Философы по эпохам

Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.

Общая характеристика Философии Возрождения

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере.

В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику — природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс применял магико-алхимическое понимание природы, выраженное стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил, характерное именно для XV-XVI веков. Натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.

Мишель Монтень

Мишель Эйкем де Монтень (1533—1592) — выдающийся философ и писатель эпохи Возрождения, автор книги «Опыты», в которой с литературной красочностью проводится тонкий анализ душевных переживаний человека. Исходный пункт учения — скептицизм.В отличие от агностицизма скептицизм Монтеня не отрицает познаваемости мира. Монтень считал, что человеку необходимо постоянно совершенствовать своё мышление путём познания закономерностей природы. Высказывал идею равенства всех людей, идеализировал «естественное состояние» человечества, которое нарушил прогресс цивилизации. Считал, что счастье людей возможно лишь при отсутствии сословий и социального неравенства. Главный принцип его морали: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое религия обещает ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в жизни земной.

Николай Кузанский

Николай Кузанский, настоящее имя — Николай Кребс; прозвание Кузанский получил из-за места рождения — Куза на Мозеле (1401—1464) — теолог (был кардиналом при папе Пии II), философ, крупный учёный, особенно значимы его исследования в области математики, астрономии и географии. Высказывал идею единства Бога и его проявления в природе (см. пантеизм). Предлагал гелиоцентрическую систему мира, вселенную считал бесконечной, считается, что его идеи оказали влияние на Джордано Бруно, Николая Коперника и Галилея. Подчёркивал познавательную мощь человека («человек есть его ум»), уподобляя творческие способности божественным. Одной из центральных тем его философии являются сомнения и противоречия. Он рассуждал о границах применимости закона противоречия в математическом познании, и о возможности применения математических понятий в познании природы.

Все вещи благодаря причастию Единому суть то, что они суть. Единое же, причастие чему есть бытие как всего, так и отдельного, по-своему сияет во всех вещах и в любой вещи. Поэтому в твоих размышлениях тебе нужно искать тождества во множестве или же единства — в одинаковости.

Джордано Бруно

Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский философ, один из последних представителей философии эпохи Возрождения. Придерживался пантеизма, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. Призывал познавать не сверхприродного Бога, а саму природу, являющуюся «Богом в вещах». Разделял гелиоцентрическую теорию Николая Коперника, высказывал идею диалектического единства противоположностей (на бесконечности прямая смыкается в окружность, периферия совпадает с центром, материя сливается с формой). Единицей сущего считал монаду, в деятельности которой оказываются слиянной телесное и духовное, объект и субъект. «Монадой монад» является Бог. В этических воззрениях придерживался идеи «героического энтузиазма» и безграничной любви к бесконечности, возвышающей людей. 17 февраля 1600 г. был заживо сожжён как еретик на площади Цветов в Риме после 8-летнего заключения .

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции.

Френсис Бэкон

Первым исследователем природы в Новое время был английский философ Френсис Бэкон (1561—1626). Он считается основоположником методологии экспериментального естествознания. Указал на значимость опыта в постижении истины. Считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам». Постижение законов природы возможно путём анализа и обобщения отдельных проявлений, то есть исходил из индукции. Считал, что для постижения истины необходимо освободиться от мешающих этому «призраков» (идолов). «Призрак рода» заключается в стремлении человека описать мир по аналогии с жизнью, господствующей в обществе; «призрак пещеры» — в зависимости от своих субъективных пристрастий; «призрак рынка» («призрак площади») — в зависимости от расхожего мнения остальных; «призрак театра» — в слепом подчинении авторитетам. Был глубоко верующим человеком, разделял науку на теологию (занимающуюся изучением высшего, познать которое невозможно умом, а возможно лишь через божественное откровение) и философию (изучающую природу с помощью опыта и разума).

«Чтобы глубже проникнуть в тайны самой природы… нужно без колебания вступать и проникать во все такого рода тайники и пещеры, если только перед нами стоит одна цель — исследование истины.»

Томас Гоббс

Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ, автор трактата «Левиафан». Приверженец сенсуализма и фатализма, рассматривал волю как «силу природы». Был сторонником механистической картины мира, согласно которой объективно существуют лишь тела, а такие характеристики как размер, вес и т. п. субъективны. Признавал существование Бога как «энергию мироздания, как первопричину всего сущего», но при этом не вмешивающуюся в земные дела. Основной предмет его философии — человек как гражданин государства. Считал себя Евклидом в области общественных наук. Утверждал невозможность создания общества, используя геометрический подход, поскольку он касался бы личностей людей. Этот подход по его мнению необходимо использовать в политике.

«Люди отступают от обычая, когда этого требует их интерес, и действуют против разума, когда разум против них. Вот чем объясняется, что учения о праве и несправедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как учения о линиях и фигурах не подлежат спору, ибо истина об этих последних не задевает интересов людей, не сталкиваясь ни с их честолюбием, ни с их выгодой или вожделениями. Ибо я не сомневаюсь, что если истина, что сумма углов треугольника равна сумме двух углов квадрата, противоречила бы чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то путем сожжения книг по геометрии было бы вытеснено.»

В своем трактате «Левиафан» сравнивает государство с этим библейским персонажем, принижающим людей, ограничивающим их потребности. Считает, что государство было создано в результате общественного договора, но потом отошло от людей и стало над ними господствовать. Суть добра и зла определяет государство, а остальные люди должны этих критериев придерживаться, поскольку деятельность государства должна быть направлена на обеспечение блага людей. Государство должно заботиться об интересах и счастье народа.

Рене Декарт

Рене Декарт (1596—1650) — французский математик и философ. Если Френсис Бэкон рассматривал опыт как основную отправную точку исследования, а Т. Гоббс привнес в эту логику математику, то Декарт ставил во главу всего разум, а опыт считал лишь инструментом, подтверждающим выводы разума. Декарт придерживался рационализма. Впервые ввел идеи эволюции, но доказывал их исходя исключительно из механистических представлений.

Основной отправной точкой его философии является понятие субстанции, здесь он сближается с античными философами. В этом вопросе он придерживается дуализма, разделяя субстанцию на два вида: материальную, бесконечно делимую, которую можно описать механическими представлениями, и неделимую духовную, постижимую только человеком, поскольку лишь у него есть бессмертная душа. Субстанции обладают двумя главными атрибутами: протяженностью, для материальной, и мышлением, для духовной (идеальной). Духовный мир человека есть нечто врожденное. К врожденным идеям Декарт относит идею Бога и основы математики и логики («две величины, равные третьей, равны между собой», «из ничего ничего не происходит»). Считает, что все сущее создал Бог, но после создания он не вмешивается в естественный ход истории.

Одно из центральных мест его философии занимает проблема поиска истины и метода, с помощью которого возможно получение достоверного знания. В этом вопросе он преодолел философский скептицизм. Широко известно его знаменитое рассуждение по этому вопросу, завершающееся знаменитым высказыванием: «Я мыслю, следовательно, я существую».

«Если мы станем отвергать все то, в чём каким бы то ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать все это ложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела, однако же не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, не существуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время, когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: я мыслю, следовательно существую, — есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке.»

Метод научного познания, используемый Декартом, можно назвать аналитическими или рационалистическим. Рене Декарт занимался изучением многих наук, в том числе, анатомией. В своих трудах он описал психофизиологические основы деятельности мозга (души), доказав фактически рефлекторную суть психики. За это И. П. Павлов воздвиг в свое время памятник Декарту под Санкт-Петербургом.

Блез Паскаль

Блез Паскаль (1623—1662) — знаменитый французский философ, физик, математик и писатель. Плодотворно поработав в области естествознания и математики (он является одним из «отцов» теории вероятностей), он разочаровался в них и перешел к изучению религии и философской антропологии. Он считал, что «доводы разума», постоянно колеблющегося между сомнениями и уверенностью, ниже «доводов сердца».

«Природа ставит в тупик скептиков, разум — догматиков; догматик не может справиться с непреодолимой слабостью разума, а скептик не может справиться с непреодолимой идеей истины.»

Он выводил основные идеи христианства и традиционного синтеза космологии и метафизики аристотелевского толка. Указывал на незначительность человека, но в то же время и возвышал его из-за способности мыслить:

«Пространство Вселенной поглощает меня, как точку; мыслью же я объемлю всё.»

Сочинение Паскаля «Мысли» входит в список лучших французских книг и переведено на многие языки мира.

Бенедикт (Барух) Спиноза

Бенедикт Спиноза (1632—1677) в отличие от Декарта придерживается монизма, рассматривая Вселенную как нечто, состоящее из одной субстанции (идея субстанционального единства мира), соединившей в себе духовное и материальное начала, являющейся причиной самой себе. Отвергал, таким образом, христианскую идею «творения Богом мира из ничего». Придерживался натуралистического пантеизма, рассматривал Бога безличным растворением в природе, за что подвергался при жизни различным гонениям со стороны церкви. Единая субстанция по его мнению обладала двумя характеристиками: протяженностью и мышлением. Мышление таким образом приписывалось всему, а не только человеку (см. гилозоизм). В своей философии большое место уделял пониманию диалектического единства вещей: конечного и бесконечного, единого и многого, свободы и необходимости («свобода есть осознанная необходимость», «истина открывает и саму себя, и ложь»).

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Немецкий философ Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716) был очень разносторонним ученым, но наибольшее значение имеют его работы по философии. Он считал, что мир состоит из мельчайших элементов — монад, духовных и материальных начал, обладающих вместе с тем движущей внутренней силой. В этом он близок к античному философу Аристотелю. Из философии Спинозы он «изъял» пантеистического Бога, считая его действительным творцом всего сущего, «виновником и господином» бытия. Единство монад есть результат Богом «предустановленной гармонии».

Отрицал существование пространства и времени отдельно от материи, считая пространство местом существования вещей, координирующим их положение, а время — фактором, описывающим последовательность состояний объектов. Внес существенный вклад в развитие математики (ввел понятие бесконечно малых величин), указал на значимость доказательства в рациональном познании. Считается основателем символической и математической логики.

Дэвид Юм

Дэвид Юм (1711—1776) — английский философ, историк, экономист и публицист, представитель агностицизма. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал: «Не знаю». Считал, что внешний опыт не может быть критерием истинности знания, поскольку он лишь «поток впечатлений», в котором нельзя строго выявить причину и следствие. Опыт, таким образом, нельзя объяснить логически, а потому он не может давать истинного знания. Поэтому Юм делает вывод о невозможности объективного познания причинности явлений. Он утверждал, что источником нашей уверенности является не теоретическое знание, а вера.

Тема №8

Итальянский Ренессанс

ВОЗРОЖДЕНИЕ ИТАЛЬЯНСКОЕ (ИТАЛЬЯНСКИЙ РЕНЕССАНС) (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. С классической полнотой Возрождение реализовалось в Италии. В ренессансной культуре которой различают периоды: Проторенессанс или времена предвозрожденческих явлений, («эпоха Данте и Джотто», около 1260-1320), частично совпадающий с периодом дученто (13 век), а также треченто (14 век), кватроченто (15 столетие) и чинквеченто (16 век). Более общими периодами являются Раннее Возрождение (14-15 века), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее, а также Высокое и Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм.

ПРОТОРЕНЕССАНС (греч.Protos — первый + фр.Renaissanse — возрождение) период в истории итальянского искусства, охватывающий 13 и 14 вв., характеризующийся ростом светских реалистических тенденций и обращением к античным традиции. Включает в себя Дученто и Треченто.

ДУЧЕНТО (итал.Ducento — двести) — тринадцатый век как период в развитии итальянской культуры. Дученто — начало Проторенессанса. Сыграло огромную роль в развитии итальянского искусства. В этот период зародился особый интерес к античности, человека ствли воспринимать как сознательную и мыслящую личность. Ранее всего ис-во Дученто проявилось в скульптуре, а именно в творчестве Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио.

ТРЕЧЕНТО (итал.Trecento — триста) — четырнадцатый век как период в развитии итальянской культуры. Искусству треченто свойственны борьба реалистических и господствующих тенденций. Ведущим видом изобразительного искусства Треченто стала живопись. Наиболее сильная живописная школа того времени – Сиенская школа и ее яркий представитель – Джотто ди Бондоне.

КВАТРОЧЕНТО (итал.Quattrocento – четыреста) — пятнадцатый век как период в развитии итальянской культуры. Кватроченто иногда называют «Раннее Возрождение». Основным центром Раннего Возрождения была демократическая республика Флоренция. В это время творили Пьеро дела Франческа, Сандро Боттичелли, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Беллини и др. В изобразительном искусстве этот период знаменуется окончательным переходом от гармоничной условности и образного строя средневековья к системе взглядов, представлений и правил, послуживших основой для формирования концепции фигуративного искусства, т.н. реализма, и, в свою очередь, ставших предтечей академизма.

ЧИНКВЕЧЕНТО (итал.Cinquecento – пятьсот) — шестнадцатый век как период в развитии итальянской культуры. Чинквеченто охватывает периоды Высокого и Позднего Возрождения в Италии. В это время творили такие величайшие мастера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти и Тициан, при жизни прозванные современниками «божественными», а также Паоло Веронезе и Тинторетто, представителей Венецианской школы живописи, чьё творчество относится к Позднему Возрождению, заключительному периоду в истории итальянского Ренессанса.

Архитектура

ПАЛАЦЦО (лат. palatium — дворец) — в архитектуре итальянского Возрождения XV — XVI вв. богатый городской особняк.

Скульптура

КЕНОТАФ (греч. κενοτάφιον, от κενός — пустой и τάφος — могила) представляет собой сооружения различных типов и степени сложности (надгробие, гробница, склеп, памятник, бюст, стела, обелиск, мемориал, барельеф, мемориальная плита и т. д.) в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила. Кенотафы сооружались многими народами мира (Древней Греции, Рима, Средней Азии, Египта и др.) главным образом в том случае, когда прах покойного по каким-либо причинам оказывался недоступным для погребения. В эпоху Возрождения кенотафом часто называется памятное сооружение, расположенное не над могилой с останками покойного, а на месте его гибели (даже если могила существует) и в соборах. Например, кенотаф Данте Алигьери в базилике Санта-Кроче во Флоренции.

ХИАЗМ (от др.-греч. χιασμός) — риторическая фигура, заключающаяся в крестообразном изменении последовательности элементов в двух параллельных рядах слов. В скульптуре употребляется в значении контрапост. См. Контрапост.

Живопись

ШКОЛЫ художественные периода Итальянского Возрождения — принципиальная общность художественных явлений, зачастую объединенная по географическому признаку и имеющая свой творческий метод, системы средств выразительности, откртость/замкнутость художественного текста, своеобразие стилевых манер.

ШКОЛА БОЛОНСКАЯ

Болонская школа — школа итальянской живописи: — сформировавшаяся в 14 веке;- выделявшаяся острой характерностью и экспрессией образов.

ШКОЛА ВЕНЕЦИАНСКАЯ

Венецианская школа — живописная школа Италии эпохи Возрождения 15-16 веков, для которой характерны: — преобладание живописного начала; — совершенное владение выразительными возможностями масляной живописи; — внимание к проблемам колорита; — осознание чувственной полноты и красочности земного бытия.Живопись школы достигает расцвета: — в творчестве Джорджоне и Тициана (первая половина 16 века); — в творчестве П.Веронезе и Я.Тинторетто (вторая половина 16 века); — в творчестве Дж.Б.Тьеполо (18 век).

ШКОЛА ЛОМБАРДСКАЯ

Ломбардская школа — художественная школа Северной Италии, сложившаяся — в архитектуре — в 8-10 веках; — в живописи — в 14 веке.

Постройки ломбардской школы эпохи Возрождения отличаются обилием декоративных вставок.

ШКОЛА ПАДУАНСКАЯ

Падуанская школа — художественная школа Италии: — сложившаяся в Падуе в 15 веке вокруг живописца Ф.Скварчоне; и — сыгравшая значительную роль в становлении искусства Возрождения в Северной Италии.

В произведениях падуанская школы сочетаются позднеготические черты с изучением античного наследия и поисками чеканно-ясной пластической формы.

ШКОЛА СИЕНСКАЯ

Сиенская школа — живописная школа Италии, сложившаяся в 13 веке под влиянием традиций итало-византийской иконописи и готической книжной миниатюры. Произведения сиенской школы отличаются: — одухотворенным лиризмом образов; — эмоциональной насыщенностью мягкого локального колорита; — утонченностью линейного ритма.

ШКОЛА ФЕРРАРСКАЯ

Феррарская школа — живописная школа Италии эпохи Возрождения, сложившаяся под влиянием А.Мантеньи, Пьеро делла Франческа и достигшая наибольшего расцвета во второй половине 15 века. Для произведений феррарской школы характерны: — сочетание позднеготических и раннеренессансных тенденций, изысканной декоративности и эмоциональной экспрессии образов; — выразительность напряженного рисунка.

ШКОЛА ФЛОРЕНТИЙСКАЯ

Флорентийская школа — ведущая художественная школа Италии эпохи Возрождения. Окончательно сложилась в 15 веке.

Родоначальником флорентийской школы в эпоху Проторенессанса стал Джотто, стремившийся придать образам и многофигурным сценам пластическую убедительность и жизненную достоверность. Окончательно флорентийская школа сложилась к периоду Раннего Возрождения.

1. Термин, происходящий от греческих слов phileo — любовь и sophia — мудрость — это ….. .

философия

2. Учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира — это ….. .

философия

3. Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека — это ….. .

мировоззрение

4. Мыслитель первым объяснивший слово «философ» — это ….. .

Пифагор

5. Смысл философии, согласно Пифагору, — в поиске — ….. .

истины

6. Главная задача философа — умение доказывать то, что он сам считает правильным и выгодным считали — ….. .

софисты

7. Последователи философской школы античности, утверждавшие, что важнейшее умение философа — доказывать то, что он считает выгодным и правильным:

Софисты

8. Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках — это ….. .

софизм

9. Философия представляет собой «знание и понимание ради самого знания и понимания» считал:

Аристотель

10. Познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой, считал:

Платон

Эпикур

12. Первый элементарный вид отражения действительности — это ….. .

ощущение

13. Наиболее глубинное отражение действительности происходит посредством ….. .

понятия

14. Философское направление, объясняющее все из материи как первого источника всех вещей —

материализм

15. Философское направление, выводящее все из одного духа, объясняющее возникновение материи из духа или подчиняющее ему материю — это ….. .

идеализм

16. Разновидность идеализма, провозглашающая независимость идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека:

объективный

17. Разновидность идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека:

субъективный

18. Идеалистическое направление, по которому законы бытия определяются законами логики — это

панлогизм

19. Идеалистическое направление, отрицающее возможность разумного и логического познания действительности — это ….. .

иррационализм

20. Разумное и логическое познание действительности невозможно, утверждает:

иррационализм

21. Крайняя форма субъективного идеализма, согласно которой с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений — это ….. .

солипсизм

22. Существую только «Я» и мои ощущения, утверждает:

солипсизм

23. Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности- это ……

субъективизм

24. Философское направление, представители которого признавали бога, как мировой разум сотворивший природу и придавший ее движение, но не вмешивающийся в ее бытие — это ……

деизм

25. Представление о боге, как мировом разуме, сотворившем природу, но вмешивающемся в ее бытие характерно для:

деизма

26.Философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало — материальное или духовное —

монизм

27. Мир имеет или материальное начало, или духовное, утверждает …

монизм

28. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал — материального и духовного —

дуализм

29. Материальное и духовное первоначала мира равноправны, утверждает …

дуализм

31. Существует множество исходных оснований и начал бытия, утверждает:

плюрализм

32. Направление философской мысли, утверждавшее, что мир принципиально не познаваем — это ..

агностицизм 33. Мир принципиально не познаваем, утверждает:

агностицизм

34. Философское направление, отрицающее возможность достоверного знания — это ….. .

скептицизм

35. Достоверное знание о мире не возможно, утверждает :

скептицизм

36. Система приемов теоретического и практического освоения действительности, способ построения и обоснования системы философского знания — это ….. .

метод

37. Методологический принцип, заключающийся в признании относительности, условности и субъективности познания — это ….. .

релятивизм

38. Познание относительно, условно и субъективно, утверждает:

релятивизм

39. Методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе законов, свойственных более простым — это ….. .

редукционизм

40. Принцип сведения сложного к простому в познании- это … .

редукционизм

сенсуализм

42. Ощущение и восприятие есть основа и главная форма достоверного познания, утверждает …

сенсуализм

43. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей — это …..

рационализм

44. Разум есть основа познания и поведения людей, утверждает :

рационализм

иррационализм

46. Функция философии, связанная с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира:

мировоззренческая

47. Функция философии, в которой философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности :

методологическая

48. Функция философии, подвергающая все сомнению:

критическая

49. Функция философии, связанная с исследованием социальных, нравственных, эстетических, идеологических и др. ценностей:

аксиологическая

50. Функция философии, объясняющая общественное бытие и способствующая его материальному и духовному изменению:

социальная

51. Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ — это ….. .

антропоморфизм

52. Наделение человеческими качествами окружающей природы:

антропоморфизм

53. Собрание древнеиндийских источников (кон. II — нач. I тыс. до н. э.), сборники гимнов в честь богов — это ….. .

Веды

54. Религиозное течение древней Индии, с которым связывают начало формирования философского мышления — это ….. .

брахманизм

55. Начало формирования философского мышления в Древней Индии положил … .

брахманизм

56. Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего- ….. .

брахман

57. Космическое духовное начало, безличный абсолют с индийской философии:

брахман

58. Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное духовное начало — это ….. .

атман

59. Индивидуальное духовное начало в индийской философии- это …

атман

60. Одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии, перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы — это ….. .

сансара

61. Перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы в индийской философии- это …

сансара

62. Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения- это ….. .

карма

63. Закон, определяющий характер нового перевоплощения в индийской философии- это …

карма

64. Состояние «освобождения» от бесконечных перевоплощений в индийской философии- это ….. .

мокша

65. Цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бесконечных перевоплощений в индийской философии.

мокша

66. Направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения — это ….. .

гедонизм

67. Наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения утверждает :

гедонизм

68. Материалистическое учение в Древней и Средневековой Индии:

чарвака

69. Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений- это ….. ..

нирвана

70. Высшее состояние, цель человеческих стремлений в буддизме:

нирвана

71. Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный — ….. .

Будда

72. Практика углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний — ….. .

медитация

73. Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало — …

Ян

74. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало — …

Инь

75. Центральное понятие философии Конфуция, обозначающее высшую добродетель, милосердие —

жэнь

76. Понятие философии Конфуция, обозначающее уважение и почтительность к родителям и старшим —

сяо

77. Философско-религиозное направление в Китае, основателем которого считается Лао-цзы — .. .

даосизм

78. Категория китайской философии, обозначающая путь нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм, закономерность сущего — ….. .

Дао

79. Время возникновения философии … до н. э.

кон. VII — нач. VI в.

80. Хронологические рамки античной философии:

VII в. до н. э. — V в.

81. Хронологические рамки эллинского периода античной философии … вв. до н. э.

82. Классический период древнегреческой философии … в. до н. э.

83. Основные характерные черты эллинистического периода:

космологизм онтологизм

84. Хронологические рамки эллинистическо-римского периода античной философии:

III в. до н. э. — V в. н. э.

85. Первая философская школа Древней Греции:

милетская

86. Город, в котором возникла первая философская школа Древней Греции — ….. .

Милес

87. Представители милетской школы в античной философии:

Фалес Анаксимен Анаксимандр

88. Проблема, выдвинутая представителями милетской школы античной философии:

первоначала

89. Первоначалом сущего считал воду:

Фалес

90. Философ, утверждавший в качестве первоначала воду:

Фалес

92. Философ, утверждавший в качестве первоначала воздух — ….. .

Анаксимен

91. Первоначалом сущего считал воздух:

Анаксимен

93. Первоначалом сущего считал огонь:

Гераклит

94. Философ, утверждавший в качестве первоначала огонь:

Гераклит

95. Философ, предложивший считать вечными неизменными первовеществами землю, воду, воздух и огонь:

Эмпедокл

96. Понятие античной философии, обозначающее «слово», «смысл», разумный принцип, управляющий миром — ….. .

логос

97. Понятие, введенное античным философом Анаксимандром, для обозначения первоначала — …..

апейрон

98. Первоначалом сущего считал апейрон:

Анаксимандр

99. Понятие, которым пользовались последователи Пифагора для обозначения первоначала- ….. .

число

100. Античный автор диалектического высказывания «…все рождается через распрю и по необходимости»- ….. .

Гераклит

101. Понятие древнегреческой философии, характеризующее организованность космоса, в противоположность хаосу — ….. .

гармония

102. Античный автор высказывания «нельзя дважды войти в одну и ту же реку»- ….. .

Гераклит

103. Античный философ, утверждавший, что бытие и небытие неразрывны:

Гераклит

104. Представители элейской школы античной философии:

Ксенофан Парменид Зенон

105. Античный автор тезиса: «Есть бытие, а небытия вовсе нету…» :

Парменид

106. Автор высказывания: «Одно и то же есть мысль и бытие…» :

Парменид

107. Элейский мыслитель — автор знаменитых апорий — …

Зенон

108. Гераклит утверждал, что мир находится в вечном ….. .

движении

109. Мир находится в вечном движении утверждал:

Гераклит

110. Главное следствие из онтологии Парменида — бытию не свойственно- ….. .

движение

111. Гераклит в качестве онтологической основы полагал:

огонь

112. Античный философ, считавший, что движение невозможно:

Зенон

113. Античный философ, представлявший бытие в виде мельчайших, неделимых, невидимых частиц —

Демокрит

114. Бытие состоит из мельчайших, неделимых, невидимых частиц считал:

Демокрит

115. Понятие, использованное Демокритом для обозначения неделимых материальных элементов — .

атом

116. Понятие, обозначающее, по Демокриту, небытие — ….. .

пустота

117. Онтологическая концепция, разработанная античными философами Левкиппом и Демокритом — .

атомизм

118. Философское направление развитое во взглядах Демокрита:

атомизм

119. Создатель атомистической теории:

Демокрит

120. Пифагор утверждал, что …

мир есть гармония чисел

121. Философ-софист :

Протагор

122. Античный автор тезиса «человек — мера всех вещей»:

Протагор

123. «Человек — мера всех вещей» — утверждал …

Протагор

124. Философы, выдвинувшие тезис «человек — мера всех вещей»:

софисты

125. Представители афинской школы философии :

Сократ Платон Аристотель

126. Злые поступки, согласно Сократу, являются следствием :

человеческого незнания

127. Понятие «софия» в эпоху античности:

мудрость

128. Древнегреческий философ, связавший добродетель со знанием:

Сократ

129. По Платону бытие делится на мир вещей, материю и мир — ….. .

идей

130. Истинным бытием по Платону является :

мир идей

131. Античный мыслитель, считавший высшей идеей идею «блага»:

Платон

132. Форма государственного правления наиболее неприемлемая с точки зрения Платона:

демократия

133. Науку о сущем, причинах и началах Аристотель называл … философией

первой

134. Науку о природе Аристотель называл … философией

второй

метафизика

136. Философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность- ….. .

телеология

137. Процессы и явления природы имеют целесообразность, утверждает:

телеология

138. Представители философской школы киников:

Антисфен Диоген

139. Философские школы эллинистическо-римского периода:

эпикуреизм стоицизм скептицизм

140. Основоположники кинизма:

Антисфен Диоген

141. Философия кинизма призывала к …

отказу от удовольствий

142. Свобода для киников — это …

отказ от норм поведения

143. Философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность — ….. .

этика

144. Античный философ, разрабатывавший проблемы счастья, свободы человека, преодоления им страха перед смертью и богами:

Эпикур

145. Этическое учение Эпикура можно определить как этику …

свободы

146. Эпикур под наслаждением понимал …

свободу от страданий тела и смятений души

147. Основной принцип индивидуалистической этики Эпикура:»Живи …»

незаметно

148. Философ, чей девиз был «живи незаметно»:

Эпикур

149. Понятие, означающее невозмутимость духа — ….. .

атараксия

150. Понятие «атараксия» означает :

невозмутимость духа

151. Основатель учения стоиков:

Зенон из Китеона

152. Хронологические рамки раннего стоицизма:

III-II вв. до н. э.

153. Представители раннего стоицизма:

Зенон Хрисипп

154. Хронологические рамки среднего стоицизма:

II-I вв. до н. э.

155. Представители среднего стоицизма:

Панеций Посидоний

156. Хронологические рамки позднего стоицизма:

I-II вв. н. э.

157. Представители позднего стоицизма:

Сенека Марк Аврелий

158. Философ — идеал стоиков:

Диоген Синопский

159. Учение, отождествляющие Бога и мир в целом — ….. .

пантеизм

160. Бога и мировое целое отождествляет:

пантеизм

161. Гражданин единого мирового государства, в философии стоиков — ….. .

космополит

162. Основное понятие этики стоицизма, полная свобода души от страстей и аффектов — ….. .

апатия

163. Сила, управляющая миром, в философии стоиков — ….. .

фатум

164. Философ стоик, полагавший, что при безнадежной запутанности в противоречиях человек должен добровольно уходить из жизни:

Марк Аврелий

165. Философская школа античности, характеризующаяся сомнением в возможностях познания — .. .

скептицизм

166. Основатель скептицизма:

Пиррон

167. Основатель неоплатонизма:

Плотин

168. Высшая ступень бытия по Плотину:

Единое

169. Хронологические рамки европейского средневековья — … вв.

170. Представители средневековой философии:

Аврелий Августин (+) Фома Аквинский

171. Представители средневековой философии:

Иоанн Росцеллин (+) Уильям Оккам

172. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога — ….. .

теология

патристика

174. Хронологические рамки патристики … вв.

175. Учение о человеке — это ….. .

антропология

176. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к …

богословию

177. Основная задача средневековой философии состояла в …

защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога

178. Вера противопоставлялась в средневековье …

разуму

179. Теоцентризм — мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве …

бога

180. Тип религиозной средневековой философии, характеризующийся соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой — ….. .

схоластика

181. Хронологические рамки схоластики — … вв.

182. Средневековый автор произведения «О граде Божием»:

Аврелий Августин

183. Логика Аристотеля активно использовалась средневековыми мыслителями для …

обоснования догматов веры

184. Умонастроение характерное для средневековой философии:

дуализм

185. Крупнейший философ периода патристики:

Аврелий Августин

186. Время по Аврелию Августину …

существует в нашем уме

187. Социальная философия Аврелия Августина базировалась на представлении о …

целенаправленности истории

188. Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину:

вера в Бога

189. Наиболее видный представитель зрелой схоластики:

Фома Аквинский

190. Учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии — .

томизм

191. Философская школа в современном католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского — …..

неотомизм

192. Средневековый автор изречения «верую, чтобы понимать» — …

Августин Блаженный

193. Термин, обозначавший в средневековой философии общие понятия — ….. .

универсализм

194. Направление средневековой философии, утверждавшее, что универсалии существуют независимо от сознания — ….. .

реализм

195. Универсалии существуют независимо от сознания, утверждал в средневековой философии …

реализм

196. Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их лишь словесными обозначениями — ….. .

номинализм

197. Представители номинализма в средневековой философии:

Иоанн Росцеллин(+) Уильям Оккам

концептуализм

199. Представители византийской средневековой философии:

Василий Великий+) Григорий Богослов(+) Иоанн Дамаскин

200. Понятие, характеризующее мировосприятие восточных отцов церкви:

символизм

201. Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества — это ….. .

аскетизм

202. Время возникновения арабской философии … в.

203. Аверроэс считал, что …

душа смертна

204. Философ средневековья создатель концепции «двойственной истины»:

Аверроэс

205. Эпоха в истории европейских стран, переходная от средних веков к новому времени, характеризующаяся восстановлением идеалов античности — ….. .

Возрождение

206. Хронологические рамки эпохи Возрождения — … вв.

207. Ценность человеческой деятельности для гуманистов эпохи Возрождения определялась…

личными заслугами

208. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу — ….. .

индивидуализм

209. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит признание ценности человека как личности — ….. .

гуманизм

210. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:

гуманизм

211. Умонастроение преобладавшее в эпоху Возрождения:

гуманизм

212. Термин «возрождение» означает восстановление интереса к …

античности

213. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания — …..

антропоцентризм

214. Характерная черта Ренессанса:

антропоцентризм

215. Основной объект исследования, мера вещей и отношений при антропоцентризме:

человек

216. Пантеизм объединяет и отождествляет …

Бога и природу

217. Родоначальник гуманизма в эпоху Возрождения:

Петрарка

218. Воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе:

антиклерикализм

219. Антисхоластичность, как характерная черта эпохи Возрождения, выразилось в …

критике средневековой философии

220. Фамилия основателя протестантизма — ….. .

Лютер

221. Общественное движение XVI века, принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви- ….. .

Реформация

222. Направление в христианстве, появившееся в результате Реформации — ….. .

протестантизм

223. Теоретики реформации:

Кальвин Лютер Цвингли

224. Протестантская этика провозгласила угодным Богу делом:

предпринимательскую деятельность

225. Крупный социальный философ эпохи Возрождени:

Макиавелли

226. Изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования, содержащее нереальные планы социальных преобразований — ….. .

утопия

227. Название произведения Т. Мора, содержащее описание страны — образца общественного устройства — ….. .

Утопия

228. Важная черта идеального государства Т. Мора — отсутствие …

частной собственности

229. Автор утопического произведения эпохи Возрождения «Город Солнца»:

Кампанелла

230. Религиозная позиция Кузанского:

пантеизм

231. Кузанский считал, что человеческое познание …

беспредельно

232. Характеристика Вселенной в философии Бруно:

бесконечность

233. Эпоха Нового времени в философии начинается с … в.

234. Представители философии Нового времени:

Френсис Бекон Рене Декарт Джон Локк

235. Учение Николая Коперника — ….. .

гелиоцентризм

236. Систематическое обоснование гелиоцентрической системы мира дал …

Галилео Галилей

237. Естественный порядок Вселенной, по определению Галилея, выражает …

математика

238. Отрасль науки, развитию которой способствовала деятельность философов Нового времени — .

естествознание

239. Философское направление, определяющее источником знания научно организованный опыт или эксперимент- ….. .

эмпиризм

240. Родоначальник эмпиризма:

Френсис Бекон

241. Причины возникновения вида заблуждений »призраки рода», по Бекону:

несовершенство органов чувств

242. Причины возникновения вида заблуждений »призраки пещеры», по Бекону:

особенности воспитания

243. Причины возникновения вида заблуждений »призраки рынка», по Бекону:

особенности социальной жизни

244. Причины возникновения вида заблуждений »призраки театра», по Бекону:

слепая вера в авторитеты

245. Метод истинного познания, по Бекону — ….. .

индукция

246. Наука, обусловившая особенности рационализма XVII в. — ….. .

математика

247. Философское направление, на позиции которого опирался Р. Декарт:

скептицизм

248. Онтология Б. Спинозы:

монистическая

249. Дуалистическая философия характерна для …

Декарта

250. Окружающий человека предметный мир представляет собой, по мнению Спинозы — ….. .

модусы

251. Способ познания, у Спинозы, предоставляющий адекватное знание:

интуиция

252. Простая неделимая субстанция, согласно Лейбницу — ….. .

монада

253. Теория познания, разработанная Дж. Локком- ….. .

сенсуализм

254. Критик материалистического сенсуализма в XVII веке:

Джордж Беркли

255. Существовать, значит быть воспринимаемым, считал :

Джордж Беркли

256. Центральная философская проблема Д. Юма:

познание

257. Социально-политические мыслители XVII века:

Т. Гоббс Д. Локк

258. Философ, рассматривавший общественные явления с позиции механистического материализма:

Т. Гоббс

259. Философ, считавший естественным состоянием «войну всех против всех»:

Т. Гоббс

260. Основные неотчуждаемые, естественные права человека, по Дж. Локку:

жизнь свобода собственность

261. Верховная власть, по определению Дж. Локка:

законодательная

262. Последователи социально-политических концепций Т. Гоббса и Дж. Локка:

Ш. Монтескье Ж.-Ж. Руссо

263. Время расцвета просветительской мысли во Франции:

Общая характеристика натурфилософии

Подходил к концу 16 век, а вместе с ним и эпоха гуманизма. На смену ей пришла философия природы или натурфилософия. Предвестником нового направления стала сама эпоха, в Европе начался Ренессанс или Возрождение. После нескольких столетий Тёмных веков и тотального господства Римской Католической Церкви, настала пора освобождения мысли и творческого начала, человек начинает познавать самого себя и окружающий мир. Природа приобретает иное значение, в ней видится источник всего сущего. Во многом этому процессу способствовали идеи пантеизма, то есть Бог во всём, процветавшие в эпоху Возрождения.

Замечание 1

В это время такие понятия как «Град Земной» и «Град Божий» сближаются и тесно переплетаются. На этом основании выдвигается тезис, что всё связано, и, следовательно, достойно быть познанным, взоры учёных обращаются к природе, как универсальному источнику знаний.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Характерные черты натурфилософии:

  • предмет науки отделялся от предмета религии;
  • распространение учения пантеизма;
  • объединение понятий чувственного и рассудочного познания.

Самыми заметными фигурами в естественно научных и философских дисциплинах стали Кордано, Парацельс, Дж. Бруно и Н. Кузанский. Именно появление отдельных личностей, а не приверженцев школ ознаменовало переход к новым философским воззрениям, старые схоластические методы уходили в прошлое. Философия стала антропоцентрична, то есть, направлена на изучение человека.

Такой порядок вещей привёл к поразительным научным результатам в натурфилософии:

  • природа исследуется, основываясь на опыт, подтвержденный экспериментом;
  • в противовес теологическому учению, действительность стала толковаться с детерминистской точки зрения, всё в мире имеет причинно-следственные связи и находится в непрерывной закономерности;
  • научные концепции стали объектно-ориентированы, субъект исключался, ему была отведена роль наблюдателя, который лишь фиксирует природные явления, но не оказывают на них никакого влияния.

Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей

Одним из самых выдающихся пантеистов того времени был Николай Кузанский. В своих трудах он придерживался концепции, что познание окружающего мира проистекает из чувств и разума, а познание конечных вещей почти всегда выходит за пределы. Таким образом, в основе познания лежит противопоставление конечного знания и абсолютному незнанию. Он признавал главенство математики, поскольку именно она даёт наиболее частые примеры совпадения противоположностей. Также абсолютное знание можно выразить только символически, то есть через математические символы и знаки.

Исходя из предположения о совпадении противоположностей, Кузанский рассматривал Вселенную как однородную без какого-либо центра или окружности. В бескрайней Вселенной происходит совпадение центра и окружности, Вселенная сферична, значит, центр её есть повсюду, а окружность отсутствует.

Новое естествознание

Совместно с натурфилософией активно развивалось новое естествознание, выступавшее за радикальный пересмотр научных концепций и теорий. Отбрасывает средневековую философию и методологию, на смену теоретическим размышлениям приходит экспериментальный метод.

Одним из самых заметных представителей нового направления стал итальянский учёный Джордано Бруно. Вдохновителем научных теорий Бруно стал Галилей и его гелиоцентрическая доктрина. Именно её он придерживался в первую очередь во всех научных диспутах со сторонниками аристотелевской картины мира. Тезис о бесконечной Вселенной является основополагающей для Бруно. Космос выступает как пустая и в тоже время наполненная бесконечность. Космос является вечным бытием, вне его ничего нет. Человеческое сознание не в состоянии постичь идею о бесконечности Вселенной, поскольку здесь не действуют меры сравнения больше – меньше. В данном случае необходимо мыслить философскими категориями. Бесконечная Вселенная подчиняется принципу физического единства, никто не главный, нет превосходства. Эта гипотеза лежит в основе предположения об обитаемости других планет.

В понимании Бруно природа приобретает самостоятельность, Бог выступает символом единства. С этой позиции Бруно говорит о материи как об активном и творческом начале. Материя, по Бруно, не может существовать отдельно от формы, форма, в свою очередь является внутренним отражением материи, она не может быть создана без материи.

Движение служит объединяющим началом для всех теорий Бруно. Движение не является случайным оно заложено в самой природе. Неподвижность рассматривается как абсолютное движение, следовательно, нет смысла искать внешний источник для движения.

Ещё одним выдающимся представителем нового естествознания является Дж. Кардано, медик, философ, математик. Большая часть философских трудов Кардано посвящено натурфилософским идеям с пантеистической окраской.

У Кардано космос наполнен материей, принимающей различные формы. Вся вселенная рассматривается как целое, где всё связано между собой. Единство мира достигается благодаря жизненному началу или мировой души. Познание окружающего мира требует находить связь вещей и явлений. В центре мироздания стоит человек. Разум человека несёт в себе частицу божественного, благодаря этому возможно постичь тайны, сокрытые в природе.

Многие учёные начала периода нового естествознания, подобно И. Кеплеру, находились на перепутье, с одной стороны строгая доказательная база старой школы, с другой новые концепции, кардинальным образом меняющие представления о мире. Кеплер в этот переломный момент выступает за смесь математики и физики, тем самым устанавливая взаимосвязь между старой пифагорейской традицией и новым натурфилософским учением. Его тяга к механическому объяснению явлений вселенной заложило основы новых естественнонаучных дисциплин.

Благодаря новым теориям, концепциям закладывался взгляд на мир и человека, который в дальнейшем приведёт к научноестественной революции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *