(φελόνης, φαινόλης; лат. planeta, penula и casula), иначе риза — длинная и широкая одежда без рукавов. В древности Ф. была одежда круглая, покрывавшая все тело от головы до ног и имевшая только отверстие для головы; для более удобного действования при священнослужении она могла подниматься и опускаться посредством шнурка. Такую форму Ф. сохраняет и доныне в церкви греческой, но у нас спереди Ф. делают вырезку. Употребление Ф. известно было на Востоке ранее христианства; ее носили поверх других одежд для защиты от дождя, зноя и холода. Из благоговения к Спасителю и апостолам, носившим такую или подобную ей верхнюю одежду (2 Тим. IV, 13), церковь приняла Ф. в число священных одежд. Сведение о Ф. как богослужебной одежде встречается у Иоанна Златоуста, Григория Назианзина и Исидора Севильского (VII в.). Изображая собою ту хламиду, в которую облекли Спасителя ругавшиеся над ним воины, Ф. вместе с тем напоминает иерею, что он в служении своем изображает Господа, принесшего Себя в оправдание за людей, и потому должен облекаться правдою при всех делах своих. При облачении в Ф. (на литургии) иерей произносит слова псалма: «священиицы Твои, Господи, облекутся в правду и преподобнии Твои радостию возрадуются». В древности Ф. служила богослужебною одеждою не только пресвитеров, но и епископов, митрополитов и даже патриархов. Отличие митрополичьей и патриаршей Ф. от священнической состояло только в том, что первая покрывалась крестами, отчего и называлась полиставрием (см.). Короткая Ф. — первая и начальная одежда, которая надевается при посвящении церковнослужителей: чтеца и певца. Кроме момента посвящения, эта одежда более не употребляется. Древность короткой Ф. свидетельствуется правилами соборов, предписывающими, чтобы никто на амвоне без посвящения в Ф. не читал и не пел (VI Всел. 3-е прав.; VII Всел. 14-е прав.; Лаодик., 15-е прав.). См. В. И. Долоцкий, «О священных одеждах» («Христ. чтение», 1848, ч. I).
Фелонь
Фелонь, или риза — богослужебное облачение священника, которое надевается сверх других одежд.
Одежда эта длинная, широкая, без рукавов, с отверстием для головы сверху и с большой вырезкой спереди для свободного действия рук.
Своим видом фелонь напоминает ту багряницу, в которую был облечен страждущий Спаситель. Ленты, нашитые на ней, напоминают потоки крови, которые текли по Его одеждам. Вместе с тем, фелонь напоминает священникам и об одежде правды, в которую они должны быть облечены, как служители Христовы.
Такую одежду носили и святые апостолы, как указывает апостол Павел в своем втором послании к Тимофею (2 Тим.4, 13): «Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные». Такие одежды носили первые епископы, пресвитеры, патриархи.
Древняя фелонь имела форму длинной до пят одежды с прорезью для головы, без рукавов. Впоследствии, для удобства движений, спереди на подоле стали делать вырез, в настоящее время доходящий до пояса. Современная русская фелонь отличается от восточных наличием приподнятого жесткого оплечья.
Фелонь была также богослужебным облачением архиереев — на востоке до XVI в. и в России до нач. XVIII в. Фелонь, украшенная крестами, называется полиставрион (кресчатая риза).
- Вы можете сделать то, что раньше казалось невозможным – танцевать в воздухе.
- Как сделать танец еще более чувственным и эмоциональным… исполнить его в воздухе. Неожиданная идея? А вы попробуйте. Под любимый трек укутайтесь шелковыми полотнами и оторвитесь от земли. Дайте ткани надежно укрепить вас, обвиваясь вокруг талии, бедер или держать за одно только запястье. А в это время вы сможете творить, растворяясь в музыке. В воздухе ощущение свободы и безграничности движения чувствуются острее. Больше возможности наполнить танец красивейшими элементами и добавить экспериментов. Вы можете делать смелые вращения, неожиданные обрывы и грациозно демонстрировать красоту и возможности человеческого тела, наполняя все это особым смыслом.
- Для вас мы ввели Aerial silks – тренировку-танец на воздушных полотнах. Мощное современное направление в фитнесе, которое всесторонне развивает человека и дает возможность воплотить самые смелые идеи.
- Все началось с цирка. В 1995 году французская воздушная гимнастка Изабель Водель выступила на Международном фестивале циркового искусства «Цирк завтрашнего дня» с номером на полотнах. Ее перформанс был настолько успешен, что уже через год Изабель работала с ним в шоу Quidam цирка Дю Солей. Жанр воздушной акробатики на полотнах разлетелся по всем сценам мира и очень полюбился зрителям, а затем пришел в танцевальные и фитнес-залы. Сначала в Европе и Америке, а теперь активно развивается у нас. Причина тому:
- Такая тренировка позволяет проработать множество мышц, которые сложно «достать» во время привычной нагрузки на полу.
- Здесь включаются мышцы, удерживающие равновесие корпуса. Попробуйте в зале на высоте ~10–15 см от пола удержаться ровно на полотнах и вы почувствуете о чем идет речь.
- Вы станете ловкими и выносливыми.
- На полотнах необходима гибкость и растяжка, чтобы все позы выглядели эстетично и красиво. Значит, вы каждую тренировку будете работать в этом ключе и постепенно добьетесь желанного результата.
- Работа в воздухе, на разной высоте и во множестве положений: вертикально, горизонтально, в наклоне вниз головой и вообще в любую сторону – отлично тренирует равновесие. У вас меньше будет кружиться голова и вы быстрее адаптируетесь к перемене высот.
- Конечно же, это отличное занятие, чтобы привести себя в форму и похудеть.
- Танец, невероятный танец в воздухе, который манит и теперь доступен не только гимнастам.
- Здесь невозможно профилонить, но это и отлично. Поэтому если ваше тело просит новых ощущений и нагрузки. Вам наскучили привычные тренировки или давняя мечта о танце в воздухе «пылится» – приходите на занятие полотнами. Мы создали все технические возможности для этого: специальные крепления для воздушных полотен; сама ткань необходимой степени упругости, которая подойдет даже новичкам. Края ее не обработаны, чтобы не создавать уплотнений, которые мешают при захвате. И, конечно же, самые лучшие педагоги.
- Ждем вас в Академии Танца!
О фелони (ударение на О, я его тоже неправильно ставил, оказывается!) на уже известном нам сайте написано много
Фело́нь – богослужебное облачение священника, представляющее собой длинную до пят (со спины) накидку, которая спереди доходит только до пояса. Имеет прорезь для головы и приподнятое жесткое оплечье, без рукавов. На фелони есть четыре символических полосы, которые означают Четвероевангелие, служителями и благовестниками которого являются епископы и священники. Также полосы означают Божественное охранение, благодать, силу и премудрость, даруемые священнослужителю, совершающему Таинства Церкви. На спине в верхней части фелони под плечевой полосой так же, как и на стихаре нашивается знамение креста, а внизу под крестом ближе к подолу – восьмиконечная звезда. Звезда и крест на фелони знаменуют соединение в Православной Церкви благодати священства Ветхого (звезда) и Нового (крест) Заветов.
Существует еще короткая, или малая фелонь, закрывающая тело только до пояса (причем спереди меньше, чем сзади). Надевается при посвящении в церковнослужители и не употребляется в других богослужениях.
Фелони в древней Церкви были белого цвета. Симеон, архиепископ Солунский, дает такое объяснение символического значения фелони: «Белизна этой одежды означает чистоту, святыню и сияние Славы Божией, ибо Бог есть свет и одеяйся светом, яко ризою… Фелонь шьется без рукавов во изображение вретища, в которое одет был Спаситель во время поругания. Эта священническая одежда покрывает все тело, от главы до ног, во образ Божия Промысла, который нас от начала поддерживает и хранит. Во время священнодействия фелонь поднимается обеими руками, и эти руки, как крылья, означают ангельское достоинство, а действия, ими совершаемые, действенную силу, которой совершает Таинство иерей. Священная фелонь означает высшую и свыше подаваемую силу и просвещение Святого Духа. Эта одежда означает и светлость первейших Горних чинов, и силу Божию, все содержащую, промыслительную, вседетельную, благотворную, которою Слово снизошло даже до нас и чрез воплощение, распятие и восстание соединило все горнее с дольним».
В древней Церкви принадлежавшие патриархам и митрополитам фелони сплошь были покрыты изображениями крестов и назывались потому полиставриями (греч. многокрестие). Материалом для пошива фелоней является золотая и серебряная парча, а также материи других основных цветов, используемых в богослужении.
Фелоней в экспозиции музея было несколько, просто я разве что четверть экспозиции сфотографировал. Вот что еще не нашел беглым поиском – так это когда фелони стали не только белыми, но и разноцветными. А то, получается, что от чистоты как-то и отказались.
Статья там же о митре
Ми́тра (греч. повязка, носимая на голове) – головной убор, являющийся частью архиерейского облачения. Входит также в число предметов богослужебного облачения архимандритов и тех священников, которым право ношения митры дается в качестве награды. Имеет грушевидную форму. Обычно выполняется из бархатных полос на жестком каркасе, украшена жемчугом мелкого и среднего размера в виде растительного орнамента (как один из вариантов); вообще же вариантов украшения митры очень много. По бокам митры помещаются четыре малые иконы: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи и какого либо святого или праздника; верхняя часть увенчивается иконой Пресвятой Троицы или Серафима. Вместо иконы на навершии архиерейской митры водружается небольшой крест.
10. Митра
Москва XVII век, перешита в 1723 году
Ткань (гризет), золото, серебро, рубины, сапфиры, аквамарины, шпинель, жемчуг
Чеканка, гравировка, позолота
Из ризницы собора Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря
MITRE
Moscow. 17-th century. Redone in 1723
Fabric (grisette), gold, silver, rubies, sapphires, aquamarines, spinel, pearls
Chasing, engraving, gilding
From the sacristy of the Savvino-Storozhevsky Monastery
Фото 5 января 2020 года
11. Фелонь
Россия. Конец XVII — начало XVIII века
Парча (Франция), шелк, пряденые золотные и серебряные нити, шелковые нити. Ткачество, шитьё
Из ризницы Рождества Пресвятой Богородицы Можайского Лужецкого монастыря
PHELONION
Russia. Late 17-th — early 18-th centuries
Brocade (France), silk, gold and silver threads, silk threads. Weaving, needlework
From the sacristy of the Luzhetsky Monastery
Фото 5 января 2020 года
А)
Б) Фрагмент