Где находится рай?

Примеры употребления слова двуречье в литературе.

Она была населена семитским народом — хананеями, близкими родственниками финикийцев, основателей Тира и Сидона, и амореев, которые в начале второго тысячелетия до нашей эры завоевали Двуречье и основали Первое Вавилонское царство.

Семиты, то есть, сыновья Сима: Елам — север Персидского залива, древнее государство, соперник Ассирии в Двуречье, Ассур — Ассирия, Арфаксад — прямой предок евреев, Луд — аналогов найти не удалось, Арам — арамейцы, нынешняя Сирия, Лот — моавитяне и аммониты, появившиеся в результате кровосмешения Лота со своими дочерьми.

Эти холмы до такой степени взбудоражили фантазию нескольких исследователей, что именно здесь, в Двуречье, археология как наука одержала свои первые победы.

По мере того как семитические племена переселялись в Сирию и Двуречье, они, как и арьи, теряли свою религиозную самобытность.

В пику Ашшуру — резиденции своего отца, Синаххериб сделал Ниневию столицей государства, включавшего в свои границы все Двуречье: на западе вплоть до Сирии и Палестины, а на востоке — до владений диких горных народов, которые не удавалось покорить хоть на сколько-нибудь продолжительный срок.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Ст. 10-14 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гeон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат

И потом разделялась река, сказано, на четыре реки. Имя одной — Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там карбункул и камень оникс. Имя второй реки — Гихон: она обтекает всю Эфиопию. Имя третьей — Тигр; она протекает перед Ассирией. Четвертая река — Евфрат

Итак, есть четыре реки. Фисон (так называется по-еврейски: Фисон, по- гречески же Ганг) течет в сторону Индии. Гихон же, или Нил, обтекает землю Египта и Эфиопии. Месопотамия называется так потому, что она находится между Тигром и Ефратом, она заключена между этими двумя реками, и даже для отдаленных народов об этом говорит само ее имя и общее мнение.

Но почему премудрость Божия называется источником? Потому, что, согласно Евангелию, подобен источнику Говорящий: Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7:37). И потому, что, согласно пророку, подобен источнику Тот, Кто говорит: Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное (Притч. 9:5). Итак, премудрость — не только источник жизни, источник духовной благодати, но также источник прочих добродетелей, направляющих нас на путь вечной жизни.

Река эта берет начало не в той душе, которая не возделана, а в возделанной душе, чтобы оросить рай, то есть плодовые деревья различных добродетелей. У них четыре начала, на которые разделяется Премудрость. Каковы же эти четыре начала добродетелей? Одно — благоразумие, другое — умеренность, третье — сила, четвертое — справедливость. И мудрые люди мира сего, восприняв эти начала от нас, перенесли их в свои писания. Итак, если премудрость есть источник, то четыре реки, вытекающие из этого источника, суть потоки добродетели.

Фисон означает благоразумие, и потому в нем есть хорошее золото, карбункул и камень оникс. Мы часто называем «золотом» найденные благоразумные решения. Потому и Господь речет через пророка: Я… умножил у нее серебро и золото (Ос. 2:8), и Давид говорит о благоразумных: Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом (Пс. 67:14). Поэтому тот, кто глубоко вникнет в Ветхий и Новый Завет, сможет углубиться в тайную премудрость Божиего размышления. Так что золото означает благо, а отнюдь не денежное богатство, земное и тленное.

Ибо сказано: там бдолах — сияющий карбункул, в котором живет искорка нашей души. Есть там и камень оникс, являющий, как представляется, своим цветом нечто живое, зеленое. Ибо кустарник зеленеет, пока живет, а когда умирает, то засыхает; и земля зеленеет, пока цветет; зеленеют и семена, когда прорастают. И правильно, что первой названа река Фисон, означающая по-еврейски «Феойсон» , то есть «изменение речи», так как она омывает землю не одного народа, но течет также в Лидию. Ведь и благоразумие не скудно пользой, но изобилует ею, так как приносит ее многим. И потому оно названо первым, что если бы кто-нибудь покинул рай, благоразумие первым остановило бы его, словно река, и он не засох бы вскоре, но без труда вернулся бы по ней в рай. Многие люди приходят к этой реке, которая, как считается, весьма прекрасна и плодородна. Потому и предстает благоразумие в этом образе, что принесло много плодов с пришествием Господа Спасителя. И река эта течет до пределов земли, ибо премудростью спасены все люди. Потому сказано: По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их (Пс. 18:5).

Вторая река — Гихон. Возле нее был дан израильтянам закон, когда они находились в Египте: выйти из Египта и, опоясав чресла, есть агнца, который символизирует умеренность. Ибо надлежит, чтобы пасху Господню праздновали чистые и освященные. Еще и потому первая законодательная норма была установлена возле реки Гихон, что это имя означает некое зияние в земле. Как зияние поглощает землю и всю грязь, все нечистоты, какие на ней есть, так целомудрие поглощает все телесные страсти. И хорошо, что этот первый закон был дан именно здесь, ибо законом поглощается плотский грех. Верно говорится, что Гихон, образ целомудрия, обтекает землю эфиопов, чтобы омыть низменную плоть и угасить пожар нечестивейшего тела. Ведь Эфиопия, согласно латинской этимологии, означает «низменная» и «нечистая». Но что низменнее нашего тела, и что более подобно Эфиопии? Оно даже черно от черноты грехов!

Третья река — Тигр, протекающий перед Ассирией, куда лицемерный Израиль был отведен в плен. Говорят, что быстрее всех прочих течет эта река, берега которой населяют ассирийцы, то есть «ведущие» — так гласит толкование. Поэтому всякий, кто силою пленит лицемерие духа и пороки тела и устремит их ввысь, тот считается подобным этой реке. Так что сила проистекает из того источника, который находится в раю. В своем стремительном движении она прорезает любое препятствие, и поток ее не удержать никаким преградам.

Четвертая река — Евфрат, что означает по-латыни «плодородие» и «изобилие плодов». Евфрат символизирует справедливость, которая утоляет всякую душу. Ибо ни одна добродетель, кажется, не приносит больше изобильных плодов, чем правда и справедливость: она более заботится о других, чем о себе, и пренебрегает собственной выгодой, предпочитая ей общую пользу. Многие также считают, что имя Евфрат происходит от греческого аро tou euphrainesthai, что значит «радоваться», ибо род людской ничему так не радуется, как правде и справедливости.

Что же касается того, что для других рек описываются места, по которым они протекают, а области, по которым течет Евфрат, не описываются, то причину этого мы видим в том, что его живая вода считается и сохраняющей жизнь, и способствующей ее возрастанию. Благоразумные люди из евреев и ассирийцев называют его «Авксом» («возрастающим») — потому что, как говорят, он течет в противоположную сторону, нежели другие реки, и еще потому, что где осторожное благоразумие, там и злокозненность, где сила, там и гнев, где умеренность, там и несдержанность, и множество других пороков; но там, где справедливость, там и взаимное согласие всех прочих добродетелей. Потому река эта узнается не по местам, по которым протекает, то есть не по какой-то части: ведь справедливость — не часть, но как бы матерь всего.

Так в названных четырех реках представлены четыре главные добродетели, которые заключает в себе время мира сего.

О рае.

«И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке. И поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.»

Так описывает книга Бытия в Библии сотворение рая, в котором Бог поселил человека, чтобы возделывать и хранить его. Там же, в раю, Господь создал человеку, Адаму, помощницу из его ребра. История Адама и Евы, которые не послушались запрета Господа и вкусили от древа познания добра и зла, общеизвестна.

Эта история стала одним из основополагающих текстов иудео-христианской цивилизации: ведь в нем определяется место человека в сотворении нашего мира, отношения людей с Господом, последствия знаменитого первородного греха. А ведь именно для искупления этого греха и был послан на землю, согласно христианской доктрине, Иисус Христос.

Вплоть до конца 19го века эта история воспринималась буквально, как историческая истина. Ведь если строго следовать библейской хронологии и генеалогии, то получается, что Адама и Иисуса разделяли всего 2400 лет. Поэтому многочисленные исследователи пытались даже локализовать рай.

Однако, координаты рая, Эдема, в книге Бытия весьма расплывчаты: «Из Эдема выходила река для орошения рая, и потом разделялась на четыре реки. Имя одной – Фисон, она обтекает всю реку Хавила, ту, где золото. Имя второй реки – Гихон, она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель, она протекает перед Ассирией. Четвертая река – Евфрат».

Прежде всего, что такое Эдем? На иврите, речь идет о словосочетании Ган Эден, с буквой н на конце, буквально Сад Эден. Как считают некоторые специалисты по Древнему Востоку, слово Эден восходит к вавилонскому слову эдину, означающему степь. Речь идет скорее всего об орошаемом реками оазисе в крайне засушливой местности Ближнего или Среднего Востока. Но где находилась эта местность?

Из четырех упомянутых в Библии рек известны только две: Хидекель – это ивритское название реки Тигр, Евфрат – вторая река, которая вместе с Тигром и обозначает контуры Месопотамии. Что такое река Фисон – остается непонятным, вероятно, это Ганг, а Гихон – предположительно Нил, потому что эта река «обтекает землю Куш», то есть известную в древности часть Африки. Однако, эти четыре реки никак не вытекают из одного места, и некоторые толкователи Библии предполагают, что эти указания были добавлены в библейский текст позднее, чтобы обозначить четыре стороны света, и, соответственно, носят символический характер.

Стало быть, рай – это место чисто утопическое, в самом прямом смысле слова, ведь греческое слово утопия и означает «место, которого нет». Зато греческое слово парадейсос, от которого произошли и французское paradis и английское paradise, означает изначально просто парк с зелеными насаждениями, где содержат животных. Однако, идея оазиса опирается на вполне конкретные результаты раскопок. Приведем лишь один такой пример. В 4 км к югу от Тивериадского озера, в Израиле, в результате раскопок был обнаружен доисторический оазис, со скелетами птиц и млекопитающих, которые обитали там почти полтора миллиона лет тому назад.

До сих пор мы говорили о местоположении рая. Но оказывается, что не только оно проблематично. Один из главных ударов по Библии нанесли дарвиновская теория эволюции и палеонтология. Сегодня всем известно, что история мира и человека насчитывают, соответственно, миллиарды и миллионы лет. Жизнь на земле зародилась 4 миллиарда лет назад, млекопитающие появились 200 миллионов лет назад, да и человечество насчитывает 3-4 миллиона лет.

Когда появился первый гомо сапиенс, на земле уже прожили миллионы человекоподобных созданий. Творческим заимствованием оказались и элементы истории Адама и Евы. В 1850 году в древней Ниневии была раскопана клинописная библиотека царя Ашурбанипала, а в 1872 году молодой английский ученый Джордж Смит смог впервые перевести вавилонский текст, написанный за два тысячелетия до нашей эры. Это была эпопея Гильгамеша, месопотамского героя, которого уже в те давние времена мучила проблема собственной смертности.

Гильгамеш отправляется на поиски древа жизни и находит корень бессмертия в морском растении. Однако, на обратном пути змей выкрадывает у него бесценное растение, и ему остается только рыдать. Можно сказать, что и вавилонская, и библейская истории опираются на некий общий фонд устной литературы Ближнего востока. Однако, библейский текст идет гораздо дальше в философском осмыслении действительности, и именно поэтому является фундаментом иудео-христианской цивилизации. Некоторые сложные ассоциации идей заложены уже в созвучиях слов. Так, Адам созвучен ивритскому слову адама, земля, потому что господь создал его из праха земного, а Ева, на иврите Хава, получившая свое имя уже после изгнания из рая, означает жизнь, так как она стала матерью всех живущих.

Заметим, что Господь первоначально поручает человеку возделывать и охранять сад, но при этом запрещает ему вкушать плоды от древа познания добра и зла, так как человек мыслится как помощник Бога, не имеющий собственного суждения. Платой за знание оказывается изгнание из рая. Цитирую: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей и не взял также от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выгнал его Господь из сада Эдемского…».

В этом тексте явно еще слышны отголоски языческого многобожия, и все же, он полон новой философской символики. Человек оказывается существом, вовлеченным в символические, а не только плотские отношения, со своей половиной, вышедшей из его плоти. Мужчина и женщина неполноценны друг без друга, они дополняют друг друга и совместно несут ответственность за ошибку одного из них. Эти символические прародители человечества предстают перед нами как хрупкие создания, которые живут трудной, но зато осмысленной жизнью. Выгнав их из рая, Господь их не оставил, и на протяжении всей библейской истории он ведет их по тернистому пути к истине. Что же касается таинственной фигуры змея, то она символизирует практически изначальное присутствие зла в этом мире и невозможность его избежать. Змей – это соблазн, гордыня, желание человека самому стать Богом, которое уже неоднократно приводило к трагическим последствиям, как то попытки построения рая на земле.

Религия, культурные традиции, философские течения формируют у людей очень непохожие представления о жизни и смерти. Загадку о том, что происходит, когда физическая оболочка прекращает свое существование, человечество пытается разгадать в течение тысячелетий, каждый раз отрицая одну концепцию и создавая новую. Но все многообразие этих представлений объединяет вера в лучшее и худшее место для бессмертной души, а именно в рай и ад. Корреспондент «МИР 24» выяснила, как слово «ад» пришло в русский язык, каким его видят представители различных религий и народов, эзотерики и философы.

Что значит «ад»?

Слово «ад» изначально пришло из греческого языка в старославянский, а затем уже в русский. В первоначальной версии ад был местом упокоения всех мертвых и назывался «Аид» или «Гадес». До эллинистической эпохи греческий ад не подразумевал каких-либо мук, рассказывает доцент факультета философии, богословия и религиоведения Русской христианской гуманитарной академии Сергей Пахомов.
«Исключением тогда были особо провинившиеся, например, царь Тантал, который был обречен на вечные муки. Остальные просто влачили не очень радостное существование без света и блаженства. Так, например, Ахилл, вызванный из Аида Одиссеем, жаловался на свою загробную жизнь не из-за мук, а из-за тоски и скуки. Примерно также трактовали ад и древние иудеи, они называли его «шеол». Ад в современной версии, как противопоставление раю, появился гораздо позже», – сказал Пахомов.

Рисунок Гюстава Доре

Этимология слова «Аид» связана с другим греческим словом – «идея». Общий корень «ид» указывает на нечто видимое, отчетливый образ, зачастую привлекательный своей ясностью. А вот добавленная приставка обозначает противопоставление, комментирует кандидат философских наук и ведущий методолог Школы критического мышления Никиты Непряхина Дмитрий Скворцов.

«Приставка «а» означает отрицание, то есть слово «Аид» можно расшифровать как «безобразно (без – образно)». В разных культурах ад – это место, которое противопоставляют прекрасному, приятному, полезному, совершенному. Все остальные детали – это уже социальное воображение, от которого зависит, что именно помещается в ад, какими картинами, образами, чувствами это место наполняется. Таким образом, с философской точки зрения, ад – это отсутствие ясности, отчетливости, невозможность выразить мысли и чувства, нарушение коммуникации между людьми, отказ от ценностей», – пояснил Скворцов.

Каким был ад в дохристианскую эпоху

Страшные картины, где души грешников «жарят на раскаленных сковородах и терзают чудовища» столь подробно и жутко начали описывать лишь в Средневековье. Но и до этого разные народы верили в существование ада.
«Нифльхейм – своеобразное представление ада в скандинавских и германских культурах. Там нет огня, зато вечные льды и туманы. Правит этой землей богиня Хель, а гигантская змея Нидхёгг пожирает мертвых. Из девяти миров скандинавско-германской мифологии Нифльхейм считается самым глубоким и темным. Души, попавшие туда, благодаря вестнику Хель Хермоду испытывают постоянную боль», – рассказывает таролог Екатерина Ольная.
Дохристианские племена финнов верили, что души умерших переносились слугой смерти Тутти в Туонелу. В отличие от большинства подземных миров, Туонела была в значительной степени мрачным продолжением жизни на Земле. Души, которые направлялись туда, должны были взять с собой какие-либо вещи для выживания. В таком «аду» можно было принимать посетителей, которые хотели навестить покойных родственников. Правда, такое путешествие было опасным и часто смертельным.
В зороастрийской религии ад назывался «Домом лжи». Мир живых от мира мертвых отделял тонкий мост Чинават.
«Мост этот, тоньше волоска и острее лезвия, охраняется четырехглазыми собаками. Души оценивались на основе своих поступков в жизни. Если плохих было совершено больше, то душа попадала по этому мосту в преисподнюю – Дом лжи. Описывали его как место отвратительной мерзости, где людям подают испорченные продукты и постоянно подвергают мукам», – говорит Ольная.
В древнеегипетских текстах богом мертвых был Осирис, а загробным миром – Дуат. При приближении к Дуату души должны были пройти через врата, охраняемые полуживотными-полулюдьми. После суда грешники ходили вверх ногами, их кусали змеи и пожирали демоны.
А вот древнееврейский ад назывался Геенной, он больше всего похож на христианский.

«Название «Геенна» изначально относилось к долине неподалеку от Иерусалима, где последователи бога Молоха приносили ему в жертву детей. Затем это название стало интерпретацией древнееврейского ада, куда грешники отправлялись расплачиваться за свои грехи. Из описаний следует, что царство представляло собой глубокие и пустынные места, где непрерывно горело пламя и шел дождь. Огонь был в 60 раз горячее, чем какой-либо найденный на земле. Ядовитые серные газы висели в воздухе, а по рекам тек расплавленный металл», – комментирует Екатерина Ольная.

Последователи индуизма, сикхизма, джайнизма и буддизма тоже верят в существование ада. Правда, в их случае душа остается там не навсегда, а до того момента, пока не восстановит карму.
«Нарака – это временное место, где наказывают душу. Как только грешники поплатились за свою карму, они возрождаются. Считается, что ад разделен на несколько уровней, в зависимости от совершенных грехов. Например, Махараурава – место для тех, кто жил за счет других людей. Там плоть грешника съедают демоны. В отличие от индуизма или джайнизма, буддисты верят, что все души отправляются в нараку, чтобы очиститься от грехов. При этом не существует единого правителя, который бы судил поступки людей при жизни. Считается, что душа может оставаться в нараке в течение миллиардов лет. Пока карма не будет восстановлена, душа не сможет возродиться», – рассказала таролог.
Таким образом, несмотря на культурные различия, ад везде характеризуется проводниками, мостом в загробный мир, страшным судом, пытками.

Как христианство изменило концепцию «ада»

В христианстве существование ада объясняется еще и тем, что Бог милостив, поэтому грешникам уготованы вечные муки, а не полное небытие, которое представляется куда страшнее. Христианский ад – это место, которое появилось после измены и низвержения Люцифера и падших ангелов. Любопытно, что там наказывают как простых грешников, так и дьявола, как казнимых, так и самих палачей, сказала корреспонденту «МИР 24» парапсихолог Маргарита Аристархова. При этом христианский ад существует не так давно – всего около 500 лет.

«В Новом завете угроза страшного суда и ада занимает важное место. Но детального описания адских мук там нет. С развитием института церкви начинают возникать красочные картины христианского ада. Для грешника пребывание в аду – это не вечная жизнь в страдании, а мука вечной смерти. Нескончаемость адских мук церковь утвердила на Втором Константинопольском соборе. Так она отменила идею реинкарнации. При этом сам догмат существования ада был закреплен Тридентским собором лишь в 1545-1564 годах», – пояснила она.

Эксперты считают, что наиболее красочно христианский ад описан в «Божественной комедии» Данте Алигьере. Он состоит из девяти уровней, имеет вид колоссальной воронки, а узкий конец концентрических кругов упирается в центр земли. В первом круге – Лимбе – пребывают те, кто грехов не совершал, но умер некрещеным. Их наказание – скорбь без боли. В этом месте собралась очень неплохая компания великих ученых, поэтов и философов древности – просто потому, что они не могли быть адептами еще не существовавшего учения Христа.
«Во втором круге ада в вечной буре мучаются поддавшиеся вожделению, в третьем под солнцем и дождем гниют обжоры, в четвертом сталкиваются друг с другом скупцы и моты, пятый круг ада представляет собой Стигийское болото, в котором по горло в жиже вечно дерутся злые, гневливые и ленивые люди. В шестом круге в стенах города Лита, охраняемого змееголовыми фуриями, в раскаленных пылающих гробах мучаются еретики и лжеучителя, седьмой – место интенсивных пыток, где под звуки адских барабанов убийцы и насильники всех мастей кипят в кровавой реке или изнывают в знойной пустыне у горящего потока, терзаемые гарпиями и гончими псами. В восьмом круге томятся обманщики всех мастей. Последний, девятый круг ада предназначен для предателей и отступников, которым уготованы вечные мучения в ледяном озере Коцит. А в ядре сам Люцифер терзает главных предателей человечества: Иуду, Брута и Кассия», – напомнила Аристархова.

Эжен Делакруа, 1822 год
В исламе после суда Аллаха судьба умершего окончательно определяется на мосту Сират: он лежит над адом, но ведет в рай. Этот мост тоньше волоса и острее ножа, способен резать воздух. Когда человек пытается пройти по нему, то дует ветер, равный силе его проступков при жизни. Праведный пройдет, а грешник упадет в адскую бездну.
Еще одна интересная концепция ада существует в ведических традициях. Там душа живет вечно, не было времени, когда она бы не существовала. В начальном состоянии душа обладает полным знанием и испытывает безграничное блаженство. Но в какой-то момент, обладая свободой воли, решает проявить себя в мире без Бога, говорит специалист по Ведам Владислав Купорев.
«И тут, в материальной вселенной, души зачастую многократно проходят через 8 400 000 форм жизни и различные планетарные системы. Души много раз то опускаются в ад, то поднимаются в рай, то живут на средних планетах. Это происходит до того момента, пока душа не прошла все уроки и полностью не очистилась от материальных желаний. Она навсегда покидает материальный мир, когда восстанавливает свою связь с Богом», – говорит Купорев.
В ведах ад состоит из 26 планетных систем. После смерти грешник предстает перед судом Бога смерти – Ямараджа. В зависимости от количества и тяжести накопленных грехов, душа оказывается на определенной адской планете, где проходит через страшные муки. Например, грешники, в жизни которых было много прелюбодеяния, попадают в ад, где их заставляют бесконечно обнимать раскаленные докрасна металлические статуи мужчин и женщин. Люди, которые без необходимости и специального ритуала ели животных, тоже подвергаются наказанию – их съедают по частям раз за разом.
Купорев отмечает одну важную особенность, характерную для всех религий – прежде, чем оказаться в реальном аду, человек готовится к нему при жизни.

«Подготовка к аду начинается, когда человек разрывает свою связь с Богом. Он начинает нарушать правила игры этой Вселенной, например, в христианстве – это заповеди. Те, кто им следуют, идут по восходящему пути, остальные – по нисходящему. В ведической традиции подобные заповеди называются регулирующими принципами. Всего их четыре: отказ от насилия, от всех видов интоксикаций, добрачного секса и азартных игр. Соблюдение этих принципов позволяет слышать голос совести и не сбиться с пути. Можно сказать, что начало ада везде одинаковое – там, где кончается связь с Богом.

В современном мире люди все так же пытаются разгадать загадку загробной жизни. Кого-то устраивают существующие религиозные концепции, другие ищут новые интерпретации. Одна из популярных современных версий заключается в том, что в аду не существует чудовищ и пыток, вместо этого душа мучается и наказывает себя сама.
«Я являюсь сторонницей одной из распространенных теорий о том, что душа, прежде чем прийти в этот мир, выбирает задачи, которые хочет проработать в предстоящей жизни. Если человек готов принять страдание, которое ему дается, все понимая, не озлобляясь, а извлекая уроки, то его ждут великие открытия и огромный духовный рост. Но душа, которая, например, добровольно отказалась от жизни или подменила ее употреблением алкоголя и наркотиков, может так себя ругать и наказывать, как никакая раскаленная сковородка не способна. То есть душа возвращается домой с серьезными долгами: мало того, что она не сумела развиться и приобрести необходимый опыт за отпущенную ей жизнь, но в придачу ко всему понесла огромные энергетические потери. Ад – это раскаяние в том, что ты все испортил, не справился со своей задачей; страдание и горькое сожаление, что больше ничего нельзя исправить до следующего раза», – заключила парапсихолог Аристархова.

Историков и богословов очень интересует где же все-таки располагался рай на земле. И существовал ли вообще райский сад? Представления о рае существуют у многих древних народов. У шумеров был Дильмун, у греков — садом Гесперид. Понятие о рае есть не только у библейских авторов, но в книге Бытия оно описано наиболее детально.

Чтобы определить, где был расположен Эдем, нужно погрузиться в изучение множества источников. Бытие 2: 8-9 повествует нам о саде, находящемся на востоке, о животных и деревьях, среди которых струилась река, разделявшаяся на четыре части: Пишон, Гихон, Тигр и Евфрат. «Септуагинта» (или LXX) — собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык — подтвердила правильность перевода названий рек Тигра и Евфрата. Но что такое Пишон и Гихон? Загадка этих рек пока не разгадана.

«Адам и Ева». А.Дюрер

Попытка их идентифицировать подтолкнула многих ученых более подробно изучить историю Месопотамии. Может быть, имеются в виду подводные реки Персидского залива?

О реке Гихон в книге Бытия 2:13 говорится так: «И обтекает всю землю Куш». Исследование исторических источников позволяет определить Куш как Эфиопию, находящуюся в Африке. В связи с этим многие исследователи отождествляют реку Нил с Гихоном, хотя это противоречит первоначальному библейскому утверждению, что все эдемские реки вышли из одной. Но есть еще одна река, протекающая недалеко от Иерусалима, которая тоже может быть библейским Гихоном.

В других книгах Библии мы также находим упоминания Эдема — в книге Исайи и Иезекииля (Исайя 37-12, Иезекииль 27-23).
Исайя упоминает о детях Эдема как о народе, который все еще существует. Иезекииль намекает на то, что Эдем является активным купеческим городом. Он упоминается вместе с другими городами, находящимися на севере Месопотамии, в Анатолии и Леванте. Говорит ли это о том, что Эдем располагался рядом с ними?

Книга Иезекииля дает основания предположить, что город Эдем располагался на земле Ливана, в области, знаменитой своими кедрами.

«Адам и Ева. Потерянный рай». П. Попов

Анализ показал, что это слово «эдем» имеет арамейское происхождение и широко использовалось на севере древнего Израиля, в древнем Ливане и Сирии. В 1979 году в Сирии, в Телль-Фехерии был обнаружен памятник с надписью на двух языках. Его происхождение отнесли к концу 9-го века до н.э. Памятник является самым древним свидетельством существования надписей на арамейском языке. Двуязычная надпись выполнена ассирийской клинописью и на оном из арамейских диалектов.

Ассирийские источники могут дать некоторую информацию о месторасположении Эдема. В записях упоминается арамейское государство, процветавшее между 9 и 10 веками до нашей эры. Оно называлось Бит-Адини (дом Эдема). Его столица Борсиппа располагалась на территории современной Сирии.
Бит-Адини было завоевано в 856 году до н.э. ассирийским царем Салманасаром III.

Царь Ассирии Салманасар III

Покоренный народ пытался оказать сопротивление, и ассирийцы окончательно изгнали их из города.
Историки полагают, что легенда об Эдеме и изгнании из сада Адама и Евы была аллегорическим отражением исторических событий.

Есть еще одна интересная версия расположения Эдемского сада. По мнению профессора археологии Юриса Заринса, райский сад нужно искать на дне Персидского залива. Его исследование опирается на исторические источники и данные космических съемок. Согласно его утверждениям, река Гихон — это река Карун в Иране, а река Фисон (Пишон) — это высохшая река Вади-Батин, располагавшаяся в Аравии. Плодородные аравийские земли были затоплены около шести тысячелетий назад. Людям пришлось спасаться бегством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *