Примечания
- Лебедев С. Н. Послание Гвидо: знакомый текст о незнакомом распеве // Научный вестник Московской консерватории, 2015. — № 1. — С. 33.
Жак Шайи (Chailley J. Ut queant laxis et les origines de la gamme. In: Acta musicologica 56 (1984), p. 48—69) в рукописях до XII века нашёл 8 (восемь!) различных распевов гимна, и мелодический рельеф ни одного из них не совпал с Гвидоновым. Кроме того, Шайи показал, что и после Гвидо специфический «ступенный» распев мелодии регистрируется только в копиях «Послания» и в основанных на нём элементарных певческих пособиях. Лишь к XIV веку «Ut queant laxis» с мелодией, установленной Гвидо, вошёл в литургический обиход. - Liber usualis, p. 1504—1505 (Гвидонов распев второго тона).
- Реже на тот же праздник используется иная (не Гвидонова) мелодия — четвёртого тона; см., например, в айнзидельнском монастырском антифонарии (Antiphonarium Eremi Beatae Mariae Virginis. Einsiedeln, 1987, p. 858—859).
- Приведена первая строфа гимна. Всего строф 5.
- 1 2 Musica Latina. СПб., 2000, с.182.
- Лебедев С.Н. Послание Гвидо: знакомый текст о незнакомом распеве // Научный вестник Московской консерватории, 2015, № 1, с. 33.
- Цит. по: Памятники русского музыкального искусства. Вып. 7. Публикация В.В. Протопопова. М., 1979, с. 407.
- Дилецкий исходит из неверного латинского оригинала (который к тому же он ошибочно приписывает Боэцию), отсюда неточности перевода.
- Pesce, 1999, pp. 27, 554-555.
А это http://petya.blogik.org мой другой блог
21.06.2010 21:22
Читать только Церковно-приходское сольфеджио: последование общего молебна
Церковно-приходское сольфеджио: последование общего молебна
А сейчас я расскажу о том, как можно очень быстро создать хороший церковный хор «с нуля». Для этого не нужно ни денег, ни особого музыкального образования. Полгода подпевать какому-нибудь уже сложившемуся хору тоже не нужно. Необходимо лишь то, чтобы служащий священник смог спеть молебен сам. Тогда задавать тон на молебне тоже не нужно. От регента требуется тоже самый минимум: знание нот и хоть какой-то музыкальный слух. Тогда хор сформируется очень быстро и почти автоматически. Конечно, здесь есть некоторые тонкости. О них и пойдет речь.
Но для начала пару слов о том, чего мы здесь не коснемся. В последнюю очередь в любительский хор следует добавлять теноровую партию. Это самая нетривиальная задача, о которой необходим отдельный разговор. В предпоследнюю очередь добавляется бас. Если два верхних женских голоса достаточно устойчивы, бас добавить не так уж трудно. Особенно если упомянутый в прошлом абзаце батюшка знает не только второй голос, но и басовую партию. Основная проблема в том, чтобы выучили свои партии именно верхние голоса. О них мы и поговорим.
Обычно в клиросных ансамблях партии учат самым примитивным способом: подпевают тем, кто уже их знает. Это медленно, долго и неэффективно. Другие способы, как правило, не проходят, потому что песнопений очень много, а закономерности обобщить трудно. Но трудно не значит невозможно. Немного терпения, и через пару абзацев мы легко справимся с задачей, которая многим кажется совершенно неразрешимой.
Кое-какие закономерности все же были найдены. Хоровой дирижер и регент Николай Данилин (хор под его руководством исполнил премьеру «Всенощной» Рахманинова) говорил о том, что певцов нужно обучить лишь двум вещам: пению малой секунды вниз и большой секунды вверх. Действительно, это две существенных трудности: в обоих случаях хор склонен петь ниже, чем следует. А если петь в таких случаях с некоторой тенденцией к повышению, хор избавится от очень большого числа проблем.
И все же это не самый эффективный путь. Решением проблемы точного пения (или, как еще говорят, «правильного интонирования») в самом общем случае занимается дисциплина под названием «сольфеджио». А правильный подход, который сформулировал мой дядя Анатолий Петрович Куличкин, заключается в развитии абсолютного слышания ступеней относительно главного устоя — I-й ступени. Для человека, освоившего методику А.П. Куличкина, достаточно услышать одну лишь первую ступень, чтобы спеть любую из 17 ступеней мажора или минора (17 — потому что повышенные и пониженные ступени, в общем случае, отличаются). По такой методике целесообразно учить профессиональных музыкантов.
В современном церковном обиходе ситуация гораздо проще. Все 17 ступеней, как правило, не используются. Но принцип от этого не меняется! Запоминать следует именно абсолютную высоту ступеней относительно главной, I-й ступени. Отдельно в мажоре, отдельно в миноре. Почему так? Очень просто: песнопений много, звуковых последовательностей чуть меньше, но тоже очень много, а ступеней в основном используется всего четырнадцать: семь в мажоре и семь в миноре (в большинстве случаев минорная тональность на большую секунду выше, чем соответствующий мажор, как это повелось еще со времен Дилецкого):
Ступени, использующиеся в последовании общего молебна
Если их выучить, со всем остальным проблем не будет. И проще всего это сделать, если петь общий молебен одновременно со священником, который знает второй голос. Мало того: в последовании общего молебна сконцентрированы еще и основные «попевочные» трудности церковного обихода.
Теперь, наконец, перейдем к конкретике. Последование общего молебна можно условно разбить на 12 музыкальных элементов:
Последование общего молебна. 12 музыкальных элементов
Работу необходимо вести одновременно в двух направлениях:
- Сначала учим более простые элементы, затем — более сложные;
- Сначала учим второй голос, затем выстраиваем первый относительно второго и поем на два голоса.
Второй голос является главным. Поэтому большинство должно петь именно его. Первый голос учат те, кто уже выучили второй (наиболее продвинутые). А те, которые поют второй, как-нибудь при случае должны со временем выучить и первый. Это впоследствии пригодится. При малейших «накладках» первый голос убираем, и все вместе поем второй.
При разучивании элементов встречаются три разновидности трудностей. Это появление новых ступеней, пение знакомых ступеней в в непривычном порядке, переход из мажора в минор и обратно (смена I-й ступени). Порядок разучивания элементов напрашивается следующий: 1, 5, 3, 8, 6, 12, 9, 4, 10, 2, 7, 11. В заключение, пожалуй, можно сказать несколько слов о задачах, которые решаются при разучивании каждого элемента.
Первый элемент. Учимся брать тон. Запоминаем первую ступень. Учимся строить 3-ю ступень относительно первой.
NB! Все ступени мажора (кроме первой) и II, IV, V и VII ступени минора необходимо интонировать с тенденцией к повышению. III и VI ступени минора — наоборот, с тенденцией к понижению.
Учим VII ступень и II ступень. Запоминаем их. Наиболее продвинутые разучивают еще и IV ступень. Отмечаем, что II ступень у вторых голосов и II ступень у первых голосов — один и тот же звук.
Учимся петь II и III ступень в самой неудобной последовательности (при движении вверх). Это одно из самых трудных мест в молебне. Но оно и «подстраховано» тем, что прежде хора те же запевы поет священник, с которого можно скопировать правильное интонирование попевки. Первые голоса разучивают еще и V ступень.
Те же самые ступени, что и в предыдущем примере, но уже без посторонней помощи. В последнем «Господи помилуй» добавляется уже известная VII ступень, уже пройденная ранее (элемент 5).
Добавляем IV ступень для вторых голосов (первые осваивают дополнительно VI ступень). Дополнительная трудность — II и IV ступени подряд, без III между ними.
Те же ступени, что и в предыдущем случае, но вместе с VII ступенью. Скачок III — I — IV (для первых голосов дополнительно V — III — VI).
Добавляем VI ступень. На данном этапе первые голоса уже знакомы со всеми основными ступенями мажора, а вторые пока еще не знакомы с V ступенью.
Осваиваем переход из мажора в «верхний» минор. Сам переход осуществляет священник, а наша задача — услышать новую I ступень. Первые голоса, помимо этого, осваивают III ступень в миноре.
А здесь — мы уже сами осуществляем переход.
Переход нам здесь делать не нужно, достаточно услышать новую первую ступень. Главная задача — освоение III ступени в миноре. Все остальное уже знакомо.
Осваиваем возврат из минора в мажор. Все остальное знакомо и уже очень легко.