Гипатия

Как правило, когда речь идёт об изобретениях, мужчины явно гордятся своим перевесом над женской половиной общества. Ими даже придумана фраза, что все великие открытия совершались во имя прекрасного пола, тем самым красиво намекая на то, что среди женщин не было великих…

Однако, все представители мужского пола несомненно не будут отрицать самого главного и весомого факта: всех великих изобретателей мира родили именно женщины! Кроме того, если Соломон и Сократ считались мудрейшими людьми своего времени, богинями мудрости были всё-таки женщины: греческая Афина Паллада, римская Минерва, древнеиндийская Сарасвати, абхазская Атана, японская Бэнтэн…

Во времена античности женский пол не представлял собой тот самый «слабый пол», о котором мы так часто говорим сегодня: он был достоен мужского.

Женщины античности имели возможность учиться в современных им философских школах и даже могли быть отмечены за свой труд. Нам известны представительницы женского пола, которые отличились не только в литературе, но и в естественных науках. В эпоху античности жили такие высокодуховные просвещённые женщины, как Гипатия Александрийская (370-415 н.э.) — феноменальное явление всесторонне образованной женщины.

Кадр из фильма Агора с участие Рэйчел Уайс в роли Гипатии

На протяжении последующих 15 веков Гипатия считается единственной женщиной-учёной в истории человечества. Даже сегодня в истории математической науки и астрономии очень часто упоминается только она.

Эта благородная женщина была последним учёным-язычником западного мира. Её смерть совпала с закатом Римской империи. И, поскольку с тех пор на всём Западе не наблюдалось значительных успехов в развитии математики, астрономии и физики на протяжении тысячи лет, Гипатия стала символом конца эпохи античной науки. После Гипатии настал хаос и варварство Тёмных веков Средневековья.

Гипатия Александрийская (340-415 гг.)

Философ, астроном и математик, последняя руководительница философской школы в Александрии и хранительница знаменитейшей и богатейшей Александрийской библиотеки — изобрела астролябию (прибор для измерения координат небесных тел) и прибор для определения плотности жидкости.

Отцом Гипатии был Теон — известный математик, астроном и механик своего времени. Жили они с дочерью в Мусейоне, в то время бывшим ведущим научным центром Египта. Там же находилась и Александрийская библиотека, основанная и собранная наследниками Александра Македонского.

Это было трудное время гонений, когда по приказу епископа Феофила в 391 году был уничтожен Мусейон и почти полностью Александрийская библиотека.

Однажды Гипатия в своей публичной лекции коснулась богословских взглядов епископа Кирилла — племянника и наследника Феофила, образованного человека своей эпохи, который в своё время даже слушал её лекции, указав на их расхождение с прежними постановлениями церковных соборов. Это не прошло бесследно: в 415 году группа сторонников Кирилла под предводительством некоего чтеца Петра напала на Гипатию и убила её. После этого события префект Александрии, Орест, — единственный сильный противник Кирилла — был сломлен.

«Смерть философа Гипатии в Александрии» из «Жития выдающихся ученых, от античности до девятнадцатого века». Луис Фигуер (1866)

События того времени отражены в историческом фильме режиссёра Алехандро Аменабара «Агора», снятом им в 2009 году.

Если ранее Гипатия рисовалась языческой мученицей, которая за религиозную нетерпимость была растерзана толпой коптских христиан, то сегодня многие полагают, что после смерти Гипатии Александрийская школа неоплатонизма превратилась в своего рода христианский богословский институт, просуществовавший до VII века. Синезий Киренский — ученик Гипатии — прямо говорит о том, что она была «гениальным философским учителем». Историки же упоминают о ней как об «образце интеллектуального аскетизма». Другими словами, Гипатии пришлось многим пожертвовать, включая семейное счастье, несмотря на свою необычайную красоту.

Именем легендарной Гипатии — одного из самых эрудированных в математике и астрономии людей в мире назван кратер на Луне.

Аглаоника (II век до н. э.)

Аглаоника (греч. Ἀγλαονίκη), упоминаемая Плутархом как Аганики (V век до н.э.), — древнегреческий астроном родом из Фессалии (хронологически — первый астроном Древней Греции). Точнее — Аглаоника Игиторас, потому что она была дочерью правителя Фессалии («Игитора» — «Ηγήτορα»).

Нам практически ничего неизвестно из жизни Аглаоника, кроме того, что она была известна своими предвидениями солнечных затмений с точностью до часа, как и её современник Фалес. Этот факт свидетельствует о больших знаниях в области математической астрономии по сравнению с астрономами древнего Вавилона. Сама же Аглаоника, согласно преданию, в вопросе, связанным с определением затмений Луны опять-таки с точностью до часа, утверждала, что спускала Луну с неба (Аполлодарий, ΡόδιονΔ΄ 59). Существует версия, что она была пророчицей и астрологом.

Именем Аглаоника назван кратер на южном полушарии Венеры, диаметр которого равен 64 километрам.

Гипатия из Александрии. Жюль Морис Гаспар (1908)Современный вымышленный образ Аглаоники, вдохновением которому послужил рисунок с древнегреческого сосуда. Eretria Painter

Агнодика (IV век до н.э.)

Агнодика (греч. Ἀγνοδίκη) — первый гинеколог, которой удалось, переодевшись в мужчину, присутствовать на уроках гинекологии. То, что она женщина, выявилось совершенно случайно, когда Агнодики осудили как «мужчину-врача, поддерживающего эротические отношения со своими пациентками»: в ходе судебного разбирательства с целью защитить себя, она вынуждена была раскрыться, в результате чего Агнодики оправдали. Причём оправдание дало основание для внесения изменений в законе, который отныне разрешал и женщинам заниматься медициной.

Арета Киренская (IV век до н. э.)

Арета или Арети из Кирены (др.-греч. Ἀρήτη) — дочь Аристиппа, основателя киренской школы философии, училась в академии Платона. Она преподавала математтику, физику и моральную философию в Аттике, написав по меньшей мере 40 книг, две из которых были посвящены изучению математики. После смерти своего отца она стала его преемницей и была избрана в руководство школы. Характерно, что среди её учеников было около 100 философов.

Джон Моранс в своём труде «Женщины в науке» отмечает, что эпиграмма на её могиле гласит: «Величие Греции заключается в красоте Елены, в пере Аристиппа, в душе Сократа и в языке Гомера».

АгнодикаАрета Киренская. Джон Уильям Годвард

Аригнота (VI век до н. э.)

Аригнота — философ, писатель, математик с острова Самос. По словам Порфирия, она была дочерью Пифагора.

Аригноти принадлежит много философских трудов и книга «Об арифметике», которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней.

Дамо (VI век до н. э.)

Дамо (др.-греч. Δαμώ) — дочь Пифагора и Февны. Преподавала теории Пифагора в Кротонской школе.

Пифагор доверил дочери свои сочинения, наказав ей не оглашать их непосвящённым, а сам уехал в Афины. В течение долгого времени Дамо соблюдала пожелание отца. Позднее она опубликовала геометрическое учение Пифагора с помощью Филолея и Фимарида. Это издание, которое, согласно Ямвлиху (ок. 242-306 гг.), философу-неоплатонику из Сирии, называлось «О Пифагоровой жизни», представляло собой изложение геометрии высшего порядка. По словам греческого астронома Геминуса Родосского (66 г. до н.э.), Дамо принадлежит создание тетраэдра и куба.

Перед смертью Дамо передала философские труды своего отца — своей дочери Витале, знатоку пифагорской математики.

Дино (VI век до н. э.)

Дино (др.-греч. Δεινώ) — жена пифагорейца Вронтиноса Метапонтиноса, ученица и тёща Пифагора, знаток арифмософии. Она изучила неполные цифры. По её теории, цифра является неполной в том случае, когда действительное делимое (то есть делимое, кроме самого себя) при сложении даёт сумму, меньшую по значению с изначальной цифрой. Так, цифра 8 — неполная, потому, что 1+2+4=7.

Эфра (X век до н. э.)

Сквозь завесу истории проглядывает мифический образ Эфры (др.-греч. Αἴθρα) — дочери царя Трезена Питфея и матери Тесея, которая обладала другим даром: уже с Х века до н.э. она преподавала арифметику с помощью абака (счётной доски) и символов по критско-микенской системе.

История философа будоражила и до сих пор волнует умы людей искусства и науки. О ней писали Вольтер и Чарльз Кингсли, её именем назвали лунный кратер и астероид. В 2009 году режиссёр Алехандро Аменабар снял историческую драму «Агора», повествующую о судьбе Гипатии Александрийской. Фильм критиковали за исторические неточности, но многие детали из жизни этой личности до сих пор остаются в области дискуссий.

С прицелом на достоверность TED-Ed выпустил анимированную видеолекцию «Убийство величайшего учёного древней Александрии» по тексту Сорайи Филд Фиорио (Soraya Field Fiorio). Создатели придерживаются версии, в которой ответственность за чудовищную смерть учёного, возлагается на Отца Церкви, святого Кирилла, якобы ставшего идейным вдохновителем христианских фанатиков. Расшифровка на русском языке ниже под видео.

В городе Александрии в 415 году н. э. епископ и префект находились в состоянии борьбы. Всё началось с разногласий по поводу поведения ополчения монахов, а закончилось обвинением в чародействе, выдвинутом против одной из самых влиятельных фигур в городе.

Гипатия Александрийская была выдающимся математиком, философом и советником правителей города. За прошедшие столетия подробности её жизни стали предметом многочисленных споров и почти обрели мифический статус. Принято считать, что ни одно из собственных сочинений Гипатии не сохранилось, но рассказы современников и студентов о её работе и жизни рисуют картину качеств, которые сделали её известным учёным, любимым учителем и в итоге привели к гибели.

Гипатия родилась примерно в 355 году в Александрии, тогда входившей в состав египетской провинции Преторианской префектуры Востока Римской империи, и славившейся интеллектуальным центром. Её отец Теон Александрийский – греческий математик и астрономом; мать неизвестна. Вероятно, Гипатия была единственным ребёнком в семье, и Теон сам её воспитывал. Повзрослев, она превзошла своего отца как в математике, так и в философии, стала самым выдающимся учёным города и заняла его место во главе школы неоплатонизма Теона-Гипатии, похожей на современный университет. Она усовершенствовала научные инструменты, написала учебники по математике и разработала более эффективный метод деления чисел.

Но, пожалуй, самый значительный вклад в интеллектуальную жизнь Александрии она внесла благодаря своему учению.

Философия, которой обучала Гипатия, основывалась на наследиях Платона и Аристотеля, а также мистического философа Плотина и математика Пифагора. Объединение таких влиятельных идей сформировало школу под названием неоплатонизм. Для неоплатоников математика имела духовный аспект, разделённый между четырьмя ветвями – арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Эти предметы изучались не только ради любопытства или практической пользы, но и потому, что они подтверждали веру в то, что числа – священный язык Вселенной. В повторяющихся узорах алгебраических формул и геометрических фигур, орбитах планет и гармонических интервалах музыкальных тонов неоплатоники видели рациональную космическую силу в действии. Студенты углублялись в этот упорядоченный математический мир, чтобы достичь высшего единства с силой, что называют «Единое».

Гипатия считалась язычницей – традиционное римское верование до христианства – она не поклонялась никакому конкретному божеству или божествам, и её идеи могли применяться наряду с несколькими религиозными точками зрения. Иудейские, христианские и языческие студенты приезжали из самых дальних уголков империи, чтобы учиться у неё. Беспартийная среда, которую поддерживала Гипатия, где все студенты могли чувствовать себя комфортно, была особенно замечательной, учитывая религиозные и политические беспорядки, которые разрушали Александрию в то время.

Христианство недавно стало государственной религией империи. Местный архиепископ Кирилл неуклонно наращивал политическую власть, призывая ополчившихся ревностных христианских монахов разрушать языческие храмы и изводить иудейское население. Поступая таким образом, он посягнул на светскую власть римского префекта Ореста, который был умеренным христианином, что привело к ожесточенной общественной вражде между ними.

Поскольку Гипатия считалась мудрой и беспристрастной фигурой, префект Орест обратился к ней за советом, и она рекомендовала действовать честно и сдержанно. Но когда группа монахов спровоцировала бунт, сильно ранив при этом Ореста, он замучил их предводителя до смерти. Кирилл Александрийский и его последователи обвиняли Гипатию, заявив, что она занимается колдовством, чтобы обратить Ореста против христианства. В марте 415 года ополчившиеся монахи архиепископа схватили Гипатию на улице города и жестоко убили, расчленив тело.

Смерть Гипатии стала поворотным моментом в политике Александрии. После её убийства другие философы в греческой и римской традиции бежали, и роль города как образовательного центра уменьшилась. В самом деле, пытливый, открытый и беспристрастный дух, который она продвигала, умер вместе с Гипатией.

Вчера посмотрел фильм «Агора» про Гипатию Александрийскую — первую в истории женщину, которая была философом, математиком и астрономом и преподавала в известной Александрийской библиотеке (библиотека выполняла так же функции учебного заведения, при ней жили многие ученые и философы) и про конфликт между язычниками и христианами в 390-е годы н.э. в Александрии. Фильм невероятно сильный эмоционально и одновременно глубокий (а это, как ни парадоксально, не часто бывает).
Пожалуй, этот фильм самая точная кинематографическая иллюстрация проблемы взаимоотношения науки и религии. Для меня как для человека, любящего книги особенно сильной была сцена уничтожения «штурмовыми отрядами» параболанов (одна из ранних христианских общин) Александрийской библиотеки.
Глава александрийских христиан (забавно, что этого, идущего по трупам к власти иерарха зовут Кирилл и некоторые реплики фильма из-за этого звучат современно :-)) сначала уничтожает язычников и, соответственно, библиотеку (391 год н.э), где хранятся труды великих языческих философов, историков, математиков, затем уничтожает евреев (точнее — часть уничтожает, а часть изгоняет из Александрии), а затем очередь доходит до тех из христиан, кто по его мнению, недостаточно христианин — т.е. либо слишком учёный и посещал лекции Гипатии либо не готов воспринимать буквально какие-то, в том числе самые абсурдные фрагменты из Библии. Более того, именно Библия становится для Кирилла инструментом для победы над префектом города (бывший язычник, вынужденный принять христианство для административной карьеры, но сохранивший в душе идеалы гуманизма, которые преподавали ему в «студенческие» годы в стенах Библиотеки), поскольку, поставленный в условия — или остаться порядочным человеком или присягнуть Библии, выбирает остаться порядочным человеком.
Отец Гипатии — Теон Александрийский — директор Библиотеки, кстати, сделан режиссёром очень похожим на Сократа, каким мы знаем последнего по известной скульптуре. Его убивает один из бывших рабов их семьи, который принял христианство.
Тема «гражданской войны» то же есть в фильме: когда в одной группе учеников оказываются обычные студенты (язычники, поклоняющиеся Зевсу) и один христианин (религия, с которой недавно сняли запрет). Христианин вдруг бросается на одного из студентов и кричит, что его чувства оскорблены, но преподаватель — Гиппатия успокаивает обоих студентов тем, что «общего в вас больше, чем различного». Кстати, христиане в фильме упрекают язычников в том, что они недостаточно сильно поклоняются своим богам, как говорится — «без фанатизма», и особенно заметен этот атеизм среди учёных. Когда Кирилл спрашивает Гипитию, верит ли она в бога, она отвечает «Я верю в философию». Таким образом, тенденция, что с ростом образованности склонность к религии и вере проходит показана в фильме, но общество вновь срывается в дремучую пропасть — и чёрные орды вооружённых ножами и камнями христиан заполняют Александрию.
И, разумеется, очень эмоциональная сцена когда влюблённый в Гипатию бывший ученик Давус, перешедший в стан христиан, убивает её со слезами на глазах. Её должны были казнить, как «ведьму», -предлагали содрать с неё кожу и побить камнями. Но Давус, который, хоть и перешёл из язычников в Христианство, но что-то человеческое в нём осталось, пока остальные христиане собирали камни для убийства, остался охранять Гипатию и решает убить удушением, что бы она избежала болезненных способов умерщвления. Она кивком головы дала согласие на немой вопрос об этом и Давус в слезах, тихо её задушил.
В конце идут титры, что главный кровавый персонаж этой истори — Кирилл — объявлен впоследствии одним из христианских святых.
Фильм, кстати, снят при финансовой поддержке министерства культуры Испании.

Tags: Кино, Рецензии

ГИПАТИЯ (Hypatia) (ок. 370–415), античный математик, астроном и философ, первая среди великих женщин-ученых. Дочь математика Теона Младшего (Александрийского), преподававшего в высшей школе при Александрийской библиотеке. Гипатия родилась ок. 370 в Александрии (Египет). Много путешествовала, вела переписку с просвещенными людьми Средиземноморья. Преподавала в Александрии, стала признанным лидером философской школы неоплатоников. Письма, адресованные в Александрию просто «философу», вручались именно Гипатии.

Гипатии приписывают авторство трех трактатов по геометрии и алгебре и одного по астрономии, которые до нас не дошли; перечень ее сочинений приведен в византийской энциклопедии 10 в. – словаре Свиды (Suda lexicon). Среди ее математических сочинений, вероятно, были комментарии к Арифметике Диофанта Александрийского (3 в.) и Коническим сечениям Аполлония Пергского (2 в. до н.э.). Полагают, что третья книга Альмагеста Клавдия Птолемея (2 в.) была прокомментирована Теоном Александрийским совместно с Гипатией. Утверждается также, что она изобрела или усовершенствовала некоторые научные инструменты: прибор для получения дистиллированной воды, прибор для измерения плотности воды, астролябию и планисферу (плоскую подвижную карту неба).

Гипатии приписывают слова: «Лучше думать и делать ошибки, чем не думать вообще. Самое страшное – это преподносить суеверие как истину». Смерть Гипатии была насильственной: ее растерзала толпа фанатичных христиан; согласно некоторым источникам, ее вытащили из аудитории и исполосовали до смерти устричными раковинами. Некоторые авторы считают ее смерть политическим убийством. Гипатия оказалась в центре борьбы Александрийского епископа Кирилла с гражданским правителем города Орестосом.

Какова бы ни была причина убийства Гипатии, вскоре после этого многие из ее учеников покинули город, что послужило началом упадка Александрии как научного центра. Имя Гипатии занесено на карту Луны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *