Гермес криофор

«Добрый пастырь» из катакомб Присциллы. Живопись 3 века.
К сожалению, хороших изображений всех стен этого кубикула я не нашёл нигде.

А это мой снимок. В этих катакомбах снять что-то оказалось почти невозможным. Группу из 4 человек, куда нас угораздило попасть, водил англоговорящий гид. Он строго предупредил, что в катакомбах запрещено снимать. Однако мой фотоаппарат продолжал висеть на плече.
Когда мы осмотрели кубикул, я задержался, чтобы сделать кадр. Но объектив почему-то отказывался фокусироваться.
Оказалось, в катакомбах очень высокая влажность, и вся оптика моментально запотевает.
Наскоро протерев объектив, я сделал кадр. Но времени было потеряно много, и я потерял доверие гида.
Архитектура потолка с простейшим орнаментом из опушей. Фигура справа от Оранты — крупно в заглавии предыдущего поста.

Когда я отделился от группы, чтобы сделать этот снимок — гид со всех ног побежал за мной, и закатил жуткую истерику.
По лампам заметно, как запотела оптика.
Орнаменты внизу напомнили «мрамора» из Casa Romana.

Из книжки.

Из катакомб Св. Себастьяна.
Добрый пастырь и мотив трапезы.

Здесь мы нарочно пошли с большой группой американских студентов, которые почти бегом пробегали влед за гидом.
Можно было спокойно снимать. Но по маршрут, которым мы шли, не было почти ничего.
Снимок через решётку.

Скан из книжки.

Неаполитанские катакомбы, как и римские, в ведении Ватиканских музеев. Поэтому их осмотр организован отвратительно, как и всё в этих музеях. Всё так же нельзя снимать, нет внутренней навигации, не продумано освещение, и недоступны нормальные репродукции.
Св. мученик Януарий — самый почитаемый в Неаполе святой. (4 век)

Скан с открытки.
Эту мозаику 6 века мы даже не увидели. Пришлось довольствоваться открыткой.
Интересно, что катакомбы Св. Януария — ещё и выдолбленый в скалах храм с несколькими вместительными помещениями.
Роспись потолка.
Здесь видно, что в потолке прорезано подобие окна, через которое освещалось внутреннее помещение.
<
Не смог найти полного изображения этой фрески 6 века. Фрагмент из открытки.
/lj-cut>

Догматический саркофаг

Догматический Саркофаг, также известный как «Саркофаг Троицы», является ранним христианским саркофагом приблизительно 320-350, теперь в Музеях Ватикана (ватиканские 104). Это было обнаружено в 19-м веке во время восстановления работ над базиликой di San Paolo fuori le Mura.

Это и Саркофаг Джуниуса Бэссуса — два из самых важных примеров христианско-римской скульптуры эры Constantinian. Это тянет свое имя от его ясных ссылок до догм Совета Nicaea (325), в особенности Христу, являющемуся consubstantial с Богом Отец, как показано (например), сценой числа с появлением Иисуса между Адамом и Евой, хотя, должно ли число быть понято как Христос или Бог, Отец менее ясен – догматические работы пункта так или иначе.

Описание

Передняя поверхность разделена на два регистра, типичные для стиля времени, с предметами Ветхого Завета и Нового Завета и центральным clipeus формы раковины, содержащим портреты мертвой пары, охваченной и носящим брачную одежду, типичную для 4-го века (оболочка manicata, dalmatina и тога contabulata человеком, который держит rotulus в его руке, и тунику и паллу женщиной). Головы — основные типы, показывая, что было или никаким желанием или недостаточно времени, чтобы персонализировать саркофаг.

В верхнем регистре пять эпизодов, два из книги Бытия и двух чудес Христа:

  • Три подобных бородатых числа, представляющие Троицу, середина возвела на престол представление Бога Отец, создав Ив из ребра Адама, который лежит на земле.
  • Младшее, безбородое, фигурируйте с обычным появлением Христа между Адамом и Евой и Деревом Знания Добра и зла.
  • Брак в Кане
  • Умножение батонов
  • Воскресение Лазаруса

В более низком регистре шесть сцен, один связанный к рождению Христа, два к Библии и три Св. Петру:

  • Обожание Волхвов, с возведенной на престол Девственницей и Ребенком, и с Волхвами в восточном платье и фригийских заглавных буквах, и с Валаамом позади трона
  • Исцеление слепого
  • Дэниел в логове львов
  • Habbakuk с корзиной батонов и ангела
  • Питер, отрицающий Христа, с кричащим петушком от Евангелия, считает
  • Арест Питера, двумя солдатами, носящими заглавные буквы Pannonian
  • Моисей или Питер, создающий источник в присутствии центуриона (с последним изнашивающимся типичным военным платьем 4-го века)

Саркофаг может быть датирован к между 330 и 340 должных к мужским прическам (кроме тех из Христа и Питера), приземистые квадратные числа и отсутствие каллиграфической детали. Есть эхо предыдущего «плебейского» официального искусства, которое принудило некоторых предполагать, что саркофаг от того же самого семинара, который произвел и исправил рельеф для Арки Константина, хотя уже есть признаки желания классицизма, который только полностью показал себя позже (арка датирована к 350, на десять лет позже, чем саркофаг).

Иконография

Счет в Происхождении естественно кредитует Создание на единственную фигуру Бога, в христианских терминах, Бог Отец. Однако, первое множественное число человека в Происхождении 1:26 «И Бог сказало, Позволенный нас сделать человека по нашему подобию, после нашего сходства» и ссылок Нового Завета на Христа, поскольку создатель (Джон 1:3, Colossians 1:15) принудил Ранних христианских писателей связывать Создание с Эмблемами или существующего ранее Христа.

Много других саркофагов, наиболее удобно собранных в той же самой ватиканской коллекции как Догматический Саркофаг, также показывают группы из трех чисел, обычно интерпретируемых как представление Троицы в сценах от Происхождения. Иногда одно число безбородое, в то время как другие два бородаты. Учитывая погребальный контекст, и что смежные сцены часто показывают чудеса Нового Завета, включая Воспитание Лазаруса, акцент этих сцен может иметь отношение так же к преодолению греха и надежде на новую жизнь как Падение Человека.

Христос был по сравнению с Адамом в римлянах 5:14–21 и иногда назывался «новым Адамом», особенно в связи с крещением (в этом периоде, новообращенные были очевидно голы, когда этим управляли). Это может также быть упомянуто во второй сцене, или центральная фигура может представлять Божественные Эмблемы, кого также показывают с появлением Иисуса. Сцена представляет «подразделение трудов» между Адамом и Евой; центральная фигура держит пачку зерна в одной руке и мертвом зайце (в другом ватиканском примере ягненок) в другом, хотя можно было бы ожидать охотиться на зайцев, чтобы быть задачей и сельским хозяйством Адама Ив, а не противоположное, поскольку саркофаг, кажется, предлагает.

Адам и Ева также функционировал как типологических предшественников Иисуса и Мэри и Древа познания Креста Распятия на кресте. Кроме того, они представляли верность в браке, и сцены их между Эмблемами интерпретируются некоторыми как представление их церемонии брака, подходящей для саркофага супружеской пары.

Примечания

  • Рануччо Бьянки Бандинелли и Марио Торелли, L’arte dell’antichità classica, цыгане Этрурии, Utet, Турин 1976.
  • Йенсен, Робин М., Падение и Повышение Адама и Евы в Раннем христианском Искусстве и Литературе, в Интерпретации христианского искусства: Размышления о христианском искусстве, редакторах Хайди Дж. Хорник, Микиле Карле Парсонсе, Mercer University Press, 2003, ISBN 0-86554-850-1, ISBN 978-0-86554-850-3, Google заказывает
  • Milburn, Роберт. Раннее христианское Искусство и Архитектура, University of California Press, 1991, ISBN 0-520-07412-2, ISBN 978-0-520-07412-5, Google заказывает

Внешние ссылки

  • Изображение фронта саркофага

Криофор, Агнценосец (др.-греч. Κριοφόρος «несущий барана») — эпитет бога Гермеса и тип древнегреческой скульптуры, изображающий мужчину, несущего агнца для жертвоприношения.

Места почитания

Павсаний приводит легенду о беотийском городе Танагра, который был спасен богом от чумы тем, что он пронес барана на своих плечах вокруг городских стен:

Что касается храмов Гермеса, то один посвящён Гермесу Криофору (Несущий барана), другой — Гермесу, которого они называют Промахос (Воитель). Относительно первого наименования они рассказывают, что Гермес отвратил от них моровую язву, обнеся вокруг их стен барана; поэтому и Каламис создал статую Гермеса, несущего барана на плечах. Так и до сих пор на празднике Гермеса тот юноша, который будет признан самым красивым по внешности, обходит городскую стену с ягненком на плечах.

Кроме того, Павсаний сообщает, что в Мессении, в священном гроте Карнаса, Гермес Криофор и Аполлон Карнейос имели имели объединённый культ, а в обрядах мужской инициации участвовали агнценосцы.

Скульптуры

Гермесу Криофору

За то, что друг наяд, он знает козьи нравы
И овна делает желанным для овцы,
За то, что множатся и самки и самцы
И бродят по лугам галезским, щипля травы,
Устроим пир ему, и пусть посулы славы
Из тесной хижины летят во все концы:
Бог-пастырь будет рад, что мы не гордецы
И глиняный кувшин не затаил отравы.
Почтим Гермеса! Он, я думаю, не зря
Открыто предпочел сиянью алтаря
И жертвы чистые, и руки трудовые.
Насыплем же курган — там, к межевому рву,
И кровь козлиная из волосатой выи
Пусть глину очернит и обагрит траву.

Жозе-Мариа де Эредиа, пер. В.Портнова

Павсаний упоминает скульптуру Криофора, сделанную Онатасом и посвящённую в Олимпии. Согласно Брокгаузу, сохранившаяся копия этой статуи в конце XIX века находилась в Вильтонгузе, Англия.

Встречаются статуэтки, относящиеся к 520—510 гг. до н. э. В бостонской статуэтке, как и в некоторых других, Криофор несёт агнца не на плечах, а подмышкой.

Влияние на иконографию Доброго Пастыря

«Добрый Пастырь»

«Сходство этого рода в иных случаях настолько значительно, что ставит исследователя в затруднительное положение: как отличить христианское изображение Доброго Пастыря от языческого?»

Примечания

Криофор на Викискладе

  1. Павсаний 9.22.1-2.
  2. Павсаний 4.33.4.
  3. Жозе-Мариа де Эредиа. «Гермесу Криофору». Сборник «Трофеи» (1893). Раздел «Греция и Сицилия». Цикл «Эпиграммы и буколики» Перевод В.Портнова. См. также Перевод В.Кормана (недоступная ссылка) и Перевод М.Бронникова
  4. Museum of Fine Arts, Boston
  5. Museum of Fine Arts, Boston. Photo
  6. Н. В. Покровский. Живопись катакомб

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *