Ферраро флорентийский собор

»Второй Флорентийский собор» и его последствия для Русской Церкви

Как известно, основанием самопровозглашения автокефалии Русской Церковью в XV в., наряду с политическим падением Константинополя, в самосознании Русской Церкви всегда являлось и одновременное вероучительное падение Константинополя в Ферраро-Флорентийскую унию.

Флорентийский собор.

Митр. Исидор… отправился на Флорентийский Собор и, дав обещание сохранить православие, изменил ему, возвратился легатом папы к князю, привез от него послание, начал вводить латинские заблуждения и как, наконец, Собор русских епископов и прочего духовенства, рассмотрев внимательно послание папино, нашел «Исидорово все дело и прихождение чуждым и странным от Божественных и священных правил»… Исидор, осужденный в России за измену православию, удалился в Рим и хотя продолжал титуловать себя Русским митрополитом, но не был признаваем Русскою Церковию. Великий князь Василий Васильевич многократно пытался послать своих послов в Константинополь известить царя и патриарха об измене Исидора и просить их о поставлении для России нового митрополита, но не находил возможности. Ему постоянно препятствовало… то, что в самом Константинополе не к кому было обратиться: и царь и патриарх держались Флорентийской унии. От них нельзя было ожидать ни осуждения Исидору, ни назначения на место его нового православного митрополита…Что же оставалось делать? Ждать более благоприятных обстоятельств? Но Россия и без того ждала уже очень долго и около семи лет оставалась без митрополита. А притом неизвестно было, настанут ли и скоро ли настанут такие обстоятельства в Константинополе. И вот Василий Васильевич решился на последнее средство, какое у него оставалось, — решился созвать всех епископов своей земли и предложить им, чтобы они сами поставили для России митрополита, и именно Иону (митр. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Т. 6).

Прежде Церковь наша находилась в зависимости от Цареградского патриарха; почти все ее митрополиты были греки; в Греции она видела главную представительницу православия и во всем старалась ей следовать, а на себя смотрела весьма скромно и лишь изредка позволяла себе некоторую степень самостоятельной деятельности, какая требуется при учреждении новых праздников. Теперь, после Флорентийской унии, когда в России пронеслась весть об измене православию даже на кафедре Цареградских патриархов и на престоле греческих императоров, и после падения Константинополя, когда вся Греция подпала владычеству неверных и православная вера в ней подверглась крайним притеснениям, русские прежде всего увидели необходимость иметь у себя первосвятителя не из Царьграда и действительно стали избирать себе митрополита из среды собственного духовенства, который, оставаясь зависимым от патриарха только номинально, действовал совершенно самостоятельно в управлении отечественною Церковию (там же; Т. 7).

Это уклонение Матери-Церкви в унию продолжает оставаться основным аргументом и в нынешней острой полемике Москвы и Константинополя вокруг ситуации на Украине, а именно, громом среди ясного неба запущенного Фанаром проекта по возвращению Киевской митрополии под свой омофор (что практически будет означать легализацию всех украинских расколов). В частности, об этом не преминул упомянуть патриарх Кирилл на переговорах с патриархом Варфоломеем. «Патриарх Московский считает, что источником всех проблем в регионе является уния Ферраро-Флорентийского собора. ”Если бы унии не существовало, русские не стали бы рукополагать митрополита Иону без согласия Константинополя, автономия не была бы провозглашена, и юрисдикция Константинополя в этих местах продолжалась бы”, — сказал Патриарх Кирилл» (https://orthodoxia.info/news/αποκλειστικο-οι-διάλογοι-των-πατριαρ/).

Любопытно взглянуть на данную проблему в более широком контексте современного сближения православия и католичества, то есть того экуменического процесса, в котором Москва и Константинополь с известного времени выступают единой силой и в полном согласии. То, что такой контекст существует, лучше всего показывает завершение тех же самых переговоров двух патриархий и последняя реплика на них предстоятеля Русской Церкви. В тот момент, когда полемика достигла наивысшего градуса (а именно, когда патриарх Варфоломей начал грозить «проклятием» присутствовавшему на встрече митр. Волоколамскому Илариону за «клеветнические» заявления о его подкупе Киевом), в желании поскорее снять это напряжение патриарх Кирилл не нашел ничего более подходящего, как перевести дискуссию именно на тему православно-католического диалога как той сферы совместной деятельности, где единодушие и единомыслие нынешних Москвы и Константинополя максимальны. «Этот напряженный диалог был прерван Патриархом Московским, который попросил Патриарха Варфоломея окружить Митрополита Илариона своей любовью… Особенно интересными являются слова Патриарха Кирилла по теме межхристианского диалога. «Кризис, который сейчас переживает Римско-католическая церковь, требует от нас ее поддержки в борьбе с беспочвенными обвинениями в педофилии”, — сказал Патриарх Кирилл, который добавил, что ”бездоказательные утверждения о том, что тридцать лет назад какой-то епископ якобы что-то делал, причиняют ущерб Церкви и создают очень болезненную атмосферу. Эти обвинения являются катастрофическими и касаются и православной Церкви, и мы обязаны поддержать наших братьев-католиков и заявить нашу с ними солидарность»».

В подобной аргументации мы можем в очередной раз наблюдать ту характерную двусмысленность, которой отмечены официальные документы и действия Московской Патриархии последнего времени и которая теперь делает крайне непоследовательной и поэтому слабой ее стратегическую позицию в каноническом споре с Константинополем за юрисдикцию над Киевом. Если уния это плохо, то чем хорош «межхристианский диалог» экуменизма, ищущий того же «единства Церкви», то есть того же антиканонического компромисса с ересью и той же, по сути, легализации раскола? Тем лишь, что «восстановление единства христиан» в православном экуменизме носит более умеренно-униальный характер, где все ереси «догматические особенности» католицизма получают оправдание, кроме примата Римского папы? То есть, тем лишь (экуменизм лучше унии), что союз с Римом в экуменизме строится по принципу эфемерного романтического федерализма как децентрализованного «братства», а не по принципу иерархической вертикали власти, как в унии? Ведь, с одной стороны, Москва обвиняет Фанар в «ереси папизма», а с другой – ничего особо еретического в самом папизме не видит, по крайней мере, ничего такого, что мешает самому папе оставаться «нашим братом во Христе»…

Подобный расклад делает перспективу потери Москвой Украины как территории своей юрисдикции наиболее вероятным сценарием развития событий. Причем это должно произойти, исходя из историософской логики самой Русской Церкви, то есть из той церковно-правовой оценки, которую она веками давала обстоятельствам обретения своей собственной автокефалии с Киевской митрополией как ее составной частью. Если уклонение во Флорентийскую унию Царьграда лишило последний законного права на отеческое попечительство над Киевом, то и уклонение в экуменизм лишает Москву аналогичного права. «Вторым» Флорентийским собором в этом отношении явился Второй Ватиканский собор, где, как известно, Римом был взят курс на экуменизм и где в качестве «наблюдателей» (то есть прилежных учеников, «перенимателей опыта» старшего брата) присутствовали официальные представители Москвы и Константинополя. В этом смысле одной из сессий Второго Ватикана (как «перезагрузки» Флорентийского собора, или XVII Вселенского – в хронологии католицизма) стал Критский «Всеправославный» собор, совместную подготовку к которому Русская и Константинопольская Церкви осуществляли на всем протяжении времени после Второго Ватикана и на который Москва лишь в самый последний момент передумала ехать, по все той же причине «ереси восточного папизма», содержащейся в проектах документов Критского собора как единственно неприемлемого для себя среди прочей повестки дня, где основным (полностью приемлемым для Москвы и с особым напряжением ею чаемым) и была легализация экуменизма как новой православной экклезиологии. И вот теперь, похоже, настал черед Русской Церкви платить по «флорентийским» счетам.

Иными словами, с Фанаром, по всей видимости, уже все ясно: его уния нового формата с Римом («введение» новейшего «латинского заблуждения» экуменизма, «чуждого Божественных и священных правил») носит уже необратимый характер, поэтому он и собирает прочих раскольников под свой ползущий по швам омофор. А вот Москва в этом же процессе еще как бы колеблется (по крайней мере, противоречит сама себе на каждом шагу). И, может быть, для вразумления (возможности возвращения на путь истинный через осознания истинных причины «всех своих проблем в регионе») ей посылается такой болезненный исторический урок, как лишение существенной части своих территорий и приходов.

Александр Буздалов


Флорентийская Республика
Repubblica Fiorentina
1115–1569
Герб
Флорентийская республика в 1548 году
Статус Республика
Капитал Флоренция
43 ° 47’N 11 ° 15’E  /  43,783 ° N 11.250 ° в.д. Координаты : 43 ° 47’N 11 ° 15’E  /  43,783 ° N 11.250 ° в.д.
Общие языки Итальянский
Религия Римский католицизм
Правительство Олигархическая республика
Гонфалоньер Правосудия
• 1293–1295 Джано делла Белла (первый)
• 1434-1464 Козимо Медичи (первый де-факто лорд Флоренции)
• 1530–1532 гг. Алессандро де Медичи (последний)
Герцог Флорентийской республики
• 1532–1537 Алессандро
• 1537–1569 Козимо I
Законодательная власть Priorato delle Arti
• Верхняя палата Совет Древних
• Нижняя палата Совет консулов
История
• Впервые установлено 1115
• Marquisate восстановлен
по Имперской силы
1185–97
• Ciompi Revolt 1378
• Регистрация Пизы 1406
• Основание
Дома Медичи
1434
• Создан титул герцога Флорентийской республики. 1554
• Оккупация Сиены 1555
• Возведен в Великое Герцогство Тоскана 1569
валюта Флорин (с 1252 г.)
Предшествует Преемник
Маркграфство Тоскана
Великое Герцогство Тоскана
Сегодня часть Италия

Республика Флоренции , официально флорентийские Республики ( итальянский : Repubblica Фиорентин , произносится или Repubblica ди Firenze ), была средневековым и ранним современным состоянием , которое было сосредоточено на итальянский городе из Флоренции в Тоскане . Республика возникла в 1115 году, когда флорентийский народ восстал против маркграфства Тосканы после смерти Матильды Тосканской , которая контролировала огромные территории, включая Флоренцию. Вместо ее преемников флорентийцы образовали коммуну . Республикой управлял совет, известный как Синьория Флоренции . Синьорию выбирал гонфалоньер (титульный правитель города), который избирался каждые два месяца членами флорентийской гильдии .

У республики была пестрая история переворотов и контрпереворотов против различных фракций. Medici фракция получила управление города в 1434 году под Козимо де Медичи . Медичи сохраняли контроль над Флоренцией до 1494 года, затем Джованни Медичи (позже Папа Лев X ) повторно завоевал республику в 1512 году.

Флоренция во второй раз отказалась от власти Медичи в 1527 году, во время Войны Коньячной лиги . Медичи вновь считать свое правление в 1531 году после 11-месячной осады города, помогший императора Карла V . Папа Климент VII , сам являвшийся Медичи, назначил своего родственника Алессандро де Медичи первым «герцогом Флорентийской республики», тем самым превратив республику в наследственную монархию .

Второй герцог, Козимо I , создал сильный флорентийский флот и расширил свою территорию, завоевав Сиену . В 1569 году Папа объявил Козимо первым великим герцогом Тосканы . Медичи правили Великим герцогством Тоскана до 1737 года.

События. Список — унии, войны, битвы, конфедерации

    Восстания

  • 1794 Восстание Костюшо против разделов Речи Посполитой
  • 1830 Ноябрьское восстание по следам Французской революции 1830 г
  • 1863 Восстание Калиновского «Братья белорусы, настало доброе время!»
  • 1920 Слуцки збройны чын «беларуска-расейская вайна»
  • Войны

  • 1381-1392 Война гражданская в ВКЛ Витовт против Ягайло
  • 1409-1411 Война Великая с Тевтонским Орденом за Самогитию
  • 1432-1438 Война гражданская в ВКЛ Западные воеводства против восточных
  • 1487-1537 Войны с Московией определившие современную восточную границу Беларуси 1487-1494 1500-1503 1507-1508 1512-1522 1534-1537
  • 1512-1522 Война с Московией потеря Смоленска и битва под Оршей
  • 1558-1583 Война Ливонская с Московией агрессия Ивана Грозного и Люблинская уния
  • 1600-1611 Война за Эстонию Сигизмунд III Ваза против Швеции
  • 1609-1618 Война Московская взятие Москвы войсками Сигизмунда III Ваза
  • 1654-1667 «Кровавый Потоп» 13-летнее московское нашествие
  • 1696-1702 Война гражданская в ВКЛ кофедерация шляхты против Сапег
  • 1700-1721 Война Великая Северная со Швецией
  • 1812-1814 Война Наполеона с Россией «не Отечественная война, но Гражданская для Беларуси»
  • 1919-1930 Война «Партии Зеленого дуба» «Беларуская сялянская партыя» против Советской власти
  • 1914-1918 Война Первая мировая крах четырех империй
  • 1939-1945 Война Вторая мировая крупнейший вооруженный конфликт в истории
  • Неудачные попытки …

    Унии и конфедерации

  • 1385 Уния Кревская динсастический брак Ягайло і Ядвиги
  • 1401 Уния Виленско-Радомская договор между Витовтом и Ягайло
  • 1413 Уния Городельская и «Акт об адопции» шляхетского гербового братства
  • 1432 Уния Гродненская возврат к условиям Влиенско-Радомской унии
  • 1439 Уния церковная Флорентийская единение католиков и православных в мире
  • 1499 Уния Краковско-Виленская обновление Городельской унии
  • 1501 Уния Мельницкая не утвержденная Сеймом ВКЛ
  • 1569 Уния Люблинская создание Речи Посполитой
  • 1573 Конфедерация Варшавская равенство всех религий
  • 1573 Генриховы Артикулы клятва выборных королей
  • 1596 Уния церковная Брестская единение католиков и православных в Речи Посполитой
  • 1655 Кейданская уния разрыв унии с Польшей и союз со Швецией
  • XVIII в. Конфедерации шляхетские попытки сохранить государство
  • 1791 Конституция 3 мая отмена «шляхетской демократии»
  • 1772-1795 Разделы Речи Посполитой три шрама на сердце Края
  • Битвы

  • 1067 Битва на Немиге Всеслав Чародей против Ярославичей
  • 1362 Битва на Синих Водах с Золотой Ордой, присоединение Земель Руских
  • 1399 Битва на Ворскле с Золотой Ордой
  • 1410 Битва под Грюнвальдом с Тевтонским Орденом, присоединие Самогитии
  • 1514 Битва под Оршей Московская экспансия остановлена на 200 лет
  • 1564 Битва на Уле (Битва при Чашниках) с Московией, Ливонская война
  • 1605 Битва под Киргхольмом со Швецией, война за Эстонию)
  • 1610 Битва при Клушино война с Московией и взятие Кремля
  • 1621 Битвы под Хотином с Османской Империей, последняя битва Я. Ходкевича
  • 1649 Битва под Лоевом с Войском Запорожским, казацкие восстания
  • 1660 Битва под Ляховичами (осада) с Московией, «Кровавый Потоп»
  • 1660 Битва под Полонкой с Московией, главная битва «Кровавого Потопа»

Евгений IV

Иоанн VIII Палеолог

Флорентийская уния 6 июля 1439 — соглашение об объединении католической и православных церквей, принятое на Ферраро-Флорентийском соборе. (Разрыв между восточною и западною церквями произошел в XI веке.)

Ферраро-Флорентийский (XVII Вселенский) собор — собор христианских церквей 1438-45. Был созван папой Евгением IV и утверждён византийским императором Иоанном VIII Палеологом. На Соборе присутствовал также Константинопольский патриарх Иосиф II, полномочные представители Патриархов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, митрополиты Валашско-Молдавский и Киевский и всея Руси (Исидор), представители Армянской Апостольской и Грузинской Православной церквей, архиепископы, епископы и богословы, всего около 700 человек.

Помимо унии с Греческой церковью, были подписаны буллы об униях с Армянской церковью , Яковитской церковью ; были подписаны буллы об униях с сирийцами Месопотамии, халдеями, маронитами Кипра.

Уния оказалась непрочной и на деле просуществовала недолго. Уже через несколько лет она была отвергнута большинством восточных церквей. Глава русской православной церкви митрополит Исидор, подписавший унию, был подвергнут заключению.

Уния была заключена в весьма сложной ситуации для Византии и папства.

Османская Империя в XV веке

1430 От Византии по существу остался только Константинополь, окруженный со всех сторон турецкими владениями. В этих условиях визант. император Иоанн VIII Палеолог обратился за помощью к папе римскому Евгению IV, рассчитывая на организацию крестового похода против турок. При этом император предложил начать переговоры об объединении католической и православной церквей.

1439 Заключена Флорентийская уния.

1444 Армия западных крестоносцев, выступившая в поход по призыву римского папы, потерпела в под Варной ужасное поражение от турок. Османская империя пришла на Балканы — «только османский султан может претендовать на титул преемника Римского императора».

5 июля 1439 года во Флоренции на XVII Вселенском Соборе папой римским Евгением IV, византийским императором Иоанном VIII Палеологом и 33-мя православными иерархами была подписана так называемая Флорентийская уния. Этот акт провозглашал объединении Православной и Католической церквей при главенстве Рима.

На следующий день 6 июля папа в главном Флорентийском соборе необыкновенно торжественно служил обедню. При огромном стечении народа папа благословлял императора, епископов, сановников. Слезы радости блестели в его глазах, когда, по его приказу, громогласно с амвона читалась хартия Флорентийской унии — соединения католической и православной церквей. Хотя на самом деле дела обстояли вовсе не так уж и радостно.

Византия тогда доживала свои последние дни — почти все владения ее попали уже в руки турок. Лишь сама столица с небольшой областью оставалась еще во власти императора. Время Византии заканчивалось, и лишь одна надежда поддерживала императора — надежда на Западную Европу. Подписывая унию, Иоанн надеялся при поддержке папы вернуть время крестовых походов. С помощью объединенной армии европейских католических стран он рассчитывал разгромить турок, и вернуть былое величие своей империи.

Свой интерес преследовал и Рим. С помощью новой унии папа рассчитывал укрепить авторитет Ватикана, который на тот момент сильно пошатнулся из-за раскола в Западной Церкви. В Европе уже вовсю взросли семена ереси, посеянные британцем Джоном Виклифом, который призвал к сносу всей папской системы и секуляризации церковных земель. Уже были сожжены на кострах Ян Гус и Иероним Пражский, а их последователи как раз вели гуситские войны, объявив католический Рим своим главным врагом. Уже на европейском горизонте отчетливо маячила надвигающаяся Реформация, которая вскоре ввергнет континент в пучину раскола и религиозных войн. И папа Евгений надеялся остановить все это с помощью объединения христианских церквей.

Под давлением императора унию подписали все греческие епископы, присутствовавшие на соборе, кроме Марка Эфесского и патриарха константинопольского Иосифа, который к тому времени умер. По возвращении в Константинополь большинство православных иерархов, которые согласились на унию во Флоренции, отказались от нее, заявив, что их насильно принудили к соглашению с латинянами. Греческое духовенство и народ пришли в раздражение, узнав об унии. Униатов считали за еретиков. Вокруг Марка Эфесского сгруппировались все защитники православия. Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский составили в 1443 году в Иерусалиме собор, на котором произнесли отлучение на всех приверженцев унии.

Отдельного разговора заслуживает русская церковь, которую в первой половине XV столетия так же сотрясали смуты и неурядицы. Начались они еще при Дмитрии Донском и митрополите Алексее. Литовский князь Ольгерд не мог потерпеть, чтобы его православные подданные подчинялись московскому митрополиту, тогда как Литва была в постоянной вражде с Москвой. В итоге он сумел добиться того, что для юго-западной Руси, подвластной тогда Литве, константинопольский патриарх поставил отдельного от Москвы митрополита Киприана. Так православная русская церковь поделилась на две митрополии: киевскую и московскую. Они то соединялись, то вновь разделялись. Митрополиты присылались из Византия и родом были обыкновенно греки. Последним московским митрополитом из греков был Исидор.

Собственно, Исидор и стал последним как раз потому, что подписал акт во Флоренции. Русское духовенство и великий князь Василий II Темный отказались признавать Флорентийскую унию, в результате чего Исидор был низложен. Вместе с его низложением канула в лету и сама практика назначения греков на русский митрополичий престол. В самой Византии в 1450 году произошло повторное осуждение восточными патриархами Флорентийской унии на соборе в Константинополе. Тогда же был низложен патриарх Константинопольский Григорий Мамма, являвшийся униатом, и возведен на патриарший престол православный Афанасий.

Таким образом, вся Православная церковь в итоге отказалась признавать верховенство Ватикана, а русская церковь с того момента пошла по совершенно самостоятельному пути. Падение Византии поставило окончательную точку во всей этой истории. После того как в 1453 году Константинополь был взят турками, о Флорентийской унии просто перестали вспоминать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *