Где исповедоваться?

Первая Исповедь – это важное событие в духовной жизни ребёнка. Она может надолго определить не только его отношение к Таинству Покаяния, но и направление всей его духовной жизни. В связи с этим к первой исповеди ребёнка, безусловно, необходимо готовить.

Подготовка к первой исповеди имеет принципиальное значение, потому что к этому времени дети должны в большей или меньшей степени как-то определиться с тем, что:

1) во-первых, они называются христианами не случайно – это значит, что они верят в Бога, доверяют Ему и стараются жить по любви;

2) во-вторых, они уже наравне со взрослыми несут ответственность за свои грехи и их последствия.

По традиции нашей Церкви, исповедь детей начинается в семилетнем возрасте, на рубеже перехода из детства в отрочество. Согласно психолого-педагогическим особенностям дети данного возраста чётко видят различие хороших и плохих поступков, а также их последствия, но говорить о том, что это осознанное покаяние пока ещё рано.

Первая исповедь является своеобразным ключом, который помогает ребёнку открыть дверь в самостоятельную духовную жизнь.

Первая исповедь может запомниться как момент подлинной встречи с милующей очистительной Божьей любовью, а может стать неприятным действием, когда в душу бесцеремонно вламываются и требуют рассказать о тайнах (может быть глубоко спрятанных, грустных для ребёнка) твоей души. Для того чтобы первый опыт ребёнка стал положительным и принёс соответствующие плоды, необходимо начать беседы об исповеди задолго до этого события.

Ребенку очень важен духовный опыт. Если он почувствует благодать и духовную радость в результате причастия или покаяния, если он почувствует и примет любовь Божию, любовь Церкви к себе, то он будет готов не только прийти еще и еще раз, но и сам будет готов являть такую любовь по отношению к другим и молиться об этом.

В чём же заключается подготовка ребёнка к первой исповеди? Ответ на этот вопрос неоднозначен и многогранен, более того актуален во все времена существования христианства, так как дети крестятся и причащаются по вере родителей. При чём, под верой имеется в виду вера деятельная, влияющая на все сферы жизни человека. И если между хождением в храм и реальной жизнью – разрыв, а порой и полная непересекаемость, то духовная атмосфера в семье, за внешней, пусть даже добропорядочностью, отсутствует напрочь. В таком случае ребёнок интуитивно воспринимает все Таинства как что-то чуждое тому, что он впитывает в семье. Это, в свою очередь, вызывает у него – опять-таки интуитивно – реакцию отторжения! Не случайно святые отцы и богословы всех времён уделяли и уделяют особое внимание ответу на этот вопрос.

Подготовка ребёнка к первой исповеди неотъемлемо связана с процессом воспитания и прежде всего семейного воспитания. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуется Бог и люди». Исходя из того, что воспитание – это сложный и продолжительный процесс, подготовка к первой исповеди не может быть скоротечной.

По словам священника Максима Каскуна подготовкой к первой исповеди является ни что иное, как передача духовного опыта. Таким образом, родители должны готовить ребенка все предшествующие годы, живя в благодатном опыте Церкви. Если они смогли воспитать в ребенке благочестие, то смогут подготовить его к первой исповеди так, что этот день будет для него праздником.

Учитывая тот факт, что у ребенка к семи годам мышление по преимуществу наглядно-образное, а не понятийное, его представление о Боге формируется постепенно, по образу отношений его с родителями. Если в семье отношения строятся на любви, то нетрудно объяснить сыну или дочери, почему нужно любить своего Небесного Родителя. Для детей это так же естественно, как любить родителей. Ребенку надо как можно чаще говорить о Божественной любви. Мысль о любящем Боге вызывает у него чувство раскаяния и желание не повторять скверные поступки. Исходя из выше сказанного и проанализировав бесценное литературное наследие святых отцов и современных богословов, можно утверждать, что основная роль в подготовке к первой исповеди отводится родителям. Родители с самого рождения ребёнка исполняют роль духовника. Они воспитывают ребёнка, учат хорошему, предостерегают от плохого. В нормальной семье родители должны быть для сына и дочери авторитетом навсегда, даже когда сам этот ребёнок станет взрослым. Главная задача родительского воспитания – постараться в ходе подготовки к первой исповеди сделать всё возможное для того, чтобы она стала толчком к рождению чего-то нового в душе ребёнка. В ходе подготовки следует побуждать ребёнка не к тому, как исповедоваться, а к самой необходимости исповеди. Через собственный пример, через умение открыто повиниться в своих грехах перед близкими, перед своим ребёнком взрослый показывает своё отношение и понимание Исповеди.

Когда мы идём причащаться и осознаём свой немирный дух или те обиды, которые причинили другим, мы, прежде всего, должны со всеми примириться. Всё это вместе взятое не может не воспитывать у детей благоговейного отношения к Таинству Исповеди. От отношения ребёнка к первой исповеди часто зависит его последующее отношение к этому великому и спасительному Таинству. Благодаря правильной подготовке ребёнка к первой исповеди, он придёт к пониманию того, что его поступки (хорошие и плохи) не что-то случайное и малозначительное, несущественное, но что в них проявляется его сущность, характеризуется его личность. Эти поступки могут, как приближать юного христианина к Богу, так и отдалять от Него. Такое понимание формирует правильное отношение ребёнка к Таинству Исповеди и способствует тому, что начав исповедоваться, ребёнок начнёт учиться относиться к своей жизни совершенно сознательно и ответственно. Таким образом, постепенно исповедь для ребёнка из необходимости перерастёт в потребность. Какова же ситуация на практике?

К сожалению, на практике ситуация иная. Имея за спиной атеистическое прошлое, мы не можем не чувствовать его последствий. Во многих семьях долгие годы отсутствовал духовный опыт, а в тех, где он в какой-то мере сохранялся и передавался, он не поддерживался жизнью и превратился в лучшем случае в традицию, а в худшем – в формальность. В связи с этим Церковь столкнулась с очередной проблемой: мотивация к исповеди со стороны родителей в большинстве случаев не имеет ничего общего с внутренним смыслом самой исповеди. Как правило, при этом ни дети, ни родители не понимают сути таинства и даже часто путают исповедь с причастием, так как с семейной атмосферой, с духовным опытом семьи эти таинства вообще не связаны. В данном случае эти таинства, к сожалению, исполняются как обряд.

Не менее сложная ситуация и в так называемых «воцерковлённых» семьях, где родители, как правило, воцерковились уже будучи взрослыми людьми. У них отсутствует опыт подготовки к исповеди именно в детстве, они не пережили соответствующих чувств и переживаний, им сложно понять состояние ребёнка, они могут лишь предполагать, что происходит у него в душе. В большинстве случаев такие родители забывают, что ребёнок – это не маленький взрослый. Таким семьям следует помнить, что ребёнок должен каяться в том, что он осознаёт как грех. А это возможно лишь при условии, что в семье очень чётко будет определено, что хорошо, а что плохо. Не стоит профанировать Таинство Покаяния, которое ребёнок не способен воспринять по-настоящему в силу своих возрастных особенностей. Главное, о чём нужно думать – это то, чтобы посещение службы, исповедь и причастие стали для ребёнка не тем, к чему мы его понуждаем, а тем, что он должен заслужить.

На основании сложившейся ситуации для решения данной проблемы были призваны приходские воскресные школы. Роль родителей в подготовке детей к первой исповеди заменили преподаватели. Но, совершенно очевидно, что это вынужденная мера и даже самый талантливый педагог не в силах заменить семейное воспитание и влияние родителей. Более того, если далее постоянно следовать этой практике, то можно прийти к плачевным результатам. Сегодня у многих родителей сознание воспитано в «потребительских» рамках, по принципу: «Дайте ребёнку таблетку и проблема исчезнет». Задача воскресной школы – помочь родителям приобрести недостающие знания и показать им необходимость участия в духовном развитии ребёнка, то есть, по сути, вернуть им главенствующую роль в данном вопросе. Они должны понять, что никакая «таблетка» здесь не поможет. Хорошо известно, что научить другого можно только тому, что умеешь сам. Вот почему родители смогут научить своих детей труднейшему искусству покаяния, только если у них есть собственный опыт. Дети должны видеть напряжённую покаянную работу, которую родители совершают сами, готовясь к исповеди. Это одна из причин, по которой воскресные школы не могут в полной мере подготовить ребёнка к первой исповеди. Преподаватель в рамках урока не может показать детям эту работу, он может о ней лишь рассказать, но это не достаточно для серьёзного и осознанного восприятия. Воскресная школа должна иметь скромные установки. Как лозунг врача – «не навреди», так и лозунг преподавателя – «не помешай» духовному развитию, не застопори, не отдали ребёнка от Бога, но всемерно содействуй доброму духовному движению его сердца. Не следует забывать и о Промысле Божьем относительно каждого человека.

Цель подготовительного класса воскресной школы – помочь понять и осознать, как детям, так и родителям, что они проходят только первые уроки в школе покаяния, в которой будут учиться всю свою жизнь. Поэтому важна не столько полнота первой исповеди, её содержание, сколько правильная настроенность и понимание того, что только с участием совести покаяние может принести плоды.

Рекомендации по подготовке детей к первой исповеди.

• Подготовка к исповеди должна совершаться в атмосфере любви, кротости, с тёплым участием; нельзя допускать раздражительности и нетерпеливости.

• Важно дать почувствовать ребёнку, что он уже достаточно взрослый и может сам оценивать свои поступки.

• Не указывать на образовавшиеся в душе ребёнка недобрые привычки, а убедительно показывать их вред.

• Важно не только помочь ребёнку увидеть грехи, но и побудить его к приобретению тех добродетелей, без которых невозможно иметь полнокровную духовную жизнь.

• Очень важно найти время обсудить какой-то поступок книжного героя или киногероя и постепенно сделать вывод, как правильно поступать в той или иной ситуации.

• Рассказать ребёнку, что перед исповедью необходимо со всеми примириться, так как дети часто обижаются и обижают других.

• Донести до ребёнка суть покаяния, чтобы начав исповедоваться, он не перешёл на зазубренные фразы, без участия души.

• О том, что такое грех рассказывать в общих чертах, на примерах, но не указывать на известные грехи ребёнка.

• Важно объяснить, что при совершенно искреннем, честном, правдивом исповедании грехов, они полностью устраняются из души.

• Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное.

• Не следует формировать у детей представление о Боге как о всевидящем прокуроре. Богом пугать ни в коем случае нельзя. Ребёнку стоит объяснить, что всё творящееся с человеком Бог использует не для того, чтобы человека наказать, а для того, чтобы человека спасти.

• Отношение Бога к человеку перед исповедью проще всего объяснить ребёнку на примере семьи. Как отец не может радоваться плохим поступкам своего сына, так и Бог не ищет в них только повода, чтобы наказать. И как родитель любит свое дитя, каким бы нерадивым оно ни было, так и Господь покрывает все наши грехи Своим безграничным милосердием.

Бог ждет от нас полного доверия — только и всего. Такие доверительные отношения человека с Творцом, прежде всего, устанавливаются через Таинство покаяния.

• Требовать от ребёнка, чтобы он начал серьёзную духовную работу в себе, не стоит. Достаточно того, что он будет искренен на исповеди и будет честно вспоминать свои собственные проступки, не скрываясь и не прячась за ними.

• Очень важно понять, что Причастие и Исповедь – разные Таинства, и их сочетание зависит от духовного устроения данного человека.

• Желательно, чтобы у ребёнка сложились личные, доверительные отношения со священником.

• Исповедь не обязательно должна начинаться с семи лет, так как у многих сегодняшних детей физиологическое взросление намного опережает духовное и психологическое.

• Первую исповедь необходимо организовать.

• Чётко нужно осознавать, что подготовка ребёнка к исповеди начинается со времени формирования его самосознания. (Это гораздо раньше 7 лет.)

• Нельзя использовать исповедь как воспитательное средство! В противном случае ребёнок, затем подросток, затем – взрослый человек не увидит в христианстве главное – Воплощённого Бога, который есть Любовь. В глазах такого человека православие будет средством манипуляции и прямого давления.

• Постараться не допустить потери благоговения к храму.

• Важно, чтобы исповедь переживалась ребёнком как глубокое осознание греха, соединённое с радостью прощения от Бога при условии раскаяния и отказа от греха.

• Помощь в подготовке к исповеди ни в коей мере не предполагает посредничество между наставниками и священником.

• Необходимо советовать подготовиться к исповеди и причастию, но ни в коем случае не заставлять ребёнка. Следует помнить, что ни метод «кнута», ни метод «пряника» в данном случае не может дать ожидаемого результата.

• Родители могут помочь ребенку подготовиться к нему, предложив записать на листике небольшой список своих грехов. Только не нужно самим диктовать этот список, тем более, писать его вместо родного чада. Вы можете ему только что-то подсказать, подвести к размышлениям.

• Конечно, первую исповедь и причастие после первой исповеди нужно как-то отметить, чтобы это запомнилось, чтобы это действительно было праздником для детей, чтобы они понимали, что покаяние – это тоже праздник, так же как и пост. Ведь пост для христианина – это не унылое время, когда тебе всё запрещают и всё против твоей воли. Нет, это совсем другое. Это когда ты чаще обращаешь внимание на Бога, когда ты лучше живешь, когда ты получаешь больше благодати и в твоей жизни больше радости и света, меньше тьмы. Вот это дети должны почувствовать сразу.

Самое главное, что необходимо помнить при подготовке детей к первой исповеди это то, что нет такой доброй вещи, которой нельзя было бы испортить, и любое таинство можно исказить. Это относится и к таинству покаяния. Часто оно превращается в отчет о проделанных грехах – не в покаяние, а в отчет без сердечного чувства, без осознания, без хоть какой-то решимости бороться с тем дурным, что мы совершили. Покаяние в том и заключается (греч. «метания»), чтобы изменить образ мысли, изменение ума, т.е. человек раскаивается – «больше никогда не буду так делать», – и никогда действительно так больше не поступает. Так вот, покаяние – это «изменение ума», т.е. понимание, отношение и решимость. Мы понимаем, что не всякий может вот так решиться, но по крайней мере – хотя бы в той степени, в какой можем, мы должны решаться измениться. В противном случае – и таинство покаяния останется пустой формой и пустым отчетом о проделанных грехах.

Вручите исповедника и исповедующего благодати Божией, которая умудрит их и наставит.

И в завершении темы наставление святого праведного Иоанна Кронштадтского:

«Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей; враг рода человеческого и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они, по неведению и невразумлению, не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст.»

В тексте статьи использовались рассуждения:

священника Алексея Уминского, священника Артемия Владимирова, священника Александра Ильяшенко, священника Максима Козлова, священника Владимира Воробьёва, иеромонаха Иова (Гумерова), священника Павла Гумерова, священника Александра Гумерова, священника Константина Пархоменко, священника Георгия Кочеткова, доктора богословия А.И. Осипова.

Светлана БЕНАШ,
директор воскресной школы храма в честь Собора Всех Белорусских Святых г. Гродно

Вопрос читателя:

Добрый день! Мне 27 лет, я крещеный. Когда был маленький, часто водили в церковь, стоял службы, сейчас в церковь хожу редко, повод либо от отчаянья или от хорошего события.
Хочу сходить покаяться, не знаю, что для этого нужно? В церкви посмотрел расписание, когда проводят.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Прочитал Ваше письмо и очень радуюсь Вашему желанию, дай Бог, чтобы у Вас получилось. Для исповеди Вам не нужно ничего, только прийти и покаяться перед священником в том, что Вас тяготит, беспокоит и что Вы осознаете как свой грех.

«Существует множество брошюр, рассказывающих о том, как правильно готовиться к исповеди, в которых также публикуются списки грехов. К подобным руководствам надо относиться осторожно. Так как на исповеди мы должны каяться не в вычитанных в книжке грехах, а в том, о чем нам говорит наша совесть. Иначе исповедь станет сухой, формальной и не приносящей плода. Такие книги могут быть костылями, а не прямым руководством к действию (об исповеди на сайте «Фомы”)», — сказано в нашем материале «Как проходит исповедь в православном храме?» Посмотрите его, он поможет немного сориентироваться. И еще есть текст — Как подготовиться к исповеди.

Имейте в виду, исповедь — это очень благое дело, душеполезное. И враг рода человеческого может строить различие препятствия. Поэтому постарайтесь пройти через них все, не обращая внимания, и исполнить намеченное. И дай Бог Вам теперь, во взрослом возрасте, осознанно вести свою духовную жизнь. Всегда обращайтесь к Богу с молитвой и пусть Покров Божией Матери хранит Вас на всех путях.

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото dz roman

Каждый день обычного или по-церковному, мирского человека, проходит во грехах. Мы даже порой не замечаем этих проступков или не придаем им значения. Да, мы не совершаем страшные и ужасные вещи, но мы держим обиды, ленимся, завидуем, много смотрим телевизор или обсуждаем и осуждаем соседскую девочку – все это грехи.

В современном мире, когда человека окружает столько соблазнов, льется потоком разнообразная, противоречивая информация, трудно контролировать себя, свой разум. Человек, мысли которого отягощены по поводу переживаний за собственные ошибки, страдает, иногда даже заболевает. Но православный христианин знает, что можно покаяться в своих грехах, и тогда душе станет легче, укрепится дух и оздоровится тело, и жизнь снова заиграет яркими красками.

Исповедь – таинство, при котором кающийся рассказывает свои грехи священнослужителю и избавляется от них. Для подготовки к исповеди и причастию следует составить записку с грехами, в которых человек хочет покаяться. Обычно это небольшой листик с перечислением греховных деяний и мыслей. Почему именно листик со списком? Потому что во время исповеди человек может переволноваться, растеряться (особенно, если исповедь первая в жизни человека) и не рассказать о чем-то. А потом, находясь дома в спокойной обстановке, вспомнить об этом и снова мучиться.

Содержание

Как правильно сделать записку?

Как сказано выше, следует подготовиться и записать свои грехи на листик. Но, прежде чем сесть за написание, стоит подумать и вспомнить все те деяния, которые в православном мире считаются неугодными Господу Богу. Именно с момента осознания и признания проступка происходит покаяние верующего.

Важно помнить, что записка с грехами – это не справка с заданным форматом – грех такой-то, согрешил столько-то раз. Это не юридический документ. Это листик с покаянием вашей души, вашей совести. Нужно понимать, это небольшая памятка нужна для исповедника, чтобы в момент волнения не забыть рассказать обо всем, что тяготит.

В записке стоит написать ошибки, которые вы совершили, по вашему мнению, начиная с сознательного возраста (примерно лет с 6). Если вы однажды уже в чем-то попросили прощения, и больше не совершали этого деяния, то возвращаться и снова каяться в нем не надо. Достаточно одного раза. Если вы раз за разом вспоминаете один и тот же грех, то у вас слабая вера, что в свою очередь так же считается проступком. Поэтому один раз исповедуйтесь и больше не возвращайтесь к этой теме.

Пример записки:

Не соблюдала пост, хотела заработать больше денег, совершила аборт, мало уделяла времени молитвам и редко посещала храм, не покрестила ребенка, впадала в уныние, ленилась, сетовала на свое положение, завидовала и злилась, гадала.

Что следует писать?

Если покаяние происходит впервые, стоит описать самые важные проступки:

Грехи против Господа Бога. Сюда относится:

  1. неверие в существование, а так же отрицание существования Бога;
  2. атеизм (он проявляется среди мирских людей в том, что они думают, будто верят в Бога, но своими обыденными действиями не подтверждают этого);
  3. создание и поклонение какому-то кумиру. (Будь то какой-то человек или деньги, какие-либо материальные ценности).

Список грехов против ближнего. Сюда относится:

  1. собственная гордыня и себялюбие, а так же пренебрежительное отношение к другим людям, невнимание к нуждам страждущих;
  2. обсуждение и осуждение других людей;
  3. блудные грехи – измена, сожительство, так называемый гражданский брак (однако, следует учесть, что невенчанная, но расписанная в ЗАГСе пара не считается блудной);
  4. аборт (каяться следует даже в том случае, если аборт произошел по медицинским показаниям или под давлением другого человека);
  5. присвоение чужой собственности (кражи, невыплата или задержка выплаты зарплаты);
  6. ложь.

Советы и рекомендации начинающим

Нужно постараться записать свои грехи обычным человеческим языком, не коверкая их церковными названиями. Очень важно описать все грехи, не утаивая ничего. Священника не стоит бояться, стесняться и думать, что он будет осуждать вас за совершение чего-либо. Наоборот, он порадуется за вас, что вы исправляетесь, раз решили исповедаться в таком важном для вас вопросе. За время служения священник выслушивает очень большое количество исповедей, к тому же они обычно однотипны, поэтому доверьтесь ему и расскажите все, что тревожит вас.

Важно! В перечислении проступков не старайтесь оправдать себя. Исповедь нужна для осознания и принятия своих грехов.

Не стоит заполнять записку такими фразами, как «вышивала в праздник» или «съел котлету в пост». Исповедь подразумевает обращение и возвращение себя и своих мыслей к Богу, прощение своих близких, а не перечисление мирских тягот в виде несоблюдении поста.

После написания у вас должно появиться чувство умиротворения, которое усилится после того, как вы озвучите содержимое этой записки священнику на таинстве.

Если у вас все же получился очень длинный список грехов, можно договориться на счет личной беседы со священнослужителем, чтобы не задерживать других прихожан, но и удовлетворить свою потребность в долгом и душевном разговоре со священником.

Помните: важно не только написать список ошибок, но и начать исправлять свою жизнь, не дожидаясь момента исповеди.

Всякий из нас по мере сил и возможностей старается в обычной жизни соблюдать чистоту в жилище и опрятность в одежде. Также мы должны стремиться к чистоте своего сердца, к ясности своего ума. А это невозможно без покаяния. Такой человек ждет и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждет живительной влаги. По словам псалмопевца Давида, «душа моя, яко земля безводная Тебе» (Пс.142:6). Представьте себе на минуту человека, не смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы Таинства Покаяния, этого целительного и очистительного «второго Крещения»!

Все, наверное, видели не раз, а может, с детства помнят, что бывает, когда зимой потеплеет и дети катают снежные шары. Возьмут крохотный, с кулак, шарик и покатят с горки: в мгновение ока этот шарик превращается в огромный, невпроворот, ком мокрого грязного снега! То же происходит и с нашим сердцем.

Хотя мы можем покаяться перед Богом и в домашних условиях, однако тяжесть греха, который мы накапливаем в душе, будет давить до тех пор, пока над головой искренне покаявшегося грешника во время Таинства Исповеди не будет прочитана священником, имеющим по благодати священства власть разрешать грехи, разрешительная молитва.

И еще хочется сказать: по окончании Таинства Исповеди перед прочтением разрешительной молитвы, священником читается молитва о принесших покаяние. Обратите внимание на слова этой молитвы: «…примири и соедини его Святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем…» Как это примирить с Церковью? Мы же ходим в храм, молимся, поем акафисты и молебны, исполняем клиросное послушание (это кто участвует в совершении богослужения). Оказывается, грехами своими мы давно уже отлучены от Бога, от благодатного внутреннего общения с Церковью. Перерезали духовную связь, пуповину, через которую наши души и дух питаются благодатию Духа Святого. Вот и молится священник, совершающий Таинство Исповеди, о присоединении нас, отторгнувших самих себя греховной жизнью от Церкви.

Да, конечно же мы должны явиться на исповедь, уже обдумав свои поступки, уже оплакав перед Господом свою греховную жизнь. Каждый должен принести личное свое покаяние перед Крестом и Евангелием.

Однако, прежде чем начать каяться, мы должны всем всё простить! Простить без промедления, сейчас же! Простить по-настоящему, от всей души, а не так: «Я тебя простил, только видеть тебя не могу и говорить с тобой не хочу!» Надо немедленно так всем и всё простить, как будто не было никаких обид, огорчений и неприязни! Только тогда мы можем надеяться получить прощение от Господа. Теперь возьмите ручку, листочек, прочтите список грехов, выпишите на листочек то, что сделано вами.

Первая заповедь: «Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии разве Мене».

(Я Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов кроме Меня.)

Кайся, христианин, в чем прегрешаешь ты против этой заповеди.

  1. Каюсь, что не ставил Бога на первое место в своей жизни.
  2. Каюсь, что не верил в Бога или если и верил, то верой мёртвой, бесполезной.
  3. Каюсь, что в делах своих больше уповал на деньги, связи особые возможности чем на Бога.
  4. Каюсь, что не молился Богу, а если и молился, то невнимательно, отвлекаясь на другие предметы.
  5. Каюсь что был неблагодарен Богу,
  6. Каюсь, что не прославлял Бога своими словами и делами. Каюсь, что успех приписывал только себе и своим способностям.
  7. Каюсь в суевериях, в том, что верил приметам, доверял бабкам-гадалкам, экстрасенсам, колдунам, и прочим лицам отступившим от истины.
  8. Каюсь в нежелании узнать волю Бога, в небрежении о чтении Слова Божия.

Первая заповедь, запрещая означенные грехи, обязывает нас приобретать правильное познание о Боге, Его воле, твердо веровать в Него, надеяться на Него, любить Его с совершенной преданностью Его воле, с благодарностью, благоговением и с сыновним страхом, как бы не оскорбить Его чем-нибудь. Стараетесь ли вы расширить в себе эти добродетели?

Вторая заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что наверху на небе, и что на земле внизу, и что в воде, и ниже земли. Не кланяйся им, и не служи им».

Грехи против этой заповеди:

  1. Каюсь в том, что имел идолов или кумиров, то есть такие предметы, которые я ставил выше Бога.
  2. Каюсь в том, что слушал и почитал наставниками явных безбожников, еретиков и сектантов.
  3. Каюсь в том, что покланялся иконам как богам, или как магическим талисманам, через которые можно получить благодать или помощь Божию механически, то есть без веры и всякого духовно-нравственного изменения перед лицом Бога.
  4. Каюсь в том, что не почитал иконы как художественные образы пребывания св. Духа в истории Церкви и жизни святых.
  5. Каюсь в том, что воображал свои особые права и привилегии, которые я получил заслужено в силу своего личного ума, сообразительности, обаятельности и профессионализма.
  6. Каюсь в том, что имел кумиром собственные страсти, а наипаче городсть.
  7. Каюсь в обидчивости, в лукавстве, в затаённой злобе и лицемерии.
  8. Каюсь в ложном чувстве избытка своих духовных дарований, в том что считал себя достойным и предостойным наград небесных и земных.

Третья заповедь: «Не произноси имени Господа Бога твоего понапрасну».

Грехи против этой заповеди:

  1. Каюсь в употребление имени Божьего часто без нужды, без благоговения,
  2. Каюсь в клятвопреступление.
  3. Каюсь в чертыхании и призывании в словах нечистой силы,
  4. Каюсь в матерной ругани,
  5. Каюсь во лжи и вообще в клевете.
  6. Каюсь в пустословии и смехотворстве,
  7. Каюсь в ханжестве и религиозном фарисействе.
  8. Каюсь в осуждении ближних.

Четвертая заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой, суббота — Господу Богу Твоему».

Грехи против этой заповеди следующие:

  1. Каюсь в пропуске воскресных служб без уважительной причины.
  2. Каюсь в том, что не ходил в субботу на обязательное всенощное бдение,
  3. Каюсь в том, что редко причащаюсь,
  4. Каюсь в лености к Божией службе,
  5. Каюсь в невнимательности во время молитвы и во время богослужения.
  6. Каюсь в не милосердии к бедным, в неразборчивом подавании милостыни.
  7. Каюсь в нежелании и лени к тому, чтобы понять смысл Богослужения.
  8. Каюсь, что не отдавал Богу положенного времени. (В неделю у нас 168 часов из которых мы должны отдать Богу хотя бы 24 часа в молитве, чтении Писания, в посещении Богослужения и в общении с верными.)

Пятая заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою да благо тебе будет, и да долголетен будеши на земли».

Грехи против этой заповеди:

  1. Каюсь в грубом отношении к родителям. Роптал, гневался на родителей, хулил и осуждал их. Каюсь в том, что оставлял престарелых родителей без помощи, без средств к существованию.
  2. Каюсь в плохом воспитании детей, в том, что не приучил детей детей к вере, к молитве, к труду, целомудрию и благодарности.
  3. Каюсь в непочтении старших, в непослушании начальству светскому и церковному,
  4. Каюсь в непослушании духовному отцу,
  5. Каюсь в неуважении духовенства, в сплетнях и клевете на представителей духовенства.
  6. Каюсь, что любил родителей, детей или кого-то из родственников больше Бога.
  7. Каюсь в том, что соблазнял своих детей и крестников недостойным и греховным поведением.
  8. Каюсь в том, что не заботился о своих крестниках, не молился за них, не приучал их к истинной вере.

Шестая заповедь: «Не убий».

Грехи против этой заповеди:

  1. Каюсь в употребление противозачаточных средств, лекарств или вытравливание плода. Каюсь в совершении или одобрении абортов.
  2. Каюсь в вольном или невольном убийстве.
  3. Каюсь в покушении на чью-либо жизнь, не исполнившееся только по случайным препятствиям.
  4. Каюсь в мыслях о самоубийстве или в покушении на свою жизнь. Каюсь в «медленном самоубийстве», то есть в пьянстве, наркомании и игромании.
  5. Каюсь в оставлении без помощи человека погибающего, который просил о помощи, например: тонущего в воде, находившегося в огне во время пожара, подвергшегося нападению от хищного зверя или злонамеренного человека, или страдавшего от вьюги и мороза, в то время, когда ему можно было помочь.
  6. Каюсь в притеснении вдов, сирот, бедных, слабых и беспомощных.
  7. Каюсь в язвительных словах, в злословии и в угрозе убить человека.
  8. Каюсь в жестокости к слабым, убогим и уродливым. Каюсь в жестокости по отношению к животным.

Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй».

Грехи против этой заповеди:

  1. Каюсь в предании себя роскоши, праздности, увлечению лакомствами, пьянству, гульбе, посещению соблазнительных зрелищ и компаний.
  2. Каюсь в измене жене или мужу.
  3. Каюсь в добрачной близости с лицами противоположного пола.
  4. Каюсь в разврате, то есть в беспорядочных сексуальных отношениях с разными лицами в одно и то же время.
  5. Каюсь в сексуальных извращениях.
  6. Каюсь в нетрадиционных сексуальных отношениях, например, с лицами одного со мной пола.
  7. Каюсь в соблазнительном поведении, в совращении малолетних, в ношении развратной одежды, в слушании развратной музыки, в пении развратных песен, в бесстыдных танцах и т. д.
  8. Каюсь в рукоблудии, в возбуждении и удовлетворении себя искусственным путём.

Восьмая заповедь: «Не укради».

Грехи против этой заповеди:

  1. Каюсь в воровстве, в присвоении чужого.
  2. Каюсь в грабеже, то есть в насильственном отнятии чужого имущества.
  3. Каюсь в присвоении себе чужой славы.
  4. Каюсь в невозвращении долгов.
  5. Каюсь в том, что не давал милостыню, был жаден и жесток по отношению к ближним.
  6. Каюсь в неуплате положенной Богом десятины.
  7. Каюсь в транжирстве денежных средств, в неуёмной роскоши. Каюсь в мотовстве, в
  8. Каюсь в неблагодарности Богу.

Девятая заповедь: «Не произноси ни на кого ложного слова».

Грехи против этой заповеди:

  1. Каюсь в том, что лгал, обманывал и лукавил
  2. Каюсь в клеветте, в обвинении невиновного, в том, что извращал смысл слов другого человека, дополнял его слова своими словами, меняющими смысл сказанного..
  3. Каюсь в интриганстве, в кознях против другого человека.
  4. Каюсь в ханжестве.
  5. Каюсь в лицемерии.
  6. Каюсь в разглашении чужих секретов.
  7. Каюсь в ересях, в отступлении от чистоты догматического и нравственного учения Церкви.
  8. Каюсь в осуждении ближнего.

Десятая заповедь: «Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота, ни всего, елика суть ближняго твоего».

(Не желай ничего чужого и никому не завидуй ни в чем.)

Грехи против этой заповеди:

  1. Каюсь в зависти,
  2. Каюсь в пожелании ближнему зла.
  3. Каюсь в неблагодарности Богу и людям,
  4. Каюсь в недовольстве собой, своим положением или тем, что я имею.
  5. Каюсь в извинении и оправдывании своих худых дел.
  6. Всегдашнее недовольство своим состоянием.
  7. Жадность, скупость, скряжничество.
  8. Каюсь в том, что был привязан к богатству, к славе и земным удовольствиям.

«Аще мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго был отстранен от церкви, но пребывая во грехе, не придет в церковь три воскресных дня подряд, то таковой подлежит отлучению». 80 правило Трульского Собора.

Первая заповедь: «Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное»

  1. Каюсь в гордости, высокомерии и презрении к другим людям.
  2. Каюсь в гордой слепоте, в не-видении своих грехов,
  3. Каюсь в том, что не признавал никаких авторитетов,
  4. Каюсь в том, что общался с Богом как с равным себе,
  5. Каюсь в том, что не имели благоговения и сокрушения сердечного в молитве к Богу.
  6. Каюсь в том, что не искал Царства Небесного, не стремился узнать о том, как в него попасть,
  7. Каюсь в том, что рассматривал религию только как способ улучшить свою земную жизнь.

Вторая заповедь: «Блажени плачущии, яко тии утешатся».

  1. Каюсь в том, что не оплакивал свои грехи,
  2. Каюсь в том, что оправдывал свои грехи, защищал или даже пропагандировал их.
  3. Каюсь в мирской печали, в горделивом унынии, в отвержении помощи Бога и ближних.
  4. Каемся в беспечности и праздности, в греховных увеселениях,
  5. Каюсь в оскорбительных шутках, издёвках, в цинизме, унизительном сарказме,
  6. Каюсь в том, что надеялся больше на себя, на свои силы, чем на Бога,
  7. Каюсь в том, что не молился Богу, на призывал Его милость в свою жизнь и на жизнь моих ближних.

Третья заповедь: «Блажени кротции, яко тии наследят землю».

  1. Каюсь в нетерпении, в раздражительности,
  2. Каюсь в злобе, в ярости, гневливости,
  3. Каюсь в отсутствии кротости и скромности.
  4. Каюсь в ропоте на болезни и скорби.
  5. Каюсь в бранных, оскорбительных словах, в матерной брани,
  6. Каюсь в том, что воздавал злом за зло, обидой за обиду.
  7. Каюсь в желании отстоять свои права любой ценой.

Четвертая заповедь: «Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся».

  1. Каюсь в несправедливости к ближним, в несправедливых упрёках.
  2. Каюсь в том, что не разоблачил клевету тогда, когда мог это сделать.
  3. Каюсь в том, что не заступился за слабого, которого обижает сильный.
  4. Каюсь в том, что не интересовался учением истины, не читал Писания, не пытался его понять.
  5. Каюсь в том, что пресмыкался перед сильными, но был очень высокомерен со слабыми.
  6. Каюсь в пристальном разглядывании чужих грехов, но равнодушии к своим грехам.
  7. Каюсь в принятии и распространении лжеучений, ересей, учений секты, в соблазнении этими учениями других людей.

Пятая заповедь: «Блажени милостивии, яко тии помилованы будут».

  1. Каюсь в немилосердии, в жестоком отношении к ближним, в том, что не подавал милостыню бедным,
  2. Каюсь в том, что история мук и смерти Христа меня не «трогает», я никак не реагирую на то, что сделал Христос для меня,
  3. Каюсь в том, что не жертвовал десятину, или расхищал её. Каюсь в том, что не отдавал Богу одну седьмую часть своего времени.
  4. Каюсь в том, что не молился за погибающих, не помогал им советом взятым из Слова Божия и наставлений святых отцов.
  5. Каюсь в оскорблении ближних, в унижении их, в том, что давал людям обидные прозвища,
  6. Каюсь в том, что не принимал странников, не кормил голодных, не посещал больных, не утешал печальных,
  7. Каюсь в том, что свой успех, своё благополучие приписывал исключительно своей везучести, своим образованности и профессионализму.

Шестая заповедь: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят».

  1. Каюсь в том, что услаждался в сердце своём нечистой похотью, предавался грязным мечтаниям.
  2. Каюсь в том, что вынашивал в сердце своём планы мести,
  3. Каюсь в том, что мечтал о блуде и разврате,
  4. Каюсь в том, что не хранил своё сердце от греховных впечатлений, рассматривал картины развратного содержания, смотрел порнографию.
  5. Каюсь в том, что наполнял своё сердце злобой,
  6. Каюсь в том, что в сердце своём радовался о несчастиях ближнего и скорбел о его успехах,
  7. Каюсь в том, молился формально, без веры, без благоговения и внимания.

Седьмая заповедь: «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекуться».

  1. Каюсь в том, что не мирил враждующих,
  2. Каюсь в том, что не искал повода к примирению людей с Богом,
  3. Каюсь в том, что был равнодушен к делу миссии, считая, что «кого надо Бог привеедёт сам».
  4. Каюсь в том, что не помогал миссионерам и считал себя свободным от этой помощи.
  5. Каюсь в том, что поддерживал конфликт, усугублял его своим участием в сплетнях и слухах.
  6. Каюсь в том, не старался подражать Христу.
  7. Каюсь в том, что занимался «политическим критиканством», занимался обсуждением политических проблем в ущерб духовной жизни.

Восьмая заповедь: «Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное».

  1. Каюсь в том, что боялся гонений за правду.
  2. Каюсь в том, что сам гнал праведников и обижал их,
  3. Каюсь в том, что шёл на компромисс со своей совестью ради того ,чтоб меня не гнали,
  4. Каюсь в том, что не говорил людям правду в лицо, а за спиной говорил.
  5. Каюсь в том, что боялся насмешек, издёвок со стороны неверующих людей, лукавил и скрывал свою веру.
  6. Каюсь в том, что стеснялся креститься возле храма,
  7. Каюсь в том что участвовал в гонениях и унижениях иноверцев и инославных.

Люби правду и ненавидь неправду. Высказывай святую правду прямо, смело и обличай с кротостью и терпением неправду, чтобы царствовала правда, а неправда была посрамляема и не поднимала с наглостью высоко свою голову. Но и в этом отношении нужно все-таки придерживаться благоразумия и помнить, что:

а) не нужно заявлять свою правду, когда дело до нас не касается и когда есть особые лица, к этому призванные своей должностью;

б) когда предвидим, что слово правды ввергнет нас в явную опасность, а пользы от этого слова все равно не выйдет никакой, в таких случаях лучше тайно помолиться Богу, чтобы Он Сам вразумил неправедных и наставил их на путь правды, ибо добродетель также требует умеренности и благоразумия, так что без благоразумия и рассудительности добродетель часто теряет свою ценность и превращается в дело бесславное и даже вредное.

Девятая заповедь: «Блаженны вы, когда осуждают вас и изгоняют и всячески злословят вас за Меня, радуйтесь и веселитесь, потому что награда ваша велика на небесах.»

  1. Каюсь в том, что стыдился называться учеником Христа,
  2. Каюсь в том, скрывал свою принадлежность Церкви,
  3. Каюсь том, что сам осуждал, гнал и злословил каких-то людей во имя религии, хотя основатель христианства Господь наш Иисус Христос как сказано в Писании «льна курящегося не угасит, трости надломленной не переломит.»
  4. Каюсь в том, что отрекался от веры во время гонений.
  5. Каюсь в том, что не радуюсь о воскресшем Господе.

«Блаженны слышащие слово Божие и исполняющие его». (Лк. 11:28)

  1. Каюсь в том, что я не читал священное Писание каждый день.
  2. Каюсь в том, что я интерпретировал Библию «от ветра головы своея», а не в духе святых отцов ранней Церкви.
  3. Каюсь в неисполнении благословений духовного отца,
  4. Каюсь в непокорности, самонадеянности и излишнем уповании на свои знания и опыт.
  5. Каюсь в том, что вместо Писания читал оккультную литературу.
  6. Каюсь в том, что относился к Писанию как к книге «гаданий»,
  7. Каюсь в том, что держал св. Писание и книги святых отцов в небрежении.

Как подготовиться к исповеди?

  • Выпишите свои грехи на листочек.
  • Узнайте когда в храме ближайшая исповедь.
  • Приходите на исповедь вовремя, взяв с собой свой листок с перечнем грехов.
  • Скажите, священнику, что вы пришли в первый раз и попросите помощи.

Более подробный вариант текста подготовки к исповеди находится здесь —

КАК ПОДГОТОВИТСЯ К ИСПОВЕДИ И ПРИЧАСТИЮ:

1. Пост

Желающий достойно причаститься должен иметь сердечное покаяние, смирение, твердое намерение исправиться и начать благочестивую жизнь. Готовиться к Таинству Причащения надо несколько дней: больше и усерднее молиться дома, быть на вечернем богослужении накануне дня Причащения.

С молитвой обычно соединяется пост (от одних до трех суток) – воздержание от скоромной пищи: мяса, молока, масла, яиц (при строгом посте и от рыбы) и вообще умеренность в еде и питье. Следует проникнуться осознанием своей греховности и беречь себя от злобы, осуждения и непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест. Лучше всего проводить время в чтении духовных книг. Надо исповедоваться вечером накануне дня Причащения или утром до Литургии. Перед Исповедью надо примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно попросив у всех прощения. Накануне дня Причащения воздержаться от супружеских отношений, после полуночи не есть, не пить и не курить. Только в исключительных случаях разрешается причащаться не натощак. Этот вопрос решается индивидуально по совету со священником. Младенцам до 7 лет разрешается причащаться не натощак. Детей к воздержанию от пищи и пития перед Причастием надо приучать с малолетства.

2. Молитва

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:

Три канона перед принятием Святых Христовых Таин:

– канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу,

– канона молебного ко Пресвятой Богородице,

– канона Ангелу-Хранителю,

– Последование ко Святому Причащению.

Вечером надо также прочитать молитвы на сон грядущим, а утром – утренние молитвы.

По благословению духовника это молитвенное правило перед Причащением может быть уменьшено, увеличено или заменено другим.

(В дни празднования Воскресения Христова (40 дней) вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон). Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.

После Причащения нужно прочитать дома:

— Благодарственные молитвы по Святом Причащении.

3. Исповедь

Исповедание грехов в таинстве покаяния требует серьезной предварительной подготовки со стороны кающегося. Она может быть довольно короткой (это вполне уместно для тех, кто привык исповедоваться часто), но может вестись и весьма продолжительное время. Подготовиться к исповеди можно в храме непосредственно перед ее началом или дома перед отходом в храм; иногда полезно начать готовиться к ней накануне или даже за несколько дней.

Готовясь к таинству покаяния, следует прежде всего обратиться с молитвой к Богу, ибо без Его благодатной помощи невозможно глубокое раскаяние. Затем необходимо испытать свою совесть: вспомнить, по мере возможности, свои грехи со времени последней исповеди, а также те грехи, которые по каким-то причинам не были прежде упомянуты на исповеди. Следует воссоздать в памяти все случаи нарушения заповедей Божиих — словом, делом, помышлением и упущением (то есть, когда мы упустили возможность сделать добро). Особенно важно вспомнить тяжкие грехи и обстоятельства, при которых они были совершены.

Без искреннего раскаяния в грехах не может быть и речи об исполнении таинства покаяния. Нельзя примириться с Богом, оставляя в душе привязанность хотя бы к одному тяжкому греху. Надо помнить, что любым добровольным грехом мы оскорбляем Бога, Творца и Спасителя нашего, воздавая неблагодарностью за все Его благодеяния. Вместе с тем, сознание нашей греховности не должно повергать нас в уныние и отчаяние. Милосердный Бог прощает всякого грешника, искренне кающегося, и дает ему силу бороться с искушениями.

Подлинное сокрушение в грехах должно сопровождаться твердой решимостью исправиться, впредь не совершать тяжких грехов и избегать обстоятельств, располагающих к грехам.

Только после такого приготовления можно приступить к искренней исповеди.

Правильнее исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к Таинству. Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.

Непосредственная последовательность действий при исповеди такова:

Необходимо подойти к тому месту в храме, где совершается исповедь и встать в очередь, если таковая имеется. Во время ожидания лучше вспоминать свои грехи с целью более полного их изложения на исповеди. При этом нужно стараться избегать посторонних мыслей, разговоров. Ни в коем случае нельзя допускать слушания чужой исповеди. Подойдя к священнику, нужно назвать свое имя и склонить голову перед крестом и Евангелием. Перечислять грехи нужно обращаясь не к священнику, а к Господу. Если Вы сильно волнуетесь, можно сделать пометки на бумажке или попросить священника задавать Вам наводящие вопросы. По окончании перечисления грехов нужно попросить прощения у Господа и склонить голову для прочтения священником разрешительной молитвы. После прочтения молитвы принято целовать крест, Евангелие. Если Вы исповедуетесь впервые, то лучше всего подходя к исповеди предупредить священника об этом. Тогда он сам подскажет Вам, что и в какой последовательности необходимо делать. И все же помните, что в книгах написано совершенно правильно: главное в исповеди – это искреннее раскаяние и твердое намерение больше не повторять исповеданных грехов.

4. Причастие

Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» — св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *