Философия общего дела

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 740

А.Н. Комарова

студентка 2 курса УлГТУ, г. Ульяновск, РФ Е-mail: hiiidden@ mail.ru

ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕГО ДЕЛА Н.Ф.ФЁДОРОВА Аннотация

В данной статье рассматривается философия «общего дела» Н.Ф.Фёдорова. Выделяются предпосылки формирования данной философии, ее идеи, а также рассматриваются цели и средства достижения этих целей. Данная тема является актуальной, особенно в контексте разобщения людей, постоянных войн и розней. Фёдоров считал, что долг современного общества — воскрешение прародителей и поэтому проект «общего дела» призван сосредоточить энергию рождения на энергию воскрешения. Чтобы доказать возможность осуществления данного замысла, Н.Ф.Фёдоров разрабатывал технические планы и прорабатывал организационные моменты. Философия «общего дела» вызывала интерес у большинства его современников, но вместе с тем поражала и устрашала своей полумагичностью.

Ключевые слова Философия общего дела, проект общего дела, воскрешение предков, память, космизм, Н.Ф.Фёдоров, прародители.

Главным для Н.Ф.Фёдорова является вопрос о жизни и смерти. Смерть предстаёт истинным злом, а природа — источником этого зла, которое должно быть подчинено человеком. Три фундаментальных переживания Федорова — голод, смерть, неродство, легли в основе его идей, из которых »родилась» философия преодоления этих переживаний — »Философия общего дела».

Будучи учителем Фёдоров считал, что в основе обучения лежат три предмета, формирующие мировоззрение человека — география, история и астрономия. А главным принципом образования считал принцип активности во время познания, ориентированный на самостоятельное творческое обучение, не отделенное от памяти и любви к прошедшему. Образование воспитывает в человеке творчески-активно-действующую и отвечающую за мир личность.

Николай Федорович огромное значение придавал родовой семейной памяти, образам отцов и предков. Он писал: »Душа человека не tabula rasa, не лист чистой бумаги, не мягкий воск, из которого можно сделать все что угодно, а два изображения, две биографии, соединенные в один образ. Чем утонченнее будут способы познания, тем больше будет открываться признаков наследственности, тем ярче будут восставать образы родителей; так что полный ответ на древний вопрос, написанный над воротами Дельфийского оракула, — «познай самого себя» — мы будем иметь во всеобщем воскрешении.»

Человечество мыслится как братство сынов, помнящих родителей, и их долг — возвращение предков к жизни. Смерть дяди Н.Ф.Фёдорова высекла из него эту искру понимания. »Человек — существо смертное» и он должен стать победителем смерти.

Категория памяти в его философии является стержневой. Вся человеческая культура — это попытка мнимого воскрешения (сохранение памятников, собирание реликвий и т.д.). Эта культура должна измениться, из создания мертвых подобий превратившись в настоящее воскрешение прошлой жизни. Возможно, это произойдет только в том случае, если человечество объединится, перестанет воевать друг с другом, сформирует общее мировоззрение. В обществе, где правит смерть и безжалостная борьба людей за жизнь, человек не только не может, но и не в праве мириться со смертностью.

Своеобразие миропонимания Фёдорова заключается в сочетании активизма и утопического

коллективизма с религиозным обоснованием конечной цели. Одно из авторских определений »общего дела» — это »новая Пасха». Пасха учит людей самому главному: они обязаны вернуть к жизни своих предков и навсегда одолеть смерть. Люди должны объединиться во имя общего дела, и тогда станет возможным всеобщее воскрешение. Но »общее дело» не задумывалось Фёдоровым как Богочеловеческий процесс. Воскрешение усопших — это дело, осуществимое людьми, вооруженными научными знаниями и техникой. Вера в Христа лишь указывает на возможность такого воскрешения и вдохновляет людей на его практическую реализацию.

Проект »общего дела» призван сосредоточить энергию рождения на воскрешение умерших предков, рождений станет всё меньше и возвращение к жизни последнего из прародителей будет означать завершение жизни через смерть и начало жизни вечной.

Чтобы показать возможность совершения этой конечной цели, Фёдоров не жалел сил на создание технических планов, которые стали бы первыми практическими шагами на пути к осуществлению проекта »общего дела». Необходимо будет освоить не только Землю, но и космическое пространство и кардинально изменить его (Н.Ф.Федоров подразумевал поселить воскрешенных предков на других планетах). В этом выражается космизм Николая Федоровича.

Смелость и радикализм его воскресительного плана притягивали к себе сердца его современников, однако натуралистическая перспектива полумагического воскрешения умерших родителей отталкивала и устрашала.

Подводя итоги данной статьи, следует еще раз выделить значимость философии Н.Ф.Федорова, в которой активизм и вера в науку, магический натурализм и устремленность к последней общечеловеческой цели объединились в рамках одного проекта, отлились в мечту о воскрешении усопших. Список использованной литературы

1.Федоров Н.Ф. Сочинения в 2 ч. Часть 2. Философия общего дела. Статьи, письма 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2016. 348 с.

2.Лишаев С.А. История русской философии. Часть II. Книга 2: Вторая половина XIX века. Самара: Самар. гуманит. акад., 2006. 240 с.

3.Бердяев Н. А. Религия воскрешения : сборник статей 1915-1916 гг. М.: Директ-Медиа, 2016. 210 с.

© Комарова А.Н., 2018

А.Н. Комарова

студентка 2 курса УлГТУ, г. Ульяновск, РФ Е-mail: hiiidden@ mail.ru

ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА Н.А.БЕРДЯЕВА Аннотация

В данной статье рассматривается философия творчества Н.А.Бердяева и его книга «Смысл творчества». Его понимание творчества имело свою специфику и эсхатологический окрас. Бердяев говорит о третьем откровении, которое можно постичь только через творчество, где центром становится сам творческий субъект. Творчество — это обнаружение богоподобной природы человека, и поэтому путь творчества — это преодоление «мира». Оно становится вершиной духовной свободы, достижением человеком доброты и истины.

Ключевые слова

Философия творчества, тема свободы, этика, третье откровение, гениальность и святость, объективация,

трансцендирование, Н.А.Бердяев, эсхатология.

«ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕГО ДЕЛА» – название, закрепившееся за сводом сочинений Н.Ф. Федорова, подготовленных к печати его учениками В.А. Кожевниковым и Н.П. Петерсоном. Предложено Кожевниковым в 1904 г. В 1906–1913 гг. в свет вышли два первых тома. Редакционная и составительская работа над третьим томом была оборвана смертью обоих издателей.

I том «Философии общего дела», изданный в 1906 г. в г. Верном тиражом 480 экземпляров с грифом «Не для продажи» и рассылавшийся издателями библиотекам и частным лицам, включил в себя основные работы Ф., дающие целостное представление об его учении. Книга открывалась главным сочинением мыслителя «Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т. е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства» (1878–1990-е гг.), изложенным в форме «Записки от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим» (I, 35) с призывом к единению в общем деле регуляции природы и воскрешения.

«Неученые» у Ф. – своеобразная философская категория, выражающая идеал коллективного чувствования, мышления и оценки в противоположность индивидуализированному философствованию (конкретное «я» Декарта). Самый жанр проникновенно «простодушного» обращения с самыми главными, больными вопросами, мучающими всех, и «ученых», и «неученых», определяет особый тон и слог автора. Ф. создает свою систему ключевых понятий идеального патриархального сознания: родственность – неродственность, несовершеннолетие – совершеннолетие, сын человеческий – блудные сыны и т.д. Важное место в работе занимают символические образы: «объективные», концентрирующие в себе характеристики несовершенного и порочного уклада мира (выставка, банкет, обращение кладбища в гульбище), и «проективные», возносящие к высшей сфере должного и чаемого (кремль, музей, школа-музей, школа-храм и т.д.). Примечательно, что Ф. одновременно излагает одни и те же идеи и в системе естественно-научной и нравственной аргументации, обращенной к неверующим, и на языке и в образах, внятных религиозному сознанию.

В 1 части «Вопроса о братстве…» ставится вопрос о разрыве мысли и дела, теоретического и практического разума, в чем Ф. видит глубинную слабость человечества, и о преодолении этого разрыва в общем деле познания и управления миром; вводится понятие проективности; дается критика позитивистской концепции прогресса. Центральное место во 2 части занимает проективное толкование догмата о Троице как образца для будущего бессмертного человеческого общежития и изложение представления о «культе предков» как основе религиозного чувства человека. 3 часть представляет историософскую систему Ф. В необычной оптике мыслителя все развитие человечества представляет собой воплощение, неосознанное или неузнаваемо искаженное, чувства смертности, одной идеи, одной потребности в возвращении утраченного, победе над смертью. Разворачивание исторической жизни народов подчинено этому господствующему импульсу к воскрешению, лежащему в самых глубинах коллективного бессознательного человечества. Всемирная история предстает в истолковании Ф. и как грандиозное развертывание восточно-западного вопроса, как борьба двух крайних принципов жизнеустроения: Восток – насильственное единство, деспотизм, приводящий к неразличимому слиянию, давящий личность; Запад – свобода личности, приводящая к ее атомизации, к постоянной розни и соперничеству. Россия, занимающая срединное положение между Западом и Востоком, открывает по мысли Ф., перспективу их мирного схождения, выдвигая в качестве основы человеческого устроения идею соборности, предлагая миру проект жизнетворческого, воскресительного дела. Наиболее важная для усвоения взглядов Ф. 4 часть развивает идеи регуляции природы, выхода в космос и управления космическими процессами, преображения несовершенного, смертного организма человека в совершенный и бессмертный («полноорганность»), намечает пути имманентного воскрешения, рисует образ «идеальной общины» всеобщего дела, основанной на психократии. Следовавшая за «Вопросом о братстве…» работа «Самодержавие» (1895–1897) представляла опыт историософии русского государства, на протяжении столетий осуществлявшего труд собирания, умиротворения земель и народов, давала проективно-символическое истолкование идеи царской власти (самодержец, «стоящий в отцов и праотца место», патриархальный глава державы, исповедующей родственно-нравственный принцип устроения, водитель своего народа на общее дело). Работа «Супраморализм» (1902) предлагала сжатое изложение учения «всеобщего дела» в виде «двенадцати пасхальных вопросов». В работе «Собор» (1880-е гг.) и примыкающих к ней статьях, посвященных проектам храмовой росписи, развивались взгляды Ф. на задачи священного, религиозного искусства, способного представлять в художественных образах высочайшие истины веры. В статье «Проект соединения церквей» (1892–1893) мыслитель выстраивал свой, активно-христианский вариант разрешения вопроса о соединении церквей, выдвигая в качестве главного критерия не столько примирение в догмате и обряде, сколько примирение в общем богочеловеческом деле, которое, в сущности, стало бы исполнением, осуществлением догмата. В работе «Разоружение» (1898), размышляя о путях, ведущих ко «всеобщему миру», Ф. писал о необходимости обратить «военное дело в исследование, в изучение природы», враждебно противостоящие друг другу армии – к действию на природные стихии, радикально сместив тем самым направление людской заботы и ненависти – пойти войной не на себе подобных, а на «слепой» ход умерщвляющей всех силы. В статье «Выставка 1889 года…» вскрывал суть фундаментального выбора неоязыческого, потребительского общества, заклинивающего человека в его несовершенной, смертной природе, разжигающего в нем животное начало, препятствующего дальнейшему развитию духа, осознанию человечеством своих эволюционных задач. Замыкали том статьи по библиотечному делу, представлявшие Ф. как философа книги, «служителя духа вечной памяти» (определение В.Н. Ильина), и работа «О значении обыденных церквей» (1893–1897), посвященная древнерусскому обычаю строительства однодневных храмов: согласное, братски-любовное соединение людей в благом, божеском деле, которое являло это строительство, философ противопоставлял западным теориям «преступной толпы». Во II томе «Философии общего дела» (М., 1913) статьи и заметки Ф. были разделены составителями на пять разделов. В раздел «Статьи религиозного содержания» вошли статьи на религиозные, евангельские темы и сюжеты. В раздел «Статьи философского содержания» были включены статьи о Канте, Гегеле, Шопенгауэре, немецких «философах чувства и веры», Ницше, славянофилах, Вл. Соловьеве. В этих статьях выразительно проявился проективный характер мышления Ф. Рассматривая другие философские системы в оптике собственного учения, он зачастую выстраивает своего рода «проект» их должного развития, радикально переосмысляя при этом традиционные философские категории. Замыкали раздел статьи по философии искусства, куда по ошибке была включена статья Н.П. Петерсона «Искусство, его смысл и значение». «Статьи о регуляции природы» углубляли и обогащали основную идею философии Ф. – необходимость «внесения в природу воли и разума», обращения ее «слепого хода» в «разумный», вытесняющего, смертного порядка бытия – в благой и бессмертный. В «Статьях об умиротворении» развивались темы статьи «Разоружение». В раздел «Статьи разного содержания» вошли статьи о Толстом, критикующие религиозно-нравственное учение писателя, а также статья «Музей, его смысл и назначение», посвященная одной из основных реалий федоровского проекта идеального общества. «Всенародный», «всенаучный» музей не просто хранит память о прошлом, об ушедших эпохах и людях, но и становится центром всеобщего познания и исследования, одушевленного нравственным, сердечным чувством, любовью к отцам и предкам.

В III том «Философии общего дела» предполагалось включить разнообразные материалы: философские, богословские, эстетические, литературно-критические статьи и заметки, статьи по проблемам отечествоведения, а также письма философа и воспоминания о нем Кожевникова и Петерсона. Большинство текстов было переписано составителями, часть – отредактирована. Но в целом работа над томом так и не была завершена. В 1920–1930-е гг. подборки материалов из III тома «Философии общего дела» печатались в эмигрантских изданиях («Путь», «Версты», «Евразия»), в 1970–1990-х – в российских журналах и сборниках. В настоящее время опубликованы в III–IV томах «Собрания сочинений» Н.Ф. Федорова (М., 1997, 1999).

А.Г. Гачева, С.Г. Семенова

УДК 130.2

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ

Н.Ф. ФЕДОРОВА

Е.Ю. Воротникова

Новосибирский государственный технический университет

Задачей статьи является характеристика проективного подхода как специфической формы, интегрирующей разноаспектные тенденции «Философии общего дела» в целостную структуру «идейного проекта». В статье обозначены основные аспекты учения Н.Ф. Федорова, отмечена актуальность проективного подхода в связи с современными воззрениями на феномен культуры.

Ключевые слова: идейный проект, общее дело, проективная философия, культура

Сегодня Н.Ф. Федоров признан одной из центральных фигур в истории человеческой мысли по причине многогранности и разнонаправленности идей «Философии общего дела», подлежащих постоянному переосмыслению сообразно развитию науки и философии. Прежде всего, Федоров известен как родоначальник оригинального философского направления «русский космизм», представленного в XX веке именами таких ученых и философов, как Н.А. Наумов, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский и других. В философии космизма, с одной стороны, человек рассматривался как неотъемлемая часть меняющегося Космоса, зависящая во всех своих проявлениях от космического целого; с другой стороны, сам человек рассматривался в качестве фактора эволюции, развивая свои способности таким образом, что, создавая новую технику и технологию, он начинал активно воздействовать на окружающий мир. Научной основой космизма стали новаторские идеи ученого о человеке как существе сознательно-творческом, ответственном за все живое на планете, наде-

ленном возможностью обретения высокого бытийного статуса.

Сегодня наблюдается новый виток интереса к учению Федорова со стороны исследователей из разных областей науки и философии: Е.А. Риц, Б.В. Емельянова, И.М. Шишкина, С.Г. Семеновой, Б.Г. Режа-бека и других, что обусловлено переосмыслением разных граней и аспектов «Философии общего дела» в свете экологических, этических, мировоззренческих проблем, стоящих в данный момент перед человечеством. Своеобразие учения Н.Ф. Федорова, и «Философии общего дела» прежде всего, выявляется в сочетании и взаимосвязи практического реализма, мистицизма и рационализма с этико-религиозными догматами христианства, своеобразно интерпретируемыми автором. Особенность учения также в том, что цели его выходят за рамки философского осмысления путей дальнейшего бытия человеческой цивилизации, являя собой «руководство к действию», что не свойственно для «классических» философских изысканий. В своем труде Федоров призывает к практической реализации задач «всеобщего дела» человечества, бла-

годаря чему учение приобретает специфическую форму «проективной философии»: под терминами «проект», «проективность», понимается «присутствие любого целепо-лагания, имеющего определяющее значение для соответствующего философского учения, и выходящего за пределы чисто теоретического интереса»1. Обозначить общие характеристики проективной философии и отличительные черты данной формы, структурирующей содержание учения Н.Ф. Федорова и стягивающей воедино его разноаспектные тенденции, является основной задачей статьи.

Идеологической подоплекой «Философии общего дела» является основополагающий «проективный» принцип, сформулированный Федоровым следующим образом: «Философия должна стать знанием не только того, что есть, но и того, что должно быть, то есть она должна из пассивного умозрительного объяснения сущего стать активным проектом долженствующего, быть проектом Всеобщего дела»2. Под «общим делом» Н.Ф. Федоров понимал практические действия человечества для достижения нового состояния общества — психо-кратии — через осуществление бессмертия живущих людей, воскрешение умерших предков и освоение человечеством космического пространства Вселенной: «Всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными, слепыми силами вне и внутри себя, выйти в космос для его активного освоения и преображе-

1 Шишкин И.М. Проблема свободы в русской проективной философии: автореф. дис. … канд. филос. наук. — С. 3.

ния, обрести новый, бессмертный космический статус бытия, причем в полном составе прежде живших поколений». Ученый призывает к борьбе со смертью как с «вселенским злом», которое должно быть повержено силами науки, техники и прочих видов познания и практической деятельности, на основании догматов Православия, «объединяющего на литургической основе деятельность людей, направленную на пре-

одоление смерти и разрушения» .

Для того чтобы раскрыть суть проекти-визма как средоточия «Философии общего дела», указав «те основные характеристики, которые одни только и делают его именно федоровским, а не каким бы то ни было дру-

гим проективизмом» , кратко изложим суть учения Н.Ф. Федорова в рамках принципов проективной философии, выделеных И.М. Шишкиным и Б.В. Емельяновым.

Первый принцип заключается в неотделимости познания истины от осуществления должного преобразования мира. «Конечная цель философии — не объяснение мира, а проект преобразования мира. Эта идея бесконечно повышает значение и задачу философии по сравнению с ее традиционным пониманием»5. «Философия общего дела» начинается с переживания мыслителем «неправды» существующего природного и социального порядка, где царят смерть и беспощадная борьба людей за жизнь и ее не-

3 Титаренко Е.М. Литургическое понимание культуры в религиозно-философских воззрениях Н.Ф. Федорова. Ежегодная Богословская конференция: Материалы 1997 г. — С. 26.

5 Шишкин И.М. Н.Ф. Федоров и проективная философия // Служитель духа вечной памяти Николай Федорович Федоров: сб. науч. статей. —

С. 256.

значительные перед лицом смерти радости. Отсюда главная идея учения — преодоление человечеством «вселенского зла», которое Федоров усматривал в смерти как «порабо-щенности человека слепой силой природы». Здесь в полной мере проявляется практическая ориентированность мысли ученого: ставя вопрос о том, «почему живущее страдает и умирает», Федоров осуществляет не только дальнейший поиск глубинных причин зла, но и разработку средств для его преодоления, предлагая план конкретных практических действий, которые должны совершить люди в целях борьбы со смертью. Этапы борьбы на пути к изменению существующего миропорядка раскрываются мыслителем в последовательной цепочке задач. Это «регуляция «метеорических», космических явлений; превращение стихийно-разрушительного хода природных сил в сознательно направленный процесс; создание нового типа организации общества — «пси-хократии», на основе сыновнего, родственного сознания; работа над преодолением смерти, преобразованием физической природы человека; бесконечное творчество бессмертной жизни во Вселенной»6.

Вторым принципом является подчинение познания истины проекту преобразования мира. «Проективная философия отвергает возможность незаинтересованного познания объективной истины. Видеть истину возможно только из проекта преобразования… Проективная философия — это метафизика, которая понимает истину не как соответствие мыслимого какому-либо сущему, а как

видение и осуществление должного» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Шишкин И.М. Н.Ф. Федоров и проективная философия // Служитель духа вечной памяти

В федоровском учении отношение к истине как к должному, некоему трансцендентному началу, соотносится с призывом мыслителя «отказаться от пассивного созерцания мира, отвлеченной метафизики и перейти к определению ценностей должного порядка вещей, к выработке плана преобразовательной деятельности человечества»8. В представлении Федорова, «подлинная Истина не открывается как неизменная данность, а проектируется, конструируется и

конституируется самими людьми» .

Подобная дискретность восприятия мира, при которой основной точкой отсчета является долженствующее быть, а не данное, является еще одной характеристикой проективного сознания, в котором «реальность разрывается на три временных плана»: «мир как он есть», «мир как проект» и «мир как он должен быть».

1. «Мир как он есть» — это «злой, враждебный человеку и Богу мир, в котором властвуют слепые силы природы, несущие голод, разрушение, болезни и смерть»10.

Причины подобного состояния бытия человечества, описываемого Федоровым в терминах прогресса, розни, небратства и разрушения, видятся мыслителю в тенденциях и явлениях духовно-нравственного упадка, в подмене благих целей потребностями в комфорте и роскоши, в кризисе общества в целом и интеллигенции в частно-

Николай Федорович Федоров: сб. науч. статей. —

С. 256

9 Шишкин И.М. Н.Ф. Федоров и проективная философия // Служитель духа вечной памяти Николай Федорович Федоров: сб. науч. статей. —

С. 256

10 Емельянов Б.В. Указ. соч. — С. 24.

сти. Федоров также критикует современный ему тип ученого и философа, которые интересуются, как правило, только частным, а не всеобщим, ценят отвлеченное познание превыше дела преобразования мира. Федоров писал: «Если живущее, … забывающее уже умерших и не замечающее умирающих, несмотря на непрерывность умирания, будет ставить себе целью свое благо, то дело, такую цель имеющее, будет не только чудовищно безнравственно, но и в высшей степени бессмысленно»11.

Несмотря на бессмысленную природу «падшего», «лежащего во зле» мира, он «должен быть не уничтожен, но перестроен, реформирован», т. е. в наличном состоянии «мир как он есть» понимается мыслителем в качестве материала для будущего строительства «мира как он должен быть». Отношение к действительности должно быть следующим: «ее стоит знать, но не для того, чтобы принять ее и сжиться с ней, а для того, чтобы радикально преобразить

ее, привести в должное состояние, «даро-

вое» превратить в «трудовое»12.

2. «Мир как проект» — возникает как схема реформы «мира как он есть». На данном этапе раскрывается рационалистический пласт федоровских идей в задачах активной, сознательной, поэтапной работы человечества над преодолением смерти, преобразованием физической природы человека, созданием нового типа организации общества в пределах реального мира. Здесь же раскрывается своеобразие этико-религиозной сто-

роны учения — «активного христианства», базирующегося на особом понимании мыслителем сути Православия, которое, согласно его взглядам, должно стать «Центром новой упорядоченности», объединяющим на литургической основе деятельность людей, направленную на преодоление смерти и разрушения. В религиозно-философской системе Н.Ф. Федорова процесс воскрешения умерших есть восстановление истинной природы человека, утраченной в результате грехопадения, которое привело к тому, что «рождение заменило художественный процесс воспроизведения себя в других существах, процесс, подобный рождению Сына от Отца, исхождению от него Св. Духа»13. Таким образом, в представлениях Федорова человек является орудием божественного разума в осознании и выполнении «воскре-сительного долга».

3. «Мир как он должен быть» — это итог проекта, его идеальная форма, представляющая «воплощенный в реальности бессмертный космос, в котором все едино — человечество, природа и Бог; человечество становится орудием Бога, средством воплощения Его воли, а природа — орудием и материалом действия человека»14. К данному состоянию мира Федоров применяет термин «пси-хократия» (от греч. psyche — душа и kratos — власть). По Федорову, психократия возникает в процессе восстановления родства и воскрешения предков, когда теряют значение все внешние факторы, объединяющие человечество, и на место их приходят факторы внутренние, духовные. Ученый писал, что психократия «есть общество, держащееся внутреннею силою, а не внешним законом, как государство или общество юриди-

13 На пороге грядущего. Памяти Николая Федоровича Федорова (1829—1903). — М.: Пашков дом, 2003. — С. 98.

14 Емельянов Б.В. Указ. соч. — С. 25.

ческое, из которого изгнано чувство, вынута душа. Психократия держится силою, направляющею человека к труду воскрешения; она такое общество, в котором знание определяет как нужды каждого, так и его способности к тому или другому делу в общем отцовском деле… Психократия, таким образом, есть не царство бестелесных, бесплотных духов, а вложение души во все материальные отправления»15. По Федорову, идеальная форма «мира как он должен быть» есть особый способ жизни, когда дух полностью господствует над материей; при этом человек обладает способностью полного самооткровения и проникновения во внутреннюю глубину другого существа. Чтобы обрести такую способность, человек должен не родиться, а получить жизнь в процессе воскрешения; он должен воспроизводить себя из простейших элементов, которые были составными частями других индивидуальностей и несут в себе их характерные черты. Общность происхождения, общность составляющих элементов сделают людей как бы взаимопрозрачными друг для друга — они будут составлять своего рода единый родственный организм, в котором все гармонично соединено и подчиняется единому закону. При достижении пси-хократии «в мире, наконец, восстанавливается должная иерархия, надлежащий порядок, в котором царствует разум, и нет места стихии и смерти»16.

Таким образом, в учении Федорова разрабатывается активная, творческая эсхатология, смысл которой в том, что конец этого мира, конец истории зависят и от творческого акта человека. Основная точка отсчета проекта Н.Ф. Федорова — долженствующее быть, а не данное. Суть ее мож-

15 Федоров Н.Ф. Сочинения. — М.: Мысль, 1982. — С. 385.

16 Емельянов Б.В. Указ. соч. — С. 25.

но обозначить словами Бердяева, который называл данное качество мироотношения «космоцентрическим, узревающем божественные энергии в тварном мире, обращенным к преображению мира» и «антропоцентрическим, обращенным к активности человека в природе и обществе»17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение отметим, что культурфи-лософские мотивы учения Федорова о логике развития и назначения культуры, ее ценностно-смысловых основаниях, сущности творчества человека, а также проективный его аспект, постулируемый идеей определения ценностей должного порядка вещей для выработки плана преобразовательной деятельности, сегодня вновь привлекают внимание философов и культурологов, осуществляющих поиск решения актуальных проблем человечества и новых ориентиров развития общества. «Философское понимание культуры начинается лишь там, где кончается психологическое или историческое установление фактического ее содержания, где она предстает не в виде сущего, а должного, некоторой идеальной нормы, т. е. в результате своей «заданности», а не «данности»18. Сегодня популярны «дея-тельностные» воззрения на феномен культуры, акцентирующие креативную, творческую роль человека на Земле и в космосе в целом как носителя антиэнтропийного начала. «Задача человека — творение культуры, взращивание, возделывание, охрана природы, космоса от разрушения, не только увеличение разнообразия, сложности мира, но и упорядочение его»19. Понимание миссии человека в качестве творца культуры соот-

17 Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской культуре. — М., 1990. — С. 89.

18 Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. — С. 25.

19 Пивоев В.М. Философия культуры: учеб. пособие для вузов. — С. 30.

ветствует идее проективной философии о «необходимости сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство»20. Из этого можно заключить, что схема проективного подхода может быть использована для осмысления актуальных социокультурных проблем и поиска принципиальных направлений для их решения, на пути к созданию и воплощению проекта ценностной картины мира, направленной на обеспечение созидательной деятельности и самореализации человека.

Литература

Бердяев НА. Русская идея / Н.А. Бердяев // О России и русской культуре. — М., 1990. — 235 с.

Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры / В.М. Межуев. — М.: Прогресс-Традиция, 2006. — 408 с.

На пороге грядущего. Памяти Николая Федоровича Федорова (1829—1903). — М.: Пашков дом, 2003 — 230 с.

Пивоев В.М. Философия культуры: учебное пособие для вузов / В.М. Пивоев. — 3-е изд. — М.: Академический проект; Гаудеамус, 2009 — 426 с.

Титаренко Е.М. Литургическое понимание культуры в религиозно-философских воззрениях Н.Ф. Федорова. Ежегодная Богословская конференция: Материалы 1997 г. — Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 1997. — 27 п. л.

Федоров Н.Ф. Сочинения / Н.Ф. Федоров. — М.: Мысль, 1982. — 711 с.

Шишкин И.М. Проблема свободы в русской проективной философии: автореф. дис. … канд. филос. наук. — М., 2012. — 12 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *