Где у человека душа?

Слово «душ», как суще­стви­тель­ное муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния, пишет­ся без мяг­ко­го зна­ка после шипя­ще­го.

Часть речи слова «душ»

Чтобы выбрать пра­виль­ный вари­ант напи­са­ния сло­ва «душ» или «душь», преж­де все­го опре­де­лим, к какой части речи оно при­над­ле­жит.

Холодный душ при­да­ет заряд бод­ро­сти на весь день.

Рассматриваемое сло­во обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос что? Значит, отне­сем его к неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным. Прилагательное «холод­ный», кото­рое опре­де­ля­ет его, согла­су­ет­ся с ним в роде, чис­ле и паде­же. Сравним:

  • холод­ная роса,
  • холод­ное утро,
  • холод­ный день.

Сделаем вывод, что рас­смат­ри­ва­е­мое суще­стви­тель­ное име­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию муж­ско­го рода.

Капли пада­ют кап-кап
С крыш, с дере­вьев и со шляп,
С капю­шо­нов и зон­тов,
С наших кур­ток и паль­то…
Сколько капель!
Сколько луж!
Будто город при­нял душ!

Надежда Радченко

Правописание слова «душ»

Чтобы сде­лать окон­ча­тель­ный выбор, нужен или не нужен мяг­кий знак в кон­це это­го суще­стви­тель­но­го, вспом­ним орфо­гра­фи­че­ское пра­ви­ло:

После шипя­щих у суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния мяг­кий знак не пишет­ся. Он упо­треб­ля­ет­ся для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния.

Проверим, как рабо­та­ет это пра­ви­ло. Мягкий знак не напи­шем после шипя­щих у суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода:

  • крас­ный кир­пич,
  • пас­халь­ный кулич,
  • куса­чий клещ,
  • зеле­ный овощ,
  • мор­ской вояж,
  • надеж­ный мон­таж,
  • хлеб­ный мякиш,
  • солид­ный барыш.

Мягкий знак после шипя­щих отли­ча­ет суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния от слов этой части речи муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния, напри­мер:

  • звон­кая мелочь,
  • лун­ная пол­ночь,
  • боль­шая пустошь,
  • янтар­ная брошь,
  • явная ложь,
  • пло­до­род­ная залежь,
  • ока­зан­ная помощь,
  • стар­че­ская немощь.

Сделаем вывод

После шипя­ще­го в кон­це суще­стви­тель­но­го муж­ско­го рода «душ» мяг­кий знак не пишет­ся.

Отметим, что суще­стви­тель­ное муж­ско­го рода «душ» зву­чит в точ­но­сти так же, как и сло­во­фор­ма суще­стви­тель­но­го жен­ско­го рода «душа»:

  • душа — мно­го (чего?) душ .

Эта фор­ма пишет­ся так­же без мяг­ко­го зна­ка в соот­вет­ствии с орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом:

После шипя­щих у суще­стви­тель­ных жен­ско­го и сред­не­го рода в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла мяг­кий знак не пишет­ся.

Понаблюдаем:

  • гало­ша — пара галош;
  • афи­ша — мимо афиш;
  • задача — несколь­ко задач;
  • неуда­ча — поло­са неудач;
  • полот­ни­ще — ряд полот­нищ;
  • паст­би­ще — уве­сти с паст­бищ.

Примеры употребления слова душевный в литературе.

Здесь красный цвет может действовать как выражение душевного волнения или же будет приписан особому освещению, причем это действие может быть уничтожено только путем сильного абстрагирования других частей картины.

Маркиз готов был сам отправиться в Аваллон и умолять Анжелику вернуться: зрелище страданий, которые он не мог облегчить, причиняло ему невыносимые душевные муки.

Отсюда его автономность, душевное здоровье, уравновешенность, ирония, отстраненность — короче, мудрость.

Это совершенно справедливо, — поддержала такое мнение Егора Егорыча Миропа Дмитриевна, — но душевно Аггей Никитич не может быть покоен, — это что тут?

Алена: Естественный экспрессивный стиль производит обратный эффект : позволяет нам не только точно, адекватно и гармонично передать свое душевное состояние, чувства, мысли, эмоции, но и омолаживает, и облагораживает наше лицо, придает ему индивидуальное очарование, делает его живым и выразительным!

Джонатан ощутил, как в его кровь вливается адреналин, то щекочущее вещество, о котором он как-то прочитал, что его в момент наивысшей физической опасности и душевной подавленности выделяют надпочечники, чтобы мобилизовать для бегства или битвы не на жизнь, а на смерть последние резервы организма.

Ибо качество зрения — видения — приписываемое автором своему адресату, порождено не одной только душевной привязанностью к последнему.

За ним поспешали остальные, а замыкал шествие, как уже отмечалось, Доктор Айболит, носивший это прозвище как за оконченный на гражданке мединститут, так и за редкостный талант душевно беседовать с языками.

Подавляющее большинство всей этой иноземной шелупони — душевных поверенных Актинии — и думать не думают ни о евреях, ни о диссидентах, ни о Конторе, ни об эмиграции.

В то время как студенты из Вены, Франкфурта и Гамбурга специально приехали в Мюнхен, чтобы послушать впервые выступавшего там Хайдеггера, Кантовское общество, очевидно, заботясь о душевном здоровье своих членов, объявило на тот же вечер альтернативный доклад.

В Микаэле угадывается какое-то душевное оцепенение, налет апатии, разящей аминазином и больничными процедурами.

Конечно, не по особой душевной близости, а скорее потому, что Андо всем в замке известен как большой любитель вкусно поесть и попить, да и случай посетить веселый квартал никогда не упустит, а может и потому, что Андо просто по-человечьи сочувствует, знает, что и ему суждена была подобная, есди не хуже, судьба, да, видно, повезло.

Возьми с собой в чужую страну добрую женщину, она станет тебе хорошей опорой в жизни, поможет избежать душевной слабости и многих соблазнов, будущие ваши дети скрепят вас с родиной, ваши мысли будут принадлежать родине и бог красноголовых не найдет себе места в ваших душах, — ответил Андо и опять потянулся за бутылкой.

Ханна Арендт рисует едва различимый в тенистом полумраке, проникнутый переменчивыми настроениями ландшафт своей душевной жизни, втянутой в водоворот оторванных от внешнего мира внутренних переживаний.

Такие душевные симптомы заставляют думать также об Арсеник, а когда боли жгучие, то и подавно, так что очень легко запутаться при выборе таких двух средств, как Кантарис и Апис.

Источник: библиотека Максима Мошкова

  • Душа Сокровищница духовной мудрости
  • Душа Библейский словарь
  • Душа Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Душа Энциклопедия изречений
  • Размышления о бессмертной душе архим. Иоанн (Крестьянкин)
  • Бессмертие души прот. Георгий Флоровский
  • Тайная жизнь души после телесной смерти прот. Григорий Дьяченко
  • Душа после смерти иером. Серафим (Роуз)
  • Происхождение и свойства человеческой души прот. Олег Давыденков
  • Догматическое богословие. Душа прот. М. Помазанский
  • Жизнь душевная и три главных ее отправления свт. Феофан Затворник
  • Душа преп. Оптинские старцы
  • Душа свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • Душа прав. Иоанн Кронштадтский
  • Душа свт. Тихон Задонский
  • Душа свт. Иоанн Златоуст
  • Душа преп. Ефрем Сирин
  • Душа свт. Илия Минятий
  • Душа схиархим. Иоанн (Маслов)
  • Душа человека С.Л. Франк
  • Душа свящ. Андрей Лоргус
  • Святоотеческое учение о душе человека В.Ф. Давыденко
  • Душа человеческая. Учение Православной Церкви и святых отцов

***

Душа – это то, что болит у человека, когда все тело здорово.
Ведь говорим же мы (и ощущаем), что не мозг болит,
не сердечная мышца – душа болит.
диакон Андрей

Иногда термины дух и душа могут использоваться как синонимы.

Душа человека самостоятельна, поскольку, по слову св. Феофана Затворника, она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от нее исходящих.

Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие грехопадения. Душа человека есть личность, ибо сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна и свободна, ибо обладает разумной силой и свободной волей. Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами.

Следуя св. Кириллу Иерусалимскому, душа есть прекрасное Божие творение, сотворенное по образу Создателя, бессмертное и нетленное, живое, свободное и разумное. Следуя св. Феофану Затворнику, душа есть самостоятельная, особая, свободно-разумная личность. Следуя св. Иоанну Дамаскину: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом». Разумность, свобода, бессмертие, самостоятельность, личность души говорят о ней как об образе Божьем.

Душа не существует до зачатия человека, не имеет предвечного существования, не может перевоплощаться, но после физической смерти (разлучения с телом) предстает на частный суд Божий и до общего воскресения и Страшного суда находится в ожидании своей вечной участи.

Говоря о человеческой душе, свв. Отцы делали два важных уточнения.

Во-первых, они выделяли в человеческой душе особую способность к познанию Бога, называя ее духом. Именно в этой способности они видели отличие душевной жизни человека от психической жизни, свойственной животному миру.

Во-вторых, они называли душу бестелесной и невещественной условно, а не совершенно. «Бестелесной же и невещественной она называется по сравнению с нами, – говорит св. Иоанн Дамаскин, – ибо все, сопоставляемое с Богом, Который один только несравним ни с чем, оказывается и грубым и вещественным, потому что одно только Божество поистине – невещественно и бестелесно». Человеческая душа рассматривалась святыми отцами как бестелесная в сравнении с грубой материальностью человеческого тела. Однако они признавали наличие у души тонкой телесности, отличной от грубого материального мира. Следуя свв. Отцам, тварное, а значит и обладающее определенной мерой вещественности и телесности, естество человеческой души отлично от совершенно невещественного и бестелесного естества Бога.

В строении души свв. Отцы выделяют три силы (способности) – разумную, раздражительную и вожделевательную (ум, чувства и волю).

Разумная сила души (γνωστικον, rationale) также именуется словесной, мыслительной и познавательной. Она признается господствующей частью души. В своем неповрежденном состоянии разумная сила «здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определенно и властно, силе желательной, к каким вещам ей подобает склоняться желанием, какие любить, а от каких отвращаться; раздражительная же сила стоит между ними двумя, как благопокорный раб, готовый усердно служить их желаниям» (св. Симеон Новый Богослов).

Раздражительная сила души (παρασηλοτικον, irascile) есть ее чувствующая, эмоциональная сила. Св. Василий Великий называет ее душевным нервом, сообщающим душе энергию для утруждения в добродетелях. Этой части души свв. Отцы приписывает гнев и яростное начало. Однако в данном случае гнев и ярость означают не страсти, а ревность (рвение, энергию), которая в своем первозданном состоянии была ревностью к добру, а после падения должна использоваться как мужественное отвержение зла. «Дело раздражительной части души гневаться на дьявола», – говорят свв. Отцы. Раздражительная сила души также именуется сердцем.

Вожделевательная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также называется желательной (пожелательной) или деятельной. Она позволяет душе стремиться к чему-либо или отвращаться от чего-либо. К вожделевательной части души относится воля, которой свойственно действовать.

«Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли…» /Каллист и Игнатий Ксанфопулы/.

Все силы души суть стороны ее единой жизни. Они неотделимы друг от друга и непрестанно взаимодействуют. Наибольшего единства они достигают, когда подчиняются духу, сосредотачиваясь на созерцании и познании Бога. В этом познании, по слову св. Симеона Нового Богослова, от их разделения не остается и следа, они пребывают в единстве подобно единству Святой Троицы.

Человеческая душа соединена с телом. Это соединение есть неслиянное соединение. В результате этого соединения в человеке присутствуют две природы – душевная и телесная, которые, по слову св. Симеона Нового Богослова, срастворенны неслиянно. Из двух природ Богом образовано одно человеческое существо, в котором «ни тело не прелагается в душу, ни душа не изменяется в плоть» (св. Симеон Новый Богослов). При всем такое соединение является неслиянным, но не является нераздельным и неразлучным, поскольку человеческое тело приобрело смертность и разделение с душой в результате греха.

***

На чём основано православное учение о двусоставности человека (душа и тело)?

Православное учение о двусоставности человека основано на прямых свидетельствах Священного Писания и Священного Предания.

В повествовании о создании человека ясно говорится, что тело Адама было создано из праха земного, а душа была вдохнута в него Богом (Быт.2:7). В этом контексте следует понимать и слова Экклезиаста, указывающие на смерть как на разлучение души с телом: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7).

Вообще же Священное Писание неоднократно указывает на то, что каждый человек состоит из души и тела, например: «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6:20); «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор.7:1).

О том, что душа — не продукт жизнедеятельности тела (центральной нервной системы), ясно сообщается в притче о богаче и Лазаре, из которой следует убедительно, что после разлучения с телом (то есть после физической смерти человека) душа продолжает жить, причём, жить сознательной жизнью. Так, душа богача, пребывая в аду, узнаёт души Авраама и Лазаря (последние находятся в особой области — лоне Авраамовом) (Лк.16:23), ведёт с душой Авраама беседу (Лк.16:24-26), ощущает мучение и испытывает осознанное желание облегчить свои муки (Лк.16:24), стремится проявить заботу о живущих земной жизнью братьях (Лк.16:27-31).

С верой в загробное существование душ связана практика молитвенного поминовения усопших, а также практика молитвенного общения верующих с почившими о Господе святыми. Таким образом, отрицание в человеке субстанциональной души является грубейшим противлением против Православия, против Церкви.

***

Понятие души

Душа – это некая особая сила, присутствующая в человеке, которая составляет высшую его часть; она оживляет человека, дает ему способность мыслить, сострадать, чувствовать. У слов «душа» и «дышать» общее происхождение. Душа создана дыханием Бога, и она обладает неуничтожимостью. Нельзя сказать, что она бессмертна, потому что бессмертен по природе только Бог, душа же наша неуничтожима – в том смысле, что она не теряет своего сознания, не исчезает после смерти. Однако у нее есть своя «смерть» – это неведение Бога. И в этом отношении она может умереть. Потому и сказано в Писании: «Душа согрешающая, она умрет» (Иез.18:20).

Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по природе своей невидимая для телесных глаз, разумная и мыслящая. Не имеющая формы, пользующаяся снабженным органом – телом, предоставляющая ему жизнь и возрастание, чувствование и порождающая силу. Имеющая ум, но не иной, по сравнению с ней самой, а как чистейшую часть ее – ибо как глаз в теле, так и ум в душе. Она самовластная и способная желать и действовать, изменчивая, т.е. добровольно меняющаяся, поскольку сотворена. Получивши все это по природе от благодати Создавшего ее, от Которого она и получила свое бытие.

Некоторые сектанты, такие как Свидетели Иеговы и Адвентисты седьмого дня, отвергают бессмертие души, считая ее просто частью тела. И они при этом лживо ссылаются на Библию, на текст Екклесиаста, где ставится вопрос о том, подобна ли душа человека душе животных: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета!» (Еккл.3:19). Потом Екклесиаст сам и отвечает на этот вопрос, чем пренебрегают сектанты, он говорит: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7). И здесь как раз мы понимаем, что душа неуничтожима, но может и умереть.

Силы души

Если мы обратимся к святоотеческому наследию, то увидим, что обычно в душе выделяют три основные силы: ум, волю и чувства, которые проявляются в разных способностях – мыслительной, желательной и вожделевательной. Но при этом надо понимать, что у души есть и другие силы. Все они разделяются на разумные и неразумные. Неразумное начало души состоит из двух частей: одна непослушно разумная (разуму не повинуется), другая послушно разумная (повинуется разуму). К высшим силам души относятся ум, воля и чувства, а к неразумным относятся жизненные силы: сила сердцебиения, семенная, возрастательная (которая образует тело) и т.д. Действие силы души оживляет тело. Бог сознательно сделал так, чтобы жизненные силы были неподвластны разуму, чтобы человеческий разум не отвлекался на управление сердцебиением, дыханием и т.д. Существуют разные технологии, связанные с управлением человеческим телом, которые пытаются повлиять на эту жизненную силу. Чем усиленно занимаются йоги: они пытаются контролировать сердцебиение, изменять дыхание, контролировать внутренние процессы пищеварения и страшно этим гордятся. На самом деле гордиться здесь абсолютно нечем: Бог сознательно освободил нас от этой задачи, и заниматься этим глупо.

Представьте себе, что, помимо вашей обычной работы, вас заставят выполнять работу ЖЭКа: организовывать вывоз мусора, перекрывать крышу, контролировать подачу газа, электроэнергии и т.д. Сейчас многие люди в восторге от всяких оккультных, эзотерических искусств, они гордятся тем, что в какой-то степени овладели регулировкой этой жизненной силы души, которая неподвластна разуму. Фактически они гордятся тем, что поменяли работу преподавателя университета на работу ассенизатора. Это связано с глупой идеей, что будто бы разум лучше справится с телом, чем неразумная часть души. Я отвечу, что на самом деле справится хуже. Давно известно: всякие попытки рационально построить жизнь приводят к очень нерациональным последствиям. Если мы пытаемся силу нашего разума обернуть на то, чтобы правильно управлять нашим телом, получится полная глупость.

Зачем Антоний Великий говорил, что монах должен даже на количество капель воды, которые выпьет, взять благословение? Для того, чтобы максимально освободить разум монаха от жизненных забот. Задача послушания – это прямая противоположность йоге. Если йог или оккультист пытаются своим телом управлять при помощи разума, то православный монах полностью высвобождает свой разум от заботы о теле, чтобы переключить его весь на Бога.

священник Даниил Сысоев

***

О душе Богочеловека Иисуса Христа

По человеческой природе Христос обладал телом и душой. Поскольку человеческая и Божеская природы соединены в Лице (Личности) Сына Божьего, постольку можно утверждать, что душа Христа — душа воплотившегося Сына Божьего.

«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет.3:18-19).

Из Часов пасхальных: «Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный».

***

См. ДУХ, ЧЕЛОВЕК, АНТРОПОЛОГИЯ, ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОЖИИ

Духовное развитие личности >> Путешествие в глубь себя >> Будьте сильной душой

В первом месяце года — январе, неслучайно сосредоточены особые духовные праздники, посвященные очищению и возрождению души. Как природа, находясь в безмолвии, накапливает силу для того, чтобы «взорваться» весенним цветением и радостным обновлением, так и человеческая душа ощущает необходимость в тишине и внутренней силе для дел возвышенных.
Наши усилия по обретению духовной силы основаны на представлении о каждом человеке как о духовном существе и о том, что изначальная природа каждой человеческой души – это покой, счастье и чистота. Восприятие же человека только как телесного существа ведет к кризису личности, «обесточиванию», потери жизненной энергии, что в свою очередь усугубляет кризис в области самых важных ценностей и взаимоотношений. Дальнейшее преобладание телесного сознания, недостатков и слабостей в жизни людей ведет человечество к состоянию, наполненному проблемами, конфликтами, напряжением, потерями. Упадок уже достиг такого состояния, что упование на силу науки и политики все больше становиться похожим на иллюзию. Сама жизнь заставляет каждого из нас обратиться к духовности, чтобы приблизить свой собственный рай. Душа способна вновь обрести силу, только установив наполненный любовью союз со Всевышней Душой с помощью своего ума и интеллекта. Чтобы такой союз стал возможен, необходим свет духовного знания.
Сотворить свое сильное, устойчивое состояние и объединиться на основе духовных принципов и мудрости – это и есть зов времени.
Пусть главным пожеланием Нового года станет: БУДЬТЕ СИЛЬНОЙ ДУШОЙ!
Мысли для размышления:
Сила души – это власть над собой, что означает быть способным управлять своими умом, интеллектом, органами чувств.
Сила души – это созидательная энергия, которая необходима для улучшения характера и воспитания добродетелей, возрождения лучших человеческих взаимоотношений и преображения мира.
Образ сильной души
Признак сильной души – это свобода от страха, зависти, подозрительности, депрессии и беспокойства.
Сильная душа создает вокруг себя атмосферу радости, чистоты и покоя.
Сильная душа всегда сохраняет доброжелательность и эмоциональное равновесие.
Сильная душа способна покорить сердце каждого своей простотой, искренностью и честностью.
Сильная душа никого и ничто не обвиняет за ситуации, в которых она оказалась, и не оправдывается.
Сильная душа подобна текущей реке, которая ни к кому не привязана, но охотно напоит каждого, кто встречается на ее пути.
Приглашаем на серию международных медитаций (Москва):
«Зов времени: Обретение внутренних сил»

Терпение
Сила терпимости
Не ожидайте, а размышляйте

Душа — живая часть пространства внутренней жизни человека.

Душа — это наши внутренние чувства и переживания, желания и порывы, знакомые нам всем персонажи, любящие выдавать себя за наше Я. Когда и насколько в игре душевных персонажей главным действующим элементом оказывается тело, мы ощущаем внутри себя — тепло и энергию, способность и желание двигаться. Мы живем — с душой.

Интересы, мотивы и стремления — это мотор, который тянет человека вперед, и одновременно устремленные линии, которые определяют направление его движения. В метафоре дух-ум-душа-тело мотивы, интересы и стремления — это увлеченная душа. В метафоре «Хозяин, повозка и кони» это лошади, которые несутся, увлекая за собой повозку (тело) с сидящим на облучке кучером (умом). См. Увлеченная душа: интересы, мотивы, стремления

Душевный, тем более задушевный разговор — разговор всегда теплый, никогда — не агрессивный. Делать с душой — делать заботливо, с желанием, не лениться.

Когда и насколько в этом взаимодействии тела и ума активничает ум, мы живем — с умом, а наша душа оказывается разумной. Мы знаем, что чувства бывают воспитанными и дикими, а желания разумными и нет. Тот, кто привык жить только чувствами, не включая голову, в разумности своих чувств уверен быть не может.

О своей душе больше любят говорить девушки, но когда вы слышите от девушки что-то о ее душе, можете почти безошибочно сделать перевод: речь идет о ее теле. Когда ее душа стремится к молодому человеку — к молодому человеку стремится ее тело. Когда ее душа просит пирожного — пирожного хочет ее тело…

Душа — сцена, на которой разыгрывают спектакли персонажи Ума и Тела. Все, что мы видим и чувствуем в своей душе — придумки и сочинения, в которые мы верим так же, как в другие хорошо сочиненные художественные произведения. Но относится к этому всерьез…

«Мне стало стыдно за свои действия, стыд и чувство вины за нехорошее отношение к родным людям больно колят меня в бока» — Придумываешь. Возьми тетрадку и записывай каждые 5 минут: правда ли колят, в каком месте, сильнее или слабее чем в прошлые 5 минут. Соберешься записывать — поймешь, что это выдумки, в которые веришь только пока не обращаешь на это внимание всерьез.

Бывает, что все персонажи нашей внутренней жизни, все наши чувства и стремления действуют дружно, в одном направлении. Хуже, когда между ними возникают разногласия, когда каждый тянет в свою стороны, когда начинаются внутренние конфликты. Если в душе есть Хозяин — иногда это самое сильное стремление, иногда воля, — внутренняя жизнь оказывается более организованной. («Где твоя душа?» — это вопрос, что тебе действительно интересно, где ты становишься живым, оживленным).

Иногда, когда это взаимодействие души и тела курирует дух, душа становится высокой. Впрочем, дух у нас присутствует не часто, и обычным образом внутренняя жизнь протекает без его участия.

Пространство души имеет свою структуру. Внимательный человек разглядит, что есть душа внутренняя, есть душа внешняя, и есть лицо (иногда маска) для окружающих.

Во внутренней душе может быть совершенное прозрачное спокойствие и любовь, во внешней душе в то же самое время сочувствие и тревога, а на лице, в выразительных движениях — требовательное ожидание решительных действий.

Душевное тело — метафора, хорошо описывающая основные процедуры для организации и поддержания душевной жизни. Как и физическое тело, душевное тело нуждается в лечении (психотерапия), развитии (психология развития), разминке, подпитке, подкачке, гигиенических процедурах…

Развитие душевности — это развитие второй позиции восприятия, умение воспринимать происходящее с точки зрения собеседника, видеть его глазами и чувствовать его чувствами. Душевность, как выражение второй позиции восприятия, может и должна сочетаться с другими позициями, однако неправильное развитие первой и третьей позиции мешает душевности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *