Фотий 1 константинопольский

Святой Фотий жил в IX веке и родился в Константинополе примерно в 810-820 годах. Его родители были знатными благочестивыми христианами и имели армянское происхождение. Дядей Фотия был святой Патриарх Тарасий (+806), восстановивший иконопочитание в империи. Его отец, Сергий, выступавший в защиту икон, умер в ссылке.

Юный Фотий, одаренный Богом чрезвычайными интеллектуальными способностями, получил отличное образование во всех светских и церковных науках, и стал самым образованным человеком своего времени.

В 845 году Фотий был отправлен с дипломатическим посольством в Багдадский халифат, и по памяти составил обзор около 280 сочинений в разных отраслях науки. К слову, этот его труд донес до наших дней названия многих утраченных древних произведений.

Также он занимался и преподавательской деятельностью, а среди его учеников были будущие император Михаил III (842-867) и святой равноапостольный Кирилл (+869). Глубокое христианское воспитание будущего Патриарха защищало его от соблазнов столичной жизни. Всей своей душой он жаждал монашества.

Когда в 857 году со своей должности был смещен Патриарх Игнатий, его преемником избрали Фотия, как человека благочестивого и образованного. Смиренно приняв выбор, он за несколько дней прошел все степени священства и был поставлен на Патриаршую Константинопольскую кафедру.

Однако, через несколько лет возникла смута, связанная со смещением с Патриарха Игнатия. Так, сторонники Игнатия не приняли Фотия, и в Церкви возник раскол, переросший в большую ссору между Востоком и Западом. Двухкратный поместный собор 861 года, в котором участвовали 318 епископов, дабы положить край беспорядкам, подтвердил осуждение Игнатия и избрание Фотия.

На собор прибыли посланники Папы Николая I (+867), который надеялся, что сможет подчинить святителя своей власти. Но святой Фотий до конца своей жизни был твердым противником папских интриг и образцом для Восточного Православия. В 863 году на соборе в Риме Фотий был предан анафеме, а в 867-м, в Константинополе, уже анафематствовали Николая.

В 864 году Болгария добровольно приняла христианство, а князь Борис принял крещение от самого Патриарха, а направленное святителем Фотием духовенство окрестило народ. В 865 году здесь проповедовали равноапостольные Кирилл и Мефодий. Однако все это встречало противодействие со стороны приверженцев Папы, к тому же, когда в 867 году на Болгарию напали германцы, то болгары вынуждены были обратиться за помощью на Запад. Тогда из Рима прибыли епископы, ставшие заменять восточные обряд и учение на западные.

В 867 году император Михаил был убит Василием Македонянином, занявшим после этого императорский трон. Патриарх Фотий осудил убийцу и не разрешил ему причащаться. Тогда святителя сместили с кафедры и заточили в монастырь, а Константинопольскую Церковь вновь возглавил Игнатий. В 869-870 гг. в Риме состоялся собор, на который был вызван и святой Фотий. Оппоненты святителя победили, и осудили как его самого, так и выступавших в его защиту епископов. Патриарха отправили в семилетнюю ссылку в один из монастырей.

В 877 году упокоился Патриарх Игнатий. Незадолго до того два Патриарха, ставшие жертвами политических игр, примирились между собой. В 879-880 гг. в Константинополе состоялся собор, на котором все обвинения с Патриарха Фотия были сняты и его признали законным Предстоятелем Константинопольской Церкви. По настоянию святого, собор подтвердил неизменной формулу Никео-Цареградского символа веры, и отверг латинское искажение («филиокве»).

При следующем императоре Льве VI Мудром святого обвинили в заговоре, осудили и сместили с кафедры в 886 году. О последних годах жизни святителя мало достоверных данных. Он упокоился в ссылке в одном из монастырей Армении в 891, 893 или 896 году.

Икона святителя Фотия с частью мощей в монастыре св. Николая в Форт-Майерсе

На протяжении всей жизни Патриарх Фотий писал сочинения. В частности он оставил несколько работ против латинян и толкование на Священное писание. Также сохранилось собрание его писем и сборник поговорок. Последней его монографией, написанной перед смертью, стало сочинение «Тайноводство Святого Духа».

Части мощей святителя Фотия Константинопольского находятся в монастыре Дионисиат на Афоне и в Николаевском русском монастыре во Флориде, что близ города Форт-Майерса.

Интересно, что в греческих месяцесловах святого называют равноапостольным.

Память святителя Фотия отмечается 19 февраля.

Константинопольский патриарх в 858-67 и 877-86 гг., богослов и писатель.

Фотий I происходил из знатной столичной семьи: он приходился внучатым племянником константинопольскому патриарху Тарасию. Еще в иконоборческое время Фотий вошел в круг центральной бюрократии: он участвовал в посольствах к арабам в 838 и 845/55 гг., а позднее удостоился поста протоасекрита – начальника императорской канцелярии.

Служебная карьера Фотия I, и без того успешно развивавшаяся, круто изменилась в связи с конфликтом патриарха Игнатия с дядей василевса Михаила III Вардой, фактически управлявшим Византией от его имени. В праздник Богоявления 6 января 858 г. Игнатий, публично обвинив Варду в сожительстве с вдовой сына, отрешил царского дядю от причастия. Открытая конфронтация с Вардой вскорости привела к смещению Игнатия, в преемники которому определили Фотия, чей брат – патрикий Сергий – был женат на Ирине, сестре Варды и соответственно тетке василевса Михаила. Будучи сугубо светским человеком, Фотий принял монашество, за 4 дня преодолел все необходимые уровни церковной иерархии, и на Рождество 858 г. взошел на константинопольский патриарший престол.

Однако сосланный в ноябре 858 г. на о. Теревинф в Мраморном море, а затем на о. Лесбос, Игнатий не оставил надежд на возвращение сана, что спровоцировало т.н. «фотианскую схизму» – раскол между сторонниками Игнатия и Фотия. Имевшее локальное значение, «дело» бывшего патриарха приобрело «вселенский» характер. Игнатий апеллировал к Риму, где папа Николай I, подняв сугубо кадровый вопрос на принципиальную высоту, вошел в роль верховного арбитра. Под предлогом неканоничности избрания он отказал Фотию в признании и недвусмысленно высказался в пользу Игнатия, потребовав пересмотра его детронизации. В мае 861 г. константинопольский поместный собор в присутствии папских представителей подтвердил законность избрания Фотия I, что категорически не устроило папу, который, несмотря на мнение своих легатов, в 863 г. на синоде в Латеране анафематствовал Фотия. Фотий I же на новом соборе в Константинополе в 867 г. акцентировал внимание на догматических расхождениях с папством, в частности, на проблеме filioque (исхождении св. Духа) и, обвинив Рим в ереси, отлучил и проклял Николая I (западные христиане, в отличие от восточных считают, что св. Дух исходит не только от Бога-Отца, но также и от Бога-Сына).

В том же году положение Фотия резко переменилось: 24 сентября 867 г. Михаил III был убит своим приближенным Василием Македонянином, а полутора годами ранее 21 апреля 866 г. в результате заговора погиб главный покровитель патриарха – кесарь Варда. Позиции Василия Македонянина – нового царя Василия I, – были неустойчивыми, и поэтому он постарался заручиться поддержкой константинопольской бюрократии. Буквально в первые дни после свержения Михаила III чиновная знать добилась отставки Фотия I (25 сентября 867 г.) – креатуру ненавистного ей покойного Варды, – а 23 ноября 867 г. на кафедру вступил отозванный из ссылки Игнатий. Больше того, Василий I поспешил замириться с Римом и VIII Вселенский (по счету западно-христианской церкви) собор, заседавший в Константинополе в 869-70 гг., официально осудил Фотия. Впрочем, итоги «процесса» над Фотием I оказались неокончательными.

В 870 г. Василий I ввязался в спор с папством по вопросу о церковной юрисдикции недавно созданной болгарской епископии и прекратил заигрывание с Римом. Косвенным следствием из этого стало снятие с Фотия опалы (ок. 875 г.) и назначение его воспитателем царского сына Льва (VI), а прямым – восстановление Фотия I на патриаршестве по смерти Игнатия 23 октября 877 г. Фотий поспешил взять реванш и в ноябре 879 г. на поместном соборе в Константинополе «новый старый» предстоятель торжественно аннулировал акты, провозгласившие его отлучение 10-летием ранее.

Очередная смена императора вновь негативно отразилась на судьбе Фотия I: с кончиной Василия I (886 г.) престол перенял Лев VI, за которым встал логофет дрома Стилиан Заутца, быстро превратившийся во всесильного временщика. Как глава государственной администрации он убрал многих выдвиженцев Василия I, в том числе среди духовенства: уже в декабре 886 г. державшийся довольно независимо Фотий был низложен, выдворен из столицы и провел последние годы жизни на дальнем византийско-армянском пограничье.

Имя Фотия I обессмертила активность ромейских миссионеров в период его патриаршества: предстоятель в немалой степени способствовал расширению духовно-культурного ареала Константинополя. В 863 г. в Моравии началась просветительская деятельность Константина (Кирилла) и Мефодия. Ок. 865 г. по византийскому образцу крестился хан Болгарии Борис I, а ок. 867 г. произошло «первое крещение Руси» (см. Византийское содружество).

Будучи одним из крупнейших интеллектуалов в византийской истории, выдающимся коллекционером классических античных произведений, Фотий собрал замечательную домашнюю библиотеку. Он составил «Мириобиблион» («Множество книг») – уникальный каталог из более или менее подробных аннотаций о 279 прочитанных книгах, который содержит биографические сведения об авторах и их стилистическую аттестацию.

Сочинения:

Памятники византийской литературы IX – XIV вв. / Отв. ред. Л.А. Фрейберг. М., 1969;

The Homilies of Photius, Patriarch of Constantinople / Transl. by C. Mango. Cambridge, 1958;

Photius. Bibliothèque/ Ed. et tr. R. Henry: En 7 vol. Paris, 1959-1974.

Исторические источники:

Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей / Изд. подг. Я.Н. Любарский. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2009;

Иллюстрации:

«Первое крещение Руси» ок. 867 г. (болгарский иллюстрированный перевод Хроники Константина Манассии. Миниатюра 58, XIV в.);

Крещение Бориса I Болгарского («Обозрение истории» Иоанна Скилицы, рубеж XII – XIII вв. Королевская библиотека. Мадрид);

Патриарх Фотий (слева) и игумен Студийского монастыря Феодор Сантаварин («Обозрение истории» Иоанна Скилицы, рубеж XII – XIII вв. Королевская библиотека. Мадрид).

Дополните информацию о персоне

Фотий
Другие имена: Фотий I (патриарх Константинопольский)
Дата рождения: 820
Место рождения: Византия
Дата смерти: 891
Место смерти: Византия
Краткая информация:
Богослов и просветитель, Константинопольский патриарх

Биография

Рождение Фотия относят к первым десятилетиям IX века.

С 842 — Фотий начал преподавательскую деятельность в Константинополе (среди его учеников — просветитель славян св. Константин-Кирилл, известный богослов и писатель Арефа Кесарийский). Вскоре Фотий в чине протоспафария занял важную должность протоасикрита — начальника императорской канцелярии.

В 845 или 855 — Фотий участвовал в посольстве к арабскому халифу, отправляясь в которое он составил послание своему брату Тарасию, впоследствии ставшее знаменитым как «Мириовивлион», или «Библиотека» — более или менее подробное описание 280 прочитанных им книг.

В 855 — 856 вдовствующую императрицу Феодору оттеснил ее брат Варда, ставший фактическим правителем государства (в апреле 862 г. он получил от Михаила III второй после императорского титул кесаря). Этот выдающийся политик и военный деятель, покровитель наук и образования, сразу же оказался в конфликте с патриархом Игнатием, сторонником Феодоры. В ходе последовавшей борьбы Варда добился изгнания Игнатия по обвинению в государственной измене, а на патриарший престол возвел Фотия (25 декабря 858 г.).

Так недавний чиновник и ученый оказался невольно вовлечен в ожесточенную борьбу церковных партий, истоки которой восходили еще к концу VIII. Последовала продолжительная борьба с Фотием сторонников свергнутого Игнатия, получивших поддержку папы Николая I (858-867). Напряженность отношений между Римом и Константинополем, усугублявшаяся спором о юрисдикции над Болгарией и Южной Италией, привела к взаимному осуждению и отлучению Патриарха и Папы. Возникла так называемая «Фотианская схизма»: в августе 863 на Римском Соборе был отлучен Фотий, в сентябре 867 Собор в Константинополе 5 отлучил Папу Николая).

В результате интриг Василия Македонянина, любимца императора Михаила III, Кесарь Варда был убит (21 апреля 866). Василий вскоре был коронован беззаботным Михаилом (26 мая 866), который в следующем году сам стал жертвой своего соправителя и был убит им во дворце (23 сентября 867). Став единоличным правителем Империи, Василий I в угоду Папе и многочисленным сторонникам Игнатия в Византии сразу же возвратил опального Патриарха в Константинополь и восстановил его на престоле.

Фотий, по сообщению некоторых хроник выступивший с обличением узурпатора, был низложен (25 сентября), сослан и отлучен от церкви (23 ноября 867). На Константинопольском Соборе 869-870 гг. (признаваемом на Западе «VIII Вселенским») Фотий был анафематствован, а все поставленные им епископы низложены.

Однако уже к 873 отношения между Патриархом Игнатием и Римом обострились из-за спора о церковной юрисдикции Болгарии; Фотий же был возвращен Василием I из ссылки и призван ко двору для обучения императорских сыновей (ок. 875 г.). Когда в октябре 877 г. св. Игнатий умер, примирившийся с ним Фотий стал его преемником; в 879 г. он был признан в Риме и утвержден в сане Константинопольским Собором 879-880. Но сразу после смерти Василия I (886) Фотий был вынужден отречься от престола по настоянию нового императора Льва VI, который передал патриарший престол своему 18-летнему брату Стефану.

Умер Фотий в ссылке в 990-х.

Вскоре могила его прославилась чудесами, а сам он был причислен к лику святых Православной Церкви (память 6 февраля по старому стилю).

Сочинения

Автор богословских сочинений и писем.

Составитель «Мириобиблиона» — комментариев к рукописям (279!) древних авторов, с обширными выписками из оригиналов, — по существу первого библиографического труда.

Среди богатейшего творческого наследия Фотия сохранились три сочинения, являющиеся первыми достоверно датируемыми греческими текстами, упоминающими о Руси. В первую очередь это две гомилии (проповеди, беседы), произнесенные Фотием с кафедры собора Святой Софии в Константинополе перед горожанами во время нападения флота Руси на столицу Византии летом 860 г.:

  • первая — в минуту смертельной опасности при нашествии «северных варваров»
  • вторая — во время всеобщей радости при их отступлении. Особое значение этих гомилий в качестве источника состоит в том, что они являются свидетельством очевидца и адресованы непосредственным свидетелям происшедшего
  • Третий документ — «Окружное послание» патриарха Фотия Восточным Патриаршим престолам, посвященное созыву Собора в Константинополе (867), где Фотий упоминает о добровольном крещении воинственной Руси, еще недавно причинившей столько бедствий христианам.

Разное

  • Выдающийся церковный деятель, богослов и просветитель, Византийский (Константинопольский) патриарх (858-868; 877-886).
  • Самая крупная фигура Византии IX века.
  • Способствовал распространению влияния византийской церкви в Болгарии, Моравии, на Руси. Положил преграды честолюбивым притязаниям римских пап и теоретически обосновал право Константинополя на церковную независимость от Рима — в результате конфликта с папством произошло разделение христианской церкви на католическую и православную.
  • Блестящий представитель византийского образования IX века — оказал влияние на догматическую литературу византийцев, каноническое византийское право и т.д.
  • Популяризатор классического образования. Патриарх способствовал возрождению Константинопольской высшей школы, что постепенно превратило Византию в очаг просвещения и культуры на фоне варварства, царящего в те годы на западе.

Библиография

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *