Глебовский храм казанской

  • Истра

    12 км.

Храм Казанской иконы Божьей Матери в с. Глебово является памятником архитектуры ХIX в. Построен в 1859 г. на средства помещика майора и кавалера Степана Степановича Шиловского, который был погребен в храме вместе с матерью и супругой. Храм построен по проекту выдающегося архитектора К.А. Тона, который известен также как создатель Храма Христа Спасителя, Оружейной палаты,Большого Кремлевского дворца.

В усадьбе Шиловских бывал и подолгу жил великий русский композитор П.И. Чайковский. Здесь были созданы лучшие, по мнению самого композитора, страницы оперы «Евгений Онегин». Здесь же Чайковский работал над балетом «Лебединое озеро».

А.П. Чехов называл поместье «маленьким Версалем», о котором он писал в своих заметках: «Именье красивое, уютное, с прекраснейшим парком, с рекой, прудами…с церковью, художественной мастерской, со статуями и монументами…»

В 1938 году храм, как и многие другие храмы, был поруган и разорен. Священномученик Алексий (Смирнов), который в течение сорока лет нес пастырское служение, был расстрелян на полигоне в Бутово, в 1989 реабилитирован, а в 2002 г. он был канонизован и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских.

В конце 80-х годов XX века были начаты работы по реконструкции храма, однако, в последующие годы эти работы не проводились. В настоящее время храм далек от своего первозданного величия, очень много еще нужно потрудиться. Необходимы как внутренние, так и внешние работы.

На расстоянии 700 м от храма Казанской иконы Божией Матери в живописной лиственничной роще находится святой Казанский источник с купальней.

Казанская церковь в Глебово (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Казанская церковь в Глебово

Самое заметное строение в небольшой деревне Глебово, что неподалеку от Истры — прекрасный храм Казанской Божией Матери. Это реплика церкви Конногвардейского полка в Санкт-Петербурге, разрушенной в 1929 г. — ранней работы Константина Тона, автора проекта собора Христа Спасителя в Москве.

В 1938 г. ее закрыли, священника Алексея Смирнова арестовали, обвинили в борьбе против Советской власти и расстреляли на Бутовском полигоне. Чтимая старинная икона Казанской Богоматери затерялась. Храм стоял в запустении до 2003 г., когда его вернули РПЦ и отслужили первый молебен.

Что посмотреть

Пятишатровая церковь построена в русско-византийском стиле с характерным для него вытянутым вверх силуэтом. В плане она представляет собой продолговатый крест с полукруглой алтарной апсидой. Фасады и барабаны богато украшены белыми кокошниками, наличниками, резными фризами и полуколоннами. На башни возвращены колокола и восстановлены часы с курантами. Внутренние помещения окрашены в серо-голубой гамме, высокие своды словно парят в нежной дымке.

Священник Алексей Смирнов ныне реабилитирован и причислен к списку новомучеников и исповедников Российских. Недалеко от храма ему установлен памятник.

Рядом с Казанской церковью бьет из земли чистый родник, над которым поставлены часовня и купальня, где паломники освежаются после дороги перед вступлением в храм. При церкви работает воскресная школа.

Практическая информация

Адрес: Московская обл., Истринский р-н, с. Глебово. Координаты GPS: 55.951657, 36.699829. Веб-сайт.

Как проехать: на автомобиле по трассе M-9, за Давыдовским повернуть направо в сторону Истры, время в пути 1 час 15 минут. На электричке с Рижского вокзала или автобусе от ст. метро «Тушинская» до Истры, оттуда на местном автобусе № 46 — до Глебово.

Сайт является неофициальным архивом приходской истории Казанского храма за 2004-2020 год, здесь хранятся фотографии, видео, воскресные листки и другие материалы за этот период.

Казанский храм в селе Глебово является памятником архитектуры ХIX в. Сооружен в 1859 г. с благословения святителя Филарета, Митрополита Московского и Коломенского, на средства помещика майора и кавалера Степана Степановича Шиловского, который был погребен в храме вместе с матерью и супругой.

Красивейший храм построен по проекту выдающегося архитектора К.А. Тона, являвшегося также создателем Храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты. Прообразом Казанского храма в Глебово стала церковь Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка, созданная К.А. Тоном в 1844—1849 гг. Этот храм находился в самом центре Петербурга (современная Площадь Труда), в 1929-м году его постигла та же участь, что и Храм Христа Спасителя — он был взорван и полностью разрушен. Прототип конно-гвардейского храма, как и Казанского, отличался особенной, древнерусской шатровой формой, которая, к тому же повторялась в архитектуре храма еще четыре раза, в боковых главах, которые использовались как звонницы. С.С. Шиловский не пожалел сил и средств на благоукрашение дома Божьего. В двух боковых башнях были помещены колокола и часы с боем, «смотревшие» на юго-запад. В храме имелись замечательная Казанская икона, греческого письма, бронзовое позолоченное паникадило весом 15 пудов и дарохранительница — серебряная, позолоченная, весом 37 фунтов, которая представляла собой модель самого храма. По отзыву современника, «все в церкви до самых мелочей дышит какой-то особенностью и изяществом». М.П. Мусоргский, гостивший у Шиловских летом 1859 г., писал о своих впечатлениях: композитору Балакиреву: «Дорогой Милий, … барский дом роскошный, на горе; сад английский (род парка) чудесный, …все великолепно, церковь маленькая, род соборчика».

После революции настоятель храма священник Алексий Смирнов с семьей, в которой было шесть человек детей, как служитель Церкви был лишен гражданских прав. Семья священника попала в бедственное положение. В октябре 1928 года церковный совет храма обратился к верующим с просьбой «помочь нашему священнику в необходимом предмете, в хлебе, в виду отказа ему в выдачи пайка, в самом необходимом для существования и жизни. Граждане, просим помочь нашему священнику зерном ржи или мукой, кто сколько может». На протяжении двадцати лет Смирновы были лишенцами, существовали благодаря верующим односельчанам, которые помогали всем, чем могли.

В 1938 году отец Алексий был обложен очередным «культурным и подоходным налогом» в размере 5805 рублей. При этом сумму налога нужно было уплатить в феврале 1938 года. Поскольку денег у священника не было, он снова обратился к верующим оказать помощь в уплате налога.

В 1938 году отец Алексий был арестован и расстрелян на полигоне в Бутово. Священномученик Алексий (Смирнов), который в течение сорока лет нес пастырское служение, в 1989 был реабилитирован, а в 2002 г. канонизован и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских. Память сщмч. Алексия совершается 28 февраля.

Лишившись священника, Казанский храм был поруган и разорен. Пережив оккупацию, в мирное время церковь стояла в запустении, постепенно разрушаясь. В 1989—90 гг. Глебовской птицефабрикой были начаты работы по реконструкции храма, однако, в последующие годы эти работы не проводились. Реставрация была возобновлена в 2004 г. 4 ноября 2003 года новоназначенным настоятелем храма священником Александром Чепрасовым в престольный праздник храма был отслужен первый молебен, а 21 июля 2004 г., в день обретения Казанской иконы, состоялась первая Божественная литургия.

На расстоянии 700 м от храма в живописной лиственничной роще находится святой источник. В 2007 г. по благословению митрополита Ювеналия над источником была воздвигнута часовня-купальня в честь Казанской иконы Божией Матери.

В начале 2007 г. было установлено 9 колоколов на храмовую звонницу весом от 6 до 700 кг, а в феврале 2008 г. был установлен большой колокол «Благовест» весом 1200 кг.

В 2007 г. впервые на Подмосковной земле в центре поселка Глебовский при участии местной администрации был установлен памятник священномученику Алексию Смирнову в честь 140-летнего юбилея со дня его рождения и 5 лет канонизации в лике святых новомучеников и исповедников Российских.

С 2008-2014 гг. приходом Казанского храма совместно с Московским колокольным центром организовывались ежегодные фестивали колокольного звона.

В 2012 г. на башне храма были восстановлены часы-куранты.

В 2013 г. на территории храма была установлена сень над мозаичной иконой святителя Николая Чудотворца.

В 2016 г. обустроен уличный киот с мозаичными иконами у колодца на территории храма.

При храме действует детская воскресная школа. Регулярно организуются паломнические поездки. Еженедельно издается воскресный листок. Приход окормляет социально-реабилитационный центр для детей в селе Глебово-Избище.

В соответствии с миссионерской картой приход окормляет Среднюю общеобразовательную школу в поселке Глебовский, а также дошкольные учебные заведения: детский сад №46, и детский сад № 20 «Росинка».

19 марта 2017 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископа Серпуховского Романа совершил великое освящение храма.

Казанская церковь в Глебове типичный помещичий храм. Построена она была в старом дворянском имении на средства его хозяина — дворянина Тамбовской губернии, майора и кавалера Степана Степановича Шиловского. Утвердившись в Глебове, Степан Степанович задумал превратить своё подмосковное имение в центр культурной жизни, где было бы нестыдно принимать знаменитых деятелей русской культуры. И здесь развернулись активные благоустроительные работы. Был перестроен главный усадебный дом, появились флигели и гостевые дома, речку Маглушу перегородили плотиной, разбили пруды с купальнями… Двадцатилетний Мусоргский, впервые посетив Глебово, восторженно писал М. Балакиреву: «Дорогой Милий… барский дом роскошный, на горе; сад английский чудесный… всё великолепно, церковь маленькая, род соборчика». Этим «соборчиком» был Казанский храм, только что построенный С.С. Шиловским. Сохранилось прошение, отправленное Степаном Степановичем Шиловским на имя митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и касавшееся задуманного помещиком каменного храма. Есть возможность процитировать его: «Имение моё сельцо Глебово с деревнями Высоковым и Горками, в коих более 150 душ мужского пола, состоит от приходской Христорождественской села Филатова церкви Звенигородского уезда на три версты, притом дорога, пролегающая от сего имения к селу Филатову, вообще гористая, и в осеннее и весеннее время при дурной погоде и разливе вод делается непроходимою, отчего крестьяне сего имения терпят постоянные затруднения в сообщении с приходской церковью и приходом села Филатова, и особенно когда бывает нужно крестить слабых младенцев или отпевать тела усопших… Посему, представляя на архипастырское благорассмотрение Вашего Высокопреосвященства план, фасад и разрез предполагаемой церкви… покорнейше прошу разрешить мне по сим чертежам построить в сельце моём Глебове на моё иждивение каменную кладбищенскую церковь и о сем моём прошении учинить милостивейшую архипастырскую резолюцию».

Святитель Филарет в «милостивейши» не отказал, и вскоре в Глебове вырос красавец-храм, освящённый в честь Казанской иконы Божией Матери и приписанный к Христорождественской церкви недалёкого Филатова. Неизвестно, каким образом Шиловский добыл «план, фасад и разрез предполагаемой церкви», но все эти документы оказались свойства самого незаурядного, ибо автором Казанского храма в Глебове выступил придворный архитектор императора Николая I, «придумавший» новый стиль российской архитектуры, — творец московского храма Христа Спасителя Константин Андреевич Тон. Сама же Казанская церковь возведена на удивление быстро, чуть ли не за год, явилась уменьшенной копией известного петербургского храма — Благовещенской церкви Конногвардейского полка. Степан Степанович Шиловский храм, выросший в его подмосковном имении, своими заботами не оставил. Церковь была богато украшена, для нужд причта помещик положил «на вечное время» в банк восемь тысяч рублей — из расчёта выплаты пяти процентов годовых. Гости, приезжавшие в усадьбу Шиловских во второй половине ХIХ века, навсегда очаровывались ею и меж собой звали эти места «Фебовым Глебовым» (Феб — одно из имён древнерусского бога Аполлона, покровителя искусств) или «маленьким Версалем». Изящный Казанский храм вполне вписывался в этот образ. Увы, в ХХ столетии от его красоты мало что осталось; к концу советской эпохи некогда прекрасное здание превратилось в развалины.

Вот как «Московские епархиальные ведомости», издававшиеся с 1869 года, описывали в 1875 году приписную к Христорождественскому храму в Филатове «кладбищенскую Казанскую в сельце Глебове церковь каменную, тёплую, построенную иждивением помещика майора и кавалера Степана Степановича Шиловского, с четырьмя по углам башнями, из коих на двух к западу помещены колокола и боевые часы»: «И снаружи, а в особенности внутри храма всё устроено великолепно. В иконостасе все святые иконы, а также и в алтаре, писаны художниками, и иконостас весь сплошь вызолочен на мордан (клеящая смесь, масляный лак), с прекрасною резьбою, вызолоченную на полимент (клеящий тёмно-коричневого оттенка состав под позолоту); устроены вверзу хоры, по витой чугунной лестнице, и пол весь из подольского мрамора; кругом храма небольшая каменная ограда с прекрасною железною решёткою. Посреди церкви повешено бронзовое вызолоченноё паникадило о 50-ти шандалах, пирамидально расположенных, с большой внизу красного стекла лампадою для масла, весом 15 пудов, стоимостью 1200 рублей серебром. Священная утварь, подсвечники, священнические и диаконские облачения, всё это устроено богато, с особенным вкусом и великолепно; всё в церкви до самых мелочей дышит какой-то особенностью и изяществом». Причт тогда составляли священник, дьячок и пономарь. Имелась у них и своя земля, на которой были построены для причта дома «собственные деревянные»…

В 1880-е годы усадьба постепенно приходила в упадок и в 1887 году Константин Степанович Шиловский задолжавший банку серьёзную сумму, был вынужден выставить глебовское имение на продажу. Глебово несколько раз переходило из рук в руки — как-то так получалось, что всякий новый владелец очень быстро становился банкротом и избавлялся от недавнего приобретения. Такое положение дел не шло на пользу ни некогда ухоженной усадьбе, ни её чудесной церкви. В 1931 году местная газета в довольно ернической по отношению к верующим форме озвучила ближайшие планы властей. В статье сообщалось, что в «птицеводном гиганте» совхозе «Глебово» рабочих с членами их семей насчитывается 500 человек, культурным ростом им заниматься негде, равно как и негде проводить «массовые собрания». Между тем рядом стоит Казанская церковь, которую посещают «13-17 старушек». Рабочие жаждут занять это помещение под культурные и учебные нужды, однако их обращения остаются без ответа, в связи с чем они говорят, что «это дело пахнет правым оппортунизмом». Обвинения по тем временам было весьма серьёзным, и уже спустя полгода после появления процитированной статьи в газете храм закрыли. В 1937 году добрались и до колоколов, отправив их на переплавку — «на нужды коммунизма». Разговоры о клубе, однако, ни в какие практические действия не претворились, никто переоборудовать церковное здание под клуб не собирался, и, более или менее благополучно пережив последние два месяца 1941 года, когда в районе Глебова развернулись жесточайшие бой с фашистами, храм остался стоять брошенным.

К концу 1980-х годов он выглядел ужасающе: без крестов, без окон, без дверей, с разваливающимся главным шатром, с горами мусора внутри. Глебовская птицефабрика в 1989 году, на волне наступивших перемен, задумалась о реставрации памятника, но дело ограничилось лишь консервацией здания, на большее, в условиях тогдашней экономической и социальной катастрофы, средств не хватило. В 1998 году Казанский храм вернули верующим. Реальное его возрождение, с совершением регулярных богослужений и большим ремонтом, следует отсчитывать с 2003 года, когда к храму назначили нынешнего его настоятеля священника Александра Чепрасова. Ничего не сохранилось из прежнего убранства Казанского храма. Ничего, за исключением всего одной иконы Тихвинской Божией Матери, чудесным образом вернувшейся в свой дом в недавнее время и соединившей, через годы безвременья, две эпохи в истории церкви: дореволюционную и новейшую. Эпохи, когда храм исполнял свою главную роль: был домом молитвы.

Когда в конце 1830-х годов Константин Тон работал над проектом Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге, его идея пятишатрового храма была для отечественной архитектуры, довольствовавшейся тогда превращённой в стереотип эстетикой классицизма, архиреволюционной. При этом архитектор хотел «всего лишь» вернуться к истокам, к шатровому древнерусскому зодчеству, то есть ничего особенного нового не придумывал, а пользовался тем, что появилось и «работало» задолго до него, но в какой-то момент, при Патриархе Никоне, оказалось под запретом. Благовещенскую церковь позже построили, проект императору Николаю I чрезвычайно понравился, и он предложил собрать подобные тоновские проекты под одной обложкой в качестве образцовых, на которые впредь и равняться при строительстве в России православных храмов. Сказано — сделано; и в следующие десятилетия в стране возвели несколько «клонов» Благовещенской церкви; Казанский храм села Глебово — один из них. Стоит оговориться — все эти «клоны» были довольно приблизительными, они строились «по мотивам» Благовещенского храма, с немалыми отличиями в деталях. Весь богатый, но при этом ненавязчивый, гармоничный декор храма выделен белым цветом, как бы ведущим на наш взгляд от детали к детали. Внизу — это сложные зубчатые карнизы треугольных фронтонов, «полувосьмигранные» пилястры, затейливые наличники окон, вверху — более классические пилястры (пилястры боковых башен — профилированные), пояса кокошников (треугольные выступы над нижним поясом, в принципе, тоже можно трактовать, как кокошники), карниз восьмерика. Для подвески колоколов определены две западные боковые башни. В северо-западный — девять колоколов весом от восьми до семисот килограммов, в юго-западной — большой колокол «Благовест», весом 1,2 тонны. До революции на северо-западной башне красовался циферблат часов-курантов, утраченных в советские годы. Ныне они возобновлены — по сохранившимся чертежам. Апсида у Казанского храма одна, полукруглой формы, с двумя традиционно для этой церкви оформленными окнами. Декор апсиды органично вписался в общий декор, ничего отличного от него здесь мы не видим, ну разве что подзор под свесом кровли. Притвор как бы задаёт музыку всего храма, ибо его элементы повторяются буквально везде — на фасадах, боковых и центральном шатрах, в окнах и пр. Среди этих элементов — угловые «полувосьмигранные» пилястры с зубчатыми капителями, треугольное завершение, «рифмующееся» с фронтонами, стилизованный портал входа, боковые окна.

Отметим, что Степан Степанович Шиловский строил Казанский храм не только как кладбищенскую церковь, но и как родовую усыпальницу. Поэтому здание поставили на высокий цоколь; под полом, в подвале, устроили склеп для захоронения скончавшихся членов семьи. Сейчас этого склепа нет. Казанский храм в Глебове — четырёхстолпный, пятишатровый, выстроен по образцовому проекту Константина Тона. Размеры церкви таковы: длина (без апсиды) — более 17,5 метра, без притвора — 14,5 метра; ширина — более 12 метров. Основной четверик в плане представляет собой «примерный» квадрат со стороной около 12 метров, его высота — около 20 метров.

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №170. 2016 г.

Бутовский полигон

Под Москвой, всего в пяти километрах от кольцевой автодороги находится место упокоения огромного множества русских святых – Бутовский полигон.

Святые, погребенные здесь называются новомучениками, они пострадали за веру во Христа и Его святую Церковь в годы советской власти, претерпев даже до смерти.

Всего за всю историю Русской Церкви до советского периода было прославлено около 450 русских святых. Число же только прославленных новомучеников приближается к 2000. Бóльшая их часть похоронена именно в Бутово. В целом все новомученики составляют 4/5 всех русских святых. И это лишь те, которые известны, дела которых к настоящему времени уже изучены, однако и по сей день список новомучеников пополняется всё новыми и новыми именами. Территория Бутовского полигона является памятником культуры федерального значения. В начале 1990-х годов она была передана Русской Православной Церкви, а два года назад ей был присвоен статус особо охраняемой территории. Весь полигон занимает пространство около 6 км². Со всех сторон он огорожен забором с колючей сеткой – в советское время это место было засекречено и постоянно охранялось. По приблизительным подсчетам, на полигоне было расстреляно более 20 тысяч, ежедневно примерно по 60-70 человек, но пик казней пришелся на 28 февраля 1938 года. В этот день количество расстрелянных превысило 500 человек. Казни продолжались вплоть до середины 1950-х. Среди них были и священники, и художники, и политзаключенные, и даже простые 80-летние старики, отказавшиеся предать свою веру.

В 1997 году на месте массовой гибели православных христиан был воздвигнут деревянный храм в честь Бутовских новомучеников. Инициатива в строительстве храма принадлежала старосте общины мирян, кандидату геологических наук Кириллу Каледе, который после завершения строительства храма принял священный сан и стал настоятелем храма. Отец Кирилл – сын известного московского священника протоиерея Глеба Каледы, книги которого известны не только в нашей стране, но далеко за рубежом.

В настоящее время уже завершино строительство нового белокаменного собора в честь Бутовских новомучеников. Новый соборный комплекс включает в себя помимо верхнего и нижнего храма также музейную экспозицию, посвященную бутовским святым, которая располагается в цоколе собора, а также большую колокольню. Примечательно, что в строительстве храма было использовано необычное для православных храмов новшество: под хорами создан специальный балкон для детей, чтобы маленькие прихожане могли наблюдать за службой сверху.

12 июня приходом Казанской церкви с. Глебово была организована поездка к месту погребения настоятеля храма священномученика Алексия Смирнова на Бутовском полигоне под Москвой, где был отслужен молебен священномученику, а также лития у поклонного креста по усопшим, захороненным на этом месте.

Отец Алексий до конца стоял в своей вере, за что был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в действие 28 февраля 1938 года. Батюшка Алексий погребен в общей безвестной могиле, как и многие другие новомученики.

Священномученика Алексия был канонизован и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских в 2002 г. Оставшись со Христом, он в высшей степени исполнил заповедь любви: Кто хочет душу свою сберечь, то потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее. (Мф. 16:25).

Память священномученика Алексия совершается в день его мученической кончины 28 февраля, в четвертое воскресенье по Пасхе – Собор Бутовских новомучеников, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских в ближайшее воскресенье после 7 февраля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *