Филофей третий Рим

Старец Филофей и понятие «Москва – Третий Рим»

Скопировано с сайта «Русская идея» с сокращениями

Читайте послания старца Филофея в оригинале и переводе.

15/28 мая Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь отмечает память псковских преподобных Ефросина (1386–1481), основателя обители, и ученика его Серапиона (†1480).

Монастырь этот, расположенный в 27 км от Пскова на дороге в Гдов, – не самая известная монашеская обитель, но по значимости для России он имеет большое значение, поскольку с этим монастырем оказалось связано в нашем культурно-политическом обиходе понятие «Москва – Третий Рим».

Место, где ныне находится Спасо-Елеазаровская обитель, Богом благословенное для монашеской жизни. В давние времена, по преданию, поселились здесь сестры псковского Иоанновского монастыря, но пустынническая жизнь оказалась непосильной для сестер. Спустя десятилетия на это место прибыл монах из Снетогорского монастыря Евфросин. Произошло это в 1425 году.

Преподобный Евфросин (в міру Елеазар) был младшим современником преподобного Сергия Радонежского и по духу – одним из его многих преемников. Он родился в 1386 г. в местечке Виделебье («видеть Бога»), получил хорошее образование, был книжником и богословом. Для выяснения вопросов, связанных с отправлением богослужения, преподобный Евфросин пешком ходил в Константинополь (было это незадолго до Флорентийской унии) и там был принят самим Константинопольским Патриархом, который на благословение пустынножительной обители, основанной у Толвского озера, подарил прп. Евфросину список Цареградской иконы Божией Матери.

Этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе, когда происходило разделение Церкви на западную и восточную в XI в., икона эта считалась хранительницей Второго Рима. На иконе Матерь Божия держит младенца Господа на руках, Господь в руке держит голубя – образ Духа Святаго, одной ножкой Он утверждает кающегося грешника, а другой отталкивает нераскаявшегося.

В 1918 г. убита Царская семья, и в том же году закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть. С падением империи Третьего Рима уничтожается и то место, откуда прозвучало пророчество о священной миссии России, монастырь закрывается и разоряется. …

Лишь в 2000 г. Спасо-Елеазаровский монастырь был передан Церкви. Первой иконой, которую принесли в монастырь, была Цареградская. Ее туда передал отец Николай Гурьянов с Талабского острова, она была написана в Спасо-Елеазаровом монастыре и хранилась сорок лет в алтаре его храма. Привезенный же из Константинополя список не сохранился, но известно, где он находится. Когда шведы однажды разграбили Елеазаровский монастырь, они захватили и Цареградскую икону, однако Господь не позволил им уйти, корабли их затонули в Псковском озере. Так что икона не ушла из пределов России, она покоится на дне озера, которое с тех пор освящено этой святыней.

Адрес монастыря:
180523, Псковская область, Псковский район, деревня Елизарово
тел. (811-2) 199-558

Старец Филофей

Выдающимся подвижником Спасо-Елеазаровой обители и, как предполагают, учеником Ефросина, был старец Филофей (предположительно 1465–1542), о жизни которого, несмотря на нынешнюю громкую славу его формулы «Москва – Третий Рим», к сожалению, мало что известно.

Перенесение преподобным Евфросином из Второго Рима Цареградской иконы Пресвятой Богородицы не было, конечно, единственным знаком преемственности Руси от павшей Византии как переходящего вселенского царства – мистической Римской империи. Было и много других таких знаков, включая династические браки, породнившие Рюриковичей с византийскими Царями. Но старец Спасо-Елеазаровской обители Филофей считается первым, кто выразил эту идею в аргументированном письменном виде: «Москва – Третий Рим», – и пророчески добавил: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».

Эти слова говорят о несомненном пророческом даре старца Филофея, ибо в те времена было еще далеко не очевидно, что Царство русское есть последняя христианская империя на земле, за которой, согласно пророчеству пророка Даниила, наступит вечное царство Христа. Лишь в ХХ веке на нашей планете, вполне освоенной «тайной беззакония», стало очевидно, что «четвертому Риму не бывать».

Наиболее известным и крупным сочинением Филофея является его послание дьяку (государственному чиновнику высокого ранга) Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину с опровержением астрологии (1523–1524). Старец подчеркивает, что не звезды влияют на судьбы людей и народов, а их верность истине или отпадение от нее. И иллюстрирует это судьбою первого и второго Рима.

Первый Рим стал христианским при Царе Константине Великом, который практически одновременно основал Второй Рим в восточной части империи. И после падения первого Рима под ударами варваром Второй Рим стал несомненной столицей православного вселенского царства. Впоследствии папы Римские претендовали на восстановление Римской империи, но легитимных прав на то так и не получили, а с отколом в латинскую ересь земного господства и вовсе перестали принадлежать к Православию. Второй Рим, оставался царствующим градом до тех пор, пока не принял Флорентийской унии с латинянами, отступив от Православия, а затем и понес за это наказание в виде разгрома от турок. Ответственность за судьбу Православия легла на Русь, которая в религиозном смысле уже давно, с Крещения в 988 г., была частью Византийской империи.

Об этой очевидной преемственности старец Филофей напоминал и в послании Московскому Великому князю Василию III Иоанновичу, сыну Софьи Палеолог: «Един ты во всей поднебесной христианом царь. Подобает тебе, царю, сие держати со страхом Божиим. Убойся Бога, давшего ти ся, не уповай на злато, богатство и славу, вся бо сия зде собрана и на земли зде остают».

Оглашая эту «московскую» идеологию, пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди псковских лесов, сыграла свою духовную роль и в объединении русских земель вокруг Москвы. В то время как Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости, в Елеазаровском монастыре объединились ученые мужи, отстаивавшие необходимость усиления государства вокруг Москвы (присоединение Пскова произошло именно в ту эпоху: в 1510 г.). Выразителем этой идеи был игумен Филофей, заявивший о решительной поддержке московского Великого князя как «броздодержателя святых Божиих престол». В Елеазаровской обители этот союз Москвы и Пскова обозначен в архитектуре соборного храма: к главному, Трехсвятительскому, собору традиционной псковской архитектуры, пристроили придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс. В этом заложен глубокий смысл: Псков мыслится как начало русской государственности, Москва как ее становление и величие.

Помимо благотворного влияния на укрощение псковского сепаратизма в соперничестве Пскова и Москвы, идея Третьего Рима, несомненно, имела значение и для победы над ересью жидовствующих (Филофей упоминает о ней). В 1484–1504 гг. архиепископом Новгородским и Псковским был святитель Геннадий – непримиримый борец с ересью, который, разумется, был знаком с Филофеем как своим видным епархиальным клириком. Сочинения старца Филофея переписывались и в Волоколамском монастыре другого возглавителя борьбы с жидовствующими, – несомненно, прп. Иосиф Волоцкий аргументировал при этом идеологией «Москва – Третий Рим» с утверждением московского Православия истинным, отвергнувшим униатские и прочие заблуждения. Прп. Иосиф Волоцкий еще до Филофея напоминал вступившему на престол Василию III и о его преемственной ответственности за судьбу Православия после того, как царство Римское «иже много лета пребыша в православной вере християнстей, тако погибоша».

Но рассуждать здесь о чьем-то первенстве или об «открытии» особого смысла нет: это преемственное самосознание Руси после гибели Второго Рима было тогда естественным и всеобщим, что выразилось и во многих дошедших до нас летописных источниках, например: «Повесть о Флорентийском Соборе» Симеона Суздальца (около 1441 г.), «Повесть о белом клобуке» и «Повесть о взятии Царьграда» (обе – вторая половина XV века), послание ростовского архиепископа Вассиана Великому князю Иоанну III на Угру (1480). Еще более конкретно эта мысль выражена в Пасхалии митрополита Зосимы 1492 года. Все это появилось до упомянутых текстов старца Филофея, но его заслуга состоит в наиболее аргументированном обосновании этой преемственности.

Отметим, что остров этот ныне все еще называется именем большевика Яна Залита, который был организатором революционного Совета, в 1918 г. был убит белогвардейцами и потому было решено переименовать Талабские острова в честь этого и других большевиков.

Дарья Манохина 15 лет, «Третий Рим», запись 22 октября 2009 г.

05.11.2018 ❤❤❤ 05.10.2017 Александр Третий Рим!!!
Второй Вселенский Собор – правило третье:
Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим.
Четвертый Вселенский Собор – правило двадцать восемь:
Во всем последуя определениям святых отец, и признавая читаемое ныне правило ста пятидесяти боголюбезнейших епископов, бывших в Соборе во дни благочестивыя памяти Феодосия, в царствующем граде Константинополе, новом Риме, тоже самое и мы определяем и постановляем о преимуществах святейшей Церкви того же Константинополя, новаго Рима. Ибо престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем.

Посему токмо митрополиты областей, Понтийской, Ассийской и Фракийской, и так же епископы у иноплеменников вышереченных областей, поставляются от вышереченнаго святейшаго престола святейшия Константинопольския Церкви: каждый митрополит вышеупомянутых областей, с епископами области, должны поставлять епархиальных епископов, как предписано Божественными правилами.
А самые митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы быть, как речено Константинопольским архиепископом, по учинении согласнаго, по обычаю избрания, и по представлении ему онаго.
Шестой Вселенский Собор – правило тридцать шесть:
Возобновляя законоположенное стопятидесятью Святыми отцами, собравшимися в сем Богохранимом и царствующем граде, и шестьсот тридцатью собравшимися в Халкидоне, определяем, да имеет престол Константинопольский равныя преимущества с престолом древняго Рима, и якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нем; после же онаго да числится престол великаго града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима.
Таким образом: после того, как Римская церковь впала в ересь и отпала – из них двоих – православным остался только Константинопольский патриархат, который из-за того, что он являлся новым, т.е. вторым Римом – тем самым унаследовал все то, что ранее принадлежало древнему, т.е. первому Риму, а соответственно: он тем самым стал главным;
И поскольку: в состав Константинопольского патриархата входила Русь, т.к., после того, как Русь приняла крещение от Константинополя, он ставил над ней митрополита – Константинополь и Русь были одной церковью, т.к. Русь была его митрополией.
Однако: в 1439 году во Флоренции (Италия) был созван церковный собор по вопросу соединения церквей – западной и восточной.
Этого желали Византийский император и патриарх, для того, чтобы заручиться поддержкой, т.е. помощью Римского папы в борьбе против турок (мусульман) теснивших Византию.
На соборе была принята уния (союз), по которой папа признавался главою обеих церквей: католической и православной, причем православная должна была признать и догматы католиков.
За православной церковью сохранялись лишь ее обряды.
На Флоренский собор прибыл и Московский митрополит Исидор, грек, присланный незадолго перед собором Константинопольским патриархом.
Он открыто примкнул к унии.
По возвращении митрополита в Москву состоялся собор Русского духовенства, который нашел действия митрополита не правильными и он был низложен.
После чего собором Русских епископов был избран в митрополиты архиепископ Рязанский Иона, который был поставлен в 1448 году уже без утверждения Константинопольского патриарха.
Таким образом: когда Константинополь соединился с еретиками – он отпал от православия, но не весь, ибо: одна его митрополия – отвергла унию с еретиками, а потому: осталась православной, имя ей: Русь.
Поступив так, Русь тем самым унаследовала всю полноту Константинопольской церкви, а соответственно: она тем самым стала новым, т.е. третьим Римом…
Когда же Константинополь обратился – он уже не был в праве главенствовать над Русью, ибо двадцать шестое правило шестого Вселенского Собора гласит:
Благословлять же другаго, долженствующему врачевать собственные язвы, не подобает.
Ибо благословение есть преподаяние освящения: но кто его не имеет, по причине греха неведения, тот как преподаст другому?
Вот почему: Иоанн III (Великий) провозгласил Русь третьим Римом и утвердил Двуглавого Орла, как Символ Руси, Который ранее был Символом Константинополя и в 1589 году при участии Константинопольского патриарха – на Руси был учрежден патриарший престол.
В связи чем: все то, что когда-либо было сказано отцами о первом и о втором Риме, как следствие: сказано ими о третьем Риме, которым является Москва, а соответственно: Россия, а так-же: все то, что когда-либо было сказано ими о епископах первого и второго Рима, как следствие: сказано ими о епископе третьего Рима, которым является патриарх Московский и всея Руси.
Таким образом: Москва, а соответственно: Россия является Священным Римом…, и поскольку: Россия является Империей – Российская Империя является Священной Римской Империей. …
https://vk.com/topic-94984550_31782644 08.10.2015 Р.б. Ксения Как сохранить сейчас и передать детям ? Как не уклониться в сторону, не имея рядом указующих богоносных ? За святую Русь болит душа. Спаси Господи создателей и редакторов сайта .

Для удобства общения рекомендуем Зарегистрироваться

КЕМ БЫЛ ФИЛОФЕЙ

Биографические сведения о Филофее крайне скудны, известно, что он жил в первой половине XVI в. и был монахом Псковского Елеазарова монастыря. Впервые его имя привлекло внимание русской общественной мысли после того, как в журнале «Православный собеседник» в 1861-1863 гг. были опубликованы его сочинения. Изложенная в них концепция «Москва — третий Рим» оказалась одной из центральных в русской публицистике и историософии последующего времени.

Главным сочинением Филофея является его послание псковскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину. Повод к написанию послания был следующий. Николай Булев, известный публицист, переводчик и врач при великом князе Василии III, любекский немец по происхождению, приблизительно в 1522 г. перевел астрологический «Альманах» Штоффлера, содержащий предсказание о потопе в 1524 г.

Рассуждение Филофея отличается последовательностью и стройностью. Астрологии он противопоставляет иное объяснение исторического процесса: причиной изменений является божественная воля, причиной падения царств — неспособность удержаться в истинной вере. Эта историко-богословская концепция целиком находится в русле библейской историософии (см. ее полное выражение в Дан. 2, 21-22), но старцу Филофею необходимо примирить с нею падение православного Константинополя в 1453 г. и сохранение католическим Римом своего видимого благополучия…

Можно думать, с чем мы обычно и сталкиваемся, что послание Филофея дает политическое обоснование преемственности имперской власти от Рима к новому Риму — Константинополю — и далее к Москве. В этом случае мысль Филофея развивается параллельно или под влиянием так называемой концепции «переноса империи» (translatio imperii), которая в условиях средневековой Европы давала обоснование для возведения новых европейских монархий в достоинство юридически правомочных наследников Римской империи. В нашем случае, однако, изложение политической идеи формулируется на типичном для московской публицистики языке богословия, хотя немаловажным моментом оказывается употребление старцем Филофеем терминов «царь» и «царство» и хорошо разработанной царской титулатуры во втором из публикуемых посланий. Напомним, что приобретение титула «царь» вместо прежнего «великий князь» стало позже одной из забот Ивана Грозного.

В.В. Колесов. Послания старца Филофея

ФИЛОФЕЙ. ИЗ ПОСЛАНИЯ О ЗЛЫХЪ ДНЕХЪ И ЧАСѢХЪ

Итак, о всем том прекратив речи, скажем несколько слов о нынешнем преславном царствовании пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя нашего, который во всей поднебесной единый есть христианам царь и правитель святых Божиих престолов, святой вселенской апостольской церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и существующей в богоспасаемом граде Москве, церкви святого и славного Успения пречистой Богородицы, что одна во вселенной краше солнца светится. Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать. Много раз и апостол Павел упоминает Рим в посланиях, в толкованиях говорится: «Рим — весь мир». Ведь на христианской церкви уже совершилось блаженного Давида слово: «Вот покой мой во веки веков, здесь поселюсь, как возжелал я». Согласно же великому Богослову: «Жена, облаченная в солнце, и луна под ногами ее, и младенец на руках у нее, и тотчас вышел змей из бездны, имеющий семь голов и семь венцов на головах своих, и хотел младенца этой жены поглотить. И даны были жене крылья великого орла, чтобы бежала в пустыню, и тогда змей из своих уст источил воду, словно реку, чтобы в реке ее утопить». Водой называют неверие; видишь, избранник Божий, как все христианские царства затоплены неверными, и только одного государя нашего царство одно благодатью Христовой стоит. Следует царствующему управлять им с великою тщательностью и с обращением к Богу, не надеяться на золото и на преходящее богатство, но уповать на все дающего Бога.

Послания старца Филофея http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5105

ФИЛОФЕЙ. ИЗ ПОСЛАНИЯ О ИСПРАВЛЕНИИ КРЕСТНАГО ЗНАМЕНИЯ И О СОДОМСКОМ БЛУДѢ

Тот, кто от вышней и от всемогущей, все в себе содержащей, десницы Божьей, которой цари царствуют и которой великие славятся и могучие возвещают праведность твою, пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя великого князя, православного христианского царя и владыки всех, держащему бразды святых Божьих престолов, святой вселенской соборной апостольской церкви пречистой Богородицы, честного и славного ее Успения, кто вместо римского и константинопольского владык воссиял, — ибо старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова града, церковные двери внуки агарян секирами и топорами рассекли, а эта теперь же третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится, — так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь.

И если хорошо урядишь свое царство — будешь сыном света и жителем горнего Иерусалима, и как выше тебе написал, так и теперь говорю: храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. И твое христианское царство другим не сменится, по слову великого Богослова, а для христианской церкви сбудется блаженного Давида слово: «Вот покой мой во веки веков, здесь поселюсь, как пожелал я того».

Послания старца Филофея

Ф.И. ТЮТЧЕВ. РУССКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Москва, и град Петров, и Константинов град —

Вот царства русского заветные столицы…

Но где предел ему? и где его границы —

На север, на восток, на юг и на закат?

Грядущим временам судьбы их обличат…

Семь внутренних морей и семь великих рек…

От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,

От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная…

Вот царство русское… и не прейдет вовек,

Как то провидел Дух и Даниил предрек.

1848 или 1849

Град Петров — имеется в виду Рим, город апостола Петра.

Константинов град — Константинополь, столица Византийской империи.

Как то провидел Дух и Даниил предрек. Намек на библейское пророчество о царстве, которое «вовеки не разрушится» (кн. пророка Даниила, 2.44).

Фундаментальная электронная библиотека Русская литература и фольклор

ИМПЕРСКАЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТОЛИЦА МИРА

Символ Византии как бы распадается на два символических образа: Константинополь понимается как новый Иерусалим — святой, теократический город и вместе с тем как новый Рим — имперская, государственная столица мира. Обе эти идеи и находят воплощение в осмыслении Москвы как нового Константинополя или третьего Рима, которое появляется после падения Византийской империи. Существенно при этом, что покорение Константинополя турками (1453 г) приблизительно совпадает по времени с окончательным свержением в России татарского господства (1480 г); оба эти события естественно связываются на Руси, истолковываясь как перемещение центра мировой святости — в то время как в Византии имеет место торжество мусульманства над православием, в России совершается обратное, т.е. торжество православия над мусульманством.

С падением Константинополя московский государь оказывается единственным независимым правителем православного мира, если не считать Грузии, которая с московской позиции представлялась скорее легендарным царством, нежели географической и политической реальностью. В условиях средневековой идеологии, когда только за носителями истинной веры признается право на истинное бытие, другие народы оказываются как бы несуществующими, таким образом, глава Московского государства оказывается, на языке этих понятий, властителем всего мира. В этих условиях политический и конфессиональный аспекты доктрины «Москва — третий Рим» соединяются в общем теократическом значении.

В новое время, когда за другими народами признается право на самостоятельное бытие вне зависимости от их конфессиональной принадлежности, равновесие разрушается. Перед Москвой открываются два пути, требующих выбора быть новым Иерусалимом или новым Римом.

Ранчин А.М. Теория «Москва — Третий Рим» и ее место в русской культуре XVI-XVIII вв. Художественный язык Средневековья. М., 1982

ЗАВЕРШЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ИДЕЙ

То, о чем писал Филофей, в частности идея перемещения святости с падшего Константинополя на Москву, в той или иной форме уже была «проговорена» книжниками в серии Сказаний, Слов, Повестей. Можно сказать, что послание инока Филофея явилось как бы завершением определенного круга идей, «носившихся в воздухе», и своеобразной «точкой роста» зарождающегося национального самосознания. Вот почему идея старца о богоизбранности русского народа, о преемстве мессианства Русским царством, выраженная к тому же в эмоционально приподнятой форме, сразу же получила широкий общественный резонанс, легко вписалась в существующую идеологическую систему. Более того, она «так верно воспроизводила общий смысл эпохи, так точно угадывала настроение современников Филофея, что скоро была усвоена даже правительственными сферами и вошла в государственные акты», — отмечает исследователь проблемы И. Кириллов. И соответственно, она оказала огромное влияние на развитие государственной идеологии русского самодержавия…

России предписывалась роль хранительницы единственно истинно христианской православной веры; в свою очередь православие объявлялось «русским», а русское государство — единственным и подлинно христианским и в этом смысле вселенским царством. Московские государи довольно быстро уловили этот второй смысл и увидели в идее то, что было созвучно их собственным устремлениям, связанным и с укреплением политических позиций Москвы, и с укреплением самодержавия.

Панарин А.С. Философия истории. Философско-историческая мысль России. Идеологема «Москва — третий Рим»

3. Инок Филофей и его мессианские идеи

Эта государственно–политическая легенда (которая, разумеется, имела и религиозную окраску) и уже охарактеризованные выше воззрения московского общества той поры нашли свое окончательное выражение в византийско–русской идее о Московском царстве как третьем Риме . Творцом этой мессианской идеи был монах Филофей из Елеазарова монастыря из–под Пскова. Характерно, что сочинения на эту тему появились не в Москве, не в церковно–культурном центре Древней Руси, а в провинции, что, конечно, говорит о живом интересе псковского иночества не только к богослужебным проблемам, но и к мировоззренческим темам .

Благодаря своим посланиям инок Филофей стал одной из самых выдающихся личностей в русской истории. И все–таки мы мало знаем о его жизни. Родился он во 2–й половине XV в. где–то в Псковской земле, потом стал иноком Елеазарова монастыря, основанного около 1450 г. св. Евфросином Псковским в окрестностях Пскова. Вероятно, позже он стал настоятелем Елеазарова монастыря. Его писательская деятельность приходится на годы правления великого князя Василия III (1505–1533) и царя Ивана IV (1547–1584). До сочинения своих знаменитых посланий Филофей занимался составлением летописей, участвовал в создании Хронографа 1512 г., что говорит, конечно, о его образованности и литературном даровании .

Уже в этом Хронографе Филофеем написаны замечательные строки: «Наша же Российская (Русская) земля, Божиею милостью и молитвами Пречистыя Богородица и всех святых чюдотворец, растет, и младеет, и возвышается (и распространяется)» . В этих словах заключено ядро его церковно–политической идеологии, его веры в мессианское назначение Московского Русского «правоверного и православного царства». Церковно–политическая концепция Филофея близка уже охарактеризованным нами воззрениям и мнениям; она органично входит в духовную атмосферу тревог о будущем православия как единственного и вечного религиозного сообщества, как Града Божия (Civitas Dei), который был основан Христом и воплощен затем в Византийском царстве, но в последние времена, из–за религиозной измены и безбожных деяний византийцев — «льстивых греков», — оказался на краю гибели.

Православие русских и православие Московского царства не вызывало сомнений ни у одного из духовных писателей этого царства — ни у Геннадия, архиепископа Новгородского, ни у Иосифа Волоцкого, ни у Макария, митрополита Московского, ни у их современников; но когда речь заходила о религиозной ответственности и религиозно–политических задачах Москвы, о необходимости для этого сильного в государственно–политическом отношении царства еще и религиозного авторитета и религиозного первенства в православном мире, — все это нужно было обосновать целым рядом исторических фактов. Флорентийской унией греки не только учинили измену Христу, но и набросили тень на свое православие, опорочили его . Этот грех и для русских — как для православного народа — также мог иметь роковые последствия. Времена для христианского мира были критическими, ибо через два десятилетия наступал 1492 год, который по летосчислению от сотворения мира был 7000 годом, и, по византийскому календарю, в ночь с 24 на 25 марта должен был прийти конец света. Разве многолетнее татарское иго, уния, политическое крушение Византийского царства, ереси в Новгороде не были грозными знамениями Божиими? Эти вопросы ставили перед собой люди той эпохи. Хилиастские идеи находили питательную почву в Древней Руси, духовная жизнь которой всегда была сильно окрашена эсхатологическими тонами . То, что раньше лишь мыслилось, могло теперь стать действительностью, свершившимся фактом.

Но наводивший ужас 1492 год прошел, а христианский мир не разрушился. Это стало предметом для размышлений и раздумий. Когда же русский человек задумывался о том, что происходило у него на родине, он обнаруживал, что здесь, в Московском царстве, развитие шло под знаком государственного расцвета.

Возможно, в то самое время, когда Филофей писал свой Хронограф, было составлено и «Сказание о князьях владимирских». Филофей, несомненно, был знаком со всеми взглядами и представлениями своего времени, ибо он принадлежал, так сказать, к духовной и культурной элите 1–й четверти XVI в. Все это дало ему основание внести в свой Хронограф упомянутую выше характеристику Руси. Прошло еще десятилетие, пока окончательно не созрели его мысли и убеждения. Уже в 20–е гг. он написал свои послания, в которых выдвинул знаменитую идею о Москве — третьем Риме .

Две мысли составляют основу религиозно–философской и мессианской концепции Филофея: всемирно–историческое значение Московского царства как Богом избранного Града Божия (Civitas Dei) и теократически–монархическая оценка этого царства.

Всемирно–историческое развитие совершается в рамках Божественного Промысла. Бог ведет и человечество в целом, и отдельного человека; всюду в мире правит благодатная Божия воля; Бог возносит царства и ниспровергает их, когда они подвергаются порче; Господь возводит государей на престолы и наказует их, если они впадают в грехи; он ведет государей и всех людей к истине и правде. Первый Рим отпал из–за Аполлинариевой ереси и по воле Божией утратил свое место в христианском православном мире. На его место, по милости Божией, вступил второй Рим — Константинополь, Царьград. Но своей унией с отпавшим Римом он изменил православию — и погиб. Его святыня, константинопольская Святая София, в наказание за это была осквернена и разрушена безбожными завоевателями. Но для православных осталась еще надежда — Москва сияет своим благочестием и страхом Божиим; Москва запечатлела свое православие отказом от унии и стала поэтому третьим и последним Римом в мировой истории, а четвертому Риму не бывать. Русский царь — единственный православный государь в мире, а русское царство — последнее царство, после которого будет уже только Царство Небесное.

Всю свою философию Филофей кратко изложил в «Послании на звездочетцы и на латины»: «Яко вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческим книгам, то есть Росейское царство. Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти… иже во всей поднебесней единаго християном царя и броздодержателя, святых Божиих престол святыя Вселенския апостольския Церкве, иже вместо Римской и Константинопольской, иже есть в богоспасном граде Москве» .

А великому князю Василию III Филофей пишет о своей идее русского православного царства: «Старого убо Рима Церкви падеся от Аполинариевы ереси, втораго же убо Рима Костянтинаграда церкви агаряне внуцы секирами и оскорды разсекоша двери ея, сия же ныне третьяго Рима державнаго твоего царствия святая соборная апостольская Церкви, иже в концех вселенней в православной хрестьянской вере во всей поднебесней паче солнца светитца… темже глаголю ти, вонми, царю, и паки внимай явственно и твердо себе, яко вся хрестьянская царства в твое снидошася царствие, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти» .

Итак, мы видим, что мессианское в€идение Филофея явилось последним звеном в цепи воззрений, которые возникли в Московском царстве ранее и продолжали появляться в его эпоху. В то же время учение Филофея является логическим синтезом всех этих воззрений и представлений. Отчетливее и яснее других говорит псковский инок всем своим современникам о великой христианской миссии своей страны и ее государя, православного царя: о богопоставленности царского сана, о его святости, об обязанностях и правах царя, который в мирских и церковных делах дает ответ единому только Богу .

Религиозная историософия Филофея и воззрения иосифлян слились в единое церковно–политическое мировоззрение, которое стало основой дальнейшего развития отношений между государством и Церковью на Руси как в Московском царстве , так и в петровской империи XVIII–XIX вв. Идеологическое возведение Москвы на степень третьего Рима имело очень сильную церковно–национальную окраску. Оно соответствовало издавна укоренившемуся у русских убеждению в том, что русское христианство ничем не хуже греческого, — убеждению, которое было выражено Киевским митрополитом Иларионом еще в XI в. А теперь настало время, когда представители русской церковной иерархии и русского монашества должны были обосновать это утверждение действительными фактами, примерами и образцами. Идеология и риторика, как бы прекрасны и логичны они ни были, для русского еще не доказательство. В истину христианства, в истину православного учения душа русского человека поверила не благодаря догматическим построениям и не благодаря впечатляющей убедительности древнерусских писаний, а скорее благодаря литургическому богатству и красоте этого учения. Ибо именно литургическая жизнь Церкви давала ему возможность почувствовать себя смиренным членом славного сонма мучеников и святых, чудотворцев и исповедников, даже ангелов. Церковь во время богослужения не просто говорила о будущей блаженной и вечной жизни праведных, в церковных песнопениях и чтениях утверждалось, что каждый человек сможет вкусить этой блаженной жизни праведников, если станет подражать примерам христианского благочестия и строить свою жизнь, опираясь на эти примеры . Может быть, это покажется парадоксальным, но в русской религиозности литургия оттесняла догматы на второе место, в этой религиозности главным было не содержание веры, но переживание веры. Это самая характерная и важная черта русской религиозной души.

Древняя Церковь и Византийская Церковь засвидетельствовали истину своего учения и свое православие многочисленными примерами святости. Разве Русская Церковь — Церковь третьего Рима — не могла засвидетельствовать свое православие такими же примерами? Разве не могла и она открыть своим праведникам, как участникам этой славы, Царство Христово и поведать не только русским людям, но и всему православному миру, в котором Русская Церковь стала теперь средоточием правоверия, об их верности, святости и чудесах? Русская иерархия и русское иночество дали много примеров христианского подвижничества, религиозного рвения и чудотворений. У третьего Рима была своя русская Фиваида и свои подвижники, и подвизаться здесь было не легче, чем где–нибудь в Египте или Сирии. У Русской Церкви было уже несколько святых, совершивших великие христианские подвиги. Святцы Русской Церкви уже включали своих национальных святых, занимавших видное место в сонме вселенских православных праведников. Но многие из подвижников были еще неведомы людям или же были известны лишь в той местности, где подвизались. Поэтому для созидателей третьего Рима важной, ответственной задачей, их христианским долгом было решение вопроса о письменном засвидетельствовании подвигов святых и об их прославлении, ибо это способствовало возвышению Русской Церкви.

Следующая глава >>

Мессианские женщины

Мессианские женщины В Лк. 23:56 мы встречаем интересное замечание: И в субботу остались в покое по заповеди. Отметим также Мк. 16:1-2: сшеу Хотя только что в их жизни произошел тяжелейший кризис, эти уверовавшие в Йешуа женщины соблюдают

Мессианские пророчества

Мессианские пророчества Важно отметить, что пророческое служение пророка Иеремии прообразовало собой жизнь Господа Иисуса Христа. Кроме того, в его книге имеется и ряд мессианских пророчеств.Одним из самых ярких мессианских мест является пророчество об Отрасли

Мессианские пророчества Осии

Мессианские пророчества Осии Обетования спасения, заключающие каждый отдел книги пророка Осии, имеют мессианское значение, так как черты, в которых изображается это спасение, согласны с мессианскими предсказаниями других пророков и приложимы ко Христу и Его Церкви.Ос.

Мессианские черты пророчества Софонии

Мессианские черты пророчества Софонии Говоря о спасении благочестивого остатка (в историческом смысле – от вавилонского плена), пророк прозревает блаженные мессианские времена.Характерные черты мессианского времени у пророка Софонии следующие:1) спасение будет

Мессианские пророчества Я рос среди консервативных христиан и потому постоянно впитывал традиционные христианские представления. Думаю, любой человек, который активно участвовал в жизни консервативной христианской общины, представляет себе, как там подаются

Важнейшие мессианские пророчества Ветхого Завета

4. Важнейшие мессианские пророчества Ветхого Завета 1. Обетование Аврааму, что в его потомке благословятся все племена и народы земли (Быт 12,3; 18,18)2. Предсказание Моисея о приходе великого Пророка (Втор 18,15,18)3. Обетование Давиду о вечном Царстве его Потомка (2 Цар 7,12-14)4.

Игумен монастыря Каракал архимандрит Филофей

Игумен монастыря Каракал архимандрит Филофей Мне долго не приводилось иметь личной встречи или знакомства со старцем, за исключением случайных и общих встреч с простым приветствием на престольных праздниках монастырей или иногда на корабле Уранополь — Дафни по дороге

Иеромонах Харалампий, Келлия Вознесения, монастырь Филофей, Святая Гора Афон

Иеромонах Харалампий, Келлия Вознесения, монастырь Филофей, Святая Гора Афон Будучи со своим духовником отцом Харалампием (приснопамятным наместником монастыря Дионисиат) в келлии Буразери, я иногда ходил и к старцу Паисию. Один мой односельчанин (я родом с острова

Иеромонах Серафим, монастырь Филофей, Святая Гора Афон

Иеромонах Серафим, монастырь Филофей, Святая Гора Афон Один богослов, получив диплом, поехал за границу писать докторскую диссертацию. Вернувшись в Грецию, он поехал к старцу Паисию на Афон. У этого богослова, как ни странно, были сомнения насчет существования Бога. Когда

§ 21. Мессианские ожидания

§ 21. Мессианские ожидания Ключевую роль в установлении царства Божия должен был сыграть некий харизматический вождь, которого называли Мессией. Большинство ожидало его как потомка царского рода Давида, что вполне понятно: освобождение народа от иноземного языческого

Монастырь Филофей

Монастырь Филофей Монастырь Филофей располагается на высоком равнинном месте на северо-восточной стороне Святой Горы, от Ивера в расстоянии около двух часов хода. Филофей — один из древнейших на Святой Горе монастырей, своему названию обязан св. преп. Филофею, который

МЕССИАНСКИЕ ОБЩИНЫ

МЕССИАНСКИЕ ОБЩИНЫ Авторы кумранских текстов, строго говоря, не могут именоваться христианами, поскольку для них мессия (Христос) еще не пришел. К тому же в этой фигуре порой явно сдваиваются мессия жреческий (Христос Аарона) и мессия политико-военный (Христос Израиля). Но

ПРЕПОДОБНЫИ ФИЛОФЕЙ СИНАЙСКИЙ

ПРЕПОДОБНЫИ ФИЛОФЕЙ СИНАЙСКИЙ КРАТКОЕ СВЕДЕНИЕПРЕПОДОБНОМ ФИЛОФЕЕ СИНАЙСКОМ.Преподобный отец наш Филофей был Игуменом словеснаго монашескаго стада, что на Синае, и получил от того прозвание Синайскаго. В какое время он жил и когда скончался, неизвестно. Настоящее,

Преподобный Филофей Синайский

Преподобный Филофей Синайский Краткое сведение о преподобном Филофее Синайском Преподобный отец наш Филофей был игуменом словесного монашеского стада, что на Синае, и получил от того прозвание Синайского. В какое время он жил и когда скончался, неизвестно. Настоящее,

ИНОК ФИЛОФЕЙ. «ДОМОСТРОЙ»

ИНОК ФИЛОФЕЙ. «ДОМОСТРОЙ» СТАВЛЕННИЧЕСКАЯ ГРАМОТА РУССКОГО ПАТРИАРХАВПЕРВЫЕ ПРОРОЧЕСТВО о Москве как о Третьем Риме было произнесено иноком Филофеем, старцем Псковской Елизарьевской пустыни, еще в царствование Василия Иоанновича, отца Грозного. «Да веси яко вся

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *