Фильм про воспитание детей

Даже когда вы становитесь взрослыми, у вас часто остаются вопросы, почему ваши родители поступали так, а не иначе, а когда появляются собственные дети, не можете понять, что у них в голове.

Мы собрали 15 историй, которые раскрывают внутренний мир детей и их родителей с разных ракурсов, помогают понять нюансы отношений и даже найти ответы на некоторые вопросы, которые не дают вам покоя.

Частное пионерское

2013−2017

Частное пионерское

Частное пионерское 2

Частное пионерское 3. Привет, взрослая жизнь!

Добрая трилогия о советском детстве и двух мальчишках, влюбленных в красивую одноклассницу, о приключениях и дружбе — обо всем, из чего рождается счастье и вера в светлое будущее. Действие разворачивается в 70-е годы прошлого века. И для детей, и для большинства родителей это незнакомое пионерское прошлое. Но чувства, стремления и мечты героев актуальны во все времена.

Аномалия

Школьники Коля и Варя узнают о таинственном озере в Рязанской области, в котором водятся гигантские рыбы. Они уговаривают родителей поехать навстречу приключениям и чудо-рыбалке, если удастся разыскать это секретное место. Здорово, когда дети и взрослые на одной волне.

Юная

Younger, 2015-…

  • Юная

В 40 лет Лиза становится разведенной женщиной и матерью-одиночкой в поисках работы. Правда, для кандидаток ее возраста вакансий нет, так что она решается на настоящую авантюру — при помощи правильного макияжа, прически и одежды Лиза превращается в 26-летнюю хипстершу. Ей надо влезть в шкуру девушки, только-только распрощавшейся со студенческой жизнью, почти ровесницы своей дочери. Это требует серьезного пересмотра жизненных ценностей.

В небо за мечтой

Мальчик Паша Новиков мечтает о небе, он хочет стать летчиком-испытателем. Он восхищается не актерами и музыкантами, а летчиком Валерием Чкаловым. Однажды ребенку подворачивается возможность прокатиться на настоящем самолете, надо только выполнить одно условие.

2+1

Demain tout commence, 2016

  • 2+1

Сэмюэль ведет легкую и беззаботную жизнь, пока к нему не приходит молодая женщина, которую он даже не помнит, вручает младенца, заявив, что это его дочь. И удирает, оставив раздолбая отцом-одиночкой. Малышка полностью меняет мир Сэмюэля, наполнив новыми красками и смыслом. Через восемь лет мамочка возвращается, как ни в чем не бывало, и требует малышку обратно.

Хороший мальчик

Школьник Коля влюбляется в учительницу английского языка и еще немножко в одноклассницу. Это так запутывает его отношения с окружающими, что ему приходится потратить много усилий, чтобы согласовать свои взгляды с реальным миром, где нет места черно-белым цветам. Но мир тоже немного меняется в лучшую сторону, когда его начинают измерять в системе координат идеалиста.

Отрочество

Boyhood, 2014

12 лет из жизни мальчика Мейсона, который взрослеет на наших глазах, так как фильм снимался на протяжении всего этого времени. Все кризисные этапы взросления, отношения с родителями в разводе, отчимами и мачехой, друзьями и первыми подружками, — все это прописано дотошно и с живым интересом к героям.

Голос монстра

A Monster Calls, 2016

Мальчику Коннору очень плохо, потому что его мама сильно болеет. Он боится ее потерять и не находит ответов на вопросы, которые его мучают. Однажды к нему приходит монстр из тисового дерева и начинает рассказывать истории, которые научат ребенка справляться со страхами.

Жили-были мы

Родители Маруси сильно поругались: мама сбежала в город, а папа хочет отправиться с Марусей на Байкал. Девочка расстроена и растеряна, поэтому начинает придумывать сказки, чтобы как-то объяснить и исправить происходящее.

Одаренная

Gifted, 2017

Рождение вундеркинда — это всегда сложная ситуация. Она ставит перед родителями важный вопрос: полностью раскрывать потенциал ребенка, что выводит его из круга общения с ровесниками, или позволить ему провести нормальное детство. После смерти сестры Фрэнку досталается на воспитание маленькая одаренная племянница. Еще до семи лет они играючи проходят школьную программу, но он очень старается скрывать от окружающих способности девочки в математике.

Мэри Поппинс, до свидания

Семейство Бэнкс срочно ищет няню, но больших денег платить не может, потому что дела у мистера Бэнкса идут не очень хорошо. К счастью, к ним на зонтике прилетает отличная няня Мэри Поппинс. Она обладает великолепными коммуникативными навыками — умеет разговаривать с животными и птицами, а также располагать к себе самых угрюмых людей. Она — настоящее совершенство с неоспоримым талантом к волшебству.

Рики и Флэш

Ricki and the Flash, 2015

Ради карьеры рок-звезды Рики давным-давно оставила мужа и троих детей, отказавшись от роли простой домохозяйки. Звездой она не стала: днем работает кассиршей, вечером исполняет кавер-версии знаменитых композиций в баре и вполне довольна своей судьбой. Но однажды ей звонит бывший муж — у старшей дочери депрессия и требуется помощь мамы.

Ближе, чем кажется

Четыре киноновеллы рассказывают истории о взаимоотношениях родителей и детей: про отца, которому кажется, что дочь его опозорила; про девочку, которой не нравится «второй папа»; про детдомовца, нашедшего волшебную дверь в другую реальность; про маленького скрипача, мечтающего найти папу.

Мустанг

Mustang, 2015

История юных, беззаботных девушек, живущих в деревне на севере Турции. Они входят в возраст, когда игры с мальчиками считаются непозволительными. Взрослые всерьез берутся за воспитание девушек, и жизнь их круто меняется.

Прощай, Кристофер Робин

Goodbye Christopher Robin, 2017

История о том, как складывались отношения Алана Милна и его сына Кристофера Робина. Игрушки сына натолкивают писателя на идею сказочного леса, где живет медвежонок Винни-Пух, большой любитель меда. К сожалению, популярность, которую завоевали книги отца, сильно портит жизнь бедному Кристоферу и мало его радует.

Посмотрите также:

12 детских фильмов, пугающих взрослых больше, чем детей

Тест: Угадай актера по его детям

Содержание

«Королевство кривых зеркал», 1963

Феномен, который мы точно потеряли, — великая советская детская литература: книги Крапивина, Булычева и других писателей пытались в увлекательной форме воспитать детей хорошими людьми и часто оказывались прекрасным материалом для кино. Так получилось, например, с повестью Виталия Губарева, которая повествует о попадании вредной школьницы Оли в такое зазеркалье, которое не снилось иной Алисе: деспотия лицемерия, наглая пропаганда, Анидаги и Абажи во власти.

«Сказка о потерянном времени», 1964

Александр Птушко прославился постановками сказок вполне традиционных, но была в его обширной фильмографии и одна, основанная на современном материале. Пьеса Евгения Шварца оказалась тем редким образцом воспитательного кино (не тратить времени попусту маленький зритель может и не научится, но мысль как минимум усвоит), которое смотрится, как настоящий триллер — да еще и разворачивающийся в ностальгической, залитой солнцем оттепельной Москве.

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», 1964

Если хочется показать ребенку, как был устроен внутренний и социальный мир его советского сверстника, вариантов лучше, чем «Добро пожаловать», найдется немного. Обстоятельный баттл пионера-авантюриста Кости Иночкина и показательного контрол-фрика Дынина переполнен как культовыми, метко пойманными деталями быта летних лагерей, так и крылатыми фразами. Но не только — есть здесь и неожиданно лобовая сатира на устройство советского мира вообще, вплоть до издевки над хрущевским культом кукурузы и названия, которым можно было бы охарактеризовать деятельность любого учреждения в СССР от поликлиники до сберкассы.

«Айболит-66», 1966

Шумный, суетливый и беззастенчиво эксцентричный фильм Быкова по Чуковскому вполне может привить юному зрителю чувство к гротеску — лучший образец которого в советском кино, чем эта нарочито условная фантазия, еще поискать. Более того, если в 1960-х «Айболита» приняли в целом прохладно, то сейчас он выглядит поразительно современным — Быков не стесняется показывать саму съемочную группу, обнажает механику кино, а значит, может преподать урок правильного отношения к условности, к игре, к искусству, которого современному российскому обществу в последнее время явно не хватает.

«Оливер» (Oliver), 1968

Мюзикл, основанный на «Оливере Твисте» Диккенса, поражает даже не отточенностью песенных номеров или красочностью постановки — и вовсе не из-за них выдерживает проверку временем даже спустя полвека после выхода на экраны. Нет, режиссер Кэрол Рид ухитрился снять детское кино, которое не смотрит свысока ни на юных героев, ни на их сверстников-зрителей, и осмеливается заговорить с ребенком на вполне взрослые темы, при этом не скатываясь в смакование ужасов и страхов.

Давно стало очевидно, что процесс образования ребенка не может и не должен ограничиваться стенами школы. Особенно сейчас, когда информацию можно получать сотнями разных способов. Но у абсолютной доступности свои минусы: не все, что просто и приятно, на самом деле, полезно. Кинокритик Антон Долин рассказывает о том, как надо и не надо смотреть кино с детьми.

Образование через кинематограф — тема очень скользкая. Например, показ кино на уроках литературы (экранизации) или истории (биографии, исторические фильмы) я категорически не поддерживаю — за исключением документальных фильмов, основанных на фактах. А так любой «Иван Грозный», любое «Ватерлоо» в той или иной степени антинаучны, а «Война и мир» Бондарчука, «Обломов» Михалкова или «Дама с собачкой» Хейфеца (нарочно называю лучшие произведения самых талантливых режиссеров) формируют устойчивые образы и способствуют однобокой трактовке классики, вовсе не делая ее чтение более легким. Наоборот, возникает эффект «я фильм смотрел, зачем еще читать».

Разговоры последних лет о новом курсе кинообразования в школе и вовсе вызывают недоумение. Как его проводить: вместо основных уроков (каких? почему?) или на внеклассной основе? Что будет привлекать туда школьников, которые предпочтут сбежать в ближайший мультиплекс на «Трансформеров-5»? Кто будет составлять программу? Даже если она, допустим, окажется идеальной, кто будет преподавать? А кто будет готовить этих преподавателей для школ? Дети будут смотреть фильмы на уроках (самый короткий фильм — два урока с переменой)? А обсуждать когда? В общем, не представляю себе никаких единых разумных ответов на все эти вопросы. Пока система добровольных киноклубов для энтузиастов-старшеклассников по-прежнему представляется единственной разумной формой такого образования.

Я сам составлял для радиостанции «Маяк» цикл «100 лучших фильмов всех времен и народов», но он был всего лишь игрой, условностью. И то занял несколько лет. Список, очевидно, был очень субъективным и небезупречным. Но даже список Спилберга поражает своей однобокостью. В общем, учиться кино каждому придется самостоятельно. Дело родителей — лишь стимулировать интерес ребенка к фильмам и потихоньку объяснять, что бывает кинематограф, нацеленный не только на развлечение, и он тоже по-своему привлекателен. Выбирать и показывать лучшее — иногда, очень осторожно, ни в коем случае не принудительно. Смотреть вместе с детьми, объяснять, следить за реакцией. И надеяться, что сработает.

Ниже — несколько произвольных рекомендаций, каждая из которых взята из моего конкретного опыта совместного просмотра «некоммерческих» фильмов с детьми.

Старые и редкие мультфильмы

Идеальный тренинг с раннего детства. Первые черно-белые мультфильмы Диснея о кролике Освальде, психоделические шедевры Хаяо Миядзаки (в особенности «Моего соседа Тоторо» и «Рыбку Поньо»), «Желтую подводную лодку», «Ежика в тумане», анимацию Pixar детям можно показывать с ранних лет. По большому счету, почти с рождения.

Это упражняет вкус и чувство юмора, развивает парадоксальное мышление, помогает открыть для себя окружающий мир. И подготовить к тому, что фильм или мультфильм может быть сделан в любой технике — главное, чтобы было интересно.

Чарли Чаплин и Бастер Китон

Уже с двух-трех лет ребенок способен оценить трюки из немых комедий, он благодарно отреагирует на их наглядность и немудрящий юмор, но также оценит явный гуманистический посыл. Яркие герои-маски, несложные сюжеты, возможность смотреть не полнометражные версии, а отдельные фрагменты, отсутствие текста и диалогов, — все это работает безупречно.

«Инопланетянин» — Стивен Спилберг, 1982

Не только бесспорный шедевр главного американского режиссера, но и потрясающе наглядная инструкция по прикладной толерантности: почему «чужого» не надо сразу бояться или атаковать, а необходимо разобраться, откуда он появился и с какими намерениями. Плюс разбор того, что такое «дружить», как обязательство по отношению к другу, он же посторонний, могут вступить в конфликт с семейными или общественными обязательствами. В доходчивой сентиментальной форме Спилберг говорит о том, что, так или иначе, интересует любого нормального ребенка. Смотреть можно с 5-6 лет.

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — Элем Климов, 1964

Прекрасное введение в загадочное для современного ребенка понятие «советского», о которое спотыкается любой родитель, попробовавший показать своим детям любимые фильмы своего детства. Здесь показаны и репрессивная система, и способы обойти, обмануть, преодолеть ее. Вообще же это фильм о братстве детей (антипод верноподданической притчи Сергея Михалкова «Праздник непослушания») и о магии свободы. К тому же он очень смешной: абсурдистский юмор дети ловят моментально, даже если им незнакомы изначальные координаты происходящего. Идеально для 9-11-летних.

«Лабиринт фавна» — Гильермо дель Торо, 2006

Уже лет в десять ребенку можно попробовать показать эту картину. Но, конечно, осторожно. Вам может показаться, что это слишком рано и вообще страшно, но имейте в виду: главные потребители хорроров (включая самые жесткие, вроде «Пилы») — именно тинейджеры, и ваш ребенок рано или поздно, с вашей помощью или без, увидит что-нибудь гораздо более грубое или пугающее, чем жутковатая сказка дель Торо. Знакомство со смертью и болью — неизбежный атрибут взросления, а в «Лабиринте фавна» показано, как воображение и отвага творят чудеса даже в самых безнадежных обстоятельствах.

«Крестный отец» — Фрэнсис Форд Коппола, 1972

Не удивляйтесь, 11-12-летний подросток получит огромное удовольствие от классической криминальной саги, сделанной достаточно бескомпромиссно, но при этом милосердно, и разыгранной лучшими актерами американского кино. Обаяние гангстерского мира, возможно, будет развеяно хотя бы отчасти. Ну а самое главное — «Крестный отец» говорит о семье как о высшей ценности, и любой ребенок в активной фазе взросления заинтересуется этой темой, поданной в подобной жанровой форме.

«Ромео и Джульетта» — Франко Дзефирелли, 1968

Попросту лучший учебник любви, существующий в литературе и кино. Не будьте наивны, лет с 12, если не раньше, это интересует абсолютно всех мальчиков и девочек, даже если они не показывают виду. Фильм ничуть не устарел. Да, ищите старый советский дубляж. Великого советского «Гамлета» показывайте уже потом — возможно, понравится и он.

«Седьмая печать» — Ингмар Бергман, 1957

Если дитя тянется к «Игре престолов» (для мальчиков лет 13 это почти неизбежно), покажите ему, наконец, уже другое средневековье! Здесь похуже с сексом, зато есть ходячая Смерть, а также чума, скоморохи и рыцарь с оруженосцем. Брутальная атмосфера этой картины пробирает до костей — даже циничных современных подростков. Проверено.

«Побег из Шоушенка» — Фрэнк Дарабонт, 1994

Недаром этот фильм годами держит первое место в списке самых любимых зрителями кинокартин всемирного интернет-рейтинга IMDB. Если вас не смущает тема гомосексуального изнасилования, которая, конечно, затронута здесь в довольно целомудренной форме, но все-таки существенна для сюжета, с 13 лет можно смело показывать эту универсальную притчу об обретении свободы — прежде всего, внутренней.

«Полет над гнездом кукушки» — Милош Форман, 1975

После «Побега из Шоушенка» логичное продолжение курса — более глубокий, странный, пугающий, но в конечном счете оптимистичный фильм на схожую тему. Кроме того, на примере Джека Николсона можно доходчиво объяснить, что такое гениальная актерская игра. Также эта картина — отличный мастер-класс социального ориентирования: психи, мелкие бандиты и индейцы-аутисты всяко симпатичнее медбратьев и врачей.

«Семь самураев» — Акира Куросава, 1954

Нельзя же совсем без азиатского кино. Игрушечные представления о Востоке, самураях из мультиков и ниндзей из компьютерных игр, в каком-то возрасте пора разрушить, и лучше посмотреть гениальный фильм, чем ходить на выставки в музей Востока. Тем более что эта картина еще и ужасно смешная.

«Андрей Рублев» — Андрей Тарковский, 1966

И ничуть это не занудно. А последняя глава, про колокол, и вовсе обладает саспенсом не хуже хичкоковского. Проверьте и убедитесь: ваш ребенок будет грызть локти. Заодно постигнет азы культуры и истории, к которым относятся и Феофан Грек с Рублевым и Андрей Тарковский. После просмотра рекомендуется совместный поход в отдел икон Третьяковки или Русского музея.

Фильмы о беременности вы уже посмотрели, а значит, пришла пора переходить к теме родительства, если вы понимаете, о чем мы. AFISHA.TUT.BY рассказывает о восьмерке не самого банального кино, которое показывает быт мам и пап. Если нужно вдохновение для решения своих проблем — налетайте.

«Голодные сердца» (2014)

В начале фильма ничто не предвещает беды: молодая пара из Нью-Йорка состоит вроде бы в гармоничных и прекрасных отношениях. С рождением сына все портится. Если отец остается в более-менее здравом рассудке, то забота о малыше у матери приобретает маниакальный оттенок. Женщина начинает переносить фанатизм по веганству и чистоте на уход за сыном, что, конечно, пугает и отторгает отца от своей же семьи. Как разрешится ситуация, увидите уже сами. Но предупреждаем: это кино не подойдет тем, кто не любит напряжение и неприятные ощущения при просмотре.

Здесь вы увидите Адама Драйвера задолго до его актерских триумфов в фильмах «Патерсон», «Звездные войны: Последние джедаи» и «Брачная история», на актерские номинации которой некоторые критики даже ставили на «Оскаре-2020». Впрочем, «Голодные сердца» не менее достойная работа: изучите, не пожалеете.

«Мачеха» (1998)

Классика: родители в разводе, у отца появляется новая любовь и теперь дети вынуждены привыкать к чужой женщине. Но хотят ли они это делать? В фильме «Мачеха» — не очень. Это изрядно выбивает родителей из колеи, и, казалось бы, так могло быть вечно, пока жизнь не заставляет взрослых людей забыть свои обиды и предубеждения и попробовать поступать иначе. Не будем спойлерить, иначе будет не так интересно.

В ролях — прекрасные Джулия Робертс (мачеха) и Сьюзен Сарандон (мать). Персонажи прописаны весьма детально — от этого понимаешь их и переживаешь за всех сразу (и это даже немного бесит). Фильм из той категории, когда вроде бы все хорошо, но капелька грусти таки останется. В общем, добротное кино для просмотра, в случае если не хочется неприятных сюрпризов.

«Где-то» (2010)

Фильм интересен тем, что его режиссер — София Кополла, а в главной роли — Эль Фаннинг, которая в 2010-м еще не стала особенно известной. Неудивительно: ей было 12 лет. Сейчас уже очевидно, что Фаннинг — заметная молодая актриса, за которой хочется следить. А значит, можно посмотреть ее первые фильмы, пока не предвидится ничего нового.

В центре сюжета «Где-то» — Джонни Марко. Дни мужчины крутятся вокруг красивых девушек, тусовок, тачек — в общем, перед нами классический прожигатель жизни. Представьте, что он подумал, когда ему пришлось уживаться со своей 11-летней дочерью. В фильме вы увидите ту самую историю, когда родитель меняется под влиянием магии своего ребенка. И это чудесно.

«Комната» (2015)

Сценарий строится на ситуации Джой и Джека — матери и сына, которые живут в одной комнате. Девушку похитили, когда она еще была подростком, и вот уже пять лет она сидит взаперти. Джеку тоже пять — и ничего другого, кроме «мира» комнаты, он в жизни не видел. Тем не менее мать не отчаивается и пытается придумать способы, как выбраться и ответить на неудобные вопросы сына, чтобы ответы звучали не безнадежно.

Бри Ларсон получила «Оскар» за лучшую женскую роль в 2016-м, и, нам кажется, вполне заслуженно. Рекомендуем к просмотру, если ваши моральные силы на исходе и нужно вдохновение.

«Жизнь прекрасна» (1997)

Самый душераздирающий фильм в подборке: если вы не заплачете, советуем проверить, живы ли вы вообще. Сюжет рассказывает о мужчине, который благодаря своему воображению и желанию защитить сына спасает его от смерти. Происходит это необычным способом: отец представляет для ребенка войну как просто игру. И мальчик в это охотно верит. Еще бы: папа пообещал настоящий танк тому, кто сможет не попасться на глаза надзирателям. Зная предысторию любви отца к матери и то, насколько война на самом деле ужасна, невозможно не проникнуться самоотдачей, которую демонстрирует главный герой в надежде уберечь сына.

И просто для протокола. Три «Оскара» в 1999 году, оценка 8.6 на IMDb и столько же на «Кинопоиске», по версии пользователей этого же портала «Жизнь прекрасна» на 11-м месте в топ-250. Вы поняли: если еще не видели этот фильм, нужно исправляться.

«Жизнь, как она есть» (2010)

Очередной в Голливуде не самый высокохудожественный фильм с участием Кетрин Хейгл. Но ведь мы и не обещали список величайших образцов искусства. В «Жизни, как она есть» показана не очень реалистичная ситуация: крестные ребенка вынуждены стать его опекунами, потому что родители погибли. Зато несколько искусственный поворот сюжета ставит героев в положение, которое идеально показывает, на какие компромиссы должны пойти люди в паре, чтобы воспитать ребенка и не сойти с ума. Ну или сойти, но совсем немножко.

В героях себя узнает каждый молодой родитель. Ситуации на экране просты до безобразия: вот вы не можете договориться, кто в какое время сидит с ребенком, а вот вы уже ненавидите своего партнера вообще за все. Но эти моменты вызывают столько отклика, что на душе как-то полегче становится. В общем, если вам нужно просто отдохнуть, отвлечься от быта и убедиться, что вы не самые худшие родители на свете, включайте этот фильм.

«Чумовая пятница» (2003)

Достали кассету с этим фильмом с самой дальней и пыльной полки. Не смотрите на то, что «Чумовой пятнице» уже почти 20 лет: в плане темы родителей и детей он остается одним из самых веселых. Сюжет для комедии нулевых довольно банальный: ссорившиеся мать и дочь волею судьбы меняются телами. Теперь взрослая женщина оказывается в теле своей 15-летней дочери, а она в свою очередь просыпается своей матерью. Вместо того чтобы решать эту проблему немедленно, героини делают вид, что ничего не было: мать в новом теле отправляется в школу, а дочь занимается делами матери.

Естественно, они выясняют много нового о жизни друг друга и выглядит это все не скучно и назидательно, а весьма уморительно и познавательно. В общем, прекрасный вариант вечернего кино для родителей подростка, даже если вы уже смотрели «пятницу» когда-то давно: вот вам готовая таблетка от непонимания. В конце концов этот фильм — отличная возможность вспомнить, какой была Линдси Лохан в свои 17.

«Нелюбовь» (2017)

Последний фильм в списке — российский и, пожалуй, больше всего приближенный к реалиям белорусских семей. В нашей стране тоже, как и в фильме, распадаются семьи (больше половины), и атмосфера в этот период царит похожая. Звягинцев с пугающей жестокостью тычет зрителя во все плохое, с чем приходится столкнуться ребенку при разводе его родителей: отреченность, грубость, невнимание — одним словом, нелюбовь. И если иногда кажется, что режиссер преувеличивает, то подумайте, что с детской стороны все выглядит именно так. Страшно? Еще бы. И уж точно не захочется поступать так же со своим ребенком.

Даже не будем ничего писать о сюжете: здесь он, на наш взгляд, второстепенен. Главное — это та атмосфера, в которую вы погрузитесь, те эмоции, которые вы почувствуете. Особенно удались женские роли: Марьяна Спивак в образе Жени и ее экранная мать Наталья Потапова настолько естественны в своей экспрессии, что им веришь. А еще напомним, что «Нелюбовь» была номинирована на «Оскар» в 2018-м в категории «Лучший иностранный фильм». Награду, правда, Звягинцев не получил.

Для чего мы смотрим кино? Чтобы порадоваться за героя – победителя и пережить массу эмоций. Еще мы хотим посмотреть интересную историю, так, чтобы не только развлекаться, но и увидеть какую-то свою проблему с разных точек зрения глазами режиссера и его оператора. Иногда смотришь фильм, и вдруг на ум приходит решение очень личной проблемы. Идея любого фильма об Учителе в том и заключается – средствами кинематографа создать такой образ действительности, в котором есть не только противоборство добра и зла, но и область решений с массой вариантов ответа на основные вопросы педагогики. Учителем в данном случае может оказаться кто угодно. В хорошем фильме ты даже не сразу догадаешься – кто кого тут воспитывает и образовывает. В моей подборке — фильмы, которые вы, возможно, уже посмотрели, просто потому что вышли они не вчера. В нескольких фильмах авторы сценария – сами учителя.

«Звездочки на земле /Taare Zameen Par», Индия, 2007

Автор сценария Амоле Гупте, режиссер Аамир Хан (Aamir Khan)

«Там, снаружи простирается беспощадный, бездушный мир. И в этом безумном мире каждому хочется взрастить себе преуспевающее потомство…Пятерки с минусом, пятерки, пятерки с плюсом… Все остальное считается как минимум, провалом, верно? Боже… да вы только вдумайтесь! У каждого ребенка свои способности, свои желания, свои мечты! Но нет, каждый палец надо вытягивать до указательного! Вытягивать до тех пор, пока он не сломается!»

Мир маленького Ишана наполнен прекрасными волшебными красками, но его никто, кроме Ишана, не видит. Ишан в свои 8 лет — нескладный неумеха. Ему трудно запомнить даже несколько букв. Его жизнь сладкой не назовешь, но самые большие беды начинаются после того, как его родной отец ставит на нем крест и отправляет в закрытую школу-интернат с жесткой дисциплиной.

Краткий пересказ сюжета не передает внутреннего напряжения человека, непохожего на других. Он как натянутая струна, вот-вот порвется… Буйство красок (это Индия!), прекрасная операторская работа, сильные актеры, включая маленького мальчика. Как всегда – невероятно обаятельный Аамир Хан, который не только актер в этом фильме, но и режиссер. Ну и несколько лайфхаков для тех родителей, которые, как и отец мальчика Ишана, упрямо живут в своих собственных мечтах вместо того, чтобы по-настоящему увидеть своего ребенка.

«Ключ без права передачи», Россия, 1976

Режиссер Динара Асанова, сценарий Владимира Полонского.

«Марина Максимовна, по вашей милости я нахожусь в затруднительном положении и вынужден задать Вам ряд вопросов.. Скажите, можно ли обидеть человека, заведомо зная, что ты умнее, талантливей, современнее его? – Можно!…- И Вы понимаете, что Вы обидели сейчас людей? – Обидела!.. – Я.. не знаю, Марина Максимовна, но офицерам не положено обсуждать других офицеров в присутствии солдат! Даже косвенно, есть же профессиональная этика..»

В фильме нет ни одного случайного кадра. На любом месте останавливаешь – и метафоры захлестывают воображение. Видеоряд сразу узнаваем как что-то родное, привычное – операторы Дмитрий Долинин и Юрий Векслер среди других работ также сняли культовые «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон». Сегодня, благодаря цифровым технологиям съемки, в новых фильмах мы привыкли видеть на экране мельчайшие детали, но зачастую это всего лишь антураж, «шум». Динара Асанова и ее операторы используют детали по-другому, они позаботились о том, чтобы у нас не шумело в голове, а наоборот, все стало яснее ясного. «Ключ…» до сих пор смотришь на одном дыхании. Бонус фильма – документальная вставка: Булат Окуджава, Давид Самойлов и Белла Ахмадуллина читают стихи о Пушкине. Песня Окуджавы, которую режиссер сделала лейтмотивом этой истории, я думаю, проживет еще лет сто. Сценарий написал великолепный, лёгкий и глубокий писатель и сценарист Георгий Полонский, который на заре своей карьеры трудился в школе учителем.

«Учитель года / School of Life», США, 2003

Режиссер Уильям Дир, сценарий Джонатана Канна.

«…речь выпускницы на торжественном собрании: «Волнение, муки, смятение – вечные спутники нашей учебы. Они не давали нам покоя все эти годы, доставая нас и в лабораториях, и на уроках, и в классе. Их хитрые уродливые рожицы преследовали нас повсюду, и наконец, мы вырываемся из их тесных объятий. Но впереди нас ждет не менее коварная дорога, в конце которой видится мрачная перспектива стать постоянными клиентами психотерапевтов после неизбежных нервных стрессов и обмороков в течение всего периода обучения в старших классах. С чем я вас всех и поздравляю. Удачи!»

В начальной школе Фолбрук переполох из-за появления нового учителя — мистера Ди, которого играет Райан Рейнольдс («Предложение», «Погребенный заживо»). Благодаря ему, через неделю после начала учебного года все классические каноны преподавания летят к чертям, потому что новый учитель и его система действуют на всех без исключения очень возбуждающе: ученики сбегают с других уроков, чтобы посетить уроки мистера Ди, учителя нервничают и стараются добавить в свои предметные занятия интерактив…

Трагикомедия про соперничество двух различных систем преподавания в гонке за звание «Учитель года». В общем, конечно, о том, что конкуренция – это хорошо, ведь по сути, каждый из претендентов очень любит детей и хочет донести до них свой предмет как можно лучше. Проверенная классика не спеша делает свое дело, но уроки мистера Ди – это каждый раз приключение, основанное на игропедагогике. Заявленное в самом начале фильма присутствие смерти (похороны директора) далее перетекает в рефрен из уст мистера Ди «Сколько у нас времени? – Не так много…», за что лично я очень благодарна авторам: если вам нужен волшебный пендель, то какая разница, откуда он прилетит?

«Человек эпохи Возрождения / Renaissance Man», США, 1994

Режиссер Пенни Маршалл, сценарий Джима Бернштейна

«- Мистер Рэго, чему Вы будете нас учить?
– Хороший вопрос! Кто-нибудь знает?
– Может, как искать работу?
– Хорошо… Начнем с навыков говорения. Прочитайте что-нибудь!
– Но.. я не вижу здесь книг! Может вы их видите, ну а я — нет.
– Хорошо, тогда будем писать.. Напишите, зачем вы сюда пришли..
– Нам велели сюда прийти!
– Нет. Я говорю о волшебном повороте судьбы, который побудил вас направиться в это прибежище идиотов..
– Что?!
– Напишите, почему вы пришли в армию!»

Дени де Вито в любой роли хорош, его подопечные в этой истории – солдаты в военном городке. Он ищет, где пересидеть экзистенциальный кризис, они просто несут свою службу хуже других. Да, они не такие сообразительные, не такие быстрые как остальной полк. В конце обучения им сдавать экзамен, и далеко не все офицеры уверены, что уроки Шекспира как-то помогут им стать умнее, быстрее, сильнее. Назревает конфликт «в верхах», но мистер Рэго не намерен сдаваться. Его временная работа постепенно становится делом его жизни, а армия – родным домом.

Социологи говорят, что люди из различных культурных слоев никогда не смогут договориться, но делать попытки надо обязательно, чтобы не было войн. Если подумать, то становится очевидно, что система бесплатного образования призвана не только давать знания и профессиональные навыки всем без разбору, она должна смешивать культурные слои и ассимилировать чуждые элементы вплоть до их полного растворения в новой среде обитания с пользой для этой среды. Об этом и кино.

«Общество мертвых поэтов / Dead Poets Society», США, 1989

Режиссер Питер Уир, сценарий Тома Шульмана.

«Традиция, честь, дисциплина, совершенство!»

Мистер Китинг (Робин Уильямс) – новый учитель английской литературы и словесности в школе Вэлтон. В фильме об этом ни разу не говорится напрямую, но нам понятны причины его появления в данной школе: когда-то он сам окончил ее с отличием, несколько лет преподавал в Лондоне, и вот – вернулся в родную школу с явным намерением дать детям то, что он в свое время недополучил. Он настолько ненавидит конформизм и занудство, что на одном из первых же уроков разрешает своим ученикам (нет, заставляет их!) вырвать из учебников страницы предисловия. Надо сказать, что в школе Вэлтон процветает двойной стандарт во всем, начиная с базовых ценностей школы на ее знаменах (Традиция, Честь, Дисциплина, Совершенство): ученики между собой называют ее не Вэлтон, а Hellton (адская) со всеми вытекающими. Родители в восторге выкладывают владельцам школы огромные деньги, ведь ее выпускники почти все поступают в университеты «Лиги Плюща», а их дети при этом растут в условиях среднего интерната, где на каждом шагу их прессуют и унижают.

В общем, конечно, истинное название школы вынесено в название фильма, и зритель это сразу видит. Все, что живо и интересно, в этой школе умирает мучительной смертью, а сам мистер Киттинг – лишь исключение, которое подтверждает правило.

«Училка», Россия, 2015

Режиссер Алексей А. Петрухин, сценарий Екатерины Асмус, Алексея А. Петрухина.

«- Изо дня в день я сижу в этом классе с дебилами и подонками, гопниками и неучами. А девкам только и надо, чтоб их лапали эмбицилы- одноклассники.
— Зубрила, оборзела, что ли?
— …и я вынуждена слушать жалкое блеяние голодных козлов, которое вы издаете у доски! И это вместо того, чтобы учиться, делать то, от чего зависит вся моя дальнейшая судьба!.. но сегодня я заставлю вас проявить уважение…»

В классе неожиданно появляется пистолет, и каждому, кто берет его в свои руки, кажется, что он управляет ситуацией. Но управление с позиции силы в отсутствии внутреннего стержня и морального права – вещь ненадежная.

Фильм о том, что авторитет учителя сегодня рассыпается на глазах, рассыпался совсем, миллениалы рулят, потому что они быстрее своих родителей осваивают новые способы потребления, умело пользуются ими направо и налево, что позволяет им свысока относиться к людям иного склада. Да, они такие современные — и, кажется, совсем не нуждаются в обычном уроке истории. Развития сюжета здесь как бы нет, это фильм-плакат, резкий крик, а не задушевный разговор. В критической точке рядом с детьми оказалась Училка, которую они воспринимают как необходимое зло. Но на самом деле это человек, Педагог, который их не бросил в трудной ситуации, и развернул ее так, чтобы каждый получил свой урок. Какой ценой это достигается, и можно ли было по-другому – это другой вопрос.

Режиссер Алексей А. Петрухин в настоящий момент заканчивает работу над фильмом «Училка 2. Испытание»

«Учитель на замену», США, 2011

Режиссер Тони Кэй, сценарий Карла Ланда.

«- Моя мать была учительницей. И я с самого детства знала, что уж кем-кем, а учителем я не буду. Ни за что! Лучше уж вахтером сидеть или овец пасти, чем работать учителем!
— Я как деньги, гуляю по рукам. Как купюра, которой потерли лампу! Джин выскочил и громко заплакал, во весь голос. Но слезы я оставляю себе… Вот что хуже всего»

Учитель на замену мистер Барт (Эдриан Броуди) нигде не задерживается. Его приглашают на один месяц в одну из школ в неблагополучном районе заменить учителя английского языка и литературы. Несколько событий, которые происходят в этот месяц с мистером Бартом и близкими ему людьми с очевидной ясностью демонстрируют ему его настоящее предназначение. Делай, что должен, и будь что будет.

Тони Кэй не только режиссер этой картины, но еще и оператор. Это экстремальное сочетание, удачное в данном случае, дает поразительный эффект. На протяжении всего фильма сталкиваются два мира: в одном камера режиссера-оператора «путешествует» за движениями героя, тут же совершает прямо на наших глазах переход из расфокуса в крупный план и обратно, что делает картинку фильма похожей на документальную, иногда как будто снятую «с рук», исподтишка. И второй мир — сквозное интервью главного героя, как растянутый во времени и пространстве фотографический портрет мистера Барта, художественное полотно, на котором проявляется все больше деталей. К концу фильма ты видишь всю мощь и глубину, скрытую в обыкновенном учителе из средней школы. Закроет ли, в конце концов, мистер Барт собою всех тех, кто ему дорог от бед, невзгод и унижений?

«Перед Классом», США, 2008

Режиссер Питер Уэрнер, сценарий Томаса Рикмана, Брэд Коэна, Лизы Высоцки.

«- Вы должны удержаться от этих… звуков в классе!
— Спасибо, до свидания!
— Вам что, не нужна эта работа?!
— Нет, я хочу работать, я очень хочу работать учителем, но я никогда не стану работать под началом человека, которого не волнуют его ученики!»

С шести лет у Брэда начал проявляться синдром Туретта – он издает звуки, похожие то на лай собаки, то на кукареку, и никак не может эти звуки контролировать. Эта болезнь мешала ему читать, писать, отвечать у доски, но ни он, ни его мама не сдались – Брэд не ходил в классы коррекции, он посещал обычные школы, правда их приходилось часто менять. Так Брэд и вырос – преодолевая предвзятое отношение окружающих к себе, своей личности. Мало того, Брэд всегда мечтал стать учителем в школе. С его-то проблемами!

Чем мы занимаемся обычно? Стараемся вести бесконфликтное, ровное существование, соответствовать чужим ожиданиям, боимся перемен… Но когда любое твое взаимодействие с окружающим миром – это конфликт, несоответствие, сплошные разочарования, что с тобой будет? Станешь как все неудачники, избегать отражения в зеркале, или добьешься поставленной цели? Отвечая на этот вопрос, каждый выбирает свое решение. Интересно, что в основу фильма легла реальная история школьного учителя Брэда Коэна. Он же в основном и написал сценарий фильма. Если не обращать внимание на слабый, неподходящий для данной истории саундтрек, то фильм очень захватывает.

«Писатели Свободы», Германия, США, 2006

Режиссер Ричард ЛаГравенес, сценарий Ричарда ЛаГравенеса, Фридома Райтерса, Эрин Грювелла.

«Невозможно заставить человека стремиться к образованию. В лучшем случае вы можете научить их подчинению, дисциплине.. Это будет для них громадным достижением!»

Эрин Грювелл – учительница с трудновыговариваемым именем, поэтому дети в классе зовут ее просто мисс Джи. Райончик, в котором находится их школа – полигон военных действий между бандами, кровавые разборки, девочки и мальчики в свои 14 уверены, что не доживут до 18. Учителя в школе занимаются исключительно собственным выживанием в чуждой среде. Комитет по образованию придумал еще одну напасть – «добровольную программу интеграции», и если до этого все классы собирались по этническому принципу, то с нового учебного года – набираются вперемешку.

Обычно в жанровых фильмах подобного рода нового учителя играет крутой парень, с навыками спецназа, готовый дубасить малолетних подонков. Детей в таких фильмах вообще нет. Нет учителей. В «Писателях…» с самого начала повествования, глядя на драки, убийства и пистолет в классе, ждешь агрессии со стороны учительницы. А её нет. Есть хрупкая женщина, в костюме от Paco Rabanne, с сознанием романтического идеалиста, которую не понимает даже собственный муж. Фильм основан на реальных событиях, финальные титры, статистика данного класса просто поражают. Эрин Грювелл даже имя свое не стала менять в сценарии, и спасибо продюсеру Дени Де Вито, который поверил в эту историю, написанную самой жизнью, и сделал из нее кино. Очень жаль, что подобные потрясающие истории не попадают в наши кинотеатры.

***

Эти несколько фильмов – субъективный список того, что надо смотреть обязательно, если идешь работать с детьми. В них присутствует самое главное, что необходимо нам всем как воздух, – вдохновляющее начало. Как будто кто-то старше нас и умнее поговорил с нами о главном, сказал: «Иди и сделай это, ты сможешь, в тебе есть талант!»

Участник Выездной школы педагогов и директоров
Алина Волкова

Интересна тема профессионального развития педагога и руководителя?

Подписаться на Дневник «Школа педагогов и директоров»

Партнерский материал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *