Горное место

Обычно храм состоит из притвора, средней части и алтаря.

Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.

Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.

Иконостас

Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.

Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.

Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.

В алтаре

Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.

Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.

Престол

Внутри престола находятся мощи святых, ибо в древности, в первые века, христиане совершали Евхаристию на гробницах святых мучеников. На престоле находится антиминс — шелковый плат, на котором изображено положение Спасителя во гроб. Антиминс в переводе с греческого языка означает вместопрестолье, так как в нем также имеется частичка святых мощей и на нем совершают Евхаристию. На антиминсе в некоторых исключительных случаях (например, в военном походе) можно совершать Таинство причащения, когда нет престола. На престоле стоит дарохранительница, обычно сделанная в виде храма. В ней находятся запасные Святые Дары для причащения больных на дому и в больнице. Также на престоле — дароносица, в ней священники носят Святые Дары, когда идут причащать болящих. На престоле располагается Евангелие (его читают за богослужением) и крест. Сразу за престолом стоит семисвечник — большой подсвечник с семью лампадами. Семисвечник был еще в ветхозаветном храме.

За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.

В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.

Жертвенник

В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.

Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.

Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.

Во времена святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого «топонимика» православного храма сильно отличалась от современной. Зрительные доминанты пересекали храм не поперек, а вдоль. Взор человека, вошедшего в храм, привлекала величественная сень над престолом, которая практически не была скрыта алтарной преградой ввиду малой высоты последней. За престолом, у самой восточной стены алтаря, было хорошо видно богато украшенное сопрестолие или горнее место.

Со времен первых христиан

Формирование сопрестолия началось еще в катакомбный период Христианства. Мы находим его уже в подземной церкви святой мученицы Агнии (Агнессы) в Риме. В этой древней церкви, высеченной в известковой породе, сидение для архиерея представляет собой кресло со спинкой и ручками, углубленное в стене храма за престолом.

Евсевий Кесарийский в своем знаменитом описании храма, построенного в г. Тир епископом Павлином, упоминает о располагавшихся в его алтаре «многочисленных престолах и скамьях», предназначенных для архиереев и пресвитеров.

Руины кафедрального собора г. Иераполя (VI в.). Видны граница алтаря и древнее Горнее место. Оно представляет собой полукруглые ряды ступенек. Сразу за престолом, на центральном троне, сидел епископ, по обе стороны от него, на разной высоте, – священники.

Исследователи предполагают, что именование «горнее место» ввел в обращение святитель Иоанн Златоуст, назвавший его в своем чине Божественной Литургии «горним (то есть возвышенным) престолом». Этот факт ясно указывает на богословское значение сопрестолия: как архиерей или возглавляющий Литургию священник становится образом Христа, так и горнее место знаменует собой духовное Небо, а стоящий на нем трон является указанием на трон Небесного Царя.

План сопрестолия на протяжении столетий практически не изменился. В центре его находится архиерейский трон, от которого полукругом расходятся скамьи или иные сиденья, предназначенные для священников. Однако в древности горнее место могло иметь несколько рядов, при этом архиерейский трон располагался таким образом, что сидящий на нем оказывался выше всех, и его было хорошо видно всем в храме. Это символически напоминает об описании из Апокалипсиса: «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий… И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» (Откр. 4, 2–4).

Интересно, что во времена святого Иоанна Златоуста архиерей произносил проповедь прямо со своей кафедры на горнем месте. Святитель приблизил проповедника к народу, начав произносить проповеди с амвона, что вначале вызвало непонимание многих: в те времена амвон был предназначен для чтеца.

Памятники Византии

Синтрон храма святой Ирины, Константинополь

В Византии начиная с VI столетия сидения для архиерея и его сослужителей объединялись в цельную конструкцию, именуемую синтроном. Павел Силенциарий сообщает, что синтрон храма Софии Константинопольской был обложен серебром. К сожалению, до наших дней это величественное произведение церковного искусства не дошло. Зато сохранилось сопрестолие церкви святой Ирины, расположенной в непосредственной близости от Софийского собора. Этот храм имел немалое значение в богослужебном обиходе столицы ромеев, выступая своего рода «дублером» Святой Софии. В определенные дни года, зафиксированные строгим протоколом соборных богослужений империи, здесь служил патриарх. В частности, в этом храме молился и проповедовал святитель Иоанн Златоуст, здесь же некоторое время пребывали его святые мощи, привезенные с места ссылки, где он скончался. Синтрон храма святой Ирины представляет собой каменный амфитеатр, состоящий из пяти ступеней, по ширине перекрывающий всю дугу алтарной апсиды. Таким же образом горнее место было устроено во многих других храмах. Источники упоминают, что архиерейский трон располагался на верхней ступени амфитеатра, места же сослужителей находились ниже и могли быть расположены в несколько рядов. Восхождение архиерея на высоту горнего места понималось толкователями, в частности, блаженным Симеоном Солунским, как напоминание о Вознесении Господнем, а также о духовном восшествии от земного к небесному, к которому призван каждый христианин.

Ввиду богословской значимости архиерейского трона, расположенного в центре сопрестолия, его устраивают даже в храмах, крайне редко посещаемых священноначалием. Как известно, священник совершает богослужение властью, делегированной ему архиереем, что видно и из богослужебных текстов. Напоминанием об этом, знаком иерархичности и единства Церкви является архиерейское место в алтаре.

Архиерейский трон

Трон архиепископа Максимиана, VI в, Равенна

С древнейших времен архиерейский трон богато украшали, причем украшения эти имели символическое значение. Так, вырезанный в III столетии по Р.Х. мраморный трон-кафедра священномученика Ипполита декорирован изображениями голов неких фантастических существ. Нередко архиерейские троны украшали скульптурными изображениями львиных и даже собачьих голов – очевидно, в знак мужества, верности и духовного бодрствования. Можно было увидеть на них и фигурку голубя, а также диковинных грифонов – зооморфных крылатых существ. В архиепископском музее Равенны сохранился изготовленный в середине VI столетия трон архиепископа Максимиана, ранее украшавший храм святителя Виталия. Он со всех сторон обложен пластинами слоновой кости, покрытыми резными изображениями тончайшей работы. Отметим, что традиция изготавливать троны именно из этого материала восходит еще к престолу царя Соломона, упоминаемому в Библии: «И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом; к престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников…» (Книга III Царств, 10, 18-20). Искусство резчика запечатлело образы Спасителя, четырех Евангелистов, святого Иоанна Предтечи. Апостолы облечены в длинные античные одеяния и напоминают римских и греческих мудрецов. Исполнена нежной грации фигура Пресвятой Богородицы в сцене Рождества Христова. Исполнены внутренней динамики и эмоциональности сюжеты из жития Иосифа Прекрасного и из земной жизни Спасителя. Среди последних есть композиции на апокрифические темы, в частности, «Испытание Богоматери водой». Дополняют впечатление великолепные орнаменты. Роскошные виноградные лозы спускаются сверху вниз и идут по горизонтальным фризам, создавая членение композиции. Среди детальнейшим образом проработанных побегов, гроздьев и листьев скрываются величавые павлины и трепетные лани. Припадают к сосуду с водой львы с насупленными мордами, трогательно придерживает лапками кисть винограда длинноухий заяц… Художник не всегда соблюдает пропорции, так что среди виноградных лоз скрываются изображенные примерно одинаковыми по размеру утицы, козы, быки, олени, какие-то пичужки, напоминающие ласточку… Вероятно, все это образы человеческих душ, питающихся благодатью Таинств Церкви. Обращает на себя внимание смелость решения трона: получается, что иконные изображения находились за спиной и даже за ногами сидящего на нем.

Стационарные сопрестолия, выложенные из камня, были и в некоторых древнерусских храмах. Так, в Великом Новгороде в церкви Преображения Господня на Ильине улице, построенной в 1374 году, сохранились каменный архиерейский трон с расходящейся от него дугообразной скамьей, пристроенной к полукруглой восточной стене алтаря. В более позднее время троны и скамьи на горнем месте стали делать преимущественно переносными, вырезая их из дерева.

В наши дни

1. Трон на Горнем месте собора Курской Коренной пустыни

В наши дни при благоукрашении храма горнее место стараются зрительно выделить, подчеркивая этим его духовно-символическое значение. По сложившейся в Православной Церкви традиции эта часть алтаря обычно бывает видна мирянам только через открытые Царские врата. Зрительной доминантой становится находящаяся на горнем месте икона и расположенный под ней трон. В кафедральных соборах его нередко помещают под торжественно украшенной сенью.

Такая сень на горнем месте, созданная мастерами Свято-Троицкого братства г. Щигры, находится в Благовещенском соборе г. Воронеж. Она несет те же художественные решения, что и иконостас: резное дерево красноватого тона, ажурная позолоченная резьба колонн и вставки из натурального цветного камня перекликаются с алтарной преградой, создавая гармоничное единство.

2. Горнее место Богоявленского храма, г. Москва

Решение горнего места в алтаре Курской Коренной пустыни воплотило в себе богословскую символику и смысловую преемственность с работами мастеров древности. Архиерейский трон великолепен. Его подлокотники опираются на головы львов – мотив, пришедший от трона царя Соломона и употреблявшийся в разные эпохи в убранстве престолов духовных и светских владык. В орнаментах сочетаются мотивы виноградной лозы и райских растений. Яркая позолота трона сочетается с таким же золочением, украшающим иконостас и убранство алтаря. Над троном возвышается киот с ростовым образом Пресвятой Богородицы в позолоченной раме. Рама эта состоит из резных колонн и нескольких рядов объемных узорчатых карнизов. Венчает сооружение крест, под которым расположен образ шестикрылого серафима. Таким образом киот становится одновременно и своеобразной сенью на горнем месте. По сторонам от него расположены полукруглые скамьи для священников. Стилистическим продолжением архиерейского трона можно назвать сиденье для архиерея, устанавливаемое на кафедре в центральной части собора в определенные моменты богослужения. Не имеющее спинки и более скромное по декору, оно украшено скульптурными резными головами и лапами львов.

В Богоявленском храме на Никольской улице г. Москвы пространство Горнего места выделено резной сенью из светлого дерева и такими же киотами. Украшающие ее орнаменты перекликаются с облачением престола и жертвенником. Сдержанное алтарное убранство выглядит детально проработанным и завершенным.

Алина Сергейчук

На фотографиях 1–5 работы мастеров Свято-Троицкого братства г. Щигры +7 (495) 778-37-36, www.shigri.ru

Горнее место собора Курской Коренной пустыни

Немного символики: Горнее место православного храма с архиерейским троном несет нам важнейшие символические смыслы, говоря о единстве Церкви. В наши дни эта мысль особенно актуальна. Единство это, как и многое в христианстве, имеет несколько уровней. Самый простой – иерархическая связь всех православных, от Патриарха до простого богомольца. Невозможно стать священником без рукоположения от архиерея. Нельзя освятить храм без данного Священноначалием антиминса. Не может быть Таинств Церкви без священства. Другой смысл – историческая преемственность, единство всех поколений земной Церкви. Каждый православный священник через длинную цепь поколений имеет преемственность от апостолов, а соответственно – от Самого Спасителя, пославшего на проповедь Своих учеников. А значит, не может быть благодати на последователях раскольников и еретиков, отпавших от церковного единства, лишившихся благодати и в этом печальном состоянии незаконно совершавших рукоположения. Наконец, единство церковное – это общность земной и Небесной Церкви: каждого из нас – и святых, пребывающих у Престола Вседержителя.

Другое название: сопрестолие, синтрон

Что такое горнее место?

Горним местом называют возвышение у восточной стены алтаря, в центре алтарной апсиды. Слово «горнее» означает «возвышенное». И действительно, в этом месте традиционно устраивают помост. На нем стоит трон для архиерея. Даже если архиерей редко посещает данный храм – кресло на Горнем месте указывает на духовное единство Церкви и на послушание главе епархии. По сторонам от архиерейского трона располагаются сиденья для священнослужителей.

В древности Горнее место называли сопрестолием, то есть местом, где располагается архиерейский престол и смежные с ним места для священников.

Над горним местом на стене помещают образ Христа. Образ этот именуется запрестольным. Как правило, он изображает Воскресшего Спасителя. Нередко запрестольную икону на горнем месте помещают в окне и выполняют в технике витража, то есть создают из цветного стекла. Лучи солнца, проникающие через стекло, «оживляют» икону и делают ее светоносной, украшая храмовый интерьер.

Из истории

В древности горнее место могло иметь несколько рядов, наподобие амфитеатра. Это сооружение именовалось синтроном. Архиерейский трон располагался в центре, вверху, так что сидящий на нем оказывался выше всех, и его было хорошо видно всем в храме. Это символически напоминает об описании из Апокалипсиса: «…и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий… И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» (Откр. 4, 2–4).

Во IV веке по Р.Х. архиерей произносил проповедь прямо со своей кафедры на горнем месте, то есть из глубины алтаря. Святитель Иоанн Златоуст приблизил проповедника к народу, начав произносить проповеди с амвона, что вначале вызвало непонимание: в те времена амвон был предназначен для чтеца.

Духовно-символическое значение

Считается, что название «горнее место» ввел в обращение святитель Иоанн Златоуст, назвавший это место в храме «горним престолом». Само именование горнего места указывает на его богословское значение: как архиерей или возглавляющий Литургию священник становится образом Христа, так и горнее место знаменует собой духовное Небо, а стоящий на нем трон является указанием на трон Небесного Царя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *