Гиксосы в древнем Египте

Международная группа исследователей из США и Швейцарии пришла к выводу, что древнеегипетская цивилизация эллинистического периода погибла из-за глобального изменения климата, вызванного извержением вулкана. В результате нарушился водный режим Нила, что, в свою очередь, привело к неурожаю, голоду, эпидемиям и междоусобицам. «Лента.ру» рассказывает о новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications.

Древний Египет существовал только благодаря Нилу, растянувшемуся на шесть тысяч километров по северо-востоку Африки. Все древнеегипетские города были построены в долине этой реки. От ежегодных разливов Нила зависела жизнь древних египтян, их экономика, культура и религия. Илистыми водами, богатыми минералами и органическими веществами, орошали (и орошают по сей день) сельскохозяйственные земли. Река затапливала обширные пойменные территории, повышая плодородность почвы. После схода воды жители долины приступали к севу хлебных злаков, например ячменя. По берегам рос и тростник, из которого изготавливали главный писчий материал древности.

В четвертом веке до нашей эры Древний Египет эллинизировался: долина Нила вошла в состав Македонской империи. После смерти Александра Великого его империя распалась, а в Египте пришла к власти династия Птолемеев. Однако еще при своей жизни царь и полководец успел задать направление развития страны. В дельте реки была построена новая столица — Александрия, которая стала одним из центров распространения греческой культуры, науки и искусства. Здесь находились Александрийская библиотека и одно из семи чудес света — 120-метровый маяк, тут учились и работали Евклид и Архимед.

Естественно, уровень воды в Ниле во время паводков год от года варьировался. Наводнение было то сильным, то слабым. Птолемеевский Египет научился снижать риски с помощью дополнительных мер и приспособлений. Земли, которые не получали достаточно влаги, орошали с помощью таких механизмов, как чигирь — колесо с ковшами, подававшее воду из реки в систему водоканалов. В худшем случае положение спасала торговля с соседними государствами.

Бог подаст

Нил питается множеством притоков. Особую роль в паводках играют наиболее полноводные Голубой Нил и Атбара, берущие начало с Эфиопского нагорья. В июне здесь начинается период муссонных ливней, и уровень воды в реке повышается. До XX века, пока в долине не построили гидрокомплексы, наводнение продолжалось до конца октября, достигая пика в августе-сентябре. После того как вода отступала, обнажая покрытую илом почву, приходил вегетационный период, продолжавшийся до февраля, когда египтяне пахали и высаживали семена на орошаемых полях.

1/1Египетский храм времен правления птолемеевской династииФото: Wikipedia

Древние египтяне понимали, что их жизнь сильно зависит от разливов Нила. Это природное явление олицетворял отдельный бог — Хапи. Жрецы проводили ритуалы, которые, согласно верованиям, обеспечивали ежегодные наводнения. Жрецы также следили за уровнем воды в реке, используя для этого специальные сооружения — ниломеры. Это позволяло предсказывать, насколько сильным будет очередное наводнение. Если уровень воды был слишком низок, в ход шли обряды. Но Хапи не всегда мог помочь египтянам.

Мощные извержения вулканов за десятки тысяч километров от Египта сильно влияли на водный режим Нила. Сернистые газы, выбрасываемые в атмосферу, охлаждают тропосферу, сказываются на распределении влаги и количестве осадков, выпадающих по всему земному шару. В частности, сдвигаются ячейки Хэдли — циклы, характеризующиеся восходящими потоками воздуха у экватора и нисходящими в субтропиках. В результате муссонные ливни перемещаются на другие территории, что вызывает засуху.

Лавочка закрылась

Исследователи проанализировали данные наблюдений за уровнем воды в Ниле, которые велись с 622 года нашей эры на Исламском ниломере на острове Рода (Каир) вплоть до возведения Асуанской плотины, изменившей водный режим реки. Показатели сопоставлялись с периодами вулканической активности, о которых известно по результатам исследования ледяных кернов. Выяснилось, что во время крупных извержений паводки были слабее.

Ученые также сравнили даты политических конфликтов в птолемеевском Египте, в частности, восстаний против правящей династии, и активности вулканов. Оказалось, что природные катастрофы в 247 и 244 годах до нашей эры, в период Третьей сирийской войны, вызывали неурожай в Египте, что повлияло на решение Птолемея III заключить мир с государством Селевкидов (современная Сирия). Римский историк Марк Юстин отмечает, что египетский царь мог захватить всю территорию противника, однако ему пришлось заняться внутренними волнениями и потратить много ресурсов на поддержание стабильности и борьбу с голодом посредством ввоза зерна с территорий, не пострадавших от засухи.

1/1Исламский ниломер на острове РодаФото:Wikipedia

Исторические документы подтверждают, что на фоне извержений в Египте увеличивалось число актов продаж земель другим семьям. В благоприятные годы собственность обычно передавалась по наследству. Неурожай вынуждал государство продавать облагаемые налогом земли, оказавшиеся бесплодными, через аукцион, что приводило к кровопролитным крестьянским восстаниям и усиливало нестабильность в стране.

Извержения в 168, 164, 161 годах до нашей эры, по мнению ученых, связаны с фактическим поражением эллинистического Египта в Шестой сирийской войне. Царь Селевкидов Антиох IV подчинил почти всю территорию Египта, что вынудило вмешаться в конфликт Рим. Это лишило страну независимости. Гибель Клеопатры, последней из правящих Птолемеев, и окончательный переход Египта к Древнему Риму последовали за периодом неурожая, голода, продажи земель, эпидемии чумы и депопуляции сельских районов. Эти бедствия были, вероятно, связаны с крупным вулканическим извержением в 44 году до нашей эры, третьим по силе за последние 2500 лет.

Гиксосы

Народ

Близкие народы евреи, финикийцы, хурриты, египтяне

Карта вторжения гиксосов в Египет.

История

Гиксосы («цари пастухи» либо «владыки чуждых стран») сформировались из смешения семитских и хурритских этнических элементов.

Они фактически контролировали весь Нижний Египет, Ханаан и Сирию до Евфрата. Предметы, принадлежавшие одному из их правителей, были обнаружены даже на Крите и в Месопотамии.

Разрушение нескольких «палестинских» городов в 16 в. до н. э., свидетельствует о египетской военной кампании, последовавшей вслед за изгнанием гиксосов из Египта.

Столицей гиксосов стал город Аварис.

Власть гиксосов простиралась также на Ханаан и Сирию вплоть до реки Евфрат. Владычество гиксосов в Ханаане сопровождалось значительным экономическим расцветом, возникли крупные города с мощными оборонительными сооружениями, были введены в употребление боевые колесницы, новый тип мечей и боевых топориков. Приблизительно в 1570 г. до н. э. или в 1530 г. до н. э. гиксосы были изгнаны из Египта и оттеснены в южный Ханаан, где их власть просуществовала еще несколько десятилетий.

При гиксосах процветали египетское искусство и литература. Знаменитый математический папирус датирован 33-м годом Апопи I; от этого же царя дошел до нас хранящийся в Берлинском музее письменный прибор, пожалованный им писцу Ату. К эпохе гиксосов относится и известный нам папирус Весткар. Написанный несколько позже медицинский папирус Эберса не мог быть составлен, если бы эпоха гиксосов была временем перерыва и застоя. Наконец, сохранившаяся нижняя часть колоссальной статуи Хиана и найденные в гробнице царя Камоса (предшественник Яхмоса) золотые барки принадлежат к лучшим произведениям египетского искусства. Скарабеи Хиана также выгодно выделяются из оставленных гиксосами. Важным наследством гиксосов были лошади и колесницы, которых египтяне Среднего царства не знали. Имя лошади в египетском языке семитское.

Существует мнение, что гиксосы ознакомили египтян с изготовлением железа. Считается, что «пастухи овец и коз (hик(у) амеу)» занесли в Египет новый ткацкий станок и новые ирригационные методы (плотины практиковались на великих реках Месопотамии). Древнеегипетские мастера переняли и некоторые строительные приёмы, присущие Месопотамии. Обнаружена зависимость египетской системы мер и весов (приспособленной к десятеричной системе исчисления) от шумерской, — двенадцатеричной. От них же египтяне заимствовали лошадей, колесницы, ханаанские серповидные мечи и кольчугу. «Пастухи» занесли в Египет также гранатовые и оливковые деревья и яблони (оседлые жители Ханаана).

Согласно В. В. Струве, переняв иероглифическое письмо, гиксосы создали на основе египетского свой шрифт, позаимствовав у египтян принцип алфавита и внешний облик знаков. Образцы этого письма сохранились на Синае, и это так называемое синайское письмо стало прообразом финикийского, южносемитического и греческого алфавитов.

Гиксосы и евреи

Евреи переселяются в Египет.Времена и воины. Воины фараона.

Древние авторы (Диодор Сицилийский, Иосиф Флавий, Манефон, Гекатей Абдерский и др.) отождествляли гиксосов с евреями, которые, как указывает Библия, при патриархе Иосифе переселились в Египет, в котором жили до времени Моисея.

Язык гиксосов был тот же на котором говорили жители Мегиддо, Ашкелона и Шхема, их материальная культура была типично ханаанской.

То, что гиксосы были хананеями вполне ясно уже из того, что, по словам Манефона, первый же из царей-гиксосов назывался Салатисом, что по-ханаанейски означало «властелин»; что соответствовало египетскому прозвищу библейского героя Иосифа Прекрасного — «гашаллит», который, как полагают, около этого же времени был назначен соправителем египетского фараона.

Хананеи это группа западных семитов, включающая такие народы, как финикийцы (сидоняне) и евреи.

Манефон писал, что Египет захватили финикийцы Гиксосы, основавшие Иерусалим. из того, что он приписал им строительство Иерусалима, ясно видно, что гиксосы считались им евреями.

Тождество гиксосов и евреев подтверждается и скарабеями — печатями по форме похожие на жуков, датируемые между Средним и Новым царствами, с семитскими именами царей Анат-хар (ср. Анат) и Иакуб-хар (ср. Яаков).

Иосифа Манефон вероятно называет Осарсифом.

Манифон пишет, что гиксосы переселяются в Иудею, он приписывает им также основание Иерусалима, из чего видно, что он отождествлял гиксосов с евреями.

Историк Эвполем (автор «Истории еврейских царей», ~ 150 г. до н. э.) утверждал, что Моисей научил финикийцев пользоваться еврейским алфавитом и говорил о вавилонском поколении гигантов, пытавшихся построить после потопа великую башню. 13-й из них, Авраам, мудрец и звездочёт, переселился из Халдеи сначала в Финикию, а затем в Египет, где жил в Гелиополе среди жрецов, которых посвятил в тайны астрономии, перешедшей от них к грекам.

Характерно, что оба название Египта — собственно слово «Египет» и «Мицри» связаны с семитами: 1-е — от имени брата тирского царя, 2-е — имеет параллель с аккадским «misru» («граница», «страна, граничная территория»), «mas-sartu» («охрана границы», «сторожевой пост»). Это слово также связывают с корнем «мцр» — «охранять», ср. «мельцар» — «страж», или «massaru — mansaru — mussuru» — «защищать границу».

Африкан утверждал: «ХV династия (в Египте была) пастухов (гиксосов). Они были финикийцы, иноземные цари, взявшие Мемфис и основавшие город (Аварис) в Сефроитском номе, опираясь на который владели египтянами».

Ю. Перепёлкин пишет: «Основу довольно пёстрого гиксосского объединения составляли семитские племена, близкие арабам и ханаанеям».

Кениты упомянутые в форме «к-н-и» на египетском обелиске времён ХII династии, обнаруженном на Синае, были одним из первых племён хабиру, пришедших в Египет.

Многие могилы гиксосов напоминают захоронения южной части Палестины.

В архаичные времена ханаанеи заселяли северо-восточную окраину Египта. Берега оз. Мензала, многие города Дельты Нила, окрестности библейских Раамсес и Пи-Том (Пифом), как полагает Г. Бругш, были вообще первоначально заселены семитоязычным населением. Уже в период халколита (IV—III тыс. до н. э.) в Дельте Нила процветала культура Буто-Маади идентичная культуре Беер-Шевы того же периода. В районе оз. Мензала большое количество городов, селений и каналов некогда (ещё при VI династии) назывались семитическими именами. На восточной стороне озера, в пределах Сетроисского нома, лежал город-крепость Мигдал, хан. (Самут, егип.). На Канопийском рукаве восточной части Дельты находился город Карбан («Курбан» — «жертва»), впервые упоминаемый в Большом папирусе Харриса (возможно этот город построили гиксосы). Вблизи города Мендеса (или в самом городе) была «крепость Ацаба» («Оцеб, Ацаб, Етсеб» — «идол», хан., ивр.). В одном из текстов эпохи Мернептаха упомянут город Пи-Байлос («Балос» — «тутовое дерево», ивр.), вблизи которого некие воды назывались «Шакана» («Шакан» — «поселяться, жить, поселение»). В западной части Атрибсского нома, внутри Дельты, находился город «Каhани», название которого фонетически близко ханаанейскому термину «коhен» (жрец). В районе Дельты даже отмечен город с наименованием «Баал-Цафон». Город «Асирот» (перед пустыней Фаран) упоминается при описании Исхода в Книге Чисел (13.1; 33.17). Результаты раскопок Таниса показали, что древние оборонительные стены этого города были возведены по правилам строительной техники, принятым в Ханаане. В рукописях упоминаются также и семитические названия озёр и протоков, лежащих вблизи Таниса (Цара): Нахал, Ша(а)на(у) и т. п. Сам Танис носил и другое имя: «Цар(у)» («цар», ивр., но возможно, акк., — «узкий; враг (угнетатель); осаждать»). В эпоху гиксосов в Танисе (Цоане) было принято не египетское, а гиксосское летоисчисление. «На поле Цоан» жили Иосиф и его народ. В надписях периода Тутмоса III (ок. 1490 г. до н. э.) неоднократно говорится об облагаемом данью городе в стране Куш (побережье Нила; ок. 22,5 градусов северной широты) под названием «Ибрим».

При Тутмосе III и Аменхотепе II египетское воинское звание «господин войска» звучало как «адон войска». Фараон Хоремхеб (Горус), прежде, чем занять трон, носил придворное звание «Адон всей земли в продолжение многих лет». Наименования «адон» и «аб» («отец»), которыми библейский Иосиф сам называет себя перед своими братьями, вошли в египетскую речь, как названия должностей: адон пехоты, адон казнохранилища, адон мастерских фараона и т. п. В «Папирусе Анастази I» (эпоха Рамсеса II) встречаются многочисленные семитизмы, такие, как махор («витязь»). В надписи в заупокойном храме, выстроенном для себя фараоном Мернептахом в Фивах, слово «пощады» (по смыслу) передано семитическим «шалом» («мира»). Письма и памятные надписи эпохи Рамессидов переполнены семитическими словами и выражениями. Египтяне перенимали ханаанейские и аккадские имена гиксосов, такие, как Баал-Махор, Пет-Баал, Машшу, Песахелес, Немурод, Капур и др., даже Фиванские жрецы бога Амона давали своим детям гиксосские имена.

На картине гробницы Хнумхотепа в Бени-Гассан изображено семитское племя (род или семья из 37 человек), которое во время правления Сенусерта II со всем своим табором перебирается в один из районов Египта: «В шестой год (правления фараона) Усертасена II (Сенусерта II) дан был ответ по поводу амеу (азиатов)», — на картине изображены египетские чиновник и писец, позади чиновника помещён глава чужеземцев «князь («хека хасут») земли (азиатов по имени) Абиша».

Существует христианское предание, сохранённое Синцеллом, по которому Иосиф управлял Египтом при фараоне-гиксосе Апопи, будучи облечён званием наместника Египта.

Григорий Бар-Гебрей: «правил в Египте 4-й царь из династии Пастухов, имя которому было Апапус. И правил он 14 лет. И это был царь, видевший сны и сделавший Иосифа правителем, согласно написанному халдеями. Кажется, что царей этих звали Пастухами от (их) братства с Иосифом».

В свою очередь, на то, что гиксосы были и финикийцами, указывают слова сказанные Рамсесом II перед битвой при Кадеше (1296 г. до н. э.) в войне с Ханааном, — в своей молитве богу Амону, именует вражеское войско «пастухами».

Тем временем, фараон Шешонк I (945—924 гг. до н. э.), называет побеждённых им евреев и идумеев «народом «аму» отдалённой земли», — египетское «аме» означало пастухов.

Вся история о том как мудрый Иосиф по сну фараона предугадал голод и провёл с/х реформу, удивительно напоминает открытую в гробнице губернатора города Эль-Кабе, надпись некоего Баба (имя аккадское), члена царской гиксосской династии: «Я собрал пшеницу, будучи другом бога урожая. И когда наступил голод, продолжавшийся многие годы, я раздавал пшеницу жителям города во все годы голода».

Ю. Б. Циркин согласен, что гиксосы — финикийцы, отметив, что большинство имён гиксосов — заподносемитские, следовательно — гиксосы не хурриты, а выходцы из «Палестины», и фараон Яхмос после изгнания гиксосов, продолжая или завершеная с ними войну обрушился на «палестинский» Шарухен. Аварис и Шарухен были столпами державы Гиксосов. Циркин пишет, что поскольку Шарухен был «скорее ханаанским городом, чем аморейским», то и гиксосы были ханаанеями.

На финикийско-еврейское происхождение гиксосов указывает и распространённый в период их правления в Египте культ Анату, храм которой находился в Танисе. Её чтили в конце II тысяч. до н. э. евреи «Палестины»: судья Шамгар назван сыном Анат (Анату). Как говорилось, евреи Элефантины тоже чтили эту богиню. При гиксосах в Египет проникли и ханаанские культы Решефа и Ваала, также чтимые евреями (см. ниже). В Каирском музее есть саркофаг одного приближенного гиксоского царя Апопи, носившего семитское имя Абд («слуга»). Такие имена гиксоских царей, как Якобхер («Яков доволен») не оставляют сомнения для думающего человека.

Подтверждением тождества гиксосов/финикийцев/евреев является жизнь Иосифа Прекрасного, который, судя по всему, совмещал 2 должности: «правителя» и «начальника зернохранилищ». Покупка Иосифом «всей земли египетской» для фараона является следствием социальной революции, которая произошла в правление гиксосов: до них земля принадлежала знатным вельможам, а после изгнания гиксосов фараонами земля находилась в ведении чиновников, крестьяне являлись рабами фараона.

После смерти Иосифа евреи «расплодились и размножились и возросли и усилились чрезвычайно». Однако новый фараон, «не знавший Иосифа», усмотрев угрозу в наличии в стране многочисленного чужого народа, закабалил израильтян и отправил их на строительство городов Питом и Ра‘амсес (Пер-Атум и Пер-Рамсес), воздвигнутыми Рамсесом II, правившим в первые 2/3 XIII в. до н. э. Некоторые из чужеземных рабов, занятых на царских работах, именуются апир, то есть «хабиру».

Египетские документы служит косвенным свидетельством историчности библейской традиции. Так, папирус Анастаси (13 в. до н. э.) сообщает о восточных кочевниках, испрашивающих разрешение на пребывание в Египте во время засухи. На многих рельефах II тыс. до н. э. изображены племена семитского типа, прибывающие в Египет, а также семиты, работающие под надзором надсмотрщиков на полях, на строительстве и на производстве кирпича. 2 египетских документа показывают, что в трудные времена жители «Палестины» и Синая входили в Египет и селились в земле Гесем, — это город в восточной части Дельты Нила, известном под именами «земля Раамсес» и «поле Цоан». Столица гиксосов вероятно находилась на месте нынешнего Сан-эль-Хагар в Дельте Нила, которое, как считается, сначала именовалось Аварисом (до 1500 г. до н. э.), затем Ра‘мсесом (1300-1100 гг. до н. э.) и, наконец, Танисом или Цоаном (после 1100 г. до н. э.). Традиция, в согласии с которой Хеврон был построен «семью годами прежде Цоана», свидетельствует, что евреи жили в Египте в период основания последнего, то есть, в период правления гиксосов.

Исход из Египта шёл через т. н. Ям-Суф (Yam Suph = Тростниковое море). Это конечно не Красное море как думают клерикалы, а район Суэцого залива, может быть «Папирусовое болото», Па-Суф египетского документа, находившиеся неподалеку от г. Ра‘мсеса. Это подтверждается отождествлением Ваал-Цефона (Исх. 14, 2) с Тахпанхесом (основой такого отождествления стал финикийский документ, где говорится о боге «Ваал-Цефона и всех богах Тахпанхеса»).

Вообще бог Сет, почитание которого в Египте было введено именно гиксосами, имеет много общих черт с Балом, которому поклонялись евреи и финикийцы.

В древнеегипетском языке появилось много заимствованных слов семитского происхождения.

Авраам вышел из Египта «очень богат скотом, и серебром, и золотом». В Угарите была найдена глиняная табличка с упоминанием «Абрама Египтянина».

По мнению Т. Севе-Седерберга, первоначально в Дельте появились 2 азиатских правителя, названных в царском Туринском списке (составленном в период Нового царства) — Анати (ханааней) и Бебнем (имя аккадское). Оба эти владыки правили ещё до основных гиксосских династий.

Считается установленным, что гиксосы вошли в Египет не только с востока, через Синайский п-ов, но и с моря, при этом выиграв у египтян морское сражение, что говорит о наличии среди гиксосов финикийцев, вероятно угаритян. Ведь только у них тогда мог быть достаточно сильный для этого флот.

На связь гиксосов с финикийцами указывает Тутмос III, воевавший в Ханаане и на юге Ливана, и выстроивший крепость под названием «Минхеперра (Тутмос III), изгнавший гика амеу», — то есть по собственному же признанию фараона, он воевал с гиксосами. Примечательно, что и по Манефону, фараон, изгнавший гиксосов из Египта, — Мисфрагмуфосис, то есть Минхеперра (Тутмосис III).

Иосиф Флавий, пересказывая содержание книги «Сефер Хаяшар», повествуется о том, что во время нахождения Авраама в Египте фараоном был некто Рикайон, прибывший в Египет из Месопотамии и хитростью захвативший престол.

Связь гиксосов с евреями подтверждает и Плутарх, говоря о предании, по которому Тифон, пространствовав на осле 7 дней по пустыне, производит на свет Иерусалим и Иудея. Диодор Сицилийский говорит о статуи Моисея на осле в Иерусалимском Храме.

Тацит: «иногда полагают, что выходцы из Ассирии из-за нехватки земель захватили часть Египта, а потом построили свои города и стали возделывать еврейские земли и ближние земли Сирии».

Египет сталкивался в Ханаане с разбойниками, которых называли «хапиру», то есть «евреи». Об этимологии этого этнонима ведутся споры, для нас важно знать, что так называли хананеев-мятежников и вообще разбойников в Ханаане.

Пленные хапиру попадали и в Египет, где использовались для различных работ.

То, что и потомков Иякова-Иосифа Прекрасного стали называть евреями / хапиру, говорит о том, что для египтян ещё было очевидно, что Израиль — ветвь хананейского народа.

Однако жизнь в Египте не прошла для хананеев хабиру и хананеев Израиля бесследно.

Изменился сам народ, его вера.

Из Египта евреи привнесли многие чуждые Ханаану обычаи — запреты на определённую пищу, обряд обрезания, некоторые имена, идею единого Бога и пр.

Таким образом, существует большая вероятность участия евреев в нашествии гиксосов в Египет.

Другие гипотезы

Кроме тождества израильтян и гиксосв существуют и альтернативные гипотезы.

Например, некоторые полагают, что гиксосы были греками, обрушившимся на Египет. Действительно, на Египет нападали с моря разные племена — Народы моря — но связь их с гиксосами сомнительна, тем более, что гиксосы обычно носили семитские имена, употребляли семитский язык и религию — гиксосский Сутех изображался в головном уборе Баала. Женой Сутеха была сирийская богиня Анат и т. д.

В последние десятилетия появились попытки связать гиксосов с армянами.

См. также

  • Исход евреев из Египта по небиблейским источникам
  • Армия гиксосов

Смешение народов с евреями

Древнее время

Шумеры и евреи • Хабиру • Гиксосы • Лебу • Вавилонянки и евреи • Финикийцы • Данайцы/Данайцы и Дан • Чекеры • Гипотеза о связи дорийцев с израильским Дором • Спарта и евреи • Карфагенские евреи

Античность

Идумеи • Итуреи • Карфагенские народы • Ассирийцы/Ассирия • Римская империя • Римлянки и евреи • Смешение греков с евреями

Средние века

Берберы • Джерауа • Нафуса • Фалаша • Химьяр • Хазары • Пуштуны • Ятта • Ассирицы-несториане • Армянские евреи

Современность

Палестинцы еврейского происхождения • Смешение евреев с американцами • С итальянцами • Британский израилизм • Секс-туризм в Израиле • Секс-туризм израильтян • Арабо-еврейские браки • Смешение евреев с русскими

Гиксосы относится к еврейской истории

Понятия

Шаббат • Шма • Машиах • Рав • Иерусалим • Иудаизм • Армия Израиля • Спартанцы • Евреи и Пётр I • Евреи-мореплаватели • Евреи и ислам • Хаккафот • Иудаизация народов Карфагенской державы • Евреи в Карфагене • ВВС • ВМФ • Космонавтика Израиля • Боевые роботы • Израильская военная техника

Государства

Аба-Сава • Аварис • Адиабена • Айт Даввад • Аксум • Андалусия • Андшуваннам • Арарат • Ахты • Бизерта • Борион • Вади-л-Кура • Гадес • Галилея • Гесем • Гибралтар • Гранада • Гуш-Катиф • Драа • Биробиджан • Еврейский экзилархат в Вавилонии • Израиль • Израильское царство • Иоктаб • Исфахан • Итурея • Иудея • Иудея и Самария • Карфаген • Красная Слобода • Кулаши • Йоденсаванна • Лусена • Мата Мехасия • Махоза • Мисурата • Муни • Нагардея • Нареш • Низибис • Нисбор • Новый Карфаген • Нумидия • Нюгди • Пумбедита • Сале • Самария • Самкуш • Сасанидская Иудея • Севилья • Семендер • Семиен • Сидон • Синай • Сицилия • Сура • Тайма • Танжер • Теднест • Тир • Тирдима • Тлемсен • Толедо • Триполитания • Фадак • Фарахабад • Хавила • Хазария • Хазарский каганат • Хайбар • Ханаан • Хасмонейское царство • Химьяр • Чуфут-Кале • Эдом • Эрец-Исраэль • Эс-Сувейра • Эцион-Гевер • Юдесаптан • Ямит • Яхудистан • Яхудлык

Проекты: Ангола • Крым • Ливия • Мадагаскар • Манчжурия • Уганда

Прочее

Еврейка • Шикса • Дети евреев • Борьба Эзры и Нехемии против смешанных браков • Римлянки и евреи • Немецкие женщины и евреи • Интеллект • Заиорданье • Кайфын • Абир • Крав-мага • Раданиты • Космонавтика • ЛЗЕ • Непрерывный ишув • многожёнство у евреев • Евреи в химии • Евреи в физике • Евреи-изобретатели оружия • Евреи — лауреаты Нобелевской премии • Евреи-поселенцы • Спарта и евреи

Субэтносы

Абайудайя • Алжирские евреи • Ашкеназы • Бану ан-Надир • Бану Кайнука • Бану Курайза • Берберы • Берегваты • Бней-Исраэль • Бней Менаше • Бней-Эфраим • Бухарские евреи • Гиксосы • Египетские евреи • Горские евреи • Грузинские евреи • Дёнме • Джерауа • Евреи в Армении • Индийские евреи • Жидовствующие • Игбо • Йеменские евреи • Иранские евреи • Камерунские евреи • Караимы • Карфагенские евреи • Китайские евреи • Колено Дана • Кочинские евреи • Крымчаки • Лахлухи • Лемба • Ливийские евреи • Марокканские евреи • Нафуса • Пропавшие колена • Романиоты • Русапе • Сабры • Самаритяне • Сефарды • Сефви • Сицилийские • Тунисские евреи • Фалаша • Евреи во Франции • Фалашмура • Хаббани • Хабиру • Шуэтас • Чёрные евреи

Противники и войны

Антисемитизм • Ассирийская армия • Поход на Хайбар • Война Квиета • Восстание Бар-Кохбы • Иран • I Иудейская • Маккавейская • Морские сражения Израиля • Химьяро-аксумская война • Хазары и Русь • Войны фалаша • Англо-Еврейская война • Война Израиля за независимость • Синайская война • Шестидневная война • Война на истощение • Война Судного дня • «Энтеббе» • I Ливанская • Ирак • Интифада I • Интифада II • II Ливанская • Литой свинец • Нерушимая скала

Знаменитости

Моисей • Иисус Навин • Давид • Иисус Христос • Юсуф Зу-Нувас • Дахия аль-Кахина • Меир Кахане • Соломон • Иосиф Наси • Яков Смушкевич • Иона Якир • Григорий Штерн • Лев Троцкий • Давид Элазар • Ариэль Шарон

Гиксосы относится к Египетским евреям

Этносы

Гиксосы • Хабиру • Чекеры • Данайцы • Колена Израилевы

Личности

Агарь • Силатис • Якубхер • Иосиф Прекрасный • Жена Потифара • Асенат • Бифья • Моисей • Мирьям • Циппора • Ониас IV • Анания, сын Онии IV • Хелкия бен-Ония • Досифей • Филон Александрийский • Тиберий Юлий Александр • Мария Хебреа • Саадия Гаон • Якуб ибн Киллис • Юсеф Аслан Каттауи Паша • Джозеф де Пиччиотто Бей • Овадия Харари • Давид Харари • Хаим Сабан • Ролан Морено • Эли Ронен

Войны

Восстание евреев против Египта • Конфликт евреев Элефантины с египтянами • Конфликт александрийских евреев и самаритян • Конфликт евреев с самаритянами в Птолемеевском Египте • Участие евреев в завоевании Цезарем Египта • Еврейский погром в Александрии (38 год) • Еврейский погром в Александрии (41 год) • Битва в Дельте • Восстание евреев в Египте в конце Иудейской войны • Война Квиета • Аполлинополь • Мемфис • Оксиринх • Александрия • Истребление евреев в ходе Войны Квиета • При Юлиане • Битва евреев и христиан в Александрии (414) • Каирский погром 1945 года • Теракты в Каире 1948 года

Материалы

Армия гиксосов • Аварис • Гесем • Исход евреев из Египта • Исход евреев из Египта по небиблейским источникам • Евреи в египетской армии • Евреи в персидской армии • Евреи в птолемеевской армии • Храм Ониаса • Онийский округ • Телль эль-Яхудия • Евреи в государстве Фатимидов • Дахаб • Эль-Ариш • Ямит

Названа причина упадка Древнего Египта

Причиной упадка эллинско-египетской цивилизации Птолемеев в Египте были не восстания рабов, а извержения вулканов, которые разрушили сельское хозяйство и экономику государства. К такому выводу пришли ученые.
Фрэнсис Ладлоу и другие соавторы опубликовали в Nature Communications статью, в которой, сопоставив исторические данные с 622 до 1902 г. н. э. с информацией по вулканическим извержениям того времени, сообщили, что они приводили к целым периодам невысоких разливов.
Массовые выбросы вулканических газов – прежде всего диоксида серы – снижают количество солнечного излучения, что что может приводить к снижению глобальной температуры и количества осадков, сказываясь и на поведении Нила.
Обратившись к периоду 350-30 гг. до н. э., последнему времени независимости Египта и правления династии Птолемеев, которое закончилось полным поражением от Рима, они обратили внимание на извержение итальянской Этны в 44 г. до н. э.
Ученые дополнили эти данные древними письменными свидетельствами, которые зафиксировали рост налогов и социальной нестабильности, народных бунтов и трений с соседями, голода и эпидемий. В некоторых случаях все это следовало сразу за извержением, в других – с запозданием на год.
Таким образом, они и пришли к выводу, что именно падение урожайности, вызванное активностью вулканов, стимулировало гибель некогда величайшей цивилизации.

(К недельной главе Бешалах)

Тора сообщает нам каким путем повел израильтян Всевышний после того, как они вышли из Египта:

И было, когда фараон отпустил народ, Бог не повел их по дороге земли филистимлян, ибо близка она; потому что Бог сказал: может быть народ передумает при виде войны и возвратится в Египет. И обвел Бог народ дорогою пустынною к Тростниковому морю.

Шмот, 13:17-18

Этот стих, которым начинается отрывок, который читают в синагогах в седьмой день Песаха, дает нам возможность заглянуть в планы Всевышнего: нам сообщают не только о том, каким путем Он повел евреев (через пустыню), но и какой вариант был Им отвергнут – «по дороге земли филистимлян».

Филистимлянское пятиградье было союзом пяти городов: Газы, Ашкелона и Ашдода на побережье Средиземного моря, и Экрона и Гата на Прибрежной равнине. Дорога через земли филистимлян, которая шла вдоль средиземноморского побережья, была кратчайшим путем из Египта в Ханаан – «близка она», говоря словами Торы.

Упоминание, что Бог мог повести евреев через земли филистимлян, намекает, что Он намеревался вести их прямо в Ханаан. Это прямо противоречит тому плану, который Всевышний ранее изложил Моше:

И Он сказал: ведь Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: при выводе твоём народа из Египта вы совершите служение Богу на этой горе.

Шмот, 3:12

Ученые высказали 23 предположения, где именно находился Синай/Хорев/Гора Божья. Для локализации они использовали, в первую очередь, библейский рассказ о встрече Моше и его брата Аарона:

И сказал Господь Моше в Мидьяне: пойди, возвратись в Египет. И взял Моше жену свою и сыновей своих, и посадил их на осла, и вернулся в землю Египетскую… И Господь сказал Аарону: пойди навстречу Моше в пустыню. И он пошел, и встретил его при горе Божией, и поцеловал его.

Шмот, 4:19-20, 27

Мидьян, как полагают, находился либо в южном Синае, восточнее Аккабского залива, либо южнее Иордана. Поэтому любая дорога из Мидьяна в Египет пролегала вдали от побережья. Таким образом, идея вести евреев через земли филистимлян прямо противоречило Его собственному повелению служить ему на горе Божией.

Довольно часто это противоречие объясняют тем, что разные библейские тексты происходят из разных источников. Однако в данном случае все исследователи, придерживающиеся теории источников, согласны, что Шмот (Исход) 3:12 и 13:17 (см. выше) взяты из одного источника, так называемого Элокиста (Э). На это указывают две вещи.

1. В обоих отрывках Бог назван Элоким, а не Господь.

2. Топоним Ям Суф (Тростниковое море) в качестве места совершения чуда и начала странствий по пустыне упоминается только в Элокисте.

Возможно, Шмот 13:17 является завуалированной полемикой, связанной с происхождением израильтян. Как известно, египетский жрец Манефон, живший в III веке до н.э., в не дошедшей до нас книге «Египтика» отождествлял евреев с гиксосами. Слово гиксос происходит от египетского хеку-шасу – «чужеземные правители». Так называли азиатских правителей Нижнего (северного) Египта, правивших в 1674-1535 до н.э. Многие из этих правителей носили характерные семитские имена, например, Яаков (Яаков-Гор).

Согласно Флавию (Против Апиона, 1:14), Манефон писал:

Все их племя называлось Гиксос, то есть «цари-пастухи”, потому что «ГИК” на священном языке означает «царь”, а «СОС” — «пастух” и «пастухи” в просторечном языке. Если же составить их вместе, получается «ГИКСОС” …Пастухи, — говорит Манефон, — со всех сторон обнесли его высокой мощной стеной, чтобы надежно укрыть свое имение и награбленную добычу. Сын Мисфрагмутоса Туммос во главе войска из четырехсот восьмидесяти тысяч человек осадил город и попытался взять его штурмом. Но затем, отчаявшись в успехе, он отказался от осады и заключил с ними договор, по которому все они должны были оставить Египет и в полной безопасности для себя удалиться, куда пожелают. И те, по условию договора, со своими семьями и имуществом числом не менее двухсот сорока тысяч направились через пустыню в Сирию. Но, испытывая страх перед могуществом ассирийцев (а они тогда господствовали над Азией), в месте, называемом теперь Иудея, они основали город, способный вместить великое множество жителей, и назвали его Иерусалим».

Несмотря на исторические несообразности (ассирийцы завоевали Левант почти на тысячу лет позже, чем гиксосы ушли из Египта), связь с рассказом об Исходе представляется несомненной. Манефон сообщает еще несколько важных деталей:

1. Своей столицей гиксосы сделали город Аварис. Это действительно так. В эпоху 19 династии город был отстроен Рамсесом II, который сделал его своей столицей, переименовав в Пер-Рамсес.

2. Лидера евреев, очевидно спутав двух библейских персонажей, Монефон называет «Осарсиф». Это имя – результат гибридизации двух имен, Йосеф и Осирис; египетский теофорный элемент осир занял место еврейской теофорной приставки я (ягу).

Многие современные исследователи полагают, что Манефон приводит древнюю аутентичную традицию, когда отождествляет израильтян с гиксосами, азиатскими владыками Египта. Если это так, получается, что утверждение евреев о своем порабощении в Египте противоречит утверждению египтян – что это они, египтяне, были завоеваны гиксосами-израильтянами. Поэтому весьма вероятно, что обе традиции действительно являются древними и аутентичными.

Слова Манефона дошли до нас благодаря полемическому трактату Иосифа Флавия, еврейского историка I века н.э.. Флавий полемизировал с неким Апионом, который использовал утверждение, что бежавшие из Египта евреи это гиксосы, для дискредитации библейского нарратива, а также – чтобы выставить евреев агрессорами, ложно выдающими себя за жертв:

В другой книге «Истории Египта» Манефон говорит, что тот самый народ, так называемые «пастухи”, именуется в их священных книгах пленниками.

Понимая, что это утверждение подрывает доверие к библейскому тексту, Флавий посвятил его опровержению почти четверть своей книги. Мы полагаем, что и автор Элокиста, писавший за сотни лет до Флавия, также знал об этой египетской традиции, и был так же обеспокоен.

Об окончательном поражении и бегстве гиксосов сообщает Яхмес сын Эбаны – египетский вельможа и флотоводец, служивший Яхмосу I – фараону, изгнавшему гиксосов из Египта. Согласно автобиографии Яхмеса, окончательную победу над гиксосами египтяне одержали близ города Шарухен, который они осаждали три года.

Считается, что древний Шарухен это Телль-эль-Аджул в секторе Газа. Город лежал на древней приморской дороге и, судя по всему, был хорошо укреплен. Таким образом, гиксосы ушли из Египта по приморской дороге, через земли филистимлян, и поселились в Ханаане.

Заключение

Вполне вероятно, что прямо указывая, что израильтяне вышли из Египта не по приморской дороге через Газу, автор библейского повествования (Элокист) держал в уме историю гиксосов и стремился ясно и недвусмысленно подчеркнуть: еврейский исход из Египта не имеет ничего общего с историей гиксосов и их уходом из Африки. В одном случае речь идет о бывших властителях, утративших власть над порабощенным населением; в другом – о бывших рабах, избавившихся от жестоких угнетателей.

(По материалам статьи д-ра Дуду Коэна на сайте thetorah.com)

К 3500 году до н.э. в этих черноземных почвах возникают два царства Верхнего и Нижнего Нила, которые через 300 лет складываются в одно, со столицами в Нехеб (современный Эль-Каб) и в Буто близ (Сиди-Салима). Объединенным символом власти становится изображение белой, устремленной ввысь, и красной короны, чем то напоминающей ковш — «двойная корона», остающаяся без изменений еще около 3500 лет. В «трудах» первого автора истории Египта Манефона говорится, что Менес из Тиниса, города в Верхнем Египте, одолел Нижний Египет, создал «союз двух стран» и стал первым «царем Верхнего и Нижнего Египта».

Кроме того, он же, Менес, стал основателем первой египетской династии и перенес обе столицы в Мемфис, в место соприкосновения двух царств, что позволяло ему успешнее править объединенным государством. Там для для него был сооружен дворец, а в расположенной западнее пустыне было заложено кладбище царей; каждая царская гробница в значительной мере представляла собой воспроизведение дворца и его обстановки, так что после смерти царь мог находиться в окружении знакомых предметов и лиц, необходимых для его обслуживания и благополучия.

Манефон выделил в истории Древнего Египта следующие периоды:

  • Период (I-II династии) — 3000-2800г.г. до н.э.;
  • Древнее царство (III-VI династии) — 2880-2250г.г. до н.э.;
  • Первый переходный период (VII-X династии) — ок. 2250-2050г.г. до н.э.;
  • Среднее царство (XI и XII династии) — ок. 2050-1700г.г. до н.э.;
  • Второй переходный период (XIII-XVII династии) — ок. 1700-1580г. г. до н.э.;
  • Новое царство (XVIII-XX династии) — ок. 1580-1070г.г.до н.э.;
  • Период упадка (XXI-XXX династии) — 1070-332г.г. до н.э.
  • Древнее царство

    Период Древнего царства протекает в архитектурной конкуренции правителей, каждый из которых хотел увековечить свое пребывание в этом мире и превзойти в этом своих предшественников. Джосер совмещает культ солнца с культом фараона и завладевает властью жреца. Его погребальное сооружение в Саккаре предстает ступенчатой пирамидой. Сехемхет закладывает погребальный комплекс со ступенчатой пирамидой, большей, чем пирамида Джосера, но не заканчивает его.

    Вдоль всех границ сооружаются стены с крепостями,12 км длиной вдоль русла Нила, на уровне острова Филе. Санахт, соперничая со своими предшественниками, заложил, среди прочего, мавзолей, подобный мавзолею Джосера, но его гробница была просто установлена в месте, где потом вырос траурный храм Унаса. Хеопс назначает своих сыновей верховными жрецами Нехеба, священного города напротив Нехена, и Пе, священного города напротив Буто. Строит первую Великую пирамиду в Гизе, с некрополем вокруг нее, ставшей впоследствии одним из чудес света.

    Хафра продолжает централизацию власти политической и религиозной. Строит вторую Великую пирамиду в Гизе, с гигантским храмом-усыпальницей и гранитный храм в долине. Унас возводит пирамиду, украшая ее внутри «Текстами пирамид» и «Мудростью Птах-Хотепа», двумя важнейшими египетскими текстами, дошедшими до нас. Эти тексты представляют бесценный источник сведений о религии древнейшего Египта. Их копии имеются в пирамидах последующих правителей этой династии, а также — с добавлениями, разъяснениями, изменениями и искажениями — в гробницах частных лиц на протяжении всего династического периода.

    Помимо архитектуры этот период характеризуется ожесточенной борьбой за религиозную монополию между жрецами и фараонами. В зависимости от правителя, верховенство культа либо принадлежало жрецам, либо исполнялось самим фараоном. И в этом случае, подавленные жрецы накладывали проклятия, действие которых продолжается в гробницах и по сегодняшний день, являясь большой загадкой для ученых.

    Вверх

    Первый переходный период

    Первый переходный период ознаменован мощными революциями, разного рода катаклизмами и вторжениями морских народов. Египет вступает в своего рода феодальный период, или средневековье. Первые династии этого периода продолжали править из Мемфиса, а IX и Х — из города, который греки назвали Гераклеополем.

    Вверх

    Среднее Царство

    При правлении царей XI и XII династий Фивы стали религиозной общепризнанной столицей Среднего царства. Столицей государства цари XII династии сделали Ит- тауи, расположенный в 29 км южнее Мемфиса, откуда им было удобнее управлять строительными и иными общественными работами, мероприятиями по восстановлению торговых связей Египта и его влияния в Палестине и Сирии, а также умиротворением обитавших в западной пустыне ливийцев — постоянного источника беспокойств.

    Происходило расширение Египетской державы и в южном направлении — была завоевана Нубия вплоть до второго нильского порога, а также основана и укреплена постоянная торговая фактория в Керме, к югу от третьего порога.В это время процветают керамика и металлургия. Развивается производство, однако не появился ни один архитектурный шедевр, подобный Великой Пирамиде.

    В папирусах и надписях часто упоминается блестящее прошлое, возможно, относящееся к первым династиям или к другим, о которых здесь не упоминается. По всей видимости, самым выдающимся достижением царей этой династии явилось сооружение Аменемхетом III гигантской оросительной системы.

    В Фаюмской впадине, близ царской резиденции Ит-тауи, была создана сложная сеть каналов, своим западным ответвлением — каналом Бар-Юсуф — соединенная с Нилом. Таким же способом Меридово озеро в Фаюме было превращено в резервуар для хранения воды, попадавшей туда при ежегодных разливах, а чтобы контролировать орошение полей, пересыхавших в продолжительные периоды спада уровня Нила, были возведены шлюзы. В несколько усовершенствованном и расширенном виде оросительная система Аменемхета используется и по сей день.

    Вверх

    Второй переходный период

    Второй переходный период берет свое начало с 1786 и длится по 1650 г. до н. э., с XIII по XVI династию. ХIII династию представляли Себекхотепы и Неферхотепы. Времена правления XV и XVI династий отмечены частыми нашествиями гиксосов. Гиксы, что в переводе означает «правители иных земель» составляют две династии — пятнадцатую и шестнадцатую. Об их родственных отношениях известно немного, но существуют свидетельства, что между ними происходила борьба за трон. Обе эти династии существовали в одно время и были современниками семнадцатой династии фиванских царей, которых они так и не сумели подчинить.

    Из культурных памятников для наших дней они оставили бесчисленные скарабеи, вырезанные из камня жуки с высеченными на них именами. Скарабеи служат основным источником сведений, подтверждающих их существование и распространение по долине Нила. Камес, последний царь XVII фиванской династии , ценой невероятных усилий сумел изгнать ненавистных чужеземцев из страны.

    Он двинулся в поход вниз по течению Нила и одержал ряд блестящих побед, вынудивших гиксосов отступить к Аварису — своему опорному укреплению на границе с Палестиной. Камес умер до окончания кампании; правление перешло к его брату Яхмосу , которого считают основателем XVIII династии. После трехлетней осады он взял и разрушил крепость Аварис, навсегда изгнав гиксосов, отступивших в Азию. Разорвав союз с Нубией, Яхмос тут же предпринял поход на юг и расширил пределы своего государства до прежней его границы выше второго нильского порога.

    Вверх

    Новое царство

    Новое царство — это промежуток времени с 1650 по 1085 г. до н. э. Этот период с полной уверенностью можно назвать порой наивысшего государственного, экономического и культурного развития Древнего Египта. Небывалый расцвет производительных сил явился предпосылкой к тому, что царские постройки по затратам вложенных в них труда и средств не уступали наиболее крупным пирамидам, а произведения искусства даже превосходили достижения мастеров Древнего и Нового царств.

    Подъем Нового царства ознаменовался эпохой правления XVIII династии (приблизительно 1580-1310 годы до нашей эры). При фараоне Яхмосе I начали использовать боевые колесницы, что способствовало развитию войск. Известными нам представителями XVIII династии были следующие фараоны: Яхмос I; Аменхотеп I; Тутмос I ; Тутмос II; царица Хатшепсут; Тутмос III; Аменхотеп II; Аменхотеп III; Тутмос IV; Аменхотеп IV ; Тутанхамон; Эйе; Хоремхеб.

    После полного изгнания гиксосов, Аменхотеп I создает Новое царство — наиболее известное из трех. Тутмос I и Тутмос II отвоевывают все потерянные земли и присоединяют новые к Царству Двойной Короны. Царица Хатшепсут правит от имени своего законного наследника Тутмоса III, стараясь даже внешне походить на мужчину. Ее правление было весьма плодотворным. Она посылает морские экспедиции в Пунт.

    По поводу этого факта среди исследователей существуют разногласия. Сейчас считается, что ее огромный флот обогнул Африку. Это предприятие скорее напоминает карательную экспедицию, нежели торговое посольство. Возможно, ее легкие и прочные суда разбили пиратов, наводнявших Красное и Аравийское моря. Полагают, что в ходе экспедиции были построены укрепленные порты для предотвращения набегов с моря, о которых слишком хорошо помнили в Египте.

    Это был первый морской флот Египта, о котором имеются сведения. Экспедиция доставила в Египет экзотических животных и редкие растения, такие, как босвелия, дающая ладан, которые потом культивировались в Египте. Фиванская теократия использовала эти растения вплоть до своего исчезновения. Наследником царицы стал выдающийся фараон Тутмос III, великий Посвященный, мудрец и воин- завоеватель, предпринявший семнадцать военных походов в Азию.

    Фараоны Нового царства не строили пирамид. Их хоронили в подземных гробницах знаменитой на весь мир Долины царей, расположенной в западной части Фив, где только скалистая вершина нагорья Курна напоминала своей формой пирамиду. К настоящему времени обнаружены 62 такие гробницы. Но далеко не все они принадлежали представителям царских династий.

    Часть гробниц строилась для родственников фараона и сановников. Для захоронения цариц южнее была отведена особая долина, которая называлась Долиной цариц.Аменхотеп IV, принявший имя Эхнатон, стал великим вероотступником и покинул Фивы. По его приказу была построена новая столица в Тель-эль-Амарне, оказавшаяся, впрочем, недолговечной.

    Он выступал против Таинств, и Египет был втянут в религиозную войну, которая ослабила страну и оставила азиатские границы практически без защиты. Эхнатон был хорошим поэтом, но худшим из правителей. Возможно также, что он был гомосексуалистом. К этому времени в Египте было воздвигнуто более семидесяти пирамид.

    Считается, что этот фараон приказал разграбить и разрушить некоторые из них, чтобы лишить бессмертия их обитателей и предать забвению их имена, заключенные в картуши (это слово, обозначающее «кассета», является современным наименованием, данным им из-за их овальной формы, связанной с Ключом Жизни, в который были заключены эти имена). Эхнатон правил семнадцать лет и покончил с собой или же был отравлен ядом, подлитым в чашу с вином.

    Полководец Хоремхеб, получивший, как считается, царский скипетр из когтей Золотого Сокола, восстановил границы Египта, усмирил население, а также произвел ряд изменений в организации общества, которые способствовали всеобщему процветанию. После смерти он удостоился почестей фараона, но не оставил наследников и поэтому оказался последним в XVIII династии.

    Сети I, Рамсес II и Менептах представляли XIX династию. Сети I перестроил верхнюю часть инициатического святилища в Абидосе, считавшегося могилой Осириса, восстановил и расширил храм в Карнаке и многие другие архитектурные сооружения. Он неоднократно совершал военные походы с целью укрепления границ в Сирии. Рамсес II, который правил шестьдесят семь лет и прожил, как считают, около ста лет, совершил второй поход против могущественных уже в то время хеттов и отличился со своими дрессированными львами в великой битве колесниц при Кадеше.

    Он был запечатлен в Абу-Симбеле, и его как великого строителя восхваляли во всех храмах. Его главной женой была Нефертари, а наследником — Менептах, хранивший порядок в царстве и изгнавший некоторые кочевые народы.XX династия представлена от Рамсеса III до Рамсеса XI. Рамсес III продолжает труд по восстановлению державы. В первую же военную компанию кладет конец набегам «морских народов». Сикулы и этруски ретируются в далекую Италию, остальные — в Ливию.

    Оставшиеся на территории Египта ассимилируются или поступают наемниками в армию. Вводится всеобщий призыв для национальной обороны. Борясь против коррупции и предательства, распространившихся даже в гареме и среди визирей, великий фараон становится жертвой очередного покушения. Рамсес IV, как и шесть последующих фараонов (Рамсесов), приходят к власти в результате бесконечных дворцовых заговоров…

    Рамсес XI тщетно пытается противостоять неограниченной власти верховного жреца Амона, который став визирем, практически возглавил царство. Херихор ведёт активную общественно-политическая деятельность в Фивах. Помимо выдающихся вершин в зодчестве, египтяне Нового царства достигли небывалых успехов и в других сферах: в ваянии, в литературе научной и художественной.

    К научным трудам относятся медицинские и математические труды. А в области художественной литературы высочайшего уровня достигли традиционные сказки, путевые дневники и новеллы царей и вельмож. Поэты обогатили культуру гимнами, прославляющими богов. Величайшим творением стал «Гимн солнцу» Эхнатона, который состоит более чем из сотни строк.

    Кроме того, к художественным произведениям можно отнести и многочисленные царские надписи. Хотя они и считались историческими документами, скорее это были гимны, восхваляющие великие достижения фараонов, которых, во многих случаях, просто не было.

    Вверх

    Период упадка

    В период упадка, длившийся с1085 по 332 г. до н. э., престол достался Херихору — полководцу и верховному жрецу Амона. Египет стал теократическим государством, где все публичные и частные вопросы стали решаться путем прямых обращений к оракулу Амона в Карнаке. Нижний Египет отделился, а его правитель по имени Смендес, пребывающий в Танисе, в области Дельты, провозгласил себя царем Верхнего и Нижнего Египта.

    От рассыпавшейся державы отпала и Нубия, и нубийский царь правил в Напате. Впервые после изгнания гиксосов корона Египта досталась чужеземцу. Шишак знаменит тем, что совершил поход в Палестину и захватил Иерусалим, где в то время правил Иеровоам, упоминаемый в Ветхом Завете. Правление основанной Шешонком XXII династии продолжалось около двух столетий, но это было время упадка и неурядиц.

    Царская власть пыталась укрепить свое влияние союзом с религиозными институтами. Наследник престола регулярно назначался верховным жрецом Амона в Карнаке, а царевны становились верховными жрицами этого бога. Тем временем набирало силу молодое Нубийское царство, и ок. 730 до н.э. его храбрый и даровитый царь Пианхи, следивший за раздиравшими Египет гражданскими смутами, вторгся в расположенную ниже по течению Нила долину, осадил и взял штурмом.

    XXV Эфиопская династия пыталась править страной из Напаты, но позже представитель этой династии фараон Тахарка был вынужден в течение нескольких лет руководить военными действиями в Дельте из Таниса, отражая сильный натиск со стороны не только своих египетских противников, но и Ассирии.

    Войско Тахарка было разбито ассирийским царем Асархаддоном, и представители эфиопской династии были вынуждены бежать в Напату. Восемью годами позже ассирийский царь Ашшурбанипал в ходе нового вторжения разгромил египетские и эфиопские силы племянника Тахарки, царя Танутамана, и разорил знаменитую столицу Египта — Фивы.

    Эфиопы были изгнаны из Египта, а на трон взошли фараоны из расположенного в Дельте Саиса. Нильский «сломанный тростник» получил короткую передышку, когда Ашшурбанипал был вынужден из-за возникших у него на родине волнений вернуться в Ниневию. При Псаметике, жизнеописание которого определяется 663-610 до н.э., правителе XXVI династии, многие разоренные ассирийцами города были отстроены, и их доходы возобновились.

    Предпринимались попытки восстановить достопримечательности былых времен, в первую очередь сооружения эпохи пирамид. Но поскольку памятники тех правителей замечательны именно мастерством исполнения и совершенством отделки, их прежний дух был утрачен.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *