Фольклор что это для детей

УДК 371.4

Юсупова Роза Ярагиевна

кандидат педагогических наук, доцент

Эхаева Раиса Магдановна

кандидат педагогических наук, доцент Чеченский государственный университет, г. Гоозный usupova69@mail.ru, raisa.exaeva.65@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

Изучение и грамотное использование идей и традиций, отраженных в разнообразных жанрах фольклора создает благоприятные условия для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Фольклор сосредотачивает в себе и хранит многие прогрессивные народные традиции, мудрости. Каждая национальная культура пробуждает у личности чувство национальной гордости и достоинства.

Ключевые слова: нравственность, воспитание, фольклор, традиции, мудрость.

Изменения, произошедшие во всех сферах жизни мирового сообщества, за последние десятилетия ХХ1-го века, привели нивелирование ценностных ориентаций, а отсутствие единой государственной идеологии привело к успешному внедрению в умы и души людей чуждых им культурных ценностей, основанных на психологии индивидуализма, власти денег, культе насилия и т.д. Такие непреходящие же ценности как родина, семья, друзья, вера, любовь, взаимопомощь и др., которые еще недавно были нравственной основой жизни нашего общества, потеряли свою актуальность. Красноречивым доказательством этого являются наблюдаемые повсеместно факты, свидетельствующие о низком уровне воспитанности молодого поколения, о чуждом характере навязанных ему приоритетов, весьма и весьма далеких от вековых традиций воспитания подрастающих поколений.

Сегодня мало кто сомневается в необходимости качественных изменений в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, и необходимости возрождения этнических традиций воспитания, создания условий для успешной реализации богатого воспитательного потенциала нравственных норм, духовно — нравственных ценностей каждого народа России

Изучение устного народного творчества способствует эффективному использования народного опыта в воспитании подрастающего поколения в современных условиях.

Известно, что устное народное творчество до появления письменности и школы было единственной формой, которая отражала условия быта, труда и жизненный опыт любого народа, являлась выразителем их надежд и чаяний.

Фольклор сосредотачивает в себе и хранит многие прогрессивные народные традиции, мудрости. В нем отражен и нравственный, и эстетический, и трудовой потенциал народа. Фольклор дает возможность раскрыть простоту подлинно национальных традиций, связанных с такими общечеловеческими понятиями, как любовь к своей земле, к труду, милосердие, долг, совесть, справедли-

вость, благоразумие, достоинство. Фольклор выполняет не только художественно-эстетическую функцию, а главную — это функцию сохранения исторической памяти народа, ее народной философии и народной педагогики. А также не маловажной функцией фольклора является духовное воспитание человека и его нравственное совершенство.

Фольклорные формы культуры обладают повышенной воспроизводимостью, они обладают специфическими каналами оборотного воздействия на народное сознание, пробуждая определенные установки, мотивации, ожидания и соответствующие им формы и способы деятельности.

В своё время академик Пельше говорил: «Надо помнить, что народное искусство у всех народов несет в себе отпечатки, глубокие следы тех хозяйственных, политических, бытовых и религиозных условий в каких веками жил данный народ — они определили и содержание, форму песен, сказаний, танцев костюмов» .

Одновременно, устное народное творчество являлось средством огромного воспитательного воздействия не только на подрастающее поколение, но и в целом на народные массы, так как заложенные в нем духовно-нравственные идеи велики.

В песнях, пословицах, поговорках обобщены определенные жизненные наблюдения и оценки народа. «Насколько же труднее дается в руки это богатство тогда, когда его приходится оценивать не в самородном переплаве родного языка, а в отличном отражении пословного перевода», писал исследователь фольклора народов Дагестана А. На-заревич .

Изучение и грамотное использование идей и традиций, отраженных в разнообразных жанрах фольклора создает благоприятные условия для комплексного подхода к воспитанию, дает возможность учителю, классному руководителю и родителям качественно вести учебно-воспитательную работу не только в семье, но и в школе. Это создает условие осуществлять задачи духовно-нравственного воспитания детей, воспитывать у школьников сознательное отношение к общественному долгу.

© Юсупова Р.Я., Эхаева Р.М., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

В своих произведениях о фольклоре В.Б. Белинский постоянно подчеркивал о значении фольклора, считал что «поэзия народа есть зеркало, в котором отражается его жизнь со всеми характеристическими оттенками и родовыми приметами. Так как поэзия есть нечто иное, как мышление в образах, то поэзия народа есть еще и его сознание» .

Особое место в фольклоре занимают пословицы и поговорки, в которых находит свое отражение многовековой опыт воспитания народа. Они способствуют воспитанию и формированию моральных норм поведения, осуждают и одобряют, поощряют и предупреждают, осмеивают и воодушевляют, учат и советуют и т. д.

Пословицы и поговорки, давая меткое образное глубоко эмоциональное отражение действительности, играли на протяжении многих веков важную роль в народной педагогике и продолжают сохранять воспитательное значение до сих пор. В пословицах готовый вывод, но не конец, скорее точка опоры для новых мыслей.

О красоте звучания, выразительности, стройности вайнахских пословиц говорят такие примеры как: «Орел рождается только в горах», «Если к тебе пришла беда, подними голову, если к людям пришла — опусти», «Если дома нет уважения, не будет его и за стенами дома», «Усвоенное в детстве, как высеченное на камне» .

В пословицах выражено требование к нравственному облику людей: критикуются обманщики, доносчики, осуждаются и высмеиваются ленивые, которые не хотят и не умеют трудиться. Им противопоставляются мудрые, целеустремленные умные люди: «Скверная ворона скверно и каркает», «Нет ничего дороже доверия», «Умного и вода не унесла, и огонь не сжег», «Не сдержишь слово, не сдержишь и клятву», «Руками делай, а головой думай» .

Не только пословицы и поговорки имеют воспитательный характер. Но и загадки способствуют развитию познавательности, сообразительности. Загадки призваны развивать мышление детей, приучая их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Пословицы, поговорки, загадки, сказки, причитания, песни, обряды, традиции и обычаи — это источник воспитания, в котором закреплена программа формирования всесторонне совершенного человека. Они выполняют воспитательную, развивающую функцию, способствуют становлению личности, формированию у нее определенных положительных качеств. Известно, что без усвоения и целесообразного использования культурного и ду-

ховного наследия народа, без учета и развития его лучших традиций и обычаев, без опоры на его положительный опыт невозможно формирование и развитие новых положительных традиций, воспитания ценных духовно-нравственных свойств личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основы морали во многом закреплены не только в пословицах и поговорках, но и в назидательных песнях. Они содержат программу семейного воспитания, под воздействием которой формировалось моральное сознание, развивалось нравственное чувство, вырабатывались навыки и привычки поведения ребенка, например: «Илли об Авторхе, сыне Дибы», «Сийнаолхазар», «Илли о Чеге — Бесстрашное сердце», «Илли о Бейболте, сыне Таймы» и др..

Уважительное и почтительное отношение к женщине и старшим людям находят широкое отражение и в других жанрах устного народного творчества. Особенно широкое отражение эта тема находит почти во всех сказках. Например, волшебные сказки: «Золотой мальчик и девочка», «Чингиз», «Всевидящая и всемогущая Малха-Азни» и другие, в этих сказках народ выражает свою любовь и признательность женщинам-умницам. В них звучит гимн «золотым рукам» женщин, способным из одной четверти сафьяна сделать чувяки и ноговицы на 63 человека, и из одного блюда муки выпечь столько хлеба, что хватило его на 63 человека.

Примером положительного и уважительного отношения младшего поколения к старшим является, например, образ Жер-Бабы, персонаж которой положительной во всех сказках. Очень часто главные герои сказок обращаются именно к ней за советом и всегда получают от нее добрый и умный совет. Такая трактовка сказочного персонажа Жер-Бабы у чеченцев и ингушей очень тесно связана с реальной действительностью, так как воспроизводит традиционное почтительное отношение народа к личности женщины .

В этих идеях, мыслях и советы, выражается отношение старшего поколения, они приобрели традиционный характер и не потеряли своей актуальности и в наши дни. Они, безусловно, учат школьников постигать смысл поступков человека. В них сосредоточено основное богатство жизненных наблюдений, опыт нравственности и этики взаимоотношений.

Для вайнахов любовь к родному краю можно сравнить с любовью к красоте родных гор, вековым башням и альпийским лугам. Святая обязанность каждого человека — это не просто любить и хранить дух своей родины, а приумножать его и обогащать. У вайнахов существуют по этому поводу следующие пословицы: «Страшно умирать тому, кто за всю свою жизнь не посадил ни одного дерева». Об этом говорят также и вайнахские народные сказки, такие как: «Странствия Ахмеда»,

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

«Три брата и три облака», «Хамбор и Альбина» и т.д. .

Народ в своем творчестве высказал идею о том, что для сохранения Родины нужна глубокая преданность ее сыновей и дочерей. В этом отношении интересно то, что герои вайнахских сказок, как и в сказках других народов, где бы они не находились и как бы хорошо не устраивались, всегда возвращались домой. Вайнахские пословицы и поговорки также внушают чувство любви к своей Родине и содержат прямое обращение вернуться домой: «чем быть счастливым в чужой стране, лучше страдать, но жить в своей» .

В историко-песенном фольклоре утверждаются и идеализируются народные представления о чести, мужестве, доблести и других высоких нравственных качествах, которые вместе взятые образуют обширный кодекс нравственно-эстетических правил человека, на которых должно воспитываться общество.

Устное народное творчество вайнахов очень богато и разнообразно по своему содержанию. В нем явно отражено прошлое народа, его культура. Если по красоте звучания и выразительности пословицы и поговорки легко воспринимаются, то загадки учат детей внимательности, находчивости, остроумию и т.д. Всем известно как велико значение загадок в умственном воспитании. Они требуют не только сообразительности и активной мыслительной деятельности, но и больших усилий ума и памяти. Педагогическая ценность загадок не только в многообразии содержания, но и в форме ее подачи. Загадки встречаются в форме вопроса, задания, задачи, диалога и монолога и т.д. Ими пользуются как намеками. Пословицы и поговорки играли огромную роль в жизни народа. Они исцеляют душу мудростью предков, поучением старших, школой мудрости и добра.

Песни, предания, эпос, сказки, загадки, пословицы и поговорки, причитания, традиции и обычаи дают учителям возможность приобщить подростков к идеям свободы, любви и дружбы с другими народами, почитания старших и женщин, взаимной помощи, сплоченности, трудолюбия и т.д.

Педагогическое значение подобных фольклорных произведений прекрасно выразил осетинский ученый, исследовавший исторические песни, Аба-ев В.И., который писал: «На героях этих песен молодежь училась тем качествам, которые составляют идеалы свободолюбивого горца: любви к вольности и независимости, сознанию своего человеческого достоинства, угнетения и насилия, мужеству, смелости и отваге, тому подлинно героическому духу, который всегда и без колебаний предпочитает славную смерть позору и унижению» .

В современных общественно-политических условиях развития образования очень важно обеспечить преемственность поколений путем приобще-

ния детей и молодежи к народному творчеству.

Каждая национальная культура пробуждает у личности чувство национальной гордости и достоинства, что является важной стороной воспитания и способствует формированию национальных ценностей, выражающих духовно-нравственные принципы народа. Безнравственность является результатом потери национальных корней. Поэтому, особого внимания требует социальное развитие ребенка в младшем школьном возрасте. Знакомить детей с правилами поведения и общения с нравственными нормами общества недостаточно. Задача родителей и педагогов формировать нравственные качества, создавая условия для упражнения нравственных поступков.

И поэтому, на наш взгляд, целенаправленное использование устного народного творчества в воспитании подрастающего поколения окажет положительное влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности.

Библиографический список

1. Абаев В.И. Осетинская традиционная героическая песня // Осетинские народные песни. — М.: Музыка. — 1954. — С. 6-12.

3. Антология чечено-ингушской поэзии. — Грозный, 1981. — С. 24-43.

4. Амаева Т. Б. Чеченские малые фольклорные жанры: дис. … канд. пед. наук. — Тбилиси, 1985. —

187 с.

5. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. -М., 1967. — Т. 2. — 459 с.

6. Назаревич А. Пословицы и поговорки народов Дагестана. — Махачкала: Эпоха, 2000. — 150 с.

7. Пельше. Олимпиада искусств // Советское искусство. — 1932. — № 8.

8. Межидов Д.Д., Алироев И.Ю. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. — Грозный: Книга, 1992. —

188 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

  • Авторы
  • Файлы

Иванова А. 1 Спицына Т.В. 1 1 Губкинский филиал ГБОУ ВО БГИИК 2515 KB

Глубина и многообразие народного творчества- неисчерпаемы. Зодчество, музыка, танцы, фольклор, бытовое искусство – нет областей культуры, в которых бы оно не присутствовало.

Традиционная отечественная культура – это совокупность результатов труда наших соотечественников , с глубокой древности до современности развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами России. Это бережное отношение к матери – земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках, построивших великую Державу, преемственность в делах хозяйственных, семейных. Именно эти качества и многие другие легче всего воспитывать в ребёнке через фольклор. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Именно в ранние годы закладывается фундамент психофизического благополучия ребёнка. Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности.

Слово Фольклор – это английское слово, сложенное из двух слов «фольк» – народ, «лор» – учение. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство – народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверья, и т.д. Люди, создавшие их когда то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошёл до наших дней, не оставив имён своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Сейчас наша страна переживает кризис подрастающего поколения. Остро стоит проблема сохранения культуры народа, его самобытности, духовных богатств. Россия постепенно утрачивает свою неповторимость и самобытность. Нарушились традиции, которые связывали старшее и младшее поколения. Особенно внушаемыми являются дети. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, которые живы в людях старшего поколения.

Детям необходимо показывать красоту русского языка, через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, прибаутках, закличках, формирование у детей интереса к детскому фольклору.

Детский фольклор – это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребёнка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования ухода за ребёнком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Ребёнок как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша. Детский фольклор даёт нам возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, ещё задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок, поэтому воспитатели дошкольных учреждений должны знать много песенок, потешек, припевок и тактично с чувством меры, с учётом доступности восприятия включать их повседневный разговор с дошкольниками.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, вызывает положительные эмоции, способствует запоминанию текста, расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя помочь им в этом.

Сегодня одной из самых актуальных задач стоящих перед воспитателями дошкольных учреждений является:

– Воспитание устойчивого интереса и любви к народному творчеству;

– Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора;

– Знакомство детей с традициями и образами русского народа;

– Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Фольклор – именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало.

В настоящее время многие дети, мало знают народные песни и мало знакомы с русским фольклором. Данная проблема очень важна т.к. дети обязательно должны знать культуру своей родины и всё, что непосредственно с ней связано.

Библиографическая ссылка

Иванова А., Спицына Т.В. ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА КАК ВАЖНОЙ ЧАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-5.;
URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=16470 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Умственное развитие ребенка происходит в повседневной жизни, в ходе общения с взрослыми, в играх со сверстниками.

Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами.

В умственном развитии детей большое значение имеет фольклор. В защиту фольклора страстно выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали такие педагоги, как Флерина, Усова, Тихеева, Водовозова.

Фольклор — это народное творчество, искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.

Фольклорные произведения существуют сотни и тысячи лет назад в устной форме. Самые старые из них возникли задолго до появления письменности.

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины,- говорившиеся нараспев, под звон струн, — о славных подвигах богатырей, защитников земли народа — героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов», -говорил русский педагог и писатель А. Н. Толстой.

К. Д. Ушинский писал: «Не условным звукам только учиться ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ»

Важнейшими воспитательными средствами умственного развития являются разные формы устного народного творчества.

Русское народное творчество выражает представление народа о личности, обществе, государстве, раскрывает его социально-бытовые взгляды.

«Начало искусства слова — в фольклоре» — говорил М. Горький

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком, а значит, способствует развитию умственных способностей.

Термин «ум» часто используется как синоним «способности мышления». Иметь ум, быть умным — значит, быть способным. Одна из важных основ способности — овладение знаниями.

В представлении народа понятие «способность» рассматривается как одно из свойственных качеств человеческой личности, о чем свидетельствует многозначительность слова.

На ранних этапах развития нации приоритет физического развития бесспорен, отсюда вытекает и требования к героям эпосов, сказок, которые обязательно должны были иметь неимоверную физическую силу.

Позднее требования к одаренным личностям приобретали несколько иное направление. На первое место вместо грубой физической силы выступила умственная способность: «Сильный одолеет одного, а умный — десятерых».

Постепенно возрастает роль знаний в жизни людей: «Человек без знаний — слепой», «Знания дороже богатства», «Знающий человек не пропадет». Люди, стремящиеся к знанию, учению всегда пользовались уважением: «Не золото является богатством, а знание», «Не расти в длину, а развивайся умом».

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.

Они развивают смекалку, память, скорость мышления, логику, догадливость и сообразительность. Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. Содержание загадок всегда отражает жизнедеятельность человека, явления окружающей действительности. Они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях. Отгадывание загадок оказывает влияние на развитие речи детей, развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умение четко выделить наиболее характерные признаки предмета, явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.

Кроме загадок, к средствам умственного воспитания относятся скороговорки, дразнилки, игры с элементами театрализации, подвижные игры, подчиняющиеся определенным правилам.

Пословица и поговорка создается всем народом, поэтому выражает его коллективное мнение. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдение народного ума.

Пословицы прочно ложатся в память. Конечной целью пословицы всегда было воспитание, с древнейших времен выступающее как педагогическое средство. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой оказывают воспитательное влияние.

Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений.

Песни, так же как и пословицы, неоценимы в умственном воспитании подрастающего поколения: с одной стороны, они призывают к овладению богатым интеллектуальным опытом трудящихся, а с другой представляют материал для раздумий, размышлений, обогащают память сведениями об окружающей действительности.

Потешка помогает ребенку «открыть» себя. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. В потешке звучит, что ребенок для взрослого — высшая ценность. Разыгрывание потешки с именем ребенка побуждает его к большому осмыслению содержания.

Малые фольклорные произведения — это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, ожидание добра. Простота малых фольклорных форм ничего общего не имеет с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи.

Сказки призваны привести в систему педагогические роли загадок, пословиц и песен. Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. По мнению Ушинского, природные русские педагоги — бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, понимали инстинктивно и знали по опыту, какую огромную воспитательную силу таит в себе народная сказка. Как известно, педагогическим идеалом Ушинского являлось гармоничное сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. По твердому убеждению великого русского педагога, эта задача может быть успешно выполнена, если в воспитании будет широко использован материал народных сказок. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка; он решительно ставил народную сказку выше рассказов, опубликованных в образовательной литературе специально для детей.

Многообразие поэтических форм и содержание песен, сказок, загадок и пословиц свидетельствует о том, что народная педагогика, определяя черты совершенной личности, параллельно проявляла заботу и о реализации идеала совершенного человека.

Фольклор развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора оказывает влияние на умственное развитие ребенка.

Былинный эпос — это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. Песенная лирика используется тогда, когда ребенок еще совсем маленький. В песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Все они направлены на развитие у детей речи, слуха, внимания, следовательно, непосредственное влияние на умственное воспитание.

Таким образом, приобщение ребенка к народной культуре начинается с раннего детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости, развития и воспитания ребенка на начальном этапе его развития, умственного воспитания.

Литература.

2. Бахтин В. С. От былины до считалки. — Л.:Детская литература, 1982.

3. КрыськоВ. Г. Этнопсихологический словарь.-М., 1999

4. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. Поддьякова Н. Н., Сохина Ф. А.: М.:Просвещение, 1984

5. Князева О. Л. Маханаева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- СПб.: Детство-Пресс, 2000

6. Советский энциклопедический словарь. М., 1997

——-ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ —

TRAINING AND EDUCATION PROBLEMS IN SCHOOL AND INSTITUTE

OF HIGHER EDUCATION

УДК 371.04+371.044.3

РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Доржу М.Д.

Тувинский государственный университет, Кызыл THE ROLE OF FOLKLORE IN THE UPBRINGING OF THE CHILD’S PERSONALITY

Dorzhu M.D.

Tuvan state university, Kyzyl

Статья посвящена рассмотрению роли устного народного творчества как фактора духовности, преемственности поколений, приобщения его к национальным истокам. Необходимо фольклору отводить все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развитии творческих способностей подрастающего поколения.

Ключевые слова: динамизм процессов в жизни, важность расширения функций положительных программ действий в учебниках с привлечением поучительных жанров устного народного творчества

Процессы, происходящие в современном обществе, обострили интерес к развитию человека в конкретной социокультурной и национально-региональной среде и к условиям социализации личности. Определяющим фактором демократизации и регионализации современного российского образования является всесторонний учет этнорегиональных особенностей в системе обучения и воспитания подрастающего поколения.

Народный опыт воспитания, накопленный тувинцами, представляет собой совокупность понятий и идей, составляющих фундамент народной педагогики, включающий в себя идеал, цель, задачи, средства, методы воспитания подрастающего поколения. И они нашли отражение в фольклоре предков тувинцев, являющимся в настоящее время фактором сохранившихся традиций духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам.

Устному народному творчеству, в целом, отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания детей. Произведения, созданные специально для них, составляют особую область народной поэзии — детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений. Фольклор играет важную роль в формировании личности ребенка.

Идея всестороннего развития личности содержится в произведениях тувинского фольклора, например, в пословицах и поговорках. В них много поучительного о трудовом и физическом воспитании подрастающего поколения. В пословицах и поговорках большое место занимают также идеи формирования морального облика молодежи, особенно идеи воспитания ее в духе патриотизма и гуманизма. «Тувинские обычаи — наследие отцов», «Украшай место своего отца»;

Тувинский государственный университет

«Собака и та не покидает своего аала», — говорили тувинцы, внушая молодежи любовь к своему народу, его обычаям, родной земле. Гуманность, по их мнению, одно из главных нравственных качеств, которыми должен обладать человек. О гуманных людях тувинцы говорят: «С прекрасной сущностью», «Обладает большой человечностью» .

Известно, что в пословицах и поговорках разных народов существует воспитательный смысл. Например, нередко показывается всесильность сплоченных. Есть такая русская пословица: «Если вздохнуть всем народом — ветер будет». У африканских народов в разных вариантах встречается поговорка: «Когда в реку войдешь дружной толпой, крокодил никого не тронет». Примером к тому относится и тувинская пословица «Демниг сааскан теве тудуп чиир» (Сплоченные сороки и верблюда могут одолеть).

Не вызывает сомнения то, что почти все народы едины в понимании необходимости начинать воспитание ребенка как можно раньше. В известной тувинской пословице говорится так: «Кижи болуру чажындан, аът болуру кулунундан» (Человек формируется с младенчества, скакун с жеребенка). Маленький ребенок в традиционной тувинской семье с пеленок начинал воспринимать материнскую речь не как мелодичный набор звуков, а как сигналы, имеющие определенное смысловое значение. Чтобы ребенок хорошо поспал, мама не просто брала его на руки, а ласково протягивала к нему руки, приговаривая и припевая: «Опей, Опей, опей, сарыым! орге диштиим, чассыгбайым! Увай, увай, чассыгбайым! Уду уруум, хензигбейим!». (Баюшки, баюшки, моя прелестная! Поспи сладенько, моё чадо! Поспи!) В настоящее время носителями традиционных видов тувинской колыбельной песни являются лишь отдельные представители уходящего поколения .

Традиционные произведения устного народного творчества, имея воспитательные функции, были связаны с игрой, в которой отражалась жизнь и труд старших, их хозяйственная деятельность. Благодаря фольклору у ребёнка развивалась речь, он легче входил в окружающий мир, ощущал красоту родной природы, знакомился с обычаями, обрядами. Например, излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки — быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают умение правильно и четко произносить слова родной речи. Особой популярностью пользуются скороговорки со сложным и богатым звуковым оформлением. И они служили прекрасным средством развития речи детей, навыков ускоренного мировосприятия.

Мифы, легенды, предания и сказки тувинцев также играли важную роль в воспитании детей. Они сопровождали человека от рождения до конца его дней, передавая особенности народного быта, традиционных занятий и обычаев. Нередко, в легендах, преданиях наблюдается смешение мифических элементов с вполне реальными историческими мотивами. В тувинских мифах содержатся различного рода правила поведения, связанные с древними запретами: Ол ыяш кеспес «Нельзя вырубать молодое дерево»; Ак суттуг чуве олурбес «Нельзя убивать животное, кормящее своего детеныша»; Улуг аас этпес «Не произносить высокомерные слова»; Улугну улуг дээр, бичиини бичии дээр (букв. Почитай старшего, помогай младшему)» и т.д. Бытуют мифы о взаимоотношениях тувинцев с соседними народами и племенами: китайцами, монголами (дербетами, каълга, оолет), алтайцами, шорцами. И они давали сведения о взаимоотношении людей разных национальностей, воспитывали детей к дружбе, добрососедству и взаимопонимании.

Сказки относятся к эффективным средствам воспитания детей, в них есть поучительные и назидательные примеры, основанные на воображении. А.С. Пушкин в конце своей «Сказки о золотом петушке» отмечал это так: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». По мнению исследователей, после знакомства со сказками, на основе воображения и творчества у детей возникают потребности, стремления и желания созидать .

В устном народном творчестве тувинцев сказка, вероятно, самый востребованный жанр. Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках нередко повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, где добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка воспитывает человека верить в силу добра, которая побеждает путем преодоления трудностей и борьбы со злом. В сатирической сказке высмеивается безделье, желание легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. В ней воспевается также удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В тувинских сказках воплощаются такие человеческие чувства как миролюбие, побратимство, сыновнее почитание, любовь к детям, чувство нераздельности с природой, любовь к домашним животным, родному краю. Основные идеи тувинской сказки -победа добра над злом. Очень часто они выражаются в счастливых концовках. (Оскус-оол со своей золотой дангыной и бедными родственниками зажили счастливо, сделав хана истопником, ханшу кухаркой, остатки войска — поданными героя). Язык сказок содержит много метафор, сравнений, а так же метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов.

В тематике тувинских бытовых сказок можно увидеть: об умном и глупом братьях, бедном старике и богатом хане, ученом парне, одиноком рыбаке и т.д. В сказках о животных через образы таких персонажей, как заяц, козленок, жеребец-иноходец, лев, волк, раскрываются особенности характера людей, их достоинства и недостатки, социальное неравенство. В конечном итоге в них всегда торжествует добро и служит примером воспитания .

В тувинском героическом эпосе повествуется о народных знаниях, веры человека в светлое будущее, о подвигах богатыря в борьбе с чудовищами или иноземными врагами, его поездке к далекой суженой. И, в этом плане, есть поучительные примеры из героических сказаний . Временем формирования тувинского героического эпоса, по мнению ученых, является период создания орхоно-енисейских рунических памятников найденных в Туве, датируемых VIII — IX веками . Складывался эпос на языке народа-творца этих памятников. Язык эпоса, отличаясь от повседневной обиходной речи, употреблялся в торжественных случаях, когда человек хочет говорить возвышенно. В таких крупных эпических произведениях как «Бокту-Кириш, Бора-Шээлей», «Кангывай-Мерген», «Бора шилги аъттыг Боралдай», «Хан-Хулук» и др. нашли отражение древние элементы языка, быта и культуры тувинцев, восходящие к разным эпохам, или, иными словами, мы имеем дело с многослойными произведениями, компоненты которых сложились в разное время.

В целом, произведения устного народного творчества тувинцев представляют собой специфическую область народного творчества и знаний, объединяющую мир детей и мир взрослых, являются своеобразным и востребованным средством воспитания подрастающего поколения.

Как отмечают специалисты, в самых продуктивных периодах жизни человека, в детстве и юности, книга становится очень полезной. В этой связи, на наш взгляд, необходимо увеличить издание разнообразных положительных поучительных жанров детского фольклора в виде красочно иллюстрированных книг, с целью использования их в воспитании подрастающего поколения.

Также очень актуально издание учебников устного народного творчества с учетом современных реалий. В настоящее время в структуре социальных коммуникаций учебная книга занимает особое место. Актуальными представляются сформулированные В. А. Канке в книге «Философия учебника» требования к учебникам, которые направлены на активизацию процесса овладения знаниями студентами ВУЗов. Они необходимы для их будущей работы с детьми . Динамизм происходящих в современной жизни процессов, по мнению исследователей, требует, чтобы учебные книги, дающие знания были максимально ориентированы на новые задачи .

Библиографический список:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Мунзук, Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании. Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1990.

Тувинский государственный университет

2. Доржу, М.Д., Доржу, Ч.М. Тыва уруглар чогаалы. (Башкы училищезинге еередилге ному). Кызыл, 1987.

3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

4. Орус-оол, С.М., Юша, Ж.М. Тувинский фольклор. Историческая энциклопедия Сибири. T.III. Новосибирск, 2010.

5. Орус-оол, С.М. Избранные научные труды. Кызыл: Тув.кн. изд-во, 2011.

6. Гребнев, Л.В. Тувинский героический эпос (Опыт историко-этнографического анализа). М.: Наука, 1960.

7. Канке, В.А. Философия: учебник. М.: Логос, 2007. 376 с.

8. Антонова, С. Г. Современный вузовский учебник. К вопросу о совершенствовании принципов формирования // Книжная культура. Опыт прошлого и проблемы современности. К 250-летию вузовского книгоиздания в России. Материалы международной научной конференции. М.: Наука, 2006.

Bibliograficheskij spisok:

2. Dorzhu, M.D., Dorzhu, Ch.M. Tyva uruglar chogaaly. (Bashky uchilischezinge ооredilge nomu). Kyzyl, 1987.

4. Orus-ool, S.M., Yusha, zh.m. tuvinskij folklor. istoricheskaya entsiklopediya sibiri. T. III. Novosibirsk, 2010.

5. Orus-ool, S.M. Izbrannye nauchnye trudy. Kyzyl: Tuv.kn. izd-vo, 2011.

6. Grebnev, L.V. Tuvinskij geroicheskij epos (Opyt istoriko-etnograficheskogo analiza). M.: Nauka, 1960.

7. Kanke, V.A. Filosofiya: uchebnik. M.: Logos, 2007. 376 s.

Доржу Майя Дадаровна — кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики КПИ ТувГУ.

Dorzhu Maya — Candidate of Philology, Associate Professor of Pedagogical Institute of Tuvan state university.

УДК 372.21+390 (571.52)

ВЛИЯНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА ЗНАНИЕ ДЕТЕЙ ОСНОВ ЭТНОКУЛЬТУРЫ

Иргит Е.Л., Кунужап М.Б.

Тувинский государственный университет, Кызыл

THE INFLUENCE OF MUSEUM PEDAGOGY ON THE CHILDREN’S KNOWLEDGE OF ETHNOCULTURE BASES

Irgit E.L., Kunuzhap M.B. Tuvan state university, Kyzyl

Статья посвящена проблеме этнокультурного образования детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики. Приводятся результаты исследования уровня знаний основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: этнокультура, этнокультурная компетентность, дошкольный возраст, музей, музейная педагогика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *