Фиатирская церковь

ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих

Под ногами Григорий Назианзин разумеет домостроительство Божие, ибо ноги Его суть плоть, которою сошедшее Божество соделало наше спасение. Ноги суть и Апостолы, как утверждение церкви. — Халколиваном врачи считают благовонный фимиам, называемый у них сильным, мужеским. Или иначе: халк (медь) означает естество человеческое, ливан (ладон) — Божеское, а совокупленные в одно слово — «халколиван» — благоухание веры и неслиянное единство естеств. Еще: халк означает благозвучие учения Христова, а ливан — обращение язычников, почему и повелевается прийти невесте (Песн. 4, 8). Ноги Христовы суть Апостолы разожженные, в подражание Христу, в горниле искушений.

Ст. 15-16 И голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обоих сторон мечь, и лице Его как солнце, сияющее в силе своей

Совершенно правильно говорит, что голос Его — как река вод многих, ибо он один и тот же, как у Него, так и у Духа, Которым «из чрева верующих истекают реки воды живы» (Иоан. 7, 38) и во всю землю ясно проповедуют. — Семь звезд далее называет Ангелами церквей. — Обоюду острым мечем называет или нечестивых отлучение, «острейшее паче всякого меча обоюду остра» (Евр. 4, 12), или меч духовный, поражающий нашего внутреннего человека. — Его лице сияет, якоже солнце не чувственным светом, но духовным: как Солнце правды. Он сияет Своею собственною силою и властью, но не как солнце чувственное, которое, будучи тварью, светит по Божьему велению и Богодарованною силою.

Толкование на Апокалипсис.

Толкование:

18. И Ангелу Фиатирской церкви напиши:

Фиатира — небольшой мусульманский город. В истории этого города нет никаких происшествий. В настоящее время на его месте стоит селение в 7 тысяч жителей по имени «Ак-Гиссар», то есть «Белая крепость». Православных христиан там немного. Их единственная церковь стоит посреди кладбища и почти совсем вросла в землю.

В. Михайловский:

«Город со всех сторон окружен кладбищами, и вороны, привлекаемые запахом трупов, слетаются туда в таком множестве, что затмевают собою свет солнца. Садясь на кровли домов, на поля, они как бы накидывают на них черные траурные покровы. Зрелище печальное и возмутительное для путешественника! Чувствуешь на душе тяжкое впечатление; мысль поражается представлением смерти и бренности всего земного» .

18. Так говорит Сын Божий, у Которого очи — как пламень огненный, и ноги подобны халколивану:

19. Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.

20. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.

Если эти слова понимать буквально, то, о ком здесь идет речь, сказать практически невозможно, потому что история новозаветной Церкви о фиатирской Иезавели, а равно о ее детях, не сохранила свидетельств. Однако известно, что Иезавель упоминается в Библии как дочь царя Сидонского, современница пророка Илии (3-я Цар. 21: 17-26), жившего за 800 лет до рождества Иисуса Христа. Она вступила в супружество с израильским царем Ахавом и увлекла его к поклонению богам тирским и сидонским. Она была причиною падения израильтян в идолопоклонство. Таким образом очевидно, что ветхозаветная Иезавель употребляется в Апокалипсисе как символ каких-то серьезных грехов, а также какого-то лжеучения в новозаветной церковной жизни. Тогда возникает вопрос: каких? И как это следует соотнести с прошедшей историей Церкви?

Андрей Кесарийский считает, что в Откровении Иезавелью называется ересь Николаитов ( Слово 2, Глава 6 ). Но эта ересь существовала лишь в I-ом веке по Р.Х.

Лев Тихомиров и прот. Сергий Булгаков также не в состоянии объяснить, что означают эти символы Откровения в минувшей истории Церкви:

Лев Тихомиров:

«Христос также упрекает эту эпоху в ересях и развращенности, характеризуемой в жене Иезавели, именующей себя пророчицей. Упоминает также Апокалипсис о «глубинах сатанинских», проявляющихся в каких-то учениях. Быть может, под этим должно разуметь антихристианские веяния, которыми ознаменовала себя эпоха возрождения наряду с успехами науки и мысли. А быть может, под этим понимаются развращенные ереси, которые связывают с Орденом тамплиеров и с масонством. Места эти вообще из очень темных в Апокалипсисе» .

Сергий Булгаков:

«Дешифровать этот исторический символ, отнеся к определенному месту, времени и событию у нас нет данных. Видимо, здесь разумеется искушение ложной цивилизации, причем оно простирается на сравнительно длительную эпоху («Я дал ей время покаяться»), а нераскаянность наказуется гневом Божиим: «И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и утробы: и воздам каждому из вас по делам вашим» .

Однако в Апокалипсисе история Иезавели представлена таким образом, что она происходит на глазах у всей Церкви и должна быть известна для христиан: «И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и утробы: и воздам каждому из вас по делам вашим» (Откр. 2: 23). То есть ответ тут лежит на поверхности, и все мы об этом прекрасно знаем, но не можем соотнести лжепророчицу Иезавель с каким-то явлением в жизни Церкви в силу каких-то субъективных причин.

В Послании Фиатирской церкви сказано, что «лжепророчица Иезавель вводит в заблуждение рабов Божиих, учит их любодействовать и есть идоложертвенное» (Откр. 2: 20). Отсюда следует вывод, что лжепророчицу Иезавель в Послании Фиатирской церкви нужно понимать символически, как некое лжеучение присущее христианству в эпоху Средневековья. Это ясно видно из того, что сказано ниже:

21. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась.

Эти слова означают, что Фиатирская эпоха должна быть самой продолжительной в истории Церкви и лжепророчица Иезавель действует на протяжении всей этой эпохи в истории Церкви. Но самой продолжительной в истории Церкви была эпоха Средневековья, которая закончилась в XVI веке движением Реформации. А значит, и лжепророчица Иезавель в Послании Фиатирской церкви относится к Католической церкви.

В послании Церкви в Фиатире Господь говорит говорит о лжепророчице Иезавели: «Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась». Так и Рим не отказался от своих заблуждений и человеческих заповедей, так что не дал места ни Слову Божьему, ни Его истине. Римская церковь и поныне противостоит веянию Духа Божьего, угнетает и гонит всех, кто с ней не согласен. Римская церковь не только до сих пор не покаялась и не отвергла свой знаменитый догмат о непорочном зачатии Девы Марии, но также по-прежнему исповедует свое лжеучение папоцезаризма и догмат о непогрешимости папы римского.

22. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих.

«Великая скорбь» Католической церкви заключается, как известно, в потере авторитета в западном мире с началом движения Реформации. Справедливая критика Католической церкви со стороны Мартина Лютера и других реформаторов расколола религиозное сознание средневековой Европы, после чего осуществление христианского идеала в западном мире стало практически невозможным.

23. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я семь испытующий сердца и утробы; и воздам каждому из вас по делам вашим.

«Детьми» Католической церкви в духовном смысле являются, как известно, всевозможные протестантские секты, которые появились в Европе в XI-XVI веке отделившись от Католичества. Они не взялись ниоткуда. Это все теже католики, перешедшие в Протестантство. Большинство протестантских конфессий не имело большого значения в истории Церкви и скоро сошло со сцены религиозной жизни средневековой Европы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *