Филарета дроздова

Святитель Филарет Дроздов

Одним из наших небесных покровителей является святитель Филарет Московский и Коломенский, при котором Алексеевская обитель в 1837 году переехала в Красное Село. В честь святителя Филарета освящен приставной престол в верхнем храме Всех Святых. Именно его именем было названо братство, усилиями которого возрождался наш храм.
Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря (все даты приводятся по старому стилю) в 1782 году — на второй день Рождества Христова, в праздник Собора Пресвятой Богородицы — в Коломне, в благочестивой семье диакона кафедрального Успенского собора Михаила Федоровича Дроздова. Мать будущего святителя, Евдокия Никитична — кроткая, добрая и тихая, была глубоко религиозна и благочестива. Крестили младенца 1 января 1793 года и нарекли в честь свтителя Василия Великого, память которого отмечалась в тот день. Вскоре после рождения будущего святителя, его отец был рукоположен в сан священника.
Большое влияние на воспитание мальчика оказал его дед по матери — священник Никита Афанасьевич Филиппов. Первым учителем Василия был его отец, а в девятилетнем возрасте 20 декабря 1791 года мальчик был отдан в Коломенскую духовную семинарию. Василий был одним из лучших учеников, в эти годы он начинает также петь на клиросе.
В 1799 году Коломенская епархия была упразднена, семинария была переведена в Тулу, однако ее учащимся разрешили закончить образование в Московских духовных школах. Так будущий святитель оказался в Троицкой духовной семинарии, под покровом преподобного Сергия. Здесь талантливый юноша был замечен митрополитом Платоном (Левшиным). После окончания семинарии Василий Дроздов был назначен туда учителем. А также специально для него митрополит Платон учредил должность лаврского проповедника.
Постепенно созревает в душе Василия решение о выборе монашеской стези. И 16 ноября 1808 года он принял монашеский постриг с именем Филарет в честь святого Филарета Милостивого. А через несколько дней митрополит Платон рукоположил его в сан иеродиакона.
В декабре 1808 года иеродиакон Филарет был переведен в Санкт-Петербург, где назначен учителем, а затем инспектором в семинарию. А 28 марта 1809 года, на Пасху, он был рукоположен в сан иеромонаха. Он много проповедовал, и его проповеди обратили на себя внимание всех — от простых людей до священноначалия и Императорской семьи. Иеромонах Филарет стал известным высшему петербургскому свету и Двору.
С 1809 по 1819 год святитель Филарет преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии, ректором которой он был назначен 11 марта 1812 года. 5 июля 1811 года иеромонах Филарет был возведен в сан архимандрита. С 1817 года — епископ Ревельский. В 1819-1820 — архиепископ Тверской, затем Ярославский. С 1821 года и до кончины — Московский архипастырь. В 1826 году был возведен в сан митрополита.
Святитель Филарет родился в царствование Императрицы Екатерины II, возрастал при Императоре Павле I, начинал церковное служение в царствование императора Александра I, который любил Владыку Филарета, исключительно доверял ему, посвящал в тайны, которые никому другому не решался доверить. Многие знают историю таинственного сибирского старца Федора Кузьмича, ныне прославленного в лике местночтимых святых земли Сибирския. Существует достаточно много убедительных доказательств тождества старца Феодора Козьмича и Императора Александра I Благословенного, чья таинственная смерть в Таганроге стала для всех полной неожиданностью. Очень вероятно, что святитель Филарет был посвящен и в эту тайну. Почти все служение святителя на Московской кафедре пришлось на годы правления Императора Николая I. А закончил митрополит Филарет свой жизненный путь в царствование Императора Александра II.

Святитель Филарет — замечательный проповедник, богослов, духовный писатель. Его перу принадлежат, в частности, «Краткий» и «Пространный» Православные катехизисы, «Начертание церковной библейской истории», «Записки на Книгу Бытия», его стараниями был организован перевод Библии на русский язык. Участвовал святитель и в общественной жизни. В 1861 году он составил Манифест об освобождении крестьян. Известна стихотворная переписка святителя с А.С.Пушкиным.
Митрополит Филарет — ревностный защитник чистоты Православия, человек долга и правды, не боявшийся противиться и Царской воле, если эта воля шла вразрез с заповедями Христовыми. Так, например, Владыка отказался освящать в Москве Триумфальные ворота, украшенные изображениями языческих богов, проявив при этом непослушание Царскому повелению. Император был крайне разгневан таким поступком Московского митрополита, однако, сам Владыка был утешен явлением ему преподобного Сергия, сказавшего: «Не смущайся, все пройдет».
Важнейшим из дел святителя было присоединение к Церкви униатов. Также, его стараниями было издано Житие преподобного Серафима Саровского, его своевременным вмешательством была прекращена Великая Дивеевская смута, когда самочинно объявивший себя духовным наставником обители лжеученик преподобного Серафима иеромонах Иоасаф стал насаждать там свои порядки, вопреки заветам Преподобного.
Вознесенный на высоту церковного служения, Владыка Филарет оставался, прежде всего, монахом. Его отличали удивительная скромность и глубокое смирение, теплота молитвы и милующая любовь к людям, которым он не упускал случая творить добро, причем делал это тайно, избегая похвал человеческих. Всегда и во всем он искал исполнения воли Божией. Сокровенным оставалось его монашеское делание, которое он тщательно скрывал от посторонних глаз.
Известна его молитва: «Господи! Не знаю, чего просить у Тебя, Ты один знаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче, даждь рабу Твоему — чего и сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения. Только предстою пред Тобою, сердце мое Тебе отверсто. Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори со мною по милости Твоей! Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред святою Твоею волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания — исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь».
Нельзя не отметить особое попечение митрополита Филарета о монастырях и монашествующих. И, конечно же, в первую очередь, о Троице-Сергиевой Лавре, наместником которой Владыка поставил архимандрита Антония (Медведева), в лице которого митрополит Филарет обрел духовного друга, сотаинника, верного помощника и духовника. Ныне преподобный Антоний прославлен в лике святых. Вблизи Лавры святителем Филаретом был основан Гефсиманский скит, отличавшийся простотой убранства и строгостью устава. Скит был закрыт для посещения женщинами. Здесь Владыка любил уединяться для молитвы, размышления и работы.

Любили и почитали Святителя все — начиная от Императорского Двора и кончая простолюдинами. Еще при жизни он получил от Господа дар чудотворения, известны многие случаи исцелений и благодатной помощи в разных обстояниях по его молитвам.
Незадолго до кончины митрополит Филарет увидел знаменательный сон: к нему пришел его покойный отец и сказал: «Береги девятнадцатое число». С этого времени святитель решил каждое девятнадцатое число причащаться Святых Христовых Таин. 19 ноября 1867 года митрополит Филарет отслужил на Троицком подворье в Москве свою последнюю литургию и в этот день отошел ко Господу.
Святитель Филарет был причислен к лику святых на Архиерейском Соборе в 1994 году. Мощи святителя до 2004 года почивали в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. А 9 июня 2004 года совершилось торжественное их перенесение в Москву, в храм Христа Спасителя.
Святителю отче Филарете, молит Бога о нас!Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич
Почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси
Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси (1992-2013 гг.)
Родился в 1935 году в г. Москве.
В 1957 году окончил Московскую духовную семинарию, 1961 году – Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
В 1959 году был пострижен в монахи с именем Филарет.
С 1992 года – Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Свято-Успенской Жировичской обители священноархимандрит.
В 2009 году Архиерейским Собором РПЦ в Москве был избран одним из трех кандидатов на Московский патриарший престол. Филарет взял самоотвод, призвав своих сторонников отдать голоса местоблюстителю патриаршего престола, митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу, ставшего впоследствии Патриархом.
Прошел путь от преподавателя до ректора Московской Духовной Академии; был председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В 1969 году – член Комиссии Священного Синода РПЦ по вопросам христианского единства. С 1981 года – постоянный член Священного Синода РПЦ, член Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей. В 1990 году – председатель Синода Белорусской Православной Церкви. В 1993 году – декан Богословского ф-та Европейского Гуманитарного Университета (Минск). Депутат Верховного Совета Беларуси (1990-1995 гг.), член Комиссии по образованию, культуре и сохранению исторического наследия.
В прессе неоднократно публиковались сведения о плохом здоровье Филарета: сообщалось, что он болен сахарным диабетом.
Филарет известен как близкий сторонник и друг президента Беларуси Александра Лукашенко.
Имеет множество наград, среди которых «Герой Беларуси» за многолетний личный вклад в духовное возрождение белорусского народа, укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога.
25 декабря 2013 года Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси ушел на пенсию в связи с достижением 75-летия.
Священный синод Русской православной церкви постановил назначить Преосвященного митрополита Филарета почетным Патриаршим Экзархом всея Беларуси, сохранив за ним право участия в работе Священного синода и почетное протокольное место за богослужениями и в официальных церемониях.
Митрополитом Минским и Слуцким назначен митрополит Рязанский и Михайловский Павел.
Источники: официальный портал Белорусской православной церкви, Лентапедия, Википедия

Митр. Московский Филарет (Дроздов). Портрет Н. Д. Шпревича, 1861 г.

Филарет (Дроздов) (1782 — 1867), митрополит Московский и Коломенский, святитель

Память 19 ноября в день кончины, в Соборах Московских святителей, а также Московских и Санкт-Петербургских святых

В миру Дроздов Василий Михайлович, родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне Московской губернии в семье диакона Михаила Федоровича Дроздова. До девяти лет воспитанием ребенка занимались его благочестивые родители.

В 1791 г. он поступил в Коломенскую духовную семинарию, в которой учился до ее закрытия в 1799 г., после чего перешел в Троице-Сергиеву Лаврскую семинарию, находившуюся под особым покровительством митр. Платона. Личность митр. Платона оказала большое влияние на судьбу и развитие будущего митр. Филарета.

В Троицкой семинарии Дроздов учился в философском и богословском классах с марта 1800 г. по 1803 г. По окончании семинарии 21 ноября 1803 г., после проведенного лично митр. Платоном экзамена, но был назначен учителем греческого и еврейского языков в той же лаврской семинарии.

30 августа 1806 г. перемещен на высший класс — пиитический и назначен проповедником при Лавре. Митр. Платон оказывает новому проповеднику знаки исключительного внимания и расположения, дарит ему разные вещи, делает своим иподиаконом, а 14 января 1808 г. утверждает учителем высшего краноречия и риторики. Митр. Платон писал о своем любимом ученике: «Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски».

Митр. Платон стал убеждать молодого учителя принять монашество. Он не сразу согласился на эти убеждения. В течение двух лет он проверял свои склонности, советовался с родителями, молился и только в июле 1808 г. подал прошение о пострижении его в монашество. 16 ноября того же года в Трапезной церкви Троице-Сергиевой Лавры наместником Лавры архимандритом Симеоном (Крыловым-Платоновым) он был пострижен в монашество с именем Филарета в честь прав. Филарета Милостивого, а 21 ноября митр. Платоном рукоположен во иеродиакона.

1 марта 1809 г. по указу Св. Синода вызван в Санкт-Петербург и определен инспектором С.-Петербургской семинарии с занятием кафедры философских наук в звании бакалавра академии.

28 марта того же года митр. Амвросием рукоположен во иеромонаха; 9 марта определен на должность ректора Александро-невского уездного училища, учрежденного при той же семинарии, с оставлением в прежних должностях в семинарии.

8 февраля 1810 г. переведен бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургскую духовную академию, где сначала преподавал догматическое богословие и церковную историю, а с 21 июля того же года историю и древности церковные. Здесь, на кафедрах Петербургской академии, развернулись его необычайные разносторонние дарования, его изумительная работоспособность, дисциплинированность, способность четко выполнять все налагаемые на него обязанности. Слова и поучения его с церковной кафедры обращали на него всеобщее внимание глубиной постановки богословских вопросов, широтой их трактовки, яркостью образов, точностью языка.

8 июля 1811 г. «за отличие в проповедывании слова Божия» Филарет был возведен в сан архимандрита.

Он приобретал все большую известность как в кругах духовных, так и светских. Так, в Петербурге главными покровителями его стали такие влиятельные лица, как первенствующий член Св. Синода митр. Амвросий и обер-прокурор Синода князь А.Н. Голицын. Они стали облекать его полным доверием и возлагать на него различные поручения. В июле 1811 г. по назначению Комиссии духовных училищ производил ревизии петербургских духовных семинарий и училищ.

В начале 1812 г. от Комиссии духовных училищ имел поручение образовать для учеников, окончивших Санкт-Петербургскую семинарию класс чтения Св. Писания и св. отцов и руководства к прохождению священнослужительных должностей.

11 марта того же года определен ректором Санкт-Петербургской духовной академии и профессором богословских наук, а 27 марта назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря. С этого же времени по званию ректора присутствовал в Санкт-Петербургской духовной консистории.

В академии архим. Филарет учредил образцовые порядки, послужившие руководящим примером и для других академий. Он заново переработал и представил на утверждение академический устав. Вместе с тем он переработал устав для духовных семинарий, уездных и приходских училищ, выполнив всю эту работу без помощников в шесть недель. Впоследствии Филарет сам говорил, что он никогда так много не работал, как в свою бытность ректором академии, и считал себя свободным от занятий, когда у него, по его собственным словам, «за раз было только одно дело на руках, а не три или пять».

Он стоял во главе перевода Библии на русский язык. Это дело, в котором более всех потрудился архим. Филарет, составляет славу и украшение его имени. Но не все с сочувствием отнеслись к этому новому делу. Архим. Фотий, бывший в 1814 г. студентом 1 курса Петербургской академии, не сочувствовал переводческой деятельности архим. Филарета, но признавал его выдающиеся способности, как ректора и профессора. Вот как описал он архим. Филарета в своей автобиографии:

«Филарет был… росту среднего, смугл видом, власы средние темнорусые, браду долгую имел, лицом всегда светел, весел быть казался, у него были глаза острые, проницательные, вид постен, строг и приятен; поступь у него была нескорая, важная. Голос тих, тонок, но ясен; речь внятная, говорил остро, высоко, премудро, но все более к уму, менее же к сердцу. Свободно делал изъяснение священных писаний: как бы все лилось из уст его. Привлекал учеников так к слушанию себя, что когда часы кончались ему преподавать, всегда оставалось великое усердие слушать его еще более без ястия и пития. Оставлял он сильные впечатления от учений своих — всем казалось истинно, приятно, совершенно его учение… Оратор мудрый, красноречивый, писатель искусный. Все доказывало, что он много в науках занимался… Сила, красота, достоинство и слава Духовной Академии был один Филарет».

Изумлявшая всех работоспособность и эрудиция архим. Филарета быстро выдвигали его вперед. В 1814 г. Комиссией духовных училищ было выработано Положение об ученых степенях действительных и почетных, и первым действительным доктором богословия в России стал (13 августа 1814 г.) ректор Петербургской академии архим. Филарет. В мотивировке предоставления ему докторской степени говорилось, что он удостаивается ее на основании «светлейших доказательств учености, священной и церковной, представленных в академических чтениях, в церковных речах, а особенно в классических сочинениях, и увенчанных искренним осуществлением на деле христианского учения». Через две недели после получения высшей ученой степени, 27 августа 1814 г. архим. Филарету была назначена пожизненная пенсия в размере 1500 рублей в год; 30 августа того же года он был назначен членом Комиссии духовных училищ.

В июне и июле 1815 г. ревизовал Московскую духовную академию и семь семинарий: Новгородскую, Тверскую, Владимирскую, Ярославскую, Костромскую, Спасо-Вифанскую и Московскую, а также ряд, находящихся на пути его следования, уездных и приходских училищ.

В марте 1816 г. по указу Св. Синода определен настоятелем Московского Новоспасского монастыря с оставлением при академии; 2 июня назначен членом Комитета для решения судебных дел о лицах духовного звания грекороссийского исповедания в Финляндии; 16 июля утвержден членом совета императорского человеколюбивого общества.

3 марта 1817 г. назначен членом Строительного комитета при Санкт-Петербургской духовной академии; 7 апреля — членом Главного Правления училищ; в июле произвел ревизию Санкт-Петербургской семинарии.

Еп. Филарет (Дроздов). Портрет Н. Д. Шпревича, вторая четверть XIX в.

23 июля 1817 г. по представлению митр. Новгородского Амвросия повелено ему быть епископом Ревельским, викарием С.-Петербургской епархии с оставлением за ним должности ректора академии и управляющего Новоспасским монастырем.

5 августа 1817 г. в Петербурге, в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, хиротонисан во епископа Ревельского.

15 марта 1819 г. возведен в сан архиепископа с переводом в Тверскую епархию и с назначением членом Св. Синода.

26 сентября 1820 г. назначен архиепископом Ярославским и Ростовским.

С 3 июля 1821 г. — архиепископ Московский, священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и присутствующий в Московской Синодальной конторе. С этого времени и до кончины своей Филарет с великою честью и пользой стоял во главе епархиального управления первопрестольного града, не прекращая вместе с тем научно-литературной деятельности и не переставая принимать живейшего участия в делах как общецерковного, так и общегосударственного характера, призываемый к тому Высшей властью.

28 октября 1822 г., согласно прошению, уволен от звания члена Главного правления училищ.

За все время своего служения Филарет имел ряд наград; 25 декабря 1825 г. ему был пожалован бриллиантовый крест для ношения на клобуке.

22 августа 1826 г. возведен в сан митрополита за заслуги, оказанные Церкви и отличное служение.

7 янвря 1828 г. ему объявлена высочайшая благодарность за составление Краткой Священной истории, а также краткого и пространного катехизисов с прибавлением наставления для воинов.

19 апреля 1831 г. награжден орденом св. ап. Андрея Первозванного за ревностное и многодеятельное служение в архипастырском сане.

10 января 1854 г. объявлена высочайшая благодарность и благодарность Св. Синода за приношение от Св.-Троицкой Лавры и от Чудова монастыря 50000 рублей на воинов и за труды, понесенные в деле оращения Рогож. раскольников.

18 марта 1855 г. получил благодарность от императора за пожертвованные 110600 рублей на военные надобности от Московской епархии.

31 мая 1857 г. объявлена благодарность Св. Синода за особенное, постоянное попечение о благоустройстве Московской духовной академии.

31 октября 1862 г. получил благодарность от императрицы за пожертвованные 10100 рублей от духовенства Московской епархии в пользу пострадавших от пожара жителей С.-Петербурга.

21 июня 1867 года единогласно признан почетным членом императорского Новороссийского университета и получил диплом.

5 августа того же года, в день пятидесятилетия служения в епископском сане, за непрерывные заботы о духовном просвещении паствы, за щедрую поддержку благотворительных и воспитательных учреждений, многочисленные пастырские послания и др. деятельность предоставлено право, по киевскому обычаю, предношение креста в священнослужении, ношение креста на митре и двух панагий на персях. При этом пожалована украшенная драгоценными камнями панагия на бриллиантовой цепочке, а в вознаграждение заслуг собственно государственных пожалованы портреты императора и двух его предшественников.

Скончался 19 ноября 1867 года. Погребен в Троице-Сергиевой Лавре, в приделе Свято-Духовной церкви, устроенном во имя Филарета Милостивого в память пятидесятилетия служения Филарета в епископском сане.

Был прославлен в лике святителей на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября-2 декабря 1994 года. Ныне мощи святителя Филарета находятся в Храме Христа Спасителя в Москве.

Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский

Из поучений свт. Филарета

Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, — не для тебя посланы Апостолы, — ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет. Когда темнеет на дворе, усиливай свет в доме. Береги Россия и возжигай сильнее свой домашний свет. Свобода есть способность и невозбранность разумно избирать и делать лучшее. Она есть достояние каждого. Стыдно видеть, что в соблюдении воскресного дня неправославные лучше православных. Иногда беспорядок сей становится неисправим человеческими средствами: надобно страшиться исправительных мер с Неба, более сильных, нежели какие уже испытываем. Христианин! Будь, а не кажись: вот одно из важнейших для тебя правил.

Оценки жизни и трудов свт. Филарета

Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский (+ 1867):

Митрополит Московский Филарет благоволил написать мне, то он желает напечатания книги Преподобного Исаака Сирскаго. Все монашество обязано благодарностью этому Архипастырю за издание Отеческих книг Оптиною пустынею. Другой на месте его никак не решился дать дозволение на такое издание, которое едва ли уже повторится . Точно, он искренно любит меня, и, судя по наружности, я много потерял, будучи лишен его покровительства; но, судя духовно, нельзя не признать тут действовавшего Промысла Божия, даровавшего мне совершить мое земное странствование по пути тернистому, а не по пути тленных преуспеяний, почти всегда очень вредных для души. Вот образ мыслей успокаивающий сердце верою в Бога, действующего превыше самых мудрых соображений человеческих. Умен Филарет, умен как день: но и он устранен Промыслом Божиим от дел земли, чтоб быть вернее сохраненным для дел Неба. Дела и преуспеяния земные вводят в гордость, для отвращения от которой сам Апостол Павел нуждался в попущениях и скорбях .

Молитвословия

Тропа́рь, глас 4

Ду́ха Свята́го благода́ть стяжа́в,/ богому́дре святи́телю Филаре́те,/ и́стину и пра́вду ра́зумом просвеще́нным лю́дем пропове́дал еси́,/ ми́р и ми́лость се́рдцем умиле́нным стра́ждущим яви́л еси́,/ я́ко учи́тель ве́ры и стра́ж неусы́пный/ па́ству Росси́йскую жезло́м пра́вости сохрани́л еси́./ Сего́ ра́ди ко Христу́ Бо́гу дерзнове́ние име́я,/ моли́ дарова́ти Це́ркве утвержде́ние,// лю́дем и душа́м на́шим спасе́ние.

Конда́к, глас 2

Я́ко и́стинный подража́тель преподо́бнаго Се́ргия,/ доброде́тель измла́да возлюби́л еси́,/ богоблаже́нне Филаре́те./ Я́ко па́стырь пра́ведный и испове́дник непоро́чный,/ по святе́м преставле́нии от безбо́жных поруга́ние и поноше́ния прия́л еси́,/ Бо́г же зна́меньми и чудесы́ тя́ просла́ви// и засту́пника Це́ркве на́шея яви́.

  • Страницы проекта Андрея Лебедева Pagez.ru:
    • — подробная биография святителя
    • — очень большая подборка из наследия свт. Филарета и материалов о нем
  • Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, блог священника Максима Плякина:

Собрание писем свт. Игнатия, письмо 20 (35)

Собрание писем свт. Игнатия, письмо 417 (552) 1853 г.

Биография

Филарет Московский особо почитается в православных кругах. Священник, сделавший завидную карьеру на церковном поприще, не оставался равнодушным к людским трагедиям, искреннее беспокоился о судьбе родного государства, оказываясь в эпицентре исторических событий. В биографии митрополита – благословение на царствование российских самодержцев, непосредственное участие в реформах Русской церкви и даже в освобождении крестьян от крепостного права.

Детство и юность

Будущий митрополит родился 26 декабря 1782 года в Коломне под именем Василий Дроздов. Родители мальчика происходили из потомственного духовенства. Дед по материнской линии служил протоиреем в Богоявленской церкви, где и появился на свет маленький Вася.

Филарет Московский

Отец Михаил Федорович до рождения наследника почти год числился дьяконом в Успенском соборе, за неимением жилья приходилось ютиться у тестя. Спустя два месяца его перевели в церковь Троицы священником, и семья обрела собственный дом, который до сих пор сохранен – стоит на ул. Толстикова, 52.

С детства Василий отличался способностями к учебе и тягой к знаниям, тем более для этого была благодатная почва: отец совмещал служение в церкви с преподаванием в Коломенской семинарии, поэтому дома хранилась великолепная библиотека. В 9-летнем возрасте мальчик тоже оказался в рядах студентов семинарии, из которой были открыты дороги в школы Московской епархии. Однако учебное заведение вскоре перевели в Тулу, и отец настоял, чтобы сын попытал силы на экзаменах в семинарию Троицкой Лавры.

Святитель Филарет Московский

Василий Дроздов благодаря багажу знаний, природному уму и рассудительности с легкостью прошел испытания и был зачислен в философский класс. В школе у юноши обнаружился талант еще и к языкам. Способного ученика заметил покровитель семинарии, митрополит Платон, и на протяжении учебы, а потом и на службе явно ему благоволил.

В учебном заведении Василий Михайлович прошел и уроки милосердия, занимая должность старшего над семинарской больницей. Столкнулся со смертью, мучительными неизлечимыми болезнями, воспитав в себе терпение к близкому и постигнув истину, что все в этом мире тленно.

Икона Филарета Московского

Юноша получил диплом в 1803 году и тут же начал преподавать ученикам родной семинарии греческий и еврейский языки, а затем поэзию, красноречие и риторику. Митрополит Платон восхищался писательским и ораторским даром Василия, говоря, что «он пишет по-ангельски», поэтому назначил проповедником.

Наставник и покровитель долго склонял молодого человека к монашеству, а Дроздов все колебался, даже приходил с этим вопросом к отцу, который посоветовал самостоятельно решать свою судьбу. Созрел Василий Михайлович к 1808 году – постригся в монахи, взяв имя святого Филарета Милостивого, а спустя неделю Платон возвел ученика в сан иеродиакона.

Святой подвиг

Филарет собирался всю жизнь провести в Лавре, но судьба уготовила ему головокружительную карьеру и отвела большую роль в церковной науке и государственных делах. В рамках реформы духовных школ мужчину, как самого способного в Троицкой семинарии, срочно вызвали в Петербург, где иеродиакон стал инспектором и бакалавром философского класса в новой академии, затем здесь же преподавал богословские науки и церковную историю. Из-под пера святителя появился полный курс этих учений, к тому же он первый стал читать лекции на русском языке.

Митрополит Филарет Московский

Филарет начал набирать популярность у народа, люди восхищались проповедями, а в придворных кругах его признали новым ярким светилом Русской церкви. Во времена войны с Наполеоном архимандрита народ полюбил еще больше – Филарет жертвовал крупные суммы на военные нужды. Спустя три года после победы святитель сочинил благодарственное молебствие о спасении Отечества.

Служба в Духовной академии ознаменовалась началом глобального труда, который стал делом всей жизни Филарета, – перевод на русский язык Библии. Толчком послужили метания русского общества в эпоху правления Александра I, ситуацию усложнила и война с французами. Люди искали поддержку и правду в книгах, написанных западными богословами и мистиками.

Филарет Московский и император Александр I

Филарет отказался от политики жестких запретов, решил, что нужно действовать мягко, и засел за перевод. Для этого собрал команду переводчиков, сам же трудился над Евангелием от Иоанна. В 1819 году напечатали Четвероевангелию, но это было только начало.

Священнику предстояло пройти тернистый путь: он подвергался критике и обвинениям в лжеучении, государственной опале, работу над переводом Священного Писания несколько раз останавливали. Полная Библия на русском языке вышла уже после смерти Филарета.

Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной греко-российской Церкви, 1835 г

Позже священник прославился еще и как автор книги «Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви», которую мгновенно раскупили, издание перевели на несколько языков мира. В копилке литературных трудов также числится «Сказание об обретении честных мощей иже во святых отца нашего Митрофана, первого епископа Воронежского, и благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях».

Уже в чине епископа Ревельского Филарет отправился на самостоятельную Тверскую кафедру, где спустя год принял сан архиепископа. Много путешествовал по епархии с проповедями, успел пожить в Ярославле. А в 1821 году, наконец, был вызван в Москву, где занял кафедру первосвятителей.

Храм Филарета Московского

Филарет Московский тяжело переживал раскол старообрядцев, повлекший за собой падение духовного единства русского народа. На эту тему священник написал «Беседы к глаголемому старообрядцу», и под влиянием увещеваний ряд епископов присоединился к Православной Церкви.

На столичной кафедре Филарет участвовал в освящении десятков храмов и монастырей, построенных с его благословления. Последним объектом, возведенным по протекции святителя, стал Московский Никольский мужской единоверческий монастырь.

Авторитет стремительно рос, архиереи со всей страны ехали к московскому владыке за наставлениями. Столп Русской церкви, позднее возведенный в сан митрополита, снискал уважение у великих князей, к его мудрым советам прислушивались и императоры. Филарет был замешан во всех громких политических событиях.

Александр Пушкин и Филарет Московский

Во времена эпидемии холеры митрополит приказал обходить селения с крестным ходом, а сам вместе с братией молился в полях под открытым небом. Еще одной напастью, с которой пытался бороться Филарет, стало пьянство.

Главную роль священник сыграл в акте передачи престола от Александра I к Николаю I. В 1823 году Филарет по поручению императора тайно создал манифест о престолонаследии от цесаревича Константина князю Николаю, которого спустя три года собственноручно венчал на царство. Он же совершал таинство коронования и Александра II.

Отмену крепостного права Филарет не поддержал, однако митрополиту поручили составлять окончательную редакцию «Манифеста» 1861 года. Пришлось работать над обращением царя к крестьянам, но именно этот труд породил еще большую народную любовь к священнику.

Святитель Филарет Московский. Молебен на начало восстановления палат бояр Романовых, 1858 год

Однако не всегда Филарет повиновался воле правителей. Например, наотрез отказался освещать построенные Николаем I Триумфальные ворота в честь победы в Отечественной войне. Священник заявил, что не собирается «окроплять святой водой изваяния, представляющие языческие лжебожества». Народ был восхищен дерзостью Филарета, назвав поступок исповедническим подвигом.

Московской епархией Филарет руководил почти 50 лет. Во главе своей работы ставил литургии. Даже в преклонном возрасте, когда болячки не давали спокойно жить, не пропускал ни одно воскресенье. Биограф митрополита отмечал его тихий голос, красивый и молитвенный.

Смерть

Однажды Филарет Московский поделился со своим духовником сном, в котором давно умерший отец велел «беречь» 19 число. С тех пор в этот день каждого месяца митрополит причащался и любого просящего принимал в гостях.

Филарет Московский в старости

За два дня до смерти старец Филарет вдруг почувствовал прилив сил и понял, что это знак – обычно старики перед кончиной наполняются бодростью. В воскресенье 19 ноября 1867 года митрополит провел литургию в Троицком подворье, затем пообщался с посетителями и удалился в кабинет работать.

Помощник, не дождавшись припозднившегося на обед священника, пошел напомнить о начале трапезы и нашел того коленопреклоненным. Филарет уже не в состоянии был разговаривать, а через пару часов умер. Другой вариант предания гласит, что скончался мужчина около умывальника, нашли его уже мертвым.

Мощи Филарета Московского

Мощи святителя Филарета захоронили в Троице-Сергиевой Лавре, где они 140 лет покоились вместе с останками святителя Иннокентия Московского. В 2004 году волю священника нарушили, перенеся мощи в Храм Спасителя в столицу России.

Память

  • Первосвятителю посвящены иконы, молитвы и акафис – хвалебное церковное песнопение.
  • Престол нижнего храма домовой церкви мученицы Татианы при МГУ освящен в честь Филарета.
  • 1994 – Русская православная церковь причислила Филарета к лику святых, день памяти митрополита установлен на 19 ноября.
  • 1994 – имя святителя носит Московская высшая православно-христианская школа (ныне Свято-Филаретовский православно-христианский институт).
  • В 1996 – возле храма святых апостолов Петра и Павла в Мемориальном парке Коломны (родины священника) установлен памятный крест погребенным здесь родственникам Филарета.
  • 1998 – в Зеленограде открыта первая православная школа имени Филарета Московского.
  • 2017 – астероид, открытый астрономом Людмилой Карачкиной еще в 1982 году, обрел имя Филарет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *