Городище храм

Иоанно-Предтеченская церковь в Коломне считается одной из старейших во всей Московской области. И хотя историки до сих пор спорят о точной дате ее основания, все-таки известно, что храм был построен в первой половине 14 века. За свою долгую историю Иоанно-Предтеченская церковь пережила многое.
К сожалению, до нас не дошли многие святыни церкви. Единственная сохранившаяся икона, «Иоанн Предтеча. Ангел пустыни», сейчас в Третьяковке.
Так, в 30-е годы прошлого века храм был сильно разграблен и заколочен и вновь открылся лишь в 1993 году. С того времени здесь стали проводиться службы, но колокольня храма вновь зазвучала лишь в 2008 году (в советское время колокола Иоанно-Предтеченской церкви в Коломне демонтировали и расплавили).
Сейчас храм встречает туристов в обновленном виде и приглашает на богослужения.

К сожалению, до нас не дошли многие святыни Иоанно-Предтеченской церкви, к примеру, такие как Евангелие 17 века и иконостас. Добраться до Иоанно-Предтеченской церкви в Коломне можно на городских автобусах №1, 10 и 17. Остановка, на которой нужно сойти, называется «Городище», поскольку Иоанно-Предтеченская церковь находится в одноименном селе.

Село Городище было основано, предположительно, в 20-х годах XIX века переселенцами из Воронежской губернии. История храма Архангела Михаила началась уже с 1836 года, когда жители села обратились за разрешением построить собственную деревянную церковь. Разрешение было получено, но первый деревянный храм, а также, возможно, и построенный позже второй — тоже деревянный, погибли от пожара. В 1880 году начинается строительство нынешнего каменного храма по одному из немного измененных образцовых проектов архитектора К.А. Тона. Глину для кирпичей добывали недалеко от села. Кирпич до храма доставляли вручную. Молодежь, собираясь на вечерние посиделки, должна была первым делом принести кирпичи к строящемуся храму, поднять его по лесам к месту кладки и аккуратно сложить, только тогда юноши и девушки отправлялись на гулянья. Храм строили «всем миром». В 1892 году на колокольне были установлены колокола, и храм был освящен епископом Оренбургским и Уральским Макарием (Троицким). Храм был закрыт 14 апреля 1931 года. Двое священнослужителей храма и несколько человек причта были репрессированы. Здание храма использовалось как зернохранилище, мастерская по ремонту тракторов, склад цемента, а после – было заброшено. В 50-е годы XX века храм, как недопустимое напоминание о вере, пытались разрушить, но здание устояло, хотя и сильно пострадав Восстановление. храма началось в 1991 году силами жителей села и с помощью благотворителей. Была достроена полуразрушенная колокольня, восстановлены росписи, иконостас (с использованием небольших сохранившихся фрагментов дореволюционного иконостаса), написаны новые храмовые иконы, построена гостиница для паломников и приведена в порядок территория. В 2010 году завершилось строительство деревянной водосвятной часовни и купели на новоустроенном святом источнике в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». После восстановления и возобновления богослужений храм Архангела Михаила получил известность, как место прославления чудотворного списка афонской иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница». Эта икона была возвращена в храм с началом его восстановления, и с самого начала обращающиеся перед ней к Пресвятой Деве стали получать благодатную помощь в болезнях, укрепление в вере, благословение в делах. Поэтому по вечерам каждую пятницу и воскресенье перед иконой «Скоропослушница» в храме стали совершаться особые молебны, на которые собираются не только жители села, но и верующие с Оренбурга, окрестных сел и даже соседних областей. Село Городище известно как одно из важный мест паломничества в Оренбургской епархии (наряду,например, с Никольским собором г. Оренбурга, где по благословению митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина определено современное место хранения иконы). Кроме того в храме Архангела Михаила со времени его восстановления собраны частицы мощей многих почитаемых святых Православной Церкви: равноапостольной Марии Магдалины, великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Серафима Саровского, преподобных Оптинских старцев и многих других, и появление многих из них в нашем храме имеет свою историю

Сайт прихода.


Предтеченский храм «на Городище» является образцом «послемонгольской архитектуры» и относится к числу трех, дошедших до наших дней памятников архитектуры этого времени. Помимо храма «на Городище» — это Никольская церковь в селе Каменском Наро-Фоминского района и церковь Рождества Богородицы в селе Городне Тверской области. Многочисленные черты сходства этих памятников (бесстолпность, отсутствие лопаток, членящих фасады, схожие карнизы абсид, белокаменные консоли, наличие угловых пилонов и особенности кладки) позволяют исследователям относить их к единой классификационной категории. Рекомендую ознакомиться с замечательной работой С.В. Заграевского «Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII–первой трети XIV века». Хорошо сохранившийся зооморфный барельеф: Б.Л.Альтшуллер трактует изображенное существо как «единорога», С.Заграевский считает, что это не что иное, как «василиск»— чудовище с головой петуха, толстым языком, львиным туловищем и змеиным хвостом.
02 Согласно исследованиям Б. Л. Альтшуллера, храм датируется второй половиной XIV века, по более современным исследованиям С. В. Заграевского — в начале XIV века. Церковь построена из грубоотёсанных белокаменных блоков.

03 От этого древнейшего сооружения до нас дошли стены четверика примерно на половину его высоты, а также стены апсид. В XVI веке храм был существенно перестроен. Верхнюю часть здания заново сложили из кирпича и гладкотёсаного белого камня, при этом фасады разделили лопатками на три прясла.

04 В 1965—1969 храм отреставрирован под руководством М. Б. Чернышёва, в результате чего зданию возвращён облик XVI века. Церковь Зачатия Иоанна Предтечи расположена в центре древнего села Городище (в настоящее время село вошло в городскую черту Коломны). Село расположено на берегу реки Коломенки. Топографически удобное для устройства укрепленного поселения, место это было обжито нашими предками еще в древности.


05 Хорошо сохранившийся зооморфный барельеф, принадлежащий церкви «на Городище», является не только уникальным по своей архаичной форме памятником каменного декора, но и косвенным свидетельством принадлежности храма «на Городище» к началу XIV века. Исследователи расходятся в трактовке изображения, что существенно влияет на вопросы атрибуции данного памятника. Б.Л.Альтшуллер трактует изображенное существо как «единорога», не имеющего прецедентов в домонгольском зодчестве, датируя данный барельеф второй половиной XIV в. С.Заграевский принципиально меняет трактовку барельефного изображения. Исследователь считает, что Городищенский фрагмент декоративного убранства есть не что иное, как «василиск»— чудовище с головой петуха, толстым языком, львиным туловищем и змеиным хвостом. Пластическая трактовка изображенного существа в виде василиска является косвенным подтверждением в пользу более раннего происхождения Городищенского барельефа, поскольку изображений подобных существ (василисков) в декоре домонгольских храмов достаточно много, например во владимиросуздальских храмах.

06 От древней постройки XIV века до нашего времени дошли, наполовину высоты, стены четверика, не имеющие наружных лопаток и алтарные апсиды, сложенные из грубо отесанных блоков известняка. На стыке старой и более поздней кладок стен, из под штукатурки раскрываются белокаменные консоли, служившие ранее опорами для архивольтов закомар. Консоли по своему профилю и размерам совершенно аналогичны консольным блокам, найденным при исследовании Никольской церкви в селе Каменское Наро-Фоминского района.
07

08 Самые ранние сведения о церкви содержатся в Писцовой книге 1577—1578 гг., называющей Городище вотчиной «владыки Коломенского» и отмечающей в селе «храм Зачатия Иоанна Предтечи каменно, да теплый храм Николы чудотворца, да предел Димитрий Чудотворец Прилуцкой, древена, клетцки…».На стыке старой и более поздней кладок стен, из под штукатурки раскрываются белокаменные консоли, служившие ранее опорами для архивольтов закомар. Консоли по своему профилю и размерам совершенно аналогичны консольным блокам, найденным при исследовании Никольской церкви в селе Каменское Наро-Фоминского района.

09 В 1780 году выстроены новая колокольня и связанная с ней трапезная. В результате многих переделок в церкви оказалось три престола: главный, в честь Зачатия Иоанна Предтечи, и два в трапезной — в честь святителя Николая и апостола Иакова, брата Господня.
10
11
12
13
14
15 Из икон сохранилась до нашего времени лишь одна — «св. Иоанн Предтеча. Ангел пустыни», написанная в 1390−х гг. иконописцем школы Феофана Грека в лучших традициях царьградского стиля. Храмовый образ Предтечи, изображенного в полный рост с крыльями за спиной, исполнен внутренней мощи и духовной силы. Икона хранится в запасниках Третьяковской галереи.
Все мои посты сначала выходят в моем журнале: http://bdb-2000.livejournal.com

Киевский храм Зачатия Иоанна Предтечи в Беличах. Июль 2010 г. Справа от строящегося храма — храм в переоборудованном жилом доме

Киевский храм в честь Зачатия Иоанна Предтечи в Беличах Украинской Православной Церкви.

Одноименный храм в Беличах был разрушен в 1960-е гг., при хрущевском гонении на Церковь (находился в районе пер. Вл. Ульянова, у школы №55). В настоящее время храм располагается в переоборудованном бывшем жилом доме. 19 января 1990 г., на Богоявление, состоялась первая Литургия. В 1999 г. начато строительство храма на проспекте Победы, 111 (ныне – отдельный Благовещенский храм).

26 апреля 2006 г. начато строительство «типового» храма, 14 октября 2006 г. архиерейским чином совершено освящение закладной капсулы.

Богослужение

Воскресная школа: для детей – воскресенье, 14.00; для взрослых – воскресенье, 15.00.

Настоятели

  • Адам Кучмий, прот. (упомин. 2009)

Использованные материалы

  • Монастыри и храмы Киева. Справочник-путеводитель. Составитель свящ. Александр Кандий. Киев, 2009. С. 15

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *