Филумен святогробец

На Святую землю надо поехать по целому ряду причин .

Во-первых, это если хотите наш долг. Патриарх Иерусалимский Филофил принимая нас, сказал » Если бы не паломники, все эти святые места превратились бы в музеи».

Во- вторых, мы смогли увидеть воочию библейскую историю, прикоснуться к ней, в каком-то смысле уподобиться святому Апостолу Фоме. Нeдаром одно из значений его имени — Фома — греческое Фовмантос «удивляющийся». Удивление — начало всякого знания.

Случайно вышло так, что я не взяла с собой фотоаппарат – оказалось, что это очень кстати – самые яркие впечатления удалось сфотографировать в сердце. Поэтому простите, если буду не очень последовательна – просто расскажу о том, что поразило сильнее всего.

Путешествие наше началось в Назарете у дома Пресвятой Богородицы и св. Иосифа Обручника – На этом месте в 5 веке была построена византийская церковь разрушенная в 12веке. Восстановлена в 18 веке, сейчас на этом месте Францисканский монастырь. Отсюда узкими улочками в гору около получаса идем дорогой , которую ежедневно делала Богородица – к колодцу Благовещения. Здесь стоит православный Храм святого Архангела Гавриила. В глубине Храма источник. Отец Кирилл начал служить водосвятный молебен и пустой Храм наполнился жизнью. Нам повезло дважды – отец Кирилл из Ижевска –по метким словам одной из паломниц – настоящий священник и гид Рафаил – энциклопедически образованный и воцерковленный человек. Рафаил вел нас по стране, в которой знает каждый камень и то, как он связан с библейской историей – а отец Кирилл наполнял все это жизнью – молясь вместе с нами.

Итак, по преданию услышав благую весть Богородица поспешила в Иерусалим – да, да по преданию иерусалимской церкви Богородица ткала завесу для Храма и закончив работу понесла ее в Храм. Попасть в Иерусалим можно было двумя путями – длинным и безопасным через долину или коротким, через Самарию. Самария в то время была опасна для путников – там могли ограбить или убить. Поэтому вероятно, что мы, продвигаясь долиной к Иордану шли так как Пресвятая Богородица. Рафаил привез нас на западный берег реки Иордан в место называемое Каср-эль –Яхуд( Крепость Евреев)Это место так называется в память о том дне когда Иисус Навин перевел сынов Израилевых через реку в Землю Обетованную. Сегодня здесь пограничная зона, раньше паломников не пускали возили по выражению Рафаила в «колхоз»- местечко севернее. Наш автобус пересекает ворота и мы едем по дороге огороженной колючей проволокой. По обочинам гильзы, мины, ни травинки. Впереди площадка. Справа здание, в котором магазин и туалеты. Слева казарма. Напротив Иордания, там тоже стоят пограничники и виден православный храм. Заходим в туалеты переодеваемся в рубашки. Спускаемся к Иордану. Он не широкий – метров пять, вода мутная, коричневатая. Рафаил открывает Библию и читает –Иисуса Навина, и про то как здесь переходил посуху пророк Илия с пророком Елисеем. Над водой в тишине разносятся слова пророка Елисея «Жив Бог! и жива душа твоя!» а кажется что это про мою душу – которая жива и чувствует это! А Рафаил уже читает про военоначальника Неемана, очистившегося в этих водах от проказы – по слову пророка Елисея окунувшись 7 раз. Батюшка начинает служить молебен. Опускает в Иордан Крест. Медленно заходит и окунается. Все поют тропарь «в Иордане крестившегося…» Выходит и разрешает нам. Вода холодная. Сводит ноги. Окунаться страшно – погружаешься в темноту. Дух захватывает – Во имя Отца, и Сына и Святого Духа! Радость наполняет сердце – сижу на солнышке тепло. Женщины обсуждают – Нееман 7 раз окунался, может еще раз зайти? Но, хорошего понемножку, мы собираемся дальше в путь.

Впереди Иерихон.

Цветущая площадь. Пруд. На краю жирные прежирные утки. Настолько — что одна слетела с бордюра на тротуар, а обратно взобраться не может. За всей этой идиллической картиной –развалины . Остатки обрушенных стен древнего города – те которые пали под звуки труб…Идем левее и видим источник пророка Елисея – источник который питает город тысячи лет и делает его оазисом посреди пустыни. Вода бежит чистая, холодная и вкусная. Мы идем дальше и видим дерево главы мытарей Закхея. Будучи маленьким он залез на дерево, чтобы увидеть Господа Иисуса. Дерево представляет собой сикомору — род фикуса высотой 15 метров. В доме Закхея Христос сказал знаменательные слова: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». По церковному преданию, Закхей впоследствии стал первым епископом христианской церкви в Палестинской Кесарии.а дерево это сегодня на участке переданном России.

Наш путь опять в иудейскую пустыню. Камни, пещеры, пыль – гора с плоской вершиной. Это сорокодневная гора. По преданию именно здесь подвизался в пустыне Господь Иисус Христос, после того как крестился на Иордане. На горе находится монастырь Искушения. Он встроен в скалу и стоит над пещерой, гд е находился Спаситель. Алтарь верхней часовни сооружен над камнем на котором Он сидел. Но для начала на гору надо подняться. Дорога трудная, извилистая, камни ссыпятся из- под ног. Батюшка говорит – идите молча читайте Богородичную молитву. В тишине подходим к дверям монастыря. Они заперты. В монастыре живет всего один монах. Мы стучим – он открывает дверь. Видно, что искренне рад нам. Батюшка служит молебен. Мы прикладываемся к камню. Вниз дорога кажется совсем не трудной! И вот мы опять в автобусе. Пустыня оборачивается цветущим островком – мы в монастыре Герасима иже на Иордане. Навстречу выбегает собака и приветствует нас, стоя на задних лапах. Во дворе цветут розы, ходит павлин и кричит попугай. Церковь двухэтажная. В нижней церкви пещера. Где по преданию по пути в Египет скрывалось Святое семейство. Здесь же Чудотворная икона Богородицы. Храм освящен в честь св. Марии Египетской. В крипте Храма множество черепов святых отшельников.. После молебна мы едем дальше. По дороге видим место евангельской гостиницы доброго самаритянина. Темнеет. Мы въезжаем в Иерусалим. Слева по дороге Восточный, справа Западный. Старый город находится в Восточном Иерусалиме. Обнесен крепостной стеной. Въезд в него на автобусе запрещен. Мы выгружаемся и входим в Иерусалим через Яффские ворота.

Иерусалим.

Один квартал и налево – и мы в гостинице «Глория».отель очень хороший, европейского уровня Мы в квартале иерусалимской патриархии и отель принадлежит Патриархии. Ужинаем и располагаемся на ночлег. Рафаил сообщает что подъем в 5 утра. В Храм Гроба Господня надо попасть с утра пока не набились туристы. Встаем . По узким улочкам проходим мимо Храма целителя Пантелеимона, Храма святителя Николая, Патриархии – проходим улочку с закрытыми торговыми лавками и входим во двор Храма. Сначала даже и не опнимаешь что это двор. По лестнице спускаемся вниз и вот у входа – камень Помазания. Справа лестница вверх – на Голгофу. Лестница узкая крутая, где то метров 5 вверх. Наверху пространство разделено на 2 части колоннами. Правая – католический предел. Левая – православный. Здесь Распятие. Рядом престол. Под престол можно засунуть руку и ощутить холодный камень скалы. Спускаемся вниз – множество пределов. Самый большой – царицы Елены. Здесь она стояла и бросала деньги вниз в цистерну – так поощряя рабочих разгребать мусор пока они не нашли Животворящий Крест. Дальше – пещера праведного Иосифа Аримафейского и Никодима. И перед ними в центре Кувуклия. Я слышала описания ее много раз. Видела по ТВ репортажи из Храма – но когда я зашла в предел Ангела – я не ожидала что это очень маленькая комнатка посреди которой стоил белый камень. Стоять там можно пригнувшись. Из предела Ангела вход в сердце Храма – место, где был погребен Господь. Одновременно туда может зайти три человека. Приложится на коленях к холодному камню. Помолится о самом сокровенном…

Рафаил сообщил, что нас примет Патриарх Иерусалимский Филофил в 12.00 и что на этом приеме нашему отцу Кириллу дадут грамоту, разрешающую служить на Святой земле. А пока мы проходим через шумный рынок, выходим из Дамасских ворот и идем на север к Сионским воротам. У входа видим церковь с петухом на крыше – так отмечено место где кричал петух, когда отрекся апостол Петр. Входим в ворота и попадаем в Сионскую горницу. Это верхняя комната – пустая, гулкая, со сводами. В первом этаже гробница Давида почитаемая мусульманами — Рафаил сказал, что это лжегробница – весь род царя Давида похоронен в Кедронской долине. Мы помолились и перешли в дом апостола Иоанна. Здесь жила и уснула Пресвятая Богородица. В нижнем этаже дома – большой зал, посреди которого под сенью на черном пьедестале статуя – образ уснувшей Богородицы. Сень расписана иконами святых жен мироносиц. Из дома апостола Иоанна наш путь лежал в Патриархию. К 12 часам дня Патриарх Иерусалимский принимал паломников. Мы поднялись по широкой лестнице в огромную залу и нам навстречу выбежал маленький и радостный монах – как оказалось позже это был архимандрит Евсевий Дангалас – иерусалимскмий святогробец . Он радовался нам, спрашивал есть ли у нас дети и раздавал маленькие сувениры. Забегая вперед, скажу, что все дни нашего пребывания в Иерусалиме он приходил в гостиницу к нам, дарил масло от лампад из Святого Гроба, брал записки, передавал гостинцы друзьям в России. Вскоре мы расселись и в зал вошел Патриарх Филофил. Он поблагодарил нас, раздал грамоты, позволяющие священникам служить на Святой Земле, и всех паломников по одному благословил и подарил икону. Мы чувствовали себя желанными гостями. Из Патриархии мы прошли через базар старого города – скорее протиснулись – толпа плотно сжимала всех вливающихся и под крики «Ашер!» ( что означало «Все за десять») выплевывала у ворот. Мы вышли из города еще раз. У стены было мусульманское кладбище перед нами была Иосафатова долина( долина Страшного Суда), за ней Елеонская гора. На Елеонскую гору мы поедем завтра – а сегодня просто смотрели – на белую свечку у вершины – Русский монастырь на Елеоне, на Гефсиманский сад у подножия, на луковки Храма Марии Магдалины. За нашей спиной были заложенные Царские ( золотые) врата – и можно было представить как оттуда, с Елеона спускается Спаситель и его после воскресения Лазаря сопровождает восторженная толпа и именно поэтому открываются Царские ворота. . …Мы помолились в тишине и вошли обратно в город через Стефановы ворота – именно здесь по Преданию забросали камнями первомученника Стефана. Справа – дом праведных Иоакима и Анны , здесь русская церковь, дом граничит с бывшей купальней Вифезда, которая не сохранилась. Дальше по улице — темница, где сидел арестованный Спаситель. Здесь сегодня греческий Храм. Мы покупаем кресты и начинаем крестный путь. Идем с пением «Кресту Твоему…». Подходим к месту где Симон Киреянин взял у Спасителя Крест. Здесь Он падал и плитку со следом крови бережно выпилили из мостовой и прибили к стене…Дальше место где святая Вероника подала Спасителю плат , чтобы оттереть кровь…И вот мы уже у Порога Ссудных врат. До этого места доходил с осужденными римский чиновник, здесь выносил приговор и дальше шли только солдаты…Сегодня здесь находится Храм св. Александра Невского, принадлежащей Императорскому Православному Палестинскому обществу в Святой земле. Они провели раскопки и открыли фрагмент ворот, мостовой времен Спасителя. Здесь можно заказать требы. Батюшка служит молебен и мы двигаемся дальше. К Голгофе. Вот мы в Храме. Поднимаемся на Голгофу — странное чувство что сегодня страстная пятница почему то не оставляет. Молимся. И в полной тишине расходимся. Отец Кирилл говорит, что приглашает всех желающих на Исповедь. Оказывается, что после такого насыщенного духовными переживаниями дня исповедоваться захотели все 40 человек. Мы записываемся, чтобы не толпится в холле гостиницы. Ждем. Выходят от отца Кирилла люди – у них совершенно н века еобыкновенные лица. Исповедь закончилась во втором часу ночи. А с утра в 7 мы снова в Храме. Батюшка становится напротив Кувуклии и читает Каноны…. Слова наполняются новым смыслом «во дворех дому Господня, посреди тебе Иерусалим» .Ещераз обходим Храм. Поклоняемся святыням и договариваемся все вместе идти на вечерню в Храм Святителя Николая – ведь сегодня день святителя – 19 декабря . Храм старый, нет электричества, на паникадиле свечи, множество лампад. Служба на греческом, поет хор, несколько прихожан….Батюшку приглашают сослужить в алтаре. Кажется только началось — а уже все. Нас угощают освященным хлебом – он у них один большой и сладкий, сдобный. Выходит отец Кирилл – он потрясен, это видно – у меня даже документы не спросили! Мама тихо мне говорит – ты посмотри на него, какие документы у ангела? Действительно! К 23 часам идем на Литургию в Храм Воскресения. В центре каменная ваза- «центр земли» по простому «пуп земли». Утреня. Все священники приехавшие из России проходят в алтарь – служат святые отцы святогробцы. Литургия начинается в Кувуклии. Миряне остаются в храме.Евхаристический канон…И вдруг святые отцы из России выходят к нам и начинают петь стихиру Пасхи и тропарь «Христос воскресе». Это удивительно! Пасха! Да мы знаем, что каждое воскресение это малая Пасха – но здесь в Иерусалиме после всех переживаний – самая настоящая Пасха!!!…Причащаемся. Здесь не целуют Чашу и нет запивки – только раздают кусочки просфор. Умиротворенные мы расходимся.

Вифлеем

Утром мы выезжаем из отеля. Наша первая остановка – Храм Марии Магдалины в Гефсиманском саду. Его построили в конце 19 века на личные средства Романовых, в память о императрице Марии Александровне ( жене Александра Второго). Открывал Храм Великий князь Сергей Александрович – ее сын. Он приехал с женой , лютеранкой – Великой княгиней Елизаветой. Ее так поразило все , что она сказала – я хотела бы быть похоронена здесь. Ее желание сбылось. Ныне в Храме лежат мощи мученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны и ее келейницы Варвары. Здесь же икона подаренная Владыкой Виктором – духовника Елизаветы Федоровны — преподобноисповедника Сергия Серебрянского. Храм принадлежит РПЦЗ. Он расположен в Гефсиманском саду. Русской церкви принадлежат многие святые места благодаря трудам Антонина Капустина. К сожалению после «апельсиновой сделки» Хрущева, много имущества было утеряно – но и то что сохранено поражает масштабом деятельности архимандрита Антонина. Учитывая, что он все это делал во враждебной атмосфере турецкого владычества, с которой тогда у России были напряженные отношения – можно только поразится его подвижническому служению. Мы поднимаемся все выше – и вот мы уже в Русском монастыре на Елеоне – или Русской свече , как здесь называют монастырь. В 1870 году архимандрит купил три участка рядом с местом Вознесения Спасителя. Это место где по Преданию стояла в момент Вознесения Пресвятая Богородица. Здесь и построили Храм Вознесения. Думаю, будет интересным узнать, что покупать русским в Палестине ничего было нельзя. Поэтому участки были оформлены на имя православного араба, переводчика РДМ Якова Халеби и лишь затем передавались им в собственность РДМ. Храм был освящен 1886 году. Здесь и сегодня идет служба. А на территории Храма находится могила архимандрита Антонина. Также здесь находится место второго и третьего обретения главы Иоанна Предтечи и часовня в его честь. На месте Вознесения Спасителя сегодня не действующая мечеть – вход платный, здесь был древний византийский Храм, когда крестоносцы в 12 веке сдали Святую землю арабам – здесь Патриарх Иерусалимский передал ключи от города халифу. Отпечаток правой стопочки бережно вырезали и перенесли в Храм Гроба Господня – а левая находится и посей день там где стоял Спаситель.

Мы спускаемся вниз, с горы и подъезжаем к Кедронскому потоку. Сегодня воды здесь нет. По приданию в Гевсемане завещала похоронить себя богородица. В глубине Кедронской долины была высечена ее гробница. В 5 веке над гробницей был поставлен храм, который в 6 веке был уничтожен персами, сама гробная пещера уцелела, к ней ведет крутая лестница и образовался подземный храм. Темный, освещенный лампадами и свечами, мы прикладываемся к камню, на котором лежало тело богородицы. На половине лестнице поклоняемся гробам святых богоотцев Иокима и Анны и праведного Иосифа

Далее мы едем в Русский Горненский женский монастырь в Айн-Кареме(с арабского «источник в винограднике»), место где произошла встреча Богородицы со св. Елизаветой. К нему мы подъезжаем вечером, через огромный госпиталь. Попадаем в цветущий сад. По холмам маленькие домики, в которых живут монахини. Таек и хочется здесь остаться. Небольшой каменный храм, освещенный в 1883 году в честь Казанской Божьей матери. В нем почитаемая Казанская икона. Идет вечерняя. Мы не остаемся. Перед Храмом сохранился столб от дома прав. Захарии и Елизаветы. Справа от входа – камень, на котором по приданию произносил проповедь Иоанн креститель. На арке над воротами изображена встреча Богородицы и Елизаветы. Наверху новый большой храм построен Московской патриархией.

Наш путь лежит в Вифлеем. Но по дороге мы сворачиваем чуть в сторону и заезжаем в селение Бейт Джала. Здесь во время своего паломничества жил святитель Николай. На месте пещеры стоит Православный Храм святителя Николая. Служба идет на арабском. Священник учился в России. Хорошо говорит по- русски. Он рассказывает что во время Семидневной войны место это часто обстреливалось со всех сторон. И вот однажды все люди увидели как по небу плывет святитель Николай и собирает летящие снаряды в свое облачение.. Присутствующие при этом католики написали в Рим папе. И он прислал частицу мощей Святителя Николая из Бари. Над ковчежцем с мощами икона святителя Николая, которая мироточит. Дома арабов- христиан в селении отмечены иконами святого Георгия Победоносца или Крестом. Такое мужество исповедания веры в окружении мусульман и иудеев вызывает уважение.

Мы в Вифлееме – гостиница » Санта Мария». Отец Кирилл благословляет нас причащаться теперь уже без исповеди завтра в Вифлееме – надо лишь прочесть правило.

Утро. Площадь перед Базиликой Рождества Христова. Храм напоминает крепость. Высокая, неприступная. Вход низенький — «врата смирения» — никто не может войти не поклонившись. Храм единственный не разрушенный с 4 века – по преданию, войдя в него, сарацины увидели фреску изображающую поклонение волхвов – и не стали рушить Храм из уважения к своим предкам. Базилика построена над пещерой Рождества. Это единственное место в мире где службы идут не прерываясь 16 веков. В праздники службы происходят в самом Храме – огромном и величественном. А нам повезло – мы попали на службу, которая проходила в пещере Рождества. Под солеей справа и слева по 14 ступеней вниз.. Полумрак освящают лампады. В центре православный алтарь — а под ним 14 конечная серебряная звезда. Все символично 3 раза по 14 – столько родов было от Адама до Давида, от Давида до Вавилонского плена , от Вавилонского плена до Христа Спасителя. Священник уже вынимает частицы на проскомидию. Мы подходим по одному и прикладываемся к звезде. Направо от звезды еще три ступени вниз – ясли Христовы. Два хора. Справа у ясель – мужской , греки монахи. Слева женский монахини арабки. Служба на греческом — а хоры поют по очереди на двух языках. Наш отец Кирилл подает возгласы на русском. Не передать словами чувство , которое охватывает душу – На земле мир и в человеках благоволение» . Мы причащаемся и поем тропарь Рождества. Тут я , что прожила за пять дней настоящий церковный год – год наполненный молитвой, благодатью и радостью! Рафаил говорит – здесь есть крипта, где находятся останки Вифлеемских младенцев и их родителей – они ведь пытались защитить своих детей. И вы можете только здесь приобрести для Храма Икону — избиение Вифлеемских младенцев с частицей пещеры. Мы полностью увидели все, что можно было только пожелать. Но Рафаил говорит – быстрее – мы должны успеть в монастырь Саввы Освященного. Благодать этого места больше, чем в каком либо другом месте на Земле. Все святые отцы Церкви – Савва Освященный, Иоанн Дамаскин, Иоанн Молчальник, Ксенофонт, многие другие подвизались здесь. Читаете на ночь «Владыко Человеколюбче, не ужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем?» — вы сможете увидеть этот одр. Но не все. В монастырь не пускают женщин. Мы едем по горной дороге все выше и выше и вот перед нами Лавра. Возникла она в 6 веке. Основал ее преподобный Савва — он много лет подвизался в иудейской пустыне и не считал себя достойным священнического сана. Вокруг него подвизалось уже более тысячи монахов, когда он стал иереем и стал называться Освященным. Он прожил до 94 лет и был похоронен в Лавре. Крестоносцы уходя со святой Земли забрали мощи Саввы Освященного и положили их в Византии. И вот в 1968 году настоятелем Лавры стал отец Серафим. Он горячо молился Богу и преподобному Савве, чтобы мощи вернулись в Лавру. По преданию преподобный Савва явился кардиналу Венеции и потребовал , чтобы его мощи передали в Лавру. Кардинал не выполнил это и вскоре умер. Назначенному на его месту кардиналу вновь явился преподобный. Тогда кардинал обратился к папе и они передали отцу Серафиму мощи Саввы Освященного. Отец Серафим умер в 2004 году. Мы подъезжаем к Лавре. Батюшка благословляет читать канон, а сам с мужчинами заходит в Лавру. Мы молимся, за нами наблюдают белые голуби. Из калитки выходит монах и оставляет для нас чайник с чаем и сладости по типу колева. Только тут мы вспоминаем что сегодня еще и не ели. Чай необыкновенно вкусный, с травами. Через какое то время нам выносят мощевик, чтобы мы могли приложится к мощам святых отцов и берут записки с именами. Каждой дают пакетик с масляной ваткой. Выходит отец Кирилл. Мы поднимаемся еще выше и смотрим на монастырь сверху. Уезжать не хочется. Тишина и благодать. Спускаемся тихо. Автобус останавливается у поля пастушков. Из-за особенностей климата, на ночь скот в этих местах загоняют в пещеры – в такой то пещере и явился ангел и провозвестил пастухам о Рождестве. Сейчас здесь церковь пастырей. И еще один Храм в том месте где ночевали волхвы. Здесь позднее был основан монастырь святого Феодосия. Здесь подвизались святые жены: София( мать Саввы Освященного), Мария (жена Ксенофонта), МАТЬ Козьмы и Дамиана . Здесь в 1173 году была погребена преподобная Ефросиния Полоцкая. Здесь наше паломничество заканчивается. Мы прощаемся с Рафаилом и автобус увозит нас в аэропорт Бен-Гурион в Тель-Авиве. Мы поем всю дорогу – молитвы, тропари, кондаки. Мы счастливы. И этим счастьем и, радостью и благодатью хочется делится со всеми.

Мария Павленко, Анна Тимофеева

Святой Иоанн Мария Вианней особенно почитал святую Филомену, часто называя ее «моя маленькая святая». В своем храме он устроил часовню в честь святой Филомены и считал ее покровительство причиной всех необычайных чудес, совершавшихся в его церкви. Отец Вианней часто говорил о ней, искренне убеждал молиться святой Филомене и сам обращался к ней с молитвой. Казалось, они разговаривали как старые друзья, и святая исполняла все его просьбы. Благодаря Арсскому пастырю почитание святой Филомены распространилось по всей Франции.

ЛИТАНИЯ КО СВЯТОЙ ФИЛОМЕНЕсоставленная св. Иоанном Марией Вианнеем

Господи, помилуй.

Христе, помилуй.

Господи, помилуй.

Христе, внемли нам.

Христе, услышь нас.

Отче Небесный, Боже, помилуй нас.

Сын, Искупитель мира, Боже, помилуй нас.

Дух Святой, Боже, помилуй нас.

Святая Троица, единый Боже, помилуй нас.

Святая Мария, Царица дев, молись о нас.

Святая Филомена, от зачатия изобилия благодати исполненная, молись о нас.

Святая Филомена, образец дев, молись о нас.

Святая Филомена, обитель смирения, молись о нас.

Святая Филомена, дар любви Христовой, молись о нас.

Святая Филомена, пример силы и твердости, молись о нас.

Святая Филомена, непобедимая сила чистоты, молись о нас.

Святая Филомена, зерцало героической добродетели, молись о нас.

Святая Филомена, стойкая и непобедимая в испытаниях, молись о нас.

Святая Филомена, подвергнутая бичеванию подобно своему Небесному Жениху, молись о нас.

Святая Филомена, градом стрел пронзенная, молись о нас.

Святая Филомена, в цепи закованная и Пресвятой Матерью Божией утешенная, молись о нас.

Святая Филомена, в темнице чудесно исцеленная, молись о нас.

Святая Филомена, во время мучений ангелами поддерживаемая, молись о нас.

Святая Филомена, предпочитающая унижение и смерть великолепию царского престола, молись о нас.

Святая Филомена, обратившая свидетелей своего страдания, молись о нас.

Святая Филомена, терпевшая грубость палачей своих, молись о нас.

Святая Филомена, покровительница невинных детей, молись о нас.

Святая Филомена, покровительница юных, молись о нас.

Святая Филомена, утешение несчастных, молись о нас.

Святая Филомена, исцеление больных и слабых, молись о нас.

Святая Филомена, новая денница воинствующей Церкви, молись о нас.

Святая Филомена, побеждающая безбожие каждого столетия, молись о нас.

Святая Филомена, возвращающая веру и придающая мужество исповедникам Христа, молись о нас.

Святая Филомена, чье имя на небесах прославлено и страшно для ада, молись о нас.

Святая Филомена, великими чудесами прославленная, молись о нас.

Святая Филомена, царствующая во славе, молись о нас.

Агнец Божий, берущий на себя грехи мира, прости нас, Господи.

Агнец Божий, берущий на себя грехи мира, услышь нас, Господи.

Агнец Божий, берущий на себя грехи мира, помилуй нас, Господи.

– Молись о нас, святая Филомена.

– Да удостоимся исполнения Христовых обещаний.

Помолимся. Просим Тебя, Господи Боже, предстательством святой Филомены, девы и мученицы, стремившейся уподобиться Тебе своей незапятнанной чистотой и совершенством добродетели, прости нам наши грехи и слабости. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Категория: Жития изображенных в храме святых

Священномученик Филумен, в миру Софоклис Хасапис, родился на Кипре 15 октября 1913 года.

Когда ему было 14 лет, он вместе со своим братом Александром стал насельником кипрского монастыря Ставровуни, по преданию, основанного святой царицей Еленой. Прожив в монастыре несколько лет, братья переехали на Святую землю в Иерусалим и поступили в греческую Святогробскую школу в Иерусалиме.

Во Святом Городе киприоты приняли монашеский постриг с именами Филумен и Елпидиос. Однако вскоре их земные пути разошлись. Иеромонаха Елпидиуса пригласили в Александрйискую православную Церковь, а Филумен остался служить в юрисдикции Иерусалимского патриархата, и вся его оставшаяся жизнь была неразрывно связана со Святой Землей.

В 1939 году он окончил семинарию и нес различные послушания в Иерусалимской Патриархии. Началась Вторая мировая война. В это непростое для всего мира время Филумен вел обычную монашескую жизнь. Несколько лет подвизался в долине Кедрон в лавре святого Саввы — удивительной обители, в которой по сей день нет электричества.

В ноябре 1944 его рукоположили во иеромонаха. В течение более чем 30 лет он был настоятелем нескольких монастырей и храмов Святой Земли — в Яффе, Рамалле, иерусалиме. В том числе в монастыре Архангелов в Иересалиме , в котором в середине XIX века, при архимандрите Порфирии (Успенском) и иеромонахе Феофане (Говорове) располагалась первая Русская Миссия. Перед последним назначением архимандрит Филумен подвизался в монастыре на территории храма Гроба Господня в Иерусалиме, поэтому и был впоследствии назван Святогробцем.

В мае 1979 года архимандрит Филумен был назначен игуменом монастыря при колодце Иакова городе Сихем в Самарии, который находился вблизи мусульманских и иудейских поселений, также претендовавших на это место. Спустя 30 лет после этого назначения Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III вспоминал в Первосвтительском слове, что братия Святого Гроба Господня сразу же по назначении отца Филумена в Сихем называла его новомучеником, тем самым предсказав его страдальческую кончину.

В Самарии архимандрит Филумен прослужил всего несколько месяцев. В конце ноября в монастырь пришли несколько человек и потребовали убрать от колодца Иакова кресты и иконы, потому что символы христианства мешали им молиться в этом священном для них месте. Настоятель отказался, напомнив, что колодец Иакова — православная святыня уже многие сотни лет.

Фанатики ушли, пригрозив, что если настоятель не уберет христианские символы, то должен приготовиться к худшему.

Через неделю, 29 ноября 1979 года, архимандрит Филумен (Хасапис) был убит. Убийцы — фанатики -сионисты — ворвались в храм перед вечерней, топором нанесли в лицо две раны (от лба до подбородка и от уха до уха, как бы прочертив крест), по частям отрубили пальцы правой руки, которыми складывается крестное знамение, и выкололи глаза. Также фанатики разрубили храмовое распятие и осквернили священные сосуды.

Через шесть дней тело архимандрита Филумена было погребено на кладбище Братства Гроба Господня на горе Сион.Убийца архимандрита Филумена был признан психически невменяемым.

Четыре года спустя, 30 ноября 1983 г. Патриарх Иерусалимский Диодор в сопровождении греческих епископов, архимандритов, священников и монахов, совершил открытие мощей архимандрита Филумена. Останки были почти полностью нетленными. Их обмыли, обернули новым покровом и положили в Троицком храме греческой семинарии на Сионе, а спустя несколько месяцев в новом гробе снова похоронили на Сионе.

«Почитание его как мученика началось с самого начала, — рассказал «ТД» диакон Александр Занемонец, преподаватель Университета Хайфы. — В 1985 г. его мощи, по благословению патриарха Диодора, были перенесены в храм Святой Троицы патриаршей школы на Сионе и покоились там в стеклянной раке. Почитание распространялось и на родном для архимандрита Филумена Кипре: в 1999 году митрополит Морфийский Неофит благословил составление службы мученику и в 2000 — писание иконы. Иерусалимский патриарх Ириней, по решению синода, тогда же внес имя архимандрита Филумена в святцы».

Спустя время в монастыре у колодца Иакова, игуменом которого несколько месяцев был архимандрит Филумен, начали строить храм в честь святой Фотинии Самарянки (с которой у колодца беседовал Иисус Христос и прямо назвал себя Мессией). 29 августа 2008 г. накануне освящения храма, мощи архимандрита Филумена торжественно перенесли в монастырь.

Мощи священномученика пребывают в Троицком храме на Сионе.

Напомним, Иерусалимская Церковь причислила Филумена Святогробца к лику святых недавно — 11 сентября 2009 года.

По материалам открытых интернет-источников.

Просмотров: 1746

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *