Голгофа

Археологические данные не говорят нам о сути Крестной жертвы и Воскресении Христовом, но они позволяют нам понять контекст Евангельских событий. Данные раскопок дают зримое подтверждение веры, с их помощью мы понимаем, что в Евангелиях содержится именно исторический, а не мифологический рассказ.

Отец Александр Тимофеев, автор текста, на раскопках

Где прошла Тайная вечеря?

В наше время в Иерусалиме показывают примерное место Тайной вечери, которое носит название Сионской горницы. Она представляет собой остатки церкви, построенной около XIV века францисканцами и впоследствии переделанной арабами в мечеть. Поэтому мы должны понимать, что нынешняя Сионская горница не является тем самым помещением, в котором проходила Тайная Вечеря. Более того, само местоположение дома, описанного в Евангелиях, мы можем установить только примерно.

Сионская горница

В настоящее время под Сионской горницей находится синагога, в которой показывают гробницу царя Давида. Если это действительно та самая гробница, то становятся понятны слова апостола Петра, сказанные в день Пятидесятницы: Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня (Деян 2:29).

В этот день апостолы собрались в том же месте, где совершалась Тайная вечеря, а им по преданию являлся дом апостола Марка. Апостол Петр как будто указывает на гробницу. В таком случае действительно Сионская горница может быть связана с гробницей царя Давида, поскольку по преданию семья апостола Иоанна Марка была хранительницей гробницы царя Давида.

Каким город был при Ироде?

Реконструкция Иерусалимского храма

Ирод использовал при строительстве римские технологии того времени. И, действительно, мы находим развалины прекрасных больших зданий римского периода существования города. Храмовая платформа даже по современным меркам впечатляет размерами.

В Евангелии есть слова, которые говорят о том, что апостолов поражала мощь иерусалимских строений: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! (Мк 13:1).

Где Христос шел на Голгофу?

Фото Владимира Ештокина

Наибольшие вопросы с археологической точки зрения вызывает так называемый Скорбный Путь Господа, или Via Dolorosa, по которому многочисленные христианские паломники проходят от Гефсимании до храма Гроба Господня.

Надо понимать, что Via Dolorosa — это путь крестного хода католических паломников. Он окончательно утвердился после крестовых походов в XIV веке. Францисканцы решили, что вероятное место расположения претории Понтия Пилата — это крепость Антония. Маршрут крестного хода, который раньше проходил южнее Храмовой платформы, был перенесен ближе к крепости. Но византийские паломники ходили иначе, и этот путь был гораздо ближе к тому, что можно установить на основании данных археологии.

К такого рода памятным местам Иерусалима, как Via Dolorosa, надо относиться, как к некой иконе на местности. А икона, как известно, хотя и не передает, в отличие от портрета, изображение с доскональной точностью, тем не менее открывает путь к встрече с событием или изображенным лицом.

Где Пилат судил Христа?

Другой вопрос, который для археологов остается открытым, — это место суда Пилата над Христом. Вероятно, это событие происходило не в крепости Антония, а в бывшем дворце Ирода Великого, который находился в распоряжении Понтия Пилата.

Реконструкция дворца Ирода, макет

Интересно, что Иосиф Флавий описывает действия прокуратора Иудеи Гессия Флора именно во дворце: «Флор переночевал в царском дворце, а на следующий день приказал поставить перед дворцом судейское кресло, на которое он взошел. Первосвященники и другие высокопоставленные лица, как и вся знать города, предстали перед этим судилищем» (Иудейская война. II, 14:8).

Где находится Голгофа и Гроб Господень?

Другой не менее серьезный вопрос, который уже не первый век волнует умы людей, — подлинность места страданий Спасителя и подлинность самого Гроба Господня. После восстания Бар Кохбы (132—135 гг.), Иерусалим был окончательно перестроен и превратился в римский город Элия Капитолина. На месте Гроба Господня и Голгофы был возведен огромный храм Афродиты. Находившаяся вне стен города Голгофа возвышалась над участком каменоломни, который был полностью засыпан и выровнен. При этом сам скалистый выступ Голгофы высотой около 5 метров стесан не был, а выходил прямо на улицу. Следовательно, когда епископ Макарий и равноапостольная царица Елена искали Крест и Гроб Господень, имелся заметный ориентир, и место не могло потеряться. Крест Господень был сброшен в водосборную цистерну, ставшую непригодной из-за трещины. Отверстие цистерны видно и сейчас в потолке над местом обретения Креста.

Место обретения Креста. Сверху — отверстие цистерны

В XIX веке английский генерал Гордон, справедливо предполагая расположение Голгофы вне стен города, решил, что она находится совсем в другом месте. Эта теория, правда, не учитывала того, что границы Иерусалима времен Христа и границы современного города не совпадают.

Тем не менее в качестве альтернативной Голгофы была определена скала, расположенная севернее Иерусалима, напоминающая по форме череп, с двумя могилами внутри. Это место известно как Садовая могила.

Таким образом, в настоящее время традиционные конфессии, а именно: православные, католики, армяне, сирийцы и эфиопы — считают подлинным нынешнее местоположение Гроба Господня, в то время как «альтернативная» Голгофа является местом сбора различных протестантских групп: англикан, баптистов и других христианских конфессий.

В этом плане представляют большой интерес раскопки, произведенные начальником русской духовной миссии в Иерусалиме, архимандритом Антонином (Капустиным). На участке, где ныне находится наше Александровское подворье, было найдено основание стены и ворота времен Ирода. Именно здесь Спаситель должен был пройти на Голгофу.

Другим аргументом, подтверждающим подлинность Гроба Господня, являются исследования самой гробницы. Из Евангелия мы знаем, что Христа положили в гроб новый, в котором еще никто не был положен (Ин 19:41).

Гроб Господень

Гроб Господень имеет только одну нишу с ложем, в которую можно было положить тело усопшего. Традиционные же усыпальницы имели несколько боковых ниш, в которые клались тела умерших. Примерно через год кости человека забирали, омывали розовой водой и складывали в особый ящичек (оссуарий).

Почему же гробница Спасителя такая маленькая, с одним ложем? Небольшой размер гробницы, свидетельствует как раз о том, что она была новая, а значит, использовалась в первый и единственный раз. Тот факт, что гробница, в которой был положен Господь, в дальнейшем не разрабатывалась, говорит о том, что ее владелец не дерзнул хоронить в ней кого-либо еще. Гробница Иосифа Аримафейского, владельца гробницы, устроившего погребение Спасителя, расположена рядом.

1) Голгофа — — холм в окрестностях Иерусалима , на котором был распят Иисус Христос . Слово употребляется как синоним мученичества и страданий.

2) Голгофа — (лоб, череп) (Мф 27.33; Мк 15.22; Ин 19.17)-место вне северной (древней) стены Иерусалима, куда был выведен для казни и где был распят на кресте Господь Иисус Христос. Люди не могут с определенностью указать это место. В северо-западной части Иерусалима находится церковь Гроба Господня, построенная в 335 г. царицей Еленой якобы над гробом, в котором был положен Господь. Но это место находится внутри стен, которые были и во времена Христа. Вне же стен по соседству с Дамасскими воротами находится небольшой скалистый холм до сих пор издали напоминающий верхнюю часть черепа, который и мог быть Голгофой. По преданию, в этом холме была пещера Иеремии, в которой пророк плакал о разрушении Иерусалима и где написал книгу Плач Иеремии.

3) Голгофа — (евр. — череп ) — холм вблизи древнего Иерусалима , на котором был распят Иисус Христос ; по преданию на Голгофе был погребен Адам.

4) Голгофа — (арам.: череп ), место черепа, лобное место , холм на северо-западе от Иерусалима ; место суда и смертной казни; место распятия Иисуса Христа. По христианскому преданию, в Голгофском холме был погребен Адам. Кровь Христа стекала на череп Адама и в его лице омывала все человечество от скверны греха, отсюда изображение черепа — «адамовой головы» — в подножии креста . Голгофа в представлениях Святой Руси — «Пуп Земли», священный центр мира.

5) Голгофа — — место, где был распят Господь Иисус, находилась близ Иерусалима (Иоан. 19:20), вне стен города (Мат 27:33; Map. 15:22; Иоан. 19:17; Евр. 13:12). К ней примыкал сад с новой могилой, в которой тело Иисуса покоилось до воскресения (Иоан. 19:41). Название Голгофа, т.е. верхняя часть черепа, происходит от арамейского гулгулта, еврейского гулголет. и м б. намекает на внешний вид местности: круглый холм Но под этим названием нельзя подразумевать лобного места, т е. обычного места казни с разбросанными черепами, что для евреев было мерзостью, да и едва ли какие-либо высокопоставленное лицо согласилось бы в таком неприятном соседстве иметь сад с могилой. Действительное местоположение Голгофы — предмет споров Предание говорит, что оно находится внутри одной из часовень церкви Св. Гроба Господня, расположенной к северу от Сиона, внутри старого города. Церковь, по преданию, построена царицей Еленой в 335 г. по Р Хр. Однако, трудно предположить, чтобы это место находилось вне городских стен во время Христа. Если к этому прибавить, что внутри храма показываются многие другие достопримечательности, как-то: камень (скала), который расселся во время смерти Христа: каменный столб, у которого бичевали Христа; большой камень, на котором Он сидел в терновом венце; большой камень, на котором обвили пеленами Его тело, и могилу, в которой Он покоился до воскресения, то особенно чувствуется правда слов, написанных по-гречески на мраморной доске над входом в святую могилу: «Что вы ищете живого среди мертвых? Его нет здесь: Он воскрес».

Соседние слова

Что такое Глоссарий
Что значит Глоссаторы
Что означает Глхатун
Значение Гокча
Голгофа ↓
Что такое Голова
Что значит Головничество
Что означает Голытьба
Значение Гольф

Понятие слова «Голгофа»

Такой достопримечательностью является Гора Голгофа – это священное место для христианства на краю израильского города Иерусалим. Сюда, по поверью, нёс свой крест Сын Божий, здесь его на нем распяли. Духовный смысл слова Голгофа имеет немаловажное значение. На иврите «голгофа» значит «лобное место», там проводили публичную казнь. Под горой, имелась большая яма, куда солдаты складывали трупы преступников, а также кресты, на которых их распяли. С арамейского языка «голгофа» имеет значение «череп». По некоторым данным это могло положить основу имени известного холма.

Возможно, гора была названа именно так, благодаря своей внешней похожести с людским черепом. В христианстве укрепились другие имена этой местности – латинское «Кальвария» и греческое «Великий Кранион», что в обоих случаях означает «череп».

История Голгофы

Путем множественных археологических раскопок в районе нынешнего холма Голгофа ученые смогли получить ясное представление об этой местности. Понять порядок образования священного места. Известно, еще до нашей эры в VIII веке Голгофа являлась частью скалы Гареб, которая применялась как каменоломня. В I веке до н.э. этот район засыпали грунтом, выровняли и разбили сад, окруженный склонами гор. Раскопки также показали, что там вполне могли организовываться кладбища. В западной части скалы были найдены две гробницы, одна из них и принадлежала Иисусу Христу.

В первой половине VII века при реконструкции Церкви Воскресения Господня холм Голгофа включили в часть храма. Над горой была построена четырехугольная церковь, с востока соединённая с базиликой Мартириум.

Следующая восстановительная перестройка, прошедшая в ХI веке после случившегося пожара, придала холму Голгофа вид, который в сущности не поменялся до сегодняшнего дня. Чтобы объединить Голгофу и Храм Гроба Господня в единый храмовой комплекс, была возведена двухэтажная церковь. Отныне, попадая в Храм Гроба Господня, стало возможным передвигаться от церкви к церкви, всё ближе продвигаясь к горе Голгофе.

Где находится Голгофа в Иерусалиме?

Поблизости холма Голгофа расположилась важнейшая христианская реликвия – Церковь Воскресения Христова, чаще узнаваемая как Храм Гроба Господня. Эти две ценности, играющие важную роль в современной православной церкви (и не только), привлекают в Израиль паломников со всего света. Сюда едут миллионы людей ежегодно, чтобы увидеть и прикоснуться к священным местам, связанным с самим Сыном Божьим.

Две теории расположения Голгофы

Существуют две версии местоположения на карте места, где распяли Христа и подлинности Гроба Господня. Первой придерживаются православная и католическая церковь. Они считают нынешнее местонахождение Голгофы и место захоронения Спасителя единственно верным. Принято считать, что Голгофа находится в конце улицы, по которой Христос шел, неся свой тяжелый крест. Эта улица называется Виа Долороса или дорога скорби. Еще один момент, дающий право верить в подлинность этого места, это сам крест, на котором был распят Сын Божий. Он был скинут в цистерну с водой, в результате чего она дала трещину.

Эту получившуюся трещину мы можем увидеть и сегодня на том самом месте. Еще одним доказательством правильности расположения является сама гробница. В те времена людей хоронили по несколько человек в одной усыпальнице. Гроб Господень же отличается наличием одной ниши для тела, это означает, что пророк был захоронен в совершенно новую усыпальницу. А как гласит Евангелие, Иисуса положили в гроб новый, в котором еще никто не был положен (Ин 19:41).

Другая теория, которой придерживаются различные протестантские группы, считает, что церковь и гора Голгофа находятся севернее Иерусалима, за его сегодняшними границами. Правда, почему-то они упускают из виду, что границы израильского города Иерусалим очень сильно изменились с евангельских времен, и то, что в те времена было окраиной, сейчас есть центр современного города. Гора, которую они считают Голгофой, так же внешне напоминает череп и внутри ее имеются две могилы. Это место принято называть Садовая могила. Больше фактов для подкрепления этой теории нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *