УДК 261
Ян Цуйхун,
доктор исторических наук, доцент Цзилиньского
университета (КНР)
СВЕТСКИЕ ФУНКЦИИ ПРАВОСЛАВНЫХ МОНАСТЫРЕЙ РУСИ
Православные монастыри в качестве важной организационной формы иночества от момента появления в Древней Руси пережили процесс распространения. Удельные князья являлись основными инвесторами, а монахи в Древней Руси первоначально в основном принадлежали к аристократии. Монастырь был расположен в городе или в соседстве с городом, что не позволяло монастырям обособиться от мирской жизни. Монастыри пытались сыграть свою роль в политической, общественной и культурной жизни, выполнять различные светские функции в служении царям и в заботе о царствовании
Yang Chuy Khun,
PhD in History, Associate Professor, Jilin University (People’s Republic of China) yangch319@163.com
SECULAR DUTIES PERFORMED BY ORTHODOX CHRISTIAN MONASTERIES IN
THE EARLY RUS
Ключевые слова: Русь, ские функции.
православные монастыри, свет-
Key words: Early Russ, Orthodox Christian monasteries, secular duties.
Исследовательский проект получил финансовую поддержку от Министерства образования КНР—номер проекта 11YJC770076.
Киевская Русь, как только что возникшее государство, сталкивается с трудной задачей: феодальные князья пытаются использовать заимствованную религию как идеологическое оружие для укрепления совей власти.
В 988 г. князь Владимир I принудил византийскую царевну Анну к замужеству в обмен на принятие христианства. Он призвал всех киевлян принять крещение в Днепре. Так киевляне стали верующими христианами. Это событие называют «Крещением Руси». Крещение Руси стало началом христианизации Древней Руси.
Церковная структура состоит из двух частей: храм и монастырь. Монастырь призван быть религиозным центром. В христианстве монахом называют того, кто удалился от земной жизни, предался Богу. Монастырь в христианстве — место для совместного проживания и деятельности монахов, а также проведения религиозной деятельности.
Князь Владимир заботился о религии: он отдавал землю под строительство церкви и средства на постройку монастырей. Монастыри развивались при содействии князя. Великий князь Владимир положил, что церкви передаются судебные пошлины и десятая часть налогов -десятина. Первые соборы были созданы при Владимире. При Ярославе продолжился рост могущества церкви и строительство соборов.
«В год 6545 (1037) заложил Ярослав город великий,.. заложил и церковь святой Софии,… затем монастырь святого Георгия и святой Ирины» . Через почти полвека после Крещения Руси появились первые монастыри. «Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил» . Основание православных монастырей являлось важным достижением обращённой в христианство Руси.
В Х1-Х11 вв. топографически монастыри располагались на важнейших торговых и водных путях Древней Руси, в городах по Днепру, в Киеве и вокруг него, в Новгороде и Смоленске. Так, в Киеве было 15 монастырей, Пскове — 1, Чернигове — 2, Смоленске — 1, Галиче — 1, Владими-ре-Суздальском — 8 . В этот период монастырь строился в городе и его окрестностях. Причина этого заключалась в том, что князья и бояре видели в монастырях опору в трудное время.
Первоначально монахи были в основном из высших слоёв общества. Епископы избирались обязательно из бояр. В монахи шли также князья и бояре, так как постригавшийся должен был сделать вклад или селами, или деньгами; монахи из купцов и зажиточных крестьян встречались только как исключение . Из всего этого следует, что существовала тесная связь
между религиозными и светскими властями. Это также было удобным условием для вмешательства духовенства в политические дела.
В Х1-Х11 вв. возникновение монастырей, расположенных в городе или близко к нему, например в Киеве, Новгороде и других городах, привело к тому, что жизнь в них не была полностью оторвана от мирской жизни. Финансируемый и построенный феодалами монастырь поддерживал тесные связи с дворянством. Роль монастыря в общественной жизни зависела от его привязки к социальному классу, государственной власти и правителям.
Вначале монастыри участвовали в политической деятельности. Иногда выступали как посредники во время феодальных конфликтов. В монастыре встречались и проводили переговоры, потому что широко бытовало мнение, что монастырь — это святое место, перед Богом люди будут говорить правду, следовать обещанию. В 1169 г., после смерти киевского князя Ростислава Мстиславича, за великокняжеский престол началась борьба между родственниками. Она закончилась вокняжением Мстислава Изяславича в Киеве. Но спорные вопросы необходимо было решить. Враждующих князей собрал в Вышгороде князь Давыд Ростиславич, а местом, куда съехались князья, стал Печерский монастырь: «И приеха Мыстислав у Печерськии монастырь, и за ним Володимир приеха и повеле ему съсести в икономли кельи, а сам съседе в игуменьи кельи” . В 1133 г. игумен Исайя посетил в качестве посла Киев, после чего вернулся в Новгород с митрополитом Михаилом.
Еще одна функция монастыря — быть местом захоронения, заточения. Сложилось воззрение, выработанное в монастырях, что судьба души за гробом зависит не только от дел умершего, но также главным образом и от молитв живых за него. Но при этом монахи подчеркивали, что далеко не все равно, кто и где будет молиться за умерших; молитва «непогребенных мертвецов», то есть монахов, всецело посвятивших себя посту, молитве и другим благочестивым подвигам, скорее будет услышана Богом, чем молитва приходского белого духовенства .
По свидетельству Киево-Печерского Патерика, Антоний и Феодосий, основатели КиевоПечерской лавры, уверяли, что всякий человек, монах или мирянин, похороненный в монастыре, будет помилован, невзирая на его грехи. А житие Феодосия к этому прибавляет, что Феодосий перед смертью дал братии еще более смелое обещание: «Се елико же вас в монастыри сем умерет, или игуменом где отослан, аще и грехи будет кто сотворил, аз имам перед Богом за то отвещати» .
Об Ирининском монастыре есть упоминание в Ипатьевской летописи под 1147 г., когда опальный Святослав Ольгович искал спасение в его стенах от восставших киевских горожан . Сам Святослав был праправнуком Ингигерды-Ирины и поэтому не случайно искал укрытие в ее монастыре.
В 1147 г. принял мученическую смерть от рук киевлян князь Игорь Ольгович, сын черниговского князя Олега Святославича. Он был арестован и заключен сначала в Киевском Михайловском монастыре, а позже переведен в Переяславль, в стены Иоанновского монастыря .
Еще следует отметить, что монастырь являлся важным культурным центром. Монастырь обладал для развития культуры мощными экономическими ресурсами: огромными землями, доходами от торговли, ростовщичества и т.д. Жизнь в монастыре позволяла монахам заниматься культурной деятельностью, монастырь учил монахов грамоте.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Монахи занимались переписыванием и собиранием рукописей, руководили школами. Дочь Всеволода Ярославича Янка основала при Андреевском монастыре в Киеве школу для богатых девушек: «Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, такоже ремеслам, пению и иным полезным знаниям» . Хотя до нас дошло мало информации, но можно определить, что этот монастырь предназначался для аристократии.
Наиболее значительной задачей всё-таки было переписывание. В Печерское монастыре был монах Иларион «беяше бо книгам хитр писати, и съи по вся дьни и нощи писаше книгы в кельи блаженнаго отца нашего Феодосия Евфростния нача книги писати своимя рукама, наемъ емлющи, требующим даяше».
Имел свою библиотеку и Юрьев монастырь, однако сведения об этом очень скудны. Кроме того, монастырь занимался также благотворительностью, филантропической деятельностью. Монастырь имел все условия для благотворительности: готовые комнаты для паломников, которые можно было использовать для приема страждущих, просителей убежища. Монастырь имел экономические возможности для помощи беженцам и инвалидам. В Киеве, следуя библейской заповеди «девять частей прибытка возьми себе, а десятую отдай Богу своему» ,
монахи десятую часть монастырского дохода передавали богадельне, посылая кроме того по субботам печеные хлебы в городские тюрьмы и тем, кто находился в заключении.
Таким образом, светские функции древнерусских монастырей были разнообразны и очень важны как для самих монастырей, так и для всего общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Повесть временных лет. http://lib.ru/HISTORY/RUSSIA/povest.txt
2. Синицына Н.В. Монашество и монастыри в России (XI — XX века). — М.: Наука, 2002.
3. Никольский Н.М. История русской церкви. — М.: Политиздат, 1983.
4. Полное собрание русских летописей (том 2). — М.: Восточная литература, 1998.
5. В.Н. Татищев История российская (том 2). — М.-Л.: Наука, 1963.
6. Новый Завет библии. Левит; Новый Завет библии. Второзаконие.
1. Povest’ vremennyh let. http://lib.ru/HISTORY/RUSSIA/povest.txt
Троице-Сергиева Лавра — самый известный монастырь в России
Троице-Сергиева Лавра
Наверное, сегодня в России нет таких людей, которые ни разу не слышали название — Троице-Сергиева Лавра. Пожалуй, монастырь, основанный 676 лет назад преподобным Сергием Радонежским, сегодня — самый известный в России. С ним неразрывно связаны важнейшие моменты истории Руси. Монастырь принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига, противодействовал сторонникам правительства Лежедмитрия II в Смутное время.
Монастырь быстро стал культурным и религиозным центром Российского государства. Здесь переписывались рукописи, писались иконы, летописи. В росписи самого храма принимали участие выдающиеся иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса собора была написана знаменитая Троица Андрея Рублева. Лавра была всегда излюбленным местом паломников, еще начиная с царских времен. В монастыре был крещен Иван Грозный, а для царевны Софьи Алексеевны, царевиче Ивана и Петра был убежищем. Даже Петр I укрывался здесь, когда спасался из Москвы бегством.
Сегодня в Троице-Сергиеву Лавру приезжают не только помолиться, но и на экскурсии. Здесь можно посмотреть построенный в 15-веке Троицкий собор, церковь Сошествия Святаго Духа на Соборной площади, у северной стены которой покоятся мощи преподобного Максима Грека, Успенский собор, где находятся мощи святителей Филарета и Иннокентия, Трапезный храм, а также самую высокую колокольню России высотой 88,5 метров. Именно с нее 20-к годы был сброшен и разбит царь-колокол. Есть экскурсии по монастырю для детей и взрослых, они проводятся на разных языках.
Также можно посетить Ризницу Троице-Сергиевой Лавры и посмотреть иконы, рукописные старинные книги, произведения шитья, изделия из золота и серебра. Кроме того, здесь есть несколько целебных источников, в которых можно набрать воду.
Александро-Невская Лавра
Александро-Невская Лавра
В конце Невского проспекта в Санкт-Петербурге находится Александро-Невская лавра – ныне действующий мужской монастырь, а также оазис русской духовной жизни на Монастырском острове. Решение о строительстве на этом месте монастыря приписывают Петру I. Считается, что в этом месте, где речка Монастырка впадает в Неву, в 1240 году была битва дружины князя Александра Невского над шведами. В память о тех событиях, а также в честь победы над шведами в 1704 году монастырю и дали название — Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь.
Заложен он был в 1710 году. Позже здесь были построены Благовещенская церковь и часовня, началась застройка монастырской слободы, Митрополичий дом. В 1797 году монастырь приобрел высший статус – статус лавры. Троицкий собор Алексанро-Невской лавры является основным в ансамбле монастыря. На территории монастыря есть Лазаревское и Ново-Лазаревское кладбище, где захоронены Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, Ф.М. Достоевский и другие известные деятели страны.
Александро-Невская лавра является одним из красивейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Туристы приезжают посмотреть на красоту и строгость монастырских корпусов и приклонить голову перед выдающимися деятелями России, покоящимися здесь. Паломники прибывают в монастырь, чтобы поклониться мощам Святого Александра Невского, которые находятся в Троицком соборе лавры.
Валаамский монастырь
Валаамский монастырь
Один из красивейших монастырей – Валаам, расположенный на острове Ладожского озера в Карелии. Действующий мужской монастырь со всех сторон окружен водой и как будто создан для тихой монашеской жизни. Здесь необычайно красивая природа, что еще больше привлекает сюда паломников и туристов. Это место называют Северным Афоном. Начало создания обители здесь связывают с деятельностью Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев.
За свою историю монастырь неоднократно подвергался нападениям и разорениям из-за близости к границе со Швецией. Но сами монахи никогда не брали в руки оружие, предпочитая умереть. В начале XVII века монастырь даже был полностью разрушен, но потом обитель монахов восстановили. В свое время Валаам посещали Императоры Александр I и Александр II, другие члены императорской фамилии, живописцы Шишкин, Васильев, Куинджи, писатели и поэты Лесков, Тютчев, Шмелев, Зайцев, композиторы Чайковский и Глазунов, ученые Миклухо-Маклай, Менделеев и др.
Сегодня паломники могут посетить Валаам только через специальную паломническую службу. Гостей здесь принимают в гостинице, обустроенной в кельях обители. Здесь можно просто отдохнуть в тишине от мирской суеты, принять участие в богослужениях, посетить монастырские выставки, и даже самому поучиться различным видам декоративно-прикладного искусства.
Новодевичий женский монастырь
Новодевичий монастырь
Монастырь был основан в 16-м веке в пригороде Москвы на Девичьем поле. Соборный храм обители построен по образцу Успенского собора Кремля. Стены и башни монастыря строились в XVI-XVII, а большинство строений выполнены в стиле «московское барокко».
Здесь захоронены представительницы царских и княжеских родов, в том числе великая княгиня Софья Алексеевна. Также гости монастыря могут посетить могилы поэта Давыдова, писателя Чехова, на новом кладбище монастыря похоронены Гоголь, Булгаков и многие деятели русской культуры.
Сегодня часть корпусов и соборов находятся в ведении музея, другие относятся к монастырю. В Новодевичьем монастыре хранятся чтимые Смоленская и Тихвинская (XVI в.) иконы Божией Матери.
Кирилло-Белозерский монастырь
Кирилло-Белозерский монастырь
В Вологодской области на берегу Сиверского озера расположен Кирилло-Белозерский (также Кириллов) мужской православный монастырь. Его основали в 1397 году монахи Кирилл Белозерский — последователь Сергия Радонежского и Ферапонт Белозерский. В то время монастырь был своеобразным форпостом Московского государства во вражеских землях Новгородской республики. Есть интересная историческая деталь – в 1528 году великий князь Василий III ездил в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. И он родился – будущий царь Иван Грозный, который всю жизнь считал себя обязанным монастырю своим рождением и перед смертью стал пострижником. В 1722 в монастырь приезжал Петр I. Сейчас часть зданий монастыря относится к Историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику.
Паломники могут посетить храмы и музеи монастыря. В храме преподобного Кирилла Белозерского почивают его мощи. Сохранены копия первой деревянной кельи преподобного Кирилла и крест, водруженный иноками при поселении. Недалеко от монастыря, на горе Мауре сооружена деревянная часовня и поставлен поклонный крест.
Оптина пустынь
Оптина пустынь
Оптина пустынь – одна из древнейших русских обителей. Православный монастырь расположен недалеко от города Козельска в Калужской области. Точное время основания её неизвестно, однако, по преданиям, Пустынь существовала ещё до нашествия на Русь монголо-татар.
Считается, что основателем Пустыни был раскаявшийся разбойник по имени Оптин. Поначалу обитель же состояла всего лишь из одной деревянной церкви и около десятка монахов, живших в простых кельях. Через некоторое время она была уничтожена и возрождена только в конце 18-го века. Были построены новые церкви, появились, жилые корпуса для братии, трапезная, библиотека, мельница и даже черепичный и кирпичный заводы.
В свое время здесь бывали Гоголь и Достоевский. Сегодня гости монастыря даже могут увидеть домики, где останавливались великие писатели. Впечатление от поездки у Достоевского описаны в романе «Братья Карамазовы». А прототипом старца Зосимы стал старец Оптинского скита Амвросий. Вообще же Оптинская пустынь знаменита своими обитателями. Об удивительных старцах и чудотворцах Пустыни и в наши дни продолжают ходить легенды. Некоторые из них – целители души и тела — причислены к лику святых. За пределами России Оптина пустынь также известна. История об убиении трех монахов на Пасху в 1993 году потрясла многих.
И сегодня паломники едут сюда в первую очередь в надежде получить исцеление. В состав монастыря входит главный храм— Введенский собор, церковь Марии Египетской, Казанская церковь, Владимирская, за монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения.
Соловки
Соловецкий монастырь
Соловецкий мужской монастырь расположен на Соловецких островах в Белом море, между архангельской областью и Карелией. Соловки хорошо известны и в России, и за рубежом. Первые монахи здесь поселились в 17-м веке. Созданный здесь монастырь поддерживали Великий Новгород и Москва. Вскоре он стал одним из крупнейших в стране. Терпел нападение шведов, был разорен и царскими войсками
После смены государственного строя на Соловки стали ссылать заключенных. Александр Солженицын посвятил Соловкам целые главы своего романа «Архипелаг ГУЛАГ» . Только в 60-е годы прошлого века здесь начали восстанавливать обитель.
Сегодня туристы и паломники могут посетить уникальный музей истории, местный Кремль, Вознесенскую церковь, Ботанический сад, Филипповские островки, лабиринты Большого Заяцкого острова – один из них – крупнейший в мире, Муксалмскую дамбу, рукотворную систему каналов и озер. Также здесь построена церковь Андрея Первозванного, основанная Петром I.
Это лишь несколько достопримечательностей, расположенных на Соловках. Чтобы осмотреть все, не хватит и трех дней. Но самое главное, что привлекает сюда туристов – уникальная природа. Чистейшая вода озер, великолепный вид с островов.