книгу св. Ермы, 1884
  • Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами св. Евангелистов в указанием оснований, почему именно такой, а не другой избран порядок последования евангельских событий одних за другими, изд. в 1885
  • Два слова о святом таинстве крещения, изд. в 1886
  • Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни, изд. в 1892
  • Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике (Лк. 16, 1–13) и обетования тем, кои все оставляют ради Царствия Христова (Мк. 10, 29–30), изд. в 1893
  • Наставление о преуспеянии в христианской жизни, изд. в 1896

Переводы:

  • Добротолюбие, изд. в 1877
  • Слова преподобного Симеона Нового Богослова: вып. 1–2, изд. в 1882
  • Прп.Никодим Святогорец. Невидимая брань, изд. в 1886
  • Митерикон: Собр. наставлений аввы Исаия всечестной инокине Феодоре, изд. в 1891
  • Прп.Симеон Новый Богослов. Слово 68. О трех образах внимания и молитвы, изд. в 1893
  • Каллист Патриарх и сподвижник его Игнатий, Ксанфопулы, изд. в 1900

Использованные материалы

  • Свт. Феофан Затворник. «Душа и ангел»
    • (взяты тропарь и кондак)
  • Земной путь святителя Феофана Затворника Вышенского, в фотодокументах. Рязань, 2004

Это был скорее пересказ, чем перевод, да и тот выборочный. (Сергей Говорун. Из истории «Добротолюбия» — )

Каширина В.В., д.ф.н.

«Путь ко спасению» в жизни преподобноисповедника Никона Оптинского
(по материалам «Дневника послушника Николая Беляева»)

В духовной сокровищнице Оптиной Пустыни есть сочинение, написанное в форме Дневника духовной жизни молодого послушника Николая Беляева, впоследствии преподобноисповедника Никона Оптинского. Уникальность этого документа определяется и тем, что он помогает понять, сколь велико значение духовного старческого руководства в деле спасения человека, раскрывает сокровенный путь духовного совершенствования молодого послушника под руководством старца, что обеспечивало духовное преемство в Оптиной Пустыни.

Послушник Николай вел Дневник по благословению своего старца –преподобного Варсонофия Оптинского – с 1907 по 1910 годы. Как свидетельствует монахиня Мария (Добромыслова), автор «Жизнеописания преподобного Никона», последняя часть Дневника пропала у одного из арестованных оптинских иноков . В конце 50-х гг. XX в. братом преп. Никона Иваном Митрофановичем Беляевым были написаны воспоминания об их детских и юношеских годах и комментарии к Дневнику. По сохранившимся источникам Дневник был издан в издательстве монастыря Оптиной пустыни уже в наше время и выдержал несколько переизданий. Как отмечено в Предисловии: «Дневник особенно интересен тем, что, помимо искреннего, живого описания жизни Скита, он приоткрывает нам духовную жизнь великого оптинского старца Варсонофия, ибо послушник Николай подробно, с любовью, записывал в Дневнике все его беседы и наставления» .

В «Дневнике» молодого послушника мы можем прочитать о том влиянии, какое оказали на его духовное становление книги святителя Феофана, особенно – «Путь ко спасению», об отзывах преп. Варсонофия Оптинского о духовном наследии святителя и др.

Одна из первых записей о книге святителя Феофана была сделана 10 января 1908 г.: «…когда я начал стремиться к жизни во Христе, я не читал никаких книг, а только Евангелие, которое и читал месяца два, а еще – «Путь ко спасению” епископа Феофана» .

Из жития преп. Никона известно, что в 1906 г. Николай поступил на физико-математический факультет Московского университета. С середины 1906 г. Николай и его брат Иван, ученик старшего класса гимназии, практически перестали посещать занятия, посвящая все время храму.

Вот как об этом впоследствии Николай Беляев записал в Дневнике от 12 апреля 1909 г.: «Вспомнилось мне и то, как я жил перед отъездом в Оптину в первый раз, то есть тогда когда коснулась меня благодать Господня. Когда я учился в гимназии, я не мог пропускать классы и аккуратно посещал гимназию, хотя под конец и мало занимался дома. Также и в университет я ходил аккуратно, хотя дома совсем не учился. В университете я успел проучиться немногим более полугода. Я был на одном курсе и факультете с братом Сережей. Как он, так и я посещали университет аккуратно. Так продолжалось до Рождества.

После Рождества мои мысли и стремления к Богоугождению начали несколько формулироваться, и я стал посещать университет хотя и ежедневно, но с некоторою целию. Именно: под предлогом занятий в университете я уходил утром из дома. Приходил в университет и был там до 9 часов, а с 9 часов отправлялся в Казанский собор к обедне, предварительно заходя по дороге к Иверской, если там народу бывало не очень много. Отслушав литургию, стоя иногда даже всю литургию на коленях, я не спеша отправлялся домой и заходил по дороге в часовню Спасителя и, помолившись там, уже без задержек направлялся домой. Дома я, напившись чаю, садился читать Евангелие, которое и читал более месяца или месяц. Когда Евангелие было прочитано, я начал читать Апостол и «Путь ко спасению» епископа Феофана; читал иногда листочки и брошюрки духовного содержания. Вечером я начинал писать дневник, потом немного молился и ложился спать .

Постепенно у братьев Николая и Ивана возникло желание поступить в монастырь. После молитвы в книге «Вся Россия» братья вытянули по жребию названия обители, куда намеревались поступить, – Оптина пустынь.

11 февраля 1907 г. Николай и Иван получили благословение от матери на монашество. Мать отвезла их к почитаемому московскому старцу о. Валентину Амфитеатрову, который посоветовал им просить благословение у монаха. Получили благословение от епископа Трифона (Туркестанова), наместника Богоявленского монастыря в Москве. И 24 февраля 1907 г. прибыли в Оптину пустынь.

Книгу святителя Феофана, наряду с Евангелием, Николай Беляев читал перед поступлением в монастырь, именно она давала ответы юноше на многие духовные вопросы.

Об этом еще не раз упоминается на страницах Дневника. 14 мая 1908 г.: «Батюшка говорил мне: «Ни на минуту не подумайте, что Вы сами пришли сюда; если что-либо есть и было с Вашей стороны, то это только то, что Вы не противились”» Да это, так. Я помню обстоятельства поступления моего в скит и мои чувства… Я вижу, чувствую, что сбылись надо мною слова, прочтенные мною у епископа Феофана («Путь ко спасению”): «Благодать, действуя в человеке, показывает ему, дает чуть-чуть ощутить сладость духовной жизни и быстро скрывает, поставляя человека на точку безразличия, где и требуется уже от самого человека произволение на новую жизнь” . Эта мысль не является точной цитатой из книги святителя, но достаточно полно передает его мысли, выраженные в главе «О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь».

Немного позднее в Дневнике Николай Беляев поясняет это действие благодати в записи от 6 декабря 1908 г.: «Епископ Феофан, да и другие святые отцы учат, что, когда благодать коснется человека, в нем появится ревность к Богоугождению. Если он не подавит ее, то появятся дела. И эти дела он будет совершать легко, ибо собственно не он, а благодать за него будет совершать их. Эту легкость телесных деланий испытал на себе и я, но ничего не понимал: ни сущности этих деланий, ни цели, ни причины. Не заметить изменений было невозможно, но я или приписывал это себе, или не обращал на это внимание. Теперь вижу, что я был под особым действием благодати в миру до приезда в Оптину в первый раз и во время всего нашего первого пребывания в Оптиной; затем, во время нашего пребывания в миру после Оптиной, не знаю, как хранила меня благодать, только бывали заметные расслабления. Наконец, при поступлении в скит, Божия благодать опять заметно воздействовала. Быть может, в миру благодать и более помогала мне, но ее действие было только охранительное, дабы я не погряз совсем. Внешних, видимых проявлений, кажется, не было. И теперь Господь хранит меня, но начинает отнимать у меня благодать, дабы испытать силу и твердость моего произволения. Теперь я немного кое-что понял, прозрел немного, чем я обязан Батюшке и чтению книг святоотеческих по Батюшкиному благословению. Я понял, что монашество есть непрерывная борьба, непрестанное умерщвление плоти, и я, помня это, должен готовиться к борьбе и скорбям. Епископ Игнатий говорит, что подвижник по Божию смотрению, – подвижник Христов, – значительную часть жизни проводит в скорбях, часто очень тяжелых. Поэтому мне надо запастись терпением» .

29 января 1908 г., в день памяти св. Игнатия Богоносца братья Николай и Иоанн были облечены в послушнические одежды и получили в напутствие от преп. Варсонофия книги, среди которых была и книга святителя Феофана: «Затем Батюшка дал нам обоим три книжки: «Кончина праведника” – письмо Клавдии Прокулы, жены Пилата, «Митерикон: собрание наставлений аввы Исаии всечестной инокине Феодоре” епископа Феофана и «О внешнем благоприличии и поведении новоначальных послушников» епископа Игнатия (Брянчанинова)”» .

Несколько раз на страницах Дневника говорится о своеобразии духовного наследия святителя Феофана и Игнатия (Брянчанинова).

27 марта 1908 г. Николай пишет о том, что при чтении книги святителя Игнатия смущался помыслами о том, что один и тот же вопрос трактуется по-разному у двух духовных авторов. Здесь, видимо, речь идет о разногласии в учении святителей Феофана и Игнатия о духе, душе и теле, которое проявилось в их книгах – «Слово о смерти» и «Прибавление к Слову о смерти» свят. Игнатия и в книге «Душа и ангел – не тело, а дух».

Преп. Варсонофий отвечает на смущение своего ученика: «епископ Игнатий и епископ Феофан говорят не различно; епископ Феофан, так сказать, поправляет епископа Игнатия, поясняет те места, где есть неясности. А епископ Игнатий имел с бесами дело лично, только он об этом не говорит, как, например, и Серафим Саровский не имел обыкновения рассказывать. Поэтому эта книга написана с опыта личного» .

5 декабря 1909 г. Николай записывает диалог, который состоялся у него со старцев о внешнем и внутреннем монашестве:

«– А что нужно относить к внешнему и что – к внутреннему монашеству?

– Над этим вопросом много потрудились и епископ Игнатий, и епископ Феофан. Епископ Игнатий написал об этом отдельную статью во 2-м томе , а епископ Феофан отдельную книгу «Внутренняя жизнь» . Внешнее монашество – это упражнение в подвигах: посте, бдении, сюда же относится исправное по внешности посещение церковных служб, трезвенность и прочее. А внутреннее монашество – это борьба со страстями, очищение сердца .

По благословению преп. Варсонофия Николай читает «Ответы епископа Феофана на вопроса инока о молитве Иисусовой и различных деланий монашеской жизни» .

Причем учение о молитве святителя Феофана, по мнению преп. Варсонофия, глубже, чем учение святителя Игнатия. 2 августа 1909 г. Никоай записал в своем Дневнике: «Недавно Батюшка говорил мне о молитве Иисусовой: сочинения епископа Игнатия Брянчанинова необходимы, они, так сказать, азбука, слоги. Сочинения епископа Феофана Вышенского суть уже грамматика, они глубже. Их даже преуспевающие читают с некоторым затруднением» .

В беседах преп. Варсонофия со своим учеником о молитве имя святителя Феофана упоминается еще раз – когда старец говорит о том, как действуют страсти в проходящем молитвенный подвиг.

«26-го октября после чая в два часа дня я спросил Батюшку:

– Может ли Иисусова молитва быть в человеке страстном?

– Может, – отвечал Батюшка, – может, но вот как: в первый период молитвы Иисусовой страсть, действуя в человеке, побеждает его, а во второй период при всяком возбуждении страсти человек побеждает страсть.

Страсть остается в человеке до самой смерти, и бесстрастие может быть только относительное. <…> Кто трудится в молитвенном подвиге, тот несомненно ощущает в себе действие страстей, но в человеке, достигшем внутренней молитвы, страсть подобна покойнику – она уже не может властически терзать его, и чем молитва сильнее действует в человеке, чем она более утверждается в сердце подвижника, тем все тише и тише действуют страсти, они как бы спят. <…>

– Значит, Батюшка, – говорю я, – я понял так, что при устной молитве Иисусовой страсть может действовать в человеке даже грубо, а при внутренней уже этого быть не может, хотя он и не делается бесстрастным?

– Да, – сказал Батюшка и обнял меня за голову.

А вечером после благословения сказал, что найдет в «Письмах о христианской жизни” епископа Феофана, как действуют страсти в проходящем молитвенный подвиг. «У него там хорошо сказано об этом, и я, кажется, подчеркнул это…”»

Сам преп. Варсонофий хорошо знал житие и духовное настроение святителя Феофана, ему была близка его уединенная, затворническая жизнь.

28 июля 1909 г. Николай Беляев записал: «Как-то Батюшка говорил мне, что бывает время, когда человек устает и неспособен ни к молитве, ни к письму, ни к чтению, – тогда пусть займется рукоделием, что и исполнял сам преосвященный на деле: он имел, кажется, токарный станок» .

В феврале 1909 г. в минуты откровения преп. Варсонофий сказал Николаю, своему близкому ученику и сотаиннику:

«– Я вам, брат Николай, не раз уже говорил и еще скажу: приходит мне мысль – все бросить, уйти в какую-нибудь келью. Страшно становится жить, страшно. Только боюсь сам уйти, а посоветоваться не с кем. Если бы жив был Батюшка о. Варнава, то поехал бы к нему, но его уже нет. А сам боюсь: боюсь, как боится часовой уйти с поста – расстреляют. В таком положении начинаешь понимать слова пророка Давида: «Спаси мя, Господи”. …Если взять только одну часть фразы, то само собой разумеется, что никто не хочет погибели и не говорит: «Погуби меня, Господи”. Все и всегда могут сказать: «Спаси мя, Господи”. Но он далее прибавляет: «Яко оскуде преподобный”.

Не к кому обратиться, «Господи, спаси мя”. Только теперь мне становится понятным: отчего бежали св. отцы от мира, а ведь именно бежали… хочется и мне убежать в пустыню.

– Батюшка, – говорю я, – да как же одному бежать? Одному нельзя…

Нет, – возразил очень твердо Батюшка, – нет, одному нельзя самому, а одному с Богом – можно. Вот, например, епископ Феофан долго и неоднократно пытался бросить все и удалиться в затвор, но не было на то воли Божией. Прямо как бы в ответ на свое желание он был перемещен на епископскую кафедру во Владимир. И только уже несколько лет спустя удалился в свою милую Вышу… Да… Когда-то и мы с Вами, Николай Митрофанович, будем на «Выше”? Рано или поздно ли, а надо… Что Вы скажете? Да, так-то, мой друг…»

О духовном подвиге святителя Феофана с особым чувством теплоты и внутреннего сопереживания было написано в стихотворении прп. Варсонофия «Памяти в Бозе почившего епископа Феофана Затворника», которое предваряется эпиграфом: «Он бе светильник горя и светя» (Ин. 5, 35).

Покорный высшему небесному веленью,
Он на стезю безмолвия вступил
И подвиг свой великий довершил,
Исполненный глубокого значенья
В наш буйный век духовного растленья.
Воочию он миру показал,
Что в людях не погибли высшие стремленья,
И не померк в их сердце идеал.
Незримый никому, в безмолвии глубоком,
Наедине с собой и с Богом проводил
Он время, но миру христианскому светил
Учением святым и разумом высоким.

В духовной традиции оптинских старцев было принято неоднократно обращаться к одной и той же книге, перечитывать ее.

И преп. Варсонофия, зная, что сочинение святителя «Путь ко спасению» привело Николая в монастырь в сентябре 1910 года снова благословил его внимательно перечитать эту книгу. Николай читал ее в течение месяца с сентября по октябрь 1910 г.

12 сентября 1910 г. Николай записал в Дневнике: «Все время читаю сегодня «Путь ко спасению”: хорошая книга. Она была первой, которую я читал в жизни, когда возбудила меня благодать Божия от спокойного лежания во грехе. Поэтому Батюшка сказал мне однажды, что эта книга должна быть моей настольной книгой» .

Это повторное возвращение к сочинению святителя, когда у Николая был уже опыт скитской жизни под руководством старца Варсонофия, позволяет увидеть в книге какую-то новую глубину, во многом открывает ее по-новому. 20 сентября 1910 г. Николай записывает: «Я прочел у епископа Феофана в «Пути ко спасению”, что надо отыскать в себе главную страсть. Я подумал и не мог остановиться ни на какой страсти. Сказал об этом Батюшке, и он мне ответил, что надо молиться, чтобы Господь открыл эту главную страсть, сам ее не найдешь. А найти ее очень важно для того, чтобы знать, куда направлять свои силы, то есть знать, с какою страстию преимущественно бороться» .

3 октября 1910 г. записывает: «Придя от обедни, я попил чайку и сел читать «Путь ко спасению”. Очень хорошо сказано про борьбу со страстями. А я, читая, применяю к себе: как действуют во мне страсти и как бороться против них. Гордости и тщеславия во мне много. Господи, помози мне!»

Чтение книги было закончено 10 октября 1910 г.: «Сегодня окончил читать «Путь ко спасению” епископа Феофана. Глубока и непонятна в некоторых местах эта книга для меня» .

Эти последние слова глубоко назидательны и для нас. Чтение духовной литературы должно быть деятельным, усвояться не только разумом, но прежде всего сердцем, питать душу, проявляться в делах и поступках нашей жизни.

Об этом писал и святитель Феофан: «Читать для знания – одно дело, а читать для назидания – другое. При первом много читается, а при втором не надо много читать, а как только из читаемого что-либо падет на сердце, останавливайтесь и думайте, стараясь и разъяснить, а более углубить в сердце сию мысль. Это то же, что превратить сие в предмет богомыслия. Так питать будете душу и растить, а не насыпать ее, как мешок».

Житие оптинского старца Никона / <Сост. Мария (Добромыслова), мон> Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1996. С. 240.

Дневник послушника Николая Беляева (преподобного оптинского старца Никона). М., 2004. С. 6.

Там же. С. 14.

Там же. С. 240.

Там же. С. 105.

Там же. С. 183.

Там же. С. 35.

Там же. С. 87.

Вероятно, имеется в виду сочинение «О существенном делании монаха».

Дневник послушника Николая Беляева (преподобного оптинского старца Никона). М., 2004. С. 309–310.

Там же. С. 236. Запись от 22 марта 1909 г.

Там же. С. 266.

Там же. С. С. 285–286.

Там же. С. . 265–266.

Там же. С. 226. Запись от 21 февраля 1909 г.

Там же. С. 398–399.

Там же. С. 400.

Там же. С. 402.

Там же. С. 404.

Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собрание писем. Изд. Свято-Успенского-Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994. Вып. I. С. 220. Письмо к присяжному поверенному Митрофану Рафаиловичу Корякину в Задонск. Письмо № 187 от 18 мая 1888 г.

(1815–1894)

В настоящем разделе вы найдете книги церковного деятеля и богослова Феофана Затворника, годы служения которого пришлись на XIX век (1815—1894 гг.). В разделе в основном представлены избранные сочинения Феофана и собрания его трудов («Творения в 26 книгах») и писем («Письма в 5 томах»). Среди них — молитвы, наставления, проповеди по светским и церковным праздникам, изречения, мудрые мысли и советы, относящиеся к различным темам: «Что есть духовная жизнь…», «Наши отношения к храмам», «Мудрые советы ищущим спасения» и др.

1 2 3

Показывать только книги с грифом Издательского совета РПЦ

Сортировать по цене: по возрастанию / по убыванию
Сортировать по дате поступления: по возрастанию / по убыванию

Показывать товары:
вседо 100 руб.до 250 руб.до 400 руб.с уценкой -30%

Псалом Давида 118-й. Толкование беседовательное. Святитель Феофан Затворник

Артикул: 29602

Как научиться молиться. Святитель Феофан Затворник

Артикул: 28846

О духовной жизни и Молитве Иисусовой. Свт. Феофан Затворник

Артикул: 28596

Начертание христианского нравоучения. Святитель Феофан Затворник

Артикул: 28325

О Православии с предостережениями от погрешений против него. Святитель Феофан (Затворник)

Артикул: 27495

Наши отношения к храмам. Святитель Феофан Затворник

Артикул: 21948

Наши отношения к храмам. О православии. Слова и проповеди. Святитель Феофан Затворник

Артикул: 21564

Мысли святителя Феофана Затворника о сокровенном мире человека

Артикул: 21298

Любовью служите друг другу. По творениям святителя Феофана Затворника

Артикул: 21247

О духовной жизни, многозаботливости и молитве. По творениям свт.Феофана Затворника

Артикул: 34006

Толкование Послания апостола Павла к Ефесянам. Издание второе. Святитель Феофан Затворник

Артикул: 32338

Собрание творений в 28 книгах. Святитель Феофан Затворник

Артикул: 31728

Молитвослов краткий. Молитвенное правило по наставлениям свт. Феофана Затворника

Артикул: 30866

Четыре слова о молитве. Святитель Феофан Затворник

Артикул: 30261

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Святитель Феофан Затворник

Артикул: 30222

Созерцание и размышление. Краткие поучения. Святитель Феофан Затворник

Артикул: 29603

Брак — пристань целомудрия. По творениям святителя Феофана Затворника

Артикул: 25856

1 2 3

Отдельного упоминания достойны сочинения христианских богословов, которые переведены Феофаном и дополнены его комментариями («Псалтирь преподобного Ефрема Сирина», «Поучения и слова преподобных Аввы Исайи Отшельника и Марка Подвижника»). Огромный интерес представляют толкования святителя к отдельным книгам Библии — будь то псалом царя Давида или послания апостола Павла, включая и «Толковый апостол», а также путеводитель к Святому Писанию («Евангельская история»). У нас также представлены ряд книг, касающиеся жизни и трудов Феофана Затворника (иллюстрированное житие, симфония по его творениям, основы правильной духовной жизни на основе творений святителя).

Феофан Затворник — в миру Георгий Говоров — пошел по стопам отца — сельского священника в деревне под Орлом, получив церковное образования в Орле, Ливнах и Киеве, приняв в 1841 году постриг. Получив прекрасное классическое образование, он преподавал латинский язык в духовных учреждениях Киева, Новгорода, Санкт-Петербурга, Олонца, Владимира. В 1872 ушел на покой, приняв затвор, чтобы заняться переводами и написанием книг. Одним из самых известных его трудов стало пятитомное «Добротолюбие», представляющее коллекцию сочинений православных писателей IV — XV веков. Этот сборник, составленный афонскими монахами Никодимом и Макарием во второй половине XVIII века, был переведен с греческого на церковнославянский в 1793 году. Взявшись за работу, Феофан не просто переложил сборник на русский язык, он дополнил его текстами тех авторов, которых нет ни в греческом оригинале, ни в старославянском переводе. Книга была издана в 1876 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *