Гефсиманский черниговский скит

Контакты

Гефсиманский Черниговский cкит
находится на восточной окраине Сергиева Посада Московской области
в 3 км от Лавры между посёлками Ферма и Киновия по адресу:

141307 Московская область, Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1

Основной номер канцелярии Скита:

8 (496) 549-25-28 — просьба звонить с 8:30 до 17:00

Телефон/Факс
8 (495) 995-30-17

Электронная почта: info-gefsimaniya@yandex.ru

Официальная страница в сети «В контакте».

Вниманию руководителей паломнических групп!

Если в вашей группе представлены инвалиды-колясочники, испытывающие затруднения при входе в храм, то вам нужно заранее сообщить об этом при заказе экскурсии, чтобы мы могли оказать содействие в этом вопросе.

Добраться от Москвы до Сергиева Посада можно пригородным автобусом №388
(станция метро ВДНХ) или электричкой (с Ярославского вокзала), от вокзала Сергиева Посада до скита – автотранспортом:

Автомобилем
От Лавры – с проспекта Красной Армии по ул. Карла Маркса, далее Вифанской (2 поворот налево с указателем после ж/д переезда) и Новоогородной до указателя «НИИРП» для поворота направо.

С Ярославского шоссе – на запад от развилки 73 км на Глинково.

Реквизиты для добровольных пожертвований:

Московская область, Сергиев Посад
ул. Гефсиманские пруды, 1
ИНН 504 204 65 03
КПП 504 201 001
р/с 407 038 100 770 100 000 15

Филиал «Центральный» Банка ВТБ (ПАО)
БИК 044 525 411
к/с 301 018 101 452 500 004 11

Желающие помочь развитию Воскресной школы при ските могут перечислить пожертвования на тот же р/с, с указанием «на содержание Воскресной школы».

Братья и сестры!

Вы можете оставить свой отзыв о посещении скита,
передав свои впечатления тем, кто только собирается его посетить.

Также замечания и пожелания ждём на info-gefsimaniya@yandex.ru.

По правому берегу Десны, южнее устья её притока реки Стрижень протянулись Болдины горы —
цепь холмов 20 — 35 метровой высоты. На одном из них, именуемом Елецкой горою, и возникла
сия обитель (менее версты от древнего Черниговского детинца: https://yandex.ru/maps/-/C6ueY66c).
Монастырь с Детинца:

Есть даже версия, что княжий двор поначалу был именно здесь, а перенёс резиденцию в детинец
лишь легендарный князь Мстислав Храбрый .
Апсиды монастырского собора (XI-XIIвв.) стоят на закопанном рву, т. е. какие-то укрепления
имелись уже до него, но были они самостоятельными или входили в состав «Третьяка» (западная
часть крепости домонгольского Чернигова), вопрос до сих пор спорный.
Более поздний «Абрис Черниговский» рисует обитель за пределами городских стен:

Монастырь устроен на месте чудесного обретения иконы Богородицы, а название его (как и горы)
происходит от слова «ель», ибо образ найден на именно таковом дереве. А приключилось то в
правление Святослава Ярославича (1054-1073), обычно указывают 1060 год.
Часто основателем называют преподобного Антония Печерского, иногда ему лично приписывают
и обретение иконы, хотя по общепринятой хронологии он удалился сюда из Киева гораздо позже
(1069) и действительно основал весьма известную обитель, только где-то примерно на версту юго-
западнее этой.

Следует заметить, что документальная информация по истории вопроса фактически отсутствует
вплоть до XVII века, когда архимандрит Иоаникий (Галятовский) (1669-1688) попытался хоть как-то
собрать и записать всё возможное.
Он опрашивал местных старожилов и даже посылал в Москву иеромонаха Сильвестра с диаконом
Геннадием, дабы те «взяли интервью» у князя Никиты Ивановича Одоевского.
Выбор не случайный, ибо Одоевские, старейшая тогда в России ветвь Рюриковичей (о худородных
Романовых и речи нет), были прямыми потомками черниговских Ольговичей. Так их семейные
предания оказались источником для елецкого настоятеля.

А подлинной когда-то обретённой Елецкой иконы уже в те годы не только след простыл, но даже не
ясно было когда именно, при нападении на город хана Мунке (1239), князя Острожского (1579) или
подкомория Горностая (1611).
В обитель владыки Иоаникия она попала только в 1676 г. в виде образа, по описаниям не похожего
на древний (возможно копии), что был привезён из Владимира на ярмарку в Чернигов, где куплен
местным обывателем и вложен в монастырь.

Монастырь занимает диктуемый рельефом участок, похожий на треугольник, центр которого
занимает Успенский собор, один из немногих относительно не плохо сохранившихся памятников
русской домонгольской архитектуры, хотя и с утратами, и с перестройками (на плане №1):

Летописи о нём умалчивают, исследователи в основном сходятся на начале XII века (хотя есть и
другие гипотезы). Наиболее веские косвенные аргументы — обстоятельства княжения Ольговичей и
очень близкое сходство по формам и строительной технике с черниговским собором Бориса и Глеба,
имеющим довольно твёрдую датировку (впрочем, тоже иногда оспариваемую).

Сейчас с юга примыкает тёплый барочный храм апостола Иакова (1698-1701), построенный казною героя взятия Азова Я.К.Лизогуба и ставший усыпальницей его самого и потомков.
В древности храм тоже окружали пристройки, останки которых встречались при архитектурно- археологических исследованиях. Результатом работ послевоенных лет стала весьма известная реконструкция Н.В.Холостенко с тремя приделами:
Позже, по мере накопления археологического материала, северную пристройку стали трактовать как
галерею-паперть. Реконструкция А.А.Карнабеда:
Ну а за тем стали появляться варианты с приделами у восточных углов собора. Ю.Н.Сытый:

Версия вполне правдоподобная. У Галятовского встречается место: «як в Кыеве Печерская, так в
Чернигове Елецкая церковь докола каплицями была оточена». И упомянутый Борисоглебский собор
имел подобные приделы, которые раскопаны и выглядят так :
Жаль только в Елецком судя по чертежам реальных останков для такой реконструкции как-то маловато …
Монастырь с мыса Екатерининской церкви:
Собор обычно называют шестистолпным, хотя западная пара тех «столпов» фактически часть стены,
и более грамотно, но очень редко звучит — «четырёхстолпный с нартексом».
Размер основного ядра в плане 19,2 Х 29,6м.
Высота до вершины купола (без барочных надстроек) 26,3м.
Кладка из плинфы в равнослойной технике (с камнями и кирпичным боем внутри).
В парусах имелись голосники.
Исследователи находили внутри большое иколичество осколков цветных стёкол разной формы с
росписью, «круглых, треугольных, шестиугольных и др.». Считают — это статки витражей.
В основании закомар проходит аркатурный пояс, который не без оснований объясняют романским
влиянием. Теперь он замазан-забелен, но Б.А.Рыбаков публиковал чертёж с комментариями типа
«белокаменные арочки опирались на белокаменные консоли, для заполнения арок и их разветвлений
применялись керамические вставки в виде полукругов и сферических треугольников»:
Храм является характерным образцом хорошо известной типологической группы памятников, ряд
из которых сохранились и реставрированны в «первоначальных формах» (в Чернигове, Смоленске,
Владимире Волынском), другие сохранились перестроенном виде (в Киеве, Смоленске, Каневе).
Совсем недавно заново построили церковь Богородицы Пирогощи.
Но большинство конечно же известны лишь по археологическим материалам.
Характерной особенностью здания является маленький придел с собственной апсидой в южной
части нартекса. В нём находили остатки купели и потому считают крещальней. Подобные решения
встречались. Вспомним несохранившийся Борисоглебский собор в Старой Рязани, называемый
иногда за сходство «двойником» Елецкого.
Та самая апсида на чужой фотке:
Главный купол собора приплюснут в плане вдоль продольной оси. Само по себе то не редкость, но
здесь разница в 70см (6,9 Х 6,2м) здорово заметна невооружённым глазом:

П.А.Раппопорт утверждает, что ВСЕ «своды угловых членений цилиндрические, повернутые осями
по линии С—Ю». Стало быть, не случайно в полях бывших малых закомар на продольных фасадах
мы видим окна, а на западном — лишь композиции из трёх ниш, ибо здесь закомары были чисто
декоративные, лучше сказать, кокошники.
На реконструкциях домонгольского облика храм обычно рисуют одноглавым, хотя в юго-западном от средокрестья членении находили остатки парусов, и когда-то Холостенко, предполагая симметрию
считал собор трёхглавым. Ему возражали, мол и симметрии могло не быть, и паруса могли нести купол без барабана.
Однако, в опубликованных выдержках из Галятовского есть и указания на многоглавие, при описании
сожжения монастыря годы Смуты доблестным воинством Самуила Горностая: «Тогда, верхи мурованные над хором и по бокам упали, на остаток и великий верх мурованный в засклепеню ся проламал и упал, и учинил грамот великий, который по всем Чернигове люди чули».

Вариант трёхглавой реконструкции:
Кстати, в очень популярной в своё время «Белой серии» выходила книга всем известного автора
Г.Н.Логвина под заголовком «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль». Так вот там история
с Горностаем отнесена аж к 1642 году (изд. 2-е, 1980 г.).
То конечно явный ляп, но в наш век цифровых технологий тиражируется он по инету весьма шустро.
А Чернигов брать в том году полякам было незачем, он давно уж ихний был.
Чрезвычайно ценны данные Галятовского о покрытии глав в древности «оловяними таблицами»,
а в нач. XVII в. «не оловом, а дубовыми досками, осмоленные смолою».
Ну а нынешние барочные главы — уже творение этого деятельного архимандрита (нач. 1670-х).
Пишут, была ещё одна, над серединой нартекса, разобранная впоследствии.
Археологи заявляют, что «поверхность фасадов была покрыта тонким слоем шероховатой затирки с
заглаженными полосками, имитирующими разделение на каменные квадры». Аналогичную обработку
они описывают и на не раз нами помянутом Борисоглебском соборе: «Наружные поверхности стен
сразу после возведения покрывались затиркой с разбивкой полосами белого раствора на квадры,
имитирующие белокаменную кладку».
Т.е., если никто ничего не напутал, мода на белокаменную кладку была не только в Галицкой и
Суздальской землях, но и в Черниговской, с той разницей, что в последней её не клали реально, а
имитировали на кирпичных стенах.
Мало того, если нынешние общепринятые датировки русского домонгольского зодчества верны, мода сия явилась в Чернигове где-то одновременно с появлением белокаменных храмов Галиции
(в 1-й четверти XIIв.) и заметно ранее начала аналогичного строительства на Суздальщине.
XI Археологический съезд был в Киеве в 1899 г. и запечатлел собор ещё с щипцами, венчавшими
большие закомары:
Осенью 1919г. в обители около месяца был штаб армии Деникина.
В 1920-х Совнарком УССР объявил собор «памятником всеукраинского значения.
В 1941 он горел от попадания зажигательной бомбы.
Пишут, при немцах тут была конюшня.
Фото времён оккупации:
После войны в здании хранили соль, потом — запчасти и металлолом.
В начале 1960-х собор реставрировали, после чего вышла вот такая открытка 1966 года:
Стоила 2 копейки:
Всё при том же архимандрите Иоаникии на средства генерального обозного В.К.Дунина-Борковского
был создан липовый позолоченный иконостас (1668-1670).
Часто пишут, погиб он в 1941г. из-за вышеупомянутой зажигательной бомбы. Однако другие молвят,
что ещё до войны, в 1920-х товарищи аккуратно порубили его и сожгли.
Выглядел как-то так:
А ктитор был персоной незаурядной. Выходец из польской шляхты, перешедший в православие,
он слыл колдуном, чернокнижником и упырём. Некоторые даже зовут его «черниговским Дракулой»
и сказывают всяки страсти.
Похоронен в соборе, где висел и этот портрет его, позже переданный в музей:
Успенский собор окружают постройки несравненно менее древние, но далеко не лишённые ценности.
Прямо на запад — руины трапезной церкви Петра и Павла, которую поставил «коштом и старанием
своим» уже знакомый нам Дунин-Борковский (1676). Её называют старейшим каменным храмом
города после татаро-монгольского нашествия.
В 1861 в здании разместили Черниговскую духовную консисторию, а при товарищах тут помещалась бондарная мастерская. Пишут, «разрушено в годы войны».
На вышеуказанном плане — № 9. Есть хилая фотка:
Церковь же при устройстве консистории перевели в Настоятельский корпус 1811 года,
где она и поныне пребывает. На плане № 3 :
Юго-западные кельи (№ 8 на плане). Левая часть на фото XVII в., правая — 1882 г.:
Восточные кельи XVII века — хороший образец зданий такого рода. На плане № 7.
Шесть почти квадратных палат чередуются с пятью узкими сенями (южные сени — на две палаты):
Сени выходят на фасад порталами, а палата — строенными окнами:

Кельи северные (фотка чужая). Говорят, старейшее жилое каменное здание Левобережной Украины. Аж конца XVI века, хотя и перестроенное в XVII :
Такая вот композиция буквой «Н» (на плане № 5):
И наконец колокольня над северными воротами, в старину главными. Обычно датируют её 1670-75
или просто XVII веком. Есть мнение, что ярусы разного времени, но подробностей не сообщают.
Высота 34 — 36 м (по разным источникам).
На плане № 4.
Реставрировалась в 1977.
Узкие проёмы первого яруса считают бойницами, а сам ярус — оборонным.

Колокольня и собор — незаменимые украшения прибрежных пейзажей Десны.
Да и вообще места там удивительно хороши …
мои фотки 30 и 31 мая 2010

Сергиев Посад имеет удивительную историю, которая тесно переплетена с судьбой нашего отечества. Город вырос вокруг маленького Сергиева монастыря, древней святой обители, сегодняшнего центра православия. Подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, одного из крупнейших монастырей русской православной церкви является.Черниговский скит, Сергиев Посад.

История скита

Черниговский Гефсиманский скит, расположенный в Сергиевом Посаде, основан в 1844 году по

благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова), под руководством наместника Сергиева монастыря архимандрита Антония (Медведева).

Выбранное местечко носило название Корбуха и находилось в 3,5 км на северо-восток от Лавры.

Три года спустя на территории будущей обители поселился юродивый Филипп (в монашестве Филарет, принявший схиму также с именем Филипп).

Важно!Расписание богослужений в храме святого Ильи Пророка

Недалеко от обители он устроил для себя жилище по образцу пещер Киево-Печерской Лавры. Постепенно вокруг места жительства праведника стали собираться люди, душа которых требовала безмолвия и уединения. Осенью 1851 года была освящена подземная церковь Архистратига Божия Михаила.

Через год в обитель была передана икона Черниговской Божией Матери. Ее пожертвовала девица Александра Филиппова. 1 сентября 1869 года этот образ явил первое чудо. Перед ним молилась молодая крестьянка, которая около 10 лет была обездвижена.

Внезапно она обрела способность ходить. После этого исцеления и до сегодняшнего дня в Черниговский скит поклониться и приложиться к иконе приходят верующие, которым Божия Матерь щедро помогает.

Это интересно!В дар иконе Богородицы за полученную помощь верующие приносят множество золотых и серебряных украшений, некоторые из даров выставлены внутри киота.

Верхний храм, который ныне может увидеть каждый паломник, был построен в 1893 году и освящен в честь иконы Черниговской Божией Матери. Проект разработал знаменитый русский архитектор Н.В. Султанов.

В Черниговском скиту служил великий подвижник, «старец-утешитель» Варнава (Меркулов), который благословил императора Николая II на принятие мученической кончины, когда тот посещал праведника в 1905 году. Преподобный отошел ко Господу 17 февраля 1906 года в алтаре Успенской домовой церкви Сергиево-Посадского дома призрения перед престолом. В руках он держал крест.

Так же, как и список с чудотворной иконы, мощи преподобного Варнавы сейчас покоятся в соборе Черниговской иконы Божией Матери и открыты для поклонения. С молодых лет и до кончины старец служил Господу в обители. Бог послал ему дар прозорливости и умение исцелять людей от душевных и телесных недугов. Ежедневно праведник принимал огромное количество людей, иногда по 500 человек, а иногда и больше. Для всех он находил добрый совет, разделял горести и утешал. Каждый был для него «сынком» или «дочкой».

Познавательно! Богослужения в храме Тихвинской иконы Божией Матери

Схимонах Филипп ушел из пещерного отделения в окрестности, где занялся устроением Киновии в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Ее строили на средства, которые жертвовала купчиха Логинова. Она предназначалась для захоронения братии Лавры. Киновия представляла собой 2-этажную церковь с двумя престолами. Нижний этаж был освящен в честь святых жен Матроны и Капитолины 27 сентября 1959 года, верхний – во имя Боголюбской иконы Божией Матери 18 июля 1861 года. Впоследствии к юродивому присоединились трое сыновей. Ныне его мощи перемещены по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Иверскую пещерную часовню.

С северной стороны собора находилось монастырское кладбище. Здесь похоронены русские философы К.Н. Леонтьев (в монашестве Климент) и В.В. Розанов.

Интересно! Самые святые источники Москвы и Подмосковья с купальнями

С приходом советской власти Черниговский скит был закрыт, как и другие обители Сергиева Посада, монахов разогнали. В 1950-х годах обитель передали на попечение военному ведомству, по распоряжению руководства которого строения были взорваны, а на месте кладбища построен многоэтажный учебно-административный корпус, который сохранился до настоящего времени.

В разные периоды на территории обители находились тюрьма, хозяйственный склад, овощехранилище и интернат для инвалидов Великой Отечественной войны. В 1990 году Черниговский Гефсиманский скит снова вернули Троице-Сергиевой Лавре, в нем возобновилось богослужение и иноческое жительство.

С этого времени много трудов положено на восстановление Черниговского скита. Уже возрождены пещерные храмы Архангела Михаила, преподобного Антония и Феодосия Печерских,обновлено убранство храма святого Николая Мир Ликийского Чудотворца.

Отремонтированы братский корпус, чудом сохранившийся домик преподобного инока Варнавы, возведена трапезная. Некоторые восстановительные работы в Черниговском скиту еще ведутся, главному собору обители уже вернули прежний величественный вид. С 2013 по 2017 годы в монастыре проводилась капитальная реконструкция пятиярусной колокольни.

Интересно! Что означает икона Нерушимая Стена

В 2012 году русской православной церкви был возвращен храм в честь Боголюбской киновии. Сразу начались восстановительные работы, а 1 июля 2013 года здесь отслужили первую Божественную Литургию, которую возглавил наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Официальный портал в интернете

Официальный сайт Черниговского монастыря предоставляет полную информацию об истории обители, ее

святынях и подвижниках. Каждый посетитель скита может задать интересующий вопрос с помощью специальной формы.

В отдельном разделе размещают проповеди и наставления старцев, проживавших в обители. При Черниговском монастыре устроена воскресная школа, которую посещают дети местных жителей.

Монахи скита имеют собственное кондитерское производство. В продаже есть разнообразная выпечка, торты, пирожные.

Кроме того, здесь можно приобрести монастырский мед, льняное масло, квашеную капусту и иную продукцию местного изготовления. Все средства, вырученные от продажи, идут на восстановление и оплату реставрационных работ в обители.

В фото и видео галерее представлены изображения прошлого и настоящего вида обители. Благодаря официальному порталу верующие, которые не имеют возможности самостоятельно посетить монастырь, могут поближе познакомиться с ним и сделать пожертвование.

На официальном сайте Черниговского монастыря всегда можно найти актуальное расписание богослужений, проходящих в Черниговском скиту. Литургию обычно совершают ежедневно – в 6.30 по будням и в 8.30 по воскресеньям. В этот же день в 7.30 служится молебен с Акафистом преподобному Варнаве. Вечерняя служба начинается около 17.00.

Фото территории и храмов

Даже глядя на фотографии можно почувствовать особую атмосферу и сильную благодать, которую излучает Черниговский скит. Размеренная жизнь, тишина и спокойствие привлекают сюда множество паломников, которые желают отдохнуть от мирской суеты.

Чтобы попасть на территорию Черниговского монастыря, нужно подняться по ступенькам и пройти через красавицу-колокольню:

Черниговский собор, алтарная часть. Фотография сделана с высоты пятиярусной колокольни. Еще несколько лет назад золото куполов скрывалось под строительными лесами. Теперь они полностью восстановлены:

Черниговский скит, вид со стороны Вифанских (ныне Гефсиманских) прудов. Арочный свод – второй вход на территорию. В деревянной часовне на берегу можно набрать святой воды. В водоеме всегда много уток, которых с удовольствием кормят приезжающие паломники:

Черниговский скит. Вход в пещеры в южной части собора. Монахи обители ежедневно проводят экскурсии для гостей и рассказывают о жизни великих подвижников:

Так в настоящее время выглядит пещерное отделение Черниговского скита. Справа видна дверь в келью, в которой раньше жили монахи. Цепочка коридоров опоясывает весь подземный храм:

Черниговский скит. Подземный храм Архистратига Михаила. Роспись выполнена современными реставраторами. Справа и слева от иконостаса находятся арочные входы в кельи и коридор:

Черниговский скит. Список иконы Черниговской Божией матери, который сейчас находится в соборе.

Черниговский скит. Икона Божией матери Нерушимая Стена – еще одна значимая святыня, находящаяся в святой обители.

Обратите внимание! Когда рабочие начали восстановительные работы в соборе, этот образ чудесным образом обновился – краски стали ярче, проступили лики ангелов:

Черниговский скит. Рака с мощами «старца-утешителя» прп. Варнавы:

Пещерное отделение

Пещерное отделение Гефсиманской обители было основано в 1847 году юродивым Филиппом, или Филиппушкой, как его с любовью называют в монастыре. Он родился в семье крестьян во Владимирской области.

Впоследствии оставил дом, жену и детей ради подвижнической жизни и служению Господу. Вел аскетическую жизнь – носил старую одежду и не имел обуви, спал на земле, часто голодал. Святой Филипп был наделен необыкновенной кротостью и даром прозорливости.

Филиппушка много странствовал по Руси, посетил огромное количество монастырей, бывал в Киеве. Именно киевские пещеры вдохновили его на создание подземной обители в России. Он искал безмолвия, но владыка Филарет благословил его на жительство в Сергиевом монастыре.

Важно!Когда нужно читать благодарственную молитву Господу Богу

Здесь было слишком многолюдно, поэтому наместник Антоний перевел его в новый скит. Филиппа благословили «ископать погребок», который со временем превратился в целую систему подземных ходов и помещений.

Каждый, кто хотел жить рядом с юродивым, самостоятельно копал себе пещеру. Сейчас можно увидеть кельи разных размеров с высеченными из камня лавками, на которых спали их обитатели — монахи. Храм Михаила Архангела украшен необыкновенной росписью, восстановление которой — заслуга современных реставраторов. В пещерах бьет целебный родник. С помощью насоса монахи добывают из него воду, которую раздают паломникам. Вода отличается необыкновенно мягким вкусом.

Соборование

В Черниговской обители ежедневно в 12.00, кроме воскресных и праздничных дней, совершается Соборование или Елеосвящение. Это одно из семи главных таинств православной церкви, во время которого молятся о даровании духовного и телесного здравия. Тело человека помазывают освященным елеем и просят Господа об отпущении забытых и неосознанных грехов.

Важно! Для участия не нужна особая предварительная подготовка, но желательно, чтобы прихожанин смог исповедаться и причаститься до или после соборования.

Запрещается опаздывать и присоединяться к таинству после его начала. Первопричиной большинства болезней является грех, поэтому каждому православному христианину необходимо периодически собороваться. В большинстве храмов Елеосвящение совершаются только во время Великого поста. Монахи Черниговской обители позволяют паломникам и местным жителям участвовать в Соборовании практически в любое удобное время.

Как доехать до города

Черниговский скит расположен в Сергиевом Посаде, на восточной окраине города. Расстояние от скита до Сергиева монастыря составляет всего 3,5 км. Адрес: Московская область, Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1.

Добраться до города из Москвы можно двумя способами:

  1. Электричкой с Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад;
  2. Автобусом №388, который отходит от станции метро ВДНХ.

При движении на личном автомобиле необходимо выехать на Ярославское шоссе (трасса М-8), а на развязке около города уйти направо.

Как добраться до Черниговской обители:: в городе нужно сесть на автобус №38 и доехать до остановки Черниговский скит. Транспорт ходит регулярно, с интервалами в 1-1,5 часа. Можно воспользоваться маршрутным такси №18 – добраться до пос.Ферма, потом 10 минут пройти пешком.

Если ехать в обитель на личном автомобиле:

  • необходимо от Троице-Сергиевой Лавры выехать на пр-т Красной Армии и свернуть на ул. Карла Маркса;
  • далее двигаться по главной дороге – она уйдет направо, на ул. Вифанскую;
  • после того, как ж/д переезд останется позади, на втором повороте уйти налево (Карбушинский пер.);
  • потом повернуть направо и ехать по ул. Огородной и Новоогородной. Вдоль дороги стоят указатели. Вскоре станут видны золотые купола собора скита;
  • на Т-образном перекрестке снова уйти направо и заехать на асфальтированную парковку, расположенную недалеко от обители.

Полезное видео

Вывод

Гефсиманский Черниговский скит в Сергиевом посаде – обитель с непростой судьбой, в истории которой были и взлеты, и падения. Несмотря на все трудности, она была возрождена – буквально восстала из пепла. Промыслом Божиим сейчас Черниговский скит — это процветающий монастырь, который ежедневно принимает паломников и гостей.

Черниговский скит (Пещерное отделение Гефсиманского скита) в Сергиевом Посаде является подворьем Троице-Сергиевой Лавры. Сегодня Скит является действующим мужским монастырем, где несут службу всего 10 монахов.

Церковный комплекс с большим каменным Храмом во имя Богородицы Черниговско-Гефсиманской когда-то начинался с маленькой пещеры, вырытой Филиппушкой Блаженным. Восстановленный по описаниям очевидцев и рисункам подземный алтарь, в советское время служивший сточной ямой, принял свой первозданный вид и привлекает паломников и туристов со всего мира.

Исторические события

Черниговский скит в Сергиевом Посаде был основан в 3 км к юго-востоку от Троице-Сергиевой Лавры, на северном берегу Корбушинского пруда, монахом-отшельником Филиппушкой Юродивым, в 1847 г. Напротив него, через пруд, находился Гефсиманский скит (основанный в 1844 г.), к которому в конце XIX в. была приписана Черниговская обитель.

Еще в 1845 г. несколько монахов Гефсиманского скита, склонных к полнейшему уединению и отказу от всего мирского, стали строить деревянные кельи в Исаковской роще, на противоположном берегу пруда.

Живший при Лавре Юродивый Филиппушка (блаженный схимонах Филипп), испросив благословение на копание «погребка», в 1847 г. вырыл себе подземную келью. Именно этот год и стали считать датой создания Черниговского скита. Рядом стали рыть «погребки» другие монахи. Первым пещерным храмом стала бревенчатая полуземлянка, освященная во имя Бесплотных Сил Небесных.

Верхняя часть храма имела маленькие окна, нижнюю, подземную часть, соединяли с соседними пещерами длинные, извилистые подземные ходы. Все земляные работы монахи выполняли вручную, в тяжелейших условиях, при огромной влажности, задыхаясь от жары летом и замерзая зимой. Рассказывают, что при обвалах погибли 2 монаха.

27 сентября 1851 г. пещерный храм был переименован и освящен в честь Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил митрополитом Филаретом. Икона Черниговской Божьей Матери была подарена храму в 1852 г. дворянкой Александрой Григорьевной Филипповой, в семье которой икона хранилась более полувека.

Долгая и трудная история Скита отмечена важными вехами:

  • 1857 г. – возведена надпещерная деревянная церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских.
  • 1921 г. – монахи переведены в Гефсиманский скит. Черниговский скит отдан под тюрьму, потом здесь разместился дом для инвалидов и склады.
  • 1990 г.– возрождение скита как мужского монастыря, приписанного к Лавре.
  • С 2007 г. большая часть скита занимает интернат для детей-инвалидов. Число монахов с 2006 по 2009 гг. сократилось с 25 до 10 человек.

Архитектура, внешний вид

Черниговский скит в Сергиевом Посаде сегодня представляет собой архитектурный ансамбль, имеющий своим центром 5-главый каменный Черниговский Храм. Большая церковь была возведена во имя Богородицы Черниговско-Гефсиманской в период с 1886 по 1889 гг. Пещерная церковь, давшая начало скиту, располагается прямо под Храмом.

В 1857 г. к пещерной церкви с запада была пристроена подземная трапезная со сводчатым потолком. С этого момента церковь стала называться алтарем.

Проектирование и строительство каменного надпещерного Храма производилось под руководством Н.В. Султанова. Гениальный зодчий сумел спроектировать мощный фундамент во влажной, зыбкой почве, и возвести стены храма, не повредив алтарь, находящийся под ним. Пещерная церковь была действующей весь период строительства.

В скитский комплекс, помимо Храма, входят:

  • часовня во имя преподобного Владимира Сербского, устроенная над святым источником;
  • 5-ярусная колокольня высотой 71 м, над главным входом в скит;
  • церковь во имя Николая Чудотворца (на северо-западе от часовни);
  • храм во имя благочестивых Константина и Елены (позади часовни, справа от нее);
  • 2-этажный Южный келейный корпус;
  • 1-этажный келейный корпус вдоль восточной ограды;
  • 2-этажная трапезная вдоль западной ограды;
  • Боголюбская киновия, как место погребения братьев-схимников, была основана еще блаженным Филиппушкой в 1858 г., на западе от скита, на берегу ближнего пруда. Позже над ней была возведена 2-этажная каменная церковь.

Весь ансамбль скита выдержан в псевдорусском стиле, сохраняющем классические традиции древнерусского зодчества.

Внутренне убранство

Внутреннее убранство Храма Божьей Матери Черниговско-Гефсиманской поражает величием и красотой. Великолепно выполненные фрески, иконы в дорогих окладах, расписной сводчатый потолок с изображениями самых почитаемых святых, рака с мощами преподобного Варнавы – при виде всего этого замирает сердце, хочется говорить шепотом и обращаться к Господу только с самыми насущными проблемами.

При входе в Храм предлагаются платки и юбки, заходить женщинам с непокрытой головой и в брюках считается грехом. Подземный, пещерный храм внутри довольно аскетичен. Здесь тоже много икон, лики святых смотрят со всех стен.

Но все выполнено в простом и строгом стиле, напоминая, что здесь жили в жесточайших условиях, строжайшем посте и постоянных лишениях иноки, вся жизнь которых состояла в непрестанных молитвах и самоистязании. Сводчатые стены в коридорах и кельях расписаны древнерусским орнаментом, пол выложен толстой кафельной плиткой.

Черниговский скит Гефсиманский в Сергиевом Посаде внутри.

По периметру монастырь обнесен краснокирпичной стеной мощной 0.5-метровой кладки, с башнями по углам. Территория ухоженная, чистая, разбитая на газоны, кругом благоухающие клумбы с цветами. Повсюду расставлены указатели, предупреждающие и поясняющие таблички.

Перед воротами скита блестят под солнцем воды Гефсиманских прудов, когда-то отделявших Черниговскую обитель от Гефсиманского скита. Здесь плавают лебеди, утки, которых с удовольствием любят кормить посетители.

На территории скита есть две трапезные-кафе, где предлагается монастырская еда, вкуснейшая выпечка, ароматный и бодрящий, бездрожжевой квас, сваренной по собственной, монастырской технологии. Есть хвойный, острый имбирный, свекольный квас.

В церковной лавке можно приобрести иконы, освященные крестики и серебряные кольца с надписью «Спаси и сохрани». Здесь же продаются золотые обручальные кольца с нанесенными на внутреннюю поверхность словами оберегающей молитвы. В церковной лавке принимаются заказы на экскурсию по пещерам. Есть ларек с сувенирной продукцией.

Святыни

Черниговский скит в Сергиевом Посаде обладает удивительной мощной энергетикой. Место, намоленное несколькими поколениями монахов, имеет ауру святости, здесь возникает чувство умиротворения и спокойствия. Все проблемы вдруг теряют свою остроту, и возникает уверенность в помощи свыше.

Здесь нет суеты и показной набожности, сюда еще не проник дух бизнеса от веры, которым грешат, к сожалению, многие знаменитые Храмы.

В Черниговском скиту хранятся святыни:

  • В соборе хранится главная святыня монастыря – мощи святого преподобного Варнавы, причисленного к сонму радонежских святых. С древнееврейского «Варнава» переводится как «сын утешения». В Черниговском ските он прожил 47 лет, из них 33 в образе святого старца. К нему приезжали, ищущие утешения и укрепления веры, паломники со всей России. В день он мог принять и исповедать до 500 чел. В частности, сам император Николай II приезжал к нему в 1905 г. вместе со всей семьей. Наместник Троице-Сергиевой Лавры назвал Варнаву «народным духовником».
  • В нижней церкви Боголюбской киновии захоронены мощи Блаженного Филиппушки. Когда-то Филипп Хорев, крестьянин, родом из Владимирской губернии, имел семью и детей. Но посетившее его однажды озарение заставило бросить налаженный быт, семью и отправиться странствовать по Руси. До поселения в скиту он много лет юродствовал. Зимой и летом он ходил босым, голодал, носил нищенские обноски, мучил себя ношением вериг. Филиппушка питался подаянием, отличался необыкновенно кротким нравом и даром предсказания, его называли «прозорливым».
  • На территории Скита находится захоронение Александры Григорьевны Филипповой, когда-то передавшей обители икону Черниговской Божьей матери. Свои последние годы она прожила в доме престарелых при ските, много молилась, свято соблюдала все церковные каноны.
  • К двум главным чудотворным иконам Храма постоянно подходят и подолгу стоят люди, истово крестясь и шепча свои молитвы, многие стоят на коленях. Кандило (подсвечники) перед ними всегда полны горящих свечей: список с чудотворной иконы Черниговской Божьей Матери (14 сентября — Престольный праздник). Впервые икона явила чудо в 1869 г., исцелив парализованную женщину еще в Пещерной церкви Черниговской обители. Старинная икона неоднократно являла чудеса исцеления, их было зафиксировано свыше 100; список с Иконы «Нерушимая стена» защищает от сглаза, порчи, проклятия, от потери имущества, спасает во время стихийного бедствия, эпидемии, вражеского нашествия.
  • Важнейшей святыней скита, чтимой и бережно охраняемой, является один из 2 священных камней, с иссеченными на них православными крестами, привезенных в дар скиту из Иерусалима русским историком и писателем А.Н.Муравьевым. Сохранившийся камень взят был Муравьевым в Гефсиманской пещере, от гроба Богородицы. Камень вставлен в киот, под ним поясняющая надпись: «на благословение Новой Гефсимании».
  • В специальной раке в пещерном храме хранятся мощи святых Киево-Печерской Лавры. Приложиться к ним приходят паломники, одолеваемые болезнями и несчастьями.
  • У входа в храм находится икона Божьей Матери «Молящаяся». Перед ней молятся для обретения и укрепления веры.
  • На север от главного Собора на территории обители находятся захоронения монахов, попечителей и благотворителей. Здесь же лежат останки знаменитых русских публицистов и философов:
  • Константина Николаевича Леонтьева (врач, дипломат, писатель и философ, принявший монашество под именем Климент);
  • Василия Васильевича Розанова, русского религиозного философа, мыслителя и писателя.

Интересные факты и легенды

Интересные факты, за долгие годы ставшие легендой, в истории обители:

  • К Варнаве Гефсиманскому (причисленному к лику святых в 1995 г.), приезжал лично Николай II. Они долго беседовали наедине. Говорят, что Варнава тогда предсказал мучительную смерть ему и всей его семье и гибель царской династии Романовых.
  • Говорят, что Черниговскую обитель и Гефсиманский скит когда-то соединял подземный ход, вырытый монахами и дающий им возможность беспрепятственно ходить в Черниговский скит, на богослужение в пещерном храме.
  • Прихожане, не в первый раз приехавшие в обитель, утверждают, что количество ангелов, окружающих Богородицу на иконе «Нерушимая стена», постепенно увеличивается, святые лики будто проявляются на иконе. Это чудо никто не может достоверно подтвердить, однако все внимательно вглядываются в икону и пытаются подсчитать ангелов.
  • Дорожки в Скиту выложены надгробными плитами со старого скитского некрополя, уничтоженного при большевиках.

Режим работы и расписание богослужений

Черниговский скит в Сергиевом Посаде каждый день посещают десятки и сотни верующих.

В соборе проходят ежедневные богослужения:

  • 5.30 (на рассвете) — общий молебен перед ракой с мощами св.Варнавы;
  • 6.30 утра — божественная литургия (евхаристия);
  • 11.00 — акафист у иконы Черниговской Богоматери;
  • 12.00 — соборование (помазание елеем);
  • 16.45 — вечерняя литургия.

Соборование в Скиту совершаются ежедневно, за исключением больших праздников и воскресных дней. Начало таинства в 12.00, длится оно около 2-х часов. На соборование рекомендуется приходить за 0.5 часов до начала, чтобы записаться и купить соборную свечу.

Помимо соборования, в Скиту служатся и другие требы и таинства:

  • сорокоусты;
  • венчание;
  • крещение;
  • отпевание (покойников);
  • поминовения (за здравие и за упокой) – на полгода и на год;
  • молебны.

Каждый день, с раннего утра и до позднего вечера, сменяя друг друга, монахи читают псалтырь перед аналоем. Многие паломники хотят исповедаться и причаститься в Черниговском скиту. Это можно сделать во время ежедневной утренней и вечерней службы. В Боголюбской киновии в будние дни и субботу служится Божественная литургия в 7.00, в воскресенье служба начинается в 9.00.

Экскурсии в подземелье

Сотрудники монастыря, монахи очень доброжелательны, смиренно-кроткие и как-то особенно спокойно-внимательные. Экскурсии проводят семинаристы из Троице-Сергиевой Лавры. Они подробно, с любовью и почтением, рассказывают историю Скита, показывают все реликвии, с готовностью ответят на любой вопрос, касающийся самых частных деталей.

Те, кто был в Ските не раз, говорят, что каждый семинарист рассказывает по-своему, добавляя в свою экскурсию свои детали.

Экскурсия по пещерам Скита влечет всех, большая часть туристов едут сюда именно за этим. Всего под землей, на глубине 6.5 м, было вырыто 14 маленьких келий и два больших зала. Самая маленькая келья имеет всего 2 м в длину и 1 м в ширину. Сейчас пещеры полностью восстановлены.

Стоимость групповой экскурсии по пещерам для россиян:

Стоимость группового тура для иностранных граждан:

Если в группе есть инвалиды-колясочники, просьба сообщить об этом заранее, братья-монахи помогут в передвижении инвалида по территории Скита. После экскурсии можно самостоятельно пройтись по скиту, зайти в Храм, помолиться у чудотворных икон, подать записки за здравие и за упокой, поставить свечи.

Святой подземный источник, бьющий с глубины 20 м, наполняет небольшое подземное озеро (Гефсиманский кладезь). Рядом с ним купель со святой водой. Считается, что, искупавшись в ней, можно снять с себя все грехи и исцелиться от болезней.

Однако вода настолько холодная (+4 градуса), что немногие решаются окунуться в нее. Купель разделена на мужскую и женскую половину. Часовня во имя преподобного Владимира Сербского, рядом с купелью, открыта ежедневно с 5.00 до 21.00.

Контакты

Контакты:

Как добраться на машине, общественном транспорте

Черниговский скит, обитель, устроенная монахами-отшельниками в 1844 г. в древнем Сергиевом Посаде, довольно далеко находится от центра города. Автобусом №38 поездка занимает 15 мин., у таблички «Каляевская» выйти. Маршрутным такси №№7, 18 доехать до деревни «Ферма».

Можно доехать до деревни «Лоза» (маршрутки №№30,36,37), выход перед Фермой, на КПП. Затем следует перейти на другую сторону дороги, повернуть на север и идти по улице Солнечной.

Дорога приведет к обители. Автомобильный маршрут от Лавры:

  1. свернуть с проспекта Красной Армии на улицу Карла Маркса;
  2. на 2 перекрестке за ж/д перегоном повернуть налево на ул.Вифанскую;
  3. свернуть на Новоогородную;
  4. после таблички-указателя «НИИРП» повернуть вправо;
  5. дальше ехать по прямой, не сворачивая, до Скита.

Такси от центра города будет стоить примерно 200 руб. Рядом с Черниговским Скитом находятся 2 бесплатные, довольно большие, парковки. От Лавры до Скита всего 3 км, неспешным ходом это займет минут 40.

Из Москвы (от метро ВДНХ) до конечной остановки Сергиева Посада курсирует автобус №388. Электропоезд на Сергиев Посад отправляется от Ярославского вокзала. Дольше, от ж/д вокзала в Сергиевом Посаде до монастыря можно доехать маршрутными такси №7, 8.

Отели в окрестностях

В Сергиевом Посаде более 55 вариантов размещения, для путешественников с разным доходом и разными запросами. Самые удобные по расположению, близости к Скиту, и пользующиеся наибольшим спросом:

Гостиница «Владимирская»

3-звездочная гостиница «Владимирская» по адресу: Сергиев Посад, ул. Пионерская, 3, предлагает своим гостям:

  • парковку;
  • комфортабельные 2-местные номера (с ЖК-телевизором, ванной или душем, кофеваркой/чайником, холодильником);
  • бесплатный Wi-Fi;
  • условия для гостей с ограниченными физическими возможностями;
  • завтрак;
  • снэк-бар;
  • семейные номера;
  • возможно заселение с домашними животными;
  • трансфер до/из аэропорта;
  • организация экскурсий.

Отель находится всего в 650 м от Лавры. Стоимость проживания 1 человека в сутки составляет от 1672 руб.

Апартаменты Best-rooms 5

Двухкомнатная квартира площадью 33 м2 в многоэтажном доме с лифтом, по адресу: 95 улица 1 Ударной Армии, кв 169, Сергиев Посад, Россия.

Условия проживания:

  • парковка рядом с домом;
  • бесплатный Wi-Fi;
  • балкон;
  • полностью оборудованная кухня (имеется микроволновка, холодильник);
  • стиральная машина;
  • ванная комната;
  • кондиционер;
  • спальня с 2-спальной кроватью;
  • диван в гостиной;
  • предоставляется постельное белье, полотенца.

Апартаменты находятся на расстоянии 2.3 км от Лавры. Стоимость проживания в сутки за 1 чел. равна 957 руб.

Отель «Оптимальный»

Гостиница на проспекте Красной Армии, 180/2, Сергиев Посад, Россия, располагает небольшими номерами с 2-ярусной кроватью.

К услугам постояльцев:

  • круглосуточная стойка регистрации;
  • бесплатный Wi-Fi;
  • ЖК-телевизор с кабельным ТВ;
  • может быть предоставлена дополнительная кровать;
  • общая ванная комната;
  • общий туалет;
  • трансфер от/до аэропорта;
  • кофеварка/чайник;
  • микроволновая печь.

При отеле есть ресторан и бар. В стоимость входит завтрак. Отель расположен в 700 м от Лавры. Стоимость за сутки с 1 человека составляет 554 руб.

Отель Государев Дом Гостиничный комплекс «Царская деревня»

5-звездочный 3-этажный отель, один из лучших в Сергиев-Посаде, «Царская деревня» по адресу Улица Митькина, д.14/2, Сергиев Посад, Россия, предлагает своим гостям комфортабельные, роскошно обставленные номера с телевизором, холодильником, кондиционером, кофеваркой/чайником, мини-баром, сейфом, отдельной ванной комнатой и балконом.

Отель предоставляет полный пакет услуг:

  • бесплатная парковка;
  • круглосуточная служба регистрации;
  • камера хранения;
  • бесплатный Wi-Fi;
  • удобства для инвалидов;
  • трансфер от/до аэропорта;
  • общий лаундж;
  • ресторан;
  • бар;
  • завтрак по системе «шведский стол»;
  • спа – оздоровительный центр;
  • настольный теннис;
  • библиотека;
  • экскурсионное бюро;
  • детская площадка;
  • игровая детская комната;
  • бизнес-центр;
  • конференц-зал;
  • банкетный зал.

Персонал владеет русским и английским языками. Отель находится в 1.9 км от Лавры. Стоимость проживания 1 гостя за сутки составляет 3 016 руб. Черниговский скит, действующий мужской монастырь в древнерусском Сергиевом Посаде, живет по строгим монастырским правилам, творит службы во славу Господа, как символ несломленной веры россиян.

Много паломников из всех уголков России приезжают сюда поклониться чудотворным иконам, попросить здоровья для себя и близких, мира и спокойствия в стране. Очень часто приезжают паломники из Украины, они просят восстановления мира на Родине, силы и мужества пережить нелегкие времена. Частыми гостями Скита являются иностранцы.

Видео о Черниговском ските Гефсиманский в Сергиевом Посаде

Обзор Гефсиманского Черниговского скита:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *