Филарет черниговский гумилевский

Филарет, епископ Дальнеконстантиновский, викарий Нижегородской епархии (Гусев Валерий Сергеевич)

Дата рождения: 14 августа 1975 г.

Дата хиротонии: 24 марта 2012 г. Дата пострига: 7 декабря 2003 г. День ангела: 2 декабря

Страна: Россия Биография:

Родился 14 августа 1975 г. в пос. Лубеньковский Удомельского р-на Калининской обл. в семье рабочих.

В 1992 г. окончил среднюю школу. С 12 лет нес пономарское и клиросное послушание в Иоанно-Богословском храме с. Троица Удомельского р-а.

По окончании средней школы по благословению епископа Тверского и Кашинского Виктора направлен на обучение в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1995 г. По окончании семинарии нес послушание чтеца в Иоанно-Богословском храме с. Троица и одновременно работал учителем истории и обществоведческих дисциплин в гимназии № 3 г. Удомли.

В 1996 г. поступил на исторический факультет Тверского государственного университета, который окончил в 1999 г. с академической степенью магистра истории за диссертацию по теме «Взаимоотношения Русской Православной Церкви и государственной власти в период революций 1917 года».

15 апреля 2002 г. архиепископом Тверским Виктором рукоположен в сан диакона и направлен для несения церковно-приходского послушания в храм Новомучеников и исповедников Российских г. Удомля.

1 августа 2002 г. рукоположен в сан иерея.

12 апреля 2003 г. пострижен в иночество с именем Владимир в честь новомученика Владимира Мощанского, Вышневолоцкого, и назначен ключарем Князь-Владимирского собора г. Удомля и секретарем удомельского благочинного.

7 декабря 2003 г. пострижен в монашество с именем Филарет в честь святителя Филарета Московского.

В 2005 г. поступил в Санкт- Петербургскую духовную академию на богословское отделение (экстернат), которую окончил в 2008 г.

28 января 2006 г. назначен помощником настоятеля Знаменской церкви г. Осташкова, а 4 марта того же года назначен наместником архиерейского подворья Знаменской церкви г. Осташкова (преобразованного прихода Знаменской церкви).

29 декабря 2008 г. назначен членом епархиального совета и председателем отдела религиозного образования и катехизации Тверской епархии.

К Пасхе 2009 г. возведен в сан игумена.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2011 г. (журнал № 174) избран епископом Бежецким и Весьегонским.

1 января 2012 г. в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери архиепископом Тверским Виктором возведен в сан архимандрита.

Решением Священного Синода от 16 марта 2012 г. (журнал № 18) назначен Преосвященным Канским и Богучанским.

Наречен 23 марта 2012 г. Хиротонисан 24 марта за Божественной литургией в храме Ризоположения на Донской улице в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 9 июля 2019 г. (журнал № 79) назначен Преосвященным Дальнеконстантиновским, викарием Нижегородской епархии.

Образование:

1995 г. — Московская духовная семинария.

1999 г. — Тверской государственный университет (магистр истории).

2008 г. — Санкт-Петербургская духовная академия.

Епархия: Нижегородская епархия (Викарный архиерей)

Еп. Филарет (Гумилевский). Литография П. Бореля. 2-я пол. XIX в.

Филарет (Гумилевский) (1805 — 1866), архиепископ Черниговский и Нежинский, святитель

Память 9 августа, 12 октября (Чернигов.), в Соборах Старобельских и Черниговских святых

В миру Конобеевский Димитрий Григорьевич, родился 23 октября 1805 года в деревне Конобеевке Шацкого уезда Тамбовской губернии в семье священника.

Когда никто на селе не знал о рождении сына у почтенного пастыря, юродивый Алексей, взбравшись на колокольню, возвестил о рождении трезвоном. Переполошенный несвоевременным звоном народ бросился к церкви. Стали спрашивать юродивого, кто велел звонить и зачем? — «Рад Алешка, что родился великий Тимошка! А он будет звонить, звонить будет на всю Русь!» — отвечал юродивый. Раздосадованный народ не внял пророческому голосу блаженного, и нашлись люди, которые излили свою досаду на его спине. Юродивого высекли, а он приговаривал во время наказания: «Бейте больше, родился большой Тимошка».

Мальчика назвали Димитрием в честь св. Димитрия Солунского.

Первоначальное воспитание и образование получил он в семье родителей. Отец его отличался истинным благочестием и был известен как замечательный проповедник и примерный священник. Мать его была образцом древнерусской благочестивой женщины. Благочестие родителей и аскетическая жизнь тетки-наставницы, умершей 90 лет девицей, рано развили в будущем Филарете склонность к монашеству.

Димитрий был небольшого роста, всегда худенький, живой и резвый, в глазах его светились ум и энергия. Умственные способности Мити обнаружились очень рано. Пяти лет он уже читал в церкви Псалтирь, которую знал почти всю наизусть. Семи лет отец поместил Димитрия в Вышенскую пустынь к ученому иеродиакону Никону, пробыв у которого два года, он поступил в Шацкое духовное училище. Во время учебы Тамбовский преосвященный Иона (Васильевский), приняв во внимание его малый рост и смирение, переменил его прежнюю фамилию Конобеевский на Гумилевский.

Способности у Димитрия были замечательные, память необыкновенная, острота слова и находчивость удивительные. Выросший в деревне, он с детства любил природу, цветы, пение, что откладывало свой отпечаток на характере будущего святители. Любовь к пению сохранилась у него на всю жизнь и уже будучи архиереем, несмотря на свою постоянную занятость, он часто присутствовал при спевках, у него был замечательный хор.

Однажды Димитрий со своей теткой посетил Саровскую пустынь и были у старца Серафима. Благословив их и посмотрев на Димитрия, старец сказал: «Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится по всей Руси, как ученый муж». Двоюродному брату Димитрия Никите старец Серафим сказал про Димитрия еще раньше, чем «он будет солить, солить на всю Россию!». Когда позднее старший брат Димитрия Василий пришел к преп. Серафиму за благословением принять монашество, то старец сказал ему: «Это только твоему брату Бог дал талант каждый месяц по книжке из кармана вынимать, а ты ступай домой и живи, как укажет Бог». Эти предсказания и некоторые другие случаи, имевшие место в его жизни, были восприняты им и его родителями, как доказательство особого хранения его Промыслов. Отец мечтал, что Димитрий займет его место и настаивал на женитьбе. По окончании первого года в богословском отделении Димитрий стал сватать невесту, исполняя желание и волю отца. Но во время последних каникул, гуляя со своим братом и товарищей Никитою по обширному отцовскому саду, Димитрий подошел к одной яблоне, задумался, а потом поведал о дивном видении, бывшем ему во время сна под этой яблоней. Со слезами радости говорил он: «Вижу я во сне пришедшего ко мне святителя, подобного Василию Великому, и он торжественно говорит мне: план твой и отца твоего разрушится, а исполнится над тобой то, что сказано тебе вперед архиереем Ионою. Возьми мои сочинения в Тамбовской семинарской библиотеке, в них увидишь мой образ и читай оные на латинском и греческом языках. Сверх того ходи каждый день к утрени в архидиаконскую церковь и становись перед образом святителя и чудотворца Димитрия Ростовского». Кроме своего друга Димитрий никому этого не рассказывал, но сам с этого времени совершенно изменил образ жизни. Несмотря на неудовольствие и даже угрозы отца, он совершенно оставил мысль о женитьбе.

Свт. Филарет Черниговский. Икона

В 1826 года поступил в Московскую духовную академию, где 19 августа 1829 года (по окончании академии) пострижен в монашество. Митрополит Московский Филарет (Дроздов), внимательно следивший за его учением при пострижении дал ему свое имя — беспримерный случай в истории академии. В своих отношениях к юному иноку Московский святитель проявлял отеческую заботливость и вместе с тем исключительную строгость. Чувствовалось, что зоркий и мудрый правитель Церкви желал подготовить себе достойного преемника. Несомненно школа мудрого иерарха имела великое влияние на Филарета. В академии называли юного ученого инока «Филаретик».

По принятии иноческого чина Филарет 3 февраля 1830 г. рукоположен во иеродиакона, а 29 июня того же года — во иеромонаха.

Еще будучи студентом академии, Филарет был определен библиотекарем академии, а по окончании академии оставлен при ней и 6 июня 1831 г. занял кафедру церковной истории и причислен к собору иеромонахов Московского Донского монастыря, а также назначен цензором. С 1832 г. переведен на кафедру Св. Писания.

Ко всякому труду Филарет относился с живым интересом с увлечением. Его пылкий и живой темперамент, привычка к труду, желание служить Церкви и ближнему подогревали всякое дело в его руках. Но с наибольшим воодушевлением он относился к преподаванию предмета история Русской Церкви.

Трудолюбивый Филарет в числе своих недостатков считал леность. И это сетование на леность произносилось им тогда, когда очевидцы его неустанной деятельности задавали себе вопрос: «спал ли он когда-нибудь?»

Только два года привелось иером. Филарету читать церковную историю. В начале 1832/33 учебного года по воле Московского святители Филарет был назначен на кафедру нравственного и пастырского богословия.

1 мая 1833 года он был назначен инспектором академии, т. е. кроме преподавательских занятий был привлечен к администраторскому труду, тем более сложному, что с этой обязанностью соединялось настоятельство в каком-либо монастыре. Филарету было поручено настоятельство в Московском Богоявленском монастыре. Кроткому и смиренному иноку должность эта была нелегка. Надзор за молодыми людьми его возраста ставил его между двух огней — строгими мерами он мог раздражать студентов, снисходительность же могла навлечь неудовольствие начальства.

27 января 1835 года был возведен в сан архимандрита, а 14 декабря того же года назначен ректором Московской духовной академии. Академическое правление поручило ему провести ревизии в Вифанской, Вологодской, Ярославской, Костромской, Тамбовской и других семинариях.

9 марта 1837 года назначен настоятелем Богоявленского монастыря.

В октябре 1841 года московский святитель Филарет назначил своего любимца на Рижскую кафедру. Митрополиту была известна его пламенная любовь к Церкви, его покорность воле Божией, его смирение, глубокое понимание истин веры и всех заблуждений протестантства и, наконец, близкое знакомство его с немецкой богословской словесностью и немецким языком. Весть о новом назначении поразила архим. Филарета, как гром, так как он был сильно привязан к академии, к своему делу, к библиотеке. Чтение богословия доставило Филарету громкую известность. Едва он приехал в Петербург для хиротонии, как ему наши высшие духовные иерархи предложили заняться составлением «Догматики» и выписать для этого из академии свои лекции. Когда же Филарет по своей скромности и опасливости стал отказываться, прибегли к посредничеству самого сильного человека, обер-прокурора Св. Синода гр. Протасова.

21 декабря 1841 года архим. Филарет был хиротонисан во епископа Рижского в Казанском соборе Петербурга. В июле 1842 года он отправился в Ригу.

С первой минуты, когда предстал он пред престолом Божиим в качестве служителя алтаря и до самой смерти, каждую службу, начиная от Херувимской песни и до причащения слезы текли из глаз его. Приняв же Агнца и читая молитву перед причастием, он всхлипывал. И приобщившись долго не мог унять тока слез своих.

Условия его служения в Риге были очень трудны. В коренном населении — латышах и эстонцах замечалась тяга к православию и самобытной культуре — богослужению и преподаванию в школах на родном языке. Святитель всемерно поддерживал их стремление. За свое пребывание в Риге он открыл 63 прихода, устроил 20 церквей постоянных и 43 временных, возбудил ходатайство об открытии духовного училища и приходских школ. Эта деятельность, шедшая вразрез с интересами баронов и немецкой партии, желавшей онемечить край, вызывала с их стороны резкое противодействие. Пытались парализовать деятельность архипастыря, не гнушались самыми грязными доносами. Неравная борьба, длившаяся 7 лет, закончилась в 1848 г. перемещением Филарета на Харьковскую кафедру.

Святитель уделял большое внимание духовному образованию юношества, устраивал семинарии, епархиальные училища, следил за учебно-воспитательным процессом, вырабатывал для учебных заведений программы преподавания, отдавая для их материального обеспечения свои печатные труда.

В монастырях учреждал общежитие, не оставлял без внимания храмоздания и церковного благолепия.

Преосвящ. Филарет отличался необыкновенной тонкостью вкуса в одежде, как в личной, так и священной. Причем эта черта была в нем очень естественной.

Был кроток в обращении с людьми. Беседуя, он с терпением и благодушием выслушивал собеседника, а потом в очень мягкой форме объяснял суть дела и выводил ошибающегося на истинный путь. Им всегда руководило чувство врожденной скоромности, смирения, строгости к себе, любви и уважения к человеку. Филарет был очень отзывчив к чужой беде, деньги для него не имели цены. Он как будто бы боялся их. Справедливо замечено, что несмотря на значительные средства, которыми он мог располагать во время пребывания своего на Харьковской епархии, он постоянно должен был сокращать свои расходы, потому что получаемые им средства шли большею частью на дела благотворительности.

В 1857 г. он был возведен в сан архиепископа.

Свт. Филарет Черниговский. Фреска на Святых вратах Святогорской лавры

2 мая 1859 г. назначен архиепископом Черниговским и Нежинским.

Преосвящ. Филарет состоял членом Общества Истории и древностей российских (с 1847 г.); действительным членом Импер. Рус. Географ. общества и почетным членом Харьковского университета (с 1852 г.); почетным членом Импер. Рус. Археолог. общества (с 1856 г.).

Особую известность и популярность приобрел Филарет своей литературной деятельностью. В трудах Филарета поражает масса критических статей и заметок. Это была особенность его таланта — пытливо относиться ко всякому предмету, все проверять взглядом критика. Он очень много читал. Вся жизнь его была посвящена чтению и труду. Обществу, публике он отдавал себя только по крайней необходимости. Люди, близко его знавшие, говорили, что он работал и отдыхал, ел и пил всегда с книгою в руках и тут же сразу делал нужные ему заметки и извлечения. «Надо удивляться, — говорит один близко знавший преосвященного, — надо удивляться его неутомимой деятельности. Он не ложился спать иначе, как при двух горящих свечах. Ночью он часто пробуждался, брал свечу, шел в библиотеку, доставал книгу или рукопись и садился работать. Таких занятий он не отлагал на утро, даже во сне его занимала какая-нибудь умственная задача». У него всегда было желание за все взяться, во всем явиться если не первоначинателем, то успеть больше прочих, во всем оставить о себе добрую память. С течением времени у него уже не было специальной задачи, определенного вопроса, решение которого заняло бы его исключительно. Ему хотелось действовать на более обширном поприще. Его не смущали ни огромные размеры поприща, ни разнообразие предметов, ни недостаток многих необходимых данных и источников. Не останавливаясь перед трудностями, он отважно брался за любое дело. Разнообразие предметов, за которые брался архипастырь, особенно заметно в последние 10 лет его жизни. С 1860 г. в нем появилось усиленное внимание к крупным явлениям жизни и движению современной мысли. И тут он спешил сказать свое отрывистое, смелое слово. В последние годы его жизни физические силы его ослабели до того, что он не мог писать сидя, но и это не остановило его деятельности. Он начал писать лежа, дрожащей рукой… Вследствие этого ослабления тела, вследствие смелых надежд на свои сведения и вследствие спешной работы в трудах его появилось несколько упущений и неточностей. Любому кропотливому изыскателю можно было уловить эти промахи. В своих выводах он не любил тратить слово, а всегда выражался отрывисто, смело и уверенно. Трудно было на первых порах примириться с этим свойством его приговоров, тем более, что они часто не подкреплялись доказательствами. Иногда он судил по первому впечатлению, самоуверенно, уклоняясь от более внимательных изысканий. В этих случаях взгляды и выводы его нуждаются в пересмотре и поверке.

Архиеп. Филарет известен и как замечательный проповедник слова Божия. Особенно назидательны его «Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа», которые произносил преосвященный к харьковской пастве в дни Великого поста.

При интенсивной научной работе он живо откликался на все события общественной жизни: посещал тюрьмы, во время Севастопольской кампании раздавал белье проходившим дружинам, благославлял их, служил молебны; когда госпитали были переполнены ранеными, не задумываясь отдавал для них помещение семинарии, переводя учащихся на частные квартиры.

Мощи свт. Филарета в черниговском Троицком соборе

Он не покидал своей паствы и в самые тяжелые моменты жизни. Во время холеры 1866 г. он предпринял объезд епархии, говоря: «Народ упал духом, следует ободрить». В пути он сам заболел и 9 августа 1866 года скончался в Конотопе.

От Конотопа до Чернигова на протяжении 180 верст народ сменяя один другого сопровождал гроб любимого архипастыря в количестве 10-12 тысяч человек. При этом не было ни одного случая заболевания холерой. Забыли все об этом страшном биче. Холера не дошла до Чернигова и прекратилась. Честные останки святителя были погребены в Троицком соборе Троице-Ильинского монастыря под алтарём. Ныне мощи его покоятся в этом соборе, рядом с мощами святителя Феодосия Черниговского и преподобного Лаврентия Черниговского .

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 14 апреля 2009 года архиепископ Филарет Черниговский был причислен к лику местночтимых святых Черниговской епархии с установлением памяти ему 9 августа. 26 января 2012 года Украинский Синод установил дополнительный день памяти святителю 12 октября.

30 ноября 2017 года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви память святителя Филарета 9 августа была внесена в месяцеслов Русской Православной Церкви .

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Богому́дрый свети́льниче ве́ры Правосла́вныя,/ святи́телю о́тче на́ш Филаре́те,/ сла́ва и украше́ние земли́ Черни́говския,/ любому́дрый учи́телю,/ ты́же святи́телю Иоа́нну Златоу́сту досто́йное подража́ние яви́л еси́:/ чи́стыми словесы́ и благода́тными уче́ньми па́ству свою́ усе́рдно напоя́л еси́/ и ко и́стинному пути́ спасе́ния наставля́л еси́,/ и ны́не егда́ предстои́ши Све́ту Ра́зума Христу́ Бо́гу на́шему,/ моли́ся от уче́ний вре́дных оте́чество на́ше огради́ти/ и Бо́гу ве́рно послужи́ти,// и поми́ловатися душа́м на́шим.

Кондак, глас 3

Правосла́вия любому́дрый тру́жениче,/ благоче́стия наста́вниче,/ душеполе́зных и умосве́тлых ве́дений стяжа́телю,/ те́мже мно́гих к Це́ркви Христо́вой обрати́л еси́,/ и пути́ спасе́ния и́стинному научи́л еси́,/ Ны́не же, святи́телю о́тче Филаре́те,/ егда́ предстои́ши у престо́ла царя́ Сла́вы,/ моли́ся о лю́дех страны́ на́шея:/ ве́ру Правосла́вную утверди́ти,// и спасти́ся душа́м на́шим.

Труды

Литература

  • Страница сайта Русское Православие:
  • «Состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви», 15.IV.2009:
  • «Святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)», страница сайта Азбука.Ru:
    • — молитвословия

«К прославлению архиепископа Филарета (Гумилевского)», портал Седмица.RU,

Официальный сайт Московского Патриархата, .

Митрополит Филарет (Вахромеев)

Филарет (Вахромеев) (род. 1935), митрополит б. Минский и Слуцкий, почетный патриарший экзарх всея Беларуси, священноархимандрит Успенской Жировицкой обители

В миру Вахромеев Кирилл Варфоломеевич, родился 21 марта 1935 года в Москве, в семье служащих. Дед его, Александр Иванович, известный ярославский купец, с 1913 года был потомственным дворянином и продолжал семейную традицию благотворения Ярославскому Кирилло-Афанасиевскому монастырю. Отец, Варфоломей Александрович, был преподавателем Гнесинского музыкального училища при Московской консерватории, автор учебника «Элементарная теория музыки». Мать Александра Феодоровна и старшая сестра Ольга Варфоломеевна — также были педагогами московских музыкальных школ.

Осенью 1953 года, закончив среднюю школу, поступил в Московскую духовную семинарию. На втором году обучения он начал церковное служение в числе иподиаконов патриарха Московского и всея Руси Алексия I.

В 1957 году окончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию.

3 апреля 1959 года принял монашество с наречением имени в честь святого праведного Филарета Милостивого. Постриг совершил архимандрит Пимен (Хмелевский), наместник Троице-Сергиевой Лавры.

26 апреля 1959 года рукоположен во иеродиакона патриархом Алексием I в Богоявленском патриаршем соборе в Москве .

Весной 1961 года окончил полный курс академии со степенью кандидата богословия за сочинение «Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам». Был оставлен при академии в качестве профессорского стипендиата с поручением чтения лекций по истории и разбору западных исповеданий на III курсе академии, а позже ему было поручено преподавание гомилетики в духовных школах.

14 декабря 1961 года рукоположен во иеромонаха патриархом Алексием I в Крестовой Филаретовской церкви в патриарших покоях Троице-Сергиевой Лавры.

В сентябре 1962 года был назначен старшим помощником инспектора, а в июне 1963 года — инспектором Московских духовных школ.

4 августа 1963 года был возведен в сан игумена епископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым) в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры.

8 октября того же года был возведен в сан архимандрита патриархом Алексием I.

В сентябре 1963 года назначен заведующим открывшейся при академии аспирантуры.

В этот же период, начиная с 1961 года, архимандрит Филарет активно включился в общецерковную деятельность Русской Православной Церкви. Он принимал участие в работе I, II и V Всехристианских Мирных конгрессов в Праге и III Всеправославного совещания на острове Родос в Греции, состоял секретарем Синодальной Комиссии по христианскому единству, решением Синода включался в состав Межправославной богословской комиссии по диалогу со старокатоликами.

8 октября 1965 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил архимандриту Филарету быть епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии.

23 октября был наречен, а 24 октября — хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Ленинградской епархии. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершили митрополит Ленинградский Никодим (Ротов), архиепископы Пермский Леонид (Поляков), Херсонский Сергий (Петров), Минский Антоний (Мельников), епископы Кировский Иоанн (Иванов) и Вологодский Мелхиседек (Лебедев).

14 мая 1966 года назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором Московской духовной академии.

Совмещая административные обязанности с научно-богословской и педагогической работой, владыка Филарет с первого дня ректорства начал читать лекции в академии по курсу Нового Завета.

28 ноября 1968 года назначен вторым заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

С этого времени для него наступил период интенсивной работы в области внешнецерковной деятельности Русской Православной Церкви. По благословению патриарха, неоднократно совершал заграничные поездки в качестве члена делегаций от Русской Православной Церкви, принимал участие во многих богословских собеседованиях. Проводил в академии многие встречи и беседы с представителями церковных, государственных и общественных кругов различных стран мира. Неоднократно участвовал в советских конференциях в защиту мира; избирался членом Президиума Союза Обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, состоял членом правления и вице-президентом ряда обществ дружбы.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 30 мая-2 июня 1971 года в Троице-Сергиевой Лавре владыка Филарет как ректор представлял Московскую духовную академию, а в дни подготовки и проведения Собора на него были временно возложены и обязанности наместника Троице-Сергиевой Лавры.

6 сентября 1971 года ему поручено временное управление Калининской епархией.

9 сентября того же года был возведен в сан архиепископа патриархом Пименом.

18 апреля 1973 года назначен архипастырем Берлинским и Среднеевропейским, патриаршим экзархом Средней Европы.

15 апреля 1975 года был возведен в сан митрополита патриархом Пименом.

10 октября 1978 года был назначен митрополитом Минским и Белорусским, а 12 октября ему определено быть патриаршим экзархом Западной Европы.

С 16 ноября 1979 года также временно управлял Корсунской епархией, в связи с переходом епископа Петра (Л’Юилье) Корсунского, под омофор Православной Церкви в Америке.

С 1981 по 1988 год являлся членом и заместителем председателя Комиссии по подготовке и проведению торжеств, посвященных празднованию 1000-летия Крещения Руси, был руководителем рабочей группы по участию в праздновании юбилея других Церквей и по общественным проблемам.

14 апреля 1981 года был назначен председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата и постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.

28 марта 1984 года освобожден от должности Западноевропейского экзарха.

Был избран председателем международного подготовительного комитета, а затем и председателем Всемирной Конференции «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы» состоявшейся в мае 1982 года в Москве по почину патриарха Пимена. 3-12 сентября того же года участвовал во II Всеправославном предсоборном совещании в Шамбези, Швейцария.

19 декабря 1983 года в Комитете защиты мира (затем Международной ассоциации мира и согласия) на встрече представителей Церквей и религиозных объединений в интересах содействия более эффективным связям между сторонниками мира была создана общественная Комиссия по связям с религиозными кругами, выступающими за мир, председателем которой был единодушно избран митрополит Филарет. В 1988 году на учредительной конференции Ассоциации творческой интеллигенции «Мир культуры» избран ее вице-президентом.

Митрополит Минский Филарет (Вахромеев)

15 декабря 1988 года вошел в избирательную комиссию по выборам народных депутатов СССР от движения за мир, объединенного Советским комитетом защиты мира, и от Ассоциации содействия ООН в СССР; с января по декабрь 1991 года был народным депутатом СССР.

16 октября 1989 года назначен патриаршим экзархом всея Беларуси новообразованного Белорусского Экзархата Московского Патриархата. В связи с расширением деятельности Белорусского экзархата митрополит Филарет подал прошение об освобождении его от должности председателя Отдела внешних Церковных связей, которое и было удовлетворено 13 ноября 1989 года с оставлением его постоянным членом Священного Синода.

29 декабря 1989 года Священный Синод благословил митрополиту Филарету дать согласие баллотироваться кандидатом в народные депутаты Верховного Совета БССР и 17 марта 1990 года состоялось его избрание народным депутатом Республики Беларусь.

9 мая 1990 года вошел в состав Синодальной Библейской комиссии, а 16 июля того же года был назначен председателем Комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

28 декабря 1993 года был назначен председателем Синодальной Богословской комиссии (с 27 июля 2009 года — Синодальная Библейско-богословская комиссия ), образованной из Комиссии по вопросам христианского единства.

В 1994-1996 годах временно управлял Гродненской епархией, с 28 декабря 1996 года по 17 июля 1997 года — Полоцкой, c 19 сентября 2000 по 4 февраля 2001 года — Брестской, с 28 февраля по 4 июля 2002 года, и вновь с 28 февраля 2008 года — Могилёвской.

С 26 декабря 2001 года по 2012 год был председателем редколлегии сборника «Богословские труды» и способствовал росту качества публикаций этого главного богословского издания Русской Церкви.

С октября 2004 года по 22 сентября 2014 года — ректор Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла при БГУ .

27 июля 2009 года вошёл в состав членов и президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. С 29 января 2010 по 23 октября 2014 года — председатель Комиссии по вопросам богословия Межсоборного присутствия .

31 мая 2010 года Священный Синод заслушав прошение о почислении на покой по достижении 75-летия согласно пункту 26 главы Х Устава Русской Православной Церкви, постановил просить продолжить управление Минской епархией и руководство Белорусским экзархатом с выражением благодарности за многолетние труды по окормлению православной паствы Беларуси.

5 октября 2011 года освобождён от должности председателя Синодальной библейско-богословской комиссии.

25 декабря 2013 года почислен на покой в связи с достижением 75-летнего возраста и назначен почетным Патриаршим экзархом всея Беларуси, c сохранением за ним права участия в работе Священного Синода и почетного протокольного места за богослужениями и в официальных церемониях .

Церковные

  • палица
  • наперсный крест с украшениями (4 августа 1963, вместе с возведением во игумена)
  • орден св. равноап. кн. Владимира II степени (11 апреля 1969, от патриарха Алексия I)
  • орден св. равноап. кн. Владимира I степени (18 июня 1971, от патриарха Пимена во внимание к усердным трудам по проведению поместного Собора)
  • орден прп. Сергия Радонежского I степени (1982, от патриарха Пимена за большие заслуги в церковном миротворческом и патриотическом служении)
  • орден прп. Андрея Рублева I степени
  • орден ап. и евангелиста Марка (4 марта 2008, от патриарха Александрийского Феодора II)
  • орден свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского I степени (24 мая 2009 года, во внимание к усердным миссионерским трудам и в связи с 50-летием служения в священном сане)
  • право преднесения креста за богослужениями (21 марта 2010 года, за заслуги перед Русской Православной Церковью и в связи с 75-летием со дня рождения)
  • орден св. ап. Андрея Первозванного (2013, Украинская Православная Церковь, в честь 35-летия архипастырского служения в Белоруссии)
  • орден свт. Алексия, митр. Московского I степени (21 марта 2015, к 80-летию со дня рождения и 50-летию служения в архиерейском сане) .

Награжден также рядом орденов и медалей иных Поместных Православных Церквей.

Светские:

  • орден Дружбы народов СССР
  • Российский орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
  • Белорусский орден Ф. Скорины
  • ежегодная премия Фонда имени благоверного князя Константина Острожского (2007, Польша)
  • орден Александра Невского (11 июля 2013, Российская Федерация, за большой вклад в развитие дружественных отношений между народами и укрепление духовных традиций)
  • орден «За заслуги» III степени (27 июля 2013, Украина, в честь 1025-летия Крещения Руси)

Почетные членства, степени

  • почетный член
    • Московской духовной академии (решением Ученого Совета Московской духовной академии, 7 мая 1974).
    • Санкт-Петербургской духовной академии (после Московской).
  • доктор богословия Honoris Causa
    • Прешовского Православного богословского факультета (ЧССР) (16 марта 1982).
    • Государственного университета имени Мартина Лютера в городе Халле-Виттенберг (ГДР) (15 ноября 1983).
  • доктор Honoris Causa
    • Словацкого евангелического Богословского Факультета г. Братиславы (ЧССР) (17 июня 1985).
    • Богословского Факультета имени Яна Амоса Коменского в Праге (25 ноября 1986).
    • Христианской богословской академии Варшавы (2007).
    • Белорусского государственного университета.
    • Гродненского медицинского университета.
    • ряда богословских факультетов Европы.
  • Биография на официальном сайте Московской Патриархии:
  • Страница сайта Русское Православие:
  • Биография на официальном сайте Белорусской Православной Церкви:

Журналы №№62-63, журналы заседаний Священного Синода от 27 июля 2009 года:

Патриарший экзарх всея Беларуси избран ректором Института теологии Белорусского государственного университета. Официальный сайт Московского Патриархата, 23.09.2014:

«Состав комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (от 29 января 2010 г.)», официальный сайт Московского Патриархата, 29 января 2010, —

Журнал №125, журналы заседания Священного Синода от 25.12.2013 года:

В неделю 5-ю Великого поста и день памяти прп. Марии Египетской Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию св. Василия Великого в Храме Христа Спасителя, официальный сайт Московской Патриархии, 21 марта 2010:

«В Минске прошли торжества по случаю дню тезоименитства митрополита Филарета и 35-летия его служения в Белоруссии», официальный сайт РПЦ, 15 декабря 2013 года:

«Патриаршее поздравление митрополиту Филарету (Вахромееву) с 80-летием со дня рождения», официальный сайт Русской Православной Церкви:

Указ Президента РФ от 11.07.2013 N 619 «О награждении государственными наградами Российской «:

Указ Президента Украины № 409/2013 «О награждении государственными наградами Украины религиозных деятелей Русской православной церкви» :

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *