Где разрешена эвтаназия?

В австралийском штате Виктория узаконили добровольный уход из жизни при помощи врачей. В Нидерландах же, которые известны как страна, первой признавшая эвтаназию, к разряду медицинских услуг относится каждый двадцатый случай смерти.

СЕРГЕЙ МАНУКОВ

Победа Виктории

Законодательная ассамблея (нижняя палата парламента) австралийского штата Виктория проголосовала за легализацию эвтаназии; закон вступает в силу 1 июня 2019 года. Решение далось нелегко. Законопроект обсуждался полтора месяца — в общей сложности более 100 часов, причем три заседания затянулись до утра.

Законодательный совет (верхняя палата) принял закон об эвтаназии тоже после марафонских дебатов и тоже незначительным большинством голосов: 22 против 18. Заключительное голосование заняло 28 часов.

Надо сказать, что в Австралии добровольный уход из жизни впервые был легализован не в штате Виктория.

Закон «О правах неизлечимо больных пациентов» — первый в мире закон об эвтаназии — принял в 1995 году парламент Северной территории, но через два года его отменили на федеральном уровне.

За это время врачи помогли уйти в мир иной четырем безнадежно больным пациентам. Не исключено, что федеральные законодатели упразднили бы и эвтаназию в Виктории, но законы, принятые в этом штате, им неподвластны.

Сторонники эвтаназии добивались принятия закона два с половиной года. «Я горжусь тем, что сейчас в центре нашей парламентской и политической деятельности — сострадание к людям»,— прокомментировал ситуацию премьер штата Виктория Дэниель Эндрюс, отец которого недавно скончался от рака в страшных мучениях. Естественно, премьер закон поддерживает.

Закон о правах неизлечимо больных пациентов принимают уже не в первый раз

Фото: Getty Images

Виктория — самый маленький из австралийских штатов по площади, но самый экономически развитый — обеспечивает четверть ВВП страны. Принятое там решение наверняка воодушевит сторонников эвтаназии из других штатов. В начале ноября аналогичный закон чуть было не появился в Новом Южном Уэльсе: за проголосовали 19 депутатов, против — 20. Также стоит упомянуть, что в 2013 году законопроект об эвтаназии отверг парламент Тасмании.

Умереть в один день

Финал этой непридуманной истории можно обозначить заключительными словами из рассказа Александра Грина, ставшими крылатым выражением: «Они жили долго и умерли в один день». 91-летние супруги голландцы Ник и Трис Эльдерхорсты поцеловались на прощание, взялись за руки и покинули этот мир посредством двойной эвтаназии, сообщает нидерландская газета Algemeen Dagblad.

Ник и Трис Эльдерхорст вместе прожили долгую жизнь и вместе из нее ушли

Фото: CEN / Familie Elderhorst

Эльдерхорсты осуществили давнее желание — по словам их дочери, они мечтали умереть вместе. Пара скончалась в окружении родственников в собственном доме в Дидане. В 2012 году Ник перенес инсульт, в связи с чем утратил подвижность и испытывал постоянные боли. Здоровье Трис тоже оставляло желать лучшего. Ей все чаще изменяла память, врачи диагностировали сосудистую деменцию — проще говоря, слабоумие. Трис уже не могла ухаживать за Ником. Несмотря на помощь многочисленных родных и близких, супруги боялись, что, когда один из них умрет, оставшемуся в живых придется провести последние дни в доме для престарелых.

Эльдерхорсты решили прибегнуть к эвтаназии. Добровольный уход из жизни в королевстве разрешен, однако пара была вынуждена отправиться на полгода в клинику Levenseindekliniek («Конец жизни»), где их обследовали две группы врачей.

Медики проверяли, соответствуют ли престарелые супруги требованиям, необходимым для проведения эвтаназии.

«Это уникальное совпадение,— прокомментировал супружескую эвтаназию Дик Боссхер, представитель Нидерландской ассоциации добровольного ухода из жизни.— Они оба получили разрешение на эвтаназию. Такие двойные просьбы удовлетворяются крайне редко».

По своей воле

Голландия — пионер эвтаназии, и ее опыт изучают другие страны, решившиеся встать на этот путь. В 2001 году она приняла закон, разрешающий врачам проводить эвтаназию, то есть активно убивать пациентов, а также помогать в совершении самоубийства, назначая смертельные дозы лекарств. Закон «О прекращении жизни по требованию и о помощи в самоубийстве» вступил в силу 1 апреля 2002 года.

Тема эвтаназии стала одной из самых горячих в Нидерландах в середине 70-х годов прошлого века — после громкого дела врача Гертруды Постма. В 1973 году она после неоднократных просьб безнадежно больной матери сделала той смертельную инъекцию. Постма настояла, чтобы ее судили, и постаралась привлечь к процессу внимание общественности. Наказание было символическим: неделя тюрьмы условно и еще неделя испытательного срока. Кроме того, эксперты по поручению суда представили перечень условий, исходя из которых врач теоретически мог бы совершить эвтаназию.

Над законом об эвтаназии медики и другие заинтересованные лица работали два десятилетия. На рассмотрение в парламент законопроект внесла министр здравоохранения Элс Борст.

Врач должен быть уверен, что пациент принял решение об эвтаназии добровольно и обдуманно, мотивом являются невыносимые страдания и отсутствие надежд на улучшение состояния, при этом больной в полном объеме информируется о перспективах. Врач обязан посоветоваться как минимум с одним коллегой, а тот — тщательно осмотреть пациента и выдать письменное заключение. Больному должно быть не менее 12 лет. Для эвтаназии пациентов в возрасте от 12 до 16 лет требуется согласие родителей.

Для более юных пациентов эвтаназия законом не предусмотрена. Однако медики совместно с прокуратурой разработали так называемый Гронингенский протокол, который содержит критерии, определяющие возможность эвтаназии для детей до 12 лет.

Чаще всего эвтаназия в Нидерландах осуществляется путем внутривенной инъекции тиопентала натрия. Примерно через минуту наступает кома, после чего вводится панкуроний, который вызывает остановку дыхания и смерть. Реже применяется раствор пентобарбитала.

За полтора десятилетия эвтаназия стала в Голландии рядовым явлением. По данным New England Journal of Medicine, в 2015 году доля узаконенных эвтаназий и самоубийств в общей статистике смертей в Нидерландах составила почти 5% — 6091 случай.

В 2017 году этот показатель превысит отметку 7000. Тогда как в 2012-м при помощи медиков добровольно ушли из жизни 4188 голландцев — плюс 67% за последние пять лет. В связи с чем директор упомянутой Levenseindekliniek (единственное в королевстве специализированное медицинское учреждение, обеспечивающее уход из жизни) Стивен Плейтер провозгласил, что

голландцы привыкли к эвтаназии и относятся к ней как к обычной медицинской процедуре.

Резкий рост популярности эвтаназии начался десять лет назад — в 2007 году. По словам профессора Тео Бойера, голландцам словно понадобилось пять лет, чтобы привыкнуть к самой идее организованной смерти.

В 2017 году количество просьб о проведении эвтаназии достигло 18 тыс. с учетом примерно 2500 обращений в Levenseindekliniek (в 2015-м было вдвое меньше — 1234). Кстати, сама процедура в клинике, расположенной в центре Гааги, проводится бесплатно. В 2012-м, в год ее открытия, медики провели 32 эвтаназии, а в 2017-м — около 720. В связи с таким ажиотажем Стивен Плейтер объявил набор персонала — он планирует увеличить его к концу 2018 года вдвое (сейчас в клинике работают 57 врачей и медсестер). Предполагается также новая услуга — эвтаназия на дому.

«Если в отношении эвтаназии и существовало какое-то табу, то оно исчезло,— рассказывает Стивен Плейтер.— Послевоенное поколение обладает более четким и выраженным взглядом на то, какими должны быть последние минуты их жизни. Я полагаю, что количество эвтаназий будет расти и дальше».

«Сейчас пациенты все чаще просят провести эвтаназию, а врачи все чаще их просьбу выполняют»,— говорит один из последовательных сторонников добровольного ухода из жизни, руководитель исследования Агнес ван дер Хейде, профессор Медицинского центра при университете Эразма, Роттердам.

Исследование охватывает период в четверть века. В 1990 году, то есть еще до легализации, на эвтаназию и помощь в самоубийствах пришлось 1,7% смертей в Нидерландах. В 2010-м показатель вырос до 2,8%, в 2015-м — до 4,5%. У подавляющего большинства ушедших из жизни таким способом (92%) были очень серьезные заболевания. Чаще всего (87%) — рак, фатальные проблемы с легкими или сердцем, а также болезни нервной системы. Остальных замучили разнообразные нарушения, порожденные преклонным возрастом. Более трети прибегнувших к эвтаназии были старше 80 лет.

В 2010 году в Голландии была создана инициативная группа «По своей воле», которая принялась собирать подписи под петицией с требованием изменить закон об эвтаназии. По мнению энтузиастов, она должна быть разрешена для всех голландцев старше 75 лет.

Уход или увод?

С эвтаназией человечество знакомо не одну тысячу лет. Само это слово греческого происхождения и означает «благая смерть». У сторонников и противников добровольного безболезненного ухода в мир иной есть сильные аргументы. С одной стороны, эвтаназия обеспечивает возможность выбора и должна быть непременным атрибутом настоящей демократии. Она избавляет человека от невыносимой боли и высвобождает медицинские ресурсы для тех больных, которых можно спасти. Но, с другой стороны, эвтаназия снижает ценность человеческой жизни. Нельзя сбрасывать со счетов и опасность того, что добровольная эвтаназия может незаметно преобразоваться в принудительную.

Древние греки и римляне были большими поклонниками «благой смерти». Они негативно относились к идее поддержания жизни безнадежно больных людей любой ценой и не видели ничего плохого в самоубийстве.

Авторство термина «эвтаназия» приписывается английскому философу Фрэнсису Бэкону.

Эвтаназия была в почете у философов-утопистов. Томас Мор, к примеру, считал, что без нее не может функционировать идеальное общество будущего.

В Средние века отношение к добровольному уходу из жизни изменилось — самоубийцы сделались преступниками. В XIX веке в авангарде движения против эвтаназии оказались Соединенные Штаты. В Нью-Йорке в 1828 году, а затем и в других американских городах и штатах были приняты законы против добровольного ухода из жизни.

Через 100 лет новый разворот. В нацистской Германии принудительная эвтаназия стала частью государственной политики. В 1939 году была принята программа Action T4 по умерщвлению умственно или физически неполноценных детей в возрасте до трех лет. Постепенно в нее начали включать детей и более старшего возраста, а также взрослых. В рамках программы из жизни ушли более 150 тыс. человек.

Фашисты подвергли принудительной эвтаназии тысячи людей

Фото: Getty Images

Одним из главных противников эвтаназии как во времена фашистской Германии, так и сейчас является христианская церковь. Поскольку Бог дал человеку жизнь, утверждают священнослужители, только Он может ее и забрать.

Сейчас в самом разгаре скандал, связанный с эвтаназией в Бельгии, где она разрешена с 2003 года. Папа Франциск, грозя отлучением, потребовал от благотворительного ордена «Братья милосердия» отказаться от намерения проводить эвтаназию в 15 центрах, где содержатся психически нездоровые люди. Однако монахи не подчинились и продолжают в своих центрах оказывать помощь в уходе из жизни.

Католическая церковь не только выступает против эвтаназии, но и отказывается отпевать тех, кто ушел из жизни таким путем

Фото: EPA / Vostock Photo

Ультиматум понтифика раскритиковал экс-президент Евросовета Херман ван Ромпёй, состоящий в попечительском совете «Братьев милосердия». К слову, за год до этого в Бельгии был оштрафован примерно на $6600 дом для престарелых в Диесте: заведение отказало в эвтаназии 74-летней женщине, страдающей от рака легких.

Кроме Нидерландов и Бельгии эвтаназия разрешена в Люксембурге (с 2009 года), Колумбии (с 2015-го) и Канаде (с 2016-го).

В Бельгии динамика эвтаназии напоминает голландскую. В 2015 году, к примеру, была проведена 2021 процедура, а годом раньше — 1924. Председатель комиссии по эвтаназии Вим Дистельманс полагает, что реальное количество может быть больше, поскольку не все случаи эвтаназии попадают в официальную статистику.

Бельгия вырвалась вперед в детской эвтаназии, которая разрешена в королевстве с 2014 года. Первый такой случай был зафиксирован в 2016 году.

В Швейцарии и ряде американских штатов легализована помощь в самоубийстве. В 1997 году Орегон стал первым штатом, разрешившим это медикам: речь шла о пациентах, которым осталось жить не больше шести месяцев. За 20 лет закон «Умереть достойно» (DWD) применялся в Орегоне 1545 раз.

В 2001 году администрация президента Буша-младшего безрезультатно пыталась сделать так, чтобы DWD признали неконституционным. Сейчас схожие законы действуют в Колорадо, Монтане, Калифорнии, Вермонте, Вашингтоне и округе Колумбия.

Билет в один конец

В России, как и в подавляющем большинстве стран, эвтаназия запрещена. Разговоры о ее легализации ведутся давно, но законодатели считают, что наше общество до узаконивания добровольного ухода из жизни пока не доросло. В 90-е годы прошлого века на волне либеральных настроений отношение к эвтаназии было довольно благосклонным. Однако в XXI веке эта тенденция ослабла.

45-я статья закона «Об охране здоровья граждан» запрещает российским врачам «удовлетворять просьбы больного об ускорении его смерти».

Категорически против эвтаназии, которая является в России уголовно наказуемым преступлением, выступает и православная церковь.

Полгода назад у безнадежно больных россиян, желающих уйти из жизни, появилась надежда. Компания «Мегаполис-курорт» предложила туры в Швейцарию с билетом в один конец. Оказалось, однако, что к эвтаназии все это отношения не имеет.

Тем не менее Швейцария уже давно считается центром так называемого суицидального туризма. В 2007 году термин sterbetourismus даже был признан в немецкоговорящих кантонах словом года. Со всех концов континента — но главным образом из Германии, Великобритании и Франции — в Цюрих везут безнадежно больных пациентов.

Швейцарский адвокат Людвиг Минелли, основатель организации Dignitas («Достоинство»), помогает желающим покинуть этот мир уже 30 лет

Фото: Zuma Press / DIOMEDIA

Адвокат Людвиг Минелли основал организацию Dignitas («Достоинство») в 1998 году. С тех пор эта «фабрика смерти», как ее часто называют сами швейцарцы, помогла расстаться с жизнью более чем 2100 больным из разных стран. Услуги она реализует в нескольких квартирах в Цюрихе, а также в деревне Шварценбах недалеко от города. Сотрудники Dignitas могут также выехать на дом к пациенту. Помощь в самоубийстве стоит от €4 тыс. до €7 тыс. В €4 тыс. обойдется обычная эвтаназия, когда клиенту дают раствор пентобарбитала или предлагают уйти в мир иной с помощью полиэтиленовой емкости, наполненной чаще всего гелием. Вторая сумма — цена с учетом похорон.

Пациент должен все сделать самостоятельно, но под присмотром сотрудника Dignitas и родственника, которые официально являются свидетелями. Активная эвтаназия в Швейцарии запрещена, а вот помогать совершить самоубийство можно с 1942 года. От самоубийцы требуется справка врача, подтверждающая, что клиент уходит из жизни добровольно; также необходимо доказательство отсутствия у помощников мотивов финансовой выгоды.

Клиенты швейцарской «клиники самоубийств» заранее оплачивают похоронные расходы

Фото: Reuters

Все попытки противников эвтаназии запретить суицидальный туризм провалились. Так, в мае 2011 года 85% жителей кантона Цюрих высказались на референдуме за легализацию эвтаназии для безнадежно больных швейцарцев и суицидальных туристов из других стран. 78,4% выступили против запрета суицидального туризма в масштабах страны.

Главные ценности

Эвтаназия — предмет горячих споров во всем мире, по ходу которых часто поминают глобальную проблему самоубийств. Согласно докладу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), самоубийства уносят больше человеческих жизней, нежели военные конфликты и насильственные преступления,— почти 1 млн в год, а попыток суицида фиксируется до 20 млн. В большинстве стран доведение до самоубийства и подстрекательство к нему являются преступлением. А, к примеру, в Индии и Нигерии преступниками считаются и сами самоубийцы.

В некоторых странах, где эвтаназия запрещена, самоубийц считают преступниками

Фото: Reuters

ВОЗ выявила примерно 800 причин самоубийств, при этом почти в половине случаев (41%) причина остается неизвестной. Дальше идут страх наказания — 19%, психические расстройства и депрессии — 18% (среди больных депрессией примерно каждый седьмой совершает самоубийство), проблемы в семье — 18%. Доля физических болезней — 1,2%.

American Journal of Preventive Medicine приводит результаты исследования, предметом которого стали 2674 американца-самоубийцы и 267 400 человек из контрольной группы. Оказалось, что 17 из 19 болезней, обнаружившихся у участников исследования, существенно повышали вероятность самоубийства. Кроме онкологических заболеваний, мигреней и болей в спине до самоубийства, как выяснилось, часто доводят черепно-мозговые травмы.

Скажем, нарушения сна и СПИД увеличивают риск суицида почти вдвое, а последствия черепно-мозговых травм — в девять раз.

Как бы то ни было, количество тех, кто считает, что человек вправе полностью распоряжаться своей жизнью, в частности завершить ее с помощью эвтаназии, растет. Неудивительно, что увеличивается и число стран, где обсуждается возможность легализации добровольного ухода из жизни. Однако движение по этому пути сильно тормозится по причине чрезвычайной сложности и деликатности вопроса.

В мире все больше стран, где характеристики выживания (вроде потребления мяса и овощей) уходят на второй план. Более важными становятся такие понятия, как личное благополучие, автономия, самореализация, то есть ценности самовыражения. Споры об эвтаназии — отражение этого процесса.

В дискуссии об эвтаназии и ее сторонники, и противники кивают на страны Бенилюкса, которые имеют богатый опыт в узаконенной практике добровольного ухода из жизни. Конечно, и в этих сравнительно благополучных маленьких странах можно обнаружить злоупотребления, о которых так любят говорить противники эвтаназии. Например, когда добровольный уход по разным причинам оборачивается уходом принудительным. Однако востребованность эвтаназии там растет — это очевидно.

Динамика эвтаназии после ее легализации в Нидерландах, Бельгии и Люксембурге — основной аргумент сторонников этой системы, делающих вывод о том, что она вполне отвечает этическим нормам современного общества.

Инициатива сейчас на стороне защитников эвтаназии. Стран, которые от обсуждения эвтаназии переходят к практическим действиям по ее легализации, становится все больше. В данный момент такая дискуссия идет в Великобритании, Новой Зеландии, в отдельных штатах Австралии. Конечно, узаконивание этой практики — дело тяжелое, но оно движется.

Активнее в пользу эвтаназии высказываются в развитых странах, где доминируют как раз качественные, а не количественные критерии благополучия, но и там дорога сторонников добровольной смерти не усыпана розами (что хорошо заметно при анализе данных ценностных опросов — Всемирного и Европейского).

Французы выступают за мягкую и достойную смерть, но эвтаназия во Франции пока запрещена

Фото: Corbis via Getty Images

Когда именно произойдет коренной перелом в отношении общества к эвтаназии, судить трудно. Очевидно, что не скоро. Возможно, лишь тогда, когда ослабнет авторитет религии, которая защищает святость жизни и категорически не приемлет любое оправдание самоубийства. Тем не менее соображение, что человек должен обладать правом на смерть наряду с правом на жизнь, свободой слова и вероисповедания, многим сегодня представляется рациональным.

В последние несколько лет Швейцария притягивает туристов не только своими живописными пейзажами и горнолыжными курортами. Со всего мира в страну едут те, кто при помощи врачей хочет свести счеты с жизнью. В стране невероятную популярность набирают программы по эвтаназии для иностранцев. Как показывает статистика, за три года в Швейцарии вдвое выросло число туристов-самоубийц. И, хотя сами швейцарцы недовольны как новым имиджем своей страны, так и количеством катафалков на улицах городов, запрещать добровольные самоубийства в стране никто не собирается.

В самую демократичную республику Европы едут туристы из 31 страны мира. В основном это тяжелобольные люди, страдающие серьезными заболеваниями центральной нервной системы, а также онкологические больные.

Встать в очередь на самоубийство может не только неизлечимо больной или очень старый человек, а любой желающий отправиться на тот свет. Правда, сделать это не так легко, как кажется. Пациенту, мечтающему умереть, необходимо пройти множество собеседований и тестов, чтобы доказать врачам и независимым экспертам, что он находится в здравом уме и своего решения не изменит. За несколько минут до принятия смертельного лекарства врачи еще раз напоминают больному, что процедура его убьет.

В стране существует шесть организаций, которые оказывают необходимую юридическую и медицинскую помощь желающим покончить с собой. Только четыре из них занимаются иностранцами, но в последнее время они уже не справляются с потоком желающих. Больше всего самоубийц приезжают из Германии, на втором месте — Великобритания, на третьем — Франция и Италия. Самой популярной организацией для иностранцев считается Dignitas. Компания поставила на широкий поток различные программы для туристов-самоубийц.

Типичный тур начинается с прибытия в Цюрих, далее клиенту, если он еще в состоянии ходить, предлагают посетить некоторые достопримечательности. Затем следует осмотр у врача и подписание документов, в которых пациент официально соглашается уйти из жизни. После этого больному вручают стакан со смертельной дозой снотворного нембутала, который приводит к остановке дыхания во сне. В среднем эвтаназия обходится в четыре тысячи евро. Добавив еще три тысячи евро, турист может рассчитывать на то, что та же фирма организует его похороны. Те, кто не в состоянии оплатить эвтаназию, могут получить специально учрежденные государственные гранты для помощи нуждающимся. Причем речь идет не только о швейцарцах, но и об иностранцах. За год ими успешно пользуются от 150 до 200 туристов.

1/1Цуг, ШвейцарияФото: Michael Buholzer / Reuters

То, что Швейцария превратилась в своего рода Мекку для иностранцев-самоубийц, не нравится самим жителям республики. Многие туристы предпочитают принимать смертельное лекарство не в клиниках, а в специально арендованных для этого квартирах в Цюрихе. Швейцарцы все чаще заявляют, что им «надоело каждый день видеть около своих домов гробы и катафалки, потому что это вызывает сильный эмоциональный стресс». Граждане Цюриха обратились в магистрат с просьбой отвести для добровольных самоубийц специальное место и запретить сводить счеты с жизнью в арендованных квартирах. Пока окончательное решение не принято, однако жителей Швейцарии поддержал бывший министр юстиции Швейцарии Кристоф Блохер, заявив, что туризм самоубийц не только мешает жить швейцарцам, но и может испортить имидж всей страны.

В 2011 году в Цюрихе по инициативе двух консервативных политических партий — Евангелической Народной Партии и Федерального Демократического Союза провели референдум. Предлагалось ввести временной ценз, в соответствии с которым любой иностранец, въезжающий в страну «по понятным причинам», должен прожить в Цюрихе не меньше года. Однако 84,5 процента жителей кантона отвергли это предложение, поддержав эвтаназию для неизлечимо больных швейцарцев и иностранцев.

В то же время в швейцарском законодательстве даны четкие определения типов эвтаназии. Существует активная и пассивная виды помощи человеку в самоубийстве. Активная прямая эвтаназия (то есть без согласия пациента) в стране запрещена, так как она расценивается, как умышленное убийство, пусть и в целях облегчения страданий больного, поэтому за нее грозит тюремное заключение сроком до пяти лет. В то время, как активная непрямая эвтаназия, или помощь при самоубийстве (это введение или предоставление больному по его просьбе лекарств, которые приводят к быстрой смерти), или пассивная (отключение пациента от поддерживающих жизнь аппаратов) являются легальными. Помимо этого в стране различают добровольную и принудительную эвтаназию. Первая осуществляется по просьбе или же с согласия больного. В то время, как вторая — осуществляется по просьбе родственников, в то время, как пациент находится в бессознательном состоянии.

С момента своего появления эвтаназия представляет собой огромный клубок моральных, теологических, медицинских и юридических проблем. Критики утверждают, что ей могут злоупотреблять родственники, уставшие ждать наследства или просто не желающие ухаживать за пожилыми людьми. В то же время сторонники эвтаназии уверяют, что выбирая между смертью от продолжительной и мучительной болезни в больнице, в окружении чужих людей, многие предпочтут быстрый и безболезненный переход в иной мир в домашней обстановке. Для многих, решившихся на эвтаназию, важную роль играет и то, что они избавляют не только себя от мучений, но и своих близких от проблем по уходу за больным.

В ХХ веке эвтаназия была сильно скомпрометирована. В 1930-е годы в фашистской Германии под ее видом стали осуществлять безжалостные убийства. Программа умерщвления инвалидов и психически больных, по мнению руководителей Третьего Рейха, «идеально вписывалась» в идеологию о «расовой чистоте». Людей с различными видами заболеваний в стране называли «ошибками природы» и «неполноценными». Тех, кто «не мог принести пользу фашистскому государству», убивали.

Детей обычно морили голодом, а взрослых отводили в газовые камеры или же делали смертельные инъекции. Впоследствии эвтаназии стали подвергать и солдат, получивших в сражениях тяжелые увечья, и лесбиянок за то, что они «не могли родить истинных арийцев». За время существования Третьего рейха эвтаназии подверглись более 200 тысяч человек. Фашистские врачи без серьезной диагностики выносили пациентам смертный приговор: большой «красный крест» на личном деле больного означал необходимость умерщвления, «синий крест» означал «оставить в живых».

Родителям детей-инвалидов сообщалось, что их ребенка отправляют в клинику для лучшего лечения. Спустя некоторое время приходило письмо, в котором сообщалось, что ребенок умер от воспаления легких или же от какой-либо другой болезни. Тем временем, работавшие на «фабриках смерти» врачи за проведение эвтаназии получали баснословные деньги. Ко всему прочему они присваивали себе продовольственные талоны и вещи убитых ими людей.

Сейчас добровольно уйти из жизни иностранцы могут не только в Швейцарии. Эвтаназия в том или ином виде разрешена в Бельгии, Голландии, Люксембурге, а также американских штатах Орегон, Вермонт и Вашингтон. Правда Швейцария все же отличается самыми либеральными законами. Как показало недавнее исследование, проведенное в стране, возраст пациентов-самоубийц варьируется от 23 до 97 лет. Причем этой специфической услугой в европейской республике чаще пользуются женщины — 60 процентов.

1/1Набор для эвтаназииФото: Stefan Wermuth / Reuters

Нидерланды могли бы составить достойную конкуренцию Швейцарии, там эвтаназию легализовали в 2002 году. К тому же, в отличие от последней, голландский закон разрешает добровольно уходить из жизни и несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет. А также родные больного могут попросить врача прекратить страдания своего ребенка в возрасте от 12 до 15 лет. Однако всего одна оговорка в законе помешала королевству стать магнитом для туристов-самоубийц: врач и пациент должны давно и хорошо знать друг друга. А на налаживание таких отношений может уйти немало времени.

В феврале 2014 года в центре скандала оказалась Бельгия. В королевстве разрешили эвтаназию для всех без исключения несовершеннолетних. Таким образом, дети при согласии родителей или в случае недееспособности ребенка сами родители получили право подавать прошение об эвтаназии. Разрешение можно получить только в том случае, если ребенок, по мнению врачей, страдает неизлечимым заболеванием и испытывает физические и душевные страдания, которые никак нельзя облегчить. Если психолог после общения с ребенком подтвердит, что тот осознает последствия своего решения, эвтаназия будет проведена. Противники эвтаназии обвиняют бельгийское правительство в ущемлении прав детей, которые не в состоянии принять решение о своей смерти.

Во Франции и в Великобритании парламенты десятки раз поднимали вопрос о введении эвтаназии. В 2012 году дискуссию инициировал сам президент Пятой Республики Франсуа Олланд. Как показали опросы общественного мнения, 90 процентов французов выступают за либерализацию законов и введение не только пассивной, но и активной эвтаназии. Однако пока вопрос эвтаназии для Парижа и Лондона остается открытым.

1/1Фото: Michael Buholzer / Reuters

Тем временем, правительство Германии собирается легализовать бытующую в стране практику, когда врачи оказывают безнадежным пациентам пассивную помощь в совершении самоубийства — отключают больных от приборов жизнеобеспечения. Активная эвтаназия до сих пор в Германии под запретом. Прецедент, в результате которого в стране стали закрывать глаза на пассивную эвтаназию, возник в 2009 году. Верховный суд ФРГ полностью оправдал адвоката Вольфганга Путца, которого обвинили в том, что он посоветовал дочери 77-летней пациентки, находящейся в течение шести лет в коме в доме престарелых, перерезать шланг зонда, через который осуществлялось принудительное питание.

Вину на адвоката, а не на дочь больной вначале возложили из-за того, что перед тем, как отключить мать от питания, дочь обратилась за юридической консультацией. После этого суд вынес решение о том, что «косвенная» помощь при эвтаназии допустима. Более того врачей и опекунов дома престарелых обязали прекращать поддержание жизни пациента, если это соответствует его воле.

Сразу после этого более 10 миллионов немцев поспешили составить так называемые «распоряжения пациентов». Для этого в Германии появились сайты со стандартными формулярами, в которых пациент может изложить свою волю на случай смертельной болезни или недееспособности. Под документом необходима подпись пациента или его опекуна, заверенная нотариусом. Хотя, как показывает практика, учитываются и устные заявления больного.

Как пишет Berliner Zeitung, в 2012 году уролог Уве-Кристиан Арнольд признался в том, что за последние годы помог десяткам безнадежных пациентов (от 150 до 200) совершить безболезненное самоубийство. Ему грозил серьезный штраф, однако суд встал на сторону врача, так как по германскому законодательству медицинским сотрудникам не запрещается предоставлять пациентам лекарства, прием которых может приблизить их конец. Арнольда поддержали многие врачи. Так, например, терапевт Антон Вольфарт — активист Немецкого общества за гуманную смерть заявил, что «каждый человек должен иметь право помочь ближнему расстаться с жизнью». «Поэтому мне совершенно непонятно, почему это должно быть запрещено врачу, который располагает самыми лучшими средствами обеспечить достойный добровольный уход из жизни», — отметил он.

Особого рассмотрения заслуживают проблемы эвтаназии. Термин эвтаназия имеется в тексте ст. 71 «Клятва врача» Федерального закона РФ № 323-ФЗ, где, в частности, определено, что, получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, врач торжественно клянется «проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии». В силу ст. 45 Федерального закона РФ № 323-ФЗ медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента.

Эвтаназия – слово греческого происхождения: eu – на русском языке означает хороший, thanatos – смерть. Впервые использовал этот термин Ф. Бекон (1561-1626) для обозначения легкой или счастливой смерти. В биоэтике этот термин преимущественно понимается как ускорение смерти тяжело и неизлечимо больного, осуществляемое по его воле или по воле уполномоченных им близких. Есть и другие определения эвтаназии, которые формулируются, в частности, в теологической литературе: «Эвтаназия – это преднамеренное убийство человека, жизнь которого признается недостойной продолжения, посредством совершения или отказа совершить определенное действие» (Уайатт Д., 2003). На протяжении истории отношение к таким действиям было изменчивым. Для многих первобытных обществ было нормой умерщвлять стариков. В древнегреческой Спарте болезненных младенцев сбрасывали в пропасть, в древнем Риме оправдывали умерщвление очень слабых и тяжело больных людей без их согласия. Запрет на применение смертельных средств, известный нам из Клятвы Гиппократа, отражал традиции последователей немногочисленного врачебного братства, берущего начало от врача с острова Кос Гиппократа.

Ранние христиане (IV-V в. н.э.) перед лицом боли и смерти следовали завету Христа: «Не моя воля, но Твоя да будет». В Средневековье резко выступал против эвтаназии и самоубийств философ-схоласт Фома Аквинский (1225-1274). Вплоть до эпохи Возрождения и Просвещения эти взгляды никем не оспаривались. И лишь Френсис Бэкон провозгласил профессиональным долгом врачей в отношении неизлечимых больных эвтаназию, как облегчение мук умирания. В труде «О достоинстве и приумножении наук» (1623) он писал, что даже тогда, когда нет никакой надежды на спасение больного, долг врача – в облегчении страданий умирающего: «… эта эвтаназия … уже сама по себе является …счастьем». В течение XIX в. призыв Ф. Бэкона к врачам об обязательности помощи умирающим стал этической нормой. Лишь около ста лет назад в Англии и США начинает дискутироваться вопрос о том, чтобы безнадежно и болезненно страдающий пациент смог обратиться к врачу с просьбой ускорить смерть.

В России видный юрист А.Ф. Кони считал допустимой эвтаназию при условии настойчивой просьбы больного, невозможности облегчить страдания иными средствами, единогласном подтверждении этой безысходности коллегией врачей и уведомлении прокуратуры. В Германии в русле идей «расовой гигиены», «жизни, не стоящей того, чтобы жить» теоретически обосновывалась насильственная эвтаназия. В 1939-1941 годах на основании приказа Гитлера в принудительном порядке в переоборудованных из больниц «заведениях эвтаназии» были умерщвлены (в основном в газовых камерах) около 275 тысяч немцев – душевнобольных, стариков и детей с тяжелыми уродствами. Эти злоупотребления были осуждены после Второй мировой войны, и общественное мнение стало резко отвергать эвтаназию.

В последней трети XX в. тема эвтаназии становится вновь актуальной, во-первых, потому, что применение в медицине новых медицинских технологий жизнеподдерживающего лечения сделало массовыми ситуации выбора, продолжать ли это лечение, исходя из блага и меньшего зла для пациента. Во-вторых, в медицинской этике и медицинском праве важной стала категория права умереть с достоинством.

Термин эвтаназия требует детализации, поскольку объединяет разные ее формы. Различают активную и пассивную эвтаназию. Активная эвтаназия – это прямые действия, направленные на умерщвление пациента, например, путем введения ему смертельной дозы медикамента. Пассивная эвтаназия – это отказ от применения таких методов лечения у неизлечимого больного, которые лишь удлиняют период умирания, как правило, снижая качество его оставшейся жизни, например, отключение жизнеподдерживающей аппаратуры от пациента.

Как активная, так и пассивная эвтаназия может быть добровольной, (т.е. применяемой на основе просьбы и информированного согласия самого пациента или на основе опекунского решения, если пациент некомпетентен) и недобровольной. Особой разновидностью активной и недобровольной эвтаназии может считаться принудительная эвтаназия (т.е. осуществляемая при осведомленности и без согласия со стороны компетентного пациента).

При анализе отказа от лечения есть разница в ситуации, когда прекращается уже начатое лечение и ситуации, когда принимается решение не начинать лечения в силу его бесполезности. Моральное бремя в первой ситуации для врача более тяжко, т.к. здесь врач как бы нарушает обязательство не умерщвлять, что возможно, во втором – обязательство спасти, что невозможно. Если с некоторыми обстоятельствами отказа от лечения приходится мириться как с неизбежным злом (врожденное уродство несовместимое с жизнью), то против активной эвтаназии выдвигаются сильные аргументы осуждения. В подавляющем большинстве стран она запрещена законом, как в России. Однако, в отдельных странах (Голландии, Дании) активная эвтаназия узаконена. Э. Сгречча, В. Тамбоне (2002) замечают, что голландский закон не легализирует эвтаназию, но депенализирует ее, освобождая от уголовной ответственности врача, который на основании ряда хорошо разработанных показателей, принимает решение прервать жизнь пациента. Однако это не меняет сути такого рода поведения, которое остается совершенно недопустимым с этической точки зрения и которое открывает путь другим формам эвтаназии, в том числе и недобровольной. Авторы отмечают, что помимо голландского закона известен также закон, одобренный парламентом австралийского штата Северная Территория в мае 1995 г. Этот закон, названный «Права заключительного третьего акта» и вступивший в действие 1 июля 1996 г., стал первым законом в мире, который в наши дни одобряет эвтаназию, рассматривая ее при определенных условиях, как гражданское право. Бурные дебаты, разразившиеся в Австралии в связи с этим законом, привели к одобрению другого закона на федеральном уровне (утвержденного верхней палатой федерального парламента 24 марта 1997 г.), который отменил закон, принятый Северной Территорией.

Наиболее часто приводимые аргументы за эвтаназию следующие: а) человеку должно быть предоставлено право самоопределения, в том числе – право прекращения своей жизни; б) человек должен быть защищен от жестокого, негуманного лечения, от медицины, неспособной решать проблемы умирающего больного; в) неизлечимый больной имеет право настаивать на эвтаназии с целью избавления своих близких от душевных мук; г) «экономический аргумент» – общественные ресурсы, затрачиваемые на помощь безнадежным больным, рациональнее направить в другие секторы здравоохранения.

Противники эвтаназии критикуют эти аргументы. Так, «экономический» аргумент слишком напоминает о фашистской практике избавления от «лишних людей», которая имела место наряду с мероприятиями по расовой гигиене в нацистской Германии, о чем уже говорилось. Аргументы против эвтаназии состоят в следующем: а) эвтаназия фактически отрицает высшую ценность – святость человеческой жизни; б) эвтаназия недопустима ввиду возможности диагностических и прогностических ошибок; в) эвтаназия недопустима ввиду опасности злоупотреблений; г) легализация эвтаназии приведет к окончательной утрате критерия допустимого и недопустимого в медицине; д) альтернативой эвтаназии является современная паллиативная медицина.

В острых дискуссиях, посвященных эвтаназии, как сторонники, так и противники ее проведения, как правило, не подвергают сомнению тот факт, что осуществление эвтаназии – это обязанность медицинских работников. Вместе с тем обременение медицинских работников моральным долгом осуществления эвтаназии, а, следовательно, и моральной ответственностью за нее не является столь очевидным, поскольку в прямолинейной аргументации эвтаназии как обязанности врача не учитывается несколько существенных обстоятельств.

При таком подходе, во-первых, теряется широкий общественный контекст эвтаназии, присутствующий на этапах выявления и обсуждения проблемы и отсутствующий на этапе ее конкретного решения (осуществления эвтаназии).

Во-вторых, не учитывается профессиональное мировоззрение медицинских работников, их биоэтическое сознание, установки и ценностные ориентации, для которых характерно признание приоритета интересов пациента, забота о его здоровье и спасении жизни. Это находит свое отражение в «Клятве врача» и законодательном запрете осуществления эвтаназии медицинским работникам.

В-третьих, для осуществления эвтаназии, на наш взгляд, специальные знания в области медицины не требуются, как и при приведении в исполнение приговора о смертной казни. Отключение аппаратов, обеспечивающих поддержание жизненных функций, является больше технической задачей, чем медицинской.

В этой связи для содержательной дискуссии об эвтаназии необходимо соблюдать следующие предпосылки:

— эвтаназия – это социальная, а не медицинская проблема;

— эвтаназия не входит в компетенцию медицинских работников, поскольку для ее осуществления не требуются специальные знания в области медицины.

— эвтаназия противоречит мировоззрению медицинских работников, их биоэтическому сознанию, установкам и ценностным ориентациям;

— медицинским работникам в соответствии с российским законодательством запрещается осуществление эвтаназии.

В этой связи заслуживает внимания суждение Л.Р. Грэхэма (1991) о том, что за всеми философскими и медицинскими вопросами, обсуждавшимися в связи с проблемами биоэтики, стоит один практический и политический вопрос: кто должен решать, что можно, а что нельзя делать при проведении биомедицинских исследований? Поэтому, если вопрос о проведении эвтаназии будет решен обществом положительно, то государство должно взять на себя реализацию властной функции – принятия решения о проведении эвтаназии в судебном порядке и определения круга лиц ее осуществляющих, исключая из него медицинских работников.

Библиографический список

Декларация о трансплантации человеческих органов (1987) // Сборник официальных документов Ассоциации врачей России: Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы / Под ред. В.Н. Уранова. – М., ПАИМС, 1995. – С. 38-39.

Лиссабонская декларация о правах пациента (1981 г.) // Там же. – С. 17.

Резолюция по вопросам поведения врачей при осуществлении трансплантации человеческих органов (1994) // Там же. – С. 81-82.

Сиднейская декларация относительно констатации факта смерти (1968) // Там же. – С. 81-82.

Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Справочная правовая система «Гарант». URL: http://www.garant.ru (дата обращения 17.09.12).

Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. № 459-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Саратовского областного суда о проверке конституционности статьи 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Справочная правовая система «Гарант». URL: http://www.garant.ru (дата обращения 17.09.12).

Биоэтика: принципы, правила, проблемы. Отв. ред. и составитель Б.Г.Юдин. – М., 1998. – 472 с.

Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. – М.: Мысль, 1978.

Введение в биоэтику: Учеб. пособие / А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев, Р.В. Коротких и др. – М.: Прогресс-Традиция, 1998. – 381 с.

Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1991.

Кони А.Ф. Собр. соч.: в 8 т. – М., 1967.

Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер. с англ.: Учеб. пос. / Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 400 с.

Орлов А.Н. Клиническая биоэтика: Учебное пособие. – М.: Медицина, 2003. – 360 с.

Основы биоэтики: учеб. пособие / Я.С. Яскевич ; под ред. Я.С. Яскевич, С.Д. Денисова. – Минск: Выш. шк., 2009. – 350 с.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. Дух, душа и тело. – Ростов-на-Дону: ТРОИЦКОЕ СЛОВО, 2001. – 315 с.

Тищенко П.Д. На гранях жизни и смерти: философские исследования оснований биоэтики. – СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2011. – 328 с.

Уолкер А.Э. Смерть мозга.– М., Медицина, 1988. – 287 с.

Фрейд З. Мы и смерть. Восточно-Европейский Институт Психоанализа. – СПб, 1994. – С. 13-27.

Шамов И.А. Биомедицинская этика: Учебник для студентов медвузов. – Махачкала: ИПЦ ДГМА, 2005. – 408 с.

Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика). – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Медицина, 2004. – 528 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *