Гангнус азбука вежливости

Учитель Карась О.А.

Внеурочная деятельность

Русский язык

5 класс

Тема: Азбука вежливости и добра

  1. Организационный момент.

На доске написаны слова:

Если есть друзья на свете –

Всё прекрасно, всё цветёт.

Даже самый сильный ветер,

Вашей дружбы не согнёт.

Обращаюсь к обучающимся: «Если вы дружны, то дружба помогает делать настоящие чудеса. Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Что вы чувствуете? (тепло рук) А теперь улыбнитесь друг другу. Ваше настроение стало ещё лучше».

II. Актуализация знаний. Постановка целей занятия.

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о самых важных качествах человека, об умении дружить и общаться друг с другом. Важно помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро. Тема занятия «Азбука вежливости и добра».

Прошу учащихся выделить Ключевые слова занятия: вежливость и доброта.

III. Работа по теме занятия.

  1. Знакомство с правилами вежливости. Диалог с учащимися, направленный на понимание слов «вежливость» и «доброта».

Какие правила вежливости и приличия вы знаете? (комментарии детей по правилам)

1.1. Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежли­вый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

    1. Игра «Вежливо – невежливо»

Учитель. Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо — невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет, были действия в ней. Шары красного цвета – вежливо, зелёного — невежливо

Поздороваться при встрече … (вежливо).

Толкнуть, не извиниться … (невежливо).

Помочь подняться, поднять упавшую вещь … (вежливо).

Не встать, обращаясь к учителю … (невежливо).

Взять билет в трамвае … (вежливо).

Не уступить место пожилому … (невежливо).

1.3. Решение проблемных ситуаций.

Предлагаю учащимся поговорить о поступках с позиции вежливого человека. Определите правильность решения ситуации.

1. Олег, выскочив из дома, стремглав помчался к школьному ав­тобусу. На бегу он случайно задел свою одноклассницу, наткнулся на учителя; протискиваясь, он зацепил чью-то пуговицу, и она от­летела.

Как повлияла спешка Олега на настроение окружающих?

2. Когда Игорь вышел на школьную площадку, обогнавшая его Наташа показала ему язык. Слава шутливо щелкнул его по затылку, Надя передразнила его походку.

Каким будет настроение у Игоря?

Почему?

3. Одна девочка жаловалась маме:

Во дворе меня мальчишки зовут Машка.

А как ты его зовешь? — спросила мама.

Я обращаюсь к ним: «Эй, вы!»

Права ли Маша?

Вывод. Не только слова должны быть у нас вежливыми, но и поступки должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть, ни вам, ни родителям, ни друзьям.

1.4. Далее предлагаю учащимся поэтическую игру «Каталог вежливых слов». Предлагаю учащимся выяснить, знают ли они вежливые слова…

1.4.1. Растает ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).

1.4.2. Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

1.4. 3. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

1.4.4. Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста).

1.4.5. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания).

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

позвольте, разрешите,

я вас благодарю.

Затем сообща делаем вывод. Какое вежливое слово должен знать каждый человек? (Здравствуйте) Это слово означает приветствие и пожелание здоровья. Предлагаю подобрать слова на каждую букву этого слова. З – здоровье, Д – доброта, Р – радость, А – азбука, В – веселье, С – счастье, Т – тепло, В – весна, У – уважение, Й – буква, Т – труд, Е – единство.

Прослушивание стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы»

Ежели вы вежливы

И ежели вы вежливы,

И к совести не глухи, То сидя на уроке,

Вы место, без сомнения, Не будете с товарищем

Уступите старухе. Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Ежели вы вежливы

То в разговоре с тётей

В душе, а не для вида,

И с дедушкой, и с бабушкой, В троллейбус вы поможете

Вы их не перебьете. Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме.

Тому, кто послабее,

И помощь ей предложите Вы будете защитником,

Без просьбы – просто сами. Пред сильным не робея.

Был сильным этот мальчик.

Нет, ежели вы вежливы,

И, право, очень мил, То вы благодарите,

Отняв у младших мячик: Но мячика у мальчика

«Спасибо», — говорил. Без спросу не берите.

Вывод: Не только слова должны быть добрыми, но и дела, поступки.

  1. Работа со сказками.

Читаем мексиканскую сказку «Вежливый кролик», размышляем над тем, что вежливость может помочь и даже спасти от опасности.

Жил-был Кролик. Он был очень воспитанный, вежливый. Однаж­ды он шел из чащи леса домой, как вдруг небо потемнело, надвинулись тучи, закрывая солнце, полил дождь. На пути была огромная пещера. Кролик решил там переждать дождь. Но он не знал, что в пещере жила старая ядовитая змея. Она редко выползала из пещеры, потому что не любила солнце, свет, зелень, красоту вокруг. Кролик не вошел сразу в пещеру. Он вежливо спросил:

— Уважаемая пещера, разрешите мне войти и переждать дождь? Услышав голос Кролика, змея, от радости забыв об осторожности, ответила:

— Заходи, Кролик!

Узнав голос змеи, Кролик испугался, но не подал вида. Он веж­ливо сказал:

— Простите, я не знал, что здесь занято, и кто-то живет, всего доб­рого, до свидания, не смею вас беспокоить». Он со всех ног бросился бежать домой. Змея, разозлившись, с ужасом зашипела.

— Ох, уж эти мне вежливые кролики.

— Понравилась сказка?

Учитель. Прошу учащихся ответь на вопрос о том, помогала ли им вежливость в отдельных ситуациях? Учащиеся рассказывают о случаях из их жизни.

Диалог с учащимися, направленный на развитие умения давать полный ответ на заданный вопрос и на повышение монологической речи.

Как вы думаете, вежливый человек может быть злым?

Конечно, нет! Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя,

естественная. А, значит, она всегда рядом с добротой, доброжелательным отноше­нием друг к другу, к окружающей среде.

Доброта — это лекарство от многого, и, прежде всего, от всего дурного. Как

возникает в человеческом сердце это чудесное, светлое свойство — доброта, помогающая людям жить, творить, делающая жизнь красивой и даже прекрасной? Ведь в сердце человека не загля­нешь.

Добро начинается с любви к живому. Добрый человек — это тот, кто

уважает людей, помогает им, он лю­бит, охраняет природу. А любовь и доброта согревают, как солнце. А, если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.

В одной из своих сказок великий русский писатель Л. Н. Толстой очень хорошо и убедительно рассказал о добре и зле.

«Белка и волк».

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на спящего Волка. Волк вскочил и захотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там на­верху — все играете и прыгает». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я тебе оттуда скажу, а то я боюсь тебя». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

— Какова главная мысль? (Хорошо тому, у кого доброе сердце.)

5. Следующий этап занятия – беседа на тему «Человек и окружающая среда». Предлагаю учащимся поговорить об отношениях человека и животных.

— У кого из вас есть домашние животные? Какие? Как вы друг к другу относитесь? Чем платят вам ваши любимцы за вашу доброту?

— Но бывают такие случаи, когда сердце у некоторых людей черст­веет и человек предает друга. Как реагирует животное на это?

Вывод. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и даже прекрасной. Добро начинается с любви к живому. Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждают­ся добрым отношением к нам родных, близких и совсем незнакомых людей, наших домашних животных, да и самой природы.

6. Урожай добрых дел.

Учитель. У меня корзинка, но она пустая. Мне очень хочется наполнить её «урожаем добрых дел». В ваших конвертах — яблоки. Напишите на них те добрые дела, которые вы делали в последнее время (дети записывают и кладут яблоки в корзину)

7. Полюс «Зла» и Полюс «Добра»

— Как вы думаете чего в жизни больше добра или зла? (В конвертах слова, отражающие добро и зло. Дети находят слова и кладут на весы)

Вывод: полюс «добра» намного тяжелее, а значит доброго и хорошего вокруг нас намного больше (звучит стихотворение Н. Тулуповой «Доброта»).

Добрым быть совсем, совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цветка.

Доброта – не пряник, не конфета.

Добрым быть совсем, совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Доброта, как солнце, светит.

Радуются взрослые и дети.

IV. Обобщение. Подведение итогов занятий.

Учитель. А в заключение вас ждёт встреча с ещё одной героиней из известной сказки.

… Однажды, в канун Нового года, злая мачеха отправила в лес свою падчерицу в лес за подснежниками…

Кого мы ждём в гости?

Из какой сказки?

Кто помог девочке?

Что в сказках побеждает зло?

Учитель. Заканчивая нашу беседу, я уверена, что вы станете бережнее относиться не толь­ко к близким, но и ко всему живому. Вы не останетесь равнодушными к чужой беде. Лев Николаевич Толстой писал: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».

4.1. Заключительный диалог с учащимися.

— О каких важных качествах человека мы сегодня говорили?

— Что для себя взяли?

— Изменится ли ваше отношение к окружающим в лучшую сторону?

Окружающий мир, 2 класс

Урок 24. «В школе. Правила вежливости»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1.Какие бывают формулы приветствия и прощания; этика общения с одноклассниками и учителями и руководством школы.

2. Познакомится с правилами поведения в общественном транспорте; со значением этикета общения по телефону.

Глоссарий по теме

Вежливость- учтивость, благовоспитанность.

Этикет – установленный порядок образа действий, поведения, форм обхождения.

Культура — совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. развитие культуры происходит скачками.

(Словарь Д.Н. Ушакова).

Ключевые слова

Этикет; вежливость; правила, общение.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир 2 кл. : учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017. С.49-55

Дополнительная литература:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

1. Послушайте загадку:

Стоит весёлый светлый дом,

Ребят проворных много в нём,

Там пишут и читают,

Рисуют и считают. Конечно, эта загадка про школу.

Природой установлено, что человек нуждается в общении.

Где мы общаемся?

Конечно, в школе, дома, на улице, в транспорте, по телефону.

Чтобы общение было приятным надо соблюдать правила поведения, принятые в обществе.

Послушайте стихотворение и вы узнаете о каких словах мы будем говорить.

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу.

Быть вежливым очень легко мне,

Я «Здравствуйте!»первым скажу.

Какое слово в этом стихотворении волшебное?

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Кого называют вежливым человеком?

2. Огромную роль в жизни каждого человека играет школа.

Школа – это источник знаний.

В ней мы живём особой жизнью. Там нас окружают школьные товарищи и любящие учителя.

И мы все должны жить так, чтобы окружающим было легко и приятно рядом с нами.

Поэтому все должны соблюдать определённые правила общения и культуру поведения.

Культура поведения – это вежливые поступки и вежливые слова.

Начнём с того, что в школу нельзя опаздывать. Приходить нужно за 15 – 20 минут до начала занятий.

Хорошей манерой будет считаться, если вы пропустите тех, кто выходит из школы.

По пути в класс воспитанный ребёнок, должен поздороваться со всеми, которых он повстречает.

Когда в класс входит учитель, дети должны встать без всякого шума.

Садиться можно тогда, когда с вами поздороваются и разрешат сесть за свои места.

Во время урока, нужно себя вести спокойно. Если хотите ответить, нужно поднять руку.

Атмосфера в классе всегда должна быть дружелюбной.

Чтобы класс был дружным и сплочённым, каждый ученик должен относиться к классу, как семье.

Если каждый ученик будет соблюдать правила, это поможет всем хорошо учиться и сохранить дружелюбную атмосферу в классе.

Между уроками бывают небольшие перерывы – это перемена.

Звонит звонок на перемену,

Чтоб отдохнул ты непременно.

Для каждого школьника перемена протекает по – разному.

Кто – то, чуть заслышав звонок сразу бежит в столовую.

Для малышей перемена – время игр, когда они могут с криком и визгом поноситься по школе, играя в догонялки или просто веселясь от души.

Не забывайте, что вы не один в школе, что вас окружают одноклассники и учителя, относитесь к окружающим с уважением и вниманием.

На перемене запрещается:

— толкать друг друга;

— бросаться различными предметами;

— драться и применять физическую силу;

— играть в опасные игры;

— бегать по коридорам и лестницам;

Но, так же на перемене разрешается:

— подготовиться к следующему уроку;

— общаться с друзьями;

— играть в спокойные, настольные игры;

Правила этикета – это волшебные правила, которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком.

Зная правила вежливости, ты сможешь общаться со своими сверстниками, со взрослыми, с близкими и совсем незнакомыми тебе людьми.

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было интересно.

Вежливые слова часто называют волшебными.

Они действительно могут творить чудеса!

Вежливых слов не одно и не два помни и знай эти чудо слова:

1.Слова приветствия.

Здравствуйте!

Доброе утро;

Добрый день!

Добрый вечер!

2. Слова прощания.

До свидания;

До скорой встречи;

Пока!

3. Слова благодарности.

Спасибо.

Благодарю.

Большое спасибо.

4.Слова просьбы.

Будьте добры!

Пожалуйста!

Прошу вас.

5. Слова извинения.

Извините.

Простите.

Я виноват!

Мне кажется, что «здравствуй!» — лучшее из слов.

Потому что «Здравствуй!» — значит как будь здоров.

Приветствие было первой формой культуры общения людей. Но вот, что интересно: жесты при приветствиях у разных народов были и остаются разными. Давайте посмотрим.

Приветствие, высказанное грубым или сухим тоном, может обидеть человека, с которым вы здороваетесь.

Правила приветствия

Запомните!

— Младший всегда приветствует первым;

— Слова приветствия нужно произносить чётко и внятно;

— В помещении здоровается первым тот, кто входит;

— Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Особенности телефонного разговора объясняются тем, что собеседники не видят друг друга. Поэтому информация выражается словами.

Отсюда следующие правила этикета общения по телефону.

1.Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.

2.Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.

3.Не следует говорить слишком долго.

Очень часто обсуждаются правила поведения детей в транспорте.

Как себя вести в транспорте должны знать и соблюдать не только взрослые, но и дети.

— Сначала нужно выпустить людей;

— Входя в транспорт, мужчины пропускают вперёд женщин;

— Помогите подняться инвалидам и людям с тяжёлыми сумками;

— Уступайте место старшим, пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.

— При выходе можете оказать необходимую помощь нуждающимся, например женщинам, старикам.

Таким образом, в школе вы научитесь новому, теперь вы знаете какими вежливыми словами постоянно пользоваться, какие вежливые поступки совершать.

Разбор типового тренировочного задания

Сортировка элементов по категориям;

Текст вопроса: Распознавание предметов, которые относятся к школе. Определите, на каких изображениях показаны предметы, которые нужны в школе, а на каких нет.

Перенесите картинки в соответствующие столбцы.

Предметы, которые нужны в школе

Другие предметы

Название файла с изображением к вопросу:

Картинка 1

Картинка 2

Картинка 3

Картинка 4

Картинка 5

Картинка 6

Ответ:

Предметы, которые нужны в школе

Другие предметы

Разбор типового контрольного задания

Распределите вежливые слова по соответствующим группам.

Приветствие

Просьба

Благодарность

Извинение

Варианты ответов:

Простите

Спасибо

Пожалуйста

Здравствуйте

Извините

Благодарю

Будьте добры

Добрый вечер

Добрый день

Ответ:

Приветствие

Просьба

Благодарность

Извинение

Здравствуйте

Добрый вечер

Добрый день

Пожалуйста

Будьте добры

Спасибо

Благодарю

Простите

Извините

Как научить ребенка быть вежливым?

Что такое вежливость, наверное, не стоит объяснять – у каждого из нас есть свои представления о том, что это за наука. Быть вежливым и воспитанным в нашем мире необходимо, так как вежливость – это составная часть доброжелательности, и она присутствует во всех языках.

Однако детям, которые воспринимают мир как созданный специально дня них, сложно понять смысл всех этих хитростей и уловок, заключенных в словах. Для малышей слова – это просто слова, и настоящей благодарности в детском «спасибо» дождаться не так просто.

Прививать ребенку манеры следует с самого его рождения. Звучит странно, но так оно есть на самом деле. Навыки вежливого обращения формируются, прежде всего, в семье. Если родители общаются друг с другом, используя вежливые слова, то и ребенок быстро к ним привыкнет и научится ими пользоваться правильно.

Малыш еще ничего не понимает, но зато впитывает в себя, как губка, стиль общения мамы и папы. И когда ребенок подрастет, то для него будет нормально говорить «привет», «спасибо» и «пожалуйста».

К двум годам можно учить ребенка говорить такие слова, как «извини», «как дела?», «пока», «спасибо». Также ребенок может поднимать ручку, здороваясь, или махать ею, прощаясь. Не надо требовать от двухлетнего ребенка, чтобы он запомнил все правила, поэтому его манеры будут напрямую зависеть от ваших подсказок.

В 3-4 года родителей ожидает неприятный сюрприз. В этом возрасте ребенок может «забыть» манеры вежливости, как бы проверяя, что можно, а что нельзя делать. Но именно в этом возрасте лучше всего учить ребенка использовать слова вежливости осознанно.

В 5-6 лет детям важно мнение окружающих и их одобрение. С этого возраста надо учить ребенка не только словам вежливости, но и правильному социальному поведению: делиться с друзьями, знакомству со сверстниками, вручению подарков, поведению за столом, на прогулке.

Очень часто бывает, что родители упускают момент, и ребенок учится добиваться всего без вежливости, приказным тоном. Это можно исправить. Когда ребенок начнет что-то требовать в своей привычной манере, не стоит отзываться на его просьбу. Необходимо дождаться, когда прозвучит вежливое обращение, тогда-то и стоит ответить ему и выполнить просьбу.

В обыденной жизни также не стоит забывать о вежливых словах. Например, в просьбах, обращенных к ребенку, необходимо использовать слово «пожалуйста», и обязательно говорить «спасибо», когда ребенок что-то сделал полезное. В итоге это станет для него нормой.

Чтобы воспитать ребенка вежливым, стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  • Не отвечайте грубостью на грубость, не говорите постоянно ребенку, что он невыносимый, грубый и невежливый. Следите за своим поведением: в Вашей семье все должны обращаться к друг другу в доброжелательном тоне, употребляя вежливые слова и проявляя чуткость друг к другу.

  • Показывайте ребенку мультфильмы, в которых вопросам вежливости уделяется особое внимание,подбирайте книжки, которые учат вежливости, и обращайте внимание ребенка на эти моменты.

  • Хвалите ребенка, когда он поступает правильно и проявляет вежливость в то или иной ситуации. За то, что был вежлив и терпелив, за то, что сдержался, когда младший отобрал у него игрушку, за то, что стоял в очереди, за то, что покинул детскую площадку после первой просьбы. Всегда используйте возможность достойно оценить поступки других членов семьи при ребенке: похвалить, поблагодарить, поощрить.

  • Научите ребенка чуткости. Он должен чувствовать другого человека и понимать, что ощущает этот человек в связи с какими-то поступками ребенка. Чуткости можно научить, объяснив, почему нужно уступать место в общественном транспорте пожилым людям, почему нужно делиться конфетами с домочадцами и т.д. Фразы могут быть такими:»Бабушкам и дедушкам тяжело стоять, у них болят ножки», «Конфеты, наверное, вкусные – мама и папа тоже хотят попробовать. Не хочешь угостить нас?».

Маленькие дети часто перебивают друг друга и взрослых, встревают в разговор, что тоже является проявлением невежливости. В этом случае не нужно грубо одергивать малыша – ведь с Вашей стороны, это также будет невежливо. Лучше скажите: «Я хотела бы закончить. Давай, я договорю, что хотела, а потом ты обязательно выскажешься».

Имеет смысл разграничить стиль общения ребенка со взрослыми и со сверстниками. Если в общении со сверстниками можно употребить некоторые «своеобразные» выражения – в разговоре со взрослыми это должно быть табу. Не обсуждайте при детях других людей, друзей и родственников, особенно когда ваши обсуждения носят негативный характер.

Пытаясь научить ребенка вежливости, необходимо дать ему понять, что каждый человек бывает неправ. И нужно уметь просить прощения за свои неверные поступки. Если Вы были неправы по отношению к ребенку, обязательно извинитесь. Только делайте это просто и легко, не нагнетая эмоций. Если Ваш ребенок никогда не слышал в свой адрес извинений, ему сложнее попросить прощения самому и вообще понять смысл этого действия. Извинение – это показатель того, что человек неправ и сожалеет об этом.

Не забывайте обращать внимание ребенка на ситуации, когда он был вежлив, и на те моменты, когда забывал говорить хорошие слова. Не ругайте за забывчивость, но поощряйте за вежливость.

Напоминайте ребенку о том, для чего нужна вежливость – ведь в цивилизованном мире жить намного приятнее, чем в том, где все друг с другом ругаются.

Как и большинство навыков, вежливость можно привить ребенку в процессе игры. Например, можно устроить чаепитие с куклами, и в процессе игры показывать, как необходимо вести себя, что говорить в тот или иной момент.

Никогда не ожидайте результатов сразу же. Продолжайте прививать ребенку хорошие манеры, и уже через пару недель будет виден результат. Но даже в этом случае не забывайте напоминать ему, что надо сказать в таком-то случае.

Будьте терпеливы, последовательны и вежливы, и тогда Ваш ребенок также станет вежливым!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *