Философия мечникова

(от лат. pessimum — наихудший) — один из двух основных видов восприятия мира, выражающий негативное, подозрительное, недоверчивое отношение к нему; противостоит оптимизму. В обыденном понимании — подавленное настроение, склонность видеть и подчеркивать отрицательные стороны действительности, ощущение безысходности и бесцельности жизни, слишком болезненная реакция на неудачи. В филос. понимании пессимистическое мировоззрение указывает на преобладание в мире страданий и тщетную борьбу добра со злом, на торжество несправедливости, на бессмысленность человеческой жизни и исторического процесса. В филос. размышление пессимистические мотивы впервые переходят из некоторых религиозных мировоззрений. Так, буддизм, утверждая, что «жизнь есть страдания», хотя и указывает путь избавления от них и достижения нирваны, но признает природу мира ложной и иллюзорной, а наше существование — бесцельным вращением в круге постоянных перерождений.
Учитывая всю сложность и многомерность антич. мироощущения, можно обнаружить в нем ярко выраженные пессимистические черты, ставшие основным содержанием греч. трагедии. Софоклу принадлежит мысль, которую можно считать классической формулировкой принципа пессимизма: «Первое благо — совсем не рождаться, второе — родившись, умереть поскорей». Пессимистические мотивы присущи взглядам Гесиода, сожалевшего, что счастливый «золотой век» остался в далеком прошлом, и Гераклита, презиравшего толпу и учившего о непостоянстве текучего мира, который периодически сгорает в космическом огне. У стоиков, несмотря на героическое стремление к добродетельной жизни согласно логосу, сама жизнь и ее блага считаются безразличными, и мудрец не может рассчитывать ни на земное счастье, ни на посмертное воздаяние.
В некоторых религиозных доктринах (гностицизм, манихейство) пессимистические моменты состоят в признании зла онтологическим началом, не уступающим по силе добру. Глубоким П. отличается ветхозаветная кн. Екклезиаста, наполненная переживаниями суетности повседневной жизни, тщетности человеческих усилий найти счастье в труде, семье, мудрости. Христианская философия, хотя в главном своем положении о воскресении Богочеловека носит ярко оптимистический характер, проникнута трагическими переживаниями греховности человека, по вине которого «мир во зле лежит».
В новоевропейской мысли кроме торжества рационального научного знания можно увидеть и др. интеллектуальные движения, опиравшиеся на иррациональные основания. Так, пессимистические мотивы под влиянием гностицизма звучат в рассуждениях нем. мистиков (И. Экхард, Я. Бёмё), а также в философии близкого к романтизму Ф.В.И. Шеллинга о «темной стороне Бога» и зловещей «бездне» в душе человека. Однако рационализм тоже не был односторонне оптимистичен: поздний И. Кант писал о «радикальном зле» в человеческой природе, которое выражается в неспособности индивида противостоять чувственному началу и поступать согласно велениям разума. Философия жизни отвергла оптимистические настроения Нового времени. Наиболее последовательно принцип П. проводит А. Шопенгауэр, распространяя его на свою метафизику. Наш мир и люди в нем есть порождения слепой ненасытной воли, которая ради своей забавы обрекает человека на страдания. Поэтому «наше бытие таково, что лучше бы его совсем не было» «судьба жестока, а люди жалки». Ф. Ницше резко критикует христианскую культуру, полагая, что современный европеец выродился в «домашнее животное» и ближайшие два столетия станут торжеством нигилизма. Ницшеанский пафос «переоценки ценностей» оказал влияние на культурологический П. Согласно О. Шпенглеру, живая «органическая» культура, подвергнутая «неорганическому» промышленному расширению, превращается в мертвую цивилизацию; такая судьба вскоре постигнет Европу.
20 век с его мировыми войнами и революциями дал богатую пищу для пессимистических настроений. Философия экзистенциализма подчеркивает, что ощущения страха, тревоги, отчаяния, покинутости стали основными умонастроениями эпохи. В мире «овеществления» человек теряет способность вникать в глубинные смыслы бытия, убеждается в абсурдности действительности (А. Камю), а все уникальные всплески гениальности душатся господствующей массовой культурой (X. Ортега-и-Гасет).
Сегодня, несмотря на общее оптимистическое благодушие, связанное с построением гуманистического открытого общества, ряд филос. направлений (традиционализм, постмодернизм) пессимистически оценивают будущее зап. культуры, считая, что в условиях бурного развития материальной стороны цивилизации в ущерб духовной человек теряет свободу и свое предназначение.

Это не оторванное от жизни умствование автора, а сама жизнь, связанная с дисгармоничностью человеческой природы. Долголетие и борьба с преждевременной старостью интересовали ученого. Познание «человеческой природы» и поиск путей ее совершенствования – вот стержень воззрений ученого, изложенных в работах: «Этюды о природе человека», «Этюды оптимизма», «Сорок лет искания рационального мировоззрения» и др.

Две формы старости:

  • Преждевременная – это болезнь, которую можно и нужно лечить

  • Естественная (биологическая)

Одна из главных идей И.И. Мечникова – люди стареют раньше, чем должны, а между тем даже в 100 лет еще рано говорить о старости. Он пытается дать ответ на вопрос «Следует ли пытаться продлить человеческую жизнь?». С точки зрения И.И. Мечникова – да, конечно. Но речь у него идет не просто о продлении жизни, а о сохранении активности. Философия И.И. Мечникова была направлена против традиционного в медицине того времени представления о «неразлучности» старости и хронических болезней.

Ответ на вопрос «Как продлить активную жизнь?» для И.И. Мечникова очевиден: каждый день есть продукты молочнокислого брожения жизнедеятельности кефирных грибков, молочнокислых стрептококков, ацидофилина. Другой важной составляющей активного долголетия И.И. Мечников считает оптимизм.

Конечной целью борьбы с преждевременной старостью Мечников считал ортобиоз — достижение «полного и счастливого цикла жизни, заканчивающегося спокойной естественной смертью». Понятие «ортобиоз» имеет греческие корни: «орто» – прямой, правильный, «био» – жизнь. Ортобиоз означает здоровье, рациональный образ жизни, предполагающий заботу о физическом здоровье, оптимальный ритм работы и отдыха, двигательную активность, правильное питание, культуру общения и личную гигиену. И.И. Мечников отмечал, что следование правилам ортобиоза в высшей степени облегчает проявления высших способностей человеческой души. Он был глубоко убежден, что суть ортобиоза – обеспечить развитие человека, чтобы он достиг долгой, деятельной и бодрой старости. Ортобиз предполагает и нравственное здоровье. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе.

1 Март 2020

Мировоззрение и философия как факторы бытия человека

#мировоззрение#философия#бытие

Аннотация. Исследуется специфика мировоззрения по критерию концепции антихаосной сущности человеческой деятельности; характеризуются виды мировоззрения; описываются основные признаки философского мировоззрения.

Ключевые слова: философия; мировоззрение; человеческая деятельность; культура.

Исследование специфики мировоззрения и философии в качестве («как) факторов бытия человека основывается на концепции проф. Г.В. Баранова об антихаосной сущности деятельности . Абстрагируясь от частностей, основное содержание концепции Г.В. Баранова можно выразить суждением «деятельность – антихаосное осуществление бытия» . Человеческая деятельность есть частный случай деятельности объектов бытия.

В составе человеческой деятельности основными элементами являются субъект, объект, цель, средство, результат, связь. Универсальным средством человеческой деятельности выступает культура в её многообразии. Исследования сущности и специфики культуры усложнено авторскими версиями. По критерию состава человеческой деятельности культура – это система вещественных, знаковых и идеальных информационных «средств человеческой деятельности, созданная поколениями людей для программирования, реализации и стимулирования оптимальных видов поведения акторов общества» . По содержанию, учитывая правила «классификации – одной из видов логической операции деления объёма понятия» , культура подразделяется на три множества («типа») – универсальных классов: материальная, социальная, информационная (идеационная, духовная). В культуре обществе социально институциально оформлены основные классы (виды) информационной (идеационной) культуры – мораль, право, искусство, наука, идеология, мировоззрение, воспитание.

В абстрактном значении, мировоззрение – система знаний, объясняющая сущность бытия (мира) и смысл жизни человека, создаваемая для оптимизации общественной и личной жизни людей под действием исторических и индивидуальных факторов. Основные значения понятия мировоззрения: 1) система знаний о сущности мира (бытия), специфике и сущности множества взаимодействий человека и бытия, смысле жизни человека, необходимая для оптимальной организации предметной деятельности человека; 2) система знаний, убеждений, принципов поведения человека в мире (бытии), имеющая регулятивное значение в жизнедеятельности человека; 3) сложная система обобщённых знаний о мире (бытии), месте человека в нем, смысле жизни, включающая знания, убеждения, принципы, ценности, идеалы, идеи . Для преодоления хаосного состояния рассуждений о сущности и специфике мировоззрения предлагается признать первичным критерий принадлежности мировоззрения и философии к системе средств антихаосного содержания человеческой деятельности. Мировоззрение многообразно, так как непосредственно применяется в изменчивости личной и общественной жизни человека. В абстрактном значении к составляющим (элементам) мировоззрения относятся мировосприятие, миропонимание, мироощущение.

Классы (типы) мировоззрения: жизненно-практическое, или обыденное мировоззрение; общественно–историческое мировоззрение, или общественное мировоззрение. Жизненно-практическое, или обыденное мировоззрение – система объяснения сущности бытия и смысла жизни человека, создающаяся в период индивидуального существования человека. Некоторые основные классы обыденного мировоззрения: пессимистическое, оптимистическое, реалистическое, эгоистическое, альтруистическое, прагматическое. Пессимистическое мировоззрение – система объяснения сущности бытия и смысла жизни человека по критериям постоянного ухудшения, деструкции и роста негативизма. Различают два варианта пессимистического мировоззрения: а) «всё к худшему в этом худшем из миров»; б) «всё к худшему в этом лучшем из миров». Оптимистическое мировоззрение – система объяснения сущности бытия и смысла жизни человека по критериям улучшения, прогресса, позитивности. Варианты оптимистического мировоззрения: «всё к лучшему в этом лучшем из миров»; «всё к лучшему в этом худшем из миров». Реалистическое мировоззрение – система объяснения сущности бытия и смысла жизни человека по критериям изменчивости позитивных и негативных факторов индивидуального существования человека.

Эгоистическое мировоззрение – система объяснения сущности бытия и смысла жизни человека по критериям личной пользы (выгоды) без учётов интересов других людей. Альтруистическое мировоззрение – система объяснения сущности бытия и смысла жизни человека по критериям пользы для других людей и в ущерб собственным потребностям. Прагматическое мировоззрение – система объяснения сущности бытия и смысла жизни человека по критериям личной пользы с учётом интересов других людей. Философия изучает эти виды мировоззрения, но относится ко второму типу мировоззрения, так как философское знание отличается общезначимостью и непосредственной связью с целями и задачами функционирования государства и человечества.

Общественно-историческое мировоззрение – система объяснения сущности бытия и смысла жизни человека по критериям, созданным специалистами, пропагандируемое среди населения и отличающееся общезначимостью. Общественно-историческое мировоззрение используется для управления населения методом убеждения и для формирования культуры личности. Классы (типы) общественно–историческое мировоззрения: мифическое, религиозное, научное, социальное, философское . Мифическое мировоззрение – система объяснения сущности бытия и смысла жизни человека по критериям особого почитания возможных персонажей бытия, которым нужно поклоняться, чтобы была успешной деятельность индивида и коллектива. Миф – информационная знаковая форма социального объединения людей на предметном уровне культуры, когда авторитет руководства не оспаривается. Признаки (особенности, свойства) мифологического мировоззрения: антропоморфность – познание и оценка объектов природы по аналогии с бытием человека, так как в объектах природы выделяются свойства, которые представлены в жизни человека; синкретизм (слитность) объективного и субъективного содержания информации об объекте. Мифы существуют у каждого из народов.

Они становятся недостаточно убедительными по мере развития познания и практики. В XXI веке мифы составляют часть художественной культуры человечества. Религиозное мировоззрение – система объяснения сущности бытия и смысла жизни человека по критериям истинной веры в реальное существование сверхъестественных сил (силы) и организованном поклонении им по правилам конфессий. Конфессия – официально установленный и признанный вариант религии. Религиозное мировоззрение основано на эмоциях страха и веры, оно позитивно для людей в целом, но недостаточно практически, т.к. жизнь людей и могущество государства зависят от науки, техники, производства и политики. Научное мировоззрение – система объяснения сущности бытия и смысла жизни человека по критериям практически проверенных и логически доказанных знаний и эффективных вещественных изобретений. Достижения множества научных специализаций обобщаются специалистами философии науки в системы теоретических знаний, адаптированных для усвоения группами общественности и массовой аудитории. Наука как часть культуры общества обеспечивает научное мировоззрение необходимыми фактами, экспериментальными подтверждениями, изобретениями для их реализации в экономику и промышленное производство . Недостатки научного мировоззрения: не учитывает ценностные потребности людей в идеологических ценностях, социальном эгоизме, в создании ложного практически полезного знания; ограничивается возможностями человека к усвоению больших объёмов информации.

Социальное мировоззрение – система объяснения сущности бытия и смысла жизни человека по критериям обобщении интересов и потребностей социальных групп, этносов и государства. В рамках социального мировоззрение возникает идеология – теоретическое выражение особенностей интересов социальных групп в обществе. Социальное мировоззрение ограничено субъективизмом социальных групп и иных классов акторов общества. В основном общественная и личная жизнь человека обслуживается и контролируется социальным мировоззрением . Все перечисленные четыре вида мировоззрения имеют ограничения. Мыслители пытаются создать универсальное мировоззрение в форме философского мировоззрения. Философское мировоззрение – система объяснения сущности бытия и смысла жизни человека по критериям обобщении всех достижений культурного опыта человечества в целостное универсальное объяснение бытия. Одна из функций философии в культуре общества – формирование мировоззрения по обоснованным специалистами критериям .

Особенности философского мировоззрения: 1. Максимальная степень рационализации знания: в философии знание представлено не эмоционально-чувственным уровнем, а точными, логически определёнными понятиями с их объёмом и содержанием, последовательностями суждений, в которых чётко выделены средства, цели и результаты. 2. Логическая обоснованность по правилам и законам формальной логики – науки об организованном правильном мышлении. 3. Практическая направленность: в систему управления населением, – в систему образования для формирования требуемых обществу качеств мышления населения, – на формирование творческого мышления специалистов. 4. Деление на два альтернативные парадигмы, которые взаимно несовместимы по исходным основаниям (гипотезам) – материализм и идеализм. 5. Основное свойство философского мировоззрения – универсализм – всесторонность знания. Философия стремилась выработать всеобщие основания бытия, теоретически осмыслить всё существующее. В исследованиях специалистов-философов определённых исторических типов философии представлены конкретные проблемы философского мировоззрения . В частности, актуальной проблемой прошлого и современности является проблема «научности» философии и философского мировоззрения. Выдающиеся философы 20 века В. Виндельбанд, Э. Гуссерль, Г. Риккерт и др., применяя критерии естественных наук применительно к философским наукам, доказали состояние «ненаучности» философии. В их концепции мировоззренческое и научное содержание философии демонстрирует ограниченность философии в культуре . Наука универсальна в обществе, так как имеет максимальное практическое влияние на вещественное могущество государства и этноса, комфортность и здоровье жизни человека. Иные классы культуры человечества – мораль, идеология, религия, искусства, право – используют результаты науки для решения собственных проблем и задач, а также организуют содержание собственных знаний по критериям науки.

Наука в отличие от философии абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений, не стремится формулировать универсальные законы бытия. Философия имеет следующие признаки науки: эссенциальность – направленность на познание истины, сущность законов; объективность – выражение не субъективных мнений мыслителя, но информации об общезначимом в исследуемом объекте; наличие понятийного аппарата; формулировка законов, например, законы диалектики, закон соотношения состояний бытия; практическая направленность с учётом опосредованной связи с производством и техникой через мышление специалиста; соблюдение критериев верификации и фальсификации знания.

В философии не соблюдаются признаки естественных наук, и в этом смысле допустимо ставить проблему ненаучности философии и философского мировоззрения. В частности: в философии не проводятся эксперименты; философия исследует проблемами смысла жизни и ценностей, которые абсолютно исключаются из естественных наук; в философии существует множество различных вариантов решения одной проблемы, которые могут быть логически доказаны, но не решают её, а в естественных науках несколько гипотез разрабатываются до полного решения проблемы.

В философии базовые понятия определяются достаточно точно, а новые понятия и их смыслы вводятся мыслителями и обосновываются в каждом из философских концепций. Философия связана с идеологией и ценностными видами культуры, а этим нарушается принцип объективности истины. Проблема научности философского мировоззрения не решена по причине многофункциональности философского знания. Обеспечение социокультурных потребностей различных акторов обществе является причиной многомерности философии в отличии от одномерности истинного знания и вещественного изобретения, свойственных наукам об объектах природы и технических объектах цивилизации. Факторы мировоззрения и философии составляют информационную «основу выбора ценностных ориентаций, мотивов поведения студентов и жизненных мотивов выбора профессии» .

Список используемых источников:

1. Баранов Г.В. Деятельность в многомерности человеческого существования: Монография. – Омск: ОмГАУ, 1997. – 208 с.

2. Баранов Г.В. Деятельность в многомерности человеческого существования: дисс. д–ра филос. наук. – Екатеринбург, 1998. – 316 с.

5. Баранов Г.В. Гуманитарная культура как универсальное средство человеческой деятельности // Перспективы и пути развития экономики региона: материалы международной научно-практической конференции 14 дек. 2006 г., г. Омск. – Омск: Вестник филиала ВЗФЭИ в г. Омске. 2006. – № 7. – С.275–280.

6. Баранов Г.В. Философия в культуре: Монография. – Омск: Изд-во Омский государственный технический университет, 2015. – 280 с.

7. Баранов Г.В. Логика: учебное пособие. – Омск: Изд-во Курьер, 2002. – 200 с.

8. Баранов Г.В. Понятия философской культуры: учебное пособие. – Омск: Изд-во Омский государственный технический университет, 2011. – 392 с.

9. Баранов Г.В. Философия: учебно–методическое пособие для вузов. – Омск: Агентство Курьер, 2002. – 291 с.

11. Баранов Г.В. Практикум по философии: учебное пособие. – Омск: Изд–во Омский государственный технический университет, 2011. – Часть 2. – 360 с.

13. Баранов Г.В. Исторические типы философии: учебное пособие. – Омск, 1995. – 76 с.

14. Баранов Г.В. Философский практикум: учебное пособие; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2005. – 528 с.

Габдулнасырова К.Г., Тимофеев А.Ф., Хлянова Ю.А.

Другие новости и статьи

» Классическая литература как духовный ресурс возрождения человека

За веру и верность. Главный орден России «

Запись создана: Воскресенье, 1 Март 2020 в 0:16 и находится в рубриках Новости.

метки: мировоззрение, философия

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

Отечественный эмбриолог и физиолог.

Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины.

«Смерть первой жены, общая склонность к пессимизму, болезнь глаз — всё это так мучило Мечникова, что он решил покончить с собой. Но ни большая доза морфия, ни нарочитое желание схватить воспаление лёгких, не сломили его физической энергии. Вскоре начался моральный перелом в душе Мечникова, — но не сразу он сбросил с себя власть пессимистических настроений. Болезненные припадки (сердечного характера), тяжёлая болезнь второй жены — всё это снова привело к решению покончить с собой (Мечников привил себе возвратный тиф). И в этот раз (в 1881 г.) жизнь восторжествовала в нём, поворот в сторону «оптимизма» на этот раз оказался окончательным. С 1888 г. Мечников начинает работать в Пастеровском Институте, где остаётся до конца жизни. Последние годы жизни Мечникова были отравлены начавшейся в 1914 г. мировой войной, с которой он никак не мог помириться, считая её «безумием» — для его «ортобиоза» и «рационального мировоззрения» война явилась тяжким ударом.

Придя к убеждению, что смерть становится желанной в итоге длительной жизни (реальности жизни души после смерти Мечников никогда не признавал), Мечников пришёл к выводу, что идеал для человека заключается в том, чтобы «достичь долгой, деятельной и бодрой старости, приводящей, в конечном периоде, к развитию чувства насыщения жизнью и к желанию смерти». «Величайшее счастье, — тут же пишет Мечников, — заключается в нормальной эволюции чувства жизни, приводящего к спокойной старости и, наконец, к чувству насыщения жизнью».

Зеньковский В.В., История Русской философии в 2-х книгах, Книга 2, Л., «Эго», 1991 г., с. 21-22.

В конце жизни И.И. Мечников написал очерк: «Миросозерцание и медицина», где он развивает «… оптимистическое миросозерцание, основанное на изучении не только дисгармоний наших, но и средств борьбы против них. В последнем очерке — раздаются уже конечные аккорды окрылённого оптимизма: это ортобиоз, который должен наступить в результате победы над дисгармониями человеческой природы, это восстановление нормального цикла жизни, ведущее к душевному равновесию. Илья Ильич следующим образом формулировал свои взгляды на задачи этики и жизни в предисловии к сборнику своих статей: «Задача этики сводится к тому, чтобы предоставить наибольшему количеству людей возможность достигнуть цели их жизни, т.е. провести весь цикл их рационального существования вплоть до естественного конца. Пока, однако же, до этого ещё далеко. Теперь только намечаются правила, которым должно следовать для достижения этого идеала. Для полной разработки их необходима дальнейшая научная деятельность, которой нужно дать самый широкий простор. Можно заранее предсказать, что со временем жизнь должна будет во многих случаях сложиться иначе, чем теперь. Ортобиоз требует трудолюбивой, здоровой, умеренной жизни, чуждой всякой роскоши и излишеств. Нужно поэтому изменить существующие нравы и устранить крайности богатства и бедности, от которой теперь проистекает так много страданий. Со временем, когда наука устранит современные бедствия, когда можно будет не трепетать за здоровье и благополучие близких, когда собственная жизнь станет протекать нормально, — человек поднимется на более высокую ступень и легче чем теперь отдастся служению самым возвышенным целям. Тогда искусство и теоретическая наука займут то подобающее им место, которого они лишены теперь благодаря множеству забот. Нужно надеяться, что люди поймут свою настоящую пользу и станут содействовать успехам ортобиоза. Для этого потребуется много труда и немало самопожертвования, которые облегчатся сознанием деятельности, направленной к достижению истинной цели человеческого существования».
Мечникова О.Н., Жизнь Ильи Ильича Мечникова, М., «КомКнига», 2007 г., с.181.

Характерно, что И. И. Мечников свои «Этюды о природе человека» завершил так:
«Для изменения человеческой природы тоже прежде всего надо отдать себе отчёт в идеале, к которому следует стремиться, и затем употребить все средства, представляемые наукой для его существования. Если мыслим идеал, способный соединить людей в некоторого рода религию будущего, то он не может быть обоснован иначе, как на научных данных. И если справедливо, как это часто утверждают, что нельзя жить без веры, то последняя не может быть иной, как верой во всемогущество знания».
Мечников И.И., Этюды о природе человека, М., 1917 г., с. 244.

«Эмиль» Ж.-Ж. Руссо начинается следующими словами: «Всё хорошо, выходя из рук Творца; всё испорчено руками человека». В настоящее время можно отстаивать как раз обратное: природа дурно создала человека; только своими руками может он усовершенствовать себя. Итак, я могу заключить, совершенно обратно Руссо, что всё, выходящее из рук Творца, далеко не во всех отношениях совершенно и что оно также далеко не портится в руках человеческих. Напротив, человек при помощи науки в состоянии исправлять несовершенства своей природы».

Мечников И.И., Миросозерцание и медицина / Пессимизм и оптимизм, М., «Советская Россия», 1989 г., с. 207 и 239.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *