Гипербола

Слово «гипер­бо­ла» по сво­е­му про­ис­хож­де­нию гре­че­ское (hyperbole «пре­уве­ли­че­ние»). Начальная часть гипер- явля­ет­ся при­став­кой во мно­гих сло­вах и пере­во­дит­ся как «сверх», «над», «выше нор­мы», напри­мер:

гипер­то­ния, гипер­тро­фия, гипе­ре­мия.

Одним из средств уси­ле­ния эмоционально-оценочного и рас­ши­ре­ния смыс­ло­во­го диа­па­зо­на сло­ва, уве­ли­че­ния опо­сред­ствен­но­го отра­же­ния дей­стви­тель­но­сти, образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти речи явля­ют­ся худо­же­ствен­ные тро­пы:

эпи­те­ты, мета­фо­ры, мето­ни­мия, синек­до­ха, лито­та, иро­ния, пери­фра­за, алле­го­рия и, нако­нец, гипер­бо­ла.

В линг­ви­сти­ке сло­вом «гипер­бо­ла» назы­ва­ют чрез­мер­ное пре­уве­ли­че­ние каких-либо качеств или свойств, явле­ний, про­цес­сов с целью созда­ния ярко­го и впе­чат­ля­ю­ще­го обра­за, напри­мер:

  • реки кро­ви;
  • веч­но опаз­ды­ва­е­те;
  • горы тру­пов;
  • сто лет не виде­лись;
  • напу­гать до смер­ти;
  • сто раз гово­ри­ла;
  • мил­ли­он изви­не­ний;
  • море поспев­шей пше­ни­цы;
  • целую веч­ность жду;
  • весь день про­сто­я­ла;
  • хоть залей­ся;
  • дом за тыся­чу кило­мет­ров;
  • посто­ян­но опаз­ды­ва­ет.

Гипербола часто встре­ча­ет­ся в уст­ном народ­ном твор­че­стве, напри­мер, в были­нах: Илья Муромец берёт в руки «шалы­гу желез­ную, да кото­ра была весу ров­но сто пудов»,
Да куда ни мах­нёт, ули­ца падёт,
А назад отмах­нёт — пере­ули­цы…

В худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре писа­те­ли при­ме­ня­ют гипер­бо­лу с целью уси­ле­ния выра­зи­тель­но­сти, созда­ния образ­ной харак­те­ри­сти­ки героя, ярко­го и инди­ви­ду­аль­но­го пред­став­ле­ния о нём. С помо­щью гипер­бо­лы выяв­ля­ет­ся автор­ское отно­ше­ние к пер­со­на­жу, созда­ёт­ся общее впе­чат­ле­ние от выска­зы­ва­ния.

Примеры использования гиперболы в художественной литературе

И сос­на до звезд доста­ёт. (О. Мандельштам)

Во сне двор­ник сде­лал­ся тяже­лым, как комод. (И.Ильф и Е. Петров)

Быть может, качеств ваших тьму, любу­ясь ими, вы при­да­ли ему; не гре­шен он ни в чём, вы во сто раз греш­нее. (А.С. Грибоедов)

Редкая пти­ца доле­тит до сере­ди­ны Днепра. (Н.В. Гоголь)

Порядочный чело­век от вас за три­де­вять земель убе­жать готов. (Ф.Достоевский)

Миллион тер­за­ний (А.С. Грибоедов «Горе от ума»).

Намеренное пре­уве­ли­че­ние с целью созда­ния гро­тес­ка исполь­зу­ет Н.В. Гоголь в пове­сти «Как поссо­ри­лись Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»- шаро­ва­ры шири­ной в Черное море.

К гипер­бо­ле часто при­бе­гал В.В. Маяковский:

Намозолив от пяти­лет­не­го сиде­ния тазы, креп­кие, как умы­валь­ни­ки.

Любовь мою, как апо­стол во вре­мя оно, по тыся­че тысяч раз­не­су дорог.

Что такое воображение

Замечание 1

Под «воображением» в психологии понимают процесс, благодаря которому человек способен создавать образы и идеи в своем сознании.

Воображение имеет большое значение для человеческой психики, так как играет важную роль в таких процессах как:

  • моделирование
  • планирование
  • творческая деятельность
  • память

Процесс воображения можно дифференцировать по результату, оно может быть: репродуктивным и продуктивным. Под репродуктивным понимают воображение, в процессе которого воссоздаются образы, которые уже есть в реальности. Под продуктивным воображением понимают процесс, в результате которого появляется нечто новое.

По степени целенаправленности процесс воображения может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное воображение состоит из воссоздающего и творческого воображения, в то время как непроизвольное воображение является не преднамеренным и непредсказуемым.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Образы в свою очередь могут быть конкретными и абстрактными, так и воображение может быть конкретным и абстрактным.

Воображение выполняет ряд важнейших функций. Оно дает возможность человеку представлять окружающий мир в образах, дает возможность используя их решать задачи.

Воображение помогает регулировать эмоции, познавательные процессы и состояния человека. Воображение предоставляет возможность обдумывать, представлять в образах некий план действий. Оно также позволяет человеку выполнять планирование, программирование и оценивание деятельности.

Выделяют следующие механизмы воображения:

  • агглютинация
  • гиперболизация
  • схематизация
  • акцентирование
  • типизация

Агглютинация как механизм воображения

Агглютинация — это процесс создания нового образа из частей других обозов. Этот процесс дает много информации о личности человека. Человеческая личность — это достаточно сложный механизм. Человек обладает интеллектуальными способностями, в сознании всегда идет мыслительный процесс. Все что существует в мире или создано природой, или создано благодаря человеку. Человек обладает удивительной способностью: он может создать нечто совершенно новое и уникальное.

Много примеров агглютинации есть среди сказочных существ: кентавр — соединение верней части тела человека и нижней коня, русалка – верхняя часть принадлежи женщине, а снизу — хвост, избушка на курьих ножках и так далее.

Агглютинация представляет то, что происходит в ходе мыслительной деятельности каждого человека. Процесс агглютинации есть практически у всех людей, как у здоровых, так и у не здоровых. В особо сильной степени она присуща людям страдающим шизофренией.

Агглютинация считается автоматическим действием, мы можем только увидеть результат агглютинации, но не можем узреть сам процесс, так как он находится внутри сознания человека. Для того что процесс агглютинации состоялся, человеку необходим запас опыта. Но тем не менее агглютинация не является процессом произвольным, то есть человек не специально обращается к своему опыту, а бессознательно и спонтанно.

Как нам известно воображение человека обогащается за счет человеческого опыта, чем больше человек в своей жизни узнал, увидел тем более широка развита его фантазия, тем больше новых образов он сможет спродуцировать.

Агглютинация по своему происхождению не случайна, ее образы получается из того, что заложено глубоко у человека в подсознании. Сам процесс делится на две части:

  • элементы не критикуются и не анализируются.
  • компоненты должны влиять на мыслительное обобщение, чтобы построить целый образ.

Гиперболизация как механизм воображения

Под термином «гиперболизация «понимают процесс преувеличения или преуменьшения объекта, или частей объекта. Иными словами, это фантазии на тему необычного существа, у которого появляются качественно новые свойства. Гиперболизация часто используется в сказках. Примерами гиперболизации являются великаны, гномы, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, многорукий индийский бог, циклоп, Змей Горыныч, Карлик Нос, Дюймовок. Некоторые ученые считают процесс гиперболизации одной из разновидностей акцентирования.

Замечание 2

Так же некоторые ученые разделяют понятие гиперболизация и литота: гиперболизация – это преувеличение объекта, а литота — приуменьшение.

Схематизация как механизм воображения

Под «схематизацией» понимают процесс сглаживания различий, которые имеются у предметов, и поиск сходств. При этом происходит отсечение второстепенных элементов. Индивидуальные особенности при этом также игнорируются.

Примером схематизации может быть орнамент, созданный художником, в котором были использованы элементы растений.

Схемы — это ряд взаимосвязанных мыслей. Схематизация может быть представлена несколькими типами:

  • конспектированием
  • инфографикой
  • иллюстрированный график
  • алгоритмический график
  • концептуальная схематизация

Акцентирование как механизм воображения

Под понятием «акцентирование» понимают процесс подчеркивания определенных специфических черт объекта. При этом может происходить изменение пропорций объекта. Акцентирование иными словами называют заострением.

Примерами акцентирования могут быть карикатуры – вид искусства, который высмеивает идеи, пороки, явления, людей с применением стереотипов, шаржи – вид искусства похожий на карикатуру, но при этом нет задачи высмеять, делается лишь акцент на определенных специфических чертах.

Понятие акцентирование включает в себя понятия гиперболизация (преувеличение свойств объекта) и литота (приуменьшение свойств объекта).

Типизация как механизм воображения

Под «типизацией» понимают процесс обобщения объектов, имеющих родственные связи, для того что бы выявить у них общие, повторяющиеся признаки. Признаки при этом должны быть существенными. Затем выявленные признаки можно воплощать в новых образах.

Следует отметить, что данный механизм является наиболее типичным для художественного творчества. В художественном творчестве особе место отводится образам людей, принадлежащим к разным сословиям, возрастным группам, профессиям и так далее.

Достаточно много примеров типизации представлено у Гоголя, например, Коробочка – жадная накопительница, Хлестаков – любитель «ухлестывать» за женщинами.

9 февраля 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Все мы в жизни хоть раз говорили или слышали подобные выражение (а кто-то и не раз): ВЕЧНО ОПАЗДЫВАЕТЕ или СТО ЛЕТ НЕ ВИДЕЛИСЬ.

И мало кто задумывался, что эти фразы лишены какого-то здравого смысла. Так, человек просто не может «вечно опаздывать». И не может кто-то не видиться «сто лет», хотя бы потому, что люди редко так долго живут.

Подобные преувеличения в русском языке называются гиперболами и именно о них пойдет речь в этой публикации.

Гипербола — это красивое преувеличение

Само это слово греческое – «hyperbole» и обозначает оно «чрезмерность, избыток, преувеличение».

Гипербола – это одно из средств усиления эмоциональной оценки, заключающееся в чрезмерном преувеличении каких-либо явлений, качеств, свойств или процессов. Благодаря этому создается более впечатляющий образ.

Причем часто преувеличение доходит до совершенно непостижимых понятий, иногда даже граничащих с абсурдом. Любой иностранец, если будет переводить такие словосочетания дословно, будет явно озадачен. Мы же давно к ним привыкли, и воспринимаем их как совершенно нормальные.

Вот примеры наиболее часто используемых в обиходе гипербол:

НАПУГАТЬ ДО СМЕРТИ
ТЫСЯЧА ИЗВИНЕНИЙ
ХОТЬ ЗАЛЕЙСЯ
РЕКИ КРОВИ
ГОРЫ ТРУПОВ
ЖДУ ЦЕЛУЮ ВЕЧНОСТЬ
ЕХАТЬ ЗА ТЫСЯЧУ КИЛОМЕТРОВ
ВЕСЬ ДЕНЬ ПРОСТОЯЛА
КУЧА ДЕНЕГ
ПИР НА ВЕСЬ МИР
МОРЕ СЛЕЗ
НЕ ВИДЕЛИСЬ 100 ЛЕТ
ОКЕАН СТРАСТЕЙ
ВЕСИТ СТО ПУДОВ
ЗАДУШИТЬ В ОБЪЯТЬЯХ
ИСПУГАТЬСЯ ДО СМЕРТИ

Все перечисленные выражения мы постоянно используем в разговорной речи. И ради эксперимента просто попробуйте разобрать их дословно и увидите, насколько некоторые из них смешны, а порой и абсурдны.

Ну, например, «хоть залейся» — это должно быть такое количество жидкости, чтобы ее хватило на целый бассейн, в который можно было бы погрузиться с головой. Хотя на самом деле мы этим выражением просто хотим сказать, что напитков у нас много — даже больше чем нужно.

Или фраза «куча денег» на самом ведь деле обозначает просто хорошее финансовое состояние, а не то, что человек собрал все свои сбережения и давай их складывать в одну кучу.

А выражение «ехать за тысячу километров» мы употребляем, ни когда речь идет о реальном расстоянии, например, от Москвы до Волгограда или Ростова-на-Дону. А просто в значении «далеко», хотя на самом деле в реальных цифрах там расстояние может быть всего в несколько километров.

И так можно «развенчать» абсолютно любую гиперболу. Но делать этого не стоит. Они и не должны означать абсолютную правду, их задача – наиболее живописно охарактеризовать конкретную ситуацию или мысль, усиливая ее эмоциональный окрас.

Примеры гипербол в художественной литературе

На самом деле подобные преувеличения – это очень старый литературный прием. Он использовался еще в русских былинах, а это было без малого тысячу лет назад. С помощью гипербол многократно усиливали силу богатырей и их противников.

Сон богатырский длился 12 ДНЕЙ (ну не может человек спать почти две недели)

На пути богатыря стояли силы несметные – ВОЛК ИХ ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЕЖИТ, ВОРОН ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЛЕТИТ (это сколько врагов должно быть – миллион?)

Махнет богатырь рукой – СРЕДИ ВРАГОВ УЛИЦА, махнет другой – ПЕРЕУЛОК (то есть одним ударом богатырь убивает сразу несколько десятков)

Взял Илья Муромец палицу ВЕСОМ СТО ПУДОВ (тут надо понимать, что сто пудов – это полторы тонны)

Соловей-разбойник свистит – ЛЕС К ЗЕМЛЕ КЛОНИТСЯ, а ЛЮДИ МЕРТВЫМИ ПАДАЮТ (ну тут совсем что-то из разряда сказки)

Точно такие же гиперболы встречаются и в «Слове о полку Игореве». Например:

«Русичи червлеными щитами перегородили широкие поля, ища себе честь, а князю славы» или «Войско такое, что можно Волгу веслами расплескать, а Дон вычерпать шлемами».

Среди писателей больше всего гипербол встречается у Николая Васильевича Гоголя. Преувеличения есть практически в каждом его известном произведении. Вот, например, он описывает реку Днепр:

Редкая птица долетит до середины Днепра.
Днепр как дорога без конца в длину и без меры в ширину.

Или использует преувеличения в своих сатирических произведениях, вкладывая их в уста героев:

В муку бы вас все стер! (Городничий)
Тридцать пять тысяч одних курьеров… Меня сам государственный совет боится. (Хлестаков)

А в «Мертвых душах» есть такие слова: «Бесчисленны человеческие страсти как морские пески».

Гиперболы использует практически любой писатель или поэт. С их помощью они, например, более красочно описывают характер героев произведений или показывают свое авторское отношение к ним.

Причем писатели зачастую не используют уже устоявшиеся выражения, а стараются придумать что-то свое.

Вот еще примеры гипербол в литературе:

  1. И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел (Лермонтов)
  2. Закат пылал во сто сорок солнц (Маяковский)
  3. Миллион терзаний (Грибоедов)
  4. Порядочный человек за вас за тридевять земель готов убежать (Достоевский)
  5. И сосна до звезд достает (Мандельштам)
  6. Во сне дворник стал тяжелым как комод (Ильф и Петров)

Примеры гипербол в рекламе

Конечно, мимо такого интересного приема, который позволяет усилить реальное значение слов, не могли пройти и рекламщики. Масса слоганов основана на этом принципе. Ведь задача – привлечь внимание клиента, обещая при этом «золотые горы» и всячески подчеркивая уникальность товара:

  1. Вкус на грани возможного (жевательная резинка «Стиморол»)
  2. Контроль над стихией (кроссовки «Адидас»)
  3. Король салатов (майонез «Оливьез»)

В создании рекламных роликов также часто используется принцип гиперболы. Например, серия знаменитых видео про батончики «Сникерс» со слоганом «Ты не ты, когда голоден». Там, где различные персонажи превращаются в совершенно других людей и начинают творить всякие глупости, и только шоколадный батончик способен вернуть их в привычную русло.

В этих роликах явно гиперболизировано (сильно преувеличено) чувство голода и «чудодейственная» сила самого «Сникерса».

Ну и самый простой пример гипербол, который применяют в рекламе, это выражения типа «самый лучший», «самый стильный», «самый комфортный» и так далее, а про цены, наоборот, говорят «самые низкие».

Вместо заключения

Придать большую выразительность и эмоциональную окраску любому выражению можно не только с помощью гиперболы. Есть в русском языке прием, который является ее полной противоположностью. Он не преувеличивает, а, наоборот, уменьшает значение.

Не успеешь глазом моргнуть, а годы уже пролетели.

Называется такой прием «литота». Об этом подробно – в нашей следующей статье.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Гипербола (в пер. с греч. — преувеличение) — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия:
Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)

Граждане! Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».
Сегодня пересматривается мировая основа.
Сегодня
До последней пуговицы в одежде
Жизнь переделаем снова. (В. В. Маяковский)

Литота (в пер. с греч. — малость, умеренность) — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия:
Какие крохотные коровки!
Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)

Роль гиперболы и литоты в тексте

Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность.
Гипербола и литота могут также использоваться как средство создания комических образов.

Внимание! Помимо художественных текстов, гипербола и литота широко используются в публицистике и разговорной речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *