Флорищева пустынь

Свято-Успенская Флорищева пустынь — мужской монастырь в посёлке Фролищи Володарского района Нижегородской области, на холме, именуемом Флорищевой красной горой.
Монастырь основан в середине XVII века схимонахом Мефодием, но первым строителем был сподвижник его Иларион, впоследствии митрополит Суздальский и Юрьевский. Соборный храм Успения Божией Матери построен в 1681 году (30 сентября 1681 года освящён митрополитом Смоленским Симоном в присутствии царя Фёдора Алексеевича).

Описание К святыням обители до её закрытия в 1923 году принадлежали особо чтимые иконы Божией Матери: Владимирская, написанная знаменитым иконописцем Иваном Чириным в 1464 году, Успения — копия Киево-Печерской, Цареградская — времён Илариона, Одигитрии, Троеручицы — дар патриарха Никона, копия Киккской. Находившиеся в соборе иконы — Успения, Вседержителя, Кипрская и другие — написаны знаменитым царским иконописцем XVII века Симоном Ушаковым. Ризница пополнялась вкладами царя Фёдора Алексеевича и его бояр. В библиотеке хранились ценные рукописи, старопечатные книги, грамоты и акты XVII и XVIII веков.
Крестные ходы вокруг пустыни бывают 29 июня и 15 августа. Пустынь имела больницу для братии, странноприимный дом. К ней был приписан Знаменский Красногривский монастырь в городе Гороховце, основанный в 1670 году; здесь замечательны царские ворота XVII века и клиросы, украшенные стихами из «Листвицы» с изображениями.
В XVIII веке в монастыре нашёл приют сподвижник Петра I Борис Алексеевич Голицын, казанский воевода, который принял постриг под именем Боголеп.
1 апреля 1923 года обитель была закрыта, а позже частично разрушена. До 1990 года там располагалась воинская часть.
В 2005 году Священный синод Русской православной церкви благословил преобразование прихода в честь Успения Божией Матери в посёлке Фролищи Володарского района Нижегородской области в Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь.
23 августа 2006 года в храме в честь Святой Живоначальной Троицы прошла первая божественная литургия архиерейским чином. 31 мая 2007 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил храм во имя Пресвятой Троицы. Ныне восстановлены: надвратная церковь Петра и Павла; тёплая церковь Троицы Живоначальной с примыкающей братской трапезной кельей; 49-метровая колокольня со вновь отлитыми колоколами и часами-курантами; настоятельский корпус; казначейский корпус. Восстанавливается пятиглавый собор Успения Пресвятой Богородицы (установлены вновь изготовленные главы, отремонтированы фасад и кровля, идёт реставрация внутреннего убранства собора); рухлядного корпуса. Все остальные объекты монастыря покрыты кровлей и очищены от мусора в преддверии восстановления.
Летом 2008 года было проведено исследование фундамента Успенского собора, которое показало, что основание находится в хорошем состоянии. Было проведено укрепление фундамента, отремонтированы стены, своды и внутренние перегородки, сооружена кровля, утеплён пол и вставлены окна.
12 июля 2009 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил божественную литургию в Церкви Святой Троицы.

В августе 2009 года художники мастерской «Традиция» при нижегородском соборе в честь святого благоверного князя Александра Невского завершили роспись алтаря храма в честь святых апостолов Петра и Павла. В качестве иконографических образцов художники выбрали работы византийских мастеров XII века.
14 декабря 2012 года епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Великое освящение надвратного храма в честь святых апостолов Петра и Павла и преподобного Ефрема Сирина. Входит в состав экскурсий

К середине XVII века, на Флорищевой горе, возникла небольшая монашеская община во главе со схимонахом Мефодием. Немало трудов, телесных и духовных, положила немногочисленная братия (схимонах Мефодий, монахи Варлаам и Макарий) ради спасения душ своих и за народ русский. Иноки срубили себе кельи, а в 1651 году начали службу в первом деревянном храме в честь Успения Божией Матери. Этот год можно считать годом основания обители. На новом месте монахи прожили недолго (3 года) и умерли во время эпидемии чумы.

Их труды сохранил и умножил сподвижник старца Мефодия прел. Иларион, великий аскет и молитвенник, впоследствии митрополит Суздальский и Юрьевский. 27 лет он управлял монашеской обителью. Благодаря ему пустынь стала известной, сюда стекались толпы богомольцев со всей Руси. При преп. Иларионе было проведено строительство всего архитектурного ансамбля Флорищевой пустыни, который сохраняется по сегодняшний день. Преподобный собрал многочисленную братию (до 200 человек), создал уникальный общежительный устав, ставший впоследствии основой для уставов многих русских монастырей. Неся суровые подвиги, трудясь вместе с братией, освящая ум и очищая сердце непрестанной молитвой, иеромонах Иларион получил от Бога благодатные дары и, приобретя широкую известность, стал духовником царя Феодора Алексеевича Романова (1661-1682). В 1677 года царь совершил своё первое паломничество в пустынь. После богомолья царь издал указ, даровавший монастырю пашенные земли, сенокосные, и рыбные угодья и повелевавший построить каменную церковь во Флорищевой пустыни. Уезжая из Флорищевой пустыни, царь забрал с собой настоятеля Илариона для возведения его в архиерейский сан. Хотя с 1682 года Иларион был митрополитом Суздальским, он не забывал свою пустынь, и всё строительство шло под его руководством. Троицкая церковь была построена целиком на его личные средства.

Весь комплекс монастырских строений отличает единый планировочный замысел и единый архитектурный стиль. Архитектура самих зданий выдержана в суровом, монументальном стиле XVI века. В плане он представляет почти правильный квадрат, в котором четко прослеживается центральная пространственная ось, на которой расположены надвратная Петропавловская церковь и колокольня. Колокольня доминирует и её высота 49,5 м.

Каменный Успенский собор был закончен в 1681 году. В том же году Феодор Алексеевич прибыл в обитель на освещение нового храма, который 30 сентября был освящен митрополитом Смоленским Симоном. В Успенском соборе был установлен иконостас, изготовленный в мастерских Оружейной палаты под руководством знаменитого изографа Симона Ушакова.

В 1684 году был отстроен теплый трапезный храм Святой Троицы, в 1692 году — надвратная церковь во имя преп. Ефрема Сирина (впоследствии, после пожара 1770 г. освящена во имя апп. Петра и Павла). Последняя каменная церковь святых Зосимы и Савватия — Соловецких чудотворцев — была освящена в 1703 году (в 1770 г. устроен и освящен предел во имя преп. Ефрема Сирина).

Преемники свт. Илариона приумножили славу обители, которая пережила и нападения разбойников, и пожары, и трудности синодального периода. В монастырь приезжало много паломников, считавших Флорищеву пустынь «второй лаврой» после лавры преподобного Сергия Радонежского.

К святыням обители принадлежали особо чтимые иконы Божией Матери: Владимирская, Успения, Цареградская (времён свт. Илариона), Одигитрия, Троеручицы (дар патриарха Никона), копия Киккской. Находившиеся в соборе иконы: Успения, Господа Вседержителя, Кипрская и другие, были написаны царским иконописцем Симоном Ушаковым. Ризница была богата вкладами царя Феодора Алексеевича и его бояр. В библиотеке хранились ценные рукописи, старопечатные книги, грамоты и акты XVII и XVIII веков. Пустынь имела больницу для братии, странноприимный дом.

В XVIII веке в монастыре нашёл приют сподвижник Петра I Борис Алексеевич Голицын, казанский воевода, который принял постриг с именем Боголеп. Он пожертвовал монастырю часть своего состояния, ценные иконы и утварь. Так называемый Голицынский корпус (каменное двухэтажное жилое здание), который был построен в 1712 году для князя Голицына, и до сих пор сохранился на территории монастыря.

В начале XIX века было налажено колокольное производство. Расширялась монастырская библиотека, которая к началу XX века насчитывала более полутора тысяч книг, в том числе и рукописных.

До 1917 года монастырь активно развивался и был одним из самых красивых в России. Приход советской власти нанес монастырю сокрушительный удар. Все имущество монастыря, иконы, книги были реквизированы и переданы Владимирскому краеведческому музею, а в монастыре была устроена коммуна. 1 апреля 1923 года обитель была закрыта, а затем постепенно разграблена. Впоследствии помещения монастыря использовались для проживания рабочих, для размещения различных лесозаготовительных контор. В Успенском соборе было устроено зернохранилище, в Троицкой церкви — клуб для трудящихся. В 1930 году в монастыре разместилась воинская часть, находившаяся там до нач. 90- х годов ХХ века.

В 1992 году во Флорищевой пустыни возобновилась духовная жизнь и совершение богослужений в надвратной церкви апп. Петра и Павла, который многие годы являлся приходской церковью поселка Фролищи. Документально ансамбль Флорищева пустынь был передан Православной Церкви лишь 2005 году. В этом же году Священный синод Русской Православной Церкви благословил вновь открыть Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь.

Иеромонах Варнава (сейчас епископ Выксунский и Павловский) с братией и добрыми помощниками начал возрождать обитель, которая постепенно стала обретать былую красоту и величие. Большим утешением для братии было обретение в 2009 году нетленных останков архимандрита Антония Боркова (1822-1899), который в течение многолетнего настоятельства прославил Флорищеву пустынь далеко за ее пределами. Братия увидела в этом знак духовного преемства, «мостика» от старой братии к новой.

Сейчас в обители регулярно совершается круг богослужений, принимаются трудники, людям оказывается молитвенная помощь (братские синодики, поминовение за Божественной Литургией). Художники, архитекторы и строители делают все возможное, чтобы воссоздать облик Флорищевой пустыни. Монастырь осуществляет свою миссию среди тех, кому нужна духовная помощь. Братия духовно поддерживает воинов, выезжая в воинские части; в монастыре действует детская воскресная школа. Работает монастырская библиотека, регулярно проводятся экскурсии для желающих узнать о богатой событиями истории монастыря.

Весь комплекс монастырских строений отличает единый планировочный замысел. Архитектура самих зданий выдержана в суровом, монументальном стиле XVI века. В плане он представляет почти правильный квадрат, в котором четко прослеживается центральная пространственная ось, на которой располагаются надвратная Петропавловская церковь и колокольня. Колокольня доминирует и её высота 49,5 м.

Преподобный собрал многочисленную братию (до 200 человек), создал уникальный общежительный устав, ставший впоследствии основой для уставов многих русских монастырей. Неся суровые подвиги, трудясь вместе с братией, освящая ум и очищая сердце непрестанной молитвой, иеромонах Иларион получил от Бога благодатные дары и, приобретя широкую известность, стал духовником царя Федора Алексеевича Романова (1661-1682).

В 1677 года царь совершил своё первое паломничество в пустынь. Результатом богомолья стал царский указ дарующий монастырю пашенные земли, сенокосные, и рыбные угодья и повелевавший построить каменную церковь в Флорищевой пустыни.

Каменный Успенский собор был закончен в 1681 году. В том же году Фёдор Алексеевич прибыл в обитель на освещение нового храма. В соборе был установлен иконостас, изготовленный в мастерских Оружейной палаты под руководством знаменитого изографа Симона Ушакова.

Уезжая из Флорищевой пустыни, царь забрал с собой настоятеля Илариона для возведения его в архиерейский сан. Хотя с 1682 года Иларион был митрополитом Суздальским, он не забывал свою пустынь, и всё строительство шло под его руководством.

До 1917 года монастырь активно развивался и был одним из самых красивых в России. В обитель приезжало много паломников, считавших Флорищеву пустынь «второй лаврой» после лавры преподобного Сергия Радонежского. Приход советской власти нанес монастырю новый сокрушительный удар. Все имущество монастыря, иконы, книги были реквизированы и переданы Владимирскому краеведческому музею, а в монастыре была устроена коммуна.

1 апреля 1923 года обитель была закрыта, а затем постепенно разграблена. Впоследствии помещения монастыря использовались для проживания рабочих, для размещения различных лесозаготовительных контор. В Успенском соборе было устроено зернохранилище, в Троицкой церкви – клуб для трудящихся. В 1930 году в монастыре разместилась воинская часть, находившаяся там до начала 90-х годов XX века.

В 1992 году во Флорищевой пустыни возобновилась духовная жизни и совершение богослужений в надвратной церкви апп. Петра и Павла, который многие годы являлся приходской церковью поселка Фролище. Документально ансамбль Флорищева пустынь был передан Православной Церкви лишь 2005 году. В том же году Священный синод Русской православной церкви благословил преобразование прихода в Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь. Иеромонах Варнава (ныне епископ Выксунский и Павловский) с братией и добрыми помощниками начали возрождать обитель, которая постепенно стала обретать былую красоту и величие.

Основание Свято-Успенской Флорищевой пустыни восходит к середине XVII века, когда на Флорищевой горе, у берега реки Лух возникла небольшая монашеская община. «Пустынями» в те времена называли безлюдные, глухие места, — именно в такие, подальше от Мира, стремились христианские подвижники. Но настоящим основателем обители считается Святитель Иларион, при котором небольшая монашеская община в заклязменьской глуши превратилась в крупный и почитаемый монастырь.

Святитель Иларион родился в 1631 году в Нижнем Новгороде в семье священника Анания (к числу учеников которого относят знаменитого патриарха Никона – инициатора «раскола»). С началом никонианской реформы Иларион, по совету отца, отправился из Коломны в далёкую Флорищеву пустынь, возможно затем, чтобы избавить себя от мук выбора – принимать или нет никонианскую реформу. Почти тридцать лет – с 1653 по 1681 годы – Иларион был настоятелем Флорищевой пустыни. Община быстро росла и слава о пустыни распространилась настолько, что настоятель Иларион был приглашен царём Алексеем Михайловичем в Москву для важного духовного дела – «изгнания бесов из богадельни на Кулишках».

Вступивший на престол в 1676 году Фёдор Алексеевич особо благоволил к Флорищевой пустыни и её настоятелю Илариону. Уже с 1677 года Иларион стал духовником царя, и в этом же году Фёдор Алексеевич совершил своё первое богомольное паломничество в пустынь. Результатом паломничества был царский указ, повелевавший построить каменную церковь в Флорищевой пустыни, и дарующий монастырю пашенные земли, сенокосные, и рыбные угодья.

Каменный Успенский собор был закончен в 1681 году, и в том же году царь Фёдор Алексеевич снова прибыл в обитель на освещение нового храма. В Успенском соборе был установлен иконостас, изготовленный в мастерских Оружейной палаты под руководством знаменитого изографа Симона Ушакова.

Уезжая из Флорищевой пустыни, царь забрал с собой настоятеля Илариона, и возвёл его в архиерейский сан. Хотя с 1682 года Иларион был митрополитом Суздальским и Владимирским, он не забывал свою пустынь, и всё строительство шло под его контролем (Троицкая церковь было построена целиком на его личные средства).

Весь комплекс монастырских строений был сооружен в период 1681-1703 годов, т.е. по меркам XVII века – единовременно. Монастырь отличает единый планировочный замысел и единый архитектурный стиль. В плане он представляет почти правильный квадрат, в котором четко прослеживается центральная пространственная ось, на которой расположены надвратная Петропавловская церковь и колокольня. Такое пространственное решение архитектурного комплекса, в котором, к тому же, доминировала отдельно стоящая колокольня (её высота больше высоты главного культового сооружения – Успенского собора) была внове в конце XVII века.

Архитектура самих зданий также уникальна для своего времени. Они выдержанны в суровом, монументальном стиле XVI века. В Успенском соборе в качестве прототипа легко угадывается Успенский собор Московского Кремля (построенный в свою очередь по образцам Владимиро-Суздальской Руси), а также его «клоны» — Успенский собор в Ростове Великом, и Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1525 год). В этом же духе выстроены надвратная Петропавловская (1692 год), Троицкая церкви (1684 год), и угловая церковь Зосимы и Савватия (1703 год).

Во внешнем убранстве храмов нет и следа столь популярного в конце XVII века «каменного узорочья», не прослеживается и влияния «нарышкинского барокко». Строгая, нарочито архаичная по меркам своего времени архитектура Флорищевой пустыни и её новаторская планировка вводит эту обитель в круг уникальных монастырских ансамблей, занимающих видное место в истории русской архитектуры и градостроительства.

Лежавший в советское время в руинах монастырь ныне является действующим, и начиная с 2003 года активно восстанавливается. Володарский районный музейный центр (г. Володарск, Нижегородская область) организует автобусные экскурсии в Свято-Успенскую Флорищеву пустынь для всех желающих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *