Где находится пергамская церковь?

Почти столетие назад у его подножия стояла «Великая блудница Апокалипсиса» — оккультистка Лия Хираг. Выполняя задание своего любовника Алистера Кроули, она шептала слова древнего заклинания. Целью тайного обряда было «освободить флюиды древних природных богов».

Мало кто из туристов, побывавших в Берлине, обходит стороной знаменитый Пергамон-музей. Его главный экспонат — Пергамский алтарь по праву считается одним из чудес света. Ведь этот великолепный памятник – единственное, что сохранилось от навсегда исчезнувшего с лица Земли царства Пергам.

В III веке до нашей эры после распада империи Александра Македонского небольшое царство Пергам, лежавшее на западе современной Турции, обрело самостоятельность. Богатства Пергама были настолько велики, что страна соперничала с самими Афинами.

В 228 году до нашей эры полчища варваров-галлов избрали Пергам своей очередной жертвой. Им уже успели покориться многие государства, но аппетиты завоевателей росли не по дням, а по часам. Пергам казался им легкой и верной добычей. Однако варвары просчитались: пергамская армия уступала по численности, но превосходила по техническому оснащению. Это и сыграло на руку пергамцам.

В битве у истоков реки Каик правитель пергамцев Аттал I наголову разбил галлов, чем заслужил от своих подданных прозвище «спаситель». В честь победы Аттал приказал построить посреди столицы жертвенный алтарь. Битва богов и гигантов, запечатленная в камне, должна была напоминать потомкам битву их отцов с галлами, от которой когда-то зависела судьба их страны.

Алтарь располагался на южном склоне горы, с которой открывался великолепный вид на нижний город. Храм бога врачевания Асклепия, святилище богини Деметры, другие культовые сооружения, дома богачей – все было видно как на ладони. Алтарь и сам являлся культовым сооружением – в нем проходили богослужения под открытым небом.

Алтарь был поднят на высокий цоколь, в центре его прорезала широкая мраморная лестница, ведущая к верхней площадке. Внутри колоннады находился дворик, где размещался собственно жертвенник. С внешней стороны стены украшали скульптурные композиции, изображавшие битву богов и титанов.

Долгое время алтарь символизировал мощь и величие древнего Пергама, но, как сказал мудрец, все течет, все меняется. Цари Пергама попали в зависимость от римлян и стали жертвами политики «разделяй и властвуй».

Последний из властителей царства Аристоник закончил свои дни плачевно – его задушили в темнице. Дни великой страны были сочтены. Римляне бесцеремонно захватывали ее богатства. Римский император вывез из Пергама библиотеку, уступавшую только Александрийской, и подарил тысячи свитков царице Клеопатре.

В первых веках нашей эры фанатичные первохристиане разбили лица античным богам и гигантам, а сам алтарь прозвали «престолом сатаны». Так и простоял он разбитым до 718 года, пока арабы не подчинили себе Малую Азию.

В 1536 году древний город Пергам пал окончательно. Некогда величественное сооружение превратилось в груду развалин и оказалось погребенным под пылью веков. О его существовании напоминали лишь легенды, которые турки, населившие эти края, передавали из уст в уста.

В 1864 году турецкое правительство заключило договор с немецкой фирмой на строительство дороги от небольшого городка Бергамо до Измира. Осматривая место будущего строительства, инженер Карл Хуманн заметил на восточной окраине городка крутой скалистый холм высотой более трехсот метров.

Поднявшись на него, инженер обнаружил остатки крепостной стены. В этом месте никогда не производились археологические раскопки, и какое-то шестое чувство подсказывало ему, что здесь можно отыскать немало интересного. Он разговорился с турками, нанятыми в окрестных деревнях для строительства дороги. Они в один голос заявили:

Это место проклято, копать здесь нельзя. В горе живут белые дьяволицы и рыжие дьяволы. Еще наши деды и прадеды рассказывали, что всех, кто добывает тут камень, Аллах сурово наказывает: люди теряют дар речи, у них отказывают руки и ноги.

Хуманн предположил, что когда-то здесь мог находиться город, о котором история не сохранила никаких сведений, но он живет в народных сказаниях. Карл обратился к берлинским археологам за поддержкой – тщетно. Те не верили в существование древнего города.

Только в 1878 году дело сдвинулось с мертвой точки: директор императорских музеев Александр Конце выделил деньги на проведение археологических работ, а Хуманн получил официальное разрешение османской стороны. Первые раскопки начались 9 сентября и продлились год. Вот как Карл Хуманн описывал счастливый день, принесший первые находки:

Когда мы под­нимались, семь громадных орлов парили над акрополем, предвещая счастье. Откопали и расчистили первую плиту. То был могучий гигант на змеиных извивающихся ногах, обращенный к нам мускулистою спиною, голова повер­нута влево, с львиной шкурой на левой руке… Перевертывают другую пли­ту: гигант падает спиною на скалу, молния пробила ему бедро — я чувствую твою близость, Зевс!

Лихорадочно обегаю все четыре плиты. Вижу, третья подходит к первой: змеиное кольцо большого гиганта ясно переходит на плиту с гигантом, павшим на колени… Я положительно дрожу всем телом. Вот еще ку­сок — ногтями я соскабливаю землю — это Зевс! Памятник великий и чудесный вновь подарен миру, увенчаны все наши работы.

Глубоко потрясенные стояли мы, трое счастливых людей, вокруг драгоценной находки, пока я не опустился на плиту и не облегчил свою ду­шу крупными слезами радости.

Все найденное по соглашению с османской стороной переходило в собственность Германии. Груженые ослиные повозки двигались к побережью, там древние артефакты грузили на немецкие корабли и отправляли в Берлин.

Судьба сокровища в Германии складывалась непросто: то музей для него никак не могли достроить, то он подвергался настоящему нашествию со стороны немецких оккультистов и откровенно сатанинских сект.

Алтарем интересовались известные маги Алистер Кроули и Самюэль Мазерс — основатель магического ордена «Золотая Заря». У алтаря совершали тайные обряды Лия Хираг, известная в оккультных кругах как «Блудница в пурпуре», и Марта Кюнцель — национал-социалистка, входившая в Орден восточных тамплиеров.

Пергамский алтарь притягивал к себе как магнит эсэсовцев и их приближенных, к примеру, Карла Марию Виллигута — немецкого язычника, серьезно повлиявшего на мистические настроения Третьего рейха. Алтарем восхищались Рихард Вальтер Дарре и любимец Гиммлера Гельмут Далкуен.

В начале Второй мировой войны Пергамон-музей был закрыт, скульптурную композицию укрыли мешками с песком, а позже демонтировали и перевезли в бункер. В конце войны по инициативе советского академика Игоря Грабаря алтарь отправился в Советский Союз в качестве компенсации потерь предметов искусства, понесенных СССР в военные годы. Так пергамское сокровище оказалось в запасниках Эрмитажа.

В канун десятой годовщины победы над нацизмом Никита Хрущев сделал широкий жест – предложил вернуть древний памятник в Германию. В 1958 году основная часть экспонатов возвратилась в ГДР. С тех пор алтарь снова обосновался на родине Карла Хуманна. Навсегда ли? Турецкое правительство все чаще заявляет о возврате сокровища на «историческую родину». Впрочем, шанс у турок заполучить обратно бесценный шедевр пока ничтожно мал.

Использованы материалы статьи Оксаны Волковой, журнал «Ступени», №7, 2012

Пергамский алтарь

Город Пергам (его руины находятся на западном побережье Турции) являлся столицей небольшого эллинистического государства в Малой Азии. Пергамские цари поддерживали связи с Афинами и всячески стремились подчеркнуть свое уважение к афинским традициям. Главным божеством Пергама стала богиня Афина, а местные правители покровительствовали искусствам и соперничали друг с другом в меценатстве. По заказу царей Пергама были созданы несколько выдающихся произведений античного искусства, и в их числе – знаменитый Пергамский алтарь.

Грандиозный беломраморный алтарь, посвященный Зевсу и предназначенный для богослужений под открытым небом, был сооружен в 180–160 годах до н. э. по заказу царя Эвмена II. Алтарь был воздвигнут в память о победе пергамского царя Аттала I над вторгшимся в конце III века до н. э. в пределы его государства племенем галатов.

Пергамский алтарь

Пергамский алтарь представлял собой высокий цоколь, на котором возвышался стройный ионический портик. С одной стороны цоколь прорезала широкая открытая лестница из мрамора, ведущая к верхней площадке алтаря, на которой находился жертвенник. По периметру цоколя непрерывной лентой тянулся знаменитый Большой фриз высотой 2,3 м и длиной около 120 м. Ныне рельефы Большого фриза хранятся в Берлинском музее. Здесь же можно увидеть и модель-реконструкцию алтаря.

Большой фриз был изготовлен группой скульпторов по единому композиционному замыслу. Известны имена некоторых авторов – Дионисиад, Орест, Менекрат. Кто из них какую часть алтаря изготавливал, сказать трудно. Художники принадлежали к разным направлениям древнегреческого искусства и вышли из разных школ. Одни были представителями пергамского стиля, другие – выходцами из Афин, последователями классической школы Фидия. Но при этом вся композиция производит целостное впечатление и ни одна деталь не нарушает единства художественного замысла. Исключительное богатство изображений и огромные размеры фриза делают его выдающимся произведением, которому нет равных в античном искусстве.

Тема Большого фриза – Гигантомахия, битва богов и гигантов. Это – иносказательный образ борьбы царей Пергама с галатами, в память о которой и создан Пергамский алтарь. В битве на стороне богов, кроме божеств Олимпа, участвует ряд богов совсем древних или даже придуманных авторами. На западной стороне алтаря были изображены божества водной стихии, на южной – боги небес и небесных светил, на восточной, главной – олимпийские боги и на северной – божества ночи и созвездий.

Древнегреческие мифы рассказывают, что гиганты, сыновья богини земли Геи, восстали против богов Олимпа и в жестокой битве – Гигантомахии – потерпели сокрушительное поражение. Сцены Гигантомахии одна за другой разворачиваются на фризе Пергамского алтаря. Чтобы подчеркнуть, что идет не просто сражение, а битва двух миров – верхнего и нижнего, мастера изобразили богов над фигурами гигантов. Всего на фризе изображено около пятидесяти фигур богов, и столько же – гигантов. Фигуры выполнены в очень высоком рельефе, они отделяются от фона и практически являются скульптурами. Фон между ними густо заполнен развевающимися одеждами, крыльями орлов и гигантов, извивающимися змеями. Детали фриза изготовлены и обработаны с такой тщательностью, что буквально чувствуешь их материальность.

Первоначально все фигуры были раскрашены, многие детали – позолочены. Высокий рельеф давал глубокие тени, в результате чего все детали можно было хорошо различить на расстоянии. Битва изображена в самом разгаре, мастера умело подчеркнули яростный темп разворачивающихся событий. Стремительному натиску богов противопоставляется отчаянное сопротивление гигантов. Противники изображены в полный рост, у многих гигантов вместо ног – змеи. Имена каждого из богов и гигантов, поясняющие изображения, аккуратно вырезаны под фигурами на карнизе.

Фрагменты фриза Пергамского алтаря

Центральный образ фриза – сражающийся Зевс Олимпийский. Он одновременно ведет борьбу с тремя противниками. В его полуобнаженной фигуре ощущается беспредельная, нечеловеческая мощь. Поразив одного из противников, Зевс-громовержец готовится метнуть свою испепеляющую молнию в предводителя врагов – змееногого исполина Порфириона. Мышцы гиганта вздулись в напряжении, лицо искажено ожесточением – он готовится отразить удар.

Особым драматизмом и выразительностью наполнена сцена боя богини Афины и крылатого гиганта Алкионея. Богиня со щитом в руках повергла противника на землю, в ее движениях сквозит решительность и торжество победителя. К ней устремляется крылатая богиня победы Ника, чтобы увенчать голову Афины лавровым венком. Поверженный гигант тщетно пытается освободиться от беспощадной руки богини. Его мускулы напряжены в последнем усилии, лицо выражает глубокое страдание. Священная змея Афины, обвившая гиганта, впивается ему в грудь… Рядом с Афиной горестно вздымается фигура богини земли Геи, матери гигантов. Ее руки подняты вверх, длинные волосы разметались по плечам. Скульпторам удалось с необыкновенным драматизмом передать скорбь матери, оплакивающей своих сыновей.

На верхней площадке Пергамского алтаря находился второй фриз – малый. Он посвящен мифу о Телефе, аркадском герое, который почитался в Пергаме. Этот фриз был исполнен совершенно в другом стиле, чем Большой. Неторопливое движение действующих лиц, спокойный пейзаж, на фоне которого разворачиваются события, служат контрастом к напряженным, динамичным образам Большого фриза.

По своему художественно-историческому значению Пергамский алтарь стоит в одном ряду с Парфеноном. Это одно из самых величественных сооружений Эллады, одновременно являющееся одной из непревзойденных вершин мирового искусства.

Следующая глава >>

Содержание

Хоть медведя дай нам в алтарь

Хоть медведя дай нам в алтарь Показательна судьба Никона, который стал орудием большой русской политики, ошибочно полагая, что вознесен на свои вершины самим Богом. Никон пользовался титулом «великого государя», который из всех предстоятелей Русской церкви до того был

3.5. Почему синодальный перевод библии переименовывает алтарь в давир, а киот — в ковчег?

3.5. Почему синодальный перевод библии переименовывает алтарь в давир, а киот — в ковчег? В современном синодальном переводе Библии, при описании храма Соломона часто употребляются слова ДАВИР и КОВЧЕГ (3 Царств 6–7). Они вызывают у читателя впечатление, что тут говорится о

Золотой алтарь собора Святого Марка

Золотой алтарь собора Святого Марка Первоначально небесным покровителем Венеции считался Святой Федор, но в IX веке этот византийский святой сменился латинским Святым Марком. Тогда же возникла и легенда по поводу этой перемены. Возвращаясь из Аквилеи, где он

Гентский алтарь в соборе Святого Бавона

Гентский алтарь в соборе Святого Бавона В 1521 году, во время путешествия по Нидерландам, немецкий художник А. Дюрер записал в своем дневнике о приеме, который ему устроили в Генте: «…староста гильдии живописцев и художники оказали мне много чести, прекрасно меня приняли,

Алтарь Мариацкого собора в Кракове

Алтарь Мариацкого собора в Кракове Старинный польский город Краков, основанный около 700 года, располагался сначала на небольшом возвышении левого берега Вислы, которая разделяет город на несколько частей. У Кракова, как и у всякого древнего города, есть своя легенда.

10.1. Что такое «античный» Пергамский Алтарь?

10.1. Что такое «античный» Пергамский Алтарь? Энциклопедия Брокгауза и Ефрона сообщает следующее.»ПЕРГАМСКИЕ ДРЕВНОСТИ. — Под этими словами обыкновенно разумеются открытия в конце семидесятых годов нынешнего (XIX — Авт.) столетия развалин КОЛОССАЛЬНОГО ЖЕРТВЕННИКА,

Глава 5 Алтарь эрготизма

Глава 5 Алтарь эрготизма — А на эту картину я люблю смотреть! — пробормотал, помолчав, Рогожин. — На эту картину! — вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, — на эту картину! Да от этой картины у иного вера может пропасть! — Пропадает и то, — неожиданно

Глава 9. Кровь на алтарь лондонской идеи

Глава 9. Кровь на алтарь лондонской идеи …И крики повсюду: «Спастись мы не можем! Русь валит, и нет ей отпора! Так нет же! Мы сами себя уничтожим — Погибель нам лучше позора!» «Проклятье тому, кто себя не погубит!» И, жаждая собственной крови, Те ждут, что им головы тотчас

Алтарь, которого нам не хватает Вадим Карелин

Алтарь, которого нам не хватает Вадим Карелин В 29 году до н. э. в третий раз в римской истории были закрыты двери храма Януса: пришел конец продолжавшимся более ста лет гражданским войнам. Лишь пять коротких мирных периодов знал воинственный Рим в течение первых восьми

Алтарь Зевса

Алтарь Зевса Проанализировав рассказы рабочих и исторические труды, срочно выписанные из Берлина, Хуманн пришел к твердому убеждению: холм скрывает под собой древний Пергам с его знаменитым алтарем. Но откуда начинать раскопки? И снова помогли местные рабочие. За

Глава II. Борьба за алтарь Победы: Квинт Аврелий Симмах

Глава II. Борьба за алтарь Победы: Квинт Аврелий Симмах Гибель язычества не была внезапной. Упадок его длился веками, но к времени императора Юлиана (361–363) оно уже изжило себя и как религиозная, и как политическая идеология. Политика Юлиана, который стремился восстановить

На алтарь просвещения

На алтарь просвещения В Староконстантинове ничто не удерживало Мошко. Он принял внезапное, но удачное решение переехать в Житомир и там осесть навсегда, хотя как налогоплательщик он так и остался на долгое время приписанным к староконстантиновскому кагалу. Мошко решил

7.5. Почему синодальный перевод Библии переименовывает алтарь в давир, а киот — в ковчег?

7.5. Почему синодальный перевод Библии переименовывает алтарь в давир, а киот — в ковчег? В синодальном переводе Библии, при описании храма Соломона часто употребляются слова ДАВИР и КОВЧЕГ (3 Царств 6–7). Они вызывают у читателя впечатление, будто говорится о чем-то древнем

В Викиданных есть лексема сатана (L160721).

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

са-та-на́

Существительное, одушевлённое, общий род (может согласовываться с другими частями речи как мужского, так и женского рода), 1-е склонение (тип склонения 1b– по классификации А. А. Зализняка); формы мн. ч. предположительны или неупотребимы.

Корень: -сатан-; окончание: -а .

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. мифол., религ. в различных вероучениях — дьявол, носитель злого начала, главный враг человечества, противник Бога ◆ — Кто бы ни была ты, ужасная женщина, — сказал он, обращаясь к Амене, — я отрекаюсь от тебя, отрекаюсь от твоих богов, отрекаюсь от ада и сатаны! А. К. Толстой, «Амена», 1846 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа. «Библия Откровение. 2:12-13»
  2. перен. негодяй, злодей (употребляется как бранное слово) ◆ «Врёшь, чортов Иуда!» закричал, вышед из себя, Тарас: «Врёшь, собака! Ты и Христа распял, проклятый богом человек! Я тебя убью, сатана! Утекай отсюда, не то — тут же тебе и смерть!» Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба», 1835—1841 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

СинонимыПравить

  1. дьявол; Люцифер, Вельзевул

АнтонимыПравить

  1. бог

ГиперонимыПравить

  1. нечистая сила

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • существительные: сатанёнок, сатанизация
  • прилагательные: сатанинский
  • глаголы: сатанеть, осатанеть
  • наречия: сатанински

ЭтимологияПравить

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

  • муж и жена — одна сатана

ПереводПравить

АнаграммыПравить

  • Астана

БиблиографияПравить

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    АРИСТОНИК

    В осенний день 133 г. до н. э. к римскому форуму подъехал сильно уставший чужестранец. Это был Эвдем — посланец из Пергама , который привёз в Рим известие о смерти пергамского царя Аттала III, его посмертное завещание, а также знаки царского отличия.
    В Риме быстро распространился слух о приезде Эвдема, и скоро все заговорили о том, что богатое Пергамское царство было завещано Риму умершим царём.
    Заседание сената, на котором разбирался вопрос об этом завещании, было очень бурным. Так, например, Тиберий Гракх требовал, чтобы пергамские сокровища были отданы для проведения его реформ и для приобретения сельскохозяйственных орудий и скота беднейшими крестьянами. Конечно, сенаторы — богатые землевладельцы были против этого предложения.
    Аттал III не имел наследников, и на первый взгляд его завещание в пользу Рима могло показаться не таким уж неожиданным. Однако в Риме было известно странное поведение пергамского царя в последние годы правления. Оно даже давало повод считать его безумцем. Кроме того, все знали, что у Аттала был побочный брат — Аристоник, рождённый эфесской рабыней, который пользовался большой любовью среди пергамской бедноты. Говорили, что Аттал III передал своё царство Риму из боязни, что оно иначе попадёт в руки Аристоника. Другие же говорили, что пергамское завещание, привезённое Эвдемом, подложно. Как бы то ни было, римский сенат принял завещание Аттала.
    Между тем, в Пергамском царстве развёртывались бурные события. Там давно уже было неспокойно, и часто царские войска, состоявшие из наёмников, направлялись на усмирение взбунтовавшейся бедноты или рабов. Всё пятилетнее правление Аттала III прошло в постоянном страхе перед этими всё более и более разраставшимися восстаниями.
    Последний год своей жизни Аттал, охваченный тревогой и мрачными подозрениями, искал полного уединения. Он стал носить траурное платье, отрастил длинные волосы и бороду, начал заниматься садоводством, заинтересовался лепкой из воска, производством изделий из бронзы и ковкой меди. Он писал сочинения по ботанике и сельскому хозяйству. Наконец, Аттал решил воздвигнуть гробницу своей матери и лично наблюдал за её сооружением. Увлечённый этими занятиями, он почти совсем удалился от государственных дел.
    Однако ему всё чаще и чаще сообщали о серьёзных волнениях рабов в стране, о многочисленных убийствах знатных военачальников и наместников. Будучи не в силах удержать быстро разрастающееся в стране недовольство, он приказывал казнить каждого по малейшему подозрению. Он сам пробовал на своих приближённых действие различных ядовитых растений, выращенных в его садах. Деспотизм и безумие царя переходили всякие границы.
    Особенно сильно возненавидел Аттал III своего сводного брата Аристоника, Аристрник не мог появляться в пергамском дворце и жил вдали от царя, среди рабов и пергамской бедноты. Это заставило Аристоника задуматься над причинами несправедливости в жизни общества. Почему его брат Аттал, сын его же родного отца царя Эвмена, владеет пергамским царством, а он, Аристоник, вынужден делить судьбу пергамских рабов? Почему не могут они быть равны между собой? Его поражали страшные условия существования рабов и бедноты, в которых он сам теперь оказался. Он приходил в ужас от царившего в стране произвола и насилия, от нищенской жизни пергамского населения. Вместе с тем, он прекрасно знал, что пергамское царство очень богато, что казна пергамских царей полна сокровищ, что великолепные сооружения из мрамора, украшавшие пергамскую столицу, стоят баснословных средств.
    Сам Пергам в эта время был цветущим городом с широкими мощёными улицами, фонтанами и водопроводом. В нём были и бани, и красивые рынки. Город украшали выдающиеся произведения искусства, прекрасный храм Афины, театр и знаменитая Пер-гамская библиотека.
    Трудно было поверить, что только полтора столетия назад этот роскошный город был всего-навсего небольшой крепостью. Через Пергамское царство, границы которого простирались от Пропонтиды (Мраморное море) до Каппадокии и Киликии, шли торговые пути, которые соединяли страны Востока с Западом и обеспечивали Пергаму большие торговые доходы. Плодородная почва приносила богатые урожаи, а прекрасные пастбища давали возможность заниматься скотоводством. Получаемая в изобилии
    высокосортная шерсть перерабатывалась в ткацких мастерских и служила предметом торговли с другими государствами.
    Богатства Пергамского царства давно уже привлекали внимание римского сената, римских рабовладельцев, торговцев и ростовщиков, которые всеми силами стремились распространить римское влияние на Пергам.
    И вот, наконец, осуществились давнишние замыслы римлян. Внезапно, от солнечного удара, умер Аттал III, и Рим получил в наследство богатую страну.
    Римский сенат срочно организовал посольство в Пергам. Оно состояло из пяти уполномоченных. Но Аристоник заявил, что не допустит передачи Риму своего царства.
    Весть об этом быстро облетела Пергам, близлежащие города и области. К Аристонику массами потянулись рабы, ремесленники, крестьяне, весь обездоленный и угнетённый пергамский люд, все, чьими руками, потом и кровью были созданы богатства. Они давно уже слышали об Аристонике и считали его близким себе, зная о притеснениях, которым он подвергался при покойном царе. Кроме того, Аристоник привлёк на свою сторону и значительную часть пергамского войска.
    Он мечтал об организации своего царства на совершенно новых началах. При его правлении, думал Аристоник, исчезнет несправедливость, царившая в Пергаме. В памяти вставали прочитанные им в юношеские годы различные сочинения, особенно известный фантастический роман «Счастливый остров» писателя Ямбула. Он считал, что жизнь в Пергамском царстве можно будет сделать такой же счастливой, как на этом выдуманном Ямбулом острове. Все жители «счастливого острова» вели трудовой образ жизни, по очереди выполняя различные работы: ловили рыбу, занимались ремёслами, выполняли сельские работы, помогали друг другу, занимали государственные должности. От этих обязанностей были свободны только старики. Жители острова были разделены на группы по 400 человек в каждой, во главе со старейшиной. Главным божеством у них считалось солнце. Солнцу слагали они гимны и пели их на своих празднествах.
    По этому образцу задумал Аристоник преобразовать своё царство, решив заранее, что назовёт его царством солнца, а жителей — гелиополитами (солнце — по-гречески гелиос),что и будет означать — «жители солнечного царства». Всё это рассказывал Аристоник своим сторонникам. Эти рассказы быстро распространялись по всему царству, и многочисленные толпы рабов и бедняков прибывали к Аристонику. К ним присоединился также и пергамский флот.
    Однако большинство богатых греческих городов Малой Азии было сильно встревожено развивавшимся восстанием и начало готовиться к серьёзному сопротивлению.
    Первым выступил против восставших город Эфес. У власти там стояли богачи и аристократы, они мобилизовали для военных действий свой сильный торговый флот. Аристоник не был готов к серьёзному сражению. Его флот только формировался, он состоял из плохо обученных гребцов и воинов, не имел необходимого вооружения и был значительно меньше эфесского. В бою, который произошёл около города Кимы, флот Аристоника потерпел поражение. Тогда он понял, что у него ещё недостаточно сил для осуществления своих планов, что необходима серьёзная подготовка и, главное, хорошо вооружённое и обученное войско.
    Римский сенат был очень доволен разгромом Аристоника, так как не мог в то время направить свои войска в Пергамское царство. Рим был занят подавлением большого восстания рабов в Сицилии и затянувшейся войной в Испании.
    Между тем, Аристоник стал собирать новые силы. К нему в это время приехал известный философ Блоссий, бывший советчиком и учителем Тиберия Гракха. Аристоник был очень обрадован приездом Блоссия, рассчитывая найти в нём сторонника своих намерений. И он не ошибся. Советы Блоссия вдохновили его на то, чтобы ещё энергичнее бороться за осуществление своих планов. Восставшие быстро увеличивали свои силы и готовили оружие. В рядах Аристоника можно было встретить и рабов из различных стран, и пергамских ремесленников, и крестьян. Вся пергамская беднота потянулась к Аристонику, услышав, что в его царстве не будет несправедливости и угнетения. Во многих городах рабы перебили своих господ и сообщили Аристонику, что он больше не встретит здесь сопротивления. Первыми восстали рабы и беднота прибрежных городов Лёвки, Фокея и Колофоны. Окрылённые успехом и хорошо вооружённые гелиополиты овладели ещё рядом городов.
    Весть об успешном продвижении Аристоника стала распространяться на севере полуострова и достигла фракийского побережья и соседних с Пергамом государств. Везде находились сторонники гелиополитов, движение быстро разрасталось. Шёл 132 г.; римских войск в Малой Азии по-прежнему не было. Перепуганная греческая аристократия не могла больше своими силами организовать сопротивление мощно развернувшемуся движению гелиополитов.
    Широкий размах восстания Аристоника и быстрый успех претендента на царский трон в таком необычайном государстве, каким рисовалось будущее «Царство солнца», очень обеспокоили соседних с Пергамом малоазийских царей. Они решили не допустить возникновения в Малой Азии царства «гелиополитов». Когда к ним обратилась за помощью греческая аристократия больших городов Пергамского царства, то они быстро начали готовить свои войска для подавления восстания.
    Самое большое войско собрал царь Понта Митридат V и, став во главе его, направился прямо к столице Пергамского царства, городу Пергаму, где было особенно много сторонников гелиополитов.
    Митридат рассчитывал, что римляне высоко оценят его услугу, если он очистит Пергам от гелиополитов.
    Понтийский царь Митридат V быстро дошёл до столицы и сразу же бросил свои войска против мятежников, отдав приказ быть беспощадными и истреблять всех гелиополитов вместе с их семьями. Но гелиополиты не сдавались. Вооружившись топорами, секирами, пращами, серпами, используя любой предмет, могущий служить средством защиты, они оборонялись. Но силы были слишком неравны и никакое упорство гелиополитов не могло принести им победы.
    Митридат жестоко расправился с восставшими: ни один гелиополит не ушёл живым. Несколько тысяч трупов покрыли улицы города. В каждом доме были убитые, замученные гелиополиты. По улицам Пергама ходили наёмники понтийского царя и добивали раненых.
    Но восстание продолжалось в других местах. Царь Каппадокии Ариарат V выступив на помощь римлянам, встретил серьёзное сопротивление гелиополитов и погиб в кровопролитном сражении. Весть о гибели Ариарата дошла до Рима, и сенату стало ясно, что в Пергам необходимо послать свои войска, что одни малоазийские цари не справятся с гелиополитами. Стало очевидным, что возглавлять войско должен опытный римский полководец. На этот пост был назначен консул 131 г. Публий Лициний Красс Муциан, который в то же время был и верховным жрецом.
    Красс прибыл в Малую Азию на кораблях и высадился недалеко от города Левки, в котором находился Аристоник. Красс располагал хорошо обученным войском, испытанным уже при подавлении сицилийского восстания рабов. Тотчас по прибытии он стал тщательно готовиться к предстоящему сражению с Аристоником.
    И вот все было готово. Красс предвкушал скорую победу над осаждёнными.
    Был конец зимы 131 г. Красс полгода стоял уже под стенами города. Неожиданно он получил сообщение, что большой отряд хорошо вооружённых гелиополитов напал на его войска между городами Элейей и Смирной. Он поспешил им на помощь. Однако гелиополиты так яростно нападали на римлян, что вскоре сам римский консул оказался окружённым воинами Аристоника и, несмотря на сопротивление, был взят в плен. В панике римляне обратились в бегство, гелиополиты преследовали их и почти полностью истребили.
    Победители с пением и шутками шли к Левкам, вели пленных римлян, во главе которых был сам римский консул Публий Лициний Красс Муциан.
    Охрана выдающегося пленника была поручена отличившемуся в бою отряду фракийцев. Красс с ужасом представил себе, как он, римский консул, будет с позором передан вождю восставших рабов. Он хорошо знал, что в Риме никогда не простили бы ему такого позора и решил, лучше умереть. Но каким образом? Вдруг он сообразил… Быстро схватив виноградную лозу, Красс с силой ударил ею по глазам охранявшего его огромного фракийца. Взбешённый от боли воин, не поняв замысла Красса, пронзил его мечом. Таким образом Красс избежал плена. Голова его была доставлена Аристонику, а тело, подобранное его друзьями, похоронено в Смирне.
    Известие о разгроме войск Красса произвело в Риме очень сильное впечатление и заставило римский сенат ещё более серьёзно отнестись к войне с Аристоником. Теперь назначение вести войну с Аристоником получил римский консул Марк Перперна. Он поспешно направился в Малую Азию.
    Аристоник не рассчитывал на быстрое появление римлян вновь и решил отпраздновать свою победу над Крассом. Поэтому когда Аристонику сообщили о высадке в полной боевой готовности римских легионов, это было для «его полной неожиданностью. Гелиоиолиты были захвачены врасплох. Перпёрна напал на них с превосходящими по количеству и вооружению войсками, и в неравном бою разгромил восставших.
    Аристоник с оставшимися войсками скрылся на юге Малой Азии, в городе Стратоникее. Поспешность бегства не дала возможности обеспечить оставшиеся войска и население Стратоникеи необходимыми запасами продуктов. Вскоре в Стратоникёе начался голод, так как город оказался полностью окружённым. Римские легионы плотным кольцом окружили осаждённых и не допускали никакой связи с ними. Аристоник не мог рассчитывать на помощь извне, а находящихся с ним войск было так мало, что о прорыве не могло быть и речи. Гелиополиты и всё население Стратоникеи мужественно переносили голод и трудности осады, но в конце концов вынуждены были сдаться.
    Перпёрна приказал заковать Аристоника в цепи, перевести его на корабль, отправляющийся в Рим, и поддерживать его жизнь, едва теплившуюся после сильнейшего истощения от голода. Сам Перпёрна был вынужден задержаться в Пергаме для окончательной ликвидации восстания, но внезапно умер.
    Это было очень кстати новому римскому консулу Манию Аквилию, завидовавшему победе Перлерны над Аристоником. Военные корабли под его предводительством вышли из Рима. Новый консул торопил свой флот, спеша захватить не прибывшие ещё в Рим пергамские сокровища и Аристоника. Однако расчётам Аквилия использовать успехи своего предшественника не суждено было оправдаться.
    Новая волна восстания разлилась по огромной территории Пергамского царства. Сторонники Аристоника, оправившись от. ударов римских легионов, опять поднялись на борьбу против Рима. Прибывшему в Пергам Манию Аквилию пришлось срочно набирать новые войска в богатых городах Малой Азии.
    Аристоник был отправлен в Рим и по приказу сената задушен в римской темнице. Гелиополиты знали об этом, но с прежним упорством продолжали борьбу.
    Аквилий видел, что усмирить восставших силой одного только римского оружия невозможно. Изобретая различные способы истребления непокорных, римский консул прибегнул, наконец, к крайнему средству. Аквилий приказал отравить все источники и колодцы, лишив свободолюбивый народ даже питьевой воды. Таким позорным способом римский консул добился, наконец, победы над восставшими.
    «Аквилий завершил азиатскую войну, — но — о, позор! — чтобы принудить сдаться некоторые города, он отравил источники. Это ускорило победу, но её же и опозорило», — писал впоследствии римский историк Флор.
    Много ещё сил было у римлян и поэтому они смогли подавить восстания рабов» в Сицилии и Пергаме. Царство гелиополитов Аристоника, конечно, не могло соперничать с Римом, но всё же его возникновение было серьёзной угрозой власти римских рабовладельцев.

    Пергам — государство в северо-западной части Малой Азии.

    Казанский Кремль решил не реагировать на спорную затею бара The Snob, расположенного у места обретения Казанской иконы Божией Матери

    Ожидаемый скандал вызвало намерение казанского бара The Snob провести «Бал Сатаны» вблизи Казанского кремля. Заведение обещает, что «все самое жуткое и мистическое придется на один день», а афиша мероприятия, посвященного празднику Хэллоуин и роману Булгакова, сопровождается изображениями дьявола и пентаграммой. Представители православной общественности возмущены, но в прокуратуре РТ оснований для каких-либо запретов не видят.

    «НОЧЬ ВЕЛИКОГО ИСКУСИТЕЛЯ, ПРОДАЖИ ДУШ И КОВАРНОСТЬ»

    Афишу «Бала сатаны» Lounge-bar The Snob опубликовал в своем «Инстаграме». «Мы долго думали решаться на эту идею или нет (здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохранены — прим. ред.). И всё-таки ей быть! В ночь Halloween 2019 мы устраиваем бал Сатаны! Ночь великого искусителя, продажи душ и коварность. Все самое жуткое и мистическое придется на один день, и да прибудет с нами сила не вляпаться в неприятности», — говорится в сообщении. Пост сопровождался картинкой на кроваво-красном фоне, на которой рогатые фигуры бьют в барабаны и воздевают руки к пентаграмме, в центре которой голова козла. Завершает композицию надпись SATAN.

    Однако впоследствии пост был удален, и бал в новом сообщении в «Инстаграме» предстал с новым названием — «Мастер и Маргарита». «По мотивам романа великого писателя-Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», главы 23 «Великий бал у Сатаны» — нам предстоит пережить ночь Halloween, — сообщается в посте. — Мы рады, что смогли завоевать ваше внимание и вызвать бурный интерес. Карты раскрыты, теперь выбор за вами». Пост сопровождался иллюстрацией головы черной кошки с дьявольскими рогами.

    Наконец, третий пост посвящен резонансу, который вызвало мероприятие. «Нам очень странно читать статьи местных журналистов, паблики и прочие каналы, которые пытаются высосать тему из пальца и провести параллель между нашей затеей (а если, смотреть глубже Михаила Булгакова) и религией, столкнуть нас с верующими, да и в целом вызвать негатив у окружающих. Мы верим, что наши гости понимают о чем идёт речь в наших афишах, знают и любят русскую классику, так же как и мы», — заявили авторы поста.

    ПСО «КАЗАНЬ» НЕ В ОТВЕТЕ ЗА ЗЯТЯ ЗИГАНШИНА?

    Заведение расположено на Кремлевской набережной, на ул. Федосеевской, 1. В 400–500 метрах — место обретения одной из главных святынь православия, Казанской иконы Божией Материи. Неподалеку от него находятся Казанско-Богородицкий мужской монастырь, воссозданный собор Казанской иконы Божий Матери. И это не говоря уже о мечети Кул Шариф и недавно открытой мечети Ирек.

    Владеют баром довольно известные в Татарстане бизнесмены. Компания ООО «Ривер», название которой отражается в чеке бара Snob, на 100% принадлежит Тимуру Зайнутдинову, бывшему директору АО «СК «Татфлот»», который женат на Аделе Зайнутдиновой — дочери владельца ПСО «Казань» Равиля Зиганшина. Та, в свою очередь, владеет ООО «Волжская концессионная компания», которому в 2017 году Федосеевская набережная Казани отдана в концессию на 49 лет.

    В ПСО «Казань» в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» отказались комментировать ситуацию, порекомендовав обращаться напрямую в компанию, занимающуюся развитием набережной. Связь ООО «Ривер» с ПСО «Казань» в пресс-службе компании Зиганшина также отрицают.

    «НИКТО БОГОХУЛЬНИЧАТЬ НЕ СОБИРАЕТСЯ, МЫ САМИ ЛЮДИ ВЕРУЮЩИЕ»

    Накануне вечером корреспондент «БИЗНЕС Online» посетил бар Snob. На входе на территорию заведения уже расставлено с десяток тыкв — известного атрибута Дня всех святых. Однако другой символики пока нет — до праздника еще целая неделя. Официант заведения заверил, что Snob уже пять лет отмечает данный праздник и в этом году он будет посвящен роману «Мастер и Маргарита».

    Сотрудник бара Snob Альберт Хабибуллин рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что бал изначально планировался в стилистике «Мастера и Маргариты», а первая афиша была лишь «анонсом, дабы заинтриговать одной из глав по роману Булгакова», и удалили его планово. На вопрос нашего корреспондента, учитывались ли чувства верующих, Хабибуллин заметил, что роман Булгакова «никого не задевает». «Хэллоуин — это праздник, у нас не было намерений задеть чувства верующих! — заверил собеседник издания. — Сам праздник, по моему мнению, так или иначе богохульский, но все-таки его очень любят в России. К тому же, если его не проводить, тоже можно сказать, что это ущемление прав людей, которые ежегодно его отмечают».

    Хабибуллин заверил, что будет еще одна афиша, которая раскроет задумку организаторов. «Еще раз хочу подчеркнуть то, что никто богохульничать не собирается и никого обидеть никто не хотел, мы сами люди верующие», — заключил он.

    МОЖЕТ БЫТЬ, ТЕПЕРЬ САТАНА БУДЕТ ПРАВИТЬ У НАС В ГОРОДЕ? ИЛИ В РЕСПУБЛИКЕ?

    Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан резко негативно отнесся к планам провести «Бал Сатаны». По его мнению, проводить мероприятия такого рода нельзя — они разрушают религиозные ценности и нравственные устои.

    «Некий ресторан проводит в Казани мероприятие под названием «Бал Сатаны». Какие эмоции вызывает это сочетание слов у любого нормального человека, особенно у человека верующего? Для религиозного человека это означает вершину безнравственности и бесчеловечности, для человека светского — просто является ругательным словом. В любом случае это слово несет в себе мощный негативный заряд, ощущаемый практически всеми. Так неужели теперь что-то изменилось? Может быть, теперь сатана будет править у нас в городе? Или в республике?» — сказал митрополит корреспонденту «БИЗНЕС Online».

    «Мне один человек, ваш коллега из другого СМИ, сказал: «Так это же частное заведение!» Простите, а разве в частном заведении можно творить всякие беззакония и нравственные мерзости? Разве это такое место, где царит вседозволенность? Можно, к примеру, в частном заведении распространять наркотики или устанавливать игровые автоматы? На это мы обычно отвечаем: «Нет, нельзя!» Так почему же наркотики и игровые автоматы нельзя, а «Бал Сатаны» — можно? Сегодня — бал, а завтра что же — жертвоприношения будут совершаться в честь того, кого на Руси всегда называли врагом рода человеческого?» — продолжил владыка.

    «Мы возрождаем в республике религиозные, мусульманские и православные святыни — Болгар с его Исламской академией, мы входим в список ЮНЕСКО с нашим замечательным древним Свияжском, мы восстанавливаем Казанский собор… И тут же, одной рукой строя, мы другой разрушаем — так, что ли? Я бы хотел обратиться к общественности: «Друзья, а что же мы молчим? Представьте себе, что ваши дети пойдут по пути сатанизма? Вы же будете плакать первыми! Православных защитит Господь, мусульман — Всевышний Аллах, а вас кто защитит?» Нет, не может Сатана править бал в древней Казани. Мы, люди верующие — и православные, и мусульмане — не приемлем Сатану», — заключил Феофан.

    ЛИЛИЯ ГАЛИМОВА: «МЫ КАК МИНИМУМ НА ЭТО МЕРОПРИЯТИЕ ИДТИ НЕ ПЛАНИРУЕМ!»

    Представители РПЦ остались не в восторге от запланированного мероприятия. «Это оскорбительно для всякого здравомыслящего человека, а наипаче — для христианина. И для мусульманина, я думаю, тоже», — заявил настоятель приходского совета Никольского кафедрального собора Казани, протоиерей Иоанн Барсуков. Происходящее протоиерей назвал «проявлением политики либерализации». «Как у Достоевского: «Бога нет, тогда мне все можно». Что, и такое можно? — задается вопросом собеседник издания. — Меня поражает, когда я слышу, что в школах педагоги принуждают учеников поучаствовать в празднике Хэллоуин. А что это за праздник, почему мы должны быть ведомы и все время праздновать то, о чем мы, как говорится, ни ухом ни рылом? О чем мы ничего не знаем и не ведаем? Что это за праздник — Хэллоуин? Почему мы должны праздновать день этого Валентина, о котором ничего знаем? Почему мы должны быть ведомы в своей родной стране, у нас что, праздников мало?»

    Следует ли религиозным организациям и властям воспрепятствовать проведению таких мероприятий? На это вопрос Барсуков отвечать не стал. Лишь еще раз выразил свою печаль по поводу праздников, где «насаждают сатане кланяться и чествовать его».

    Более радикальный взгляд у экс-заместителя управляющего делами Казанско-Вятской епархии, главы фонда «Русская старина» Василия Кириллова. Он убежден, что это мероприятие нельзя проводить, и не только потому, что рядом расположен монастырь. «Такое, по-русски говоря, ни в какие ворота не лезет, это не должно даже называться общественным мероприятием, — заявил Кириллов корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Что еще за бал Сатаны?! Это вообще бред какой-то. На самом деле у нас до такого дошло? Я, конечно, этого объявления не видел, но все, что касается каких-то мероприятий, связанных с сатанизмом, даже близко не может проходить. В нормальном обществе любой сатанизм должен быть под полным запретом. Я думаю, что не только религиозным организациям, но и властям необходимо вмешаться в эту ситуацию в первую очередь».

    Первый заместитель муфтия Республики Татарстан Рустам хазрат Валиуллин в комментарии «БИЗНЕС Online» напомнил, что Татарстан — светская республика. «Однако светская не означает антирелигиозная или атеистическая, напротив, мы живем в поликонфессиональном и многонациональном обществе», — говорит он. Валиуллин отмечает, что светская модель государства дает религиям возможность развиваться, а каждому человеку — право на свободу вероисповедания. В Казани мечети и церкви соседствуют и не мешают деятельности друг друга, более того, находят общие точки соприкосновения в деле повышения духовности в обществе. «При этом религиозные институты не вправе вмешиваться в работу сторонних заведений. Но ДУМ РТ осуществляет обширную молодежную политику, направленную на воспитание высоконравственных, образованных, толерантных, с активной гражданской позицией, здоровых духом и телом людей», — говорит наш собеседник. «Наши молодежные проекты пропагандируют знания, правильное вероубеждение, семейные ценности, спорт, благотворительность. А какой посыл несет в себе так называемый бал Сатаны? К сожалению, инициирование таких «вызывающих» мероприятий дискредитирует общечеловеческие идеалы и формирует среди молодежи пренебрежительное отношение к гуманистическим идеям, к традициям и родной культуре», — заявляет первый заместитель муфтия Республики Татарстан.

    Официальный представитель казанского Кремля Лилия Галимова на сегодняшнем брифинге в ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» также прокомментировала скандальную афишу. «Мы как минимум на это мероприятие идти не планируем! Как относимся? Мы не мониторим досуг, который предлагают, и не участвуем в этом процессе», — сказала она, отметив, что раз история привлекает внимание СМИ, то публичное обсуждение будет более правильным, чем официальное вмешательство.

    Старший помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев заметил, что «правовых запретов на проведение подобного рода мероприятий, в том числе в непосредственной близости от расположения культовых сооружений, не существует». Собеседник издания подчеркнул, что такие мероприятия — часть стратегии подобных заведений по увеличению привлекательности и привлечению новых посетителей. «С точки зрения морали, светские заведения, безусловно, должны учитывать религиозные чувства верующих и не выходить за рамки общечеловеческих норм и правил, — убежден Галиев. — Но это уже вопрос к организаторам развлекательных заведений, их эстетическому вкусу и воспитанию. Правоохранительные органы вправе вмешаться в деятельность этих заведений только в случае их противоправной деятельности».

    «Я УДАЛИЛ Snob ИЗ ВСЕХ СВОИХ АККАУНТОВ, КОГДА ЭТО УВИДЕЛ»

    По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты высказались о том, какие чувства у них вызывает намерение провести в центре города «бал Сатаны».

    Артур Хосровян, ночной мэр Казани:

    — Как ночной мэр я должен быть толерантен, наверное… Но вот мое личное мнение — я удалил Snob из всех своих аккаунтов, когда такое увидел. Потому что считаю, что подобное — служение злому культу. Это больше, чем оскорбление чувств верующих, потому что набожные люди могут обидеться из-за ерунды. А это пропаганда зла. Я как организатор событий раньше старался держаться от такого в стороне, если мы и проводили что-то подобное, то называли, например, «Анти-Хэллоуин». А то, что учудил Snob — с пентаграммой, магическими знаками, — это служение злу.

    И вообще, весь праздник Хэллоуин — это такой «троянский конь», уложенный в игровую тематику, с контекстом контакта с темными силами. Много же есть примеров того, как люди, совершая одно, страдали за другое. Это не суеверие, а принципы работы в духовной реальности, их никто не отменял.

    Дмитрий Хафизов, советник мэра Казани во вопросам религии:

    — Я думаю, это больше относится к законам общечеловеческой морали, и не считаю, что здесь нужно подтягивать закон. Человек должен понимать, где проводить такое мероприятие. Если даже оно связано с «Мастером и Маргаритой», его можно провести в другом месте. Например, около кладбища же не проходят увеселительные мероприятия. Около школ не ставят питейные заведения. И около святых мест не надо проводить мероприятия, которые могут быть восприняты неоднозначно.

    Я думаю, хозяева заведения сделали это по неразумению. Люди просто недостаточно понимают, и будет довольно моральных увещеваний. Религиозные организации могут высказать свою позицию, а какие-то запретительные меры всегда хуже.

    Макс Бакс, промоутер бара «Жу-жу» в «Корстоне»:

    — Это может не понравиться только тем людям, которые не живут в этом бизнесе, никогда не ходят на тусовки и вечеринки. В чем-то я их, возможно, и понимаю. А те, кто тусит, живет ночной жизнью, им по барабану! Они приходят просто на мероприятие, не реагируя напрямую на название вечеринки. Они понимают, что это шоу, спектакль. Конечно, бабушкам-дедушкам это не понравится, но они и не ходят на такие мероприятия.

    Но организаторам вечеринки нужно собрать больше людей, так что это просто коммерческий вопрос. На кого ставка делается на дискотеках — только на молодежь. Посмотрите, что молодежь любит? Вампиров, там миллион героев и названий. Они это смотрят, и их подобное привлекает. Какие фильмы в прокате больше всего молодежи собирают? «Оно», «Сумерки». Так что это просто коммерческий ход, чтобы клюнула молодежь, на нее вечеринка и рассчитана, на которую взрослые не пойдут. А если сейчас попытаются запретить тусовку, то у молодежи это подстегнет дополнительный интерес к мероприятию. Но я бы не стал проводить такую вечеринку в своем баре, потому что мое заведение ассоциируется со мной. И если бы я написал «Бал Сатаны», то я бы себя представил в этом образе и себя бы обидел. Но у меня публика от 18 до 60 лет, поэтому я бы назвал вечеринку, например, «Красавица и чудовище».

    Добавить «БИЗНЕС Online» в избранное Яндекс.Новости Подписаться на нас в Яндекс.Дзен Читать полную версию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *