Филофей лещинский

Директор: епископ Ишимский и Аромашевский Тихон (Бобов В.Д.)

Дата рождения: 12 сентября 1954 г.

Тезоименитство: 26 августа.

Дата хиротонии: 3 ноября 2013 г.

Дата пострига: 25 августа 1992 г.

Страна: Россия

Биография:

Родился 12 сентября 1954 г. в г. Первоуральске Свердловской обл. в семье рабочих.В 1972 г. окончил среднюю школу в г. Тобольске. В том же году поступил на работу слесарем на судоремонтный завод пос. Сумкино г. Тобольска. В ноябре 1972 г. принял Таинство Крещения в Покровском соборе г. Тобольска.В 1973-1976 гг. обучался в Тобольском зооветтехникуме. В 1976 г. поступил в Московскую ветеринарную академию им. К.И. Скрябина. По окончании учебы в академии в 1981-1992 гг. работал старшим научным сотрудником ВНИИВЭА в г. Тюмени. В 1989 г. защитил кандидатскую диссертацию.25 августа 1992 г. епископом Тобольским и Тюменским Димитрием в Покровском соборе г. Тобольска пострижен в монашество с наречением имени Тихон в честь свт. Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца.

28 августа 1992 г. епископом Димитрием рукоположен во иеродиакона, 7 января 1993 г. — во иеромонаха.

1 сентября 1992 г. поступил в Тобольскую духовную семинарию, где одновременно нес послушание преподавателя.

Решением Священного Синода от 22 февраля 1995 г. назначен наместником Свято-Троицкого мужского монастыря г. Тюмени.

31 марта 1996 г. в Знаменском кафедральном соборе г. Тюмени возведен в сан игумена.

В 1997-2000 гг. — благочинный Тюменского округа Тобольской епархии.

18 ноября 1999 г. утвержден в должности ректора Тюменского духовного училища.

В 2003 г., в праздник Святой Троицы, возведен в сан архимандрита.

Определением Священного Синода от 2 октября 2013 г. (журнал № 110) избран епископом Ишимским и Аромашевским.

Наречен во епископа 29 октября 2013 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 3 ноября за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. (журнал № 111) освобожден от должности игумена (наместника) Свято-Троицкого мужского монастыря г. Тюмени.

Образование:

1981 г. — Московская ветеринарная академия им. К.И. Скрябина.
Тобольская духовная семинария.

Епархия: Ишимская епархия
(Правящий архиерей)

Научные труды, публикации:

1. Митрополит Тобольский и Сибирский Филофей Лещинский и его связь с Тюменским Свято-Троицким монастырем 1621-2003 гг. — биография, историография, документы. — Тюмень: «РУТРА», 2006.

2. Святитель Филофей Лещинский, митрополит Тобольский и всея Сибири. К 280-летию преставления. Исторический очерк. — Тюмень: «Издательство «Искусство», 2007.

3. Апостол Сибири. Святитель Филофей Лещинский и Тюменский Свято-Троицкий монастырь. — Тюмень: «Издательство «Искусство», 2007.

4. «250 лет Филофеевской школе — Тюменскому православному духовному училищу». — Тюмень, 2011.

  • Награды Церковные: 2014 г. — орден свт. Иннокентия Московского II ст.

Свт. Филофей Тобольский

Филофей (Лещинский), в схиме Феодор (1650 — 1727), митрополит б. Сибирский и Тобольский, святитель. Знаменитый просветитель Сибири, положивший начало духовного образования в Сибирском крае.

Память 31 мая, в Соборах Брянских и Сибирских святых.

Родился в 1650 году в Малороссии, в небогатой дворянской семье Лещинских.

Образование получил сначала в малороссийских школах, затем в Киевской духовной академии.

По окончании академии женился и был рукоположен во иерея. Несколько лет был приходским священником.

Овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где и пострижен в монашество. С особой ревностью предался он здесь подвигам благочестия, поста и молитвы. Через некоторое время избран экономом Лавры.

В 1701 году назначен наместником Брянского Свенского Успенского монастыря Орловской епархии, с оставлением в должности эконома.

4 января 1702 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита. Хиротонию совершали свт. Димитрий Ростовский, митрополит Стефан (Яворский) и митрополит Парфений Лаодикийский.

Огромная епархия, где ему предстояло служение, охватывала территорию от Северного Ледовитого Океана до Китая и от Уральских гор и до Камчатки. «Пришед в Сибирския страны, писал святитель Филофей царю, в церквах Божиих обрел великое нестроение, а какое, нелепо есть и писанию предати. Чинится то за великою простатою и нищетою священников». Святителем Филофеем была создана первая в Тобольске Славяно-латинская школа для детей духовного звания, учителями в ней были образованные киевские монахи.

В 1704 году святитель снаряжает миссию из двух монахов к Хутухте в Монголию, но неудачно. В 1705 году отправленная им в Камчатку миссия архимандрита Мартиниана крестит камчадалов, а свт. Филофей заводит сношения с остяцким князем Шешукой и обдорским Тучабалдой. В 1707 году митрополит отправляет миссионеров к березовским и сургутским остякам.

Борьба со светскими властями, страшные беспорядки в Сибирской митрополии и суровый климат надломили здоровье митрополита.

В 1711 году в результате тяжелой болезни был уволен от управления епархией, удалился в Тюменский Троицкий монастырь и принял схиму с именем Феодор.

В 1712 году поправился настолько, что смог приступить к исполнению царского указа, полученного еще в 1710 году, с предписанием отправиться лично на проповедь в землю остяков и вогул. Совершил несколько дальних поездок, построил много церквей, проник даже в дикую страну на р. Конде.

В 1715 году по смерти свт. Иоанна Тобольского вторично вступил в управление епархией.

За время своего архипастырства митрополит Филофей выстроил 288 церквей (было 160, а стало 448), 37 монастырей, основал много приходов и тем самым заложил основу для распространения христианства среди язычников. Почти все время своей архипастырской деятельности провел в беспрестанных поездках по дикой окраине, по степям и болотам, тайге и тундре, просвещая самоедов, вогулов, остяков. В период с 1712 по 1727 год святитель с сотрудниками просветил и крестил до 40000 сибирских инородцев . В 1712 году совершил свое первое миссионерское путешествие в Березовский край, а за год до смерти, больной, посетил Низовский край, и доехал до отдаленного Обдорска. Он выстроил новый архиерейский дом в Тобольске, увеличил его доходы и привел в лучшее состояние его вотчины, умножил количество духовенства как в церквах, так и в монастырях и увеличил получаемое ими содержание; учредил несколько духовных школ, в которых обучались дети инородцев, и сам немало трудился в обучении детей.

В 1721 году снова удалился на покой в Тюменский Троицкий монастырь, жил в большой бедности, продолжая заведовать делом христианской миссии в Сибири. Сам он теперь редко оставлял монастырь, но под его руководством трудились многие из бывших его спутников.

В 1726 году святитель предпринял последнее путешествие к обдорским остякам.

Скончался 31 мая 1727 года. Во исполнение его завещания, тело святителя было погребено в Троицком монастыре напротив входа, «дабы, как гласит завещание, мимоходящие попирали прах ногами».

Митрополит Филофей был тихого нрава, снисходителен ко всем, не тщеславен.

Обретение мощей

Святитель Филофей (Лещинский).С сайта http://www.tobolsk-eparhia.ru

В 1923 году по решению советских властей монастырь был закрыт, а мантия святителя и его мощи, согласно официальной версии, сожжены. В 1990-х годах удалось найти документ, опровергающий информацию об уничтожении мощей.

Первая попытка найти мощи святителя состоялась в 2000 году, но склеп у входа в Троицкий собор нашли пустым, в кирпичной кладке сохранилось лишь незначительно количество деревянных фрагментов сгнившего гроба. В 2003 году наместнику Троицкого монастыря архимандриту Тихону передала завещание внучка священника, который принимал последнюю исповедь у человека, который перезахоронил останки святителя Филофея. В завещание было написано, что мощи были захоронены у левой колонны Георгиево-Вознесенского храма города Тюмени. С этого момента велись поиски мощей, было несколько неудачных попыток (у левых колонн разных приделов храма).

25 июля 2006 года рабочие, которые вели работы по укреплению фундамента в храме на глубине 0,75 метров наткнулись на дерево, которое оказалось деревянной балкой. Глубже был обнаружен край кирпичного склепа. После вскрытия его верхней арки обнаружили деревянный гроб. Через месяц после очистки склепа от земли и раствора в присутствии архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия гроб был вскрыт. Экспертная комиссия установила, что эти перезахороненные останки принадлежат митрополиту Филофею. Наличие епитрахили и серебряного креста указывали на принадлежность останков. На рассвете 21 октября прошлого года останки митрополита Филофея перенесены из Вознесенско-Георгиевского храма на другой берег Туры — в Свято-Троицкий монастырь.

Литература

Использованные материалы

  • Биография на сайте «Русского Православия»
  • Биография на сайте Тобольско-Тюменской епархии
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Сулоцкий Александр, прот. Обращение язычников Енисейской епархии. СПб.: Тип. духовного журнала «Странник», 1876, с. 2.

(в схиме – Феодор) (1650 – 1727)

В замыслах Петра I Сибирь занимала особое место. Для укрепления государственной власти царь считал необходимым распространить Православие по всему материку. Специальным указом царь распорядился найти «в малороссийских городах человека не только доброго, но и ученого», дабы он мог «в Сибири в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить в познание истинного Бога».

Такой человек отыскался не сразу. На Сибирскую кафедру прочили разных архиереев. Но всё как-то не срасталось. Даже прославленный позже в лике святых Димитрий Ростовский, уже отправившись в Тобольск, заболел и слёг…

И вот нашёлся человек для Сибири. Монашеское имя человеку было Филофей, в переводе с греческого — Боголюб.

Филофей Лещинский родился в Малороссии. Образование получил в малороссийских школах и в Киевской духовной академии и по окончании курса наук был несколько лет приходским священником; затем, овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где постригся в монашество с именем Филофея и с особою ревностью предался подвигам благочестия, поста и молитвы.Через какое-то время Филофей был избран в экономы лавры, а затем, в 1701 г., назначен наместником Свенского Успенского монастыря Орловской епархии, с оcтавлением в должности лаврского эконома. В 1702 г., 4 января, Ф. был хиротонисан в митрополита сибирского и тобольского и 4 апреля явился в Тобольск, куда вслед за ним прибыло для евангельской проповеди инородцам несколько ученых монахов.

В 1705 году в Тобольской епархии по благословению святителя Филофея (Лещинского) в Архиерейской школе в Тобольске открылся Духовный театр. Здесь силами учащихся и преподавателей ставились спектакли для духовного просвещения народа.

Театр в Сибири существует со времен Петра Великого, с самых первых годов XVIII столетия. Начало ему здесь, по крайней мере, в главном сибирском городе Тобольске, как в Малороссии, в Белоруссии и в Москве, да и во всей России, положено духовенством, и именно митрополитом Тобольским Филофеем Лещинским с учениками его архиерейской школы.

Преосвященный Филофей был родом из Малороссии, воспитание получил в Киевской академии; был современником Симеона Полоцкого, св. Дмитрия Ростовского, Феофана Прокоповича и других духовных драматургов семисотых годов и потому, между прочим, был любителем театральных представлений.

Сам ли сочинял (это очень вероятно:) по замечанию Сибирского летописца, митрополит Филофей «славныя и богатыя комедии делал», при том митрополит Филофей, как весьма хорошо известно, такой был охотник писать стихи, что писал их (вероятно, в часы раздумья и вследствие мгновенно возникавшей какой-нибудь особенной мысли) на пробелах деловых бумаг и на поступивших на его имя конвертах) комедии, трагедии и драмы или запасся подобными произведениями в Киеве, учась там и после служа экономом Киево-Печерской лавры, только он вскоре по приезде (4 апреля 1702 года) в Тобольск начал заставлять учеников учрежденной им Славяно-русской школы разучивать и представлять оные при помощи приехавших с ним из Малороссии духовных лиц и ссыльных малороссиян, которых тогда в Сибири обыкновенно называли черкасами.

Сцена устроялась почти подле самого архиерейского дома в Тобольске, между настоящим Софийским собором и Сергиевскою, ныне уже не существующей, церковью к Прямскому взвозу. Пред началом представлений обыкновенно ударяли несколько раз в соборный колокол, и народу собиралось множество. Все, доселе сказанное, основано, между прочим, на словах краткого жизнеописания Филофеева, помещенного под 1727 годом в рукописной Сибирской летописи, которая находится в библиотеке Тобольской семинарии. Там сказано: «(Филофей) был охотник до театральных представлений, славные и богатые комедии делал, и когда должно на комедию зрителям собираться, тогда он, владыка, в соборные колокола на сбор (т.е. так, как обыкновенно благовестят к литургиям в храмовые, престольные известной церкви праздники) благовест производил, тогда народ собирался».

Пиесы, без сомнения, были вроде: «Блудный сын» и «Навуходоносор», «Тело златое» и «Три отрока в пещи» Симеона Полоцкого; «Грешник кающийся», «Драма Успенская» и «Драма Дмитриевская», «Есфирь и Агасфер», «Рождество Христово», «Воскресение Христово» и другие св. Дмитрия Ростовского; «Владимир, всех славянороссийских стран князь и повелитель» Феофана Прокоповича. Содержание для них почти обыкновенно заимствовалось из библейских книг, их и писали, как видно из сейчас указанных пьес, преимущественно лица духовные и монашествующие, писали не только Симеоны Полоцкие и Феофаны Прокоповичи, но и такие люди, каков был святитель Дмитрий Ростовский; их и разыгрывали не только в Малороссии, где давно уже к ним привыкли, но и в строгой Москве еще до Петра, и не только у лиц светских, например, у старинных набожных помещиков и при царском дворе (со времени царя Алексея Михайловича и до императрицы Елисаветы Петровны включительно), но и у лиц духовных, в монастырях и архиерейских домах, например, в Ростове у св. Димитрия митрополита. Ежели в пьесах тех (например, в драмах: «Рождество Христово» и «Успенской») были введены в разговоры и действие Господь Иисус Христос и Божия Матерь, то вместо действующих лиц всегда выставлялись только иконы. Наконец драмы, трагедии и комедии, о которых идет слово, были представляемы наиболее с целью назидания зрителей, чтобы сценическими представлениями библейских событий сильнее подействовать на сердца, на чувства современников.

Нет сомнения, что и митрополит Филофей приказывал представлять в Тобольске комедии или игрища комедианские (по выражению летописца), не по одной только привычке к ним в Киеве и не для увеселения только себя и жителей Тобольска, но и для назидания сих последних, а также для приучения учеников своей школы к свободнейшему произношению проповедей и речей. О последней цели сценических представлений в старые годы при архиерейских домах мне случилось слышать от почтенного по духовной опытности и сану старца (тобольского архиепископа Георгия Ящуржинского), который сам происходил из Малороссии, который сам учился в конце прошедшего столетия в Киевской академии и который, следовательно, лучше других мог знать дух и правила людей старого времени, лучше понимал иное, перешедшее некогда из Малороссии в Великороссию и Сибирь. Да и что много говорить о достоинстве свидетельства в этом деле покойного преосвященного Георгия: разыгрывать драмы, комедии и трагедии духовного содержания ученикам духовных учебных заведений даже в обязанность поставлялось самим Духовным Регламентом.

Посеянное митрополитом Филофеем не заглохло, не пропало в Тобольске и после него. При преемнике его, воспитаннике, как и он, Киевской академии митрополите Антонии Стаховском с его дозволения ученики и учителя Тобольской архиерейской (тогда уже Славяно-латинской) школы в Святки представляли пьесы духовного содержания по домам, получали за то вознаграждение, и собранные деньги шли частью на содержание учившихся, частью на жалованье учивших.

С учреждением в 1743 году митрополитом Антонием Нарожницким вместо Славяно-латинской школы семинарии в Тобольске то же продолжалось, и продолжалось почти до настоящего времени.

Любовь к театральным представлениям от семинаристов перешла впоследствии и в другие слои тобольского общества. Люди пожилых лет очень хорошо помнят, как, бывало, в Тобольске (лет 50 или 45 тому назад) дети мещан, отставных солдат и бедных разночинцев бегали в Святки по подоконью людей зажиточных с вертепом, с райком и за свои напеванья и ломанья получали пятаки и гривны, а инде и полтины.

Протоиерей Александр Сулоцкий, исследователь Сибирской старины (1812-1884)
Опубликовано: 20 декабря 1869 г. Омск





Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *