Гаджеты для детей

Компьютеры, планшеты и смартфоны – неотъемлемые атрибуты жизни современного человека. Если старшее поколение когда-то обменивалось марками и вкладышами, то сегодняшние первоклассники носят в кармане гаджеты, делясь друг с другом на переменках секретами прохождения очередного уровня Warcraft.

В нашей статье мы рассмотрим все плюсы и минусы гаджетов для ребенка, и найдем разумный баланс в их использовании.

Содержание

Покупать ли ребенку смартфон?

Мобильный телефон – это возможность оперативно связаться с ребенком. Но так ли уж важно покупать чаду устройство, превышающее по своим возможностям свое прямое назначение – функцию связи? Отнюдь.

Смартфон представляет из себя мобильное устройство с функцией выхода в интернет, а, в большинстве случаев еще и напичканное играми. И не надейтесь, что удалив такие игры с телефона, вы решите проблему. Любой одноклассник поможет вашему сыну или дочери скачать и установить новые «стрелялки», «гонки» или «квесты», и ладно бы, если речь шла только о безобидных игрушках – неконтролируемый доступ в интернет позволит вашему чаду просматривать контент любого рода, в том числе и «взрослые» сайты.

В чем еще состоит вред смартфона для ребенка?

Мобильное устройство находится с вашим ребенком постоянно, и большую часть времени вы не можете препятствовать тому, как

  1. У ребенка портится зрение, благодаря воздействию вредного электромагнитного излучения. Кстати, постоянное ношение такого устройства поблизости от тела (в кармане, например) так же не полезно для физического здоровья человека в целом.
  2. Ребенок отвлекается от учебного процесса, посвящая свое свободное время «зависанию» в телефоне.
  3. В качестве игр дети редко выбирают образовательные квесты, изучение азбуки или математические головоломки. Таким образом, на лицо вред для умственного развития ребенка.
  4. Постоянное нахождение в виртуальной реальности плохо сказывается на способности общаться со сверстниками.
  5. Тематика некоторых игр вызывает развитие отклонений в неокрепшей детской психике. «Мочить зомби» — это несколько не то, чему нужно учиться маленькому человеку.
  6. Возникает гаджето-зависимость, когда сфера интересов ребенка сужается до того, что находится в электронном устройстве. Если вас уже коснулась эта проблема, не лишним будет обратиться к детскому психологу.

Поэтому наш совет будет таким:

  • Остановите свой выбор на простом мобильном устройстве, не позволяющем использовать его для установки компьютерных игр. Купить «навороченный» девайс можно ребенку от 14 лет, когда вы уже достаточно внятно донесли до него вред чрезмерного использования гаджетов и можете рассчитывать на некоторую степень осознанности и ответственности с его стороны.
  • Исключите возможность использования интернета на телефоне.

Компьютер vs планшет

Планшет идеально подходит для игр, просмотра почты и видео. Что из этого вы хотите привить своему сыну или дочери? Ответив на этот вопрос, вы поймете, нужен ли ребенку планшет.

Ноутбук или стационарный компьютер необходим современному школьнику для поиска информации, оформления рефератов, практике по такому предмету, как Информатика. Но с какого возраста все это будет реализовано школьником? Не поленитесь вникать в школьную программу чада, чтобы объективно оценивать целесообразность его знакомства с этим чудом техники.

Конечно, можно с пользой проводить время и за компьютером, даже в возрасте 4-5 лет, если заботливые родители установят соответствующие обучающие программы.

Но такие занятия не должны превышать 20 минут в день, а родительский контроль за выходом в интернет так же необходим, как и при использовании смартфона. Для этого существуют специальные программы.

А как же мультики, кино и компьютерные игры?

Сложно отказать детям в этих не полезных удовольствиях. Да и себе хочется выкроить хоть немного времени для личных дел и элементарного отдыха. Но что поделать, вы – родитель. А, значит, именно от вас зависит то, каким будет детство вашего ребенка – полным увлекательных приключений в мире книг, подвижных игр со сверстниками, занятий спортом, разнообразными хобби, или же вы выпустите во взрослый мир человека с неустойчивой психикой, расшатанной нервной системой, испорченным зрением и ограниченного в интеллектуальном развитии социофоба. Решать вам.

И, в контексте данной темы, будет не лишним процитировать Тима Элмора, автора множества бестселлеров о воспитании:

Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя.

Поэтому, если вы из тех родителей, кто все свое свободное время проводит, уткнувшись в гаджеты, будьте готовы к тому, что рано или поздно перед вами встанет вопрос: как отучить ребенка от планшета?

Сколько часов в день проводят дошколята за гаджетами?

Александр Веракса: В России собственный смартфон или планшет есть у 42% детей 3-6 лет. Цифровая активность ребят 5-10 лет — от одного до трех часов в сутки, а вместе с просмотром телевизора — 3-5 часов в день. По зарубежным данным, ежедневное «экранное время» дошкольников также в среднем составляет около 3 часов.

Что особенно тревожно? Наши исследования показывают, что примерно 10% детей дошкольного возраста проводят за гаджетами более 3 часов день.

Сколько минут в день маленькому ребенку можно разрешить играть с гаджетами?

Александр Веракса: Наши исследования показывают, что дошкольники, которые посвящают использованию гаджетов не более часа, успешнее в своем речевом, эмоциональном развитии, чем сверстники, которые проводят времени существенно больше.

С одной стороны, содержание цифровых игр сегодня стало частью детского общения: малыши их обсуждают, «разыгрывают» в реальности по ролям. Поэтому запретить гаджеты совсем сегодня уже нельзя. Без этого не будет гармоничного развития ребенка в группе сверстников. Однако чрезмерное «экранное время» негативно влияет на развитие ребенка.

Мы видим две основные сложности в постоянном использовании гаджета. Во-первых, и содержание, и методика даже в так называемых «образовательных» играх не выдерживают никакой критики с точки зрения современной психологии. Фактически это время, потраченное впустую. Во-вторых, ребенок общается с гаджетом один на один. И взрослый, к сожалению, из этого общения выключен. Как следствие — современные дети уже обладают рядом эмоциональных и когнитивных сложностей.

Какие игры полезнее, а какие — вреднее?

Александр Веракса: Самые полезные игры — игры традиционные, в которых дети принимают на себя различные роли, договариваются об их использовании, придумывают сюжеты и т.д. Такие игры развивают коммуникацию, воображение, умение регулировать собственное поведение (в роли и вне ее) во многом за счет присутствия сверстников.

В реальной игре (мнимой ситуации) ребенок может больше, он способен выйти на более высокий уровень мышления. Это подтверждают многочисленные исследования.

Совсем другое дело — виртуальные игры, какие бы сложные они не были, уже придуманы, сюжеты в них заданы. И по большому счету ребенок мало что может внести от себя в эту реальность. Единственное, что ему остается — потреблять ее. А потребляя, он отдается ей всецело, поскольку нет необходимости игру менять, прекращать или перестраивать, как это происходит в живом детском коллективе. Развитие ребенка, если он использует гаджеты без ограничений, начинает отставать (страдает, в первую очередь, его саморегуляция и эмоциональная сфера) и формируется компьютерная зависимость. Любые виртуальные игры будут уступать в дошкольном возрасте играм реальным.

Некоторые малыши пытаются увеличить изображение пальцами, когда смотрят в окно. Этому есть научное объяснение?

Александр Веракса: Это попытка перенести законы цифровой реальности в реальность объективную, что, безусловно, говорит об огромном влиянии гаджетов на сознание ребенка. Только задумайтесь, насколько оно подчинено «цифре»!

Необходимо объяснять ребенку, несмотря на его возраст, что существует две реальности: есть собачка, которая бегает на экране компьютера, и есть собачка настоящая. Собачку, которая в компьютере, можно увеличить, а настоящую увеличить нельзя. Но ее можно рассмотреть в бинокль или подзорную трубу. С ребенком можно провести тренировку на умение различать объекты, которые изображены на планшете и подаются увеличению, и фотографии этих же объектов, которые увеличению не поддаются.

Дети не ходят в детсады, а уставшие родители все чаще дают им в руки смартфоны и планшеты. Как маме и папе не сойти с ума с маленьким ребенком на самоизоляции?

Александр Веракса: Эта ситуация, конечно, вызывает стресс у ребенка любого возраста. Нарушение привычного уклада, отсутствие общения с друзьями и воспитателями… По возможности, родителям следует обеспечить коммуникацию ребенка со сверстниками с помощью дистанционных способов общения.

Имейте ввиду: ребенок — развивающийся человек, очень сложное создание с колоссальными возможностями для развития. Но успех будет только в том случае, если это развитие будет поддерживаться взрослым. Ни в коем случае нельзя оставлять ребенка предоставленным самому себе по принципу «лишь бы не мешал»!

Взрослый должен постараться создать все условия для реализации детского потенциала. Даже в этот непростой период самоизоляции. Важно разговаривать с ним как можно больше. Разговор с ребенком должен быть максимально развернутым, раскрывающим смысл и красоту мира. Очень важно читать с малышом книги, учить стихи. Книга (в отличие, например, от кинофильма) позволяет ребенку раскрыть свой творческий потенциал, создавать уникальные индивидуальные образы. Полезно рассматривать картины и слушать музыку, все это максимально подробно обсуждать. Желательно найти для ребенка занятие, результат которого он мог бы представить окружающим его взрослым. Это может быть виртуальный фотоальбом, рисунок, приготовление еды, изготовление книги, придумывание сказки и т.д

При этом важно помочь ребенку, чтобы этот результат был действительно интересным и завершенным. Потом его можно показать другим детям по скайпу с рассказом ребенка о том, что он сделал. Главное, раскрыть малышу пространство возможностей и, конечно, помогать в нем продвигаться. Если заниматься системно, то через какое-то небольшое время он начнет вас спрашивать, а что мы сегодня будем делать, потом сам начнет придумывать занятия и предлагать участвовать в его начинаниях.

Жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему — зависимость от гаджетов (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»). Это многие устройства: смартфоны, электронные книги, ноутбуки и ультрабуки, планшеты, музыкальные плееры, игровые консоли и другое. Ситуация сложилась на самом деле абсурдная: гаджеты созданы, чтобы служить человеку, а на деле они часто подчиняют человека себе. Особенно опасно, когда появляется зависимость от гаджетов у детей.

Зависимость от гаджетов у детей — серьезная проблема

Специалисты разных стран, изучая гаджет-зависимость у детей, проводили эксперименты, ограничив определенные возрастные группы школьников и молодежи в использовании любых технических устройств на разный период (от 8 до 24 часов). Выяснилось, что подавляющее большинство не смогли провести время без своих гаджетов. Более того, у них наблюдались тревожные симптомы: растерянность, депрессия, агрессия. Некоторые испытывали состояние сродни ломке. Об этом говорят опыты, проведенные учеными Америки, Великобритании, Китая, России. Психологи утверждают, что зависимость от гаджетов может превратиться в серьезную проблему.

Зависимость от гаджетов начинается с родителей

Родители, часто того не понимая, сами увлекают ребёнка виртуальным миром, покупая ему разные модные штучки. Они искренне считают, что это необходимо. И забывают о том, чтобы увеличивать круг других интересов детей, не ищут ресурс в интеллектуальных, творческих занятиях, не учат получать от жизни разные впечатления. Попросту гаджет-зависимость у детей начинается с того, что родители себя заменяют гаджетом. Многие предпочитают видеть своего ребёнка удобным, не отвлекающим от взрослых дел. А в итоге вырастает подросток, у которого неверно расставлены приоритеты: сначала виртуальный мир, а затем реальная жизнь. Производители же гаджетов постоянно поддерживают интерес подростков, используя особенности их психологии. Это замкнутый круг, который разорвать смогут только родители.

Как определить зависимость от гаджетов у детей?

Гаджет-зависимость у детей можно определить, проведя маленький тест. Предложите ребёнку честно и откровенно ответить утвердительно («да») или отрицательно («нет») на такие заявления:

  1. Не могу день провести без компьютера, смартфона, других технических средств.
  2. Когда я не использую гаджет, я начинаю нервничать.
  3. Не могу ограничивать время занятий, всегда сижу со смартфоном больше, чем планирую.
  4. Вру родителям, сколько времени провожу со своими гаджетами.
  5. Мечтаю остаться наедине со своим смартфоном, постоянно хочу его использовать.
  6. Откладываю важные дела, уроки, чтобы заняться чем-нибудь на гаджете.
  7. Когда я уделяю время компьютеру, смартфону, у меня хорошее настроение, испытываю чувство эйфории.
  8. Требую от родителей покупки (установки) новых версий игр, других современных устройств.
  9. Иногда после проведенного времени за техническими устройствами у меня болит голова, режут и слезятся глаза, расстраивается сон (отвечать утвердительно, если есть хотя бы один признак).
  10. Предпочитаю игру на компьютере, смартфоне встрече с друзьями, прогулке.

Подвести итог просто. Посчитайте ответы «ДА»:

  • 1-4 — нет поводов для беспокойства;
  • 5-6 — тенденция к зависимости;
  • 7-10 — наблюдается зависимость от гаджетов.

Как лечить зависимость от гаджетов у детей? Паниковать не следует. Решение проблемы состоит в правильной расстановке приоритетов. Возможны такие варианты: Побеседуйте с ребенком. Сознательно ограничьте время использования любых технических устройств. Будет трудно, но мотивируйте свои действия спокойно. Специалисты рекомендуют отключать гаджеты 1-2 раза в неделю, а в году — на две недели (можно во время совместного отпуска). Заставьте своего ребёнка отложить гаджет. Выберетесь с ним куда-то вместе: кататься на велосипедах, на прогулку в лес, в парк, в кино, в театр — куда угодно… Такие мероприятия помогут вам выстроить другие отношения, дадут возможность вернуть ребёнка к нормальной жизни. Но помните, что процесс этот не бывает быстрым. Он будет сопровождаться ссорами, недовольством со стороны детей. Но это, честно говоря, единственный путь.

Не стоит давать смотреть видео детям младше двух лет

Согласно рекомендациям Американской академии педиатрии, родители должны стремиться не давать экраны детям младше 18-24 месяцев, однако этот совет не распространяется на участие детей этого возраста в видеозвонках. В случае же, когда избежать просмотра видео невозможно, взрослые должны находиться с ребенком и объяснять ему происходящее на экране.

Видеозвонки помогут детям сохранять связь с родными на расстоянии

Чтобы вовлечь малыша в общение с человеком с другой стороны экрана, попросите онлайн-собеседника спеть детскую песню, почитать для малыша книжку, показать ребенку игрушку или, например, вы все вместе можете устроить дегустацию его любимых перекусов — печенья, фруктов, сыра и так далее. Важно, чтобы то, что происходит на экране было воспроизведено взрослым, который находится рядом с ребенком. Тоже пойте, возьмите ту же книжку или игрушку: так ребенок сможет лучше понять и запомнить свой опыт общения по видеосвязи. Будьте «руками и сердцем» вашего онлайн-собеседника: если человек на экране наклоняется, чтобы как бы поцеловать малыша, или протягивает руки, чтобы его обнять, делайте то же самое. А если происходят какие-то технические заминки, объясняйте их ребенку.

Просмотр телевизора до двух лет может негативно сказаться на психическом развитии

Линн Мюррей, британская ученая и профессор по психологии развития, пишет в своей книге по психологии детей до двух лет о том, что телевидение и другие СМИ негативно влияют на лингвистическое и общее когнитивное развитие ребенка, и особенно — на способность концентрировать внимание. Прямое негативное воздействие от просмотра видеоматериалов создается за счет скорости подачи информации и громких звуков. По мнению Мюррей, даже те видео, которые называются детскими, на самом деле не учитывают особенностей детского восприятия. Другая причина — косвенная: просмотр телевизора или мультиков с планшета замещает другие более подвижные и социальные активности.

Видео, которые «вовлекают» в обучение с помощью обращений героев к ребенку, тоже работают плохо, если ребенку меньше двух лет

В результате недавнего исследования, в котором проверялось, насколько интерактивные видеоматериалы помогают детям до двух лет учить новые слова, было показано, что взаимодействие экранного героя с ребенком не способствует лучшему запоминанию слов, если рядом нет помогающего взрослого.

Дети обучаются в коммуникативных ситуациях лучше, чем через видеоматериалы

Несмотря на то, что в некоторых случаях дети все же могут понять и запомнить увиденное на экране, ученые говорят о так называемом дефиците передачи информации с помощью видеоконтента. Возраст ребенка серьезным образом влияет на возможность усвоения информации с экранов и ее последующее применение в реальных ситуациях. То есть чем младше ребенок, тем меньше он самостоятельно поймет после просмотра видео. Так, например, дети 12, 15 и 18 месяцев гораздо лучше имитировали многосоставные действия других людей, когда наблюдали их не на видео, а в реальности.

Мультики и игры на телефоне — не лучший способ успокоить ребенка

Хотя электронные медиа и являются «палочкой-выручалочкой» в ситуациях, когда ребенка нужно быстро успокоить и заставить сидеть тихо, это далеко не лучший способ обработки переживаний малыша. Вместо этого (хотя бы иногда) обучайте детей распознавать свои эмоции, говорить о волнующих их проблемах, рассказывайте, как можно приходить в себя, например, с помощью дыхательных практик. Изучайте, как еще можно помочь детям справиться со сложными эмоциями.

Взрослые должны следить и за собственными привычками по использованию девайсов

По возможности находите время, которое вы сможете посвятить общению с ребенком без отвлечений на телевизор и другие электронные гаджеты. В исследовании, которое описано в буклете проекта Screen Sense, 40 из 55 участвовавших в нем родителей пользовались своими телефонами, когда обедали с детьми в кафе. В том же исследовании было замечено, что чем больше родитель «сидел» в телефоне, тем активнее ребенок пытался привлечь к себе его внимание. Родители же реагировали на это с раздражением, агрессией, кричали на детей, а один раз родитель даже ударил ребенка по ноге.

В другом исследовании, тоже описанном в буклете Screen Sense, мать просили объяснить двухлетнему ребенку два незнакомых ему слова. Когда мать объясняла одно из слов, на ее телефон начинали поступать звонки, и она отвечала, тем самым отвлекаясь от взаимодействия с малышом. Неудивительно, что в результате дети гораздо лучше запоминали слово, объяснение которого не было прервано телефонным звонком.

Дети учатся лучше, когда новая информация на экране встраивается в уже имеющиеся знания

К некоторым детским книгам и видео прилагаются дополнительные материалы для родителей, чтобы они смогли лучшим образом преподнести новую информацию детям. Это могут быть истории, которыми можно связать контент, совместные игры с детьми по мотивам книги или реплики для знакомства главного героя истории с малышом. В одном исследовании было показано, что дети лучше понимают математические концепции, когда на экране присутствует уже знакомый им герой.

Совместный просмотр видео, игры и изучение гаджетов могут поддерживать развитие детей через общение

Использование различных технологий может стать важной социальной активностью для ребенка. Однако известно, что только 25 процентов родителей взаимодействуют с детьми, когда дают им свои планшеты. В то же время в исследованиях было показано, что совместное погружение в электронные медиа может повысить способность переноса новых знаний с экранов в жизнь ребенка даже в 15 месяцев. А в 24 и 30 месяцев дети были способны выучить новые слова, когда вместе со своими родителями общались по видеочатам.

P.S. Главный вывод из множества исследований, которые были посвящены просмотру видеоматериалов по телевизору, со смартфонов и планшетов детьми дошкольного возраста или совсем малышами, следующий: старайтесь не оставлять ребенка наедине с электронными медиа и гаджетами. Лучше всего, если вы будете рядом, будете помогать ребенку понять смысл происходящего на экране и по возможности будете обращать его внимание на предметы и события с экранов в вашем настоящем окружении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *