Гиппенрейтер общаться с ребенком

Дорогие родители и крестные!

После того, как ребенок будет крещен, на вас лежит задача: приобщить его к благодатной жизни во Христе, чтобы впоследствии, когда его уже невозможно будет за руку отвести в храм, он сам последовал за Христом и со временем стал сознательным христианином.

Родители и крестные: на ком главная ответственность?

На крестных лежит особая ответственность: во время Крещения они приносят Богу обеты от лица ребенка, а после Крещения всю свою жизнь должны молиться о своих крестниках. Кроме того, если есть возможность, нужно ходить с крестниками в храм, заботиться об их христианском чтении, выстраивать доверительные отношения, которые могут стать основой для бесед о сути христианской жизни.

Но главная ответственность за воспитание ребенка в христианской вере лежит на родителях.

Какие есть средства воспитания ребенка в христианской вере?

— Участие в Церковных Таинствах, богослужениях и приходской жизни;

— молитва: вместе с ребенком, личная молитва ребенка, молитва за него;

— знакомство со Св. Писанием и жизнью святых;

— пост и добрые дела;

— пример христианской жизни родителей и крестных.

Кроме того, нужно помогать ребенку и саму его жизнь осмыслять в свете Евангелия: обсуждать с ним его поступки, жизненные ситуации, помогать ему лучше понимать самого себя, различать добро и зло, учиться управлять силами своей души и тела.

Участие в церковных Таинствах, богослужениях и приходской жизни

Правильно поступают те родители, которые стремятся как можно чаще причащать детей Св. Христовых Тайн и при этом тоже причащаются. Если же вы будете часто приводить детей к причащению, а сами будете редко приступать к Таинству, это поселит в душе ребенка сомнение в важности и нужности причащения.

С 7 лет ребенок уже может и должен участвовать в Таинстве исповеди. Если у семьи есть духовник, то он, зная ребенка, может допустить его до исповеди и раньше, и позже 7 лет, ориентируясь на его духовный возраст.

Необходимо воспитывать в ребенке любовь к храму и богослужению. Нужно постараться сделать ваш поход в церковь особенным, радостным событием, к которому нужно соответствующим образом приготовиться. Например, надеть праздничную одежду. Цель должна быть не в том, чтоб ребенок пошел в храм, а чтобы он сам стремился туда пойти.

Надо воздействовать и на ум ребенка, рассказывая ему о том, что происходит на богослужении. Конечно, при этом родители должны сами любить богослужение.

Меру пребывания ребенка на богослужении необходимо сообразовывать с его умственными и физическими возможностями.

В нашем храме есть воскресная школа, где ребенок не только найдет верующих друзей, что очень важно для его воцерковления, но и лучше познакомится с Евангелием, жизнью святых, узнает о смысле церковных праздников, о Церкви. У нас в храме есть и другие занятия для детей (перечислить), которые помогут ему стать активным членом общины, полюбить храм и своих новых друзей во Христе.

Молитва

Молитва родителей о детях, молитва вместе с детьми и за детей – неотъемлемая часть воспитания.

С ребенком нужно начинать молиться с самых первых дней его жизни. Как это сделать? Мама берет малыша на руки, встает перед иконами и читает или поет молитвы: «Отче наш», «Богородице Дево» или другие. Когда ребенок будет подрастать, его надо учить принимать участие в общей молитве со взрослыми.

Очень важно научить ребенка молиться собственными словами – о своих нуждах, о маме и папе. Объясняйте детям, что к Богу можно и нужно обращаться за помощью в разных житейских ситуациях. Предлагайте ребенку помолиться в трудные минуты: если ему страшно, случилось что-то неприятное, с кем-то не ладятся отношения, кто-то заболел. Когда случается что-то хорошее – предлагайте ребенку поблагодарить за это Бога: за удачно закончившуюся поездку, перемены к лучшему в жизни ребенка и семьи и т.п.

Если крестные в силу различных причин не могут принимать непосредственное участие в воспитании своих крестников, их главной обязанностью остается молитва за них. Но даже если вы не имеете возможности часто видеть своих крестников – не теряйте связь с их родителями. Интересуйтесь жизнью и проблемами ребенка, чтобы вы могли сугубо помолиться о его здоровье, или об отношениях с братьями и сестрами, или о том, что он неохотно стал ходить в храм, или о других возникших проблемах.

И родители, и крестные, сознавая свою немощь в воспитании ребенка, должны просить помощи у Бога.

Знакомство со Св. Писанием и жизнью святых

Необходимо знакомить ребенка со Священным Писанием и житиями святых, пересказывая их в доступной для ребенка форме.

Накануне вашего похода в храм расскажите, какой отрывок из Евангелия ребенок услышит на службе. Это поможет ему в момент чтения Евангелия в храме не терять внимания и узнать знакомые события и слова.

Жития святых являют нам примеры исполнения Божиих заповедей, применения евангельского учения к жизни. Многие люди последовали за Христом под влиянием житий святых и сами стали святыми. Нужно познакомить ребенка и с жизнью святого, во имя которого он крещен, и с жизнью святых, близких нам по времени жизни. Это поможет детям воспринять подвиг святого не как что-то далекое, возможное только когда-то давно, но как выбор, который и он мог бы совершить в собственной жизни.

Пост и добрые дела

Пост и вообще воздержание являются одним из наиболее действенных средств для самовоспитания человека, выработки в нем навыка самоограничения и самоконтроля. Без этих качеств человек не способен к любви, к служению другим, да и просто к нормальной жизни в обществе. Навык самоограничения очень пригодится ребенку, когда он подрастет и столкнется с тем, что современный мир поощряет невоздержность, безудержное потребление, отказ от ограничения себя в чем-либо. Поэтому постепенно приучайте ребенка к постам и к воздержанию с того момента, как только у него появляется самосознание.

В то же время пост должен быть посильным и в какой-то степени добровольным. Нельзя совсем не обращать внимания на желания ребенка, хотя иногда следует проявить разумную строгость.

Формы поста могут быть разные и касаться воздержания не только от пищи, но и от каких-то других удовольствий.

Добрые дела помогают воспитанию в ребенке милосердия и любви к людям. Акцент при этом должен быть на тех, кому ребенок помогает, а не на самом его поступке: «увидишь, как бабушка будет рада»; «как приятно будет больному мальчику получить подарок», а не – «какой ты молодец!» Это будет учить ребенка получать радость от самой помощи другим.

Самым действенным способом научить ребенка добрым делам будет ваше с ним общее участие в делах милосердия – например, каком-то приходском служении, где ребенку будет доверено что-то посильное.

Пример христианской жизни родителей и крестных

Мы влияем на своих детей и без слов – настроем своей души, состоянием духа, своими поступками. Ребенок учится не столько из назиданий и проповедей, сколько из наблюдения за своими родителями: как они относятся к другим, особенно к близким; умеют ли прощать, быть милосердными; как реагируют на происшедшее; обращаются ли к Богу в трудные или радостные моменты. Надо помнить о том, что отступление родителей от исполнения заповедей делает бессильными их наставления.

Родители должны всеми силами хранить единодушие и единомыслие в вопросах воспитания. Если же какие-то противоречия существуют, старайтесь решать их в духе любви и взаимной уступчивости. Ребенок ни в коем случае не должен быть свидетелем и тем более участником споров между родителями: их несогласие между собой может нанести его душе глубокую рану.

В непростом деле воспитания надо помнить, что без Бога мы не можем творить ничего. Надо твердо верить, что Бог, даровавший нам ребенка, дарует нам силы и разум для его достойного воспитания. Необходимо только трудиться не покладая рук, делать все возможное, не унывать при неудачах, сохранять мирный дух и доверять воле Божией.

На данный момент легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо. Детям бывает трудно понять, что они видят в Интернете или по телевизору — или слышат от других людей, — поэтому они могут быть особенно уязвимы к ощущениям тревоги, стресса и расстройства. Но открытый, поддерживающий разговор с вашими детьми может помочь им понять, справиться и даже принести пользу другим.

1. Задавайте открытые вопросы и слушайте

Пригласите вашего ребенка обсудить эту тему. Узнайте, как много они уже знают, и прислушайтесь к их ответу. Если они слишком маленькие и не слышали о вспышке, вам, возможно, не нужно поднимать эту тему — просто воспользуйтесь возможностью напомнить им о правилах гигиены, не внушая новых опасений.

Убедитесь, что вы находитесь в безопасной обстановке, и позвольте ребенку свободно говорить. Рисование, истории и другие методы, возможно, помогут вашему ребенку открыться для разговора.

Самое главное, не преуменьшайте или избегайте их проблем. Примите их чувства и дайте им понять, что естественно бояться этих вещей. Покажите, что вы слушаете, уделяя им все свое внимание, и убедитесь, что они понимают, что могут поговорить с вами и учителями в любое время.

2. Будьте честны: объясните правду доступным для ребенка языком

Дети имеют право на правдивую информацию о том, что происходит в мире, но и взрослые обязаны защищать их от страданий. Говорите на языке, соответствующем возрасту ребенка, следите за их реакцией и будьте чувствительны к их беспокойству.

Если вы не можете ответить на их вопросы, не придумывайте. Используйте это как возможность вместе найти ответы. Веб-сайты международных организаций, таких как ЮНИСЕФ и Всемирная организация здравоохранения, являются отличными источниками информации. Объясните, что некоторая информация в Интернете не является достоверной, и что лучше всего доверять экспертам.

3. Покажите им, как защитить себя и своих друзей

Один из лучших способов защитить детей от коронавируса и других заболеваний — это просто поощрять регулярное мытье рук. Это не должен быть запугивающий разговор. Пойте вместе с Wiggles или следуйте этому танцу, чтобы весело изучить правила мытья рук.

Вы также можете показать детям, как прикрывать локтем кашель или чихание, объяснить, что лучше не подходить слишком близко к людям, у которых есть эти симптомы, и попросить их рассказать вам, есть ли у них жар, кашель или затрудненное дыхание.

4. Подбодрите их

Когда мы видим много тревожных кадров по телевизору или в Интернете, иногда мы чувствуем, что кризис окружает нас повсюду. Дети могут не различать изображения на экране и свою личную реальность, и они могут полагать, что им грозит опасность. Вы можете помочь своим детям справиться со стрессом, предоставляя им возможность играть и отдыхать, когда это возможно. Следуйте привычному расписанию и распорядку, насколько это возможно, особенно перед сном, или помогите создать новый распорядок дня в новой среде.

Если в вашем районе есть вспышка болезни, напомните своим детям, что они вряд ли заразятся этой болезнью, что большинство людей, у которых есть коронавирус, не болеют очень сильно, и что многие взрослые прилагают все усилия, чтобы обеспечить безопасность вашей семьи.

Если ваш ребенок плохо себя чувствует, объясните, что он должен оставаться дома/в больнице, потому что это безопаснее для него и его друзей. Заверьте их, что вы знаете, что иногда это трудно (может быть, страшно или даже скучно), но соблюдение правил поможет обеспечить безопасность всех.

5. Проверьте, испытывают ли они на себе стигму или распространяют ее

Вспышка коронавируса привела к многочисленным случаям расовой дискриминации во всем мире, поэтому важно убедиться, что ваши дети не испытывают и не способствуют издевательствам.

Объясните, что коронавирус не имеет никакого отношения к тому, как кто-то выглядит, откуда он или на каком языке говорит. Если в школе их обзывали или издевались, они могут рассказать взрослому, которому они доверяют.

Напомните своим детям, что каждый заслуживает безопасности в школе. Запугивание всегда неправильно, и каждый из нас должен внести свой вклад, чтобы проявлять доброту и поддерживать друг друга.

6. Ищите помощников

Для детей важно знать, что люди помогают друг другу, проявляя доброту и щедрость.

Поделитесь историями о работниках здравоохранения, ученых и молодежи, среди прочих, которые работают над тем, чтобы остановить вспышку и обеспечить безопасность сообщества. Большим утешением может быть знание того, что сострадательные люди принимают меры.

7. Позаботьтесь о себе

Вы сможете помочь своим детям лучше, если вы также позаботитесь о себе. Дети сами догадаются, как вы реагируете на новости, так что им поможет тот факт, что вы спокойны и контролируете ситуацию.

Если вы чувствуете беспокойство или расстроены, найдите время для себя и обратитесь к другим членам семьи, друзьям и доверенным людям в вашем сообществе. Найдите время для того, чтобы расслабиться и восстановить силы.

8. Завершите разговор, демонстрируя заботу

Важно знать, что мы не оставляем детей в страдании. Когда ваш разговор закончится, попробуйте понять уровень их беспокойства, наблюдая за языком тела, обращая внимание на то, используют ли они свой обычный тон голоса и наблюдая за их дыханием.

Напомните своим детям, что у них могут быть другие трудные разговоры с вами в любое время. Напомните им, что вы заботитесь о них, что вы слушаете их, и что вы готовы прийти на помощь, если они обеспокоены чем-то.

Информация была собрана Джейкобом Хантом, специалистом ЮНИСЕФ по связям с общественностью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *